1894 - Родился Рене Поль Фонк — французский лётчик-истребитель Первой мировой войны, с 75 официально сбитыми самолётами противника является асом № 1 Антанты и вторым асом всей войны (после немца Манфреда фон Рихтгофена).
Несмотря на то, что с детства интересовался авиацией, при призыве на военную службу в 1914 г.
выбрал специальность военного инженера. Позже Фонк передумал и поступил в лётные курсы, по окончании которых в мае 1915 г. почти два года летал на самолётах-наблюдателях Caudron.За этот период он и его экипаж сбили два вражеских аэроплана. 15.04.1917 г. Фонк получил долгожданное назначение в истребительную «эскадрилью аистов». Там он уже в мае получил статус аса. К концу года он поднял свой лицевой счёт до 19 побед и получил звание офицера. Рене Фонк всегда шёл по возрастающей. За 1918 г. он записал на свой счёт 56 сбитых противников, причём дважды он сбивал по шесть самолётов за день. К июлю Фонк превзошёл легендарного капитана Жоржа Гюнемера, который с 54 победами оставался французским асом № 1 в течение долгого периода после своей смерти. При всём этом Фонк прославился жесточайшей экономией боеприпасов. При всех своих умениях, Фонк был чёрствым, временами даже несносным. Сослуживцы уважали его за боевые заслуги, но вместе с тем считали хвастуном. Фонк жутко обижался на то, что Гюнемер оставался более популярным у прессы лётчиком, даже когда его рекорд пал.Умер 18 июня 1953 в возрасте 59 лет и был похоронен на кладбище в своей родной деревне Сольси-сюр-Мерт...
1911 - По инициативе министра королевского правительства Греции Элефтероса Венизелосома принят закон об организации в составе Эллинской королевской армии авиаскадрильи, чем сделан первый шаг в истории будущих ВВС Греции. Лётчиков понятное дело было решено обучать во Франции, там же решили и закупить и первые самолёты.
1914 - На биплане С-6, корпус которого был обшит тонкими, тщательно отполированными и покрытыми лаком деревянными дощечками, в результате чего самолёт приобрел обтекаемую форму, И.И. Сикорскому удалось установить мировые рекорды скорости: с двумя пассажирами на борту - 111 км / ч, с пятью - 106 км / ч. На протяжении двух лет аэропланы Сикорского завоевывали главные призы на состязаниях военных самолётов.
1916 - Первый полёт прототипа истребителя Pup (разработчик: Sopwith, Великобритания). Название самолёта "Пап" (Pup - щенок) - это прозвище, данное машине фронтовыми пилотами. Самолёт сохранил форму межкрыльевых подкосов для самолёта 1½ Strutter, но, поскольку он имел уменьшенный на 20% размах крыла, то к нему относились как к "детенышу" ("pup") предыдущих самолётов. Официально оно никогда не было признано, однако прижилось и даже фигурировало в правительственных приказах и рапортах. Он отличался необычайной манёвренностью, не терял высоту на крутых виражах, несмотря на слабый двигатель развивал максимальную скорость до 179 км/ч, при том что посадочная скорость, напротив, была минимальной - всего 45 км/ч. "Пап" оказался исключительно удачным самолётом.Вскоре во Франции на "Папах" летало уже семь эскадрилий морской и три эскадрильи армейской авиации. В апреле 1917 года 32% английских истребительных эскадрилий было оснащено самолётами фирмы "Сопвич", в том числе три (3, 54 и 66) самолётами "Пап", по 18 машин в эскадрилье. Наибольшим успех истребителя был отмечен 11 апреля 1917 года, когда лейтенант Дж.С.Т. Фолл в ходе одного боевого вылета сбил два германских "Альбатроса" и один "Гальберштадт". 12 мая семь "Папов" из 4-й эскадрильи морской авиации сбили пять "Альбатросов" без потерь со своей стороны. С июля 1917 года "Папы" также служили в эскадрильях ПВО на территории Англии, где успешно перехватывали германские бомбардировщики и цеппелины.
