1908 - Американец Уилбур Райт совершил первый в Европе полёт над французским Ле-Маном. Он продолжался только одну минуту 45 секунд, но способность легко совершать повороты и летать по кругу поразили и ошеломили зрителей, в том числе нескольких лётчиков - французских пионеров авиации, таких как Луи Блерио.
К тому времени лучшие европейские самолёты едва лишь отрывались от земли, делая повороты "блинчиком", с помощью одного руля направления, а органы поперечного управления использовались (если они были) лишь для исправления случайных кренов. После нескольких неудачных попыток воспроизвести самолёт Райтов по впечатлениям очевидцев первых полётов, сложилось мнение, что новости об полностью управляемых полётах братьев Райт лишь блеф. Однако Уилбур Райт уверенно держался в воздухе и продемонстрировал управляемость самолёта, описав над полем две "восьмерки" и резкий поворот с креном 25 градусов. Виражи осуществлялись не только с помощью руля направления, как на самолётах европейских конструкторов, а за счёт совместного действия поперечного управления (перекашивание крыльев) и руля поворота.
В последующие дни Уилбер сделал ряд технически сложных полётов, включая полёт по траектории восьмёрки, демонстрируя свои навыки пилота и потенциал машины, превосходящий достижения остальных пионеров авиации того времени.
Французская общественность была взволнована подвигами Уилбера, на его полёты собрались тысячи людей. На следующее утро братья Райт проснулись всемирно знаменитыми. Прежние скептики принесли извинения и поздравили Уилбера с успешными полётами.
Редактор «L’Aérophile» Джордж Безансон писал, что полёты «..полностью рассеяли все сомнения. Никто из прежних хулителей братьев Райт не смеет сомневаться сегодня в предыдущих экспериментах этих людей, действительно впервые осуществивших настоящий полёт…» Известный французский энтузиаст авиации Эрнест Арчдикон писал: «В течение длительного времени братья Райт обвинялись в Европе в обмане… Сегодня их чествуют во Франции, и я чувствую огромное удовольствие,.. восстанавливая справедливость.». У. Райт в течение пяти месяцев совершит свыше ста полётов, проведя в воздухе более 25 часов, 60 раз будет брать на борт пассажира и установит рекорд нахождения в воздухе, равный 2 ч 20 м.
1916 - Первый полёт морского истребителя «Энгельс III»:, пилот штабс-капитан Евгений Робертович Энгельс. Это был проект оригинальной летающей лодки-истребителя, выполненной по схеме парасоль. Особенностью самолёта являлись опущенные вниз законцовки крыла, призванные выполнять роль поплавков боковой остойчивости. Ротативный двигатель с толкающим воздушным винтом на продолжении центральных стоек крыла, снабжён обтекателем яйцевидной формы, прикрывающем и топливный бак.
Реализация проекта состоялась благодаря проявленному интересу со стороны компании Ф. Мельцера. Здесь построили первый опытный образец, испытанный в Петрограде в конце июля 1916 года. Второй экземпляр летающей лодки Энгельса изготовили с двигателем "Гном-Моносупап" 100 л.с. на средства Морского ведомства на заводе Ф. Мельцера во второй половине 1916 года. Затем аппарат перевезли в Баку, где в конце ноября конструктор лично выполнил два благополучных полёта. Машина легко выходила на редан и отрывалась от воды, развивала высокую максимальную скорость - 170 км/час.
5 декабря 1916 года, в третьем испытательном полёте произошла катастрофа, в результате которой штабс-капитан Энгельс погиб. К сожалению, деятельность Е. Р. Энгельса, показавшего себя талантливым конструктором, продолжалась так недолго.
Предполагалась диверсия, однако наиболее явной причиной катастрофы явилось разрушение заднего правого лонжерона крыла по причине его недостаточной прочности.
Несмотря на гибель конструктора и его летающей лодки, работы по совершенствованию типа продолжились. По предложению Ф. Мельцера рассматривались планы строительства сначала 300, а позднее 200 летающих лодок Энгельса. В окончательном варианте, согласно решению от 27 апреля 1917 г., было заказано 60 экземпляров.
