На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 672 подписчика

Свежие комментарии

Этот день в авиации. 28 сентября

Этот день в авиации. 28 сентября

Этот день в авиации. 28 сентября

1902 - Родился Владимир Михайлович Мясищев — советский авиаконструктор, генерал-майор-инженер (1944), Генеральный конструктор ОКБ-23, доктор технических наук (1959), профессор (1947), Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972). Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии, Почётный гражданин Тульской области (2017).

После окончания МВТУ (1926) работал в КБ А.Н.Туполева (в составе ЦАГИ), участвовал в создании самолётов ТБ-1, ТБ-3, АНТ-20 «Максим Горький». С 1934 начальник бригады экспериментальных самолётов (КБ-6) конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ, которой в 1936 г. создан бомбардировщик-торпедоносец АНТ-41 (Т-1). В 1937-38 главный конструктор ОКБ завода №84 (г.Химки Моск.обл.), созданном для переработки документации для внедрения в серийное производство лицензионного самолёта DC-3 (Ли-2). Был необоснованно репрессирован и в 1938-40 гг. находился в заключении, работая при этом в ЦКБ-29 НКВД в спецотделе СТО-100 В.М.Петлякова (начальником бригады крыла). В конце 1939г. Мясищев предложил проект дальнего бомбардировщика «102» с герметичными кабинами. Для его разработки в ЦКБ было создано КБ, которое Мясищев возглавлял в 1940-43 гг. В акте о государственных испытаниях ДВБ-102 (дальний высотный бомбардировщик) в 1942 г.

отмечалось, что ДВБ-102 явился первым отечественным бомбардировщиком с герметичными кабинами, обеспечивающими нормальные физиологические условия для работы экипажа. Впервые в советском авиастроении в конструкции бомбардировщика были применены шасси с носовым колесом, стрелково-пушечное вооружение с дистанционным управлением, тонкое крыло с относительной толщиной от 10 до 16% и встроенными баками-кессонами.

 

