1911 - Родился Николай Степанович Рыбко — Герой Советского Союза (1 мая 1957 года), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1976 год).
1922 - Первый полёт лёгкого транспортного самолёта для 10-х пассажиров de Havilland DH.34. 2 апреля того же года он открыл воздушное сообщение между Кройдоном и Парижем.
Фирме "Daimler Hire" принадлежали шесть DH.34, компании "Instone" - четыре. Один аэроплан продали советской авиакомпании "Добролёт". При формировании авиакомпании "Imperial Airways" в 1924 году она получила семь транспортных самолётов DH.34 от своих предшественников. Они летали следующие два года до переоснащения более крупными машинами.Пассажирские DH.34 стали замечательной вехой в истории британского авиатранспорта. К декабрю 1922 года, менее чем за девять месяцев после появления прототипа, они провели в воздухе около 8000 часов. Второй самолёт компании "Daimler Hire" пролетал 160934 км без капремонта. Однако в авариях и катастрофах было потеряно не менее шести машин. После первых аварий из-за сваливания самолёта в пике его верхнее крыло удлинили. Эту модификацию обозначили DH.34B. Последние четыре DH.34 утилизировали в 1926 году.
1923 - В Харькове учреждено Украинское общество воздушных сообщений «Укрвоздухпуть».
1926 - По окончании заводских испытаний тяжёлого бомбардировщика ОКБ Андрея Николаевича Туполева ТБ-1(АНТ-4) начались сдаточные испытания, с участием представителей Научно-опытного аэродрома (НОА, предшественника НИИ ВВС) и Остехбюро. На самолёте летали лётчик-испытатель Аполлинарий Иванович Томашевский и Н.И. Морозов. Всё было хорошо, только показатели скороподъёмности немного подкачали, и не удалось достигнуть заданного потолка. После ещё одной доработкиТБ-1 (АНТ-4) выставили на государственные испытания. Они велись с 11 июня по 2 июля 1926 г.; всего налетали 42 часа.
1927 - Первый полёт Handley Page Hinaidi. В середине 20-х годов прошлого столетия Авиационное министерство Великобритании начала программу перевооружения RAF, одним из направлений которой было строительство новых цельнометаллических ночных бомбардировщиков. Фирме Handley Page Ltd. было предложено проработать такой проект. Разработчики фирмы решили использовать конструкцию серийного бомбардировщика H.P.24 Hyderabad для создания нового самолёта. В 1926 году один экземпляр H.P.24 (J7745) был модернизирован в новый тип бомбардировщика получившего обозначение Н.Р.33 Hinaidi. Для испытаний на эту машину установили французские двигатели Gnome-Rhone Jupiter IX мощностью 500 л.с. После успешных испытаний было решено начать серийное производство самолётов под обозначением Hinaidi Mk.I с звёздообразными двигателями Bristol Jupiter VIII мощностью 440 л.с. Пока шла подготовка к производству цельнометаллических самолётов, первая партия из 6 машин имела деревянную конструкцию, плюс ещё четыре были переделаны из бомбардировщиков Hyderabad. Первый прототип Hinaidi (J7745) в феврале 1928 года был продан правительству Индии.
1931 - Путём слияния Ad Astra Aero AG and Basler Luftverkehr была основана национальная швейцарская авиакомпания Swissair. Ряд десятилетий она была одной из крупнейших авиакомпаний мира. Однако серьёзные финансовые проблемы заставили её осенью 2001 прекратить полёты на регулярных линиях. Наступил день 2 октября 2001 года, и ни один самолёт компании не поднялся в воздух, они все остались на приколе, а в начале 2002 она прекратила существование. 31 марта 2002 года, после слияния с региональной авиакомпанией Crossair, швейцарский национальный перевозчик вновь начал работу уже под именем Swiss. Федеральный центр и банки профинансировали процесс перестройки компании кредитами на общую сумму в 3 миллиарда франков, из них 1,7 миллиарда были деньгами налогоплательщиков.Однако, несмотря на все усилия, добиться прежних результатов уже не удалось. Экономическая турбулентность, в которую попала компания, были слишком велики, а перспективы – туманны. Когда весной 2005 г. компанию купила германская Lufthansa, рыночная стоимость Swiss составляла всего лишь 340 миллионов франков.
1932 - Гражданскому воздушному флоту СССР присвоено сокращённое наименование «Аэрофлот».