На практике изготовили два опытных образца с двигателем "Рон" 125 л.с, в отношении которых использовалось обозначение "Энгельс-III".
1918 - Английские пилоты Кэтбари и Леки на бомбардировщике DH.4, сбили новейший цеппелин L70, который всего месяц назад начал боевую службу. Очень болезненной потерей стала гибель на его борту командующего германским воздухоплавательным флотом Петера Штрассера. Именно Штрассер был разработчиком тактики всех налётов дирижаблей на Лондон, и лишь после его гибели эти ночные атаки прекратились.
1924 - Cпециальный трёхместный самолёт Avro 504Q, созданный для Oxford University Arctic Expedition (G-EBJD) достиг широты 80 градусов 15 минут и стал единственным на тот момент самолётом, достигшим такое северной точки. Из-за тяжёлых погодных условий самолёт был брошен на острове.
1927 - Cостоялся первый полёт самолёта Bristol 101. Несмотря на свои явные преимущества самолёт был забракован Авиационным Министерством Великобритании из за большого количества деревянных деталей. Он представлял собой биплан смешанной конструкции, оборудованный двигателем Bristol Jupiter VI мощностью 450 л.с. и вооружённый двумя синхронизированными 7.7-мм пулемётами Vickers и одним подвижным спаренным пулемётом Lewis такого же калибра. Постройка истребителя Bristol Type 101 была частной инициативой фирмы Bristol Aeroplane Co. Ltd.
Не найдя других заказчиков компания Bristol переделала этот двухместный истребитель в одноместный гоночный самолёт, представив его на выставке Copenhagen Aeronautical Exhibition в 1927 году. Уже в следующем году самолёт,пилотируемый капитаном Увинсом,занял второе место в авигонках King's Cup Race.
1929 - Начало первого кругосветного перелета дирижабля "Граф Цеппелин".
В августе-сентябре 1929 года дирижабль под командованием Xуго Эккенера осуществил первый в истории воздухоплавания кругосветный перелёт. Стартовав в Лейкхерсте, «Граф Цеппелин» за 20 суток преодолел более 34 тыс. км со средней полётной скоростью около 115 км/ч, совершив при этом лишь три промежуточные посадки – во Фридрихсхафене, Токио и Лос-Анджелесе. Основной целью перелёта была пропаганда возможностей жёстких дирижаблей, попутно делались метеорологические наблюдения.
1929 - Экипаж Семёна Александровича Шестакова на ТБ-1 (АНТ-4 "Страна Советов") стартовал с Центрального аэродрома. На подлёте к Уралу "Страну Советов" атаковал орел, в результате на передней кромке правого крыла осталась заметная вмятина. До Красноярска добрались без особых проблем. На взлёте забарахлил мотор, но вскоре обороты пришли в норму. Очередная посадка предполагалась в Верхнеудинске, однако Шестаков при поддержке второго пилота Болотова Филиппа Ефимовича принял решение лететь дальше, в Читу. Штурман Борис Васильевич Стерлигов возражал, поскольку, по расчётам, прибыть туда можно было только ночью. И оказался прав - в темноте экипаж заблудился. Когда сожгли весь бензин, пришлось садиться на склоне сопки. Летчики не пострадали, но машина была искорёжена.
1930 - Первый полёт многоцелевого пассажирского К-4 по маршруту Москва - Ташкент с пассажирами на борту; пилот Михаил Сергеевич Бабушкин.
1933 - В Москве впервые состоялся воздушный парад. В нём приняли участие дирижабли, лёгкие самолёты, автожиры и самолёты-гиганты: пятимоторный АНТ-14 "Правда" и трёхмоторные АНТ-9.
