1899 - Родился Дмитрий Людвигович Томашевич — советский авиаконструктор, главный конструктор ракет разных типов, доктор технических наук (1961).Лауреат Сталинской премии (1953 г.) Лауреат Государственной премии СССР (1969 г.)
В период учёбы в Киевском политехе участвовал в создании планеров, самолёта К-1 конструктора Калинина.
С 1926 года работал на авиаремонтном заводе № 43, где по его проекту был построен самолёт КПИР-5. В 1929 году получил назначение на должность начальника сектора в Промвоздух, руководил заводами в Авиатресте.
С 1931 года - на заводе № 39, работал в конструкторской бригаде Николая Николаевича Поликарпова, участвовал в разработке самолётов И-15, И-16, в 1936 году назначен на должность заместителя Поликарпова.
Будучи главным конструктором истребителя И-180, после аварии, в которой погиб В. П. Чкалов, был арестован. В заключении работал в ЦКБ-29 над проектами «110» и «Пегас», а также над системами управления самолётов Пе-2, Ту-2, «102».В 1943 году получил назначение в ОКБ-23, затем вновь работал в ОКБ Поликарпова.
Под руководством Владимира Николаевича Челомея работал над крылатыми ракетами. В 1947 году перешёл в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.
Е. Жуковского. Участвовал в разработках на основе трофейной немецкой техники (Хеншель-293). За создание летающей лаборатории «Комета» в 1953 году был удостоен Сталинской премии.Впоследствии сочетал преподавательскую должность в МАИ и работу в КБ-1. Умер 7 августа 1974 года. Похоронен на Введенском кладбище (29 уч.).
1910 - Первая попытка перелёта через Альпы. Перуанец Хорхе "Гео" Чавез (Geo Shavez) на Bleriot пролетел над Симплонским перевалом, попутно поставив новый рекорд высоты - 2633 метра. Достижение было омрачено гибелью пилота во время посадки.
1913 - Абсолютный мировой рекорд скорости полёта - 191,87 км/ч, М. Прево (Франция) на моноплане Депердюссен.
1922 - Сотрудники радиоотдела морской исследовательской лаборатории (Испытательный центр флота на базе Анакоста штат Мериленд, Восточное побережье Адриатического моря.) Тейлор и Юнг, работая в диапазоне ультракоротких волн, наблюдали явление радиолокации. Им сейчас же пришла мысль, что можно разработать такое устройство, при котором миноносцы, расположенные друг от друга на расстоянии нескольких миль, смогут немедленно обнаруживать неприятельское судно «независимо от тумана, темноты и дымовой завесы». Свой доклад об этом Тейлор и Юнг прислали в морское министерство США, но поддержки их предложение не получило.
Первое действующее оборудование для радиообнаружения было разработано доктором Рудольфом Кюнольдом (Германия) в 1933 году и продемонстрировано в гавани Киля в 1934 году. Это оборудование не могло определить расстояние до цели и потому не могло называться словом радар, последнее «р» в котором означает определение дальности. Первый радар, который обнаруживал цели и определял расстояние до них, продемонстрировал сэр Роберт Уотсон-Уотт (Шотландия) в 1935 году.
Кроме того, в 1936 году в США был независимо разработан ещё один радар, а четыре года спустя командующий ВМС С.Таккер ввел в обращение термин «радар» (radio detecting and ranging) – радиообнаружение и дальнометрия.
Первым судном, оснащённым радаром, стал «Велле» (Германия) в 1935 году. Первым военным кораблём – «Граф Шпее» (1936 год, Германия). Самым первым самолётом с радаром стал английский бомбардировщик «Хэйфорд», испытанный ВВС в 1936 году. К 1939 году британские ВВС стали использовать радарное оборудование против действующих наземных целей.
1930 - На военном полигоне в Райникендорфе, Германия, Р.Небелем и В.Риделем был открыт первый в мире ракетодром. "Обществом межпланетных сообщений" была приобретена в аренду территория в 5 квадратных км на которой был торжественно открыт "Ракетодром Берлин-Рейникедорф", где начались работы по ракетам и ракетным двигателям. День рождение ракетного испытательного полигона "Ракетенфлюгплац" (Raketenflugplatz) - (Ракетный аэродром). В период его функционирования до 1934 г. на нём проводились испытательные запуски ракет на высоту до 1000 м.
1931 - Родился Заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.08.1984) Владимир Валентинович Веселовский.