Створки бомбового люка длиной 5,7 м открывались внутрь. Максимальная бомбовая нагрузка составляла 3 т. Лётные испытания самолёта проводились до 1946 года.
После гибели Петлякова, с 1943 Мясищев - главный конструктор и руководитель опытно-конструкторских отделов на заводе №22 в Казани по модификациям и серийному производству пикирующего бомбардировщика Пе-2 и на заводе №482 в Москве по доводке самолёта ДВБ-102. В начале 1944г. разработан дневной пикирующий бомбардировщик Пе-2И со скоростью полёта, превышающей скорость немецких истребителей, способный нести в фюзеляже бомбу массой 1 т для разрушения мощных оборонительных укреплений. Пе-2И стал базовым для создания ряда опытных самолётов бомбардировщиков Пе-2М, ДБ-108, дальнего истребителя сопровождения ДИС.
В 1945 году у Мясищева начинается изготовление макета РБ-17 - четырехдвигательного бомбардировщика с ТРД Jumo-004. Но в феврале 1946 ОКБ было расформировано, что мотивировалось его «малой отдачей». Площади, ресурсы и штаты ОКБ-482 переходят С.В.Ильюшину. Наработки по РБ-17 позволили быстро создать реактивный Ил-22.
В 1946-51 Мясищев заведует кафедрой проектирования самолётов, декан самолётостроительного факультета МАИ. С 1947 - профессор.
В начале 50-х Мясищев подал в правительство предложение о создании стратегического самолета с дальностью полета 11-12 тыс.км. И.В.Сталин принял это предложение и 24 марта 1951 решением правительства было воссоздано Опытно-конструкторского бюро №23 главного конструктора В.М.Мясищева. Самолёт, оснащенный четырьмя ТРД и получивший обозначение М-4, был спроектирован и построен всего через один год и 10 месяцев после оргaнизации ОКБ. На М-4 отработана система дозаправки самолётов в воздухе «штанга-конус». Дальнейшим развитием М-4 стал самолёт 3М (М-6) - реактивный стратегический бомбардировщик с четырьмя ТРД. Самолёт имел ту же схему, что и М-4, но была улучшена аэродинамика. На самолётах М-4 и 3М установлено 19 мировых рекордов.
С 1956 В.М.Мясищев - генеральный конструктор. В середине 50-х годов перед ОКБ была поставлена задача создать сверхзвуковой стратегический ракетоносец. Опыта создания подобных самолетов не было и ОКБ под руководством В.М.Мясищева разработано новые методы проектирования. Выбранная компоновка - длинный тонкий фюзеляж и тонкое треугольное крыло с 4-мя ТРД - потребовала использования нестандартных, оригинальных конструктивных решений. Самолет, получивший название М-50, совершил свой первый полет в 1959г. Разрабатывалась и сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета М-40 «Буран» класса «поверхность-поверхность». В развитие этого проекта была создана крылатая ракета воздушного базирования М-44, предназначенная для вооружения сверхзвуковых ракетоносцев М-52 (РСС-52) и М-56. Для скрытного маловысотного прорыва ПВО разрабатывался стратегический сверхзвуковой М-57. Были и первые в СССР пассажирские варианты сверхзвукового самолета - М-53 и М-55. А проекты бомбардировщиков с ЯСУ («30», М-60) и поныне малоизвестны.
В 1957-60 в КБ Мясищева были разработаны также проекты первого советского космоплана ВКА-23 (М-48). Но осенью 1960 ОКБ-23 стало филиалом (!) гораздо меньшего по размеру ОКБ-52 В.Н.Челомея, работающего по ракетно-космической тематике.
В 1960-67 Владимир Михайлович в почетной «ссылке» - начальник ЦАГИ.
В ноябре 1966 вновь воссоздано ОКБ и Мясищев стал генеральным конструктором Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) в г.Жуковском, образованного на территории бывшей лётно-испытательной и доводочной базы Опытно-конструкторского бюро N23. ОКБ было сравнительно малочисленным. Многие из прежних специалистов, имевшие опыт создания бомбардировщиков 3М и М-50 уже «прижились» в других фирмах. Завод в Филях, являвшийся раньше частью КБ В.М.Мясищева, был отдан ЦКБМ под ракетную тематику, а на новом месте в г.Жуковском практически ничего не было.
Здесь под его руководством проводились экспериментальные работы по увеличению дальности полёта Ил-62 за счёт ламинаризации обтекания, по использованию композиционных материалов, а также проектировались стратегические бомбардировщики М-18 и М-20.
В составе НПО «Молния», в которое предприятие включено в 1976, на ЭМЗ разработаны кабина экипажа, комплексная система аварийного покидания, система обеспечения жизнедеятельности и терморегулирования орбитального корабля многоразового использования «Буран». На лётно-испытательной базе ЭМЗ осуществлён (НПО «Молния»- совместно с ЛИИ) комплекс атмосферных лётных испытаний на аналоге корабля «Буран».
Награждён 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова 2-й степ., Трудового Красного Знамени, Медалями. В 1981 имя Мясищева присвоено Экспериментальному машиностроительному заводу.
Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался Владимир Михайлович Мясищев 14 октября 1978 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В городах: Москва, Ефремов, Жуковский, есть улицы, названные именем В.М. Мясищева...
Этот день в авиации. 28 сентября
1909 - В Москве на беговом ипподроме, первый в России демонстрационный полёт на самолёте, Ж.Леганье (Франция) на биплане Вуазена.
 
Этот день в авиации. 28 сентября
1910 - Фактически первый военно-морской лётчик России, заведующий воздухоплавательным парком Черноморского флота лейтенант Станислав Фаддеевич Дорожинский совершил на аэроплане «Антуанет» первый полёт с пассажиром.
 