1933 - Лётчик-испытатель Андрей Борисович Юмашев совершил на модифицированном облегчённом ТБ-3 беспосадочный перелёт Щелково-Евпатория-Щелково, сбросив 2500 кг бомб на полигоне в Крыму и покрыв расстояние в 2500 км. На самолёте полностью убрали наружную подвеску бомб. Вместо этого в просторном фюзеляже установили дополнительные кассеты Дер-9. Всего самолёт теперь мог нести внутри 36 бомб по 100кг. За счёт демонтажа бомбодержателей под фюзеляжем и крылом, кое-какого оборудования и облегчения самой конструкции выиграли 518 кг. Еще более 100 кг получили за счёт уменьшения запаса масла в полтора раза (это внедрили и в серии). Но суммарный вес с бомбами дошёл до 20 т. Добавочный бензин и улучшение аэродинамики позволили ещё увеличить и дальность.
1933 - Состоялся первый полёт австрийского лёгкого многоцелевого самолёта Meindl A.VII. Самолёт Meindl A.VII был разработан конструкторами компании Meindl Flugzeugbau Вильгельмом ван Несом и Эрихом Майндлем. Проект самолёта был разработан ещё в начале 1931 года, однако строительство затянулось почти на два года из-за финансовых трудностей. Самолёт серийно выпускали в Австрии с 1934 года. Это были обычные для того времени монопланы с низкорасположенным крылом, неубираемым шасси и открытыми кабинами лётчиков. Основная модификация оснащалась радиальным двигателем (в 1932 году был разработан поплавковый вариант самолёта с рядным мотором).
1934 - Первый полёт гигантской летающей лодки АНТ-22 (МК-1), лётчик-испытатель Рябенко Тимофей Владимирович.
1934 - Самолет de Havilland DH.84 Dragon стал первым, перелетевшим без посадки из Канады в Великобританию. Экипаж: Дж.Ойлинг и Л.Рейд
1934 - Начало госиспытаний первого серийного самолёта ХАИ-1ВВ №3211 21 завода, лётчик-испытатель Пётр Михайлович Стефановский.
1935 - Лётчик М. Детройя совершил на прототипе MS.405N-1 французского истребителя Morane-Saulnier MS.405 первый полёт. На самолёте стояло временное неубирающееся шасси (ниши для укладки колес зашили). После нескольких полётов колёса сделали убирающимися, поставили радио и вооружение с крыльевыми наплывами на передней кромке.
1942 - Первая атака японских камикадзе на Гуадалканале. Пара пикировщиков Aichi D3A1 type 99 Model 11 «Val» вывели из строя американский десантный корабль.
1944 - Лейтенант Йоахим Вебер одержал первую официально зарегистрированная победу на реактивном истребителе "Me-262", он перехватил и сбил английский самолёт-разведчик "Москито" PR-XVI из 540-й эскадрильи RAF. Английский разведчик упал в 65 км юго-западнее Мюнхена.
1946 - Экипаж в составе 9 человек во главе с лётчиком-испытателем Б.Эриксоном поднимает ХВ-36 в первый полёт, который продолжался 37 минут. В первом полёте ХВ-36 имел взлётную массу около 90000 кг и заправку топливом порядка 30000 л. С начала разработки проекта до первого полёта экспериментального самолёта прошло 5 лет и 3 месяца. Столь длительный срок в основном объясняется отсутствием реальной острой потребности в подобном самолёте в ходе Второй Мировой войны для ВВС США, а также сложностями, с которыми столкнулась фирма Пратт и Уитни при создании и доводке двигателей. Фирме потребовалось 5 лет, для того чтобы изготовить и довести опытные двигатели по мощности, высотности и надёжности до уровня приемлемого для установки на экспериментальную машину.
1948 - Родился Виктор Георгиевич Пугачёв — советский лётчик-испытатель, заслуженный лётчик-испытатель СССР (18.12.1991), Герой Советского Союза (31.10.1988, медаль № 11587), полковник в отставке. Фигура высшего пилотажа «Кобра Пугачёва» названа его именем, поскольку Пугачёв был первым лётчиком, выполнившим её публично.
1948 - Родилась Светлана Евгеньевна Савицкая — советский космонавт, лётчик-испытатель, педагог и общественный деятель, кандидат технических наук, полковник военно-воздушных сил СССР. Вторая в мире женщина-космонавт после Валентины Терешковой. Первая в мире женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос. Дважды Герой Советского Союза (1982, 1984). Лётчик-космонавт СССР (1982). Заслуженный мастер спорта СССР (1970).Единственная женщина — дважды Герой Советского Союза.