1936 - Первый полёт по кругу самолёта ХАИ Авиавнито-3 (“Сергей Киров”) конструкции Александра Алексеевича Лазарева; лётчик-испытатель Эдуард Иванович Шварц.
И-153 представлял собой дальнейшее развитие И-15бис, но имел улучшенную аэродинамику, усиленную конструкцию и убирающееся шасси. Верхнее крыло вновь приобрело форму "чайка", такое же название получил и истребитель. В 1938-м на испытаниях показал прекрасные лётные данные. С 1939-м началось серийное производство. В том же году истребитель стали оснащать более мощным и высотным мотором и винтом изменяемого шага, что улучшило лётные данные. И-153 широко применялся в начальный период Великой Отечественной войны. Советский авиапром выпустил 3437 истребителей.
1942 - Постановление № ГОКО-2348сс. О самолётах Б-25. "Обязать ВВС КА т. Новикова передать 222-ую дальнебомбардировочную дивизию, вооруженную самолётами Б-25, в количестве 58 самолётов с лётным и техническим составом в авиацию дальнего действия т. Голованову".
До этого во фронтовой авиации "Митчеллы" поработали недолго. На малых высотах довольно громоздкий В-25 вёл себя инертно и представлял неплохую мишень для немецких зенитчиков. Потери начали расти. В итоге пришли к выводу, что использование В-25 по тактическим целям неэффективно.
1946 - Джеффри де Хэвилленд младший, главный летчик-испытатель де Havilland Aircraft Co. и сын основателя фирмы, погиб во время испытательного полёта прототипа DH.108 Swallow.
1949 - Первый полет палубного истребителя Arsenal VG 90.
Не желая отставать от мировых тенденций, ВМС Франции в 1946 году объявило конкурс на разработку реактивного палубного истребителя. Участие в конкурсе приняло 3 компании. Arsenal de l’Aéronautique, взяв за основу свой опытный реактивный самолёт VG 70, представила проект VG 90. Это был одноместный высокоплан с убираемым шасси и стреловидным (25°) крылом. Двигатель Rolls-Royce Nene 102 с тягой 22,2 кН позволял развить скорость до 855 км/ч. Дальность полёта — 1550 км. Вооружение — 3 × 30-мм пушки + 2 × 500-кг бомбы.
Испытания выявили проблемы самолёта — с воздухозаборниками, с элеронами, плохая видимость при посадке и т.д. Частично их удалось устранить. Но, к сожалению, оба построенных прототипа Arsenal VG 90 разбились во время испытательных полётов. В 1952 году проект был закрыт. Третий прототип так и не был закончен.
1954 - При заходе на промежуточную посадку в аэропорту Новосибирска потерпел катастрофу Ил-12 (СССР-Л1365) Аэрофлота, выполнявший рейс 10 (Южно-Сахалинск—Москва), в результате чего погибли 29 человек. Это крупнейшая катастрофа Ил-12. Данный борт выполнял рейс 10 из Южно-Сахалинска в Москву с промежуточными посадками в Красноярске и Новосибирске. Пилотировал его экипаж из 115 транспортного авиаотряда, состоящего из командира Александра Усачёва, стажёра Георгия Сухарева, второго пилота Якова Коновалова, бортмеханика Сергея Шачнева и бортрадиста Якова Шестака. 26 сентября в 22:17 Ил-12 вылетел из аэропорта Красноярска, где совершал промежуточную посадку и направился к следующей — Новосибирску. На его борту находились 24 пассажира.
На момент вылета борта Л1365 из Красноярска, в Новосибирске было ясно, а видимость составляла 4—10 километров. Однако в 00:12 метеостанции аэропорта Новосибирска, поступило штормовое предупреждение, что аэропорт накрыло туманом и видимость упала до 300 метров. В 00:20 вылетевший из аэропорта борт Л1310 доложил, что облачность простирается от высоты 40 метров до 150 метров. Однако руководителю полётов синоптик о тумане доложил только в 00:25. В 00:30 видимость повысилась до 400 метров, но в 00:50 упала уже до 200 метров.
