На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 682 подписчика

Свежие комментарии

  • Максим Комиссаров
    А откуда информация что Иран и япы хотели себе такого же красавца?Закат знаменитого...
  • Максим Комиссаров
    Здравствуйте.Закат знаменитого...
  • Maxim
    На переправе коней не меняют, но можно заменить кучера, т. е. руководство завода передать под гос управление.. т. Ста...Трутнев: «магичес...

Этот день а авиации. 10 ноября

 Этот день в авиации. 10 ноября

 Этот день в авиации. 10 ноября

1888 - (29 октября ст.ст.) Родился авиконструктор А.Н.Туполев.
В 1908 году Туполев поступил в Императорское Московское техническое училище, здесь в Воздухоплавательном кружке он познакомился с Николаем Жуковским, основоположником аэродинамики. Знакомство со знаменитым ученым оказало большое влияние на молодого Туполева.

«С этого мгновения началась моя авиационная жизнь», - говорил он впоследствии.

Но занятия аэродинамикой пришлось прервать, Туполева как участника студенческих волнений исключили из училища и выслали домой. В училище он восстановился в 1913 году. В Москве Андрей Николаевич участвовал в работах первого в России авиационного расчетного бюро, которое производило необходимые расчеты для резко возросших нужд военной авиации – шла Первая мировая война.
Училище Туполев окончил с отличием в 1918 году, вместе с Жуковским выступил организатором Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), в ЦАГИ он возглавил авиационный отдел. Перед ЦАГИ стояла масштабная задача – создание отечественного авиапрома.
А 1923 году Туполев сконструировал свой первый легкий одноместный самолет АНТ-1, в 1924 году АНТ-2, это был первый цельнометаллический самолет, в следующие годы цельнометаллические самолеты, разработанные конструктором стали выпускаться серийно. Это были надежные машины, на которых был установлен целый ряд мировых авиарекордов, на низкоплане АНТ-25 Валерий Чкалов совершил перелет в Америку, на самолетах АНТ-6 была высажена в 1937 году первая экспедиция на Северный полюс.
В 1937 году Туполева, запустившего советский авиапром, арестовали, обвинили в шпионаже и приговорили к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. Продолжая работу в заключении, Андрей Николаевич создал фронтовой бомбардировщик «103» (Ту-2). От дальнейшего отбывания наказания Туполева освободила начавшаяся война.
Самолеты-бомбардировщики, торпедоносцы, разведчики разработанные Туполевым, участвовали в боевых действиях и приближали победу 1945 года. Всего конструктор разработал свыше 100 типов самолетов, 70 из них выпускались серийно. Знаменитые Ту вошли в основной состав авиапарка Советского Союза и экспортировались в десятки стран.
За свою пятидесятилетнюю научную и конструкторскую деятельность Андрей Туполев подготовил плеяду выдающихся советских авиаконструкторов, многочисленные кадры ученых и инженеров, работающих ныне во многих организациях авиационной промышленности.
Скончался гениальный конструктор 23 декабря 1972 года. 