1934 - Первый полёт Short L.17, пилотируемый Джоном Паркером и с тремя пассажирами на борту. Это четырёхмоторный авиалайнер британского производителя Short Brothers, вмещавший 39 пассажиров. Построено всего два экземпляра, имевшие собственные названия Scylla и Syrinx. По сути это был вариант наземного базирования летающей лодки S.17 "Kent", первая из которых поступила в эксплуатацию двумя годами ранее и заслужила хорошую репутацию.
1935 - Первый полёт транспортно-пассажирского самолёта SM.74 Millepiedi (разработчик: Savoia-Marchetti, Италия). Испытания самолёта (код I-URBE, серийный номер 21001) не выявили каких-либо серьёзных недостатков и фирме оставалось ждать только подписания контракта на серийный выпуск, однако этого не случилось. Итальянский SM.74 опоздал. С 1933 года начались поставки знаменитого лайнера DC-2, а позже и DC-3, которые могли перевозить такое же количество пассажиров с большей скоростью на большую дальность. Единственным преимуществом самолётов старой схемы оставалась возможность транспортировки крупногабаритных грузов. Единственным заказчиком SM.74 стала авиакомпания Ala Littoria (собственно, по её заказу он и создавался). Было построено ещё два самолёта, получивших регистрационные коды I-APLE (с\н 21002) и I-ROMA (с\н 21003). Второй SM.74 поступил на испытания 31 мая, а третий - 13 декабря 1935 г. Последний самолёт оснащался британскими двигателями Bristol "Pegasus"III (845 л.с.).
1938 - Пилоты Артур Клоустон (Arthur Edmond Clouston) и Виктор Рикеттс (Victor Anthony Ricketts) совершили посадку в Грейвсенде в Кенте, Англия, завершив рекордный перелёт до Новой Зеландии и обратно, преодолев 42 567 км за 10 дней 21 час и 22 минуты. Самолет DH.88 “Comet”.
1940 - Первый полёт американского военно-транспортного десантного самолёта CW-20, пилотировал машину Эдмунд Т. Аллен. Первоначально хвостовое оперение было двухкилевым - кили (хвостовые шайбы) были установлены на концах стабилизатора. В такой конфигурации проектных характеристик достичь не удалось. Пришлось самолёт переделывать в однокилевой. Данная модификация получила обозначение CW-20A. Фирма провела мощную рекламную компанию, в ходе которой машине было присвоено наименование "Substratosphere Transport". Самолёт был продемонстрирован ряду авиакомпаний - некоторые из них проявили к машине интерес. Новое предназначение самолёт получил 7 декабря 1941 года после нападения японцев на Перл-Харбор. Военный потенциал конструкции был очевиден, но теперь он стал первостепенным. CW-20 пошёл в производство как С-46 Commando.
В грузовой кабине помещались 40 солдат с полной выкладкой или 33 раненых на носилках, или пять моторов Wright R-3350, или груз эквивалентной массы. Погрузочно-разгрузочные работы легкостью не отличались - откидных законцовок фюзеляжей, опускаемых рамп, роликов в полу кабины тогда просто не существовало. В сентябре 1940 года, когда Армия США заказала 200 С-46, от герметизации кабины отказались. В серии построено 3181 Commando.
1947 - Приказом начальника ЦАГИ на базе лаборатории штопора и вертикальной аэродинамической трубы Т-105 была создана лаборатория №5 "для решения научных проблем по геликоптеростроению и штопору самолета" в составе двух секторов. Начальником лаборатории и геликоптерного сектора назначили Михаила Леонтьевича Миля. Первоначально в конструкторскую группу входили немногим более двух десятков человек, причём никто из них ранее проектированием винтокрылой техники не занимался. Единственным специалистом по этой тематике был сам начальник лаборатории, что и определило его беспрекословный авторитет. Большой довоенный опыт расчёта и проектирования автожиров помогал Милю отстаивать свой проект в острой конкурентной борьбе с другими конструкторами. Межведомственная правительственная комиссия по военно-промышленным вопросам рассматривала в те годы многочисленные проекты винтокрылых машин. Новая зарождавшаяся отрасль привлекла многих талантливых конструкторов и изобретателей, а наиболее успешно работы в области вертолётостроения продвигались в ОКБ Ивана Павловича Братухина и Александра Сергеевича Яковлева. Осенью 1947 г. построенный в 5-й лаборатории ЦАГИ полноразмерный макет трёхместного вертолёта ЭГ-1 утвердила правительственная комиссия под председательством генерал-майора Николая Алексеевича Жемчужина, а 12 декабря 1947 г. вышло постановление Совета Министров СССР №4001-1368 о создании ОКБ-4 под руководством М .Л. Миля.
