На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 681 подписчик

Свежие комментарии

Этот день в авиации. 2 сентября

Этот день в авиации. 2 сентября

Этот день в авиации. 2 сентября

1896 - В Софии родился болгарский авиаконструктор Асен Христов Йорданов.

Он составил инструкции и руководства по эксплуатации и обслуживанию, осмотру и ремонту некоторых известных самолётов, таких как Lockheed P-38 Lightning, Curtiss P-40 Warhawk, Boeing B-17 Flying Fortress, Boeing B-29 Superfortress, Consolidated Б-24, North American B-25 Mitchell, транспортный самолёт Douglas DC-3.

В довоенные годы всеобщего увлечения авиацией в СССР было издано множество замечательных книг об авиации. Особое место среди них занимает опубликованная в 1937 г. книга Асена Йорданова "Ваши крылья". Многие из тех, кто с юношеским увлечением брался за изучение азов лётного дела, прекрасно изложенных в этой книге, впоследствии взяли в руки штурвал самолёта, штурманскую линейку или карандаш авиаконструктора.

Следующая книга Асена Йорданова, с которой познакомился советский читатель, вышла из печати в 1940 году. Она называлась "Полеты в облаках" и была посвящена вопросам, связанным с полётами по приборам в условиях отсутствия зрительной ориентировки. В книге подробно излагались основы метеорологии, синоптики, аэронавигации, включая радионавигацию, которая в те годы, зародившись, бурно развивалась.

Этот день в авиации. 2 сентября
1906
 - Родился Сергей Александрович Ярцев - — советский русский оружейник.

Лауреат Сталинской премии первой степени(1942),премия имени С. И. Мосина (1968),, кавалер орденов Ленина, Отечественной войны 1- й и 2-й степени.С 1927 года в КБ приборостроения, где прошел путь от инженера до главного конструктора по направлению.В июне 1980 года Ярцев уволился из ЦКИБ СОО. Он являлся пенсионером Союзного значения. Умер Сергей Александрович 9 июля 1981 года.Этот день в авиации. 2 сентября

1908 - Родился Глушко Валентин Петрович — советский инженер и учёный в области ракетно-космической техники. Один из пионеров ракетно-космической техники, основоположник советского жидкостного ракетного двигателестроения.

Главный конструктор космических систем (с 1974), генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия — Буран», академик АН УССР и АН СССР, (1958; член-корреспондент с 1953), действительный член Международной академии аэронавтики, лауреат Ленинской премии, дважды лауреат Государственной премии СССР, дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961). 

Умер 10 января 1989 года на 81-м году жизни от атеросклероза мозговых артерий. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве...

Этот день в авиации. 2 сентября

1911 - Впервые в России в маневрах войск военных округов применена авиация. Авиационные подразделения Севастопольской офицерской школы авиации и Офицерской воздухоплавательной школы (г Гатчина) приняли участие в манёврах Петербургского, Варшавского и Киевского военных округов.
1916 - Впервые установлена радиосвязь между двумя самолетами в полете. Первый радиоконтакт между самолетами устанавливается над Норт-Айлендом, штат Калифорния, когда два самолета обмениваются телеграфными сообщениями на расстоянии двух миль друг от друга.

Этот день в авиации. 2 сентября
1920 - Впервые в Советской России совершена перевозка пассажиров на "Илье Муромце". Алексей Васильевич Панкратьев, из Сарапула в Екатеринбург.
Этот день в авиации. 2 сентября
1926
 - Лётчик-испытатель Михаил Михайлович Громов самолёте АНТ-3 успешно завершил полёт по маршруту Москва-Берлин-Париж-Рим-Вена-Прага-Варшава-Москва. Старт полёта был 31 августа.
Этот день в авиации. 2 сентября
1927 - Первый полёт экспериментального самолёта Focke-Wulf F 19 Ente. 
В 1925 году Немецкий научно-исследовательский институт авиации заказал компании Focke-Wulf постройку самолёта для оценки практической применимости аэродинамической схемы «утка». Конструкторы Генрих Фокке и Георг Вульф начали работу над проектом F 19 Ente.
Самолёт реализовали по схеме высокоплана с передним горизонтальным оперением и неубираемым шасси. Два двигателя Siemens & Halske Sh 14 позволяли развить скорость до 142 км/ч. Дальность полёта — 400 км. В открытой кабине находился пилот, а в салоне могло разместиться до 4 пассажиров.
Построили 2 экземпляра F 19 Ente. К сожалению, 29 сентября 1927 года на первом самолёте во время испытательного полёта с одним работающим мотором разбился Георг Вульф. После серии демонстрационных полётов на втором F 19 Ente, его передали в коллекцию Немецкого технического музея в Берлине, где он был уничтожен во время Второй мировой войны.
Этот день в авиации. 2 сентября
1930 - Первый беспосадочный полёт самолёта из Европы в Соединенные Штаты был завершен, когда капитан Дьёдонн Косте и Морис Беллонт из Франции прибыли в Вэлли-Стрим, штат Нью-Йоркское, на борту биплана Breguet 19 Super Bidon. Они преодолели либо 5 850 км (3 633 мили), либо 6 200 км (3 850 миль), согласно различным источникам, за 37 часов 18 минут. (Самолёт был известен как «Вопросительный знак», потому что на его боку было изображение знака препинания.).

