1906 - Родился Пётр Дмитриевич Грушин — советский и российский учёный, авиаконструктор и конструктор в области ракетной техники, академик АН СССР (1966). Дважды Герой Социалистического Труда(1958,1981). Лауреат Ленинской премии(1963) и Государственной премии СССР(1965).Золотая медаль имени А. Н. Туполева Академии наук СССР (1979).
Руководил разработкой и постройкой самолетов оригинальной конструкции: авиетки «Октябренок» с тандемным расположением крыльев, скоростного штурмовика «Ш-Тандем», двухместного экспериментального самолёта «Тандем-МАИ», ближнего бомбардировщика ББ-МАИ (ББ-4), истребителя сопровождения ДИС-135, двухмоторного истребителя Гр-2. Работал на Горьковском авиазаводе № 21, где под руководством Семена Лавочкина организовал серийное производство самолетов ЛА-5, ЛА-5ФН и ЛА-7.Жил в городе Химки, до последних дней ежедневно приходил на работу в своё ОКБ.Скончался на 88 году жизни, 29 ноября 1993 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве... В марте 1999 во время Югославской войны Грушинской 5В27Д комплекса С-125 впервые в мире был сбит самолёт-невидимка F-117. |
1911 - Родился Павел Васильевич Рычагов — советский лётчик-ас и военачальник, генерал-лейтенант авиации (1940 год), Герой Советского Союза (1936 год). Участник гражданской войны в Испании, боев с японскими захватчиками в Китае, советско-финляндской войны 1939— 1940гг. С 1940 г. начальник Главного управления ВВС РККА и зам. наркома обороны СССР. Расстрелян в 1941 г. Роковую роль в судьбе Рычагова сыграло состоявшееся 9 апреля 1941 года совещание Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР и руководящего состава наркомата обороны во главе со Сталиным, посвящённое вопросам преодоления аварийности и укрепления дисциплины в авиации. Будучи заместителем НКО СССР по авиации (фактически замминистра обороны СССР), на вопрос Сталина о причинах высокой аварийности в ВВС, Рычагов резко ответил « … вы заставляете нас летать на гробах!». В протоколе заседания указывалось: «Ежедневно в среднем гибнет… при авариях и катастрофах 2—3 самолёта, что составляет в год 600—900 самолётов…» Присутствовавший на совещании адмирал И. С. Исаков в мемуарах, написанных намного позднее событий, квалифицировал этот инцидент, как редкий случай проявления ярости Сталина.
|
1915 - Установлен рекорд продолжительности полёта на самолёте Martin T Army Tractor - 8 часов, 53 минуты. Потрачено было 114 литров бензина. По оценке пилота, лейтенанта Байрона Джонса, горючего хватало ещё на два часа полёта, но приближающаяся темнота вынудила совершить посадку. 1917 - Родился Григорий Александрович Седов — лётчик-испытатель, генерал-майор авиации(1968). Герой Советского Союза(01.05.1957), Заслуженный лётчик-испытатель СССР(17.02.1959 г.), лауреат Ленинской (1976) и Сталинской (1952) премий. |
1924 - В январе в системе АО «Укрвоздухпуть» организовано конструкторское бюро во главе с Константином Алексеевичем Калининым.
1926 - Константин Алексеевич Калинин возглавил конструкторское бюро при авиационном заводе акционерного общества воздушных сообщений "Укрвоздухпуть"(УВП), которое находилось в Харькове. Первые два года работы здесь выдались нелегкими. Но не смотря на трудности были созданы К-2 и К-3. В начале 1928 года Калинин приступил к созданию К-4. |
1928 - Родился Алексей Фёдорович Уткин — советский и российский учёный, конструктор ракетных комплексов, спроектировал стартовый комплекс и подвижной состав для Боевого железнодорожного ракетного комплекса. Доктор технических наук (1989), профессор (1993), академик Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского (1994), Санкт-Петербургской инженерной академии (1994). Заслуженный деятель науки и техники (1995), лауреат Ленинской (1976), Государственной (1980) премий СССР. В 1951 году, окончив обучение в Ленинградском военно-механическом институте, получил квалификацию инженера-механика. Молодого специалиста распределили в Морское артиллерийское центральное конструкторское бюро (ЦКБ-34) — так в те годы именовалось Конструкторское бюро специального машиностроения (КБСМ). В ЦКБ-34 в должности инженера-конструктора начал свой путь в области военной техники с участия в создании корабельных артиллерийских башенных установок (МК-5 и МК-5бис). В середине 1950-х годов, с началом в стране эры ракетного оружия, ЦКБ-34 получило заказы на проектирование первых стартовых установок для кораблей ВМФ. С этого времени А. Ф. Уткин принял активное участие в разработке надпалубных корабельных пусковых установок (СМ-69, СМ-70, СМ-76, СМ-77), проявив технические и организаторские способности. В 1959 году стал ответственным представителем Главного конструктора на заводах-изготовителях. Сборка, заводские испытания, ходовые испытания с пусками ракет, сдача на вооружение стартовых установок для крылатых ракет комплексов П-35, а впоследствии зенитного ракетного комплекса С-200. С 1963 года — начальник крупного конструкторского отдела, в котором наряду с работами по морской и зенитной тематикам начаты конструкторские проработки и экспериментальные исследования по созданию стартовых систем для Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В 1967 году назначен заместителем Главного конструктора, а в 1970 году Главным конструктором — начальником комплекса. Под руководством и при личном участии конструктора разработаны методология индустриального способа строительства стартовых установок шахтного типа для РВСН и современные методы оптимизации их параметров и массо-габаритных характеристик.
