1908 - Основан Всероссийский аэроклуб. Государь Император, в 31-й день декабря минувшего года, на всеподданнейшем докладе министра внутренних дел, по ходатайству Совета клуба о разрешении всероссийского сбора пожертвований на образование особого капитала для создания воздушного флота, Всемилостивейше начертать соизволил: «Соглашаюсь с удовольствием и желаю успехов отечественному воздухоплаванию». Положение о хранении и расходовании сего капитала утверждено министром внутренних дел. Объявляя о сем во всеобщее сведение, Совет Всероссийского аэроклуба приглашает всех, сочувствующих отечественному воздухоплаванию, внести свою лепту, не стесняясь ее размером и помня, что из копеек составляются рубли. По уставу клуба, все его воздухоплавательные средства в военное время переходят в распоряжение государства для обороны страны.
На пожертвованные суммы будут приобретены и построены воздушные шары, управляемые воздушные корабли, аэропланы и другие летательные аппараты, тяжелейшие воздуха. Всероссийский аэроклуб имеет целью содействовать развитию воздухоплавания в России. Отечество наше, ввиду его громадного протяжения и сравнительно малого развития путей сообщения, представляет особо благоприятные условия для воздухоплавания и может извлечь из него неисчислимые выгоды. Между тем в то время, когда в иностранных государствах частные люди, понимая громадное значение воздухоплавания не только для военных, но и для общегосударственных целей, неудержимо идут вперед в деле покорения человеку воздушного океана – не щадя денег и трудов, Россия до сего времени не имеет ни одного управляемого воздушного корабля для обслуживания государства в мирное время. Размер денежных затрат не останавливает наших соседей в этом великом деле, которому принадлежит будущее всего мира. Довольно указать Германию, где в несколько дней частные лица, после гибели знаменитого воздушного корабля графа Цеппелина, собрали миллионы рублей на создание национального воздушного флота. Французская же национальная воздухоплавательная лига, основанная только летом прошлого года, имеет уже годовой бюджет около полумиллиона франков. Такая же сумма уплачена известному Райту за его французский патент. Вот почему Всероссийский аэроклуб решил обратиться к чувству народного самолюбия и любви к родине всего населения России в деле создания русского воздушного флота, твердо веря, что в этом новом деле мы, с Божьей помощью, быстрыми шагами догоним другие народы…"(С) 1921 - Родился Евгений Аркадьевич Негин — советский учёный, доктор технических наук (1956), академик РАН(1979), генерал-лейтенант-инженер (1978), Герой Социалистического Труда (20 апреля 1956 года). Лауреат Ленинской премии(1959) и двух Сталинских премий(1951, 1953) и Государственной премии СССР (1985). Евгений Аркадьевич отдал почти 50 лет жизни работе в РФЯЦ-ВНИИЭФ — Российском федеральном ядерном центре Всероссийском научно-исследовательском институте экспериментальной физики («Арзамас-16»). Почётный гражданин города Арзамас-16 (23.12.1982), Почётный гражданин Борского района (19.02.1998). В июле 1941 года призван в Красную армию и направлен в Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского на факультет стрелкового вооружения. В 1944 году окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского с отличием. Оставлен в очной адъюнктуре. В 1948 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Затем преподавал на кафедре стрелкового вооружения академии. С 1949 года - на научно-исследовательской работе в ядерном центре (КБ-11) в Арзамасе-16 Горьковской области (ныне РФЯЦ-ВНИИЭФ - Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, город Саров Нижегородской области). Умер 3 февраля 1998 года, похоронен на городском кладбище среди почётных граждан г. Сарова. |
