На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 708 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за отличную подборкуЭтот день в авиац...
  • sergey sava
    Все-таки, не "as", а "ace" - именно так пишется в оригинале слово "туз", изображение которого рисовали асы Первой мир...Этот день в авиац...
  • oleg perow
    Автор! На иллюстрации к статье о патенте Базарова ТРД - турбореактивный двигатель, а в тексте упомянут ТВД - турбовин...Этот день в авиац...

Аэрофикация российского Севера

Архангельское межрегиональное территориальное управ­ление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта создано в соответствии с прика­зом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 115. Оно осуществляет деятель­ность в области гражданской авиации на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа.

Сергей Кочуров,
руководитель Архангельского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации

Окончил Кирса­новское авиационно-техническое училище ГА и Киевский инсти­тут инженеров ГА, инженер- механик. Трудовую деятель­ность в гражданской авиации начинал в 1979 г. в Нарьян-Мар­ском объединенном авиаотряде. Прошел все ступени профессио­нального роста: от авиатехника самолета Ан-2 до главного инже­нера АТБ авиакомпании «Архан­гельские воздушные линии». Награжден знаком «Отличник воздушного транспорта».
На государственной граждан­ской службе с 2005 г.: замести­тель руководителя Северо- Западного ОМТУ ФАВТ - руководи­тель Архангельского филиала, с 2008 г. - руководитель Архан­гельского межрегионального территориального управления (МТУ) Федерального агентства воздушного транспорта

История гражданской авиации  региона началась I 2 ноября 1929 г., когда при­казом Всесоюзного общества «Добролет» в Архангельске было создано Управление воздушной линии Архан­гельск - Усть-Сысольск (ныне Сык­тывкар). Всесоюзное объединение Гражданского воздушного флота 1 января 1931 г. создаст в Архангель­ске Управление воздушных линий Северного края. Авиация в условиях бездорожья способствовала быстрому экономическому развитию отдален­ных районов области.

Архангельск стал главными воздушными воротами Севера.

В 1933 г. на трассы Севера вышли отечественные самолеты: К-5, Сталь-2, По-2, Ш-2, Р-5, МБР-2. Они замени­ли самолеты иностранных марок. Наступило время бурного развития отечественной авиапромышленности.

В 1936 г. в Архангельской области создано авиаподразделение охраны лесов от пожаров и обслуживания лесной промышленности. Большую помощь в развитии гражданской авиации региона оказало общество «Осоавиахим» и аэроклуб, который был открыт в 1934 г. Уже в 1938 г. аэроклуб выпустил 86 пилотов, 11 летчиков-инструкторов, 80 авиатехников, более 200 парашютистов.

В годы Великой отечественной войны на базе Архангельского, Апатитского и Вологодского авиаподраз­делений был создан 5-й отдельный авиаполк ГВФ, который выполнял авиаразведку, бомбардировку объек­тов противника, обслуживание парти­занских отрядов, поставку на фронт грузов и др. Полк совершил более 50 тыс. боевых вылетов. Только за 1942 г. было перевезено свыше 27 тыс. солдат, офицеров, партизан, доставле­но на фронт 1400 т боеприпасов. Полеты выполнялись, в основном, на самолетах По-2 и Ш-2, эксплуатиро­вались также самолеты ПС-84, Р-5.

Особенно знаменательным для гражданской авиации области стал 1963 г. В Архангельске открылся новый аэропорт (Талаги). 5 февраля 1963 г. на воздушные линии Архан­гельск—Москва, Архангельск—Ленин­град вышли комфортабельные турбо­винтовые самолеты Ил-18.

В 1967 г. была создана Северная авиагруппа с подчиненностью Ленинградскому управлению гражданской авиации. Начальником был назначен Владимир Тимофеевич Киселев. 

В 1973 г. образовано Архангельское управление ГА, начальниками которо­го были последовательно Юрий Алек­сеевич Юркин, Борис Иванович Задо­рин, Николай Алексеевич Соловьев, а в настоящее время его возглавляет автор этой статьи.

7 марта 1974 г. в Архангельске по­лучил прописку реактивный самолет Ту-134А, который стал флагманской машиной Архангельского управления гражданской авиации. С приходом этого самолета объем перевозок вырос в три раза. 

Новая авиатехника поступала в наше управление и в последующие годы. В 1987 г. в Архангельске начали эксплуатироваться само­леты Ту-154, а в 1989 г. — верто­леты Ми-26. С 2006 г. ЗАО «Аэрофлот-Норд» приступил к полетам на самолетах Боинг 737.

С 1991 г. название нашего управления менялось неоднок­ратно. как и принадлежность к различным ведомствам, но функ­ции и задачи оставались прежни­ми — координация действий и контроль за деятельностью авиапредприятий, оказание методической по­мощи авиапредприятиям на террито­рии Архангельской области и Ненец­кого автономного округа.

