На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 673 подписчика

Свежие комментарии

Этот день в авиации. 25 марта

Этот день в авиации. 25 марта
Этот день в авиации. 25 марта

1909 - Родился Иван Степанович Любимов — советский лётчик-истребитель и военачальник, Герой Советского Союза (22 января 1944 года). Генерал-майор авиации (11 мая 1949 года), профессор, кандидат военных наук.

В действующей армии с июня 1941 года в звании старший лейтенант. 9 октября 1941 года Иван Степанович был тяжело ранен, лишился ступни левой ноги. После лечения добился разрешения летать с протезом. К сентябрю 1943 года — командир 11-го гвардейского истребительного авиационного полка (1-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота). С октября 1943 года по 1945 год гвардии подполковник И.С. Любимов командовал 4-й истребительной авиационной дивизией ВВС Черноморского флота. Выполнил 109 боевых вылетов, провёл 21 воздушный бой, сбил 6 самолётов противника лично и 2 — в паре с ведомым.

С января 1955 года — старший преподаватель кафедры ВВС флота в Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова (с 1958 года — Военная академия Генерального штаба). В феврале 1973 года генерал-майор авиации И. С. Любимов уволен в отставку. Жил в Москве. Умер 26 декабря 2000 года в Москве на 92-м году жизни. Похоронен на Кунцевском кладбище...

Этот день в авиации. 25 марта
1912
 - В первый день Пасхи в Москве торжественно открылась Вторая Международная Выставка Воздухоплавания. Присутствовало более 600 приглашенных. Среди них представители московской администрации, весь генералитет, известные общественные деятели, члены Московского общества воздухоплавания (MOB) и представители всех спортивных организаций. На выставке было представлено 80 экспонатов, среди них 22 аэроплана, в том числе и С-6А И.Сикорского.

Этот день в авиации. 25 марта

1916 - Указом Императора Николая II в России сформированы три первых истребительных авиаотряда - начало формирования отечественной истребительной авиации. Сегодня празднуется День истребительной авиации России.

1920 - Приказом РВС Республики морская и сухопутная авиация были объединены в Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Военно-Воздушного Флот.

Supermarine Swan.jpg
1924
 - Первый полёт транспортной летающей лодки Supermarine Swan (N175), разработчик: Supermarine, Великобритания. Swan законченный по спецификации 21/22 стал первым в мире двухмоторным самолётом-амфибией, был оснащён двумя двенадцатицилиндровыми V-образными двигателями жидкостного охлаждения Rolls-Royce Eagle IX мощностью 350 л.с.

Этот день в авиации. 25 марта
1930
 - Впервые взлетел гоночный самолёт Bernard HV-120 под управлением Антуана Пайяра, построенного для участия в гонке Кубка Шнайдера. Главным отличием самолёта был очень мощный по тем временам двигатель - Hispano-Suiza 18R (1680 л.с.). Всего было построено два экземпляра самолёта. Один из них разбился в 1931 году, унеся с собой жизнь пилота.

Hawker hornet(1929).jpg
1931
 - Лётчик-испытатель П. Сэйер поднял в воздух первый экземпляр «Фьюри» - британского одноместного истребителя Fury созданного компанией Н. G. Hawker Engineering Co. Ltd (с 1933 г. - Hawker Aircraft Ltd.) по проекту инженера С. Кэмма. В том же году на предприятиях фирмы Hawker в Кингстоне и Бруклендсе, а также дочерней компании General Aircraft Co. Ltd в Хенворсе началось серийное производство нового истребителя. До 1937 г., включительно, построили 302 машины (в т. ч. 3 предсерийные). Истребитель “Fury” представлял собой одностоечный биплан смешанной конструкции с металлическим каркасом и полотняной обшивкой крыла, оперения и хвостовой части фюзеляжа. Обшивка фюзеляжа до кабины пилота и капотировка двигателя - из дюралевых листов. Конструкция фюзеляжа - ферменная. Шасси - двухстоечное неубираемое с хвостовым костылем. Некоторые истребители оснащались радиостанциями. Британские машины вооружались двумя синхронными 7,69-мм пулемётами Vickers с боезапасом по 600 патронов на ствол. Большинство экспортных истребителей оснащались парой пулемётов Colt, Mauser или Spandau также винтовочного калибра, а на югославских машинах была предусмотрена установка еще двух пулемётов под крылом, стрелявших вне диска винта. На всех “Fury” под нижним крылом могли размещаться держатели для мелких бомб.

