На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Этот день в авиации. 25 января

 

1701 - Пётр I издал указ о создании в России первый школы Навигационных наук, положивший начало штурманской службе в России.

Этот день в авиации. 25 января

1912 - Родился Виктор Никифорович Бугайский — учёный и конструктор в области авиационной и ракетно-космической техники. Под его непосредственным руководством были созданы пассажирские самолёты Ил-12, Ил-14, Ил-18, послевоенный реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28, первый в мире реактивный бронированный штурмовик Ил-40, а также разработана ракета-носитель «Протон».

 Трижды Лауреат Государственной премии СССР, Доктор технических наук, Главный конструктор Калининградского машиностроительного завода "Стрела"

Двадцативосьмилетнему Виктору Бугайскому Ильюшин доверил судьбу одного из самых удачных своих самолётов — бронированного штурмовика Ил-2. В.Н. Бугайский был ведущим конструктором, а с 1940 года — заместителем главного конструктора по этому самолёту. В годы Великой Отечественной войны Виктор Никифорович работал на Куйбышевском серийном заводе № 18, выпускавшем Ил-2, заместителем главного конструктора по производству, а затем и главным инженером авиационного комплекса. После войны В.Н. Бугайский стал первым заместителем генерального конструктора С.В. Ильюшина. Умер 14 июня 1994 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище...

Этот день в авиации. 25 января

1912 - Генри Харли «Хэп» Арнольд на биплане Wright установил  рекорд высоты - 4764 фута (1452 м). Ему потребовалось пятьдесят девять минут, чтобы достичь этой высоты.

1918 - Издан приказ Народного Комиссариата по военным и морским делам, подготовленный Всероссийской коллегией по управлению Воздушным Флотом Республики, в котором предписывалось: «Все авиационные части и школы сохранить для трудового народа».

В. В. Палло.jpg
1923 - Родился Владимир Владимирович Палло — конструктор космических кораблей, лауреат Ленинской премии , руководил созданием и запуском кораблей «Салют-1» (1971), «Салют-4» (1974), «Салют-6,7», разработкой транспортных кораблей связи (ТКС) — «Космос-1267,1443,1686», участвовал в создании модулей космической станции «Мир» — «Квант», «Квант-2», «Кристалл», «Спектр», «Природа». Академик Академии космонавтики СССР. Владимир Владимирович Палло скончался в 1994 году. Похоронен он в Москве, на Введенском кладбище (уч. № 13).
Этот день в авиации. 25 января
1926 - Первый полёт Stinson Detroiter. Это был первоначально четырёхместный биплан (SB-1), а впоследствии после кардинальной переделки шестиместный грузопассажирский высокоплан (SM-1F), спроектированный и построенный авиационным синдикатом Стинсона, позже Стинсон Эйркрафт Корпорейшн.
Этот день в авиации. 25 января

1929 - Родился Моисей Абрамович Локшин — советский и российский учёный, доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки(1999), Заслуженный изобретатель Российской Федерации, заместитель генерального конструктора КБ «Сухой» по науке, член научно-технического совета при совете директоров ОАО «Роснано».

Этот день в авиации. 25 января

1931 - X съезд ВЛКСМ принял решение о шефстве комсомола над Военно-Воздушным Флотом.

Этот день в авиации. 25 января

1938 - Родился В.С. Высоцкий, поэт, композитор и актёр.

Мне в хвост вышел «мессер»,
Но вот задымил он,
Надсадно завыли винты.
Им даже не надо крестов на могилы -
Сойдут и на крыльях кресты!

 

Из «Песни лётчика-истребителя» В.С. Высоцкого...

Этот день в авиации. 25 января

1940 - Первый полёт истребителя И-15бис Николая Николаевича Поликарпова с дополнительными ПВРДДМ-2 Игоря Алексеевича Меркулова, лётчик-испытатель Пётр Ермолаевич Логинов. Впервые испытан в полёте отечественный ПВРД.