Этот день в авиации. 10 ноября

1889 - Родился ученый и авиаконструктор Б.Н.Юрьев.
С 1907 года учился в Московском техническом училище, где стал активным членом воздухоплавательного кружка Жуковского. В мае 1911 года Б. Н. Юрьев руководил подготовкой полётов аэроплана, построенного кружковцами. В том же 1911 году, в журнале «Автомобиль и воздухоплавание», появилась первая публикация Юрьева «О наиболее полезном грузе, поднимаемом аэропланами и геликоптерами при данной силе мотора». В ней впервые был употреблён термин аэробус. В этом же году Юрьев сделал заявку, патентуя геликоптер своей системы по, ставшей позже — классической, схеме одновинтового вертолёта с автоматом перекоса несущего винта и рулевым винтом. В газетах «Новое время» и «Русский инвалид» в 1912 году появилась заметка о подготовке воздухоплавательного кружка ко второму Всероссийскому воздухоплавательному съезду: «Студент Императорского технического училища Юрьев изобрёл геликоптер, то есть вертикальный винт для аэроплана. Этот винт даёт возможность подняться с места и оставаться на какой угодно высоте. Профессор Жуковский проверил эту работу и одобрил её…». Модель вертолёта в натуральную величину, которая демонстрировалась на международной выставке воздухоплавания и принесла автору золотую медаль за разработку проекта.
С началом Первой мировой войны Юрьева отправили служить в крепость Новогеоргиевск, затем — в эскадру тяжелых самолетов «Илья Муромец». Летом 1915 года при обороне крепости Новогеоргиевск он попал в плен. После возвращения в Россию в декабре 1918 года Юрьев работал над проектом «Четырёхмоторный тяжёлый самолёт», который защитил как выпускной, 5 мая 1919 года. Жуковский оставил его в училище лаборантом, а осенью он начал преподавать в только что основанном Московском авиатехникуме, затем в техническом училище, а с 1920 года — в созданной Жуковским Военно-воздушной академии.
В 1919 году Юрьев начал работать в ЦАГИ: он возглавил группу, которая положила начало экспериментальному аэродинамическому отделу. На основе экспериментов и теоретических изысканий в 1922 году Юрьевым был предложен метод расчёта винтов, позволяющий легко учитывать влияние трения на струю винта и на скорость вращения струи. Он разработал относительную вихревую теорию, издал учебники «Воздушные винты» и «Экспериментальная аэродинамика».
В 1926 году в ЦАГИ была организована группа для разработки геликоптера по схеме, предложенной Юрьевым. В результате были определены три наиболее перспективные схемы: одновинтовой аппарат с рулевым винтом и автоматом-перекосом, двухвинтовой и восьмивинтовой. Эти исследования дали возможность построить геликоптер «ЦАГИ 1-ЭА» (ЭА — экспериментальный аппарат); 14 августа 1932 года первый советский вертолетчик А. М. Черемухин поднял машину на 605 метров и установил рекорд высоты.

Кабинет Б. Н. Юрьева в музее МАИ.Б. Н. Юрьев участвовал в организации МАИ (где преподавал в 1930—1940 годах). Он — основатель кафедры экспериментальной аэродинамики и гребных винтов (позднее — аэродинамики) МАИ и первый её заведующий (1930—1939).
В 1939 году ему присвоили звание бригадного инженера, в 1940 году удостоили звания Заслуженного деятеля науки РСФСР. Летом 1941 года эвакуировался с военно-воздушной академией в Свердловск. В эвакуации он занимался разработкой и строительством аэродинамической лаборатории, научными разработками для нужд обороны.
В 1941 году совместно с И. П. Братухиным построил 2‑винтовой вертолёт «Омега».
В 1942—1949 годах генерал-лейтенант инженерно-технической службы Б. Н. Юрьев был заместителем начальника Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского.
В 1944—1950 годах — председатель Комиссии по истории техники АН СССР, с 1950 года — заведующий лабораторией прикладной аэродинамики в Институте механики АН СССР. Вошёл в Первоначальный состав Национального комитета СССР по теоретической и прикладной механике (1956)
За свою жизнь Б. Н. Юрьев подал свыше 40 заявок на изобретения, получил 11 патентов, 2 авторских и два охранных свидетельства. Среди его изобретений — ручка управления одновременно несколькими двигателями многовинтового вертолета, привязной геликоптер с реактивным винтом, реактивный винт, новая схема самолета-вертолета и другие.
Скончался 14 марта 1957 года. 

Этот день в авиации. 10 ноября

1893 - Родился ученый в области радиотехники и радиолокации А.И.Берг. 

