На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 686 подписчиков

Свежие комментарии

Великие авиаконструкторы. Джон Кнудсен Нортроп

Основатель компании Northrop Grumman Джон Кнудсен Нортроп родился в малообеспеченной семье в Ньюарке в 1895 году. По причине скудности семейного дохода Джон был вынужден после окончания средней школы работать сначала автомехаником в мастерской, затем чертежником в архитектурном бюро. Именно эта практика позволила Нортропу приобрести навыки и знания, которые в будущем помогли ему стать одной из наиболее заметных фигур в мировой аэрокосмической индустрии.

 

Авиация была несбыточной мечтой Джона Нортропа до тех пор, пока в 1916 году он не повстречал братьев Алана и Малькольма Логхедов, которые в тот момент основали в Санта-Барбаре компанию Loughead Aircraft Manufacturing. Позднее название сменили на более запоминающееся Lockheed. Нортроп стал одним из первых сотрудников, нанятых Loughead Aircraft Manufacturing. За время работы в фирме он проектировал большой 10-местный гидросамолет F-1 и двухместный спортивный биплан S-1. В 1921 году компания братьев Логхедов слилась с Detroit Aircraft. В результате последовало сокращение штатов и Джон Нортроп лишился работы. Однако вскоре он услышал, что Дональд Дуглас, владелец Douglas Company, нанимает сотрудников для участия в проекте по созданию нового самолета Douglas World Cruiser, который был начат при участии министерства обороны США.

Douglas World Cruiser

Там решили, что стране нужен бомбардировщик, способный совершать межконтинентальные перелеты. С 1923 по 1926 год Нортроп работал над проектом. Результатом стал перелет на рекордное расстояние 46671 км, продолжавшийся 175 дней и принесший Douglas Company славу создателей первого самолета, облетевшего вокруг света. Справедливости ради стоит заметить, что из четырех стартовавших аппаратов Douglas World Cruiser до цели долетели только два — один из самолетов по причине неисправностей остался на промежуточном аэродроме, а другой упал в Атлантический океан. После этого эксперимента Нортроп пришел к выводу, что он создан для чего-то большего, нежели разработка отдельных частей самолетов в чужих компаниях. По ночам Джон делал собственные расчеты, создавал сотни чертежей и смелых проектов, которые в тот момент, впрочем, некому было предложить.

 Lockheed Vega

В 1926 году компания Lockheed вышла из альянса с Detroit Aircraft и снова стала самостоятельной. Джон Нортроп перешел на работу в Lockheed и занялся проектом Lockheed Vega. Этот самолет специалисты признали вершиной технической мысли среди одномоторных самолетов с деревянным корпусом. Нортроп постоянно обращался к руководству Lockheed с различными инновационными идеями, но акционеры компании, вполне довольные успехом Vega, отвечали ему, что лучше немного подождать и «не делать резких движений». Дело кончилось тем, что Нортроп покинул Lockheed и основал собственную компанию Avion Corporation. Ему тогда казалось, что теперь можно развернуться по-настоящему. Джон Нортроп верил в то, что путь к повышению скорости и КПД самолетов лежит через разработку новой конструкции крыла. Он создал несколько смелых прототипов, но созданные им модели самолетов оказались плохо управляемыми. Деньги на финансирование компании стремительно кончались, и в 1929 году Avion пришлось объединиться с холдингом United Aircraft & Transport Corporation. В этот период на Америку обрушился финансовый кризис, вошедший в историю под названием «Великая депрессия», и Нортроп отложил свои разработки, занявшись созданием пассажирского самолета Alpha. Видимо, работа делалась без особого энтузиазма, модель не имела большого успеха — продано было всего 20 машин. В 1929 году бывший военный летчик Лерой Грумман основал Grumman Aircraft Company. Создание компании обошлось ему в $32 000.

Northrop C-19 Alpha

В 1931 году United Aircraft & Transport Corporation приняла решение перенести свою деятельность в Канзас. Нортроп категорически отказался переезжать в Канзас и вышел из состава менеджмента. В 1932 году он совместно с Дональдом Дугласом основал Northrop Corporation. Джон Нортроп усовершенствовал модель Alpha, создав последовательно Gamma, Beta и Delta.

 

Northrop Gamma

Модель Gamma имела определенный успех, было продано около 60 самолетов (потребности американской гражданской авиации в 1930-е годы были очень невелики). Тогда Нортроп еще раз модифицировал Alpha, создав военные самолеты BT-1 и A-17. По иронии судьбы в 1935 году несколько бомбардировщиков, разработанных на базе A-17, было продано военно-морскому флоту Японии. На базе этих моделей японцы создали собственные военные самолеты.

Northrop BT-1

Однако разработки в секторе гражданской и военной авиации опять не увенчались успехом — в 1937 году из-за финансовых проблем Northrop Corporation была расформирована. Работу потеряли более 1400 человек. Нортропу повезло, что до банкротства он успел продать свои 49% акций компании Дугласу и что Дуглас впоследствии не отказался от уплаты денег за этот пакет. 

Разочарованный чередой неудач Джон Нортроп заявил своим друзьям, что больше не желает иметь ничего общего с авиацией. Впрочем, его терпения хватило ненадолго — в 1939 году он получил от Дугласа деньги за пакет акций Northrop Corporation и основал компанию Northrop Aircraft. 