|
|
1934 - Перевод ОКБ Александра Сергеевича Яковлева из Осоавиахима в НКТП с образованием завода № 115.
1937 - Первый полёт легкого многоцелевого 6 или 8 местного самолёта Beech Model 18А. Производился фирмой Beech Aircraft Corporation с 1937 по 1970 год в более чем 32-х модификациях.
|
|
1943 - Первый полёт Vultee XP-54 Swoose Goose.
1947 - Первый полёт лёгкого вертолёта Kaman K-125. Это был экспериментальный двухместный вертолёт с двумя перекрещивающимися винтами, вращающимися в противоположных направлениях и одним поршневым 125-сильным двигателем Lycoming.
1954 - Первый полёт экспериментального истребителя Nord N.1402 Gerfaut IA.На нём 3 августа 1954 года впервые в Западной Европе была превышена скорость звука в горизонтальном полёте. После окончания первой стадии испытаний на самолёте было установлено новое крыло с увеличенным на 1м размахом, а двигатель "Atar"101С без форсажной камеры заменен двигателем "Atar"101D с форсажной камерой. В январе 1955 года начались испытания самолёта, названного "Gerfaut" IB. В 1954 году были начаты проработки боевого варианта этого самолёта, который получил обозначение NORD 1405 "Gerfaut" II и был испытан в начале 1956 года. Несмотря на великолепную управляемость в области околозвуковых скоростей и высокую скороподъёмность, самолёт так и не вышел из стадии экспериментального образца. |
1954 - Вышло распоряжение СМ СССР о восстановлении «Государственного Союзного опытного завода № 51 МАП». |
1955 - Начало китайской ядерной программы (изначально при помощи СССР). 1958 - Начата работа по созданию навигационной автономной системы «Трасса», устанавливавшейся на самолётах Ту-104, Ту-114, Ту-134, Ил-18, Ан-12 (концерн «Вега»).
|
1963 - Первый полёт разведывательного самолёта с М=3 Локхид А-12 с двигателями J-75/19W, США.
1963 - Катастрофа самолёта Ту-16, КК м-р Шахов Д.Г. (по другим данным – 16 января) Экипаж выполнял ночной тренировочный полёт. После отрыва от ВПП появился левый крен, без набора высоты с-т продолжал полёт с уклонением влево. Машина коснулась бетонки левой консолью крыла, столкнулась со снежным бруствером и начала разрушаться. При ударе отделилась носовая часть фюзеляжа. Экипаж погиб. Причина ЛП: в приводе триммера элеронов перепутали полярность электропроводов. |
1969 - Победителем конкурса проектов по программе VFX была объявлена фирма Грумман. Ей был создан палубный истребитель-перехватчик F-14. |
1969 - Запуск КК «Союз-5», Борис Валентинович Волынов, Алексей Станиславович Елисеев, Евгений Васильевич Хрунов. На следующий день состоялся переход двух космонавтов, Алексея Елисеева и Евгения Хрунова - через открытый космос - из одного космического корабля в другой: из "Союза-5" в "Союз-4". Впервые космоноваты стартовали на одном корабле, а приземлились в другом.
