1902 - Родился Владимир Михайлович Мясищев — советский авиаконструктор, генерал-майор-инженер (1944), Генеральный конструктор ОКБ-23, доктор технических наук (1959), профессор (1947), Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972). Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии, Почётный гражданин Тульской области (2017).
После окончания МВТУ (1926) работал в КБ А.Н.Туполева (в составе ЦАГИ), участвовал в создании самолётов ТБ-1, ТБ-3, АНТ-20 «Максим Горький». С 1934 начальник бригады экспериментальных самолётов (КБ-6) конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ, которой в 1936 г. создан бомбардировщик-торпедоносец АНТ-41 (Т-1). В 1937-38 главный конструктор ОКБ завода №84 (г.Химки Моск.обл.), созданном для переработки документации для внедрения в серийное производство лицензионного самолёта DC-3 (Ли-2). Был необоснованно репрессирован и в 1938-40 гг. находился в заключении, работая при этом в ЦКБ-29 НКВД в спецотделе СТО-100 В.М.Петлякова (начальником бригады крыла). В конце 1939г. Мясищев предложил проект дальнего бомбардировщика «102» с герметичными кабинами. Для его разработки в ЦКБ было создано КБ, которое Мясищев возглавлял в 1940-43 гг. В акте о государственных испытаниях ДВБ-102 (дальний высотный бомбардировщик) в 1942 г.
отмечалось, что ДВБ-102 явился первым отечественным бомбардировщиком с герметичными кабинами, обеспечивающими нормальные физиологические условия для работы экипажа. Впервые в советском авиастроении в конструкции бомбардировщика были применены шасси с носовым колесом, стрелково-пушечное вооружение с дистанционным управлением, тонкое крыло с относительной толщиной от 10 до 16% и встроенными баками-кессонами.Створки бомбового люка длиной 5,7 м открывались внутрь. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 3 т. Лётные испытания самолёта проводились до 1946 года.
После гибели Петлякова, с 1943 Мясищев - главный конструктор и руководитель опытно-конструкторских отделов на заводе №22 в Казани по модификациям и серийному производству пикирующего бомбардировщика Пе-2 и на заводе №482 в Москве по доводке самолёта ДВБ-102. В начале 1944г. разработан дневной пикирующий бомбардировщик Пе-2И со скоростью полёта, превышающей скорость немецких истребителей, способный нести в фюзеляже бомбу массой 1 т для разрушения мощных оборонительных укреплений. Пе-2И стал базовым для создания ряда опытных самолётов бомбардировщиков Пе-2М, ДБ-108, дальнего истребителя сопровождения ДИС.
В 1945 году у Мясищева начинается изготовление макета РБ-17 - четырехдвигательного бомбардировщика с ТРД Jumo-004. Но в феврале 1946 ОКБ было расформировано, что мотивировалось его «малой отдачей». Площади, ресурсы и штаты ОКБ-482 переходят С.В.Ильюшину. Наработки по РБ-17 позволили быстро создать реактивный Ил-22.
В 1946-51 Мясищев заведует кафедрой проектирования самолётов, декан самолётостроительного факультета МАИ. С 1947 - профессор.
В начале 50-х Мясищев подал в правительство предложение о создании стратегического самолета с дальностью полета 11-12 тыс.км. И.В.Сталин принял это предложение и 24 марта 1951 решением правительства было воссоздано Опытно-конструкторского бюро №23 главного конструктора В.М.Мясищева. Самолёт, оснащенный четырьмя ТРД и получивший обозначение М-4, был спроектирован и построен всего через один год и 10 месяцев после оргaнизации ОКБ. На М-4 отработана система дозаправки самолётов в воздухе «штанга-конус». Дальнейшим развитием М-4 стал самолёт 3М (М-6) - реактивный стратегический бомбардировщик с четырьмя ТРД. Самолёт имел ту же схему, что и М-4, но была улучшена аэродинамика. На самолётах М-4 и 3М установлено 19 мировых рекордов.