Этот день в авиации. 25 марта
1939
 - Приказом наркома авиационной промышленности СССР на базе калориферного участка в Казани был создан завод теплообменных приборов. Эта дата считается днём рождения завода "Элекон". В 1949 году началось новое рождение завода. Приказом Министерства заводу, первому в стране, было поручено освоение и производство штепсельных разъёмов- ШР, а сам завод был именован казанским заводом штепсельных разъёмов. В 1954 году на заводе было организовано новое, второе производство по изготовлению радиотехнической аппаратуры- самолётных систем опознавания, бортовых и наземных радиомаяков для авиации. В 1959 году завод получил новое поручение Правительства - освоение телеметрической и дальномерной аппаратуры для ракетно-космической техники - знаменитые "Рубин" и "Алмаз". 1960 году завод начал производство бытовой аппаратуры. Силами РТО были разработаны, а заводом освоены первые в стране усилители для городского транспорта УТ-1 и компактные диктофоны "Электроника". В 1965 году завод получил важнейшее поручение Правительства - в короткие сроки освоить в производстве комплекс аппаратуры для стыковки лунного орбитального и посадочного модулей для намечавшегося полёта на Луну. В 80-е годы НПО "Элекон" - ведущее предприятие электронной промышленности. Продукция ОАО "Завод Элекон" - электрические соединители находили и находят самое широкое применение во всех видах военной и гражданской техники и многих отраслях промышленности, ракетах-носителях: "Союз", "Протон", "Зенит", знаменитых МБР: СС-19, СС-20, "Тополь-М" и их стартовых установках, кораблях-спутниках: "Восток", "Восход", "Союз", "Космос", "Молния", "Экран", "Радуга" и д.р. Орбитальных станциях: "Салют", "Мир", МКС, межпланетных станциях: "Луна", "Марс", "Венера", военных и гражданских самолётах: ТУ, ИЛ, АН, ЯК, СУ, МИГ, вертолётах: Ми и Ка, надводных кораблях и подводных лодках, танках: Т-75, Т-80, Т-90, радиолокаторах, системах спутниковой связи и навигации, телемеханики и автоматики, телевидении и электротехнике, атомных и тепловых электростанциях, железнодорожной технике, тракторах и грузовых автомобилях.

Этот день в авиации. 25 марта

1942 - Первый полёт реактивного истребителя Мессершмитт Ме-262V1 в трехдвигательном варианте, пилотируемый Фрицем Венделем. Был установлен 750-сильный поршневой мотор жидкостного охлаждения Jumo 210G и два ТРД тягой 460 кгс. После взлёта при уборке шасси последвательно отказали левый и правый ТРД. Лётчик с трудом посадил самолёт на работающем поршневом двигателе.

Этот день в авиации. 25 марта

1948 - Лётчик-испытатель Олег Викторович Соколовский на реактивном фронтовом истребителе Ла-176 (с углом стреловидности крыла 45 градусов) достиг скорости звука. Ла-176 по скорости звука в ОКБ Артёма Ивановича Микояна догнали лишь в 1949-м на усовершенствованном МиГ-15, а в ОКБ Александра Сергеевича Яковлева - в 1950-м, на Як-50.

Этот день в авиации. 25 марта

1949 - Экспериментальный вертолёт Bell XH-12 развил скорость 220 км/час - новый рекорд для винтокрылых аппаратов.

Этот день в авиации. 25 марта

1952 - Начало программы Государственных испытаний бомбардировщика 88/1 (прототипа Ту-16).