1924 - В Исси-ле-Мулино под Парижем инженер и изобретатель из Аргентины Рауль Патерас Пескара побил свой собственный мировой рекорд по полёту на вертолёте, на своей моделе 2F «Маркиз Патерас». Он продержался в воздухе 8 мин 13,8 секунд, пролетев свыше 1 км (30 января он за 10 мин 1 сек. описал окружность длиной 750 м). 1929 - После 10-месячного, 18000-мильного (29000-километрового) одиночного перелёта с аэродрома Кройдон, Лондон, Англия, в Кейптаун, Южная Африка, Мэри Бейли, вернулась на аэродром Стэг-Лейн в Эджуэре, Лондон. Самолёт de Havilland DH.60x Cirrus II Moth, G-EBTG. |
1930 - На испытаниях дирижабль R-100 развивает скорость 131 км/ч и становится самым быстрым дирижаблем в мире. 1930 - Родился Донат Алексеевич Огородников – крупный учёный в области газовой динамики реактивных двигателей, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники СССР. Крупный учёный в области газовой динамики реактивных двигателей. Под руководством Д.А.Огородникова создан экспериментальный гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель, первое в мире лётное испытание которого состоялось в 1991 г. За комплекс работ по аэродинамике воздухозаборников Д.А. Огородникову в 1972 г. присуждена Государственная премия. При его непосредственном участии проведён большой комплекс исследований, способствовавших созданию двигателей четвертого поколения и заложены основы для разработки высокосовершенных двигателей пятого поколения. 1933 - Жан Мермоз на трёхмоторном самолёте Couzinet 70 Arc-en-ciel 28 за 14 часов 27 минут совершил перелёт из Сенегала в Бразилию с грузом почты. 1937 - Родился Виктор Афанасьевич Максимовский — директор Иркутского авиазавода (1968-1979 гг.), один из руководителей авиапромышленности (1980-1990 гг.).Лауреат двух Государственной премий СССР. Умер 20 апреля 2015 года... 1937 - Первый полёт бомбардировщика LeO-45 (Liore et Olivier 45). Этот самолёт занимает особое место в французской авиационной истории. Он был единственным французским самолётом, принимавшим участие в кампании 1939-1940 годов и остававшимся в активной службе 20 лет после окончания 2-й Мировой войны, на 4 года дольше, чем Dewoitine D.520. Первый полёт LeO 45-01 совершил 16.01.37 г. в Виллакубле. Сразу стало ясно, что площадь вертикальных хвостовых поверхностей недостаточна на взлёте и при наборе высоты. Кили и рули высоты полностью переконструировали и установили их ниже первоначальных. Увеличившаяся площадь аэродинамически балансировалась створками в верхней части рулей. В ходе первоначальных лётных испытаний LeO 45 значительные хлопоты были связаны также с двигателями, которые нуждались в переборке через каждые 18 часов полёта, а маслорадиаторы, размещённые в передней кромке кpыльев, потребовалось для уменьшения перегрева оснастить огромными воздухозаборниками. Однако, были достигнуты превосходные данные: максимальная скорость на высоте 4000 м составила 480 км/ч. В пологом пикировании с начальной скоростью 464 км/ч на 5000 м, LeO 45 на высоте 1800 м достиг 624 км/ч. После испытаний пpототип возвратили изготовителю. На нём установили новые капоты моторов, сконструированные главным инженером SNCASE Мерсье. Они уже были успешно испытаны на пpототипе поплавкового LeO H 46. Их конструкция позволяла более эффективно охлаждать масло двигателей в сочетании со значительно меньшим сопротивлением, чем у классической конструкции NACA. Это улучшение всецело было получено за счёт капотов типа Mercier. От двигателей Hispano-Suiza 29.08.38 решили отказаться. Самолёт был переоснащён двигателями Ghnome-Rhone 14N 20/21, дающими 1030 лс на высоте 5000 м, закрытыми капотами Mercier, а машина переобозначена LeO 451-01. 