Продолжая беседу с Баскаковым, я спросил его: «Вы считаете, что пострадали из-за того, что Елян не выбрал Вас в ученики?»
«Я так думал некоторое время, — ответил летчик, — но потом пришел к выводу, что определять в данном случае, что лучше и что хуже, не в моей компетенции. Говорят, что все, что делает Бог.
Учился и у других: у Мелешко — реальному, уверенному подходу к решению жизненных вопросов, у Матвеева — умению оставаться спокойным в любой ситуации, у С. С. Попова — утонченности, умеренности и некоторым другим “светским” манерам поведения, которые проявлялись у него как в жизни, так и в работе, у Шаповала — чувству собственного достоинства, построенному на уважении своей профессии, у Шевцова — большой смелости, не выходящей, однако, за пределы разумности, у Трошина — четкости в выполнении элементов рабочего процесса, у Седова — строгому контролю за поддержанием высокого профессионального уровня и таланту располагать к себе людей, у Донско- ва — умению сочетать в своем поведении мягкость и жесткость... Замечательных учителей жизнь подарила много, и я всем им, пользуясь случаем, выражаю признание и благодарность. Я думаю, это разнообразие учителей мне было необходимо. А еше хочу сказать, что я ни в какой ситуации никогда не ищу виноватых. В любой неудачно сложившейся для меня ситуации, — подчеркнул Баскаков, — я прежде всего пытаюсь понять, чему она меня обучает. А после этого стараюсь выявить в ней свои собственные неправильные действия и работаю над самим собой, чтобы не допустить их повторения в других ситуациях...»
Летчики настороженно относятся к опенкам их летных профессиональных качеств — особенно если их дают инженеры. Но ошибаться могут и летчики. «У каждого летчика, — говорил Баскаков, — в отдельном полете можно заметить какие-то недостатки, возможно, и случайные (недоспал, переел, не с той ноги встал...). По двум-трем полетам нельзя судить о летчике. С Агаповым я летал мало, и, если он в этих полетах мне не показался выдающимся, это не значит, что он таковым не был. Мне не показался выдающимся и В. П. Борисов — из-за той напряженности, которую он создавал в экипаже, но я с ним тоже летал мало и понимаю, что не могу давать ему объективную оценку по этим полетам. Я с ним летал как-то на Ту-22М, и у нас отказал радиокомпас. Так он так сильно разнервничался, что мне, правому, пришлось в какой-то степени взять на себя руководство экипажем, хотя я только пришел из Школы. Одно- го-единственного полета оказалось достаточно, чтобы запомнить надолго — негативное... К сожалению, мы чаще всего запоминаем негативные случаи и помним их долго, а хорошее быстро забываем. Очень спокойные, уравновешенные летчики — Володя Матвеев, Сережа Борисов. Понравился мне также как летчик Сергей Попов. Веремей и Елян были хорошими летчиками, но я их больше уважал не как летчиков в первую очередь. С Еляном я летал на “144-й” и других машинах. Он очень скрупулезный летчик, он любил точность во всем: и в подготовке, и в полете. Ятя него не было мелочей. В. Н. Матвеева, С. Г. Борисова, С. С. Попова я выделяю как летчиков. А Еляна и Веремея — как летчиков-испытателей!»
Я знал как об очень достойной личности Сергея Сергеевича Попова, о котором весьма редко говорили его товарищи. Тем приятнее услышать было от Баскакова: «Сергей Сергеевич Попов — тихий, спокойный человек, военный, полковник перешел к нам на фирму из ГНИКИ еще до нашего разделения на службы. Летал он на “95-х” и “142-х”. Он никуда не рвался, ничего не доказывал, хотя был очень эрудирован. Человек, как мне показалось, светских, утонченных манер, он никогда не говорил громко, говорил кратко и по существу, никогда не выходил из равновесия. Летал он великолепно — никаких лишних движений. Какое-то время он руководил даже нашей летной службой, такое было у нас впервые — доверить службу “чужому” человеку. Однажды мы полетели часов на 15. Я был на левом кресле, а он — на правом. Мы, как обычно, взлетели, включили автопилот, и — надо поесть. Смотрю: он не ест, сидит курит... Часа через 3—4 я еше раз поел. Он опять — сидит курит. Только через десять часов полета он достал бутербродик, съел его и до конца полета ничего больше не ел. Он при этом совершенно не терял работоспособности, она, наоборот, была высокой. Я взял это себе в пример, поняв, насколько это разумно, и стал прилетать гораздо менее уставшим...»