Этот день в авиации. 25 марта
1952
 -  Согласно Постановлению СМ СССР №1483-512 коллектив ОКБ-155 приступает к разрабатке варианта самолёта с одним мощным двигателем ВК-7 конструкции ОКБ Владимира Яковлевича Климова. Обозначенный первоначально как И-370, а впоследствии - как И-1 (изделие "И"), он внешне имел много общего с СМ-2. Однако, в нём использовались и некоторые удачные решения,апробированные на МиГ-17, например, схема размещения оружия. На выдвигаемом вниз (в наземных условиях) лафете установили одну пушку Н-37Д (справа) и две НР-23 (слева).

Этот день в авиации. 25 марта

1955 - На авиабазе Эдвардс в США лётчик-испытатель Джон Уильям Конрад поднимает в воздух первый прототип самолёта XF8U-1 Crusader. У разработчиков, видимо, не было ни малейших сомнений в успехе и Конрад, получивший карт-бланш на демонстрацию возможностей машины, уже в первом полёте развил сверхзвуковую скорость.

Этот день в авиации. 25 марта

1957 - На самолёте Е-50 ОКБ «МиГ» впервые в стране достигнуто число М=2,335 и высота 25600 м, лётчик-испытатель Валентин Петрович Васин.

Этот день в авиации. 25 марта

1958 - Первый полёт истребителя-перехватчика Avro CF-105 Arrow, лётчик-испытатель Януш Жураковский.

Этот день в авиации. 25 марта

1959 - Первый полёт транспортного вертолёта-крана S-60 Skycrane, пилот Д.Д.Винер (разработчик Sikorsky, США).

Этот день в авиации. 25 марта
1960
 - Третий полёт американского ракетного самолёта Х-15 № 1. Самолёт пилотировал пилот Джозеф Альберт «Джо» Уокер (англ. Joseph Albert «Joe» Walker). В полёте достигнута скорость 2124 километра в час при максимальной высоте подъёма 14822 метра.

Этот день в авиации. 25 марта

1961 - В Советском Союзе с ракетного полигона Тюра-Там (космодром Байконур) с помощью ракеты-носителя "Восток 8К72К" ("Восток"/SL-3) был осуществлён запуск "Спутник-10" ("Корабля-спутника 5" (типа "Восток-3", сер. №2, изделие 3КА №2Л) - 7-го аппарата по программе подготовки полёта человека в космос). На борту находилась собака Звёздочка, морские свинки, крысы, пресмыкающиеся, мухи, семена растений и манекен человека "Иван Иванович". Корабль совершил один виток вокруг Земли и совершил благополучную посадку. Длительность полёта КК составила 1 час 53 минуты. Проведено генеральное испытание всего ракетно-космического комплекса (РКК) для полёта человека в космос. Старт ракеты наблюдала первая шестерка советских космонавтов (Валерий Фёдорович Быковский, Юрий Алексеевич Гагарин, Григорий Григорьевич Нелюбов, Андриян Григорьевич Николаев, Павел Романович Попович и Герман Степанович Титов). Это был 46-й запуск ракеты "Р-7" и модификаций на её базе.

Этот день в авиации. 25 марта
1963
 - Ту-114 вышел на линию Москва – Дели.

Этот день в авиации. 25 марта

1964 - Вступил в эксплуатацию московский аэропорт Домодедово.

Этот день в авиации. 25 марта

1964 - С итальянской морской стартовой платформы San Marco (Залив Формоза Индийский океан, кенийские территориальные воды) осуществлён первый тестовый пуск американской ракеты-носителя "Apache" ("Апачи"). 

В 1962 году космическое агентство HASA и итальянским Центром Аэрокосмических исследований (Рим), было подписано соглашение о создании космодрома космического базирования Сан-Марко. Целью программы Сан-Марко, было размещение на орбите итальянского спутника и создание экваториальной стартовой площадки для ракет «Скаут». Спустя пару месяцев Италия получила от правительства Кении разрешения на размещение такого «Морского космодрома» у своих берегов. Для осуществления морских запусков было решено переоборудовать две нефтяные платформы под космодром. Одну из них «Сан-Марко», переоборудовали под пусковую площадку, а вторую «Санта-Рита», под центр управления запусками. В декабре 1963 года две переоборудованные платформы были доставлены к берегам Кении неподалеку от города Малинди. Для организации обеспечения запусков к платформе были приставлены ещё два судна материально-технической службы. Космодром работал до 25 марта 1988 года. В 1988 года запуски были прекращены, оборудование не было разобрано, платформы законсервированы.