1940 - Родился Сергей Александрович — Заслуженный конструктор Российской Федерации. Почётный авиастроитель. Руководитель и организатор производства. Лауреат Государственной премии СССР. Главный конструктор (1994–1997) ОКБ им. А.С. Яковлева. Окончил МАИ (1962). В 1965 - организовал и возглавил группу лёгкомоторной авиации, создавшую спортивно-акробатические самолёты Як-18ПМ, Як-18ПС. Один из основных создателей лёгких самолётов Як-50, Як-55, Як-55М, Як-52, Як-18Т, Як-58, реактивных пассажирских самолётов Як-40, Як-42, сверхзвукового истребителя вертикального взлёта и посадки Як-141, летающей копии истребителя Як-3, первого в стране беспилотного разведчика «Пчела-1». Участвовал в проектировании самолётов и внедрении их в серию, в руководстве лётными испытаниями. Получил более 30 авторских свидетельств на изобретения. В 2008–2016 — председатель совета директоров и главный конструктор ЗАО «Самолёты Яковлева». 1941 - Fw.200 командира немецкой эскадрильи I/KG 40, капитана Верлора в одном вылете потопил 2 британских судна общим водоизмещением 10800 тонн. 1943 - Указом Президиума Верховного Совета СССР установлены воинские звания для высшего командного состава авиации, артиллерии и бронетанковых войск — маршал авиации, маршал артиллерии и маршал бронетанковых войск. |
1948 - Постановление о разделении ОСОАВИАХИМА на ДОСААФ, ДОСАРМ и ДОСФЛОТ. 1948 - Родился Анатолий Яковлевич Соловьев — советский и российский космонавт, лётчик-космонавт СССР. 208-й космонавт мира и 65-й космонавт СССР. Рекордсмен по количеству выходов в открытый космос (16) и суммарной продолжительности работы в открытом космосе (78 часов 48 минут). Совершил 5 полетов на КК «Союз ТМ-5»-«Мир»-«Союз ТМ-4» (1988), «Союз ТМ-9»-«Мир» (1990), «Союз ТМ-15»-«Мир» (1992-1993), «Атлантис»-«Мир»-«Союз ТМ-21» (1995), «Союз ТМ-26»-«Мир» (1997-1998) общей продолжительностью 651 сутки 00 часов 03 минуты 28 секунд. За время лётной работы он освоил 14 типов самолётов, имеет налёт более 1500 часов. Инструктор парашютно-десантной подготовки, выполнил более 140 прыжков с парашютом. Отчислен из отряда космонавтов приказом начальника ЦПК №40 2 февраля 1999 года (увольнение в запас). 1956 - Последний полёт гидроистребителя F2Y Sea Dart (компания Convair, США). Целью было определение максимальных мореходных качеств самолёта. Волнение на море было 5 баллов (высота волны до 3 м), с сильным ветром (37 км/ч), дующим примерно 45град. к фронту волны. Билли Лонг, пилот самолёта, при разбеге, чтобы быстрее избавиться от тряски и "обстрела лыжи", рано подорвал самолёт. В результате машина подскочила и снова плюхнулась на воду, после чего стала "козлить" или, как говорят в нашей гидроавиации - "делать барсы". Удары были очень жёсткими, перегрузки при этом достигали опасных 8,5 д. Единственной мыслью Лонга при этом было - не дать самолёту нырнуть в волну и по возможности взлететь. Наконец Си Дарт No.1 оторвался от воды. Набрав высоту и сделав круг над заливом, Билли пошёл на посадку. Она также не отличалась изяществом и сопровождалась рядом сильных ударов. При этом Лонг ударился головой об остекление и разбил до крови нос. Несмотря на это, ему удалось удержать самолёт от нырка под воду, и на пробеге Си Дарт довольно быстро остановился и благополучно возвратился в Сан Диего. Это был последний вылет Морского Дротика (Си Дарт). Окончательный удар по программе нанесло появление "суперавианосцев" (так их называли американцы из-за огромного, по тем временам, водоизмещения в 60000/ 75000 т) типа "Форрестол". Таким образом, Си Дарт проиграл соревнование тяжёлому авианосцу, который он, в случае успеха, собирался заменить. В январе 1956 г. Отдел военно-морских операций снял технические требования на истребитель-гидросамолёт, и программа была закрыта. 