1924 - Американский истребитель TP-1 (к тому времени переименованный в XTP-1) установил рекорд, подняв груз в 250 кг на высоту 8980 метров, а через два месяца - 21 мая - 500 кг на высоту 8578 м. На этом лётная история самолёта закончилась. Самолёт представлял собой двухместный биплан, оснащённый двигателем жидкостного охлаждения Liberty 12 мощностью 423 л.с. Нижнее крыло было меньше верхнего. Вооружение состояло из двух фиксированных пулемётов Browning в носовой части, сдвоенного Lewis в задней кабине и Lewis стреляющего вниз через проём. Этот самолёт развивал скорость всего 207 км/ч., то есть, как истребитель особого интереса не представлял.
1930 - Заключён Договор между фирмой Эрнста Хейнкеля и Гоcyдарственным Трестом авиапромышленности СССР (Авиатрестом). Советская сторона получила право на серийную постройку самолёта HD-37C сроком на три года. При этом подразумевалась техническая помощь при освоении в производстве, в самолёт вносились также все положительные изменения, реализованные на самолёте HD-43. Фирма Хейнкеля в результате сделки обогащалась суммой в 150 тысяч марок.
1934 - Впервые поднялся в воздух аргентинский лёгкий многоцелевой самолёт Ae.C.3 "Urubera" (Блестящая птица). Всего было изготовлено 16 экземпляров самолёта Ае.С.3. Машины оснащалась двигателями AS "Genet Major" (145 л.с.) или Warner "Scrab" (125 л.с.) с деревянным воздушным винтом. Точных данных о списании последнего Ае.С.3 найти пока не удалось, но срок службы этих самолётов составлял не менее 10 лет.
1934 - Первый полёт Fokker D.XXI с аэродрома Велсхэп (Welschap) возле Эйндховена, пилотируемый лётчиком-испытателем компании Fokker чехом Эмилем Мейнеке. Разработка истребителя D XXI была начата в конструкторском бюро фирмы "Фоккер" под руководством Эриха (Иржи) Шацки летом 1935 г. по техническому заданию, выданному штабом авиации армии Голландской Ост-Индии (ныне Индонезии).
Новая машина являлась весьма своеобразным типом истребителя, предназначенным для прикрытия с воздуха стратегических объектов на этой обширной территории. Возможности потенциальных противников оценивались невысоко. В соседних колониях других государств базировалось всякое старье, непригодное для использования в метрополиях. В немногочисленных тогда независимых странах на вооружении состояли как правило, также устаревшие английские и американские самолёты. Японию хозяева колоний тоже недооценивали (до того самого момента когда в декабре 1941 г. она нанесла им сокрушительный удар). Потому-то предписанные лётные данные были сравнительно невысоки. Зато усиленное внимание уделялось возможности эксплуатации на плохо оборудованных аэродромах и выполнения ремонтных работ с минимумом инструмента и оснастки, простоте пилотирования, высокой надёжности, низкой стоимости, простоте обслуживания - словом, всему тому, что могло быть полезным при боевых действиях в стране, где мало аэродромов, нет авиазаводов и высококвалифицированного лётно-технического состава. Fokker D.XXI - это консервативный по конструкции моноплан с низкорасположенным крылом. Основой фюзеляжа стала ферма, сваренная из труб хромомолибденовой стали закрытая в передней части съёмными панелями из лёгкого сплава "электон", а в задней - обшитая полотном. Построено 139 экземпляров, состоял на вооружении Нидерландов, Финляндии и Дании.
1939 - В Мельбурне поднялся в воздух первый штурмовик CA-3 Wirraway, построенный в Австралии. Авиационной технической комиссией в США в 1936 году было заключено соглашение о производстве в Австралии по лицензии двухместного многоцелевого самолёта типа моноплан North American NA-16 и его двигателя Pratt & Whitney Wasp. Переделкой самолёта в Австралии занимался коллектив конструкторов из "Коммонвелс эйркрафт корпорейшн" (CAC) во главе с А. Уэкеттом. Опытного самолёта не было. Головная серийная машина впервые взлетела 27 марта 1939 года. Постройка серии велась на заводе CAC в Фишерменс-Бэнд.
1941 - Ленинградский институт инженеров ГВФ преобразован в Военно-воздушную академию им. Александра Фёдоровича Можайского (ныне ВИКУ им. Александра Фёдоровича Можайского).
1942 - Взлетел прототип английского транспортного планера GAL.49 Hamilcar. Этот летательный аппарат цельнодеревянной конструкции, включая управляющие поверхности с деревянным каркасом и полотняной обшивкой. Самый тяжёлый из транспортных планеров, использовавшихся союзниками во Второй мировой войне, он был также первым британским планером, способным действительно нести танк, 7,1-тонный "Tetrax" или два универсальных транспортера. Он мог нести и любые другие грузы общей массой до 7983 кг, включая различные гусеничные и колёсные машины союзников.