Этот день в авиации. 25 марта
1966 - Катастрофа Ли-2 (СССР-65710) близ Раменского. Экипаж УТО-22 (3 инструктора и 5 обучаемых) выполнял учебно-тренировочный полёт с целью проверки навыков и обучения лётного состава. Кроме того, на борту находился подросток 15-ти лет, взятый на борт бортмехаником-инструктором с целью катания. Взлёт выполнен в 15:48. Погода: облачность слоисто-кучевая 300-600 м, видимость 4-10 км. В последнем сообщении, в 16:54, экипаж сообщил «работаю между слоями, высота 2 100 м». В 16:59 экипаж на вызов не ответил. Организованными поисками полностью разрушенный и сгоревший самолёт обнаружен в лесу на удалении 12 км юго-восточнее Раменского с азимутом 280°. Столкновение с землей произошло с углом пикирования 70° и небольшим правым креном. Руль высоты и концевой обтекатель левой плоскости найдены в пруду Рыбхоза в 350-450 м западнее остальных обломков, что свидетельствует о разрушении самолёта в воздухе.
Наиболее вероятная причина – недостаточная устойчивость конструкции концевого обтекателя левой ОЧК. Внезапное попадание самолёта в зону турбулентности создало разрушающую нагрузку. Произошло разрушение концевого обтекателя. Самолёт потерял управление. Подобные случаи имели место и раньше. Последний - в 1965 г. в Красноярском УГА.
Этот день в авиации. 25 марта

1968 - Первый полёт самолёта-разведчика с РЛС Ил-20 с ТВД АИ, лётчик-испытатель Станислав Григорьевич Близнюк.

Этот день в авиации. 25 марта

1970 - Совершил первый полёт тренировочный самолёт American Aviation AA-1A.

Этот день в авиации. 25 марта

1971 - Состоялся первый полёт реактивного транспортного самолёта Ил-76, лётчик-испытатель Эдуард Иванович Кузнецов. Центральный аэродром им. Михаила Васильевича Фрунзе. Постройка первого опытного самолёта была завершена в начале 1971 года. Самолёт выкатили на Центральный аэродром города Москвы. Как известно, знаменитая Ходынка расположена всего в шести километрах от Кремля, но первый полёт предстояло выполнить именно отсюда. Аэродромные отработки самолёта проводили коллективы цеха общей сборки под руководством В. М. Орлова, лабораторно-стендового комплекса под руководством В. П. Боброва и бригады самолёта под руководством старшего наземного механика В. В. Лебедева. Общее руководство работами по подготовке к первому вылету самолёта было возложено на ведущего инженера по лётным испытаниям самолёта М. М. Киселёва.

Этот день в авиации. 25 марта
1977
 - Катастрофа Ан-2Т (СССР-44902) Печорского ОАО Коми УГА в Харьяге, Коми АССР. 24 марта экипаж 76 летного отряда выполнял пассажирский рейс №917 Усть-Цильма - Новый Бор - Харьяга - Нарьян-Мар. В а/п Харьяга рейс был прерван по причине неисправности в системе запуска двигателя. Пассажиры вывезены другим самолётом Ан-2. Экипаж связался с базовым аэродромом Усть-Цильма, попросил прислать технический состав и остался на ночевку. На следующий день прибыли два авиатехника. После устранения неисправности и подготовки самолёта к полёту экипаж должен был перегнать его в Усть-Цильму. На борту находились выполнявшие ремонт самолёта авиатехники.
    По показаниям очевидцев, после нормально прошедшего взлёта, при втором развороте по схеме в сторону пункта назначения внезапно исчез звук работы двигателя, самолёт стал терять высоту, маневрируя в сторону ВПП. На удалении 400 м с азимутом 85° от а/п Харьяга самолёт потерпел катастрофу в лесотундровой местности. Все находившиеся на борту погибли...