1956 - Первый полёт советского самолёта в Антарктиде. Пилотируемый Иваном Ивановичем Черевичным самолёт Ан-2 СССР Н-542 совершил полёт над побережьем Антарктиды. В самолёте работали пилот Алексей Аркадьевич Каш, штурман- Герой Советского Союза Михаил Михайлович Кириллов, бортрадист А.И. Челышев, бортмеханик М.И. Чагин, начальник экспедиции Михаил Михайлович Сомов и капитан "Оби" Иван Александрович Ман. 1957 - Пять Boeing B-52B "Stratofortresses" 93-го бомбардировочного авиакрыла ВВС США, под командованием генерал-майора Арчи Дж. Олд мл., начинают Operation Powerflite, первый безостановочный кругосветный перелёт турбореактивными самолётами. 45 часов 19 минут спустя, три B-52 приземлились на авиабазе March в Калифорнии, закончив 24 325-мильный (39 147-километровый) полёт) на средней скорости 534 миль в час (859 километров в час). Два В-52 из-за неисправности приземлились досрочно. 1957 - Первый полёт учебно-тренировочного истребителя F-104B Starfighter. 1959 - Из сборочного цеха завода в Рентоне выкатили первый Model 707-320 Intercontinental (трансокеанский вариант с увеличенными размахом крыла и длиной фюзеляжа соответственно на 3,53 м и 2,03 м, оснащённый более мощными двигателями и вмещающий 189 пассажиров), предназначенный для замены 707-121 на трансатлантических маршрутах и способный перевозить большую полезную нагрузку. Начало эксплуатации 707-320 не обошлось без проблем - главной стала неудовлетворительная управляемость лайнера в сложных метеоусловиях. Проблему удалось решить внедрением более высокого киля, который затем стали ставить на всех гражданских и военных моделях 707-й серии. 1961 - Образован 30 ЦНИИ МО СССР. Первый начальник – Иоффе Зелик Аронович (1961—1969), ныне – Зацепилин Александр Валентинович (с 2019 года). Он был создан как головная научная организация Министерства обороны по авиационной и космической технике. Институт предназначался для проведения системных крупномасштабных исследований по обоснованию перспектив развития авиационной и космической техники как основы системы вооружения ВВС, обоснования тактико-технических требований к новым и модернизируемым авиационным и авиационно-космическим комплексам, их двигателям, оборудованию и вооружению, проведения оценки боевой эффективности перспективной авиационной техники. 1963 - Н.С. Хрущев объявил о наличии у СССР водородной бомбы огромной разрушительной силы. После её испытания на Новой Земле ударная волна четырежды обогнула Земной шар. Учёные предупредили Н.С. Хрущёва, что увеличивать мощность этой «царь-бомбы» опасно, т.к. взрыв может расколоть Землю. 1963 - Впервые пилотом авиалайнера на международной линии из Лондона в Дюссельдорф становится женщина - англичанка Ивонн Поуп (Yvonne Pope). Она летала на DC3 авиакомпании Morton Air Services. 1964 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (шт. Калифорния, США) состоялся очередной испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15". Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Милтон Орвилл Томпсон (Milton Orville Thompson). Достигнута максимальная высота 21641 м и максимальная скорость 5216 км/час. 1969 - Впервые в мире стыковка на орбите двух КК и переход космонавтов через открытый космос в другой корабль, КК «Союз-4» и «Союз-5», Алексей Станиславович Елисеев и Евгений Васильевич Хрунов. Этот переход был элементом подготовки к предполагаемому полёту на Луну. После стыковки агентство ТАСС объявило, что впервые на орбите создана экспериментальная космическая станция с четырьмя космонавтами на