Иосиф Фридляндер.jpg
1913
 - Родился Иосиф Наумович Фридляндер — советский и российский металловед, мемуарист, создатель сплавов, сподвижник А. Н. Туполева, доктор технических наук (1958), профессор (1960), член-корреспондент АН СССР (1976), академик АН СССР (1984); с 1991 года — академик РАН.Сталинская премия третьей степени (1949) — за разработку и промышленное внедрение нового высокопрочного сплава. Лауреат Ленинской премии(1963) и Государственной премии Российской Федерации(1999).
Стаж работы в ВИАМ - 66 лет. Возглавлял российскую школу алюминиевых сплавов. Разработал новый класс высокопрочных алюминиевых сплавов, легированных цинком, магнием, медью, намного превосходящих все ранее известные алюминиевые сплавы. Эти сплавы явились основой конструкции советских истребителей КБ Микояна, Яковлева, Сухого, бомбардировщиков Ту-16, Ту-95, пассажирских и транспортных самолётов Ил-8б, Ил-76, «Антей» и «Руслан», обеспечивая снижение веса конструкции на 12-15%. Умер 30 мая 2009 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище...
Этот день в авиации. 28 сентября

1916 - Завод "Дека" (Дюфлон и Константинович) (ныне ОАО "Мотор Сiч" ) выпустил первый авиамотор "Дека" М-100.

Первый авиамотор "Дека" М-100 - шестицилиндровый однорядный водяного охлаждения, типа "Мерседес". Его чертежи создали под руководством инженера Бориса Никитича (Никитовича) Воробьёва. М-100 устанавливался на самолет «Илья Муромец» конструкции Игоря Ивановича Сикорского, самый большой бомбардировщик периода Первой мировой войны.
Интересно отметить, что в этой работе принимал участие студент Московского Императорского высшего технического училища Владимир Яковлевич Климов, будущий генеральный конструктор двигателей "ВК", основатель ОКБ-117 (ныне ОАО "Климов", Санкт-Петербург), проходивший в то время заводскую практику.

Этот день в авиации. 28 сентября

1920 - После победы Жозефа Сади-Леконта кубок Беннета навсегда перешёл команде Aero Club de France. Кубок Гордона Беннетта (The Gordon Bennett Aviation Trophy) — международные авиационные гонки на приз, учреждённый Гордоном Беннеттом, владельцем газеты New York Herald. Также Беннетт организовал под своим именем автомобильные гонки и соревнования на воздушных шарах. Впервые кубок был разыгран в августе 1909 года в рамках Grande Semaine d'Aviation, проходившей в Реймсе, Франция. Участники соревновались на дистанции из двух кругов общей протяжённостью 10 км и стратовали раздельно. До начала Первой мировой войны трассу обозначали с помощью колонн, затем, из-за возросшей скорости самолётов, трасса прокладывалась между двумя пунктами. По условиям гонок, также, как и в Кубке Шнейдера, следующие соревнования проводились в стране победившей команды. Трофей доставался в стране, чья команда побеждала три раза подряд. И вот в третий раз Жозеф Сади-Леконт на самолете Nieuport 29 пролетел 300 км за 1 ч 6 мин 17,2 с со скоростью 271,55 км/ч.

Этот день в авиации. 28 сентября

1920 - В Петроградском институте инженеров путей сообщения открыт факультет для подготовки инженеров гражданской авиации.

Этот день в авиации. 28 сентября
1921 - Лейтенант Джон А. Макреди, ВВС США установил мировой рекорд высоты 40800 футов (12435,8 метров) на самолёте Packard Лепер LUSAC 11 с турбонагннтателем.
Этот день в авиации. 28 сентября
1923
 - Лейтенант ВМФ США Дэвид Риттенхаус выиграл гонку 1923 Coupe d'Aviation Maritime Jacques Schneider (Кубок Шнайдера), проходившую в Коузе, Англия. Риттенхаус летал на гидросамолёте Curtiss CR-3. Средняя скорость составила 285,47 км/ч.
Этот день в авиации. 28 сентября
1924
 - Завершив свой героический кругосветный полёт, шесть лётчиков ВВС США вернулись в Сиэтл. Два уцелевших Douglas World Cruiser (DWC) вместе с присоединившейся к ним на маршруте третьей машиной прибыли в Сиэтл после 175-дневного путешествия протяжённостью 42 415 км, в котором было потеряно два самолёта. 6 апреля после поставки первых четырех DWC американским ВВС группа вылетела из Сиэтла. Самолёты, оснащённые колёсным и поплавковым шасси, получили названия "Сиэтл", "Чикаго", "Бостон" и "Новый Орлеан". У "Бостона" заклинило маслонасос, и он перевернулся, "Сиэтл", попав в туман, врезался в гору на Аляске. Завершивших маршрут пилотов приветствовал салют корабельных орудий и 20000 поклонников.
Этот день в авиации. 28 сентября