Отец — советский лётчик и военачальник, маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий. Мать — Лидия Павловна Савицкая, в годы Великой Отечественной войны служила в том корпусе, где командовал отец; впоследствии работала школьным учителем. Отец, выросший беспризорником, имел неординарные взгляды на воспитание дочери, с детства предоставлял ей полную свободу — школу Светлана посещала факультативно, но при этом училась на «отлично». Небо как профессию тоже выбрала сама.
В 1966 году окончила московскую школу № 637 (ныне ГБОУ «Школа № 1465 имени адмирала Н. Г. Кузнецова»). Поступила в Московский авиационный институт (МАИ), который окончила в 1972 году. Во время учёбы в МАИ также училась в Калужском авиационном лётно-техническом училище, которое окончила в 1971 году, получив квалификацию «лётчик-инструктор».
С 1969 года по 1977 год Светлана Савицкая входила в состав сборной команды СССР по пилотажному спорту. В 1970 году выиграла первенство мира по пилотажному спорту на поршневых самолётах в Великобритании. Установила 3 мировых рекорда по парашютному спорту в групповых прыжках из стратосферы и 18 авиационных рекордов на реактивных самолётах. В 1970 году удостоена звания заслуженный мастер спорта СССР.
После окончания института работала лётчиком-инструктором, училась в школе лётчиков-испытателей. В 1976 году начала работать лётчиком-испытателем НПО «Взлёт». Выполняла полёты на самолётах «МиГ-21», «МиГ-25», «Су-7», «Ил-18», «Ил-28».В 1975—1978 годах установила на учебно-боевом МиГ-25ПУ 4 женских рекорда высоты и скорости полёта:
мировой рекорд скорости (2683,44 км/ч, 22 июня 1975);
рекорд высоты полёта (21209,9 м, 31 августа 1977);
рекорд скорости на дистанции 500 км (2466,1 км/ч, 21 октября 1977);
рекорд скорости на замкнутом маршруте в 1000 км (2333 км/ч, 12 апреля 1978 года).
С мая 1978 года по июнь 1981 года работала лётчиком-испытателем Московского машиностроительного завода «Скорость» КБ А. С. Яковлева.
В августе 1980 года была командирована в отряд лётчиков-космонавтов. В июне 1981 года назначена космонавтом-исследователем от ММЗ «Скорость».
В 1982 году в качестве космонавта-исследователя совершила полёт на кораблях «Союз Т-5», «Союз Т-7» и орбитальной станции «Салют-7».
В 1984 году в качестве бортинженера совершила полёт на корабле «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7». Во время полёта первой из женщин совершила выход в открытый космос.
Готовилась к полёту на станцию «Салют-7» в 1986 году на корабле «Союз Т-15C» в качестве командира первого в мире полностью женского экипажа (три женщины-космонавта), но этот полёт не состоялся.
Из отряда космонавтов Савицкая ушла в звании майора в октябре 1993 года в связи с выходом на пенсию.С 1993 года преподаёт в Московском авиационном институте, доцент, кандидат технических наук.
1949 - Впервые поднялся в воздух доработанный Ил-28 с двигателями ВК-1, которые установили в новые мотогондолы с сильно выраженной "талией" - поджатием в месте сопряжения с крылом, лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки. Кроме того, для улучшения условий работы радиолокатора ПСБН его перенесли из хвостовой части фюзеляжа в носовую и установили в обтекателе на нижней части фюзеляжа за отсеком шасси. С учётом замечаний испытателей небольшие изменения были внесены в систему управления с целью снижения нагрузок на педали, в гидросистему, в механизм уборки-выпуска шасси. Боевая живучесть самолёта была повышена за счёт установки системы заполнения фюзеляжных топливных баков нейтральным газом.