Ил-12 борт Л1365 вошёл в зону аэропорта в 00:37. Руководитель полётов принял решение о посадке самолёта в аэропорту, хотя по правилам был обязан отправить на запасные (Кемерово или Барабинск). Посадка осуществлялась с южной стороны по магнитному курсу 15°. Стоит отметить, что на данном направлении была неудовлетворительная курсо-глиссадная система: отсутствовали огни приближения и плохо работала БПРМ, к тому же имелись препятствия в виде посёлка и деревьев, а также глубокий овраг. Вопреки инструкции, руководитель полётов не стал отправлять на БПРМ дежурного синоптика для корректировки захода. В результате при первой попытке самолёт прошёл на 300 метров левее полосы и выше. Тогда руководитель полётов отправил его на второй круг, после чего связался по телефону с начальником аэропорта и доложил о своём решении. Тот одобрил посадку, хотя даже не поинтересовался метеообстановкой и не стал лично приезжать на аэродром.
В 00:57 Ил-12 совершал второй заход на посадку и командир доложил о пролете ДПРМ на высоте 150 метров и далее о снижении до 100 метров. После этого связь с бортом прервалась. На расстоянии 200 метров от БПРС и левее посадочного курса, Ил-12 врезался в деревья, тем самым повредив винты и левое крыло. Потерявший скорость самолёт врезался в высокий крутой склон оврага и полностью разрушился. Пожара при этом не возникло.
Катастрофа произошла из-за ряда причин:
-Руководитель полётов и начальник аэропорта разрешили осуществление посадки при погоде ниже минимума;
- Дежурный синоптик доложил информацию о погоде лишь спустя более 10 минут после получения штормового предупреждения;
- Сам аэропорт не был оборудован радиотехническими средствами для приема самолётов с южного направления данного аэропорта.
1956 - На авиабазе «Edwards» (штат Калифорния, США) состоялся двенадцатый исследовательский полёт ракетного самолёта «Х-2» №1 по программе ВВС США. Самолёт пилотировал лётчик-испытатель Милберн Апт (англ. Milburn Apt, полное имя Milburn Grant «Mel» Apt). В полёте достигнута скорость 3,2 М. Пилот катапультировался из неуправляемого самолёта, но у спасательной капсулы не раскрылся основной парашют. Апт не смог выбраться до того, как она упала на землю...
Бригада завода п/я №1 (завод №292, Саратов) произвела доработку несущих винтов вертолёта по бюллетеню К-12Д (прошивка триммеров). После доработки пилот с представителем завода производили облёт вертолёта с целью его испытания на различных режимах полёта. После второго разворота на высоте 150 м и на скорости 130 км/ч вертолёт начало сильно трясти. Пилот услышал особый фыркающий звук, который раньше не слышал. Вертолёт накренился влево, стал резко снижаться и ударился о землю. Пилот получил лёгкие ушибы, представитель завода – тяжелые ранения. Причина - флаттер несущих винтов, повлекшего за собой схлёстывание лопасти №3 верхнего винта и лопасти №1 нижнего винта на расстоянии 200 мм от концов, затем последовало столкновение остальных лопастей верхнего и нижнего винтов на высоте 150 м.
1962 - Осуществлён пуск ракеты-носителя "Восток 8А92" ,которая вывела на околоземную орбиту советский спутник оптической разведки "Космос-9" (00422 / 1962 Альфа Омега 1). КА фоторазведки типа "Зенит-2", Самарского завода.
1963 - Первый шахтный пуск МБР «Р-9А» со стартового комплекса «Десна-В».
1964 - Свой первый успешный 14-минутный полёт совершил прототип XR219 английского тактического бомбардировщика – разведчика TSR.2, лётчик Рональд Бимонт и штурман Дон Боуэн. Испытания продолжились 31 января 1965 году после установки новых двигателей. Однако в апреле 1965 г., было объявлено об отмене всей программы TSR.2, затрагивающей в общей сложности 49 самолётов. К этому времени первый экземпляр уже налетал 13 часов 9 минут. Закрытие проекта было вызвано не технологическим провалом, а различными политическими и экономическими причинами.
1967 - Испытания лунного корабля "Союз-7К-Л1" - попытка облёта Луны. При запуске отказал один из двигателей первой ступени ракеты-носителя "Протон", и ракета упала в 65 км от космодрома. Система аварийного спасения сработала нормально и спасла спускаемый аппарат корабля.
1970 - Комплекс «С-125М» с ракетой «5В27В» и четырёхракетной пусковой установкой принят на вооружение.
1973 - Запуск КК "Союз-12".Командир: Василий Григорьевич Лазарев (1-й космический полёт),бортинженер: Олег Григорьевич Макаров (1-й космический полёт).
