1869 - При Главном Инженерном Управлении (ГИУ) Военного министерства образована "Комиссия для обсуждения вопросов применения воздухоплавания к военным целям", - председатель Эдуард Иванович Тотлебен.
1909 - Первый американский моноплан, поднявшийся в воздух, аэроплан конструкции доктора Генри У.
1909 - Первый в Австралии полёт на аэроплане выполняет известный автогонщик Колин Дефрис. На биплане «Райт» он пролетает 1 милю – 1,6 километра на высоте 11 метров. Полёт состоялся в Сиднее на ипподроме Виктория-Парк. Его полёт со скоростью 36 миль в час закончился аварийной посадкой, когда он потерял контроль, хватаясь за свою шляпу, сдутую ветром.
1914 - Родился Георгий Александрович Тюлин — советский учёный в области ракетно-космической техники, доктор технических наук (1958), профессор. Генерал-лейтенант. Герой Социалистического Труда(17 июня 1961 года). Лауреат Ленинской премии(18 декабря 1957 года). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1984). Вёл исследования по механике полёта и аэродинамике ракет и искусственных спутников Земли, по теории измерений траекторий и орбит и обработке результатов. Тюлин Г. А. был председателем государственных комиссий по запуску: автоматической станции «Марс-1» — 1962 год; космических кораблей «Восток-5» (с космонавтом В. Ф. Быковским), «Восток-6» (с космонавтом В. В. Терешковой) — 1963 год; космического корабля «Восход-1» (с космонавтами В. М. Комаровым, К. П. Феоктистовым, Б. Б. Егоровым) — 1964 год; космического корабля «Восход-2» (с космонавтами П. И. Беляевым и А. А. Леоновым) — 1965 год; автоматических лунных станций «Луна-9», «Луна-10» — 1966 год; «Луна-15», «Луна-16» — 1969 год; «Луна-17» («Луноход») — 1970 год; космического аппарата «Зонд» (облет Луны с возвращением на Землю) — 1970 год; космических аппаратов «Марс», «Венера» в 1967—1975 годах. Жил в Москве. Скончался 22 апреля 1990 года. Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы...
1915 - В Киеве образована военная школа лётчиков-истребителей (открылась 23-го декабря).
1922 - В целях ускоренного развития отечественной гражданской авиации правительством страны 9 декабря 1922 года Л.Д. Троцким подписан документ «Организация Воздушных линий» с резолюцией. Было принято решение о создании акционерного общества, устав которого и был утвержден 17 марта 1923 года как акционерное общество (АО) «Добролёт».
9 февраля 1923 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации». Первым маршрутом, по которому могли отправиться авиапассажиры, стала воздушная линия «Москва — Нижний Новгород» протяжённостью 420 километров.
1930 - В Париже открылся первый всемирный конгресс по безопасности полётов.
1936 - Родился Гурген Рубенович Карапетян — советский и российский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (1991), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1986). Гурген Карапетян жил в Москве. Трудился на Московском вертолётном заводе имени М. Л. Миля в должности заместителя генерального директора по стратегическому развитию. Работал в АО «Вертолёты России» в должности начальника службы безопасности полётов, затем — советника генерального директора по безопасности полётов. Всего за годы работы Карапетян освоил 39 типов вертолётов, планёров и самолётов, а с учётом модификаций — более 100. Провёл в воздухе более 5500 часов, летал на всех типах вертолётов фирмы Миля. Принял участие как соавтор в создании двух изобретений, опубликовал ряд научных статей в отечественных и иностранных журналах. Скончался 7 декабря 2021 года в Москве на 85-м году жизни...
1940 - Название Ил-2 штурмовик БШ-2 получил согласно приказу от 9 декабря по НКАП №704, который гласил, что все новые боевые самолёты, принятые к серийному производству, отныне получают наименования по фамилиям их Главных конструкторов, в том числе ЦКБ-55П (БШ-2) стал именоваться Ил-2.