1949 - Первый самолёт с 10 двигателями, Consolitadated Vultee YB-36D, сделал свой первый успешный испытательный полёт. Для увеличения скорости и потолка ранее построенных В-36 с шестью поршневыми двигателями нужны были радикальные меры. Эта проблема была частично решена путём установки на самолёте четырёх дополнительных ТРД под крылом, одновременно, в какой-то степени, решалась задача улучшения взлётных характеристик самолёта. Под переделку был выбран 54-й серийный самолёт (44-92057), который оснастили четырьмя ТРД типа J35-A-19. двигатели устанавливались попарно на консолях крыла на пилонах, установка была взята практически без изменений с самолёта ХВ-47. Первый полёт самолёт, получивший обозначение YB-36D, совершил 26 марта 1949 г. В ходе лётных испытаний машина показала следующие данные: максимальная скорость на высоте 10670 м 644 км/ч, потолок 12200 м, боевой радиус снизился до 5680 км, по сравнению с 6930 км у В-36В. YB-36D был модернизирован: на нём установили четыре новых турбореактивных двигателя J47-GE-19 со статической тягой 2720 кг каждый, установка вместе с пилоном была взята с серийных самолётов В-47. После испытаний машина была запущена в серию под обозначением B-36D.
1950 - Первый полёт палубного многоцелевого штурмовика Douglas A2D Skyshark под управлением Джорджа Янсена (George Jansen). Это развитие конструкции AD Skyraider под установку турбовинтовой установки Allison XT40-A-2 с эквивалентной мощностью на валу 5100 л.с. Она была размещена внутри фюзеляжа над крылом и состояла из двух ТВД Allison T38, которые через общий редуктор вращали соосные винты противоположного вращения. В крейсерском полёте один T38 мог быть выключён для увеличения дальности и продолжительности полёта за счёт снижения скорости; управляемость при одном отключенном ТВД не ухудшалась. A2D Skyshark страдал от затянувшихся проблем с силовой установкой. В частности это касалось редуктора. Недостаточная надёжность двигателя привела к многочисленным инцидентам и двум авариям. Всего было построено 2 прототипа и 10 предсерийных самолётов (4 из которых никогда не поднимались в воздух).
1952 - Катастрофа в Тульском аэропорту Клоково. Военно-транспортный самолёт должен был выполнить рейс из Тулы в Берлин, а на его борту находились 34 слушателя Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова. В это же время в Тульский аэропорт на промежуточную посадку заходил авиалайнер (по некоторым данным, Ли-2, либо Ил-12, который выполнял пассажирский рейс из Одессы в Москву. Но во время посадки пассажирский самолёт выкатился с полосы и врезался в военный самолёт, после чего возник пожар, уничтоживший обе машины. Точное число погибших неизвестно, по некоторым данным оно составило не менее 70 человек. На тот момент это была крупнейшая авиационная катастрофа в Советском Союзе.
1954 - Первый полёт американского вертолёта Каман НТК-1 с турбовинтовыми двигателями Боинг YT-50.
1956 - Первый полёт опытного образца учебно-тренировочного самолёта TT-1 Pinto (разработчик: Temco, США). Самолёт представлял собой свободнонесущий среднеплан с убирающимся трёхопорным шасси, вмещал инструктора и обучаемого, располагавшихся тандемно в закрытой кабине. Он был оснащён турбореактивным двигателем Continental J69-T-9.
1962 - Родился Юрий Павлович Гидзенко — лётчик-космонавт Российской Федерации, Герой Российской Федерации (1 апреля 1996). Выполнил три полёта на космических кораблях: «Союз ТМ-22» - «Мир» - (1995-1996), «Союз ТМ-31»-МКС-«Дискавери» (2000-2001), «Союз ТМ-34»-МКС - «Союз ТМ-33» (2002).Общий налёт в космосе 329 суток 22 часа 44 минуты.