С 1956 В.М.Мясищев - генеральный конструктор. В середине 50-х годов перед ОКБ была поставлена задача создать сверхзвуковой стратегический ракетоносец. Опыта создания подобных самолетов не было и ОКБ под руководством В.М.Мясищева разработано новые методы проектирования. Выбранная компоновка - длинный тонкий фюзеляж и тонкое треугольное крыло с 4-мя ТРД - потребовала использования нестандартных, оригинальных конструктивных решений. Самолет, получивший название М-50, совершил свой первый полет в 1959г. Разрабатывалась и сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета М-40 «Буран» класса «поверхность-поверхность». В развитие этого проекта была создана крылатая ракета воздушного базирования М-44, предназначенная для вооружения сверхзвуковых ракетоносцев М-52 (РСС-52) и М-56. Для скрытного маловысотного прорыва ПВО разрабатывался стратегический сверхзвуковой М-57. Были и первые в СССР пассажирские варианты сверхзвукового самолета - М-53 и М-55. А проекты бомбардировщиков с ЯСУ («30», М-60) и поныне малоизвестны.
В 1957-60 в КБ Мясищева были разработаны также проекты первого советского космоплана ВКА-23 (М-48). Но осенью 1960 ОКБ-23 стало филиалом (!) гораздо меньшего по размеру ОКБ-52 В.Н.Челомея, работающего по ракетно-космической тематике.
В 1960-67 Владимир Михайлович в почетной «ссылке» - начальник ЦАГИ.
В ноябре 1966 вновь воссоздано ОКБ и Мясищев стал генеральным конструктором Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) в г.Жуковском, образованного на территории бывшей лётно-испытательной и доводочной базы Опытно-конструкторского бюро N23. ОКБ было сравнительно малочисленным. Многие из прежних специалистов, имевшие опыт создания бомбардировщиков 3М и М-50 уже «прижились» в других фирмах. Завод в Филях, являвшийся раньше частью КБ В.М.Мясищева, был отдан ЦКБМ под ракетную тематику, а на новом месте в г.Жуковском практически ничего не было.
Здесь под его руководством проводились экспериментальные работы по увеличению дальности полёта Ил-62 за счёт ламинаризации обтекания, по использованию композиционных материалов, а также проектировались стратегические бомбардировщики М-18 и М-20.
В составе НПО «Молния», в которое предприятие включено в 1976, на ЭМЗ разработаны кабина экипажа, комплексная система аварийного покидания, система обеспечения жизнедеятельности и терморегулирования орбитального корабля многоразового использования «Буран». На лётно-испытательной базе ЭМЗ осуществлён (НПО «Молния»- совместно с ЛИИ) комплекс атмосферных лётных испытаний на аналоге корабля «Буран».
Награждён 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова 2-й степ., Трудового Красного Знамени, Медалями. В 1981 имя Мясищева присвоено Экспериментальному машиностроительному заводу.
1913 - Родился Иосиф Наумович Фридляндер — советский и российский металловед, мемуарист, создатель сплавов, сподвижник А. Н. Туполева, доктор технических наук (1958), профессор (1960), член-корреспондент АН СССР (1976), академик АН СССР (1984); с 1991 года — академик РАН.Сталинская премия третьей степени (1949) — за разработку и промышленное внедрение нового высокопрочного сплава. Лауреат Ленинской премии(1963) и Государственной премии Российской Федерации(1999).
1916 - Завод "Дека" (Дюфлон и Константинович) (ныне ОАО "Мотор Сiч" ) выпустил первый авиамотор "Дека" М-100.
Первый авиамотор "Дека" М-100 - шестицилиндровый однорядный водяного охлаждения, типа "Мерседес". Его чертежи создали под руководством инженера Бориса Никитича (Никитовича) Воробьёва. М-100 устанавливался на самолет «Илья Муромец» конструкции Игоря Ивановича Сикорского, самый большой бомбардировщик периода Первой мировой войны.
Интересно отметить, что в этой работе принимал участие студент Московского Императорского высшего технического училища Владимир Яковлевич Климов, будущий генеральный конструктор двигателей "ВК", основатель ОКБ-117 (ныне ОАО "Климов", Санкт-Петербург), проходивший в то время заводскую практику.
1920 - После победы Жозефа Сади-Леконта кубок Беннета навсегда перешёл команде Aero Club de France. Кубок Гордона Беннетта (The Gordon Bennett Aviation Trophy) — международные авиационные гонки на приз, учреждённый Гордоном Беннеттом, владельцем газеты New York Herald. Также Беннетт организовал под своим именем автомобильные гонки и соревнования на воздушных шарах. Впервые кубок был разыгран в августе 1909 года в рамках Grande Semaine d'Aviation, проходившей в Реймсе, Франция. Участники соревновались на дистанции из двух кругов общей протяжённостью 10 км и стратовали раздельно. До начала Первой мировой войны трассу обозначали с помощью колонн, затем, из-за возросшей скорости самолётов, трасса прокладывалась между двумя пунктами. По условиям гонок, также, как и в Кубке Шнейдера, следующие соревнования проводились в стране победившей команды. Трофей доставался в стране, чья команда побеждала три раза подряд. И вот в третий раз Жозеф Сади-Леконт на самолете Nieuport 29 пролетел 300 км за 1 ч 6 мин 17,2 с со скоростью 271,55 км/ч.