1943 - Погиб Герой Советского Союза, лётчик-испытатель Григорий Яковлевич Бахчиванджи во время очередного, седьмого по счёту испытательного полёта, на третьем экземпляре (БИ-3).
Задание лётчику на его последний полёт предусматривало доведение скорости горизонтального полёта до 800 км/ч на высоте 2000 метров. По наблюдению с земли полёт, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя истребитель, находящийся в горизонтальном полёте, на скорости свыше 900 км/ч, плавно вошёл в пике и под углом 50º ударился о землю. Машина рухнула в шести километрах южнее аэродрома. Решение о строительстве 30-40 опытных машин было отменено, хотя лётчик-испытатель Борис Кудрин некоторое время ещё продолжал испытания ракетного перехватчика. Раскрыть тайну гибели Бахчиванджи удалось лишь через несколько лет. При испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление затягивания самолёта в пике, бороться с которым тогда не умели.Похоронен Григорий Бахчиванджи на кладбище посёлка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта «Кольцово». В феврале 1963 года на могиле установлен обелиск. 28 апреля 1973 года первому ракетоиспытателю было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. О его подвиге первый космонавт планеты Ю. А. Гагарин сказал: «…Без полёта Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года».
1945 - На территорию Великобритании в деревню Орпингтон (Orpington), графство Кент (Kent), упала последняя ракета "A-4"/SS-1/Scunner/ (Фау-2) пущенная немцами с позиций в континентальной части Европы. Был убит 1 и ранено 23 человека. Последний пуск по Лондону. Завершение ракетного обстрела Великобритании.
1946 - Первый полёт ночного истребителя P-82С. Десятый серийный P-82B (серийный номер 44-65169) в ходе изготовления переоборудовали в ночной истребитель. Самолёт оснастили бортовым радаром SCR-720, размещённом в большом выпуклом кожухе под центральной секцией крыла. Примененный на Р-82С радар SCR-720 был полностью аналогичен радару на специальном ночном истребителе Northrop P-61 Black Widow, имевшем гораздо большие размеры. Для избежания помех от пропеллеров возникла необходимость поместить антенну радара перед ними. Поэтому антенну разместили в выступающем на достаточно большое расстояние корпусе. Из-за длинного корпуса радара появилась опасность возникновения колебаний всей установки и центральной секции крыла. Оператор РЛС располагался в правой кабине. В серии самолёт не изготовлялся...
1946 - Пилот Иванов на транспортном самолёте Г-1 (ТБ-1) при подходе к Дудинке попал в снежный заряд и, потеряв ориентацию, зацепил землю. Весь экипаж погиб...
1946 - Приказом МАП № 162сс был открыт официальный заказ на строительство геликоптера и определены сроки окончания работ: по первому экземпляру - 1 января 1947 года, по второму - 1 марта того же года. Машина имела несколько наименований, которые встречаются в документах и публикациях - соосный вертолёт Як, экспериментальный геликоптер Як, бемовский вертолёт, Як-М-11ФР-1 и, наконец, изделие "Ш". Когда Сергей Арсентьевич Бемов впервые получил задание на предварительный проект и рассказал об этом коллегам, кто-то спросил: "Это что, шутка?". Сергей Арсентьевич ответил: "Нет, это - серьёзно. Будем строить геликоптер, а обозначение ему дадим "изделие Ш" - "Шутка".
1948 - Лётчик-испытатель Георгий Михайлович Шиянов завершил заводские испытания бустеров элеронов и руля высоты на самолёте Су-9 («К»).
1953 - Министерство вооружения СССР преобразовано в Министерство оборонной промышленности СССР (МОП), НИИ-88 подчинено МОП.
1956 - Первый полёт модифицированного стратегического бомбардировщика 3М (210М) ОКБ им. Владимира Михайловича Мясищева, оснащённого двумя ВД-7 и двумя АМ-ЗА, лётчик-испытатель Марк Лазаревич Галлай. В 1956-1959 годах на заводе №23 в Филях построили 74 серийных самолёта 3М, причём примерно половина из них получила старые двигатели РД-3М-500 (обозначались 3MC), а остальные — новые ВД-7Б (3МН).
