На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 684 подписчика

Свежие комментарии

  • Игорь Егоров
    "Стоимость самолета «Байкал» (ЛМС-901), который разрабатывают на замену советскому Ан-2, снизилась почти в два раза, ...Трутнев: «магичес...
  • Семен Смолкин
    Это вопрос к авторам статьи на сайте techinsider.ru В открытых источниках не нашел (Закат знаменитого...
  • Сергей Цыбин
    «Союз-22» - единственный «Союз», запущенный на орбиту с наклонением к плоскости экватора i = 65 град. ( все остальные...Этот день в авиац...

История одного перехвата




1 июля 1968 года. Перехват советскими истребителями МиГ-17 американского самолета DC-8 нарушившего государственную границу СССР в районе Курильских островов. Фото сделано стюардессой с борта американского лайнера


1968 год. Разгар войны США с Северным Вьетнамом, в которой на стороне последнего принимал активное участие СССР.

Над Курильскими островами советскими истребителями перехвачен и принужден к посадке на военный аэродром «Буревестник» острова Итуруп американский самолет DC-8 с 24 членами экипажа и 214 военнослужащими армии США на борту, которые следовали из США во Вьетнам. Инцидент, по масштабам равный тому, что произошел в этом же регионе в ночь на 1 сентября 1983 года...


1 июля 1968 года самолет McDonnell Douglas DC-8-63CF американской авиакомпании «Seaboard World Airlines» (командир корабля Джозеф Тозолини) пересек границу СССР в районе Курильских островов. Самолет взлетел с авиабазы под Сиэтлом (штат Вашингтон) и следовал, с промежуточной посадкой на американской авиабазе Йокота в Японии, в Южный Вьетнам. На его борту находились солдаты, возвращающиеся из отпуска, 3 генерала, кордебалет, и члены экипажа. Самолет отклонился к западу от запланированного маршрута и вторгся в воздушное пространство СССР. Японский авиадиспетчер уведомил экипаж об ошибке, когда она составляла около 80 морских миль (150 км) на запад от курса (так говорят американские источники).




Это не именно тот самолет, но точно такой же McDonnell Douglas DC-8-63CF, принадлежащий той же авиакомпании «Seaboard World Airlines»






Стюардесса DC-8 с камерой, с помощью которой она сделала снимки с борта самолета и советскими сигаретами, которые она оставила себе в качестве сувенира. Фото опубликованы в журнале «Time»



На аэродроме 308 ИАП 11-ой армии ПВО «Буревестник» острова Итуруп Курильской гряды шли плановые полеты. Взлетали краснозвездные МиГи, чтобы, открутив «бочки» и «иммельманы» над Тихим океаном, вновь приземлиться на бывшем японском аэродроме.




Красной точкой я обозначил на карте аэродром «Буревестник» (позывной «Гвардеец»») на острове Итуруп




Ближе. Красной точкой обозначено местоположение старого японского аэродрома (с "железкой" на нем после войны), желтой - новая железо-бетонная ВПП




Аэродром «Буревестник». Красная точка - старая японская ВПП, она же старая "железка", желтая - новая железо-бетонная ВПП


В разгар полетов заместитель командира полка (ком. полка был в отпуске) подполковник Ярослав Хиров получил сообщение, что воздушное пространство СССР нарушил иностранный самолет – на 200 километров углубился на нашу территорию и летел непосредственно над россыпью Курильских островов. Из Хабаровска, из штаба Дальневосточного военного округа, последовал приказ: «посадить!».

В 9:01 по тревоге были подняты пара истребителей МиГ-17 (летчики капитаны Ю. Б. Александров и В. А. Игонин), которые попытались принудить "Дуглас" к посадке, но тот продолжал лететь своим курсом, не подчиняясь командам. (По некоторым сведениям, приблизившись к DC-8 вплотную, капитан Игонин покачал крыльями и вышел вперед на своем МиГ-17. На языке летчиков эти воздушные маневры означали: «следуй за мной!». Но «американец» на эту команду не среагировал, продолжая полет с прежним курсом. Более того, гость попытался нырнуть в облака, забраться на еще большую высоту.) И только когда на помощь пришла еще одна пара перехватчиков (майор И. Ф. Евтушенко и капитан И. К. Мороз), экипаж DC-8 понял, что "пахнет жареным" и проявил уступчивость (подполковник Хиров приказал дать очередь из бортового вооружения так, чтобы трассеры прошли перед самым носом лайнера). После этого экипаж «Дугласа» понял, что русские с ними шутить не намерены, и командир корабля, американец итальянского происхождения, Джозеф Тозолини взял предложенный перехватчиками курс и последовал за ними. Под конвоем МиГов «Дуглас» совершил круг над «Буревестником», чтобы получше прицелиться к короткой и узкой для такой крылатой махины взлетно-посадочной полосе (плюс, «Буревестник» окружают горы), а потом мастерски приземлил лайнер на незнакомом ему военном аэродроме. На часах было 10:40.