1971 - Катастрофа самолёта Ту-95РЦ, аэродром Кипелово, КК п/п-к Растяпин А.Г. Катастрофа произошла в Баренцевом море, при выполнении полёта на целеуказание подводной лодке. Экипаж Хаярова Ю.В. (штурман Гордеев К.Е.) в этом полёте был ведущим, экипаж Растяпина А.Г – ведомым. Пара в заданное время прибыла в район целеуказания, заняла эшелоны 9000-9300 метров и приступила к работе. Через 4 часа 22 минуты полёта, при следовании на береговую черту, в 50 км от острова Кильдин, ведомый сообщил по внешней связи о возникновении пожара на 1-й силовой установке и о том, что пожар ликвидирован, винты зафлюгированы. Через 7 минут после возникновения пожара самолёт резко развернулся влево и перешёл на снижение. Командир экипажа доложил, что самолёт падает. В режиме снижения с вертикальной скоростью 8-10 м/сек. самолёт столкнулся с водой и затонул. Покинуть самолёт никто не смог. Экипаж, 12 человек, погиб... Погиб экипаж одного из самых опытных лётчиков в полку, которого в летной среде любовно называли «Дедом». По воспоминаниям, он говорил: « Я стар и опытен, я никогда не погибну». Но, по-видимому, в воздухе сложилась ситуация, когда опыт уже не имел никакого значения. А покидание самолёта Ту-95рц из-за ряда конструктивных причин было довольно сложным делом и скорее всего невозможным, особенно в быстротечной ситуации. Об этом знали все, но сам самолёт считался очень надёжным, поэтому о несовершенстве системы аварийного покидания самолёта говорить было как-то не принято. Точная причина катастрофы не была установлена, большая глубина в месте падения самолёта не позволила поднять самолётные средства объективного контроля. Наиболее вероятной причиной катастрофы явился обрыв лопастей 1-й силовой установки с последующим повреждением 2-й силовой установки, в результате которого полёт самолета и его пилотирование стало невозможным. Ещё долго при возвращении с маршрута, при выходе на остров Кильдин, экипажи подворачивали влево, к месту падения экипажа Растяпина и салютовали ему сигнальными ракетами...
|
1977 - Первое автоматическое катапультирование с самолёта вертикального взлёта и посадки в аварийной ситуации, Як-38.
1979 - Катастрофа Ан-24Б (CCCP-46807, Белорусская ССР, близ Минска, Украинское УГА, Днепропетровский ОАО, Рейс: 7502. Катастрофа произошли при посадке в а/п Минск. Самолёт столкнулся с землей на скорости полёта 130-140 км/ч с небольшим положительным углом тангажа с правым креном 10-15° и с вертикальной скоростью снижения 15 м/с. После удара самолёт продвинулся всего 14 м. Все обломки находились в радиусе 30 м. Был повреждён деревянный столб телефонной линии. Других разрушений на земле не было. Пожара не возникло. На месте катастрофы были обнаружены трое тяжелораненых пассажиров – двое взрослых и девочка 1976 г.р. Оба взрослых пассажира впоследствии скончались в больнице. Остальные пассажиры и члены экипажа погибли на месте. На передних кромках крыла, стабилизатора и киля обнаружен лёд шириной 20-40 мм и толщиной 1-2 мм. Всего погибших: 13, экипаж - 5, пассажиры - 8(9). Главная причина авиационного происшествия – частичная потеря продольной устойчивости самолёта в посадочной конфигурации с закрылками, выпущенными на 38°, с обледеневшим вследствие преждевременного выключения ПОС крыла и оперения. |
1980 - В Перми началоcь серийное производство двигателя Д-30Ф6. |
1982 - Основано ОАО «НИИ технологии и производства двигателей» (ОАО «НИИД»).
1991 - Первый транстихоокеанский перелёт на аэростате типа монгольфьер осуществили Ричард Брансон и Пер Линдстранд на аэростате «Вирджин Оцука Пасифик Флайер» фирмы «Тандер энд Колт». В 3.47 Ричард Брансон и Пер Линдстранд поднимаются в воздух в Мияконойо (южная граница Япония), а 17 января в 17.02 приземлятся в Лак-ла-Матре, территория Юкон (Канада). Их наполненный горячим воздухом воздушный шар объемом в 73 600 м3 был самым большим из когда-либо летавших шаров. В этом полёте было установлено сразу 2 рекорда ФАИ — продолжительности (46 ч 15 мин) и дальности полёта (по дуге большого круга 7671,9 км). Аэростат «Вирджин Оцука Пасифик Флайер» стал также самым быстрым в мире пилотируемым монгольфьером, на протяжении одного часа он летел со скоростью 385 км/ч.