1957 - Первый полёт американского многоцелевого самолёта F-101B Voodoo (56-232) с Ламберт-Филд в Сент-Луисе. Последующая программа лётных испытаний продолжалась почти два года, закончившись 15 марта 1959 года.
1962 - Кубинский самолёт Ил-14 (CU-T819) во время набора высоты упал в море примерно в миле от Сантьяго-де-Куба, погибли все 22 человека, находившиеся на борту.
1964 - С космодрома Байконур, стартовый комплекс № 1, осуществлён пуск ракеты-носителя "Молния 8К78М", которая должна была вывести на траекторию полёта к Венере советскую автоматическую межпланетную станцию типа "3МВ-1", сер. № 3 (00770 / 1964 014А). КА выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 64.8 град.; период обращения - 88.7 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 192 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 237 км. Предполагалась посадка на поверхность Венеры. Ракета-носитель вывела станцию с разгонным блоком "Л" на орбиту Земли, но старт в сторону Венеры не состоялся.
1964 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (шт. Калифорния, США) состоялся 45-й полёт ракетного самолёта "Х-15". Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Роберт Эйткен Рашуорт (Robert Aitken Rushworth). Достигнута максимальная высота 30937 м и максимальная скорость 6158 км/ч.
1965 - Вышло правительственное постановление о разработке и постройке модификации Як-28И, оснащённой РЛС бокового обзора "Булат" с синтезированной апертурой. Машина получила обозначение Як-28БИ и предназначалась для картографирования местности при любой погоде днём и ночью с высокой разрешающей способностью, сопоставимой с фотографическим изображением. РЛС "Булат" на самолёте разместили в районе бомболюка. Госиспытания опытного образца станции на Як-28БИ закончились в 1972 г. Приёмо-передающий блок с антенной системой располагался в гондоле, которая при подлёте к зоне картографирования выдвигалась. Картографирование производилось в условиях прямого полёта в полосе шириной 15 км с любого борта. Полёты проходили на малых и средних высотах при скорости 600-1200 км/ч. Испытания проводили лётчик-испытатель Юрий Владимирович Петров, штурман-испытатель Николай Михайлович Шиповский и ведущий инженер С.И.Яськов. Як-28БИ был выпущен небольшой серией в 50 машин Иркутским авиазаводом. Эти самолёты состояли на вооружении в 886 ОРАП г. Екабпилс (Крустпилс) и в разведполку на аэродроме Укурей в ЗабВО.
1965 - Вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а 12 апреля того же года - и соответствующий приказ министра авиационной промышленности о разработке самолёта комплексной разведки приграничной полосы без пересечения государственной границы. Работа поручалась ОКБ завода №240, возглавлявшегося генеральным конструктором Сергеем Владимировичем Ильюшиным (с 1966 г. - Московский машиностроительный завод "Стрела", ныне - Авиационный комплекс им. СВ. Ильюшина). Самолет предлагалось делать на базе серийного авиалайнера Ил-18Д с четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20М, располагавшего большой дальностью и продолжительностью полёта и имевшего вместительный фюзеляж, что было необходимо для размещения комплекса специального оборудования и обслуживающего его тактического экипажа.
1967 - Постановлением Совмина СССР № 271-106 образован в г. Ленинграде «Научно-исследовательский институт командных приборов». Институт специализируется в области создания командных гироскопических приборов, силовых гироскопических комплексов и управляющих двигателей-маховиков для баллистических ракет, ракет- носителей, разгонных блоков и космических аппаратов.
1968 - Юрий Алексеевич Гагарин, первый человек Земли, побывавший в космосе, погиб в возрасте 34 лет в авиационной катастрофе вместе с 45-летним лётчиком-инструктором Владимиром Сергеевичем Серёгиным вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области. Гагарин выполнял тренировочный полёт на самолёте МиГ-15УТИ.