В авиацию Сергей Попов попал «как и все», по его словам: после окончания школы (в Рыбинске, в 1967 году) поступил в Тамбовское училище. С 1971 года летал правым летчиком на Ту-16 на Дальнем Востоке. Через
два года попал на курсы командиров в Рязани, по окончании которых служил в стратегической авиации: сначала в Узине на Украине, а потом в Моздоке, заместителем командира эскадрильи. Следующий шаг в 1979 году: военная Школа летчиков-испытателей, или Центр подготовки летно-испытательного состава во Владимировке. В течение 10 лет — испытательная работа там же, в основном на тяжелых машинах. Много летал с туполевскими летчиками, в частности с Е. А. Горюновым, Б. И. Вере- меем... В 1990 году перешел на фирму Туполева. Провел особенно большую и напряженную работу по дозаправке на Ту-95, на Ту-160.
Я спросил Сергея Сергеевича, как он нашел туполевскую фирму, придя на нее впервые. Он ответил, что не хотел бы говорить о ней что-то плохое: «Лучше я скажу хорошее о военных. Я сказал бы, что во Владимировке, у военных, обстановка была здоровой, нормальной. И самых высоких летчиков, и только что пришедших связывали простые и уважительные отношения. Никогда не было финансовых конфликтов особых. Там обстановка была очень хорошая, даже замечательная.
— А почему на туполевскую фирму перешли? Пригласили?
— Да, пригласили.
— Это более престижное место?
— Я бы не сказал. Действительно, на фирме поднимают опытные машины, но не правы те летчики фирм, которые пренебрежительно говорят о работе военных летчиков-испытателей во Владимировке. Там бывали очень сложные полеты. Бывало, в день приходилось летать на трех типах самолетов. Бывало, хоть и редко, летали и на четырех типах (хотя это противоречило официальным установкам) — так было много работы. Испытания были не менее сложными, а платили в целом меньше. Там принцип оплаты был тот же, но там главной частью зарплаты был оклад, а за полеты платили относительно меньше.
— Это, наверное, правильно, если стремиться к тому, чтобы экипажи не сражались чрезмерно за полеты?
— Наверное, правильно. У военных тоже бывало, что кто-то старался урвать — это многим не нравилось. С учетом всяких особенностей мы решили (правда, противозаконно) устроить общую кассу. Потом накопленные в ней деньги мы делили коллективно, с учетом согласованных критериев.
— Это, наверное, разумно? И этого здесь не хватало?
— Не хватало...
— Вы многое сделали по испытаниям и сертификации самолета Ту-204. Вы, конечно, знаете, что некоторые ваши летчики, в частности А. Д. Бессонов, оценивали се более чем скептически. Как Вы к этому относитесь?
— К любой машине можно так отнестись. Я считаю, что для российской авиации это был шаг вперед...
— Несомненный шаг вперед. Она и сейчас достаточно хороша...
— Да, да!
И среди туполевцев Понов нашел добрых друзей. Особое воспоминание он сохранил о Веремее. Его Сергей Сергеевич помнил не только как хорошего летчика, но как замечательного человека. Однажды в очередном испытательном полете он узнал, что Попов спешит в Чкаловскую, чтоб лететь к семье во Владимировку. После того как самолет приземлился в Жуковском, Веремей первым спешно покинул кабину. Оказывается, он торопился подогнать к самолету свою «Волгу», усадил в нее ничего не понимавшего Попова и повез его... в Чкаловскую, где уже завершалась посадка. В этом был весь Веремей...
