1842 - Уильям Хенсон опубликовал проект самолёта с паровым двигателем, на который он 28 марта 1843 г. зарегистрировал патентную заявку.
1913 - Француз Морис Прево (Maurice Prévost) на гоночном моноплане Deperdussin Racer впервые превысил скорость 200 км/час. Строившийся на заводе Лебедева "Депердюссен" имел фюзеляж монококовой конструкции - отсюда ещё одно его название "Монокок № 11".
Машина была выполнена особенно тщательно, снабжена закапотированным двигателем "Гном-Моносупап" 100 л.с, на испытаниях развивала максимальную скорость 180 км/час. Строился самолёт как спортивный, однако в 1916 г. его пытались сдать Военному ведомству в качестве истребителя. В случае установки вооружения Депердюссен "Спорт" вполне мог найти практическое применение на фронте, однако о проведении таких доработок, как и о дальнейшей судьбе аппарата сведений не имеется.
1917 - В течение нескольких ночей подряд германская авиация совершает налёты на Лондон (до 1 октября).
1922 - В Москве учредили Всероссийский аэроклуб, который через полгода влился в ОДВФ.
1924 - Принят план развития Красного воздушного флота на 1924 - 1926 гг. План был разработан Реввоенсоветом СССР сроком на три года, а в части развития морской авиации он был дополнен на период до 1928 г. (т.н. "План-1200"). "План-1200" предусматривал закупку за рубежом новейших образцов корабельной и миноносной авиации и обучение на этой технике лётного состава.
1931 - На базе 3 км Джордж Стэйнфорт достиг скорости 657,76 км/ч на рекордном самолёте Supermarine S.6B S.1595 конструкции Реджинальда Митчелла. Это стало важнейшим достижением английских конструкторов, тем более, что абсолютный рекорд скорости, установленный Орлебаром на S.6 в 1929-м, перекрыт сразу на 80 км/ч!
1937 - Начало рекордного по продолжительности полёта дирижабля "СССР В-6" (130 часов 27 минут, 4800 км); командир дирижабля Иван Васильевич Паньков.
«СССР В-6» поднялся в воздух с целью установить мировой рекорд продолжительности полёта. Экипаж состоял из шестнадцати человек, сменявших друг друга через восемь часов. На борту 5700 л. бензина.
В течение 20 часов дирижабль двигался заданным курсом, затем из-за плохой погоды — по направлению ветра. Пролетали над Калинином, Курском, Воронежем, потом над Новгородом, Брянском, Пензой, опять над Воронежем. 4 октября дирижабль приземлился в Долгопрудном, продержавшись в воздухе без посадки 130 часов 27 минут! Прежнее достижение — 118 часов 40 минут— установлено «Цеппелином LZ-27», по объему превосходившим «Осоавиахим» более чем втрое.
Дирижаблю пришлось преодолевать сильные встречные ветры, идти под проливными дождями, сквозь туманы. «СССР В-6», построенный полностью из отечественных материалов, с честью выдержал это труднейшее испытание, а пилоты-аэронавты продемонстрировали незаурядное лётное мастерство.
Ревниво относясь к успехам коллег из ВВС США, лётчики ВМФ поставили перед собой цель совершить беспосадочный перелёт длиной 10 000 миль (16093 км). Чтобы воспользоваться преобладающими ветрами, в качестве точки вылета был выбран австралийский город Перт. Самолёт P2V-1 (первый в предсерийной партии и третий по счёту) под названием «Truculent Turtle» (Свирепая черепаха) был специально переоборудован для установления рекорда. С него было снято всё оружие и боевая аппаратура, и установлены дополнительные топливные баки: 1514 л топлива в двух баках на концах крыла, 2837 л на консолях, 5527 л в центральной секции, 3210 л в носу, 8071 л в бомбовом отсеке, 7881 л в хвостовой части фюзеляжа, 485 л в помещении для хранения парашютов. Ещё 530 л поместилось в топливных магистралях, итого самолёт нёс 33 054 л топлива и 1400 л масла, из которых 1210 л размещались в баках и 190 л в магистралях.
Итого полезная нагрузка самолёта составила более 25 360 кг: 23 765 кг горючего, 1259 кг масла, 327 кг весили 4 члена экипажа и ещё 10 кг любимец экипажа — кенгуру. При порожнем весе 13 345 кг взлётный вес самолёта достиг 38 700 кг. При таком весе самолёт имел скорость сваливания 222 км/ч (в конце полёта эта скорость упала до 111 км/ч). Автономность самолёта составляла 65 часов.
29 сентября 1946 года при помощи четырёх 1000-фунтовых пороховых ускорителей RATO (Rocket Assisted Take-Off) самолёт под командованием кап. 2 ранга Томаса Дэвиса (Thomas C. Davies) после 1400-метрового разбега поднялся в воздух.
Несмотря на тщательное планирование, весь перелёт через Тихий океан проходил при плохой погоде. Масса намёрзшего льда временами достигала 450 кг, увеличивая расход горючего. Тем не менее, через 55 часов 17 минут самолёт приземлился в г. Коламбус (шт. Огайо), преодолев 11 235,6 миль (18 082 км) со средней скоростью 327 км/ч и не долетев до Вашингтона 560 км. При посадке в его баках оставалось всего 450 л горючего на 240 км полёта.Экипаж: Eugene P. Rankin, Walter S. Reid, Ray A. Tabeling.