В 10:18 Гагарин и Серёгин взлетели с подмосковного аэродрома Чкаловский. На момент взлёта условия видимости были нормальными - нижняя кромка облаков была в 900 м над землёй. Выполнение задания в пилотажной зоне должно было занять не менее 20 минут, но уже в 10:30 Гагарин сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу. После этого связь с самолётом прервалась. По невыясненной причине самолёт вошёл в штопор, для вывода из которого не хватило высоты. Когда стало ясно, что у самолёта уже должно было закончиться топливо, в зоне полётов начались поиски, которые продолжались более 3 часов. В 14:50 одному из вертолётов удалось обнаружить обломки УТИ примерно в 65 км от аэродрома, в районе деревни Новосёлово, в 18 км от города Киржач Владимирской области. Утром следующего дня на месте падения самолёта были обнаружены фрагменты тел Серёгина и Гагарина, опознанные родственниками и сослуживцами. На месте авиакатастрофы были найдены личные вещи пилотов, бумажник с водительскими правами и фотографией Сергея Павловича Королёва, а также на ветке был найден клочок лётной куртки Гагарина с талонами на питание.
В СССР был объявлен общенациональный траур. Это был первый случай в истории СССР, когда день траура был объявлен в связи со смертью человека, не являвшегося на момент смерти действующим главой государства. Урны с прахом Юрия Гагарина и Владимира Серёгина захоронены в некрополе у Кремлёвской стены. На месте гибели Гагарина и Серёгина установлен мемориал.
1972 - Вышел Приказ Министерства авиационной промышленности о разработке проекта штурмовика Су-25Т (Т-8).
1972 - Автоматическая межпланетная станция "Венера-8" была запущена с космодрома Байконур ракетой-носителем "Молния-М".
1972 - Таран дома самолётом Ан-2 — авиационная катастрофа в городе Ворошиловград, ставшая результатом преднамеренного столкновения самолёта Ан-2 компании Аэрофлот с четырёхэтажным жилым зданием.
Экипаж 99-го (Ворошиловградского) лётного отряда должен был выполнять почтово-пассажирский рейс по маршруту Ворошиловград - Северодонецк - Сватово. Экипаж уже прошёл предполётный медицинский осмотр, медицинское освидетельствование, штурманскую и метеорологическую подготовки, когда узнал, что рейс отменили, так как посадочная площадка Сватово была непригодна. Тогда КВС Тимофей Шовкунов сказал второму пилоту, что идёт завтракать, но вместо этого направился на стоянку самолётов, где у дежурного по стоянке взял ключи от самолёта, на котором стоял в наряде. Однако после этого Шовкунов пошёл совсем к другому самолёту. Приняв его у авиатехника, пилот опробовал двигатель, после чего без второго пилота и не выходя на связь с диспетчером в 8:03 вырулил на старт и взлетел с аэродрома. Выполнив разворот, Шовкунов направился к городу в сторону 27-го квартала. Выполнив разворот на малой высоте, он направил авиалайнер на собственную квартиру - № 42 на третьем этаже четырёхэтажного кирпичного дома № 10. В 8:15 самолёт врезался в верхнее перекрытие квартиры № 46, расположенной на четвёртом этаже над квартирой № 42. Пробив верхнее перекрытие, двигатель отделился и вместе с обломками перекрытия упал на пол квартиры. Остатки крыльев вместе с шасси при этом застряли на балконе квартиры № 46, а хвостовое оперение и пилотская кабина влетели на чердак, вызвав пожар. Самолёт полностью разрушился и частично сгорел. В самом доме крыша над квартирами № 45, 46 и 47 разрушилась, а в квартире № 42 (где жил Шовкунов) прогнулась и на 5 сантиметров просела потолочная плита, при этом образовалась трещина, через которую квартиру залило водой, когда тушили возникший пожар.
Сам Шовкунов погиб при ударе, в доме при этом никто не пострадал. При анализе крови пилота судебно-медицинская экспертиза алкоголя в ней не обнаружила. В его самой семье на протяжении всех 13 лет совместной жизни супруги систематически ссорились между собой, причём нередко доходило до драк. Последняя ссора произошла как раз накануне происшествия и ту ночь Шовкунов провёл в квартире один. Жена отмечала, что Шовкунов не раз высказывал ей свою мысль о совершении самоубийства с использованием самолёта. Но руководство авиаотряда, получается, ничего не знало о моральных качествах подчинённых.