1963 - Первый полёт экспериментального английского самолёта Hunting H.126. Был построен в единственном экземпляре. На самолёте Hunting H126 должна была быть отработана концепция blown flaps, которая была запатентована ещё в 1952 году. Струйный закрылок — это специальное устройство, которое предназначено для увеличения подъёмной силы крыла самолёта при помощи выдува струи сжатого воздуха (газа) из сопла щелевой формы. Обычно такие сопла располагают вдоль задней кромки крыла, под углом к хорде. Рост подъёмной силы крыла происходит за счёт возрастания циркуляции скорости вокруг крыла и соответствующего роста аэродинамической силы на поверхности крыла. Свой самый последний полёт забавный желтый Hunting H126 совершил 9 ноября 1967 года. Последний полёт продолжался 25 минут. Всего же за время проведения испытаний общий налёт машины составил более 141 час и 318 посадок. К сожалению, средства на продолжение работ по данному самолёту подошли к концу, а система с управляемым вектором тяги показала большую эффективность. Помимо всего прочего к 1967 году тормозная система на неубираемых шасси самолёта была практически полностью изношена. Но все же самолёт успел продемонстрировать некоторые свои возможности, во время испытаний удалось добиться полёта на скорости всего 51 км/ч, эта скорость являлась скоростью сваливания для этой машины. Такая особенность позволяла использовать самолёт с очень небольших ВПП, оторваться от земли он мог на скорости 51 км/ч и более. Уже в первом испытательном полёте он сумел взлететь с полосы длиной всего 550 метров.
1965 - Завершено серийное производство истребителя-бомбардировщика Су-7БМ на заводе в Комсомольске-на-Амуре.
1965 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся очередной полёт ракетного самолёта "Х-15". Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Роберт Эйткен Рашуорт (Robert Aitken Rushworth), Достигнута максимальная высота 31059 м и максимальная скорость 5760 км/ч.
1966 - Мировой рекорд дальности полёта по замкнутому маршруту для вертолётов – 2800,2 км, Ф.Дж. Швейболд на вертолёте Хьюз YOH-6A (США). Рекорд не превышен.
1969 - С космодрома Плесецк на орбиту была запущена ракета «Восток» с аппаратом «Метеор-1-1», первым эксплуатационным метеорологическим спутником СССР. Космический корабль «Метеор-1-1» имел массу 1200-1400 килограммов, длину 5 метров и диаметр 2,5 метра. Первоначально аппарат был отправлен на орбитальную высоту 650 км. Две солнечных батареи, автоматически ориентированные на Солнце, были способны предоставлять космическому кораблю необходимое количество солнечной энергии. «Метеор-1-1» использовал градиент силы тяжести и трёхкоординатную систему стабилизации для ориентации на Землю. На борту космического корабля находились две камеры на видиконе для съёмки в светлое время, сканирующий инфракрасный радиометр высокого разрешения для дневной и ночной съёмки и актинометрический прибор для измерения радиационного поля Земли. Интересно, что упал спутник через 43 года после запуска - 27 марта 2012 года, но проработал «Метеор-1-1» всего один год, в 1970 году аппарат перестал передавать информацию на Землю.
1970 - Главком ВВС подписал приказ об организации в Иваново нового авиаполка - 81-го ВТАП, укомплектованного исключительно самолётами Ан-22. Базой для него стала 5-я эскадрилья 229-го ВТАП. Первым командиром полка стал подп-к Николай Сергеевич Моргис, его заместителем по ИАС - В.Н. Засенко.
1971 - Первый полёт опытного образца самолёта CASA C-212-100 "Aviocar", а первый предназначенный для испанских ВВС серийный образец поднялся в воздух 12 мая 1974 года. airspot.ru/catalogue/item/casa-c-212-aviocar В 1979 году начался выпуск самолётов серии 200 с более мощными двигателями, а в 1987 году их сменили в производстве самолёты серии 300 с удлиненным фюзеляжем, крылом большего размаха и ещё более мощными двигателями. Кроме военно-транспортного самолёта разработаны модификации: противолодочный C-212ASW, патрульно-спасательный C-212 Maritime Patrol, и самолёт РЭБ С-212De. Кроме ВВС Испании, военные и гражданские версии самолёта используются в 28 странах мира.
1973 - Постановлением № 183-63 на базе ОКБ-41, СКБ-39 и Машиностроительного завода «Мосприбор» был создан Центральный научно-исследовательский институт «Комета». Директором ЦНИИ «Комета» назначен Анатолий Иванович Савин.
1974 - В Советском Союзе с космодрома Байконур ракетой-носителем "Протон-К"/SL-12 запущен габаритно-весовой макет спутника связи "Космос-637". Впервые в отечественной космонавтике проведён запуск с целью вывести спутник на ГСО. "Космос-637" - макет нового КА "Грань" разрабатываемого в интересах Министерства Обороны, аппарат предназначен для высокоорбитальной системы связи "Радуга".
1980 - Завершение полёта первого беспилотного полёта корабля "Союз Т" на станцию "Салют-6".
1992 - Поднялся в воздух шведский пассажирский для местных авиалиний SAAB 2000. Он является производной от Saab 340, оборудованным более мощными двигателями AE2100.