1954 - На авиабазе Эдвардс в высокогорной пустыне Южной Калифорнии лётчик-испытатель McDonnell Aircraft Corporation Роберт К. Литтл совершил первый полёт первого F-101A Voodoo. Во время этого полёта новый перехватчик достиг 0,9 Маха на высоте 35 000 футов (10 668 метров).
1977 - Запуск на орбиту ОС "Салют-6". За время эксплуатации на станции «Салют-6» работали 5 основных экипажей и 10 экспедиций посещения. Впервые в состав экспедиций посещения входили космонавты из других стран — первые космонавты: Чехословакии, Польши, ГДР, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Кубы, Монголии и Румынии.Всего на станции работали 26 космонавтов, из них пять космонавтов по два раза. К станции летали 17 пилотируемых и 2 беспилотных корабля серий «Союз» и «Союз Т», 12 автоматических грузовых кораблей «Прогресс» и 1 автоматический грузовой корабль ТКС («Космос-1267»), использовавшийся также как модуль.
Продолжительность пребывания экипажей на станции «Салют-6» возрастала: 96 суток, 139 суток, 175 суток, 184 суток. Из станции «Салют-6» было осуществлено 3 выхода в открытый космос, общей продолжительностью 4 часа 56 мин.
1982 - Катастрофа Ил-62М (CCCP-86470) ЦУМВС в аэропорту Люксембург-Финдель.
Экипаж выполнял международный рейс №343 по маршруту Москва - Люксембург - Шэннон - Гавана - Манагуа - Лима. На борту находилось 66 пассажиров и 2605 кг почты, груза и багажа. Загрузка и центровка самолёта не выходили за установленные пределы. Заход на посадку по приводным радиомаякам на ВПП 06 прошёл без отклонений от установленных параметров полёта. На высоте около 5 м, на выравнивании, на скорости 278 км/ч режим работы двигателей был установлен на 40% номинала и начат выпуск створок реверсивных устройств двигателей №1 и 4. Створки реверса двигателя №1 не переложились вследствие отказа реверсивного устройства. Система автоматического выключения двигателя не сработала. Самолёт, вследствие возникшей асимметричной тяги начал уклоняться вправо и через 5 секунд произвел посадку на скорости 265 км/ч. Экипаж выпустил интерцепторы и увеличил режим работы двигателей №1 и 4 до 86% и 80% от номинала соответственно. При этом двигатель №1, в связи с отказом реверсивного устройства, создавал прямую тягу. На пробеге самолёт, продолжая уклоняться вправо от оси ВПП, сошёл с неё на удалении 1 300 м от входного торца. Использование экипажем руля направления, тормозных систем и управления передней стойкой шасси не обеспечило удержания его на ВПП. Продолжив движение по грунту, он ударился крылом о здание насосной станции высотой 1,3 м. Затем, пробив сетчатый забор внешнего ограждения аэропорта, самолёт выкатился в лесной массив из невысоких деревьев. На удалении 2 200 м от входного торца ВПП и в 200 м правее её оси самолёт остановился среди деревьев в небольшом овраге, на дне которого находится маленький пруд и ручей, и загорелся. При эвакуации из горящего самолёта 6 пассажиров погибли. Один пассажир скончался в больнице. Катастрофа произошла ночью в ПМУ...
1998 - Самолёт Ан-24РВ (регистрационные знаки EW-46465) авиакомпании LionAir (Шри-Ланка), взятого в лизинг у авиакомпании Гомельавиа, выполнял рейс по маршруту авиабаза Джаффна – Коломбо (Шри-Ланка). На борту находилось 48 пассажиров и 7 членов экипажа.
Вскоре после вылёта с авиабазы, в процессе набора эшелона полёта 140, экипаж сообщил диспетчеру о разгерметизации. Практически сразу после этого его метка пропала с экранов радиолокаторов. Все погибли.
Предположительно, самолёт был сбит повстанцами.
2008 - В суданской провинции Южный Дарфур потерпел катастрофу Ми-8, который занимался перевозкой продовольствия для подразделений миротворцев ЮНАМИД. Все члены экипажа, в числе которых были трое россиян, погибли. Вертолёт принадлежал частной суданской авиакомпании и был зафрахтован ООН. Южный Дарфур является зоной тлеющего конфликта, где периодически происходят стычки между мусульманскими боевиками, поддерживающими центральную власть, и местными повстанцами-христианами. После геноцида коренного негроидного населения арабскими вооруженными отрядами в 2003 г. провинция оказалась в состоянии гуманитарной катастрофы, из которого не может выйти до сих пор. Стрельба в Дарфуре время от времени возобновляется, поэтому вполне вероятно что вертолёт был сбит.
Самолёт имеет оригинальную компоновку: в центре конструкции находится гондола с двигателем, а по бокам — два пассажирских фюзеляжа. По мнению разработчиков, подобная схема обеспечивает оптимальное распределение компонентов привода и более высокую общую грузоподъемность. Главной же особенностью HY4 является двигатель, работающий на водородном топливном элементе. Низкотемпературные мембранные топливные элементы с протоннообменной мембраной превращают заключённую в водороде химическую энергию в электрическую, которая вращает винт самолёта. Кроме пассажиров, в боковых фюзеляжах самолёта HY4 располагаются водородные баки, каждый из которых вмещает 9 килограммов водорода под высоким давлением.
2016 - На аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полёт учебно-тренировочного самолёта первоначальной лётной подготовки Як-152. Самолёт пилотировал лётчик-испытатель 1-го класса ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» Василий Николаевич Севастьянов.
Свежие комментарии