В 1914 году окончил морской корпус. Во время первой мировой войны служил младшим штурманом на линкоре «Цесаревич». С июля 1916 — штурман и офицер связи на английской подводной лодке E8, действовавшей совместно с русским флотом на Балтийском море. В 1918 году участвовал в Ледовом походе Балтийского флота.
В 1919 штурман подводной лодки «Пантера», которая 31 августа 1919 года двумя торпедами у острова Сескар потопила английский эсминец «Виттория». Это стало первой победой подводных сил России. В дальнейшем командовал подводными лодками «Рысь», «Волк». С октября 1921 — командир подводной лодки «Змея», находившейся в ремонте. За три месяца подготовил её к выходу на боевые операции. За самоотверженную работу по восстановлению подводной лодки А. И. Бергу в 1922 году было присвоено звание «Герой труда Отдельного дивизиона подлодок Балтфлота». В 1922 участвовал в разработке «Правил службы на подводных судах». Службу на флоте совмещал с учёбой в 1-м Петроградском политехническом институте, затем на электротехническом факультете Военно-морской академии, которую окончил с отличием в 1925 году.
Готовя «Змею» к отплытию, в результате нарушения техники безопасности потерял палец. Рейд провёл на посту, и только когда лодка возвратилась на базу, обратился к врачам. Инцидент серьёзно ослабил здоровье моряка, и о службе на лодке не было и речи.
После окончания академии преподавал в Военно-морском инженерном училище. С мая 1927 председатель секции радиосвязи и радионавигации Научно-технического комитета ВМС РККА. Как преподаватель ВМИУ создал при училище радиолабораторию и занимался в ней научными исследованиями в области радио. В 1932 году лаборатория была преобразована в научно-исследовательский институт, руководителем которого был назначен Берг. В 1932—1937 — начальник Научно-исследовательского морского института связи и телемеханики (НИМИСТ).
25 декабря 1937 арестован по обвинению во вредительстве, находился в заключении под следствием до 9 мая 1940 года. Был реабилитирован и восстановлен в воинском звании. В 1941 году Бергу было присвоено воинское звание инженер-контр-адмирал.
В начале Великой Отечественной войны жил в эвакуации в городе Самарканде, куда была эвакуирована Военно-морская академия, где он профессорствовал. Во время войны настойчиво продвигал необходимость создания и использования радиолокаторов, возглавлял программу по созданию советских радаров. С июля 1943 по октябрь 1944 года — заместитель наркома электропромышленности. Одновременно в 1943—1947 гг. — зам. председателя совета по радиолокации ГКО (председателем совета был Г. М. Маленков). Являлся инициатором основания (июль 1943) и первым директором «Всесоюзного научно-исследовательского института радиолокации» (теперь ЦНИРТИ).
В сентябре 1943 избран член-корреспондентом АН СССР по Отделению технических наук. Инженер-вице-адмирал (25.09.1944). В 1946 году избран действительным членом АН СССР по отделению технических наук (радиотехника).
В 1946 году параллельно с работой в Совете по радиолокации, входит в состав ракетного комитета. Был одним из создателей, а впоследствии редактором обширной научно-популярной книжной серии «Массовая радиобиблиотека», издававшейся с 1947 г.
С сентября 1953 по ноябрь 1957 — заместитель министра обороны СССР. В 1953 году в составе АН СССР был открыт Институт радиотехники и электроники (ИРЭ). А. И. Берг стал его первым директором, занимая этот пост до 1955 года. Инженер-адмирал (08.08.1955). В мае 1957 года по личной просьбе, в связи с перенесённым двухсторонним инфарктом, освобождён от должности заместителя министра обороны.
С 1950 по 1960 — председатель Всесоюзного научного совета по радиофизике и радиотехнике АН СССР. С 1959 — председатель научного совета по комплексной проблеме «Кибернетика» при Президиуме АН СССР. Возглавлял координацию исследований по кибернетике. Внёс значительный вклад в становление в СССР бионики, технической кибернетики, структурной лингвистики, искусственного интеллекта.
Скончался 9 июля 1979 года.

Этот день в авиации. 10 ноября

1895 - Родился Джон Кнудсен Нортроп, американский авиаконструктор

Этот день в авиации. 10 ноября

1907 - Первый полёт первого моноплана Blériot VII с тянущим двигателем, закрытым фюзеляжем, расположенным позади хвостовым оперением и двухколесным шасси; Луи Блерио 