Но неудачи снова преследовали Нортропа. Он выиграл тендер на поставку ВМС США 200 самолетов SBD-3, но конкуренты вовремя нажали на «нужные рычаги», и военные пересмотрели условия контракта. В результате поставки осуществляла другая фирма. Вероятнее всего, вскоре бизнес Нортропа окончательно развалился бы, и все его гениальные конструкторские идеи так навечно и остались бы лежать в ящике стола, но началась вторая мировая война, которая спасла компанию от разорения и вдохнула новую жизнь в американскую промышленность. 

Northrop P-61 \Black Widow

Northrop Aircraft выиграла контракт стоимостью $20 млн на поставку деталей для гидросамолета Catalina, еще $17 млн принес контракт на постройку бомбардировщика Vengeance. Американское правительство заказало Northrop 700 бомбардировщиков P-61 «Черная Вдова». За время второй мировой Northrop Aircraft произвела более тысячи самолетов. После окончания боевых действий у компании осталось незавершенных контрактов на сумму более $20 млн. Grumman Aircraft Company тоже неплохо заработала на войне. Ее истребители Wildcat и Hellcat активно закупались американскими военными из-за их выдающихся боевых качеств. Особенно много самолетов Grumman Aircraft Company закупала авиация ВМФ США. Две трети японских самолетов, сбитых американцами за время второй мировой, были уничтожены именно пилотами Wildcat и Hellcat.

Northrop B-35 Flying Wing

После войны в авиационном бизнесе наступило затишье. Джон Нортроп, используя средства, полученные от оборонных контрактов, смог, наконец, претворить в жизнь свои разработки. Он являлся яростным поклонником модели «летающее крыло», которую сам же и изобрел. Еще в сентябре 1941 года конструктор предложил ВВС США проект тяжелого бомбардировщика, построенного на базе этой модели. Вскоре Northrop Aircraft подписала контракт на постройку таких самолетов — двух бомбардировщиков ХВ-35 и восьми YB-35. Однако выяснилось, что разработка бомбардировщика ХВ-35 потребовала намного больше времени, чем предполагалось ранее. ХВ-35 так и не удалось внести свою лепту в победу над антигитлеровской коалицией — впервые самолет поднялся в воздух 25 июня 1946 года. Специалисты Northrop Aircraft так и не смогли создать эффективную систему управления «бесхвостым» самолетом.
По ходу испытаний выявились многие недостатки машины, прежде всего связанные с теми двигателями и парными пропеллерами. ВВС приняли на вооружение гигантский В-36 Миротворец компании Консолидейтед, который все эти годы был основным соперником самолета Нортропа. И в тоже время, военные начали говорить о замене поршневых бомбардировщиков на реактивные. А поскольку большинство проблем у YB-35 были связаны как раз с силовой установкой и движителями (4-лопастными винтами). то решение просилось само - заменить поршневые моторы реактивными!3 самолета YB-35 были немедленно оснащены 8 двигателями Allison/General Electric J35-A-5 turbojets и получился YB-49, который взлетел 21 октября 1947 года. Машина получилась замечательная. Максимальная скорость выросла до 800 км/час, выросла дальность - до 16000 км (боевой радиус больше 7500 км), выросла высотность - до 14 км, но нормальная бомбовая нагрузка снизилась до 14,5 тонн. Джек Нортроп в 1947-1948 гг был на столько уверен в превосходстве и перспективе своего творения, что начал серийное производство своих самолетов до получения заказа от ВВС. Более того, он развернул активную кампанию среди авиаперевозчиков, предлагая им невиданные машины с невиданным комфортом, дальностью и экономичностью. Казалось, солнце взошло над летающими крыльями Джека Нортропа...

Northrop YB-49

YB-49 проходили испытания до середины 1950 года. Военные отмечали, что "летающее крыло" непривычно в управлении, что имеется некоторое боковое скольжение и раскачивание, которые пилот должен компенсировать, что затрудняет точное прицеливание при бомбометании с большой высоты и вообще, машина им перестала нравиться. На модификации YRB-49A 8 двигателей J35-A-5 заменили на 6 движков J35-A-19. Не помогло. Военные находили то один аргумент, то другой. И, хотя негативные аргументы военных по большей части опровергались, чувствовалось, что кто-то очень сильно не хочет, чтобы эта машина получила жизнь. В конце концов, 26 апреля 1951 года YRB-49A совершил свой последний полет. Машины встали на прикол. Производство прекратилось. Нортроп просил ращрешения у военных, если им эти самолеты больше не нужны, перепрофилировать их - отказали.1 декабря 1953 года из Вашингтона поступил приказ все изготовленные самолеты уничтожить. Смитсониевский музей попросил один экземпляр для экспозиции - неслыханное в истории  - наотрез отказали.Самолеты были уничтожены. Джек Нортроп ушел из своей фирмы и вообще ушел из авиации. Навсегда.Через 30 лет после последнего полета YRB-49A, в феврале 1981 года Джек Нортроп скончался, так больше никогда не увидев своих любимых "летающих крыльев" в полете.
Только незадолго до смерти в феврале 1981 года Нортроп увидел чертежи будущего бомбардировщика В-2. Очевидцы передают, что конструктор уронил слезу и прошептал: «Теперь я знаю, зачем Господь даровал мне последнюю четверть века жизни».
И, как по мановению волшебной палочки, всего через пол года после смерти Джека Нортропа, ВВС США принимают проект малозаметного стратегического бомбардировщика, которому присваивают имя В-2 Спирит. У В-2 не только аэродинамическая схема та же, что у YB-35 и YB-49, В-2 имеет те же размеры, что "крылья Джека": рамах крыльев 52,4 м, дина 21 м, высота - 5,2 м.

Northrop В-2

http://www.planers32.ru/mc_1554.html

http://maxpark.com/community/5887/content/5109185

Картина дня

наверх