Этот день в авиации. 25 января

1948 - Родился Александр Федорович Ивах — инженер-конструктор. Заслуженный машиностроитель Республики Башкортостан (2003). Лауреат премий им. А.М. Люльки (1986), им. С.А. Гаврилова (2003),  Почетный авиастроитель (2008 г.). Звание «Почетный моторостроитель» присвоено посмертно,Генеральный директор-Генеральный конструктор ГНПП «Мотор» (г. Уфа). Ушёл из жизни 20 августа 2013 года...

Этот день в авиации. 25 января

1951 - Состоялся первый полёт истребителя МиГ-15У (СУ) с подвижной пушечной установкой, лётчик-испытатель Александр Николаевич Чернобуров.

Этот день в авиации. 25 января

1955 - В Советском Союзе с 4-го государственного ракетного полигона Капустин Яр (Астраханская обл) по программе АН СССР биологических исследований был проведён высотный пуск ракеты "Р-1Е" с собаками на борту. На 22-й секунде полёта оторвалась ГЧ ракеты, собака, размещённая в левой тележке, спаслась. Первый пуск ракеты версии "Р-1Е" - модификация "Р-1"/SS-1/Scunner.

Этот день в авиации. 25 января

1959 - Начало "реактивного века пассажирских перевозок" в США рейсом из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк Боинга-707 авиакомпании American Airlines.

su9u-2_2012-01-24.jpg

1961 - Состоялся первый полёт учебно-боевого самолёта Су-9У (У43-1), лётчик-испытатель Евгений Кузьмич Кукушев.

Этот день в авиации. 25 января

1961 - Катастрофа самолёта Ту-16, КК Чайка. Экипаж выполнял полёт по кругу ночью при минимуме погоды. После взлёта и набора высоты 100 м. самолёт перешёл на снижение и на расстоянии 1800м от ВПП ударился о землю, разрушился и сгорел. КОУ и ВСР, получив контузии и ожоги, покинули самолёт и вынесли из горящего самолёта КК, остальные, 3 человека погибли...

Этот день в авиации. 25 января
1967
 - В 1967 г. в СССР был осуществлён запуск ракеты "Р-36орб." Данное событие проводилось в рамках частично-орбитального бомбометания, головная часть ракеты ("Космос-139") поразила запланированную цель на земле.

Этот день в авиации. 25 января

1971 - ГК НИИ ВВС начались контрольные испытания серийных Су-15T No.No.02-05 и 01-01, причём на первом состоялись 23 полёта, а на втором - только 3. Испытания, основной целью которых была оценка работоспособности системы вооружения, прошли в чрезвычайно сжатые сроки - всего за месяц. Их результаты оказались неутешительными - испытаний самолёт не выдержал, и в первую очередь из-за того, что не удалось обеспечить перехват маловысотных целей. В 5 зачётных перехватах на высоте около 500 м только 2 раза наблюдалось сопровождение цели на очень малых дальностях, около 3 км, что никак не могло удовлетворить военных. Кроме того, отмечались неустойчивая работа РЛС при захвате и сопровождении целей на больших высотах почти во всем диапазоне разрешённых дальностей пуска, проблемы с электромагнитной совместимостью (ЭМС) систем самолёта, сложность посадки с использованием УПС из-за отсутствия "запаса стабилизатора".

Этот день в авиации. 25 января

1971 - Катастрофа самолёта М-4, КК Бондаренко. Экипаж погиб. В 1971 г. дал знать о себе выявленный ещё в ходе государственных испытаний, но так и не устраненный дефект М-4. 25 января экипажу военного лётчика 1-го класса майора В.Я. Бондаренко предстоял перелёт с тундрового (грунтового) аэродрома Советский (Воркута) в Энгельс. Взлёт выполнялся с весом 180 т. Для сокращения разбега закрылки были выпущены на угол 30 градусов (вместо обычных 24 градусов), что разрешалось «Инструкцией экипажу самолёта М-4».

Самолёт плавно отделился от грунтовой ВПП и стал набирать высоту под небольшим углом тангажа без крена. Однако на высоте не более 8 м появился небольшой, но всё возраставший крен. На 15-20 м он достиг 70 - 80 градусов (на глаз) и продолжал увеличиваться. В итоге самолёт перевернулся, ударился о землю и загорелся. Расследование трагедии показало, что М-4 вышел на закритические углы атаки из-за «совпадения процесса «вздыбливания» с продольной раскачкой самолёта».