1949 - Лётчик-испытатель ВВС США майор Френк Эверест (Frank К. Everest) на рекордном самолёте Х-1 установил рекорд высоты полёта -21915,7 м., в ходе программы испытаний МХ-653. Это был 125-й полёт в истории программ МХ-524/653.
1952 - Лётчик-испытатель Григорий Александрович Седов впервые поднял в воздух опытный перехватчик СП-7. Заводские испытания показали, что скороподъёмность, потолок и максимальная скорость перехватчика ниже, чем у серийных истребителей, а установленные в носовой части антенны ухудшили обзор. В мае 1953 года завершились Госиспытания, по итогам, которых был сделан вывод, что характеристики самолёта приемлемы для принятия его на вооружение. Перехватчик решили строить на заводах в Горьком и Тбилиси. Вскоре он получил обозначение МиГ-17П. Самолёт стал первым в СССР лёгким перехватчиком с РЛС, принятым на вооружение. МиГ-17П (СП-7) — серийный лёгкий всепогодный перехватчик с радиолокатором РЛС РП-1 "Изумруд-1".
1954 - Принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании ОКБ-52 (ныне в составе ГКНПЦ имени М.В.Хруничева). Базировалось на территории Реутовского механического завода.
1957 - Разработаны винты АВ-68 для ТВД АИ-20 самолётов Ил-18, Ан-10, Ан-12.
1957 - Катастрофа самолёта Е-50.Лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (посмертно), п/п-к Коровин Николай Аркадьевич Коровин погиб при выполнении контрольно-сдаточного полёта самолёта Е-50.
Принимать самолёт назначили лётчика-испытателя ГК НИИ ВВС подполковника Н.А.Коровина. После трёх контрольных полётов для освоения и оценки машины, в том числе и с работающим ЖРД, он в 12 ч 50 мин вылетел 8 августа 1957 г. в приёмочный полёт. По заданию Н.А.Коровин должен был достичь с работающим ЖРД высоты 20000 м. В 13 ч 01 мин лётчик сообщил, что самолёт вошёл в штопор, а через полминуты последовало вторичное сообщение, что попытка вывода из штопора не удалась, и он покидает машину. Истребитель-перехватчик Е-50/3 упал в районе деревни Радовицы, в 100 км юго-восточнее аэродрома Раменское. Лётчик был обнаружен мертвым вместе с пилотским креслом и нераскрывшимся парашютом в 150 м от места падения самолёта. Примечательно, что за день до катастрофы, перед сдачей машины военным, лётчик-испытатель Валентин Петрович Васин выполнил подобный контрольный полёт без замечаний. Всего на самолёте Е-50/3 до катастрофы выполнили 10 полётов, в том числе шесть - с работающим ЖРД. Комиссия установила, что в полёте произошёл взрыв турбонасосного агрегата ЖРД, а начавшийся пожар быстро уничтожил часть конструкции вертикального оперения. Став неуправляемым, самолёт вошёл в штопор, из которого уже не вышел. И хотя лётчик катапультировался, но, к несчастью, нештатно сработал механизм расцепления кресла и фонаря.
1960 - Вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О создании на базе БР "Р-12"/SS-4 Sandal РН космического назначения "63С1"/"Космос-2"/SL-7, и разработке и запуске 10 малых КА". Головным исполнителем назначено ОКБ-586 г.Днепропетровск (Украина) гл. конструктор Михаил Кузьмич Янгель (1911-1971).
1962 - Лётчик-испытатель Евгений Степанович Соловьёв на заводе в Новосибирске совершил первый полёт на первом серийном экземпляре истребителя-перехватчика Су-11 (Т-47).
1962 - На Базе ВВС США “Эдвардс” (шт. Калифорния, США) осуществлён очередной 26-й испытательный полёт ракетного самолёта “Х-15” № 2. Аппарат пилотировал лётчик Роберт Эйткин Расуорт (Robert Aitken Rushworth). Достигнута высота 27700 м при скорости 4735 км/час.
1967 - Первый полёт пассажирского Boeing 737-200. Этот региональный самолёт относится к семейству Original, серийно производился по 1988-й. Всего выпущено 1114 лайнеров.