Хотел бы особо отметить моих предшественников — ветеранов граж­данской авиации Севера. Многие из них были востребованы на союзном и федеральном уровне, внесли большой вклад не только в развитие авиации нашего региона, но и в целом отечест­венной авиатранспортной отрасли.

Еще в начале 60-х гг. северный пилот, уроженец Лешуконского района Архангельской области, участник Великой Отечест­венной войны, Заслужен­ный пилот СССР Алексей Афанасьевич Попов был назначен начальником Управления специального применения и местных воздушных линий МГА СССР, а затем и заместителем ми­нистра гражданской авиации СССР.

Мы гордимся и Юрием Алексеевичем Юркиным, Заслуженным пилотом СССР, начальником Ар­хангельского управления гражданской авиации в 1972-1986 гг., который в последующем работал заместителем Министра гражданской авиации СССР и внес значительный вклад в развитие ин­фраструктуры отечественной граждан­ской авиации. В настоящее время Юрий Алексеевич преподаст в Московском государственном техни­ческом университете ГА и передаст свой богатый профессиональный опыт будущим авиаторам.

Еще один наш уважае­мый коллега, Михаил Михайлович Терещенко, Заслуженный пилот СССР, работал командиром Архангельского УТО и начальником летно-штурманского отдела управления, а позднее начальником Молдавского управления ГА. Он в 80-х гг. возглавлял Главное управле­ние летной службы МГА СССР, был Членом Коллегии Министерства. В настоящее время М.М. Терещенко – председатель Экспертного совета Росавиации, активно занимается воп­росами совершенствования норма­тивно-правовой базы в отрасли. 

В нашем коллективе с большим уважением и теплотой вспоминают Рустэма Мансуровича Хасанова. Он более 30 лет работал главным инженером Архангельского УГА и внес достойный вклад в развитие авиационно-технических баз и подго­товку инженерных кадров.

Ветераны авиации Севера: А.К. Симонов, А.А. Шаров, Ю.В. Васильев (слева направо)

Ключевое предприятие Управле­ния — ОАО «Аэропорт Архангельск» — в сложный период в 1996-2009 гг. возглавлял Юрий Васильевич Василь­ев, который сумел обеспечить ста­бильную работу аэропорта. До этого он много лет трудился в инспекции Архангельского управления ГА бортинженером-инспектором, про­фессионально занимался вопросами обеспечения безопасности полетов. Он награжден отраслевыми знаками «Отличник аэрофлота» и «За безаварийный налет часов».

Не мoгу не отметить и высокий профессионализм и ответственность моих коллег, заместителей руководителя Управления Анатолия Васильевича Сснюкова, Евгения Михайловича Кос­тикова, Дмитрия Борисовича Лина, Альберта Константиновича Симоно­ва, Василия Васильевича Разливского, Юрия Александровича Таразанова, внесших большой вклад в развитие гражданской авиации на Севере.

Многие ветераны работают в Управлении и в настоящее время: Виталий Алексеевич Соловьев, Виктор Владимирович Шик, Юрий Михайлович Быков, Валентина Анатольевна Лебедева, Юрий Федоро­вич Старцев, Юрий Николаевич Ры­баков. Все они - опора руководителя Управления в повседневной работе.

На сегодняшний день Архангель­ское межрегиональное территориаль­ное управление воздушного транспор­та является органом исполнительной власти в области гражданской авиации на территории Архан­гельской области и Ненецкого автономного округа. Управле­нию подведомственны авиакомпания ЗАО «Нордавиа-РА», АО «2-й Архангельский ОАО», АО «Нарьян-Марский ОАО», международный аэропорт феде­рального значения Архангельск (Талаги), межрегиональный аэропорт Нарьян-Мар, аэро­порты Архангельск (Васьково), Лешуконское, Амдерма, Солов­ки, Котлас, Варандей, Мезень и 33 аэропорта местных авиалиний.

Перспективы развития авиации Архангельской области определены в разработанной областным Правитель­ством Транспортной стратегии до 2030 г., в реализации которой Архан­гельское МТУ принимает непосред­ственное участие. В 2017 г. планирует­ся реализация очередного этапа реко­нструкции ИВПП в аэропорту Талаги, строительство здания аэровокзала в аэропорту Соловки, восстановление работы аэропорта Вельск, замена светосигнального оборудования в аэропорту Лешуконское.

Благодаря совместной работе ад­министрации Ненецкого автономного округа и Архангельского управления на территории округа создано ФКП «Аэропорт Амдерма». В аэропорту выполнен ремонт здания аэровокзала, в 2016 г. планируется замена свето­сигнального оборудования. В июне 2016 г. Нарьян-Марский ОАО при финансировании администрации НАО приобрел первые в России два самолета ТВС-2МС, которые, как мы рассчитываем, существенно улучшат ситуацию с пассажирскими перевоз­ками в нашем регионе.

Журнал "Авиасоюз" июнь-август 2016 (#61)

наверх