Возвращаясь к рассказу Баскакова, отмстим интересную особенность: Воронченко, личность, о которой кто-то предпочитал вообще не говорить, вызвал живую, глубокую реакцию Баскакова, хотя он потом оговорился, что ситуация с Воронченко — это, как и все остальное, о чем он говорил, всего лишь его личное видение, совершенно не претендующее на объективность. Воронченко, так же как и Веремея, Баскаков относил к неординарным личностям. И хотя это были совершенно разные люди, но общее в них все же присутствовало. Общим, по мнению Баскакова, было то, что летная среда не оказалась для них тем полем деятельности, в котором они смогли бы полностью реализовать себя. Однако ярких личностей у туполевцев немало, и мне интересно было услышать мнение Виталия Даниловича о других (и о нем самом):
— Мелешко мне показался несколько резким и самоуверенным человеком, хотя, безусловно, оригинально мыслящим, достойным профессионалом...
— Мелешко — в целом сильная, положительная личность. В основном с ним приятно было и общаться, и работать. Иногда, правда, он мог поддаваться эмоциям, и это несколько портило впечатление о нем. Но в целом Мелешко — очень хороший летчик и надежный хороший человек, который разумно подходил к решению и профессиональных, и жизненных вопросов. На него можно было положиться.
— Мало что известно объективно о Николае Ивановиче Линькове и как о летчике, и как о человеке... Но на него, человека умеренного, интеллигентного, возведено немало несправедливости...
— Николай Иванович — умный человек... умный, порядочный, честный. Его ошибка, как я считаю, состояла в том, что он сильно увеличил ритм жизни. Возможно, его беспокоило то, что он поздно пришел на фирму, возможно, он чувствовач себя отставшим и занимавшим положение, не соответствующее возрасту'. Он как бы погнал себя и ритм жизни увеличил настолько, что сам не выдержал. По темпераменту он человек спокойный, уравновешенный, а загнал себя искусственно в лихорадочный ритм. Ему надо было смириться со своим положением, и тогда у него постепенно все бы получилось, а он загнал себя...
Приятно услышать о человеке доброе. Не знаю уж почему, но некоторые летчики, в отличие от Баскакова, отзывались о Линькове весьма критически и связывали его появление на базе только с благорасположением к нему Э. В. Еляна. Эдуард Ваганович говорил: «Николай Иванович Линьков был одним из немногих подлинных интеллигентов среди наших летчиков. Спокойный, степенный человек, сам интеллигент, и — из интеллигентной семьи. По-моему, к нам он попал из Школы... Попал так же, как Воронченко, как Шеффер. Ни о какой протекции с моей стороны говорить не приходится...»
Всем им Елян старался помочь как мог. Но не все это оценили. О Воронченко уже говорилось. А вот что Елян сказал о Шеффере: «Странным парнем оказался. Летал на тяжелых машинах, неплохо, но грубовато. Нахрапистый, пробивной. Оказался в лагере Бессонова и компании...»
Продолжая разговор с Баскаковым, я спросил его:
— Также мало что известно об Абрамове и Шаповалс. Что хорошего можно сказать о них?
— Абрамов был не в моей летной службе. Общее впечатление о нем хорошее. Но ничего более не могу сказать. Хороший, честный человек. А о Григории Шаповале у меня сложилось впечатление как о хорошем товарище и человеке в целом. Он отличался широтой своей души, мог принимать смелые и ответственные решения, что было свойственно немногим. Он хорошо летал, и с ним было всегда спокойно.
— Наверное, немногие ваши товарищи понимали Вас?
— Вы знаете, многие не понимали. Очень многие. Понимали немножко люди вот такого уровня, как Матвеев, например. Не до конца, но все- таки в чем-то он меня понимал. Таких мало — единицы. А в большинстве своем люди меня не понимали. Почему? Эго объясняется сложной характеристикой души, пришедшей ко мне. В моей душе присутствовали и сильные стороны, и слабые стороны — иллюзии, пришедшие из прошлого воплощения. Эти иллюзии не соответствовали реальности и поэтому ставили меня в низшее положение, так как мир никогда не терпит в человеке поведения, не обоснованного его реальными возможностями. Когда я смог впервые шесть лет назад «влезть» в свое подсознание и познакомиться со своей душой, я поразился, сколько в ней присутствовало того, что совершенно не соответствовало моим сознательным установкам о правильности. Получалось так, что в моей душе «находился» совсем другой человек, который своими понятиями полностью расходился со мной, то есть с моими сознательными разумными установками.