Основной причиной катастрофы явился отказ двигателя в полёте. Точную причину отказа двигателя в связи со значительным разрушением конструкции самолёта и двигателя установить не представилось возможным.

Этот день в авиации. 25 марта
1983
 - Авария самолёта ВМ-Т «Атлант» №1402. Из-за ошибки второго лётчика при выпуске шасси передняя опора не была зафиксирована вдоль продольной оси и стала неуправляемой, в результате чего при посадке с боковым ветром самолёт снесло с ВПП. Он зарылся в грунт по ступицы колёс, а затем при вытаскивании тракторами на полосу получил повреждения. Макет ВКС благополучно сняли тяжёлыми кранами со "спины" пострадавшего самолёта, а его самого пришлось отправить в ремонт, который затянулся до ноября. В конце 1984 г. машину №1402 вновь оснастили системой дозаправки. Предполагалось, что это позволит выполнять перелёты с грузами без промежуточных посадок. После доработки провели несколько "сухих" испытательных контактов с танкером ЗМН-2, однако, по имеющимся данным, ни одной дозаправки в воздухе во время транспортных рейсов выполнено не было.

Этот день в авиации. 25 марта
1986
 - Катастрофа Ан-12АП ПО Полёт в а/п Омск-Северный.Самолёт выполнял спецрейс по маршруту Тбилиси - Омск-Северный. На борту находилось шесть членов экипажа, техническая бригада из трёх человек и спецгруз массой 10 400 кг.
В процессе выполнения захода на посадку по системе "Катет-С" после пролёта ДПРМ на высоте 285 м (250 м по схеме) самолёт преждевременно резко снизился, на удалении 2 130 м от торца ВПП сбил вершины трёх опор огней приближения высотой 7 м, развернулся вправо, столкнулся с землей, полностью разрушился и частично сгорел. Все погибли...

Сан-Марко космодром Италия

1988 - С итальянской морской стартовой платформы San Marco (Залив Формоза Индийского океана, кенийские территориальные воды) осуществлен пуск ракеты-носителя "Scout-G1 / Star-20", которая вывела на околоземную орбиту итальянский научно-исследовательский спутник "San Marco-5" ["San Marco D/L"]. Это последний старт с итальянского морского космодрома "Сан Марко". Первый старт был 25 марта 1964 года в тестовом режиме ракеты-носителя "Апачи". Всего известно о 27 стартах, треть из которых в 1972 году. В 1988 года запуски были прекращены из-за недостатка финансирования, оборудование не было разобрано, платформы законсервированы.

Этот день в авиации. 25 марта

1991 - Начались Государственные совместные испытания самолёта Су-33.

Этот день в авиации. 25 марта

1991 - Впервые запущены ракета-носитель «Старт-1» с испытательного полигона РВСН. «Старт» - твердотопливная космическая ракета-носитель, созданная на базе МБР 15Ж58 подвижного комплекса  "Тополь"/SS25/Sickle в НТЦ «Комплекс-МИТ». Предназначена для запуска малогабаритных космических аппаратов на низкие околоземные орбиты, в том числе по коммерческим заказам. Существуют две модификации ракет-носителей: пятиступенчатая, причём вторая ступень ракеты, аналогичная второй ступени 15Ж58, встраивается дважды. Полезная нагрузка для низких орбит (400 км) составляет примерно 850 кг, максимальный диаметр обоих типов ракет составляет 1,8 метра, высота ракеты  28,8 м, масса — 60 т.; четырёхступенчатая ("Старт-1"). Полезная нагрузка для низких орбит (400 км) составляет до 531 кг, высота - 22,7 м, диаметр 1,61 м, масса — 47 т. С 25 марта 1993 по 25 апреля 2006 год состоялось 7 запусков- только один РН "Старт" (аварийный), остальные "Старт-1" (2 с космодрома Плесецк, первый 25 марта 1993г, второй - аварийный 28.03.1993 - единственный пуск РН "Старт" и пять с космодрома Свободный), адаптированных под космические запуски «Тополей», затем программа было заморожена по причине отсутствия спроса на подобные пуски. Предполагалось возобновление в 2019 году.