Этот день в авиации. 10 ноября
Этот день в авиации. 10 ноября

1924 Родился конструктор ракетно-космической техники М.Ф.Решетнев.
Окончил Московский авиационный институт в 1950 году с отличием. Преддипломную практику прошёл в НИИ-88, под руководством Михаила Клавдиевича Тихонравова; дипломную работу защищал по ракетной тематике. С 1950 по 1959 год работал в «королёвском» ОКБ-1 инженером, ведущим конструктором, заместителем Главного конструктора.
С 1959 года М. Ф. Решетнёв, являясь заместителем Главного конструктора ОКБ-1, Сергея Павловича Королёва, одновременно становится главным конструктором предприятия п/я 80 — начальником «восточного» филиала ОКБ-1 (с октября 1961 года именуется ОКБ-10), размещённого в городе Красноярске-26 (сейчас город Железногорск Красноярского края).
С ноября 1962 года молодой конструкторский коллектив принял от ОКБ-586, возглавляемого Михаилом Кузьмичём Янгелем, проект создания ракеты-носителя лёгкого класса. М. Ф. Решетнёву было 39 лет, когда руководимое им предприятие на основе боевой баллистической ракеты Р-14 завершило разработку универсальной ракеты-носителя «Космос»,. В августе 1964 года с её помощью были выведены на орбиту первые спутники ОКБ-10.
Ярко характеризуют личность Михаила Фёдоровича воспоминания Бориса Евсеевича Чертока об истории передачи в Красноярск-26 семейства спутников «Молния»:
В 1967 году ОКБ-10 перестаёт быть филиалом, и именуется КБ прикладной механики (КБ ПМ), а М. Ф. Решетнёв становится генеральным конструктором самостоятельного конструкторского бюро, основной тематикой которого все последующие годы будет создание информационных спутниковых систем (связи, телевещания, навигации, геодезии) как для военных, так и для гражданских целей. С 1977 года по день смерти — Генеральный конструктор и Генеральный директор НПО Прикладной механики, включившего в свой состав Механический завод и КБ ПМ.
Скончался 26 января 1996 года.   Этот день в авиации. 10 ноября

1948 - Угон Ли-2 ВВС СССР. Авиационный механик л-т Владимир Барашков, совершил побег с одного из дальневосточных аэродромов на японский остров Рисири. При посадке у самолёта подломилась правая опора, сам угонщик не пострадал. Он получил политическое убежище в США 

Этот день в авиации. 10 ноября

1949 - Состоялся первый полёт многоцелевого Sikorsky S-55/H-19 Chickasaw Игоря Сикорского S-55 

 

Этот день в авиации. 10 ноября

1968 - Запуск АМС "Зонд-6" для облета Луны и возвращения на Землю  

Этот день в авиации. 10 ноября

1975 - Завершены испытания опытно-экспериментального самолета Су-25 (Т8-1)

 

Этот день в авиации. 10 ноября1982 - Первый полет боевого вертолета Ми-28 с ТВлД ТВЗ-117ВМА, Г.Р.Карапетян, В.В.Цыганков
 
Этот день в авиации. 10 ноября1985 - Первый полёт БТС-002 - самолёта-аналога орбитального корабля многоразового использования «Буран», созданного под руководством Г.Е. Лозино-Лозинского. Экипаж - Игорь Волк, Римантас Станкявичюс.

Это был полноразмерный самолёт-аналог космического корабля «Буран», предназначенный для наземных испытаний и отработки в атмосфере схем захода на посадку и саму посадку, включая автоматические режимы. При полном соответствии органов аэродинамического управления, массовых и других характеристик с ОК «Буран», имел различия в аэродинамической компоновке.

1988 - ВВС США впервые представили публике самолёт-невидимку F-117.

1995 - Экипаж ведущего лётчика-испытателя Boeing Сюзанны Дарси-Хеннеман установил мировой рекорд дальности полета коммерческих самолетов. Её Boeing 777-200LR Worldliner пролетел нон-стоп из Гонконга в Лондон 21601,33 километров за в 22 часов 22 минуты. Во время полета также установлены два рекорда скорости - в среднем 981,57 километров в час из Лос-Анджелеса в Нью - Йорк и 910,54 километров в час из Нью-Йорка в Лондон.

Этот день в авиации. 10 ноября

2003 - Мировые рекорды высоты полёта с коммерческим грузом 35 т, 40 т, 45, 50 т и 55 т - 7355 м, а также самая большая коммерческая нагрузка 55.063 кг поднята на высоту 7355 м; экипаж В. Горовенка на Ан-70

Картина дня

наверх