1934
 - Авиакомпания Deutche Lufthansa перевезла своего 1 000 000-го пассажира.
Этот день в авиации. 28 сентября
1936 - Абсолютный мировой рекорд высоты полёта - 15 233 м, С.П. Суайн (Великобритания) на экспериментальном "Бристоль 138".
Этот день в авиации. 28 сентября

1940 - Мировой рекорд скорости на участке 1000 км с полезной нагрузкой 1000 кг - 277,456 км/ч; лётчик-испытатель Иван Моисеевич Сухомлин и бортинженер Иван Петрович Козыркин на самолёте-амфибии АНТ-44.

Этот день в авиации. 28 сентября
1940 - Родился Александр Сергеевич Иванченков — лётчик-космонавт СССР. Дважды Герой Советского Союза(Указы Президиума Верховного Совета СССР от 02.11.1978 и от 02.07.1982).

В 1964 году, после окончания Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе, был принят в конструкторское бюро Сергея Королёва, где принимал участие в разработке новых космических аппаратов.

В 1973 году был зачислен в отряд советских космонавтов, где прошёл полный курс общекосмической подготовки и подготовки к полётам на космических кораблях типа «Союз».
В мае 1973 года 32-летний Александр был включён в состав одного из экипажей, проходивших подготовку к космическому полёту по советско-американской программе ЭПАС. В декабре 1974 года входил в состав резервного экипажа при полёте космического корабля «Союз-16». Во время совместного экспериментального полёта «Аполлон» — «Союз» в июле 1975 года входил в состав одного их резервных экипажей вместе с Ю. В. Романенко. В дальнейшем готовился к полётам на борту орбитальной станции типа «Салют». В октябре и декабре 1977 года и в январе 1978 года входил в состав дублирующих экипажей при полёте космических кораблей «Союз-25», «Союз-26» и «Союз-27».
15 июня 1978 года вместе с В. В. Ковалёнком стартовал в космос в качестве бортинженера космического корабля «Союз-29». В течение почти 140 дней работал на борту орбитальной станции «Салют-6». Это был самый продолжительный космический полёт на тот момент. В течение этого полёта были произведены стыковки космических кораблей «Союз-29», «Союз-30», «Союз-31», автоматических грузовых кораблей «Прогресс-2», «Прогресс-3», «Прогресс-4», перестыковка корабля «Союз-31» с орбитальным научно-исследовательским комплексом «Салют-6 — Союз». В соответствии с программой «Интеркосмос» на борту этого комплекса были приняты два международных экипажа: советско-польский экипаж в составе лётчика-космонавта СССР Петра Климука и первого польского космонавта Мирослава Гермашевского и советско-немецкий экипаж в составе Валерия Быковского и первого и единственного космонавта ГДР Зигмунда Йена.
За время полёта Александр Иванченков провёл большой комплекс научных исследований и экспериментов. 29 июля 1978 года вместе с Владимиром Ковалёнком работал в открытом космосе. Продолжительность пребывания вне корабля составила 2 часа 5 минут.
Возвратился на Землю 3 ноября 1978 года на борту космического корабля «Союз-31». Продолжительность пребывания в космосе составила 139 дней 14 часов 47 минут 32 секунды. 2 ноября 1978 года указом Президиума Верховного Совета СССР Александру Сергеевичу Иванченкову «за мужество и героизм, успешное осуществление длительного космического полёта» присвоены звания Герой Советского Союза и Лётчик-космонавт СССР с вручением ордена Ленина, а также медаль «Золотая Звезда».
Свой второй космический полёт Александр Иванченков совершил с 24 июня по 2 июля 1982 года вместе с Владимиром Джанибековым и первым французским космонавтом Жан-Лу Кретьеном в качестве бортинженера космического корабля «Союз Т-6».Работал на борту орбитальной станции «Салют-7» вместе с основным экипажем — Анатолием Березовым и Валентином Лебедевым. Продолжительность пребывания в космосе составила 7 дней 21 час 50 минут 52 секунды. За 2 рейса в космос налетал 147 дней 12 часов 38 минут 24 секунды.
2 июля 1982 года награжден «за успешное осуществление космического полёта на орбитальном научно-исследовательском комплексе „Салют-7“ — „Союз“ второй медалью „Золотая Звезда“. После ухода из отряда космонавтов продолжил работу в конструкторском бюро НПО «Энергия».