1998 - Погиб лётчик-испытатель Сергей Алексеевич Дудкин (на МиГ-29), полковник. Начальник службы лётных испытаний летно-испытательного комплекса Государственно-авиационного научно-испытательного центра (ГАНИЦ) Вооруженных Сил Украины в Кировском (Крым). Во время тренировочного полёта над аэродромом Кировское в Крыму находилось три МиГа-29, когда взлётно-посадочную полосу внезапно начал затягивать густой туман. Самый опытный пилот Сергей Дудкин решил в первую очередь посадить своих подчинённых. После того как обе машины удачно приземлились, Дудкин дважды попытался зайти на посадку. 2-й заход он выполнил уже при видимости менее 1 км (низкая облачность) под углом к ВПП с превышением над глиссадой. При уменьшении оборотов двигателя произошёл крен и вертикальное падение. В результате удара о ВПП раскололся фюзеляж. Пилот катапультировался на сверхмалой высоте. Несколько раз ударился о ВПП. Скончался от ран в Кировской районной больнице (по другим сведениям - по пути в больницу).
2003 - При выполнении тренировочного полёта с борта большого противолодочного корабля "Адмирал Трибуц» потерпел авиакатастрофу вертолёт Ка-27ПС. Он упал в море с высоты 50 метров в непосредственной видимости от корабля в Уссурийском заливе недалеко от острова Русский. Все 4 человека, находившиеся на его борту, погибли...
2005 - Первый полёт самолёта радиоэлектронной разведки G550 SEMA Shavit (разработчик: Gulfstream , Elta, * США, Израиль). Самолёт радиоэлектронной разведки G550 SEMA (Special Electronic Missions Aircraft) был создан консорциумом фирм состоящих из американских Gulfstream, Lockheed Martin и израильской IAI Elta Он представляет собой административный самолёт G550 (первоначальный вариант изготавливался на базе самолёта G500) оснащённый комплексом радиотехнической и электронной разведки EL/I-3001 AISIS, разработанным компанией Elta. Кроме того на самолёт установили комплекс систем электронной разведки ESM/ELINT и систему коммуникации COMINT. Для обслуживания всех систем на самолёте находятся 12 операторов. Продолжительность полёта составляет 10 часов.
2006 - Первый показательный полёт единственной в мире женской пилотажной группы «Патруль Траншан», четыре самолёта Fouga Magister (Франция).
2007 - Образована компания Hawker Beechcraft Corporation. Это холдинг компаний Onex Corporation и Goldman Sachs, созданного для управления авиастроительными активами, приобретёнными у Raytheon, Beechcraft и Hawker. Сделка стоимостью $3.3 млрд была анонсирована 21 декабря 2006.
2009 - В России с космодрома Байконур в Казахстане ракета-носитель "Союз-ФГ" вывела на орбиту пилотируемый космический корабль "Союз ТМА-14" ("Союз-ТМА М", сер. № 224) с экипажем МКС-19 в составе: командир — Геннадий Иванович Падалка (3 полёт), бортинженер — Майкл Барратт (Michael Barratt, 1 полёт) и седьмой космический турист — Чарльз Симони (Charles Simonyi, 2 полёт космического туриста). Стыковка с МКС 28 марта. Посадка 11 октября 2009 года.
2009 - В Израиле проведено успешное испытание новой системы ПРО "Железный купол" (Iron dome), предназначенной для уничтожения ракет малой и средней дальности, имеющихся на вооружении боевиков ливанской организации «Хезболлах» и палестинского движения ХАМАС.
2014 - В России с космодрома Байконур в Казахстане с помощью российской ракеты-носителя "Союз-ФГ" запущен пилотируемый космический корабль "Союз ТМА-12М" (типа Союз-ТМА М, сер. № 712 ) с экипажем участников экспедиции МКС-39 в составе: командир экипажа — Александр Александрович Скворцов (2-й полёт), бортинженер — Стивен Рей Суонсон (3-й полёт), бортинженер — Олег Германович Артемьев (1-й полёт). 119-й пилотируемый полёт корабля типа «Союз», начиная с первого полёта в 1967 году, и 38-й полёт к МКС. Стыковка 27 марта. Посадка 11 сентября 2014 года.
2015 - Боевые расчёты Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) осуществили пуск ракеты РС-20Б (по классификации НАТО — "Сатана") по конверсионной программе из пусковой базы в Оренбуржье. Ракета доставила на орбиту многофункциональный южнокорейский спутник Kompsat 3A. Аппарат дополнил существующую систему из трёх многоцелевых спутников, включая Kompsat 5 (Ариран-5).
Свежие комментарии