Этот день в авиации. 2 сентября
1935 - Победил Юлиан Иванович Пионтковский на АИР-10 ОКБ Александра Сергеевича Яковлева.


Этот день в авиации. 2 сентября
1937 - Лётчик-испытатель Алексеев Михаил Юлианович на СБ бис/2М-103 поднял 1000 кг груза на высоту 12246,5 метров.

Этот день в авиации. 2 сентября

1937 - Прототип палубного истребителя-бомбардировщика Grumman F4F Wildcat - XF4F-2, оснащённый знаменитой "звездой" Пратт-Уитни R-1830, поднялся в воздух. Лётчик-испытатель фирмы Грумман Роберт Холл.
Этот день в авиации. 5 сентября
1939 - Первый полёт Messerschmitt Me.210, пилотировал самолёт инженер Германн Вюрстер. Самолёт не имел вооружения и был оснащён разнесённым хвостовым оперением. В ходе пробного полёта выяснилось, что самолёт неустойчив как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Самолёт вернули на завод, где оснастили хвостовым оперением увеличенной площади. Все остальные Me.210 имели однокилевое оперение.
Проектирование тяжелого истребителя и штурмовика началось ещё до войны, как замена Bf.110. Первые образцы были готовы в 1939 году, но они оказались с неприемлемо плохими лётными характеристиками из-за серьезных недостатков крыла и конструкции фюзеляжа. Крупномасштабная программа эксплуатационных испытаний в течение 1941 года и в начале 1942 года не устранила проблемы этого типа. Самолёт поступил на вооружение в 1942 году, но вскоре был заменён Messerschmitt Me.410 Hornisse, дальнейшим развитием Me 210. Провал программы разработки Me.210 означал, что люфтваффе было вынуждено продолжать эксплуатацию Bf.110 после того, как он устарел, несмотря на растущие потери.
 
Этот день в авиации. 2 сентября
1939 - На следующий день после начала Второй мировой войны, нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн по просьбе группы европейских эмигрантов-физиков, в числе которых были в том числе и Лео Сциллард и Эдвард Теллер, подписал письмо на имя президента США Франклина Делано Рузвельта, в котором содержалось предложение начать работы по созданию ядерного оружия. В послании физиков содержалась информация о том, что на базе специальной переработки урана можно получить новый важный источник энергии, который мог быть использованным для создания исключительно мощных бомб нового типа. Авторы письма, встревоженные наличием аналогичных проектов разрабатывавшихся в только что развязавшей войну нацистской Германии, призвали американское правительство использовать весь научный и военно-промышленный потенциал Соединенных Штатов для того, чтобы опередить гитлеровцев в создании нового оружия колоссальной разрушительной силы.

Этот день в авиации. 2 сентября

1939 - Первые бомбовые удары польской авиации по территории фашистской Германии. Их нанесли лётчики VI отряда бригады бомбардировщиков и 41-й разведывательной эскадрильи армии "Модлин" на лёгком бомбардировщике PZL P-23B Karas.
 
Этот день в авиации. 2 сентября
1939 - В США Фрэнк Фуллер выигрывает гонку Bendix Trophy на самолете Прокофьева-Северского Seversky SEV S-2. Финишную черту его машина пересекла со скоростью 282,1 миль/ч (453,899 км/ч), что почти на 40 миль/ч (64 км/ч) быстрее победного достижения Кокран 1938 года. Затем он направился в Бендикс, штат Нью-Джерси, установив рекорд скорости трассы Бербанк-Бендикс - 273,1 миль/ч (439,418 км/ч).
 