В моей душе было много непонятного как мне самому, так и окружающим людям. Вследствие этого из меня выходило много энергии, которая была непонятна окружающему миру, входила с ним в зацепление и провоцировала на отторжение или уничтожение, что я принимал как несправедливое и боролся с этим. Весь этот процесс выражался в событиях, которые были непонятны и мне, и людям. Эти события очень и очень дорого обходились мне самому и доставляли немало хлопот окружающим. за что я у всех у них прошу прошения.
В душе каждого человека присутствуют противоречия, но в моей они были представлены намного сильнее, чем у других, и поэтому жизнь у меня была трудная. Все то, что другие могли иметь, «ничего не делая», мне приходилось зарабатывать тяжелым трудом, преодолевая противодействие окружающих. Единственной положительной чертой в этом является то, что я, несмотря на очень большие, порой непреодолимые трудности, которые часто ставили меня на грань выживания, все-таки смог не сломаться, выжить и наработать большой опыт, который дал мне возможность понять многое и написать мои книги.
Рабочая с подсознанием, я смог устранить основные противоречия, присутствующие в моей душе, и привести в соответствие друг другу сознательные и подсознательные понятия о том, как правильно надо жить. Я смог разгрести в своей душе завалы иллюзорных и амбициозных программ, накопившихся за много воплощений, более или менее привести их в соответствие с реальностью и в результате выйти на контакт с программами высокого информационного уровня, с которыми сейчас работаю. Но не могу сказать, что решены все проблемы. Чем глубже я проникаю в тайны мироздания, тем больше понимаю, насколько мое, а в целом наше общее человеческое понимание реальности иллюзорно — как о самих себе, так и об окружающем мире.
Еще хочу сказать несколько слов о том, что, выражая по Вашей просьбе свой взгляд на ситуацию нашей летной службы и ее участников, я совершенно не претендую на объективность. Каждый человек высвечивает в происходящем только то, что его либо заинтересовывает, либо по тем или иным причинам затевает. Я, как и каждый другой человек, могу' высветить только то, что могу' высветить, и это является только частью общей ситуации. Кроме того, мое мнение строится только на временном отрезке, в котором проходила моя служба в ЖЛИиДБ, — с 1974 по 1995 год, и не содержит в себе то, что происходило за его пределами.
Также может возникнуть вопрос, почему я много внимания уделил тем членам коллектива, которые, возможно, не являются общепризнанными авторитетами. Все дело в том, что этих людей я сначала не понимал и не принимал, но зато потом, когда я разобрался в сути проблем, с ними связанных, я понял, что эти люди так или иначе, но были нужны коллективу. Они были нужны коллективу потому, что являлись своеобразными учителями в нем и работали на его благо, по-своему, но обучая людей. Понять тех людей, которые на тебя похожи, легко. Но понять тех, которые на тебя совсем не похожи, трудно. Я попытался разобраться в этой проблеме и считаю возможным, пользуясь случаем, поделиться результатами. Возможно, кому-то это покажется интересным...
Еще хотел бы сказать, — продолжал Баскаков, — о том, что «история с Еляном», как говорили, имела свои корни во взаимоотношениях Еляна и Фирсова. Фирсова на фирме я не застал, так как он ко времени моего прихода на базу уже работал в ЛИ И. Однако судьба меня с ним несколько раз сталкивала, и эти встречи были впечатляющими. Фирсов создавал впечатление одаренного и очень сильного человека с богатой и широкой душой. Кроме того, у меня при встречах с ним создавалось впечатление, что он является одним из тех немногих, которые могут быть очень хорошими надежными друзьями и никогда не подводят своего товарища. За неимением достаточного обьема информации, я не берусь давать оценку' «истории Фирсова и Еляна». Могу только высказать предположение, что. возможно, двум таким сильным и одаренным людям стало тесно в одном, достаточно небольшом коллективе, которым являлась летная служба ЖЛИиДБ.