1975 - Поднялся в воздух первый канадский транспортный самолёт DHC-7 Dash 7. Укороченный взлёт-посадку самолёта обеспечивали двухщелевые закрылки увеличенного размера на задней кромке крыла, которые находились в воздушном потоке винтов четырех двигателей. Дополнительно было установлено по четыре интерцептора на каждой консоли крыла. Ближняя к фюзеляжу пара служила в качестве собственно интерцепторов - т. е. гасителей подъёмной силы, а внешняя пара использовалась синхронно с элеронами для улучшения управления вокруг продольной оси. Был предложен фюзеляж самолёта герметичный, безопасно-разрушаемой конструкции. Приподнятая хвостовая часть и Т-образное оперение обеспечивали вынос стабилизатора и рулей высоты из потока воздуха, отбрасываемого винтами. На самолёте установлено трёхстоечное убирающееся шасси с двумя колесами на каждой опоре. Силовая установка - четыре турбовинтовых двигателя Пратт-Уитни Эйркрафт Канада PT6A-50.
1977 - Столкновение в аэропорту Лос-Родеос — крупнейшая в истории авиационная катастрофа, произошедшая на острове Тенерифе (Канарские острова).На взлётной полосе аэропорта Лос-Родеос столкнулись авиалайнеры Boeing 747-206B авиакомпании KLM (рейс KL4805 Амстердам—Лас-Пальмас-де-Гран-Канария) и Boeing 747-121 авиакомпании Pan American (рейс PA1736 Лос-Анджелес—Нью-Йорк—Лас-Пальмас-де-Гран-Канария). В катастрофе погибли 583 человека — все 248 человек на борту рейса 4805 (234 пассажира и 14 членов экипажа) и 335 человек на борту рейса 1736 из 396 (380 пассажиров и 16 членов экипажа). Эта катастрофа остаётся крупнейшей (по количеству погибших) за всю историю гражданской авиации...
1981 - Вышло решение Комиссии Президиума Совмина СССР по военно-промышленным вопросам № 280 о проведении глубокой модификации Як-38 - создании варианта Як-38М. При этом ставка делалась на новые двигатели. МНПО "Союз" под руководством Олега Николаевича Фаворского путём кардинальной переработки Р-27В-300 создало ПМД Р-28-300 с максимальной горизонтальной тягой 7100 кгс и вертикальной 6700 кгс. Одновременно конструкторы Рыбинского ОКБ улучшили параметры своих ПД, доведя тягу нового РД-38 до 3250 кгс. Два прототипа Як-38М были построены в ОКБ в 1982 году. 30 ноября 1982 года лётчик-испытатель Юрий Иванович Митиков выполнил на Як-38М (серийный № 0413, борт № «82») первое висение, а 10 февраля 1983 года — первый полёт по «полному профилю». Заводские испытания машины прошли с 7 декабря 1982 года по 3 июня 1983 года, после чего самолёт был передан на совместные Государственные испытания, этап «А», завершившийся в конце 1983 году. Як-38М был принят на вооружение и поступил в эксплуатацию на авианесущие корабли, однако ожидаемого резкого повышения их боевого потенциала не принес. Новые двигатели оказались даже более «прожорливыми», чем их предшественники, поэтому ТТХ штурмовика улучшились незначительно, и его ударные возможности продолжали оставаться ограниченными. Тем не менее, Як-38М добросовестно отслужили положенное время и с июля 1991 года стали выводиться в резерв.
1990 - Катастрофа Ил-76МД (CCCP-78781) Узбекского УГА в районе Кабула.Экипаж выполнял рейс №3501 по доставке груза авиационного топлива в топливных баках самолёта. В этом составе на день происшествия экипаж выполнил 69 полётов в Кабул.При пролёте ОПРС на режиме работы двигателей «малый газ» с приборной скоростью 370 км/ч в снижении экипаж выпустил шасси, предкрылки, закрылки на 30°, спойлеры на 20° и получил разрешение на дальнейшее снижение до эшелона 190 (5800 м) в точку третьего разворота.
Когда самолет находился на высоте 5400м, диспетчер распорядился прекратить заход на посадку. Шасси и закрылки были убраны, но, тем не менее, самолёт продолжил снижение, затем потерял скорость, начал крениться и, наконец, в перевернутом положении рухнул в горах в 4км от аэродрома. Погибло 9 человек...