1920 - В Петроградском институте инженеров путей сообщения открыт факультет для подготовки инженеров гражданской авиации.
1923 - Лейтенант ВМФ США Дэвид Риттенхаус выиграл гонку 1923 Coupe d'Aviation Maritime Jacques Schneider (Кубок Шнайдера), проходившую в Коузе, Англия. Риттенхаус летал на гидросамолёте Curtiss CR-3. Средняя скорость составила 285,47 км/ч.
1924 - Завершив свой героический кругосветный полёт, шесть лётчиков ВВС США вернулись в Сиэтл. Два уцелевших Douglas World Cruiser (DWC) вместе с присоединившейся к ним на маршруте третьей машиной прибыли в Сиэтл после 175-дневного путешествия протяжённостью 42 415 км, в котором было потеряно два самолёта. 6 апреля после поставки первых четырех DWC американским ВВС группа вылетела из Сиэтла. Самолёты, оснащённые колёсным и поплавковым шасси, получили названия "Сиэтл", "Чикаго", "Бостон" и "Новый Орлеан". У "Бостона" заклинило маслонасос, и он перевернулся, "Сиэтл", попав в туман, врезался в гору на Аляске. Завершивших маршрут пилотов приветствовал салют корабельных орудий и 20000 поклонников.
1934 - Авиакомпания Deutche Lufthansa перевезла своего 1 000 000-го пассажира.
1940 - Мировой рекорд скорости на участке 1000 км с полезной нагрузкой 1000 кг - 277,456 км/ч; лётчик-испытатель Иван Моисеевич Сухомлин и бортинженер Иван Петрович Козыркин на самолёте-амфибии АНТ-44.
В 1964 году, после окончания Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе, был принят в конструкторское бюро Сергея Королёва, где принимал участие в разработке новых космических аппаратов.
В 1973 году был зачислен в отряд советских космонавтов, где прошёл полный курс общекосмической подготовки и подготовки к полётам на космических кораблях типа «Союз».
В мае 1973 года 32-летний Александр был включён в состав одного из экипажей, проходивших подготовку к космическому полёту по советско-американской программе ЭПАС. В декабре 1974 года входил в состав резервного экипажа при полёте космического корабля «Союз-16». Во время совместного экспериментального полёта «Аполлон» — «Союз» в июле 1975 года входил в состав одного их резервных экипажей вместе с Ю. В. Романенко. В дальнейшем готовился к полётам на борту орбитальной станции типа «Салют». В октябре и декабре 1977 года и в январе 1978 года входил в состав дублирующих экипажей при полёте космических кораблей «Союз-25», «Союз-26» и «Союз-27».
15 июня 1978 года вместе с В. В. Ковалёнком стартовал в космос в качестве бортинженера космического корабля «Союз-29». В течение почти 140 дней работал на борту орбитальной станции «Салют-6». Это был самый продолжительный космический полёт на тот момент. В течение этого полёта были произведены стыковки космических кораблей «Союз-29», «Союз-30», «Союз-31», автоматических грузовых кораблей «Прогресс-2», «Прогресс-3», «Прогресс-4», перестыковка корабля «Союз-31» с орбитальным научно-исследовательским комплексом «Салют-6 — Союз». В соответствии с программой «Интеркосмос» на борту этого комплекса были приняты два международных экипажа: советско-польский экипаж в составе лётчика-космонавта СССР Петра Климука и первого польского космонавта Мирослава Гермашевского и советско-немецкий экипаж в составе Валерия Быковского и первого и единственного космонавта ГДР Зигмунда Йена.
За время полёта Александр Иванченков провёл большой комплекс научных исследований и экспериментов. 29 июля 1978 года вместе с Владимиром Ковалёнком работал в открытом космосе. Продолжительность пребывания вне корабля составила 2 часа 5 минут.
Возвратился на Землю 3 ноября 1978 года на борту космического корабля «Союз-31». Продолжительность пребывания в космосе составила 139 дней 14 часов 47 минут 32 секунды. 2 ноября 1978 года указом Президиума Верховного Совета СССР Александру Сергеевичу Иванченкову «за мужество и героизм, успешное осуществление длительного космического полёта» присвоены звания Герой Советского Союза и Лётчик-космонавт СССР с вручением ордена Ленина, а также медаль «Золотая Звезда».