В 1962 г. фирма "Boeing" приступила исследованиям проекта небольшого самолёта 737 для региональных авиалиний. Первоначально самолёт задумывался как 60-85-местный и как конкурент английскому самолёту БАК 111, который в то время стал активно предлагаться многим авиакомпаниям США. Но в дальнейшем было решено использовать схему самолёта на 100 мест и с двумя двигателями на подкрыльных пилонах.Программа разработки самолёта началась в феврале 1965 г. Многие авиакомпании проявили интерес к самолёту. С целью более полного удовлетворения требований заказчиков фирма сразу начала разработку двух вариантов: 737-100 на 100-103 места и 737-200 на 115 мест.Boeing 737-200 с удлинённым фюзеляжем стал гораздо более популярным и производился до 1988 года. Самолёт 737 Original изначально располагал кабиной для двух пилотов - это значительное изменение по сравнению с Boeing 727, где требовался бортинженер. Модель 200 узнаваема благодаря сигарообразной гондоле двигателя, почти полностью встроенной в крыло от его передней до задней кромки и плавному изгибу верхней кромки киля.
1970 - Катастрофа самолёта Ан-10А. Нелокализованный отказ и пожар двигателя №4 во время полёта по маршруту. Экипаж изменил курс на аэропорт Кишинева, но долететь до него не удалось, совершил вынужденную посадку в поле в сумерках, во время которой самолёт получил значительные повреждения. Многие пассажиры были ранены, 1 из них погиб.
1972 - Завершены госиспытания ТВлД ТВ3-117 "Завода им. Владимира Яковлевича Климова".
1972 - Завершены госиспытания ТРДД Д30КП Пермского МКБ.
1974 - Первый полёт учебного самолёта Як-52, развитие Як-18, лётчик-испытатель Юрий Иванович Митиков.
1974 - Лётчик-испытатель Евгений Иванович Ларюшин впервые поднял в воздух корабельный противолодочный вертолёт Ка-252 (Ка-27ПЛ); . Ка-252 предназначался для поиска, обнаружения, отслеживания и уничтожения современных ПЛ следующих на глубине до 500 м и скоростях хода до 75 км/ч в районах поиска, удалённых от корабля базирования (места взлёта) до 200 км при волнении моря до 5 баллов днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Как следовало из представленных материалов, вертолёт мог обеспечить выполнение основных тактических и вспомогательных задач как одиночно, так и в составе группы и во взаимодействии с кораблями флота на всех географических широтах.
1978 - В США с космодрома Cape Canaveral в сторону планеты Венера запущена автоматическая межпланетная станция “Pioneer-Venus-2”. Станция несла четыре спускаемых аппарата, которые успешно выполнили свою миссию. Официальное название — Pioneer Venus Multiprobe, в документах НАСА станция фигурировала также в качестве Pioneer Venus 2 и Pioneer 13.
1984 - Катастрофа бомбардировщика 3М 1096-го тбап 201 тбад, КК п/п В.Р.Тухватуллин. В режиме набора высоты загорелся двигатель. В процессе пожара самолёт потерял поперечную устойчивость и возник крен 60–70º. Самолет потерял высоту и столкнулся с землёй. Из 7 находившихся на борту воздушного корабля советских военных лётчиков погибло пятеро. Спаслись, покинув самолёт, второй штурман (штурман-оператор) капитан А.И.Ефишин и КОУ.
Как, более подробно описал произошедшее один из ветеранов Дальней Авиации: члены экипажа «…на высоте 350 м услышали хлопки. Как выяснилось позже, струя горячего воздуха из разрушившегося соединения противообледенительной системы попала на бензиновый бачок запуска турбостартера С-300М двигателя РД-ЗМ-500А, что вызвало взрыв паров бензина. Этот бачок располагался в кессоне корневой части крыла левой плоскости, в непосредственной близости к его носовой части, где проходил трубопровод противооблединительной системы. В результате вырвало часть верхней обшивки и механизации левой плоскости крыла, из-за чего возник опасный крен. Командир, доложив о происшествии руководителю полётов, развернул самолёт на посадку, уводя его в сторону от населенного пункта. Но ситуация быстро переросла в катастрофическую, с последующим разрушением левой консоли крыла, приведшим к значительному уменьшению подъёмной силы и к потере поперечной управляемости. Когда крен достиг 54 градусов, штурман-оператор и командир огневых установок, не дожидаясь приказа командира, катапультировались. Затем самолёт задел крылом землю и взорвался, унеся жизни остальных членов экипажа».