Сваливание самолёта в процессе маневрирования произошло в результате сочетания следующих факторов:
- невыдерживание экипажем режимов полёта по скорости, рекомендованных ИЛЭ-76 для различных конфигураций самолёта, что снизило располагаемый запас по углу атаки до критических режимов;
- недостаточный контроль членов экипажа за определяющими параметрами полёта, что привело к нарушению установленных ограничений по допустимому углу атаки и минимальной скорости полёта;
- отсутствие навыков пилотирования самолёта на больших углах атаки, обусловленное несовершенством системы подготовки экипажей к действиям в особых случаях полёта;
-пилоты не смогли распознать выхода на критические углы атаки и реализовать рекомендации ИЛЭ-76 по предотвращению сваливания;
Необходимость маневрирования по схеме снижения в условиях боевых действий на режимах, близких к лётным ограничениям и наличие трёх самолётов, следующих в облаках с малыми интервалами без соответствующего радиолокационного контроля, создали сложную обстановку для экипажа, которая усугубилась после сообщения диспетчера о необходимости временного прекращения снижения в связи со взлётом самолёта Ан-32, что привело к изменению сложившегося стереотипа действий у экипажа.
1991 - Состоялся первый полёт французского лёгкого многоцелевого самолёта TB-200 Tobago XL фирмы SOCATA. Французский сертификат лётной пригодности самолет TB-200 получил 30 октября 1991 года.
1993 - Утверждено новое ТТЗ на будущий учебно-боевой самолёт Як-130 ОКБ Александра Сергеевича Яковлева. Согласно утверждённому в октябре 1990 г. тактико-техническому заданию (ИЗ), новая машина должна была иметь два двигателя, посадочную скорость не более 170 км/ч, длину разбега и пробега не более 500 м с возможностью базирования на грунтовых аэродромах, перегоночную дальность 2500 км и тяговооружённость 0,6-0,7. Кроме того, желая получить УТК для обучения лётчиков всех родов авиации, заказчик требовал обеспечить возможность репрограммирования характеристик устойчивости и управляемости самолёта, фактически - возможность моделирования поведения машин различных типов и классов, от манёвренных истребителей до тяжёлых ракетоносцев. В числе обязательных условий было создание самолёта исключительно на основе отечественных комплектующих. По тогдашним оценкам командования, необходимо было построить не менее 1200 новых машин. Новые требования оказались несколько мягче прежних. Например, перегоночную дальность сократили чуть ли не на 500 км, посадочную скорость увеличили до 180-190 км/ч, а длину пробега - до 700 м. Отдельно был оговорен предельный угол атаки - не менее 25 град.
1994 - В Германии на испытательном аэродроме фирмы DASA близ Мюнхена состоялся первый полёт прототипа N 1, создаваемого совместными усилиями Великобритании, Германии, Испании и Италии, истребителя "Еврофайтер-2000" (EF2000), названного DA1.
1996 - Первый полёт опытного истребителя F-15 ACTIVE (Advanced Control Technology for Integrated Vehicles - перспективные технологии управления авиационными комплексами) с УВТ. В рамках этой программы на самолёт F-15B №71-0290 установили два двигателя F100-PW-229 со всеракурсными управляемыми соплами P/YBBN (Pitch/Yaw Balance Beam Nozzles – «балансирные» сопла с отклонением по тангажу и курсу) фирмы «Пратт-Уитни». Отклонение створок сверхзвуковой части сопел P/YBBN обеспечивало поворот вектора тяги двигателей на угол до 20О в любом направлении со скоростью перекладки до 120О/с. Конструкция самолёта была усилена для восприятия появившейся боковой составляющей тяги величиной примерно до 1800 кгс (расчетная вертикальная составляющая тяги - до 2800 кгс). В ходе испытаний диапазон полётных условий, при которых осуществлялось отклонение вектора тяги для управления по тангажу и по курсу, был расширен до скоростей, вдвое превосходящих скорость звука. В 1998 г. была проведена дальнейшая доработка самолёта, в результате внесли изменения в систему управления вектором тяги (программа ILTV - Inner Loop Thrust Vectoring).
1999 - Огнём ЗРК С-125 югославскими ВС над Югославией сбит американский самолёт-невидимка "Стелс", бомбардировщик F-117А Nighthawk («Ночной ястреб»). Ракета 5В27Д МКБ «Факел» изготовлена ВМП «Авитек». F-117 был сбит комплексом С-125 3-й батареи 250-й бригады ПВО под командованием сербского полковника Дани Золтана. Пилот подполковник Дейл Зелко катапультировался и был спасён поисковой группой спустя семь часов.