Этот день в авиации. 25 января

1974 - Катастрофа Ан-24Б (СССР-46277), Ростовская область, близ Ростова-на-Дону, Приволжское УГА, Уфимский ОАО.

Экипаж 282 летного отряда выполнял полёт по перегонке самолёта Ан-24Б на аэродром базирования после производственно-технического обслуживания на Ростовском авиазаводе №412.
Взлёт с МК=220° произведён в 21:40. Отрыв произошёл на скорости 200 км/ч. Затем экипаж приступил к набору высоту с вертикальной скоростью 2-8 м/с. На высоте 160-220 м был начат первый разворот. Наиболее вероятно, что на участке полёта между отрывом и началом разворота в момент, когда левый крен был около 8°, был включен или заарретирован авиагоризонт КВС. В процессе разворота крен достиг 25-30° (авиагоризонт КВС показывал 17-22°). Закрылки были убраны на скорости 305-325 км/ч в развороте. При выполнении разворота возникли несогласованные действия между КВС и вторым пилотом. Второй пилот, пытаясь уменьшить крен до допустимых значений, приложил усилия к штурвалу для уменьшения крена. КВС, воспринимая эти усилия, как внешние, снимает их триммерами.В результате триммеры элеронов и руля направления оказались отклонёнными в крайние положения на создание левого крена и левого разворота. После выхода на МК=76° самолёт был выведен из крена на высоте 205-265 м на скорости 325 км/ч. В это время экипаж уменьшил режим работы двигателей до номинального. В момент вывода из разворота экипажем было замечено расхождение показаний левого и правого авиагоризонтов. На последнем участке полёта (примерно 17 сек.) экипаж пытался определить, какой авиагоризонт дает правильные показания. В это время самолёт энергично вошёл в левую нисходящую спираль и с левым креном до 74° столкнулся с землей на скорости 430 км/ч в 21:42:05 на удалении 1 750 м от КТА аэродрома Ростов с азимутом 133°, полностью разрушился и частично сгорел.Погиб экипаж - 4 человека...

Этот день в авиации. 25 января

1975 - Первый полёт ультралайта Birdman TL-1. В то время при весе пустого в 122 фунта (55 кг) он считался самым лёгким самолётом в мире.

Этот день в авиации. 25 января

1978 - Катастрофа самолёта Ту-16ЗЩ, аэродром Хороль, КК к-н Хацкалев Н.С. (Ту-16З (Ту-16Ю) - заправщик. Оснащался крыльевой системой заправки. Ту-16ЗЩ  — Заправщик. В отличие от Ту-16З имел систему дозаправки, используемую для заправки через «конус». Применялся для дозаправки Ту-22.)

Экипаж выполнял перелёт по маршруту Хороль – Пристань. После взлёта ночью на высоте 8-10м и скорости 310км/ч после уборки шасси отказало управление самолётом в канале тангажа. Танкер резко перешёл в набор высоты, но, отклоняя триммер руля высоты, лётчикам удалось вывести машину в горизонтальный полёт на 1000м, а затем набрать ещё 2200м. Доложили о случившемся РП, тот - в штаб авиации ВМФ, затем главнокомандующему ВМФ. Проконсультировались с ОКБ А.Н.Туполева. Рекомендовали произвести посадку на аэродроме Хороль с ВПП 3000м. Заход на ВПП прошёл нормально, но с высоты выравнивания машина неожиданно перешла в набор высоты с углом тангажа 70-80°. Затем она накренилась влево, развернулась и под углом 10-20° и с креном 20° столкнулась с землей и взорвалась. Экипаж погиб...

Этот день в авиации. 25 января

1980 - Американское судно на воздушной подушке SES-100B установило рекорд скорости для военных судов (170 км/ч).

Этот день в авиации. 25 января

1983 - Шведско-американский SAAB-Fairchild 340, первый совместно созданный консорциумом самолёт, совершает первый полёт.