1946 - Запущен в серийное производство УТБ-2, первый самолёт ОКБ Сухого, поставлявшийся на экспорт (ПНР). Следует отметить, что УТБ пользовался популярностью среди лётного состава, и машины вырабатывали свой ресурс до предела. С наступлением эры реактивной авиации функции УТБ прочно и на десятилетия перешли к учебному Ил-28У.
1946 - Первый полёт ракетного самолёта Bell X-1 с работающим двигателем, положивший начало серии широких экспериментальных исследований испытаний в околозвуковой и сверхзвуковой областях. В первых полётах самолёт Х-1 поднимался на специально модифицированном бомбардировщике Б-29 и после отделения от него планировал до земли с выключенным либо отсутствовавшим вовсе двигателем. Запуск с самолёта-носителя обеспечивал возможность подъёма экспериментального самолёта на высоту с полными баками, исключая расход топлива на самостоятельный взлёт и набор высоты, что, разумеется, позволяло достичь большей скорости при полёте. Так как ВПП обычного аэродрома еле хватало для X-1, впоследствии посадка производилась на дно гигантского высохшего озера авиабазы Мюрок штата Калифорния. 14 октября 1947 года Чак Йегер на X-1 впервые в мире преодолел звуковой барьер.
1958 - В США начат заключительный этап отбора кандидатов в первую группу астронавтов NASA.
1959 - В США мировой рекорд высоты установили Уолтер Ходжсон и Уильям Дэвис на вертолёте Kaman H-43B-KA Huskie, - 9 097 метров.
1959 - В США внутри NASA появился специальный комитет, который должен был разработать программу развития транспортных космических средств после завершения проекта "Меркурий". Программа позднее получила название "Аполлон".
1960 - На базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся девятнадцатый очередной испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15" N 1. Аппарат пилотировал испытатель Нейл Олден Армстронг (Neil Alden Armstrong). Достигнута максимальная высота 15269 м при скорости 1911 км/ч.
1960 - Катастрофа Ил-28У, Новосибирская область, близ Новосибирска, Восточно-Сибирского управления ГВФ.
Самолёт был принят у МО и перегонялся в Иркутск экипажем 201 лётного отряда для его использования в ГВФ для подготовки лётчиков-зондировщиков. На заключительном отрезке маршрута вскоре после взлёта самолёт внезапно перешёл в пикирование и столкнулся с землей. Погибло: экипаж - 3.
1964 - На базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся очередной тридцать седьмой испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15" N 3. Аппарат пилотировал испытатель Милтон Орвилл Томпсон (Milton Orville Thompson). Достигнута максимальная высота 28164 м при скорости 5990 км/ч.
1970 - Умер Артём Иванович Микоян, советский авиаконструктор, академик АН СССР (1968; член-корр. 1953), генерал-полковник инженерно-технической службы (1967), дважды Герой Соц. Труда (1956, 1957), отмечен шестью Сталинскими и одной Ленинской премией. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1).
1977 - Катастрофа Ан-24РВ Тюменского УГА в Тарко-Сале.
Самолёт полностью разрушился и частично сгорел. 10 пассажиров и 4 члена экипажа погибли на месте происшествия. Три пассажира умерли впоследствии в больнице. Обломки были разбросаны по длине 365-388м и по ширине 50-60м. Фактическая погода – верхняя облачность 2/0 баллов, t=-38 градусов по Цельсию, видимость 5 км. Штурман самолёта имеет тяжёлые ранения. Безлунная ночь. По его сведениям он наблюдал красную светящуюся точку по ходу самолёта впереди. По оформлению комиссии прочих воздушных судов в аэропорту не было в момент катастрофы. Светящийся объект ― заградительный огонь ДПРМ или другие неустановленные объекты.
1978 - Катастрофа Ан-26 (CCCP-26547), а/п Черский (Ниж.Кресты), Якутское УГА, Колымо-Индигирский ОАО.