2003 - Лёгкий сельскохозяйственный самолёт Авиатика-МАИ-890СХ стал первым (и пока единственным) сельскохозяйственным самолётом в России, получивший сертификат типа. Он относится к классу "очень лёгких самолётов" (VLA - very light airplane) и сочетает в себе достоинства "ультралайтов" и лёгких самолётов традиционной конструкции.
2004 - Беспилотный экспериментальный самолёт NASA X-43A длиной 3,66 м с помощью ракеты Pegasus был поднят на высоту 29 км, после чего отделился от разогнавшей его ракеты, включил гиперзвуковой ПВРД - прямоточный воздушно-реактивный двигатель со сверхзвуковой камерой сгорания (scramjet)собственную двигательную установку и в течение 11 секунд совершал активный полёт, развив скорость 7 Мах (свыше 8 тыс. км/ч).Это был второй полёт X-43A.Обе модели утонули в Тихом океане...
2006 - Катастрофа Ми-8Т (RA-24679) авиакомпании «Полярные авиалинии» Саха (Якутского) УГАН ФСНСТ в п. Русское Устье. На борту вертолёта находились 5 членов экипажа и 7 пассажиров, все граждане России. В результате происшествия погибли 5 человек, остальные получили травмы различной степени тяжести.Биохимическими исследованиями трупов КВС и бортмеханика было установлено, что оба они в последнем полёте были в состоянии алкогольного опьянения средней степени. Биохимическими исследованиями в крови второго пилота этилового спирта не обнаружено.Катастрофа вертолёта произошла в результате потери экипажем пространственного положения вертолёта при заходе на посадку ночью на посадочную площадку, освещенную факелами, что привело к выходу вертолёта на угол тангажа 45° на кабрирование, потере скорости и падению вертолёта на землю.Авиационное происшествие было обусловлено сочетанием следующих факторов: выполнение полёта КВС и бортмехаником в состоянии алкогольного опьянения средней степени; выполнение экипажем полёта ночью с подбором посадочных площадок, обозначенных фонарями (кострами), допуск к которому КВС не имел, и с метеоминимумом КВС, не соответствующим фактической и прогнозируемой погоде.
2007 - Публично представлен двухместный прототип лёгкого многоцелевого истребителя F-CK-1D (серийный номер 10006), разработки: AIDC, Тайвань. После выкатки самолёту в торжественной обстановке присвоили наименование Xiong Ying.
2008 - Запуск ракеты-носителя «Космос-3М» и четвёртого космического аппарата — немецкого спутника «SAR-Lupe».
2011 - На авиашоу во Флориде потерпел крушение спортивно-тренировочный самолёт Як-52. Во время показательного выступления он рухнул на землю и взорвался. Как сообщает The Florida Times-Union, в результате катастрофы погиб 58-летний военный американский авиационный акробат Уильям Уолкер., выполнявший фигуры высшего пилотажа. На земле никто не пострадал: самолёт упал примерно в 800 метрах от зрителей. Пресс-служба полиции сделала заявление, в котором было сказано следующее: «Во время демонстрации полёта пилот потерял контроль над воздушным судном по неизвестным причинам».
2015 - В России с космодрома Байконур в Казахстане ракетой-носителем "Союз-ФГ" запущен пилотируемый космический корабль "Союз ТМА-16М" (типа "Союз-ТМА М", сер. № 716) с космонавтами: командир - Геннадий Иванович Падалка (5-й полёт), бортинженеры Михаил Борисович Корниенко (2-й полёт) и Скотт Джозеф Келли (NASA, 4-й полёт). Впервые в истории российской космонавтики при выведении, сближении и стыковке с МКС экипаж использовал в работе планшетный компьютер. Стыковка с МКС 28 марта проведена по короткой 6-ти часовой схеме. Посадка корабля 12 сентября 2015 года.
2019 - Умер Валерий Фёдорович Быковский — участник первого набора космонавтов, лётчик-космонавт СССР № 5, дважды Герой Советского Союза (1963, 1976), совершивший три полёта в космос общей продолжительностью 20 суток 17 часов 47 минут 21 секунды. Был единственным из космонавтов, летавших на КК «Восток» или «Восход», кто совершил 3 космических полёта. Прощание состоялось 29 марта в 12 часов в Доме космонавтов Звёздного городка. Похоронен Быковский в тот же день в подмосковной деревне Леониха, где он жил.
Свежие комментарии