Свой второй космический полёт Александр Иванченков совершил с 24 июня по 2 июля 1982 года вместе с Владимиром Джанибековым и первым французским космонавтом Жан-Лу Кретьеном в качестве бортинженера космического корабля «Союз Т-6».Работал на борту орбитальной станции «Салют-7» вместе с основным экипажем — Анатолием Березовым и Валентином Лебедевым. Продолжительность пребывания в космосе составила 7 дней 21 час 50 минут 52 секунды. За 2 рейса в космос налетал 147 дней 12 часов 38 минут 24 секунды.
2 июля 1982 года награжден «за успешное осуществление космического полёта на орбитальном научно-исследовательском комплексе „Салют-7“ — „Союз“ второй медалью „Золотая Звезда“. После ухода из отряда космонавтов продолжил работу в конструкторском бюро НПО «Энергия».
Оценив положение как безвыходное, командир корабля дал команду: покинуть машину и катапультировался первым. Из кормовой кабины поспешно катапультировались стрелок и радист. Однако под воздействием сложных перегрузок и скоростного напора парашюты Г. С. Молчанова и Е. Н. Сережникова не раскрылись, и они погибли. Удачно приземлился лишь бортрадист.
Штурман Валентин Семёнович Тихомиров и второй штуман Ю. Г. Шестаков, оба в передней гермокабине, замешкались, А. И. Казаков продолжал попытки вывода самолёта в управляемый полёт. По его оценке, перегрузка достигала 4,2g. В этих условиях не выдержали замки подвески сначала правой, а затем и левой стоек шасси. Вывалившись из своих гондол, они сработали как воздушные тормоза и позволили погасить скорость. Казакову удалось вывести машину в горизонтальный полёт и благополучно приземлить. Самолёт остался практически невредим, чем сильно удивил прочнистов ОКБ. Через месяц после происшествия А. И. Казакову было присвоено звание Героя Советского Союза, а В. С. Тихомиров и Ю. Г. Шестаков получили ордена Красного Знамени.
1971 - Осуществлён пуск ракеты-носителя «Протон-К/Д», которая вывела на траекторию полёта к Луне АМС «Луна-19». 29 сентября и 1 октября 1971 осуществлены коррекции траектории полёта станции. 3 октября 1971 года станция «Луна-19» выведена на орбиту вокруг Луны. Параметры орбиты станции составляют: наклонение орбиты к плоскости лунного экватора — 40 градусов 35 минут; период обращения — 121,75 минут; высота над поверхностью Луны — 140 километров.
Вскоре после вылета самолёт был захвачен пятью членами Японской красной армии, которые потребовали выполнить посадку в Дакке (Бангла-Деш). Они также потребовали 6 миллионов долларов и освобождения своих девяти сподвижников. Деньги и шесть заключенных были привезены в Дакку чартерным рейсом из Японии.
Угонщики освободили 118 пассажиров и членов экипажа, после чего самолёт перелетел в Кувейт (Кувейт) и Дамаск (Сирия), где они освободили ещё 11 заложников. В конце концов, самолёт перелетел в Алжир, где оставшиеся заложники были освобождены, а самолёт конфискован.
1984 - Канада сертифицировала первый из двух предсерийных самолётов de Havilland Canada Dash 8, пассажирский авиалайнер нового поколения на 30-40 мест.
Катастрофа рейса 268 стала крупнейшей авиакатастрофой в истории Непала.
Данные речевого самописца рейса PK-268 оказались существенно повреждены и их не удалось расшифровать. Но данные параметрического самописца показали, что пилоты выполняли снижение преждевременно (забегая на шаг вперёд) — при проходе точки 16DME рейс был на 304 метра ниже установленной высоты, а при проходе точки 10DME (Sierra) на 396 метров. Непальские авиадиспетчеры, ведя радарное наблюдение, видели, что рейс 268 опустился ниже установленной высоты, но не проявили необходимой инициативы и не предупредили об этом пилотов...
2005 - Министерство обороны США утвердило программу серийного выпуска винтокрылой машины V-22 Osprey.
По неподтвержденным данным, вскоре после взлёта с ВПП 20, на высоте 15 метров, самолёт столкнулся с грифом, который попал в правый двигатель. Однако непальские авиационные специалисты считают, что произошло сваливание самолёта. Все погибли.
Свежие комментарии