Еще в этом деле могу отмстить одну особенность. Фирсов, по слухам, был тогда еще очень молодым и считал святым делом борьбу за правду и справедливость, что позволяло некоторым людям использовать его могучую и святую энергию в личных целях. Эта борьба, кстати, — удел многих сильных и молодых, которые какое-то время считают, что мир можно победить, переделав его по-своему. С возрастом люди обычно прозревают и понимают, что гак называемая борьба за правду и справедливость на самом деле является не чем иным, как всего лишь попыткой переделать существующую вокруг себя ситуацию под свои личные понятия о правильности ее протекания, потому что понятия о правде и справедливости, оказывается, у каждого свои: у медведя одни, у шакала другие, а у мыши третьи. Но некоторые так и не прозревают, а поэтому всю жизнь борются, например, свергая начальников, потому что в каждом из них им что-то не нравится.
Борьба присутствует в жизни того человека, которому что-либо в нашем мире не нравится до такой степени, что он стремится это уничтожить. И присутствовать в его жизни она будет до тех пор, пока он не научится все части мира воспринимать достаточно спокойно. Мир борьбой не изменишь. Изменить тот мир, в котором ты живешь и с которым взаимодействуешь, можно, только изменяя себя самого... А Елян, на мой взгляд, вообще не был борцом. Он был человеком, который делал свое дело...
Я не знаю подробностей летной жизни Фирсова в ЛИИ, но думаю, что он с течением времени перестал тратить силы на борьбу, а стал тратить их на сотрудничество с людьми и на достижение конкретного результата. И думаю, что это и позволило ему достигнуть высоких результатов в своей деятельности, поскольку борцы обычно не достигают такого уровня, так как борьба — это удел людей, очень узко видящих ситуацию и поэтому тратящих почти всю свою энергии на то, на что не надо было ее тратить...
Недавнее общение автора с Александром Ивановичем Фирсовым подсказывает, что Баскаков и в этом отношении близок к истине. Интересен, в частности, взгляд Л. И. Фирсова на ситуацию Елян — Воронченко, весьма близкий в чем-то к баскаковскому. Во всяком случае, Фирсов уверен, что Елян никак не заслужил нападок ученика, которому действительно много дал. «Мстительность нередка среди тех, кто когда-то испытал какое-то унижение, а потом дорвался до руля власти, — рассуждал Александр Иванович. — Беда наша состоит в том, что даже самый хороший руководитель, создавший здоровую систему, рано или поздно становится ее жертвой. Подрастает в ней новое поколение “талантливых", и они съедают создателя; находится такой, чье собственническое нутро по достижении своего благополучия рушит ту систему равных, справедливых возможностей, которая сю подняла наверх. Но распознать таких людей и обезопасить от них систему крайне сложно...»
Мне было интересно услышать данные Витанием Даниловичем оценки всех туполевских летчиков. Но особенно важны и самостоятельны ею оценки ключевых фигур — Еляна и Веремея. Нередко о Еляне приходилось слышать критическое, нередко также — доброжелательное и уважительное. А вот безоговорочно восторженное я услышал от одного человека. Но от такого, которому веришь побольше, чем многим. Этот человек — Виталий Данилович Баскаков.
— Вы как-то сказали, что Елян — гениальная личность. Не слишком ли это эмоционально? — спросил я его.
— Нет, нет. Это точно. В нем было что-то гениальное. Тогда, когда летал, я это не понимал так, как понимаю сейчас. Все, кто в нашей службе мнил о себе великое, не могли и близко сравниться с Эдуардом Вагановичем. А амбиции у всех были. Амбиции, никак не подтвержденные реальными возможностями, сравнимыми с теми, которые были у Еляна. Он действительно был великим. Он мог создать и поддержать дух. Простая и, казалось бы, малозначительная деталь: у него был огромный кабинет; при том, что у начальника ЛИКа — малюсенький. Эго не случайность. Это было свидетельством важности летной службы, понимания которой добился именно Елян, добился благодаря своим способностям. И фирма была при нем на высоте. Елян ушел, и все исчезло. Все сразу разобщились, и летной службы не стало.