Этот день в авиации. 25 марта

1993 - Первая женщина пилот “Конкорда”, Барбара Хармер, совершает полёт из Лондона в Нью-Йорк в качестве второго пилота.

Этот день в авиации. 25 марта
1993
 - В авиакомпании "Внуковские авиалинии" начались эксплуатационные испытания самолёта Ту-204 (по 20 декабря).

Этот день в авиации. 25 марта

1993 - Первый запуск РН "Старт-1" с космодрома Плесецк. Семейство конверсионных многоцелевых транспортабельных ракетно-космических комплексов (РКК) "Старт" включало самостоятельно разработанные и эксплуатировавшиеся независимо друг от друга РКК "Старт-1" (четырехступенчатый носитель) и РКК "Старт" (пятиступенчатый носитель). В основе этой техники - боевые ракетные мобильные комплексы "Пионер" и "Тополь". Первым космическим аппаратом, выведенным ракетой-носителем "Старт-1" 4 марта 1997 года на круговую солнечно-синхронную орбиту с космодрома Свободный, был российский космический аппарат "Зея".

Картинки по запросу "Су-26МЗ капанина 2003"
2003
 - Первый полёт Су-26М3, лётчик-испытатель Юрий Михайлович Ващук. На нём, помимо установки 420-сильного двигателя М-9Ф с воздушным винтом МТВ-9, удлинили элероны, из-за чего увеличили размах крыла с модифицированным профилем, установили систему СКС-94 новый фонарь кабины пилота. В октябре 2003 года российские спортсмены Светлана Владимировна Капанина и Виктор Николаевич Чмаль на Су-26МЗ участвовали в чемпионате по высшему пилотажу. При этом Светлана Капанина завоевала звание Чемпиона Мира.

Этот день в авиации. 25 марта

2006 - Cостоялись испытания нового сверхзвукового двигателя Hyshot III, разработанного британской оборонной компанией QinetiQ. Он позволит самолёту развивать скорость, в семь раз превышающую скорость звука, и откроет дорогу скоростным межконтинентальным полётам. Испытания проходили на австралийском космодроме, располагающемся в пустынной местности в районе города Вумера, в 500 километрах севернее Аделаиды. Команда международных специалистов, возглавляемая учеными из Университета Квинсленда, запустила ракету Terrier-Orion с закрепленным на её передней части Hyshot III. Гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель включается только тогда, когда достигает скорости, в пять раз превышающей скорость звука. В этот момент проходящий через него воздух достигает температуры и уровня сжатия, необходимых для включения зажигания. В ходе эксперимента это произошло на высоте примерно 35 километров от земной поверхности. После этого учёные в течение шести секунд напряженно следили за полётом ракеты: испытания должны были доказать, что процесс сгорания топлива происходит автоматически. Поднявшись на высоту 314 километров от земли, аппарат упал вниз. Ученые полагают, что в момент падения он развил максимальную скорость - 9 тысяч километров в час.

Этот день в авиации. 25 марта

2009 - F-22A (сер. номер 91-4008) разбился в пустыне Мохаве штата Калифорния, рядом с авиабазой Эдвардс, во время испытательного полёта, пилот Дэвид Кули погиб.

Этот день в авиации. 25 марта

2014 - Airbus Helicopters и китайская компания Aviacopter подписали контракт о совместном производстве 1000 гражданских вертолётов EC175/AC352.

Этот день в авиации. 25 марта
2018
 - Самолёт авиакомпании Qantas Boeing 787-9 успешно совершил поистине исторический рейс - первый беспосадочный пассажирский перелёт из Австралии в Великобританию. Самолёт провёл в небе более 17 часов и пролетел 14 498 километров. На борту были 200 пассажиров и 16 членов экипажа.

Картина дня

наверх