Этот день в авиации. 2 сентября

1942 - Закончились лётные испытания под Москвой единственного экземпляра А-40 («Летающий танк», «Крылья танка») - летательного аппарата, созданного Олегом Константиновичем Антоновым на базе танка Т-60. Изначально он был предложен в качестве поддержки для партизан. Проводил испытания известный лётчик и опытный планерист Сергей Николаевич Анохин. Более бессмысленого проекта тогда было сложно придумать.
Самолётом-буксировщиком ТБ-3 с четырьмя усиленными (по 970 л. с.) моторами АМ-34РН командовал Пётр Васильевич Еремеев, в прошлом конструктор пилотажных планёров. Из-за большой массы и малой обтекаемости «КТ» буксировка велась на близкой к максимальной мощности двигателей ТБ-3 со скоростью 130 км/ч. Несмотря на это, скорость подъёма аэропоезда оказалась недостаточной. Самолёт едва достиг высоты 40 м. Первый полёт стал и единственным.

Этот день в авиации. 2 сентября
1944 - Джордж Гербер Уокер Буш пилотировал торпедоносец-бомбардировщик Grumman TBF Avenger из эскадрильи VT-5,1 с авианосца «Сан-Хасинто». Тогда его звание соответствовало нашему старшему лейтенанту, президентом США он стал гораздо позднее. А тогда сбит был над Тихим океаном японскими зенитчиками. Но спасён был моряками с американской подводной лодки «Финбэк».
 
Этот день в авиации. 2 сентября
1945 - Церемонией капитуляции Японии на борту американского линкора «Миссури» закончилась Вторая мировая война.

Этот день в авиации. 2 сентября
1947 - Первый полёт реактивного палубного истребителя-бомбардировщика Hawker Sea Hawk. Самолёт особенно подходил для применения на море.Он имел турбореактивный двигатель, расположенный в центральной части фюзеляжа. Опытный образец самолёта с нескладывающимися консолями крыла и без посадочного крюка совершил первый полёт 2 сентября. Второй опытный образец со складывающимися консолями крыла и посадочным крюком совершил первый полёт осенью 1948-го. Первым поступил в серийное производство "Си Хоук" F.I, на котором устанавливался турбореактивный двигатель Роллс-Ройс "Нин" 101 с тягой 2270 кг.

breguet_731.jpg
1947
 - Состоялся первый полёт прототипа французской летающей лодки Br.731, разработанной французской фирмой Breguet. Летающая лодка разработана на базе разведывательной и патрульной летающей лодке Br.730. Работы над самолётом были начаты еще в 1944 году. На Br.731 были установлены более мощные двигатели SNECMA (Gnome-Rhône) 14R-24 мощностью 1590 л.с. Всего было произведено 2 экземпляра летающей лодки. Обе машины поступили в эскадрилью 33S под названиями Altair и Bellatrix. Один из них участвовал совместно с Br.730 в перелете Тулон-Даккар. 

Этот день в авиации. 2 сентября

1947 - Первый самостоятельный вылет истребителя-перехватчика с ЖРД И-270 (Ж-2). Взлёт с работающим двигателем был нормальным, самолёт набрал высоту 3000 метров. После этого, в соответствии с заданием, лётчик стал планировать на посадку, но из-за неточного расчёта, с большим "промазом" посадочных ограничителей, приземлился вне аэродрома. Первый 7-минутный полёт стал одновременно и последним. У самолёта разбилась носовая часть фюзеляжа, но лётчик не пострадал. Машину решили не восстанавливать.

Этот день в авиации. 2 сентября
1953 - На Дейтонском авиасалоне капитан ВВС США Рассел М. Добинс пролетел на вертолёте Пясецкого YH-21-PH Workhorse на высоте 6739 метров (22110 футов), установив мировой рекорд высоты над уровнем моря для вертолётов c поршневым двигателем. Этот рекорд до сих пор не побит.
 

Этот день в авиации. 2 сентября

1954 - Первый полёт многоцелевого палубного Ту-91 "Бычок" с ТВД ТВ-2М; лётчик-испытатель Дмитрий Васильевич Зюзин, штурман-испытатель Константин Иванович Малхасян.

В начале 50-х годов в СССР в очередной раз в военно-политическом руководстве страны был поднят вопрос о создании отечественных авианосцев различного назначения.
Параллельно с созданием авианосцев планировалось разработать палубные истребители, штурмовики и бомбардировщики. Палубный бомбардировщик и штурмовик поручалось спроектировать ОКБ-156, руководимому главным конструктором Андреем Николаевичем Туполевым.

К началу 1953 г. очередной всплеск интереса к авианосцам в СССР пошёл на убыль, и авиация ВМФ меняет свои требования к самолёту. Теперь речь идет о создании чисто сухопутного боевого летательного аппарата, предназначенного для действий на прибрежных театрах военных действий.