Этот день в авиации. 25 января

1984 - Катастрофа самолёта Ту-95РЦ(392 одрап ВВС СФ, аэродром Оленья): Командир корабля - заместитель командира эскадрильи военный летчик 1 класса майор В.К. Вымятнин. Экипаж выполнял полёт на боевую службу по маршруту Оленья – Гавана (Куба). Через 1мин 55с в процессе взлёта и набора высоты 350 м и скорости 346км/ч в результате преждевременной уборки шасси и закрылков на малой скорости самолёт вышел на закритические углы атаки с последующим сваливанием. Командир корабля аварийную ситуацию вовремя не оценил, мер по предупреждению не принял. Падение самолёта происходило с переменным креном до 60º с потерей поступательной скорости и вертикальной скоростью около 25 м/с. Столкновение самолёта с землей произошло без крена и поступательной скорости с углом тангажа около 0º. Самолёт полностью разрушился и сгорел. Экипаж, 10 человек, погиб.Вследствие малой высоты и быстротечности аварийной ситуации, экипаж средства спасения не использовал, что подтверждается записью переговоров экипажа. РП помощи экипажу оказать не смог в виду того, что взлёт производился ночью и аварийная ситуация протекала скоротечно.Причина: низкая организация подготовки специального полёта на предельную дальность, выразившаяся в невыполнении требований Инструкции экипажу по заправке топливом, а также ошибочные действия командира экипажа в процессе набора высоты по выдерживанию режима полёта. С целью увеличения запаса топлива для полёта через океан предельный вес запланированного топлива был превышен, в результате центровка самолёта вышла за диапазон допустимой и составила 24,55% САХ.

Этот день в авиации. 25 января

1989 - Первый полёт австралийского MAC Mamba. Это двухместный высокоплан, с неубирающимся трехколёсным шасси и двигателем мощностью 116 л. с. (87 кВт) Lycoming O-235. Фюзеляж выполнен из сварных стальных труб с усиленной дюралюминиевой обшивкой.

Этот день в авиации. 25 января

1995 - В результате несогласованности министерств иностранных дел и обороны запуск с норвежского полигона метеорологической ракеты «Black Brant XI» был воспринят военными как начало ракетной атаки — мир оказался на грани ядерной войны. Российские радары засекли ракету, запущенную в сторону российской границы откуда-то из Норвежского моря. Её траектория почти полностью повторяла вероятные траектории американских МБР «Трайдент», которые могут быть запущены с американских субмарин, курсирующих в Северном-Ледовитом океане вблизи наших границ. Американцы могли использовать такую ракету для взрыва на большой высоте над территорией России, а порождённый взрывом мощный электро-магнитный импульс дезориентировал бы наши радары и привел в негодность системы связи и управления. О запуске ракеты немедленно доложили президенту России Борису Ельцину, и он открыл заветный чемоданчик с красной кнопкой. Но Борис Николаевич никак не мог поверить в начало войны и не спешил запускать механизм возмездия.

Этот день в авиации. 25 января

2004 - Посадка на Марс американского марсохода «Оппортьюнити».

Этот день в авиации. 25 января

2006 - Впервые в мировой истории реактивные истребители пятого поколения F-22A выполнили военное задание. F-22A совершили два полёта в рамках операции "Благородный орёл", контролируя воздушное пространство над США. F-22А - это истребитель, предназначенный для воздушных боёв, и в отличие от F-35 он является ударным самолётом.

Этот день в авиации. 25 января

2018 - Лётный образец самолёта-топливозаправщика Ил-78М-90А (бортовой 78741, зав. 0201) совершил первый полёт. Пилотировал самолёт шеф-пилот «Ильюшина» Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель РФ Николай Дмитриевич Куимов. Эта машина стала первым самолётом-топливозаправщиком, произведённым в России в постсоветский период.

Этот день в авиации. 25 января

2020 - Первый полёт Boeing 777X с заводского аэродрома компании Boeing в городе Эверетт. Этот самолёт отличается от Boeing 777 новыми двигателями General Electric GE90-115B, композитными крыльями со складывающимися законцовками, вместительностью и технологиями. Boeing 777X был представлен в ноябре 2013 в двух вариантах: 777-8 и 777-9. 777-8 имеет вместимость 384 пассажира и дальность полёта 16 170 км, а 777-9 — 426 пассажиров и дальность 13 500 км...

Картина дня

наверх