На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 707 подписчиков

Свежие комментарии

Эволюция летного костюма - от кожанки до скафандра

За 100 лет авиация прошла путь от деревянных этажерок до суборбитальных самолетов-челноков. Менялись технологии, менялись двигатели, но самолетом продолжал управлять все тот же неприспособленный к полетам человек. Рост высоты и скорости полетов требовал не только совершенствования техники. Нужно было помочь человеку перенести сверхнизкую температуру, разряженный воздух, которым невозможно дышать, чудовищные перегрузки, от которых пилот мог потерять сознание.
Встреча с небом начиналась с одежки - с полетной одежды. Именно о ее эволюции и пойдет речь.

Отчаянные пилоты первых "этажерок" столкнулись с необходимостью использования специальных летных костюмов. Для защиты от ветра и масляных брызг (а масло движки тех времен выбрасывали беспощадно) требовалось одевать плотный костюм для защиты от ветра, защищать глаза и руки очками и крагами - все это уже было доступно водителям автомобилей и мотоциклистам. В целом летный костюм не был чем то экстраординарным и не требовал специального изготовления. Шлем, очки, краги, плотный френч с галифе и высокие ботинки или сапоги - вот и все, что требовалось летчику в полете.

Потолок немецкого Fokker D.VII в 1917 году превышал 6000 метров. Летом температура на такой высоте в лучшем случае -15 градусов. Кроме того, самолеты могли летать и при сильном ветре, в дождь и снег. Все это требовало одевать перед полетом непромокаемую, теплую и плотную одежду. Помимо природных факторов был и еще один, немало повлиявший на летную форму. От пожаров в годы первой мировой войны погибло немало пилотов, ведь самолеты того времени были деревянными и могли вспыхнуть даже от искры из выхлопных труб. Поначалу летчики приспособили для полетов утепленное кожаное пальто, которое шили из овчины и бычей кожи.
Такое пальто прекрасно защищало от непогоды и холода, а при пожаре лишь обугливалась снаружи.

У кожанного пальто был один недостаток: оно сильно сковывало движение. Тогда пилоты придумали его укоротить. Кто первым решил обрезать палто неизвестно, но в 1917 году американский комитет Aviation Clothing Broad заказал нью-йоркской компании Schott разработать экипировку для пилотов ВВС. Фирма Schott, которой владели Ирвинг и Джек Скотты, потомки русских эмигрантов, к тому времени уже выпускала кожаную одежду для мотоциклистов. Поэтому для американских военных летчиков Скотты создали куртку из конской кожи длиной до бедер, с высоким воротом и вязаными манжетами. Официально эта модель называлась А-1, однако авиаторы прозвали ее Flying Jacket. Так появилась знаменитая курта-бомбер.

Полеты на высотах более 3000 м выявили еще одну проблему, которую предстояло решить. Большинство людей на такой высоте не могут находиться длительное время из за риска высотной гипоксии. Парциальное давление на высоте 5000м в два раза ниже привычного для человека, такое давление вызывает кислородное голодание, ведущее к отеку легких и головного мозга. На высоте 19000м происходит закипание крови. Единственным способом борьбы с высотной болезнью является дыхание с помощью специальной кислородной маски или использование герметичного высотного костюма, в который под давлением подается кислород. Первым полностью закрытый высотный костюм создал испанский полковник Эмилио Херрера Линарес в 1934 году. Предназначался этот костюм для рекордных полетов в открытых кабинах аэростатов.


Самолет Lockheed Vega Winnie Mae стал одним из первых самолетов, сумевших подняться на высоту более 11км. Так как кабина самолета не была герметичной, для выживания пилота требовалось использовать герметичный костюм с дыхательным аппаратом, так как дышать на такой высоте разряженным воздухом было уже невозможно. Компания B.F. Goodrich разработала и изготовила специальный герметичный костюм с шлемом, благодаря которому пилот Уайли Пост смог совершить стратосферный перелет из Калифорнии в Кливленд в 1935 году.


В 1938 году итальянец Марио Пецци достиг высоты 17083 м на самолете Caproni Ca.161. Самолет был оборудован чем то средним между гермокабиной и индивидуальным высотным костюмом: в кабине была установлена жесткая герметичная капсула, в которой находился летчик. Такой вариант был допустим при рекордных полетах, но использовать его для боевых самолетов было невозможно.


В годы войны на винтовых самолетах активно использовались кислородные маски. В США маску модели А-14 создал Артур Булбулян. А-14 была модификацией универсальной медицинской маски BLB (Boothby, Lovelace и Bulbulian), но была сделана морозостойкой, включала микрофон для радиосвязи и позволяла пилоту разговаривать и есть вместе с маской.

1 марта 1944 года совершил первый полет Horten Ho 229. Этот немецкий реактивный самолет мог достигать скорости в 977 км/час на высоте 16000м. Во время полетов на Ho 229 пилот Эрвин Циллер использовал герметичный костюм Draeger. Его главной особенностью была конструкция, которая не сковывала движений и несмотря на большой вес, этот костюм планировалось использовать как на реактивных самолетах, так и ракете А-4 вернера фон Брауна.

Начало эры реактивной авиации потребовало разработки новых, легких и эффективных высотных костюмов, которые позволяли пилоту работать на высотах более 20 км. Для полетов на первом сверхзвуковом самолете NACA X-1 Джеймс Генри из Университета Южной Калифорнии разработал специальный костюм парциального давления. Для дыхания костюм снабжался шлемом с кислородной маской, а для компенсации падения давления на тело костюм был снабжен специальными трубками. В трубки подавался воздух и они буквально сжимали тело пилота, компенсируя таким образом снижение давления. Так появился высотный компенсационный костюм.

Компенсационные костюмы использовались для высотных полетов на протяжении многих лет. Пилоты разведчиков U-2 использовали компенсационный костюм и гермошлем, что позволяло им совершать полеты на высотах более 21 км. Феликс Баумгартнер, совершивший прыжок с высоты 39 километров, так же использовал компенсационный костюм и специальный скафандр.

Рост скоростей истребителей привел к росту перегрузок, которые возросли до таких значений, что угрожали потерей сознания. При перегрузках наиболее опасен приток крови в сосуды нижней части тела и отток из сосудов верхней, что вызывает потерю сознания. Для компенсации этого оттока в костюм вшиваются воздушные трубки, которые в случае возникновения перегрузок поджимают брюшную стенку и мышцы ног, препятствуя оттоку крови из верхней части тела.

Для полетов на самолетах МиГ-25 и SR-71 требовались скорее космические скафандры - высота полета более чем 35 км уже была ближе к космосу. чем к земле. Но космические скафандры - это уже совсем другая история. © zoom70

Ссылка на первоисточник
Рекомендуем
Популярное
наверх