Ночью в ПМУ в 01:43 экипаж 248 лётного отряда выполнял взлёт с курсом МК=305°. По достижении скорости 185 км/ч при попытке разгрузки переднего колеса незначительным взятием штурвала «на себя» (из положения полностью «от себя») произошло отделение переднего колеса и через 3 секунды на скорости 200 км/ч (на 15 км/ч меньше расчётной для данных условий) самолёт отделился от ВПП. После отрыва при полностью отданном «от себя» штурвале начался рост углов атаки и тангажа. Через 6-7 секунд на скорости 200-210 км/ч самолёт вышел на режим сваливания при перегрузке 1,5-1,5g. Потеряв управление на высоте 150 м, Ан-26 с правым креном перешёл в снижение и упал в 280 м правее оси ВПП в непосредственной близости от здания гостиницы аэропорта. Здание и самолёт сгорели. Груз весом 4 500 кг (катаная проволока в мотках – 8 штук) был уложен на направляющие рельсы пола грузовой кабины без поддонов, сетки или других подстилающих средств, что создало условия для его свободного скольжения. Груз был скомплектован в три места: два места по три мотка и одно (впереди) – из двух мотков. Крепление груза в грузовой кабине выполнено тросом погрузо-разгрузочной лебедки за последнее место из трёх мотков. Передние два места ничем не крепились, по их верху пропущен трос крепления третьего места. Задние мотки были, кроме того, закреплены настильной сеткой. Подобное крепление груза в процессе руления привело к его свободному перемещению вперед с ослаблением троса и выходом из зацепления бескарабинного крюка троса лебедки с нарушением узла крепления. Затем в процессе разбега груз из-за расцепления троса лебедки начал смещаться назад, порвав при этом закрепленную настильную сетку. В виду отсутствия в экипаже бортоператора за грузом никто не следил. Смещение груза при разбеге и в момент подъёма переднего колеса привело к возникновению задней центровки за пределами допустимой (порядка 48% САХ). По этой причине произошёл преждевременный отрыв носового колеса и последующее отделение самолёта с переходом его на срывной режим. Центровка в момент отрыва составляла примерно 55% САХ, для парирования которой не хватило запаса руля высоты. Всего погибших - 7, экипаж - 5, пассажиры - 2.
1979 - Катастрофа Ан-12АП, Узбекская ССР, 15 км от Чирчика, Министерство обороны СССР, ВВС, 37 втап (Арциз)
Экипаж Ан-12АП, командир экипажа старший лейтенант Греков Ю.Н., с инструктором старшим лётчиком-инспектором 6 гв.втад подполковником Петуховым В.В. ночью в сложных метерологических условиях выполнял перелёт с аэродрома Чирчик на аэродром Какайды.
После взлёта и набора высоты по давлению 760 (стандартному) около 1800м экипажу поступила команда выполнить посадку на аэродром Ташкент-Восточный. Весь перелёт до Ташкента протяженностью от силы 30 км должен был занять считанные минуты, и экипажу не требовалось набирать сколько-нибудь приличную высоту. В гористой местности экипаж ошибочно начал снижение по стандартному давлению и через 4 минуты после взлёта на удалении 15 км южнее аэродрома Чирчик на высоте 980м столкнулся с горой. Погибли находящиеся с правой стороны борта четыре члена экипажа, в том числе гвардии подполковник Петухов В.В.,лейтенант Алеко C.Н. - штурман корабля, гвардии подполковник Сдобников В.Д. - штурман 6 гв.втади два пассажира: майор Липовских Н.М. заместитель начальника штаба 37 втап,подполковник Гардаш Борис Фёдорович штатный руководитель полётов аэр. Долгинцево. Экипаж Грекова выполнял перевозку членов комиссии и ИТС, направлявшихся на а/д Какайды для расследования поломки другого Ан-12БК КК Тихова Г.П., случившейся в тот же день.
Причины:
Причиной катастрофы явилась плохая подготовка экипажа к полёту. Лётному происшествию способствовало: 1) неудовлетворительное управление перелётом дежурным по приёму и выпуску самолётов на аэродроме Ташкент- Восточный; 2) нарушение схемы выхода из района а/д Чирчик и неучёт особенностей рельефа местности экипажем самолёта; 3) выполнение перелёта нештатным экипажем;4) отсутствие навыков в применении барометрических и радиовысотомеров при полётах в горной местности.