Целью полёта были испытания модифицированного транспортного корабля «Союз» и испытания спасательных скафандров «Сокол», предназначенных для спасения экипажа в случае аварийной разгерметизации. Космонавты использовали скафандры во время взлёта и посадки. Полёт продолжался менее двух суток, программа не была выполнена, но тогда в официальных сообщениях ТАСС об этом ничего не сообщалось. Гораздо позже выяснилось, что сначала обнаружились серьёзные неполадки в системе жизнеобеспечения, потом - отказы в системе ориентации и экипаж решено было возвращать - жива была еще память о погибших в предыдущем полёте Георгие Тимофеевиче Добровольском, Владиславе Николаевиче Волкове и Викторе Ивановиче Пацаеве.
1985 - Запуск ракетой-носителем "Протон" транспортного корабля снабжения "Космос-1686" (ТКС-4) — модифицированный беспилотный вариант транспортного корабля снабжения (ТКС-М), предназначенный для стыковки с орбитальной станцией «Салют-7» в качестве её модуля и грузового корабля, пристыкован 2 октября 1985 года. Поработал как модуль станции и как грузовик, доставив на борт станции 4322 кг расходных материалов и спецоборудование более 80 наименований — агрегаты систем обеспечения газового состава и жизнеобеспечения, агрегаты ассенизационного устройства, контейнеры с пищей, водой, одеждой, буферную батарею, кабели, бортовую документацию, научную аппаратуру, включая раздвижную ферму «Маяк». В баках ТКС находилось 1550 кг топлива для поддержания орбиты станции «Салют-7», её ориентации и стабилизации. Все эти функции после стыковки ТКС-М взял на себя. Модуль дал существенную прибавку и системе электропитания, передавая на «Салют-7» до 1,1 кВт электроэнергии. Но самым главным было, конечно, научное оборудование массой 1255 кг. Аппаратура предназначалась для проведения более 200 экспериментов.
После прекращения работ на орбитальной станции «Салют-7» предусматривалось её сохранение на высокой орбите (ТКС-4 своими двигателями поднял орбиту станции до высоты 495 км) для последующего возрождения или возвращения на Землю в рамках программы кораблей многоразового использования «Буран», однако эта программа была закрыта после одного испытательного полёта. Ещё до этого топливо на ТКС-М и на станции «Салют-7» было практически выработано, в 1990 году возросла солнечная активность, и орбитальный комплекс стал резко терять высоту орбиты и неуправляемо сошёл с неё 7 февраля 1991 года (обломки станции и ТКС-4 упали на Аргентину и Чили).
1988 - Катастрофа Ан-8 (CCCP-48101) МАП в районе г.Козельск. В результате возникновение в полёте интенсивной течи топлива в подкапотном пространстве левого двигателя произошел пожар, при выключении двигателя экипаж не закрыл пожарный кран, что обусловило невозможность тушения пожара. В результате развития пожара в хвостовом отсеке мотогондолы произошло термическое разрушение узлов крепления подкосов силовой фермы к переднему лонжерону крыла, вызвавшее разрушение силовой фермы и отделение на 44-й минуте полёта. После отделения двигателя, экипаж, находясь на высоте 3 000 м в облаках, поняв невозможность полёта до аэродрома, принял решение о вынужденной посадке вне аэродрома. Самолёт сохранял устойчивость и управляемость. Для быстрой потери высоты экипаж ввёл его в энергичное снижение с правым креном. Вертикальная скорость в процессе снижения превысила 100 м/с. В сложившейся ситуации, в результате отвлечения экипажа от пилотирования по приборам, произошла потеря пространственной ориентировки. На высоте 300 м самолёт вышел из облачности в перевернутом положении и в 19:20:50 на скорости 612 км/ч с углом наклона траектории около 80° столкнулся с землей в 12 км восточнее-северо-восточнее Козельска.
1988 - В Китае произведён первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты "JL-1".
1991 - Президент США Буш принимает решение прекратить поддержание в постоянной боевой готовности бомбардировщиков B-52.
2002 - В рамках возобновления совместных лётных испытаний модернизированный Ан-70 совершил первый полёт.
Многоразовая ракета «Тяньсин-1» длиной 9,1 м, с размахом крыльев в 3,1 м и стартовой нагрузкой в 3700 кг была совместно разработана Сямэньским университетом и базирующейся в Пекине ракетной компанией Space Transportation.
Свежие комментарии