|
2002 - Состоялся первый полёт самолёта Airbus 318, в г.Гамбурге, Финкенвердер. Самолёт расчитан на 107 пас. и дальность от 2750 до 6000 км. 2006 - Вернулась на Землю спускаемая капсула американского КА «Стардаст» («Звёздная пыль») с образцами вещества кометы Вильда-2. 2009 - В авиационном мире произошло событие, которое могло закончиться трагедией с тяжелейшими последствиями, однако благодаря мастерству пилота оно вошло в историю гражданской авиации, как «Гудзонское чудо». Столкнувшись со стаей канадских гусей после взлёта из нью-йоркского а/п ЛаГардия, Airbus A320 а/к US Airways потерял тягу обоих двигателей. Высоты не хватало ни чтобы вернуться на аэродром вылета, ни чтобы дотянуть до ближайшего. В сложнейших условиях и при остром дефиците времени экипаж принял решение произвести посадку на поверхность реки Гудзон. Все 155 человек, находившихся на борту, остались в живых. |
2009 - Авиакатастрофа в Махачкале - столкновение двух Ил-76.
Вечером 15 января 2009 года с подмосковного аэродрома Чкаловский в махачкалинский аэропорт «Уйташ» вылетели 4 военно-транспортных самолёта Ил-76 675-го авиаполка особого назначения авиации Внутренних войск МВД РФ с военнослужащими и техникой на борту. В их задачу входило выгрузить военнослужащих и технику и вылететь обратно на аэродром базирования в Нижний Новгород.
Первый самолёт выполнил задачу успешно. Второй самолёт (RA-76825) совершил посадку на аэродроме «Уйташ», разгрузился, и вырулил на предварительный старт, где ожидал, пока третий самолёт (RA-76827) совершит посадку. Третий борт после выполнения посадки в сложных метеорологических условиях при установленном минимуме погоды (туман, видимость на ВПП 800 м, вертикальная видимость 60 м) при пробеге выкатился на грунт и продолжил движение в метрах 15-20 слева ВПП. Перед этим второй борт выехал за границу предварительного старта, о чём диспетчеру, разрешавшему посадку, экипаж не сообщил. В результате отклонившийся от оси посадки Ил-76 ударил ожидавший взлета самолет крылом по кабине.
В результате столкновения кабина стоявшего Ил-76МД (RA-76825) разрушилась, из находившихся в самолёте шести членов экипажа погибли четверо (командир воздушного судна подполковник Максим Дубаньков, бортинженер Владимир Князевич, бортрадист Александр Алёхин, борттехник Анатолий Тупицын), двое получили ранения и были позднее доставлены в больницу города Каспийска. Никто из находившихся на борту совершавшего посадку самолёта (6 членов экипажа и 31 пассажир) не пострадал. Пилот четвёртого Ил-76, оценив обстановку, направил самолёт на запасной аэродром.
2016 - Американская межпланетная станция "Juno" (запуск к Юпитеру 05.08.2011) установила рекорд дальности полёта в космическом пространстве при питании от солнечных батарей, удалившись от Солнца на 793 млн км. Станция превзошла прежнее достижение, которое принадлежало европейскому зонду "Rosetta", совершившему путешествие к комете Чурюмова–Герасименко. 5 июля 2016г "Juno" вышла на орбиту вокруг Юпитера, где будет работать до июля 2021 года.
2015 - Ввод в эксплуатацию Airbus A350 через полтора года после первого полёта 14 июня 2013 года. Первый самолет A350-900 авиакомпании Qatar Airways совершил рейс из Дохи во Франкфурт. A350 - новое поколение широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов Airbus средней размерности. Свыше 70 процентов конструкции выполнено из высокотехнологичных материалов, включая композитные материалы (53 процента), а также титановые и алюминиевые сплавы нового поколения. На борту Airbus A350 могут разместиться от 276 до 369 пассажиров в зависимости от конфигурации пассажирских мест и от модификации самолета.
2016 - Американская межпланетная станция "Juno" (запуск к Юпитеру 05.08.2011) установила рекорд дальности полета в космическом пространстве при питании от солнечных батарей, удалившись от Солнца на 793 млн км. Станция превзошла прежнее достижение, которое принадлежало европейскому зонду "Rosetta" (запуск 2.03.2004г), совершившему путешествие к комете Чурюмова–Герасименко. 5 июля 2016г "Juno" вышла на орбиту вокруг Юпитера, где будет работать до июля 2021 года.
Свежие комментарии