1987 - Инцидент с двукратным нарушением советским Ту-16 (на перехват которого с авиабазы Наха ВВС Японии бросили свои F-4EJ 302-й тактической истребительной эскадрильи) воздушного пространства Японии в районе Окинавы. Первый из таких инцидентов, когда открыли огонь. Первый инцидент произошёл у острова Окиноэрабудзима утром в 11:24, второй — у острова Токуносима в 11:41.
Около 11 утра 4 советских самолёта приблизились к японской зоне идентификации ПВО. На перехват им были брошены 2 взлетевших по тревоге F-4. 3 из самолётов сменили курс, но один Ту-16 продолжил его. В 11:20 неизменивший курс самолёт опасно приблизился. К 11:24 было получено разрешение открыть предупредительный огонь, а самолёт пролетел через запретное воздушное пространство, но к 11:41 снова пересёк его, опять нарвавшись на предупредительный огонь. МИД Японии выразил ноту протеста СССР, советская сторона обвинила в инциденте плохие погодные условия и сбой электроники. Провинившийся экипаж был наказан. С августа 1967 это стало 20-м подобным случаем, наиболее недавним к тому времени из которых был августовский пролёт у острова Рэбун. Когда Ту-16 был перехвачен, он находился на пути из Владивостока на базу Камрань.
1987 - Первый полёт совершил самолёт A300-600R (с двигателями CF6-80C2A5). Он представлял собой модификацию исходной модели А300-600 с увеличенной дальностью полёта.
1988 - Первый полёт шведского многоцелевого истребителя четвёртого поколения, разработанного компанией СААБ Авионикс SAAB JAS-39 "Грипен", Стиг Хольмстрём.
1999 - Катастрофа Ан-14А "Пчёлка" (02373 ФЛА РФ), в горах Синего хребта на севере Приморья, 35 км юго-восточнее Кировского, авиакомпания «Арсеньевская авиационная компания Прогресс». Внезапно ухудшившаяся погода (снегопад) вынудила экипаж отклониться от маршрута для вынужденной посадки на ближайшем аэродроме. Выполняя разворот на низкой высоте в условиях плохой видимости, самолёт задел крылом дерево и разбился. Самолёт долгое время стоял на территории завода как памятник и был восстановлен группой энтузиастов незадолго до катастрофы. Погибли КВС и два пассажира из 4-х (все пассажиры - техники завода). Место катастрофы найдено на следующий день, в 11:10 местного времени. Из 3-х человек экипажа и 3-х пассажиров находившихся на борту погиб 1 КВС и 2 пассажира.
2002 - НПП "Аэросила" получен сертификат типа на воздушный винт АВ-36 для Ан-38-200.
2002 - Первый полёт Diamond DA42 Twin Star. Это четырёхместный двух двигательный турбовинтовой самолёт разработки австрийской компании Diamond Aircraft Industries. Очень часто используется в качестве авиатакси. Также используется как самолёт для аэрофото- и видеосъёмки, аэроразведки (модель DA - 42MPP). Корпус самолёта выполнен из углеродных композитных материалов. Diamond DA-42 Twin Star - первый самолёт с дизельными двигателями, совершивший беспосадочный полёт вдоль Северной Атлантики в течение 28 часов со средним расходом топлива 11,2 галлона в час. DA-42 Twin Star, первый сертифицированный аппарат с двумя дизельными установками на борту. DA-42 теперь используется и у нас - в качестве самолёта первоначального обучения в училищах, вытесняя оттуда заслуженный Як-18Т.
С 2007 – День Героев Отечества. Памятная дата России. По старому стилю эта дата 26 ноября 1769 г. - День учреждения Ордена Святого Георгия.
2008 - Двигатель Tent 700 производства Rolls-Royce совершил свой первый полёт на новом самолёте A330-200 авиакомпании "Аэрофлот", став первым двигателем Trent введенным в эксплуатацию в России.
2020 - Национальным советом по космосу США объявлены имена 18 астронавтов НАСА, выбранных для подготовки к пилотируемым лунным экспедициям в рамках программы «Артемида».
Свежие комментарии