1900 - Родился Семён Алексеевич Лавочкин — советский авиационный конструктор, генерал-майор инженерно-авиационной службы (19.
08.1944), дважды Герой Социалистического Труда(1943, 1956), лауреат четырёх Сталинских премий(1941,1943,1946,1948).
Окончил в 1927 году МВТУ имени Н. Э. Баумана — получил квалификацию инженера-аэромеханика.После защиты дипломного проекта отправился в КБ П.М.Ришара, Лавочкин был назначен заведующим сектором прочности. После С.А. Лавочкин работал в Бюро новых конструкций, под руководством А.Лявиля, став его помощником, разработанный ими двухместный истребитель ДИ-4.В конце концов КБ было распущено. Затем Лавочкин переходит в Главное управление авиационной промышленности (ГУАП). В ГУАП, вместе с В.П. Горбуновым и М.И. Гудковым, был разработан истребитель из Дельта-древесины ЛаГГ-3.
Ряд последующих моделей этого самолёта — Ла-5, Ла-7 и различные их модификации, созданные уже в ОКБ-21 под руководством Лавочкина в городе Горьком (назначен начальником ОКБ 23 ноября 1940 года), обнаружили высокие боевые качества и сыграли важную роль в ходе Великой Отечественной войны.
В октябре 1945 года после возвращения из города Горького назначен начальником ОКБ-301 в городе Химки Московской области (ныне ФГУП «Научно-производственное объединение имени С. А. Лавочкина»).После войны Семён Алексеевич работал над созданием реактивных самолётов. В его ОКБ-301 были разработаны серийный (Ла-15) и многие опытные реактивные истребители.
Крылатая ракета «Буря».В 1954 году Лавочкин начинает работу над межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракетой «Буря» (руководитель работ — