1907 - Дата основания Запорожского ОАО "Мотор Сич".Предприятие было основано в городе Александровске Екатеринославской губернии Российской империи. До декабря 1915 года на нём производились сельскохозяйственные механизмы и инструменты, выполнялись различные виды механической обработки, отливали чугун и медь.
В декабре 1915 года акционерное общество «Дюфлон, Константинович и К°» («Дека») выкупило завод и изменило профиль его производственной деятельности.В ноябре 1916 г. был собран первый шестицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения «Дека» М-100.С этого времени на заводе освоили производство и длительное время выпускали широкую гамму поршневых двигателей: М-6, М-11, М-22, М-85, М-86, М-87, М-88, АШ-82ФН, АШ-62ИР, которые не уступали, а в ряде случаев превосходили лучшие мировые аналоги того времени.В 1953 г. на заводе начали изготовливать реактивные двигатели РД-45, РД-500, положившие начало наступлению эры газотурбинных двигателей. Представителями нового поколения явились турбовинтовые двигатели АИ-20 (1957 г.) и АИ-24 (1962 г.) конструкции Александра Георгиевича Ивченко, различные модификации которых эксплуатируются до настоящего времени. В 1967 г. на заводе началось освоение производства двухконтурных турбореактивных двигателей и последовательно были запущены в серию двигатели АИ-25, АИ-25ТЛ, Д-36, Д-18Т, Д-436Т1/ТП. Газотурбинные турбовальные двигатели семейств ТВЗ-117, ВК-1500, ВК-2500 вместе с Д-136 поднимают в небо вертолёты с марками «Ми», «Ка». В 1995 г. предприятие преобразовано в открытое акционерное общество « Мотор Сич». В настоящее время на предприятии серийно производятся авиационные двигатели: Д-27, АИ-22, АИ-222, ВК-1500, АИ-450, Д-36 сер. 4А,Д-436-148, АИ-25ТЛШ для самолётов Ан-70, Ту-324, Як-48, Як-130, L-159, Ан-3, Ан-38, Бе-132МК, Ан-74ТК-300, Ан-148, вертолёта Ка-226, а также для переоснащения находящихся в эксплуатации Ан-2, Ми-2, L-39.
1908 - Первый полёт "бесхвостки" со стреловидным крылом. Джон Данн в 1908 году представил ряд так называемых "моторных планеров". Наиболее успешная модель D4 совершила первый полёт на высоту 120 футов 10 декабря 1908 года в Великобритании.
1910 - Первый в мире подлёт реактивного летательного аппарата. Совершает его румын Анри КОАНДА на обычном аэроплане, оснащённом 50-сильным мотором, выдававшим 1000 об/минуту и создающим необходимую тягу. Самолёт использовал четырёхцилиндровый поршневой двигатель Клерже для привода компрессора, который должен был приводить в движение самолёт за счёт всасывания воздуха на входе в компрессор и создания потока воздуха на выходе. Вращающий момент через редуктор передавался на компрессор, диск которого вращался со скоростью 4000 об/мин. Перед компрессором был установлен обтюратор, предназначенный для контроля за двигателем. Камера сгорания представляла собой два сегмента кольца, установленных с обеих сторон фюзеляжа. Воздух закачивался компрессором в камеру сгорания, где происходило горение паров бензина; эти газы, двигаясь вдоль фюзеляжа назад, создавали реактивный момент. Но не только этим был славен самолёт Коанды: впервые силовые элементы крыла и конструкция их крепления к фюзеляжу были выполнены из стали вместо дерева, а крыло оборудовано механизацией для увеличения подъёмной силы, которая представляла из себя отклоняемые поверхности, увеличивающие подъёмную силу и критический угол атаки крыла. Бензобак и масляный бак находились внутри верхнего крыла, значительно большего нижнего и находившегося от него на максимально большом расстоянии для уменьшения взаимного воздействия. Коанда запатентовал эту технологию во Франции в 1910 году и в Великобритании и Швейцарии в 1911 году. Первый полёт, к сожалению, не удался. При увеличении оборотов двигателя самолёт быстро взлетел и Анри потерял управление, так как не имел опыта пилотирования; самолёт потерял скорость, задел крылом землю и загорелся. Анри при ударе выпал, но не пострадал, однако машина была уничтожена пожаром. Коанда не смог получить финансирования для продолжения работ, так что развитие его идеи получили только в конце 30-х годов.
Однако «Coanda-1910» считается одним из предшественников реактивной авиации.
1917 - Родился Дмитрий Борисович Глинка — советский лётчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза (1943), гвардии полковник (1951), военный лётчик 1-го класса (1953). Младший брат Б. Б. Глинки.
С 1937 года в рядах РККА, окончил Качинскую лётную школу в 1939 году. Первый боевой вылет в Великой Отечественной войне совершил в январе 1942 года в Крыму. В этом бою Глинка сбил три самолёта противника и был сбит сам, был контужен, вернулся в строй.
В 1943 году Дмитрий и Борис Глинки — участники обеих воздушных битв на Кубани в составе 45-го (позже 100-го гвардейского) истребительного авиаполка 4-й воздушной армии. Совершил около 300 боевых вылетов, в 90 воздушных боях сбил 50 самолётов противника.
С июля 1960 года полковник Д. Б. Глинка в запасе. Работал пилотом в международной авиагруппе Московского управления транспортной авиации ГВФ и в 200-м авиаотряде (аэропорт Внуково). С 1965 года — инструктор, в 1970—1978 годах — инструктор тренажёра 18-го учебно-тренировочного отряда Управления международных воздушных линий (аэропорт Шереметьево). Жил в Москве. Умер 1 марта 1979 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве...
1917 - Первый полёт самолёта предназначенного для непосредственной поддержки войск Junkers J.8. Хуго Юнкерс начал работы по создания самолета непосредственной поддержки войск на базе моноплана J.7. По сравнению с J.7 Junkers J.8 имел более длинный фюзеляж для размещения наблюдателя и крылья увеличенного размера для возможности полёта на более медленных скоростях над полем боя. J.8 был готов всего через три месяца после первого полёта J.7. 10 декабря 1917 года он поднялся в воздух пилотируемый Арведом фон Шмидтом.
1918 - Родился Николай Александрович Семихатов — советский инженер-конструктор, учёный в области теории, методологии проектирования, экспериментальной обработки и изготовления систем автоматизации и управления движущихся объектов и сложных технологических процессов. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда(1961). Доктор технических наук (1976), профессор (1981), академик АН СССР с 1990 года, член Международной энергетической академии (1995), почётный член Академии навигации и управления (1996), член РАРАН (1998), заведующий кафедрой ТПРА Уральского политехнического института (1976—1998), сопредседатель Совета Главных конструкторов предприятий ВПК «большого» Урала, член редакционной коллегии журнала «Ракетно-космическая техника» (1959—1992). Автор более 350 научных трудов по специальным темам на правах рукописи (1953—1997). Лауреат Ленинской премии (1959); Дважды лауреат Государственной премии СССР (1968 и 1978); Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1979); Почётный гражданин Свердловской области (1998). Главный конструктор систем управления всех советских БРПЛ ВМФ и ряда оперативно-тактических ракет сухопутных войск СССР. Умер 12 апреля 2002 года в Екатеринбурге, похоронен на Широкореченском кладбище...
1923 - Завод "Икар " (ГАЗ №2, бывший "Гном и Рон") возобновил производство авиамоторов.
1929 - Для планирования и руководства ГВФ образована Главная инспекция ГВФ СССР.
1931 - Первый полёт в Великобритании учебного Blackburn B-2.
1938 - Первый полёт самолёта ПЛО Lockheed A-28 (A-29) Hudson. Это американский легкий бомбардировщик и противолодочный самолёт, первоначально построенный по заказу Королевских ВВС (Великобритании) незадолго до начала Второй мировой войны и служивший в основном в RAF. Прообраз этой машины - 14-местный пассажирский и транспортный самолёт Lockheed 14FG-2 - впервые поднялся в воздух 29 июля 1937 года. Фирма до этого не строила и не разрабатывала боевую технику, однако ее конструкторы предусматривали лёгкое превращение гражданских самолётов в военные. Хадсон был первым значительным контрактом для Lockheed Aircraft Corporation — первоначальный заказ RAF на 200 самолётов значительно превзошел все предыдущие заказы фирмы. Хадсон служил на протяжении всей войны главным образом в Береговой охране, а также в роли транспорта и учебного самолёта. Самолёт выполнял и доставку агентов в оккупированную Францию. Хадсоны также широко использовались в противолодочных эскадрильях Королевских канадских ВВС и Королевскими австралийскими военно-воздушными силами.
1941 - Первый полёт штурмовика Ил-2, построенного в Куйбышеве на эвакуированном заводе № 18, лётчик-испытатель Константин Константинович Рыков.
1942 - Начались войсковые испытания Як-1Б. С 10 декабря 1942 г. по 28 января 1943 г. самолёты Як-1Б проходили войсковые испытания на боевое применение в 32 гв. иап 210 иад 3 ВА (Калининский фронт) и в 176 иап 283 иад 16 ВА (Сталинградский фронт).
1945 - Первый полёт лёгкого самолёта Lockheed Model 34 Big Dipper.
После Второй мировой войны Lockheed рассчитывала выйти на рынок лёгкой авиации — как для гражданских лиц, так и для армии. Начав с одноместного Model 33 Little Dipper, в 1945 году компания разработала более вместительный Model 34 Big Dipper. Планировалось, что новый самолёт будет продаваться по цене 1500 долларов (23 049 долларов сегодня).
Model 34 был двухместным низкопланом с неубираемым шасси и толкающим винтом, установленным в хвостовой части. Его вращал двигатель Continental C100-12 (100 л.с.) Крейсерская скорость — 192 км/ч.
На испытаниях Model 34 Big Dipper показал хорошие лётные характеристики. В целях секретности самолёт испытывали на небольшой ВПП рядом с заводом компании. Это плохо кончилось — 6 февраля 1946 года единственный прототип Big Dipper потерпел аварию во время взлёта. Самолёт решили не восстанавливать и проект закрыли.
1946 - Изготовлен первый опытный ТРД Александра Александровича Микулина АМ ТКРД-01. Второй полётопригодный отечественный ТРД (после ТР-1 Архипа Михайловича Люльки).
1946 - Первый полёт чехословацкого учебного реактивного самолёта CS-92 (Me.262).
1951 - Первый полёт американского вертолёта Каман К-225. По контракту с флотом США Каман установил на свой вертолёт К-225 газотурбинный двигатель Boeing YT50 Модель 502-2 мощностью 130кВт.
1951 - Первый полёт Fiat G.80-1B, первого итальянского военного реактивного самолёта. Первые полёты выполнялись с заводского аэродрома в Турине, затем испытания продолжались в Амендоле.
1952 - В корейских событиях американские самолёты F3D «Skyknight» встречались не только с новыми реактивными советскими самолётами. Несколько раз им доводилось одерживать победы и над тихоходными "Чарли"- так называли американцы знаменитые бипланы По-2. 10 декабря 1952 года экипаж F3D-2 сбил По-2 над островом Чходо. Вот как рассказывал об этом вылете командир экипажа в своем рапорте на имя командира эскадрильи: "В районе 1935/1 оператор РЛС доложил о контакте с воздушной целью. Цель была захвачена РЛС, на расстоянии 900 м произошел захват. Через несколько секунд дистанция с самолётом противника сократилась до 100 - 150 м и я открыл огонь из всего бортового оружия. Было видно, что снаряды попадают в цель, и "Чарли" загорелся. С экрана РЛС отметка цели пропала, а на земле был виден очаг пожара, вероятнее всего это горел сбитый самолёт противника"
1954 - Первый полёт учебного самолёта Hispano HA-100 Triana.
После Второй Мировой войны многие немецкие конструкторы начали искать работу за границей. Одним из таких конструкторов стал Вилли Мессершмитт. Он был приглашён в испанскую фирму HASA. Его проект Me.106G стал основой для разработки проекта HA.1109. Работы над самолётом были начаты в 1951 году в отделении фирмы получившей название Officina Technica Prof. Messerschmitt. Двухместный учебный самолёт HA.100 Triana впервые поднялся в воздух 10 декабря 1953 года. Он стал первым самолётом построенный Вилли Мессершмиттом после Второй Мировой войны.
1955 - Первый полёт СВВП Ryan X-13 Vertijet.
1957 - Первый полёт итальянского турбореактивного учебно-тренировочного самолёта и лёгкого штурмовика Aermacchi M.B.326. Самолёт стал самым массовым итальянским летательным аппаратом строившимся в послевоенное время. Тысячи военных пилотов из многих стран мира совершенствовали лётное мастерство на этом самолёте. Успешным оказался и опыт боевого применения самолёта, особенно в Южной Африке. Из произведённых с 1961 по 1983 годов 761 самолётов МВ-326 530 самолётов были собраны или построены в Австралии, Бразилии и ЮАР. Для Бразилии и ЮАР именно с этого самолёта началось освоение производства современных реактивных машин.
1959 - Состоялся первый полёт самолета Ил-18В. Отличался двигателями АИ-20К (взлётная мощность, э.л.с. 4х4000), усиленным фюзеляжем и компоновкой пассажирского салона. В 1959-1965 годах изготовлено 334 самолёта.
1959 - Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1388-618 «О развитии исследований космического пространства» утвердило главную задачу — осуществление полёта человека в космос.
1960 - Катастрофа Ан-2 (СССР-33181), Казахская ССР, 35 км южнее Семипалатинска, Казахского управления ГВФ близ Семипалатинска.
Экипаж встретил сложные метеоусловия на маршруте и принял решение на возврат в аэропорт вылета. На обратном пути самолёт внезапно потерял управление и столкнулся с землей. Всего погибших - 12, экипаж - 2, пассажиры - 10.
Непосредственной причиной катастрофы является потеря скорости и сваливание самолёта вследствие потери продольной управляемости при смещении в полёте центра тяжести самолёта за пределы 40-42% САХ. Такое смещение центровки произошло в результате ухода нескольких пассажиров в хвостовую часть фюзеляжа (туалет), что подтверждается наличием соответствующих следов на элементах конструкции хвостовой части и оперения. При начавшемся кабрировании самолёта могло произойти смещение назад остальных пассажиров вследствие недостаточно надежной фиксации сидений и отсутствия привязных ремней. Кроме того, сваливанию мог способствовать разворот, усложнивший пилотирование самолёта. Вывод самолёта из сваливания в нормальный полёт был затруднен ограниченной видимостью и отсутствием хорошо видимого горизонта на малоориентирной заснеженной местности, в результате чего экипаж не справился с пилотированием самолёта, имеющего заднюю центровку, при потере им скорости на сравнительно малой (500 м) высоте.
1961 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся двадцать первый испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15" N 1. Аппарат пилотировал испытатель Нейл Олден Армстронг (Neil Alden Armstrong). В полёте достигнута максимальная скорость 4026 километров в час при максимальной высоте подъёма 24700 метров.
1963 - Программа космических самолётов ВВС США X-20 Dyna-Soar отменена министром обороны США Робертом Макнамарой (когда заместитель Министра обороны Гарольд Браун рекомендовал создать постоянно действующую пилотируемую военную космическую станцию, обслуживаемую модифицированными капсулами "Джемини", это стало смертельным ударом для X-20 Dyna-Soar).
1964 - С космодрома на мысе Канаверал осуществлён первый успешный и второй испытательный запуск новой РН «Титан-3А». В ходе испытательного запуска на околоземную орбиту была выведена последняя ступень и головная часть ракеты.
1964 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся очередной испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15" N 1. Аппарат пилотировал испытатель Джо Генри Энгл (Joe Henry Engle). Достигнута максимальная высота 34503 м при скорости 5913 км/ч.
1969 - Катастрофа Ил-14 (СССР-52010), Дагестанская АССР, близ Махачкалы, Грузинское УГА, Тбилисский ОАО, Рейс: 2953.
Экипаж 112 лётного отряда произвёл посадку в Махачкале в 17:58 и после дозаправки произвёл взлёт в 18:29 с МК=123° в сторону моря. На борту находились 11 пассажиров и, вероятно, безбилетный пассажир – второй пилот Ту-104 112 ло, находившийся в отпуске. Погода (на происшествие не повлияла): облачность 10 баллов слоисто-кучевая 860 м, 3-4 балла 360 м, видимость 7 км. Через 1 минуту 45 сек. после взлёта КВС доложил о нём. После запроса РП данных о погоде (о нижней кромке облаков) экипаж доложил, что над морем наблюдалась разорвано-слоистая облачность 120-150 м, не указанная в прогнозе погоды. Затем в течение 11 минут радиообмена не было, а после экипаж на связь не вышел и на запросы не отвечал. Самолёт был обнаружен 11 декабря на глубине 10 м в 3 500 м от берега на удалении 8 км от КТА с азимутом 65°. Полет продолжался около 4–х минут. Самолёт набрал высоту 250-280 м и выполнил левый разворот на курс следования над морем и на высоте 300-350 м вышел из разворота, продолжая набор высоты. На высоте 350-400 м возникла скоротечная аварийная обстановка, приведшая к непроизвольному снижению с большой вертикальной скоростью и столкновению с поверхностью воды под большим углом в 18:33. В течение нескольких последующих дней на берег были выброшены различные мелкие обломки самолёта, а также трупы всех трёх находившихся на борту детей и труп женщины. Со дна были подняты различные части самолёта, в том числе оба двигателя и элементы пилотской кабины, а также часть тела мужчины. Было установлено, что при столкновении с поверхностью моря оба двигателя работали, а шасси и закрылки были убраны. Между рёбер цилиндров левого двигателя обнаружены кости черепа птицы, а в кусках теплоизоляции кабины пилотов – остатки крыльев и многочисленные перья. Всего погибших - 17, экипаж - 5, пассажиры - 12.
Наиболее вероятной причиной явилось столкновение самолёта со стаей крупных перелётных птиц. В результате произошло разрушение пилотской кабины с выводом из строя членов экипажа. В данный период наблюдается миграция гусей, цапель и других птиц на высоте 300-400 м в любое время суток.
1969 - Полёт первого серийного самолёта Су-15УТ «изделие 42» на Новосибирском АПО им. В. Чкалова.
1977 - Запуск КК "Союз-26", Юрий Викторович Романенко и Георгий Михайлович Гречко.
Первая основная экспедиция орбитальной научной станции «Салют-6». После неудачной стыковки предыдущего корабля «Союз-25», возникли сомнения в исправности переднего стыковочного узла станции. Поэтому корабль «Союз-26» пристыковался к кормовому стыковочному узлу станции «Салют-6».
1979 -Катастрофа Ан-26, в районе Комсомольска-на-Амуре, Министерство радиоэлектронной промышленности СССР, НПО Взлёт.
Данные по этому случаю неполные. Самолёт с экипажем испытателей - сотрудников НПО "Взлёт" выполнял полёт с целью проверки некоего оборудования, возможно военного назначения. По официальной версии в сложных метеоусловиях самолёт попал в снежный заряд, отклонился от курса, после чего столкнулся с деревом на вершине сопки и упал. Поиск места катастрофы продолжался больше недели.
В связи с секретным характером оборудования, всё связанное с этой катастрофой было сразу же засекречено. Даже родственники погибших не имеют информации о точном месте падения и результатах расследования причин произошедшего. Всего погибших - 9.
1986 - На аэродроме ЛИИ им. М.М.Громова в Жуковском состоялся 7-й испытательный полёт аналога корабля многоразового использования БТС-002. Аппарат пилотировали лётчики-испытатели Игорь Петрович Волк и Римантас-Антанас Антано Станкявичус. Произведено отключение автоматики перед самым касанием ВВП.
1989 - В США зарегистрирован первый полёт вертолёта-мускулолёта.
1994 - Правительство России и правительство Казахстана подписали "Договор аренды комплекса Байконур". По договору Россия обязалась ежегодно выплачивать Казахстану за аренду комплекса Байконур 115 млн. долларов США.
1998 - Первый полёт вертолёта Ка-60 "Касатка" с ТВлД РД-600В ОАО "Рыбинские моторы", Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации Александр Константинович Смирнов.
1998 - Рекорд дальности полёта на открытую дистанцию с возвращением (женщины): 783,83 км установлен на новом поколении планеров гоночного класса - SZD-56 Diana (Польша).
2002 - НПП "Аэросила" получен сертификат типа на ВГТД ТА-18-100 для самолётов Ту-334, Бе-200, Як-42, Ту-134М, Ан-74ТК-300.
2019 - Первый полёт первого в мире электрическеского пассажирского гидросамолёта. Канадская авиакомпания Harbour Air провела первые лётные испытания электрифицированного пассажирского гидросамолёта DHC-2 Beaver. Первый четырехминутный полёт самолёта на реке Фрейзер недалеко от Ванкувера и был признан полностью успешным. Конвертацией Beaver в электрический самолёт занималась австралийская компания MagniX по заказу Harbour Air.
При переделке DHC-2 получил литий-ионную аккумуляторную батарею ёмкостью 200 киловатт-час и электромотор Magni500 максимальной мощностью 559 киловатт. В крейсерском режиме мотор способен развивать частоту вращения вала в 1900 оборотов в минуту и выдавать крутящий момент около 2,8 тысячи.
2020 - На полигоне Бока-Чика (шт. Техас, США) состоялся испытательный полёт прототипа корабля Starship SN8. В ходе теста корабль успешно стартовал, поднялся на высоту несколько километров (расчётное значение – 12,5 км, истинное будет известно позднее), после чего начал снижение. На участке приземления возникли проблемы. Как сказано в официальном релизе компании SpaceX, “низкое давление в топливном посадочном баке во время посадки привело к высокой скорости приземления прототипа, что в свою очередь привело к жесткой (и захватывающей) посадке”. Короче, прототип взорвался при приземлении.
Свежие комментарии