Этот день в авиации. 2 сентября
1958 - Боевая потеря ЕС-130А «Геркулес» 7406 SS USAF (Rhein-Main AB, Germany). Взлёт был произведён с турецкой авиабазы Инжирлик.
Самолёт радиоразведки, совершавший полёт вдоль советско-иранской границы на высоте 10 000 метров, зашёл в воздушное пространство Союза в районе Ленинакана (нарушение зафиксировано РЛС). На его перехват была поднята дежурная пара МиГ-17 236-й иад, которая обнаружила противника и попыталась принудить его к посадке.
Нарушитель на поданные сигналы не реагировал и был сбит у села Саснашен, в 44 км. южнее Ленинакана. Погибло 17 человек находившихся на борту (в том числе 6 членов экипажа и 11 операторов разведывательных систем).
Этот день в авиации. 2 сентября
1959
 - На полигоне Капустин Яр ракета Р-12 (8К63Ш) впервые в мире стартовала из шахтной пусковой установки. Через 58 сек полёта потеряла устойчивость и упала в 100 км от места старта. При осмотре ШПУ обнаружена деформация пускового стакана вовнутрь и найден срезанный стабилизатор ракеты вместе с рулевой машинкой. ШПУ и ракеты были доработаны и проведено несколько успешных пусков ракеты 63Ш (21 и 27 декабря 1959 г.
 
Этот день в авиации. 2 сентября
1960 - Первый полёт первого серийного Ту-22, выпущенного КАПО им. Горбунова.

Этот день в авиации. 2 сентября

1960 - Катастрофа самолёта Ил-14. Он замыкал группу из трёх самолётов, перевозивших полярников, отработавших вахту. Полёт проходил по маршруту Мыс Шмидта – Певек – Черский - Чокурдах – Тикси – Хатанга – Диксон – Амдерма – Архангельск – Череповец – Москва.Во время полёта на участке маршрута между Архангельском и Череповцом днём в СМУ (облачность 8-10 баллов, нижняя кромка - 300м, дождь и дымка) экипаж снизился ниже предельно малой высоты и самолёт столкнулся со склоном горы Белая в 8км от деревни Зихново Плесецкого района Архангельской области, разрушился и сгорел. 18 человек погибло.

Этот день в авиации. 2 сентября
1962 - На КнААПО собран первый серийный истребитель-бомбардировщик Су-7БМ.

Этот день в авиации. 2 сентября
1964 - Катастрофа Ил-18В (СССР-75531) Красноярского УГА под Южно-Сахалинском. Из-за ошибки пилота, летевший из Красноярска в Южно-Сахалинск Ил-18, начал преждевременное снижение и упал в сахалинские сопки...
Погибли 87 человек, 6 пассажиров остались живы. Причины катастрофы - преждевременное снижение ниже безопасной высоты в холмистой местности из-за ошибки в определении своего местонахождения в визуальном полёте ночью в нарушение установленных в районе аэропорта Хомутово правил полёта, а также из-за неправильного восприятия нечётких и неуместных указаний диспетчера.

Этот день в авиации. 2 сентября
1964 - Первый полёт сверхзвукового фронтового бомбардировщика Як-28Б с матрицами газеты "Правда"; лётчик-испытатель Петров Юрий Владимирович, штурман-испытатель Шиповский Николай Михайлович; Шереметьево – Пулково.

Этот день в авиации. 2 сентября

1964 - Польский самолёт TS-11 "Искра", пилотируемый А.Абрамовичем, пролетел по замкнутому маршруту протяжённостью 100 километров со средней скоростью 715,7 км/ч. В начале 1964-го закончилась разработка двигателя SO-1. Третий прототип TS-11 совершил с ним пробный полёт 28 апреля. Лётные характеристики оказались настолько высоки, что позволили в конце осени этого же года установить на самолёте серию мировых рекордов. "Искру" с бортовым номером 03 облегчили, сняв ненужное оборудование и заднее кресло. С воздухозаборников убрали защитные сетки, а поверхность крыльев отполировали. "Искра" квалифицировалась по правилам ФАИ как реактивный самолёт весовой категории от 1750 до 3000 кг.
Этот день в авиации. 2 сентября
1965 - Осуществлён очередной 42-й испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15" № 2. Аппарат пилотировал лётчик Джон МакКэй (John McKay). Достигнута максимальная высота 73091 м при скорости 5744 км/ч.

Этот день в авиации. 2 сентября

1971 - В Советском Союзе с космодрома Байконур с помощью РН "Протон-К"/SL-12 был осуществлён запуск АМС "Луна-18". Седьмая экспедиция по доставке на Землю лунного грунта, с помощью КА серии "Е8-5", закончилась жёсткой посадкой станции на поверхность Луны. 48-й запуск советского КА с целью исследования Луны.

Этот день в авиации. 2 сентября
1985 - Принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 834-248 о начале работ по созданию пассажирского самолёта местных воздушных линий. Сам же самолёт начал разрабатываться ещё в августе 1982-го года, а к октябрю 1983-го был готовы технические предложения и аванпроект.
Этот день в авиации. 2 сентября
1991 - Лётчик-испытатель Андрей Александрович Синицын впервые посадил сверхзвуковой ВВиП Як-141 на палубу тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». В сентябре 1992-го этот самолёт был впервые продемонстрирован ил Международном авиасалоне в Фарнборо. На Як-141 установлено 12 мировых рекордов.
Этот день в авиации. 2 сентября
1991 - Начало коммерческой эксплуатации первого серийного гражданского Ан-124-100 «Руслан» (производство ОАО «Авиастар») а/к «Волга-Днепр».

Этот день в авиации. 2 сентября
1995 - Завершение кругосветного перелёта, в ходе которого пройдено около 30 тысяч километров за 160 часов на СМ-92 «Финист» В.П. Кондратьева.Это семиместный многоцелевой легкомоторник, спроектированный коллективом фирмы "Техноавиа" для решения комплекса задач.
Этот день в авиации. 2 сентября
1995
 - На озере Онтарио, во время показательных выступлений экипажей патрульных машин на международном авиашоу в Торонто. Во время демонстрационного полёта на малой высоте "Нимрод" R.1 очевидно вышел на закритические углы атаки и свалился в штопор, после чего врезался в воду под углом 20°, не оставив семи членам экипажа никаких шансов на спасение.

Этот день в авиации. 2 сентября
1998 - Первый полёт ближнемагистрального пассажирского Boeing 717 (MD-95). Это был самый маленький пассажирский, региональный реактивный, произведённый концерном Boeing. Самолёт - развитие линейки McDonnell Douglas DC-9/MD-80/MD-90. Проектировался фирмой McDonnell Douglas как MD-95, но после поглощения Boeing этой фирмы в августе 1997-го получил новое название - Boeing 717.
Предназначен для эксплуатации на авиалиниях малой и средней протяжённости. Всего сделано 156 машин.

Этот день в авиации. 2 сентября
1998 - McDonnell Douglas MD-11 а/к Swissair выполнявший рейс Нью-Йорк-Женева в результате возникшего в кабине пожара потерял управление и рухнул в Атлантический океан недалеко от бухты Маргаретс, Канада. На борту находились 215 пассажиров и 14 членов экипажа. Все они погибли. Эта катастрофа стала крупнейшей по числу жертв на самолёте McDonnell Douglas MD-11, а также второй по величине - в истории Канады.
Этот день в авиации. 2 сентября
2015 - В России с площадки №1 (Гагаринского старта) космодрома Байконур в Казахстане ракетой-носителем "Союз-ФГ" G15000-054 запущен пилотируемый космический корабль «Союз ТМА-18М» (Союз-ТМА М № 718) с экипажем в составе Серей Александрович Волков (командир, 3-й полёт), Андреас Могенсен (Дания, 1-й полёт), Айдын Аимбетов (Казахстан, 1-й полёт). Состоявшийся старт стал началом 300-го орбитального пилотируемого полёта. Стыковка с МКС 4 сентября. Посадка корабля с другим экипажем 2 марта 2016 года.

Этот день в авиации. 2 сентября

Этот день в авиации. 2 сентября

2017 - Катастрофа Ан-2 (RA-35171) в Балашихе во время показательных полётов. Наиболее вероятной причиной катастрофы самолёта Ан-2 RA-35171 явился неучёт КВС особенностей пилотирования самолёта Ан-2 на больших скоростях полёта (увеличение потребного времени вывода ВС из крена из-за уменьшения углов отклонения элеронов за счет вытяжки тросовой проводки вследствие значительного возрастания усилий в поперечном канале управления на скоростях 270 - 300 км/ч), что не позволило вывести ВС из снижения при выполнении маневрирования с большими углами крена на предельно малой высоте полёта.

Способствующими факторами явились:
- пилотирование ВС на режимах, выходящих за ограничения, установленные РЛЭ самолёта Ан-2;
- выполнение маневрирования на высоте, менее установленной для выполнения демонстрационного полёта над аэродромом. Погибли Дмитрий Евгеньевич Сухарев и пилот-фотокорреспондент Борис Маркович Тылевич. Самолёт принадлежал Московскому авиационно-ремонтному заводу ДОСААФ...

Картина дня

наверх