«При расследовании было выяснено, - продолжает ветеран, - что причиной лётного происшествия являлся конструктивный недостаток — необоснованное, далеко отнесенное место расположения запорного крана противообледенительной системы от места отбора горячего сжатого воздуха из-за компрессора двигателя. Виновник: предприятие — разработчик самолёта ЗМ. В течение 3 – 4 месяцев доработка была выполнена на всем парке самолётов ЗМ.
1986 - Совершивший первый полёт единственный экземпляр экспериментального самолёта ЕАР. ЕАР используется в исследованиях технологий, связанных с разработкой перспективного истребителя и включающих электродистанционную систему управления, которая прошла испытания на самолёте Jaguar. После многолетних исследований компании British Aerospace по созданию АСА (Agile Combat Aircraft - маневренный боевой самолёт), 26 мая 1983 года правительство подписало с ней контракт на разработку программы по экспериментальному самолёту EAP (Experimental Aircraft Programme).На самолёте активно проводились испытания различных систем для нового истребителя EF.2000 Typhoon.
1987 - На вооружение ВМФ принят корабельный вертолёт Ка-29. Он предназначен для высадки с больших десантных кораблей первой волны морской пехоты и поддержки её действий огнем бортового вооружения.
Полезная нагрузка: 16 солдат или 4 носилок и 6 сидячих раненых или 2000 кг груза в кабине или 4000 кг на подвеске.
Вооружение: 1 х 7.62-мм пулемёт с 1800 патронами, возможна установка 30-мм пушки А242 с 250 патронами. Боевая нагрузка - 2000 кг на 4 узлах подвески: 2 х 4 ПТУР Штурм, до 80 80-мм НУР, или 2 контейнера с 23-мм пушкой и 250 патронами или 2 напалмовых бака ЗБ-500.
1988 - Начало эксплуатации Як-42Д с увеличенной дальностью полёта.
1988 - Первый полёт опытного образца немецкого лёгкого многоцелевого самолёта R 90, разработанного немецкой фирмой Ruschmeyer Aircraft-Production. В Германии самолёт R90 был сертифицирован в июне 1992 года, выпускался серийно в нескольких модификациях, отличавшихся силовой установкой, шасси и составом бортового оборудования. До момента банкротства компании Ruschmeyer в 1996 году было построено около 30 самолётов R 90 всех модификаций. В 2001 году компания Solaris Aviation (Вест Палм Бич, штат Флорида) приобрела лицензию и возобновила производство самолётов R 90 под новым обозначением Sigma. Первые машины были поставлены заказчикам в 2002 году.
1988 - Катастрофа Ан-12 над Азовским морем близ Ейска. Самолёт длительное время не эксплуатировался. Первым рейсом после перерыва стал короткий перелёт для перевозки группы лётчиков-инструкторов с партсобрания. В полёте борттехник переключил подачу топлива от напольных баков, которые были заправлены давно и не использовались. Керосин в них отстоялся и содержал воду. На предпосадочной прямой в 3-4 км от ВПП все четыре мотора поочередно заглохли. Экипаж попытался совершить вынужденную посадку в лимане Азовского моря на мелководье. Самолёт стойками выпущенных шасси задел воду и клюнул носом. При ударе об воду и дно фюзеляж раскололся и частично погрузился в воду. Грузовой отсек, где находилось большинство пассажиров, заполнило водой, перемешанной с керосином. Это был самолёт-лаборатория, не приспособленный для перевозки пассажиров. Кроме того, в грузовом отсеке находилось оборудование, которое сорвало при ударе. В результате те люди, которые находились в грузовом отсеке, погибли. Всего в катастрофе погибло от удара или утопления 25 человек.