Этот день в авиации. 28 сентября

1952 - Первый полёт французского истребителя Dassault MD.452 Mystère IV. Французский военный лётчик Константин Владимирович Розанов. Самолёт представлял собой развитие Mystère II с тонким крылом увеличенной стреловидности. Новый самолёт достиг 0,92 Маха в горизонтальном полёте, а затем преодолел звуковой барьер в пикировании.
Этот день в авиации. 28 сентября
1954 - В Куйбышеве, в тринадцатом по счёту испытательном полёте на Ту-16, перед сдачей машины заказчику, предстояло вывести самолёт на перегрузку 3,5g. Командир корабля подполковник Георгий Семёнович Молчанов занял правое кресло, решив совместить задание с проверкой техники пилотирования второго пилота — молодого лётчика-испытателя Александра Ильича Казакова. На высоте 9 тысяч метров при скорости 550–560 км/ч Казаков перевел самолёт в пикирование с последующим энергичным выводом на максимальную перегрузку, которая, однако, не превысила 3,2g. При попытке добрать штурвал для увеличения перегрузки, «весящий десятки тонн корабль сорвался в неуправляемое, беспорядочное падение».
Оценив положение как безвыходное, командир корабля дал команду: покинуть машину и катапультировался первым. Из кормовой кабины поспешно катапультировались стрелок и радист. Однако под воздействием сложных перегрузок и скоростного напора парашюты Г. С. Молчанова и Е. Н. Сережникова не раскрылись, и они погибли. Удачно приземлился лишь бортрадист.
Штурман Валентин Семёнович Тихомиров и второй штуман Ю. Г. Шестаков, оба в передней гермокабине, замешкались, А. И. Казаков продолжал попытки вывода самолёта в управляемый полёт. По его оценке, перегрузка достигала 4,2g. В этих условиях не выдержали замки подвески сначала правой, а затем и левой стоек шасси. Вывалившись из своих гондол, они сработали как воздушные тормоза и позволили погасить скорость. Казакову удалось вывести машину в горизонтальный полёт и благополучно приземлить. Самолёт остался практически невредим, чем сильно удивил прочнистов ОКБ. Через месяц после происшествия А. И. Казакову было присвоено звание Героя Советского Союза, а В. С. Тихомиров и Ю. Г. Шестаков получили ордена Красного Знамени.Этот день в авиации. 28 сентября
1961 - На Базе ВВС США “Эдвардс” (шт. Калифорния, США) состоялся очередной 19-й полёт ракетного самолёта “Х-15” № 2. Аппарат пилотировал лётчик Форрест Сайлас Петерсен (Forrest Silas Petersen). Достигнута максимальная высота 31030 м при скорости 5792 км/ч.
Этот день в авиации. 28 сентября
1967 - Начались войсковые испытания комплекса перехвата Су-15-98.
Этот день в авиации. 28 сентября
1965 - На Базе ВВС США “Эдвардс” (шт. Калифорния, США) состоялся очередной 49-й полёт ракетного самолета “Х-15” № 3. Аппарат пилотировал лётчик Джон Бэррон Маккей (John Barron McKay). Достигнута максимальная высота 90099 м при скорости 6005 км/ч. Американскими ВВС полёт приравнен к космическому.
Этот день в авиации. 28 сентября
1970 - Началась разработка самолёта - измерительного пункта Ил-20РТ.
Этот день в авиации. 28 сентября

1971 - Осуществлён пуск ракеты-носителя «Протон-К/Д», которая вывела на траекторию полёта к Луне АМС «Луна-19». 29 сентября и 1 октября 1971 осуществлены коррекции траектории полёта станции. 3 октября 1971 года станция «Луна-19» выведена на орбиту вокруг Луны. Параметры орбиты станции составляют: наклонение орбиты к плоскости лунного экватора — 40 градусов 35 минут; период обращения — 121,75 минут; высота над поверхностью Луны — 140 километров.