борту. Советское телевидение вело прямую трансяцию перехода космонавтов Хрунова и Елисеева. Космонавты Хрунов и Елисеев использовали скафандры «Ястреб», командир корабля Борис Волынов помогал им облачаться в скафандры, проверял системы жизнеобеспечения и коммуникаций скафандров. Затем Волынов вернулся в спускаемый аппарат и закрыл люк между орбитальным отсеком и спускаемым аппаратом корабля «Союз-5». Корабли «Союз» модели «7К-ОК» не имели переходного люка в стыковочном узле. Во время перехода орбитальные отсеки кораблей использовались в качестве шлюзовых камер. После разгерметизации орбитального отсека первым в открытый космос вышел Евгений Хрунов. В это время состыкованные корабли находились над Южной Америкой и не имели радиоконтакта с центром управления полётом в СССР. Выход Елисеева происходил уже над территорией СССР, когда поддерживался радиоконтакт с Землёй. Елисеев закрыл за собой люк «Союза-5». Хрунов и Елисеев перешли в орбитальный отсек «Союза-4», который затем был наполнен воздухом, командир «Союза-4» Владимир Шаталов помог Хрунову и Елисееву снять скафандры. Хрунов и Елисеев передали Шаталову письма, телеграммы и газеты, которые вышли уже после старта Шаталова в космос. Корабли «Союз-4» и «Союз-5» находились в состыкованном состоянии 4 часа 35 минут. 1970 - Сданы на хранение последние две машины В-58А, имевшие серийные номера 55-662 и 61-0278, из состава 505-го бомбардировочного крыла. Всего было построено 116 B-58A и B-58TA (учебно-тренировочный вариант без вооружения), которые эксплуатировались в боевых частях до конца 1969 года. Лётчики к этим машинам любви не питали. За это время по разным причинам было потеряно 26 самолётов (22,4 % от всех выпущенных) — довольно высокий процент потерь для мирного времени. Так в 1961 году при проведении демонстрационного полёта на Парижском авиационном салоне разбился B-58A. Несмотря на то, что на протяжении всего периода эксплуатации велась модернизация систем и оборудования, бомбардировщик стремительно устаревал и в конце концов был снят с вооружения. 1970 - В Советском Союзе с космодрома Плесецк был произведён первый испытательный пуск новой твердотопливной МБР (8К98П) "РТ-2П"/РС-12/SS-13 Mod 2/Savage. МБР (8К98П) "РТ-2П"/РС-12/SS-13 Mod 2/Savage, ракетный комплекс 2-го поколения, разработана в КБ Арсенал, главный конструктор Игорь Николаевич Садовский. Трёхступенчатая твердотопливная МБР шахтного базирования с дальностью полёта до 10200 км, КВО 1.5 км, ГЧ массой 470 кг, масса ракеты 51.9 т, длина 21.35 м, максимальный диаметр 1-й ступени 1.84 м, Первый ракетный полк заступил на боевое дежурство в 1971 году под Йошкар-Олой. Последние 60 ракет сняли с дежурства в 1995 году исполняя договор ОСВ-2. |
1973 - Начались Государственные совместные испытания экспортной модификации истребителя-бомбардировщика Су-20. 1975 - Серия рекордов скоропдъёмности Operation Streak Eagle. F-15A с Авиабазы ВВС Гранд-Форкс, Северная Дакота достигает высоты 3 000 м (9 843 фута.) за 27,57 секунд., 6 000 м (19 685 футов.) за 39,33 секунд., 9 000 м (29 528 футов) за 48,86 секунд., 12 000 м (39 370 футов.) за 59,38 секунд. и 15 000 м (42 212 футов.) в 1 минуту 17,02 секунд. 1979 - Принята на вооружение космическая система обнаружения стартов БР с ракетных баз США (УС-КС). 1987 - Самолёт Як-40 Узбекского УГА, CCCP-87618, выполнял рейс по маршруту Ташкент – Шахрисабз (СССР). На борту находилось 5 пассажиров и 4 члена экипажа. При выполнении взлёта самолёт резко накренился на левый борт, столкнулся с землей, разломился и загорелся. Все погибли. Взлёт выполнялся через 1 минуту 21 секунду после взлёта самолёта Ил-76, в чью спутную струю попал Як-40. |
Свежие комментарии