— А Борисов Василий Петрович не был способен возглавить ее?
— Мы всс, хотели бы этого или не хотели, но располагаемся на ступеньках единой иерархической лестницы. Борисов — это, безусловно, не Елян. Елян — это гораздо более высокий уровень, который позволял ему видеть более широкий спектр проблем и задач. Его видение в значительной степени выходило за пределы летной службы. Если судить по его вкладу в решение проблем фирмы и авиации в целом и по его уровню компетентности, Елян — это фигура в масштабе страны, тогда как Борисов — заметная фигура в летно-испытательной среде и в городе Жуковском. Борисов по сравнению с Еляном — это совсем другой уровень. Когда Василий Петрович оставался за Эдуарда Вагановича, его фамилия обычно занимала половину плановой таблицы, то есть Борисов мог использовать служебное положение в личных целях. Елян был далек от этого, он был выше этого, выше суеты, амбиций, эмоций и вообще всего слишком личного и частною. Им руководили общие интересы, интересы общего дела. У Борисова было много амбиций, но это не Елян. Елян — это дух! Дух, который держал всс. У других были только амбиции.
Эти суждения Баскакова позволили автору приблизиться к пониманию тою. что было для него какой-то загадкой: почему Василий Петрович Борисов столь мало и без всякого интереса говорил о личности такого масштаба, как Елян. У Борисова не было по отношению к нему ни злости и возмущения, как у Бессонова или Севанькаева, ни абсолютною признания и уважения — как у Веремея, Паспортникова, Ульянова...
«Еляна уничтожили, — продолжал Баскаков, — но тем самым в определенной степени уничтожили и себя, и всю фирму. Вот я вспоминаю: Бессонов — умный и интеллигентный человек, и я его уважаю. Но он оказался в числе тех, кто не смог посмотреть на ситуацию сверху. Они начали пилить сук, на котором сидели. Все рухнули, и все оказались в дерьме. Часто люди видят все только по горизонтали. А подняться над ситуацией и посмотреть, кто есть кто, дано немногим. Каждый считал себя великим, а великим был один — Елян.
Елян, между прочим, никак не стремился ко второй Звезде Героя, а Борисов никогда не скрывал своего горячего желания стать дважды Героем, и это выглядело нездорово. Елян не стремился к этому, хотя мог этого добиться. В принципе ведь в желании Борисова ничего плохого не было, но он не понимал того, что понимал Елян. Елян всегда видел обстановку шире и глубже, чем другие. И он понимал, что вторая Звезда Героя поднимет одного человека над всеми заслуженными и очень заслуженными летчиками, чего нельзя было делать, так как это унизило бы многих выдающихся летчиков, которые уже стали для нас легендой...
Может быть, — говорил Виталий Данилович, — я того же Анатолия Дмитриевича Бессонова, который выступай против Еляна, в чем-то уважаю даже больше, чем Эдуарда Вагановича: и за интеллигентность, и за правдивость, и за демократичность. А вот в отношении к Еляну у него возобладал дух уничтожения, который на самом деле оказался духом самоуничтожения. Каждому человеку можно предъявить претензии. Тому же Бессонову, при всем к нему уважении, можно предъявить претензии в том, что он оставил машину без достаточного на то обоснования. Однако если каждого уничтожать за его отдельные недостатки, то вполне можно увлечься и уничтожить весь мир. Хорошие, порядочные люди (Бессонов, Шевцов, Алленов), ввязавшись в борьбу, становились неузнаваемыми, злобными, склочными. Мне казалось, что Бессонов, раздувавший какие-то обычные прегрешения Еляна до размеров преступления против человечества, готов был загрызть его. Но Бессонов в последние 15 лет показал себя очень хорошим человеком и заслужил самых добрых воспоминаний о нем.
Свежие комментарии