На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 673 подписчика

Свежие комментарии

  • Семен Смолкин
    А известны даты пусков САС?Этот день в авиац...
  • Юрий Баканов
    Спасибо за хорошую подборку.Этот день в авиац...
  • Юрий Баканов
    24.04.1942г. погиб командующий авиацией ЧФ Остряков в городе Севастополе.Этот день в авиац...

BD-5J. Реактивный самолет своими руками

 

 

Фильмы о Джеймсе Бонду видели многие, не секрет что эти фильмы насыщены инженерным абсурдом, выдаваемым за последний писк НТР, но не всегда. Так, в фильме Джеймс Бонд. Агент 007: Осьминожка / James Bond: Octopussy (1983) присутствовал сверх-скоростной реактивный самолет размером с байк.Как ни странно этот самолет существует в реальности.

Консультанты предлагали продюсеру Джону Глену сделать сцену с этим авиа-уродцем методом комбинированной съемки, но продюсер уперся и захотел натуры. Он пригласил конструктора Джима Беде, специалиста по аэро-крикетам (любительским самолетам с габаритами до 5x4 метра), и предложил поставить на подобную игрушку реактивный двигатель. Так в 1971 на основе BD-5 родился "BD-5J", и скоро миллионы потребителей кино-лапши увидели его на экранах. "BD-5J" не был сверх-скоростным, но 270 узлов выжимал, а этого достаточно, чтобы авиалюбитель за час полета вдоволь наглотался собственного адреналина. За год было продано 4000 KIT-наборов для изготовления "бондо-флаера" у себя в гараже.

Итак, БД-5 — сверхлегкий спортивный самолет, предназначенный для летчиков-профессионалов и пилотов-любителей любой квалификации. И тех и других интересуют высокие летные свойства, но именно любителям важно предоставить отличный обзор и сделать машину простой в управлении. Впрочем, и опытный летчик предпочтет такой самолет «слепому». А что мешает обзору? Задранный при посадке нос и двигатель впереди кабины. Решение, казалось бы, простое: «очистить» нос от мотора, передвинуть кабину на освободившееся место, «движок» расположить позади летчика, словом, поменять их местами. Увы, сумма после такой перемены слагаемых отнюдь не остается постоянной!

Что касается двигателя, то с ним все в порядке — он находится в самой середине фюзеляжа, вблизи центра тяжести. Куда хуже с воздушным винтом. Представьте: пропеллер, ось вращения которого совпадает с выходным валом двигателя, прилепили к хвосту машины, и прикиньте, в какие ходули должно превратиться шасси, чтобы лопасти не задевали землю. Сделайте поправку на задирание носа (а значит, опускание хвоста) при взлете и посадке. Ясно, что если и можно сделать такие цаплеподобные «ноги», то весить они будут больше самого самолета!                           

 

Так что же, действительно, идти на утяжеление шасси или оставить все на своих местах? Беде блестяще справился с этой задачей. Со смелостью, присущей скорее непосвященному новичку, чем искушенному инженеру, он ставит винт гораздо выше двигателя и соединяет их обыкновенной клиноременной передачей! Шкивы и ремень — их опасались даже во времена младенчества авиации, предпочитая цепи и зубчатые колеса.

Подведем итоги. Двигатель расположен в идеальном для центровки месте. Толкающий винт работает в лучших условиях, чем тянущий, — не тратит сил на бесполезную обдувку фюзеляжа. Так как пропеллер поднят над продольной осью самолета, нет необходимости в высоком шасси. Его легко сделать трехколесным, с носовой стойкой. Из-за 6лагоприятной центровки (все самые массивные агрегаты — вблизи центра тяжести) можно обойтись небольшими рулевыми поверхностями с коротким плечом от центра тяжести самолета. Фюзеляж укорачивается, пилоту не нужно прилагать больших физических усилий к рычагам управления. Компактный корпус более жесток и прочен. В целом достигается экономия в весе, а следовательно, и в затратах на постройку машины.

 

Удачная схема дает и массу других преимуществ. Невысокое легкое шасси без особого труда убирается вручную. На обычных самолетах вес убирающегося шасси с приводами доходит до 3 — 5% полетного веса машины. «Приземленность» «Микро», низкое положение его центра тяжести позволили уменьшить колею шасси и убирать стойки не в крыло, а в фюзеляж. Освободившиеся комлевые части крыла стали емкостями для топлива. Легкость управления дала возможность укоротить рычаг управления и расположить его не в центре кабины, а на боковой панели, по правую руку пилота.

 

По желанию покупателю поставляются «Микро» с крыльями различного удлинения — БД-5А с крылом нормальной длины (скоростной вариант) и БД-5В с длинным, как у планера, крылом (экономичный вариант). Разнятся и двигатели. В ассортименте — три модели западногерманского двигателя «Хирт» мощностью в 40, 55 и 70 л.с.

Предложив   свой   «конструктор»  для  взрослых Джеймс Беде и его фирма честно выполнили правила игры: сборка самолета должна быть посильна мало-мальски опытным самодельщикам и занимать не более 500 рабочих часов. Каждая заготовка тщательно размечена, снабжена подробнейшими чертежами в масштабе 1:1 и обстоятельными рекомендациями по обработке и сборке. Брошюры, содержащие пооперационное руководство с точными ссылками на необходимые инструменты, выполнены наглядно и скрупулезно.

 

Так же проста и сравнительно дешева эксплуатация собранного самолета. С учетом амортизации, расходов на обслуживание, профилактический ремонт, топливо, перелет «Микро» на короткое расстояние (Сан-Франциско — Лас-Вегас) занимающий 2,3 ч, стоит 8 долларов против 40 для лайнера «Боинг-747», 31 — для легкомоторной «цессны», 34 — для автобуса, 51 — для автомобиля и 16 — для мотоцикла.

 

Долгий перелет (Лос-Анджелес — Чикаго) обходится в 36 долларов против 201 для автомобиля и 126 для «Боинга-747»...

 

К началу 1973 года фирма «Беде корпорейшн» получила более 4 тыс. заказов на полуфабрикатные комплекты   БД-5 — программа,   которой   могли   бы позавидовать многие маститые авиастроительные предприятия.

 

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ БД-5В (70 л.с.)

Длина                                           4,06 м

Размах                                          6,53 м

Площадь крыла                                   4,4 кв.м

Диаметр винта                                   1,12 м

Вес пустой машины                         174,6 кг

Взлетный вес                                    322 кг

Емкость топливных баков                  79,5 л

Максимальная скорость (на уровне моря)         373,3 км/ч

Крейсерская скорость (на высоте 2300 м)        368,5 км/ч

Скороподъемность (на уровне моря)              6,85 м/с

Расход топлива (при 75% крейсерской мощности)26,5 л/ч

Дальность (при 65% мощности)                   957 км

Разбег/пробег                                  свыше 300 м

Скорость сваливания                            88,5 км/ч(с полностью выпущенными закрылками)

 

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ БД-5 "Джет"

Двигатель                                TRS-18, 1 * 91 кгс

Длина                                    3,78 м

Размах                                   5,18 м

Вес пустой машины                  193 кг

Взлетный вес                             413 кг

Емкость топливных баков            208 л

Максимальная скорость (на уровне моря)   445 км/ч

Скорость сваливания                       122 км/ч

Длина разбега                            335 м

Длина пробега                            244 м

Практический потолок                     8235 м

Дальность (при 65% мощности)             885 км

 

По материалам http://paralay.com

Картина дня

наверх