1989 - В США с космодрома Cape Canaveral по программе STS-28 осуществлён запуск космического корабля “Columbia №8” с астронавтами Марком Брауном (Mark Brown), Ричардом Ричардсом (Richard Richards), Джеймсом Адамсоном (James Adamson), Дэвидом Листмой (David Leestma) и Брюстером Шоу (Brewster Shaw) на борту. Полёт осуществлялся по программе Министерства обороны США. В этот же день запущены военные спутники "USA-040" ["SDS B-1"] и "USA-041". Посадка корабля 13 августа 1989 года.
1990 - США потеряли шестой С-5А. Galaxy упал вскоре после взлёта с авиабазы США в Рамштайне (ФРГ).
1991 - Скончался Иван Никитович Кожедуб — советский военачальник, маршал авиации (1985), лётчик-ас. Трижды Герой Советского Союза (1944, 1944, 1945).Лётчик-ас времён Великой Отечественной войны, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 победы). Псевдоним во время боевых действий в составе Группы советских военных специалистов в Корее — «Крылов».Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
2001 - В США с космодрома на мысе Канаверал с помощью РН "Дельта-2" (Delta) был осуществлён запуск научного КА "Genesis", основной задачей которого являлось исследование солнечного ветра. Аппарат отправился в точку либрации L1, где в течение 3 лет собирал в специальные ловушки образцы "солнечного ветра" - высокоэнергетичные заряженные частицы, испускаемые Солнцем. В сентябре 2004 года эти ловушки с застывшим в них "солнечным ветром" в специальной капсуле были сброшены на землю в пустыне штата Юта. Посадка капсулы прошла в аварийном режиме, но материалы не погибли. Первая за последние тридцать лет доставка на Землю внеземного материала.
2007 - В 22:36:36 UTC из Космического центра имени Кеннеди (NASA Kennedy Space Center), стартовый комлекс LC39A (66-е использование стартового комплекса), подвижная стартовая платформа MLP-1, специалистами компании United Space Alliance при поддержке боевых расчетов 45-го Космического крыла ВВС США осуществлен пуск космической системы многократного использования "Space Shuttle" (119-й полет МТКК; программа полета STS-118 [ISS-13A.1]; внешний бак ET-117, твердотопливные ускорители – комплект BI-130 с двигателями RSRM-97) с космическим кораблем OV-105 Endeavour (20-й полет ОС, двигатели SSME1 № 2047, SSME2 № 2051, SSME3 № 2045, версия бортового программного обеспечения OI-30). Корабль пилотирует экипаж в составе:
КЕЛЛИ Скотт Джозеф (KELLY Scott Joseph), США, командир корабля (2-й полет в космос);
ХОБО Чарльз Оуэн (HOBAUGH Charles Owen), США, пилот (2-й полет в космос);
КОЛДВЕЛЛ Трейси Эллен (CALDWELL Tracy Ellen), США, специалист полета-1 (1-й полет в космос);
МАСТРАККИО Ричард Алан (MASTRACCIO Richard Alan), США, специалист полета-2 / бортинженер / специалист по работе в открытом космосе-1 (2-й полет в космос);
УИЛЛЬЯМС Дейфидд Рис (WILLIAMS Dafydd Rhys), Канада, специалист полета-3 / специалист по работе в открытом космосе-2 (2-й полет в космос);
МОРГАН Барбара Реддинг (MORGAN Barbara Radding), США, специалист полета-4 (1-й полет в космос);
ДРЮ Бенджамин Элвин, младший (DREW Benjamin Alvin, Jr.), США, специалист полета-5 (1-й полет в космос);
Стыковка с МКС 10 августа. Посадка корабля 21 августа.
2008 - 5 грузинских штурмовиков Су-25 - сначала 2 самолёта, а затем 3 - нанесли удар по территории Южной Осетии в районе населённого пункта Тквернети... После вооружённого конфликта с участием Грузии, России, Южной Осетии и Абхазии российское руководство объявило о признании государственной самостоятельности Республики Южная Осетия.
Свежие комментарии