DC-8 на аэродроме «Буревестник»




Американские военнослужащие на аэродроме «Буревестник»

Тозолини рассказал прибывшей с Сахалина инспекции, что над нашей территорией он оказался из-за отказа системы дальней навигации «Лоран». Инспекторы вглядывались в приборы, но на земле оценить серьезность этой причины было невозможно. Только Хиров засомневался: не та была облачность, чтобы пенять на «Лоран». Неужели всерьез можно было думать, что острова, проплывавшие под самолетом, были японскими?




Советские летчики, осуществившие принуждение DC-8 к посадке. К сожалению, не удалось уточнить их имена. Возможно, слева капитан И. К. Мороз




МиГ-17 на аэродроме «Буревестник». 1963 год

Все три с половиной дня пребывания ДС-8 на советской земле далеко от Итурупа совершенно секретно кто-то решал: отказала навигация или Тозолини - участник провокации с целью проверить защищенность наших дальних рубежей?

Опуская подробности пребывания гостей из Америки на советском острове Итуруп, можно лишь сказать, что военные устроили их у себя с максимально возможным комфортом. Неплохо кормили - как сами американцы сообщают, они получали: черный хлеб, консервы, сыр, масло, кофе, говяжий бульон, лапшу и сигареты.

Нужно сказать, что как раз в то время СССР и США готовились к подписанию Договора о нераспространении ядерного оружия и не хотели портить отношения друг с другом. Тем не менее, посол США в СССР получил ноту протеста. США принесли свои извинения и объяснили, что нарушение воздушного пространства СССР было непреднамеренным. Так же свои извинения принес командир DC-8 Джозеф Тозолини. (Впрочем, после приземления на авиабазе Мисава на севере Японии примерно через час, Тозолини отказался от своих извинений, утверждая, что его самолет не отклонялся на советскую территорию.)

Американские источники сообщают, что позже, в декабре 1968 года, авиакомпания «Seaboard World Airlines» была вынуждена заплатить 5000 долларов административного штрафа Федеральному управлению гражданской авиации США, так как его бортовая РЛС не была должным образом сертифицирована. Так же они признают, что этот инцидент был дипломатическим позором для Соединенных Штатов.

Как бы то ни было, на третий день после пленения воздушного нарушителя, подполковник Ярослав Хиров получил приказ обеспечить американцев авиационным топливом, водой и питанием, и не препятствовать вылету DC-8 из «Буревестника».

У советских летчиков было сомнение по поводу того, что экипажу огромного «Дугласа» с такой загрузкой удастся взлететь с ВПП длиной всего 1200 метров. (Нужно добавить, что плюс к этому покрытием взлетно-посадочной полосы старого японского аэродрома после войны и до 1979 года служили гофрированные металлические пластины с прорезями, полученные ещё по ленд-лизу, так называемая «железка». На аэродроме базировался полк дозвуковых истребителей МиГ-17. В 1979 году по острову Итуруп прошел тайфун "Тип". Тайфун был такой силы, что полностью сорвал и закрутил всю железную взлетно-посадочную полосу и уничтожил, практически все самолеты (см. фото). Были и человеческие жертвы. После этой катастрофы было принято решение не восстанавливать «железку», а построить современный стандартный аэродром с бетонной взлетно-посадочной полосой. Плиты возили на остров кораблями, вот почему этот аэродром называли не только «непотопляемый авианосец Советского Союза», но и «золотой аэродром». После постройки на нем посадили полк сверхзвуковых истребителей Миг-21, затем Миг-23.)








Аэродром «Буревестник» после тайфуна "Тип". 1979 год

По мнению многих, у американцев были все шансы выкупаться в океане. Однако мощные двигатели и мастерство пилотов оторвали лайнер от ВПП чуть ли не на середине. Набрав высоту, он выполнил круг над русским аэродромом, прощально покачав крыльями и, взяв курс на Японию, вскоре растворился в голубизне летнего неба.

Летчиков потом наградили - кому фотоаппарат, кому ружье. Хирову выразили благодарность в приказе. И еще командир из Сочи прислал поздравительную телеграмму: «ну и повезло же тебе, мужик!» В приказе и в телеграмме, конечно, нет слов о предотвращении Хировым Третьей мировой войны. Но только представьте себе на минуту, что могло произойти: если бы были облака, если бы DC неудачно совершил или посадку на «Буревестник», или взлет с него, если бы на месте Хирова и его летчиков были  другие люди…

Оригинал взят у melanhlenos в История одного перехвата

Картина дня

наверх