Этот день в авиации. 28 сентября
1977 - Экипаж самолёта McDonnell Douglas DC-8-62 японской авиакомпании Japan Air Lines – JAL (регистрационные знаки JA8033) выполнял рейс по маршруту Бомбей (Индия) – Токио (Япония). На борту находилось 170 пассажиров и 14 членов экипажа.
Вскоре после вылета самолёт был захвачен пятью членами Японской красной армии, которые потребовали выполнить посадку в Дакке (Бангла-Деш). Они также потребовали 6 миллионов долларов и освобождения своих девяти сподвижников. Деньги и шесть заключенных были привезены в Дакку чартерным рейсом из Японии.
Угонщики освободили 118 пассажиров и членов экипажа, после чего самолёт перелетел в Кувейт (Кувейт) и Дамаск (Сирия), где они освободили ещё 11 заложников. В конце концов, самолёт перелетел в Алжир, где оставшиеся заложники были освобождены, а самолёт конфискован.
Этот день в авиации. 28 сентября
1983 - Начались государственные совместные испытания Су-17М4 с УР.
Этот день в авиации. 28 сентября
1984
 - Канада сертифицировала первый из двух предсерийных самолётов de Havilland Canada Dash 8, пассажирский авиалайнер нового поколения на 30-40 мест.
Этот день в авиации. 28 сентября
1988 - Первый полёт дальнего магистрального широкофюзеляжного Ил-96-300, взлёт с Центрального аэродрома им. М.В. Фрунзе; Заслуженный лётчик-испытатель СССР Станислав Григорьевич Близнюк.
Этот день в авиации. 28 сентября
1992 - Катастрофа под Катманду Airbus A300B4-203 авиакомпании Pakistan International Airlines (PIA). Самолёт выполнял плановый рейс PK-268 по маршруту Карачи—Катманду, но при заходе на посадку врезался в склон хребта Махабхарата. Погибли все находившиеся на его борту 167 человек — 155 пассажиров и 12 членов экипажа.
Катастрофа рейса 268 стала крупнейшей авиакатастрофой в истории Непала.
Данные речевого самописца рейса PK-268 оказались существенно повреждены и их не удалось расшифровать. Но данные параметрического самописца показали, что пилоты выполняли снижение преждевременно (забегая на шаг вперёд) — при проходе точки 16DME рейс был на 304 метра ниже установленной высоты, а при проходе точки 10DME (Sierra) на 396 метров. Непальские авиадиспетчеры, ведя радарное наблюдение, видели, что рейс 268 опустился ниже установленной высоты, но не проявили необходимой инициативы и не предупредили об этом пилотов...
Этот день в авиации. 28 сентября
1988 - Погиб лётчик-испытатель Пётр Сергеевич Романенко - на Су-24М. При полёте на «обжим» по невыясненной причине разрушился носовой обтекатель самолёта. В результате не прошла команда на кресло с ПВД о скорости полёта и экипаж катапультировался с невыпущенным дефлектором на скорости 1250 км/ч (он выпускается на 700). Романенко погиб при «выходе», а штурман - испытатель Владимир Семенович Шкуратов остался жив.
Этот день в авиации. 28 сентября
2001 - Бразильский пилот 46-летний Жерард Мос, приземлившись в Рио-де-Жанейро, закончил первый в мире кругосветный полёт на моторном планере Ximango, длившийся 100 дней.
Этот день в авиации. 28 сентября
2005
 - Министерство обороны США утвердило программу серийного выпуска винтокрылой машины V-22 Osprey.
Этот день в авиации. 28 сентября
2012 - Экипаж самолёта Dornier 228-202 непальской авиакомпании Sita Air (регистрационные знаки 9N-AHA) выполнял рейс по маршруту Катманду – Лукла (Непал). На борту находилось 16 пассажиров и 3 члена экипажа.
По неподтвержденным данным, вскоре после взлёта с ВПП 20, на высоте 15 метров, самолёт столкнулся с грифом, который попал в правый двигатель. Однако непальские авиационные специалисты считают, что произошло сваливание самолёта. Все погибли...

Картина дня

наверх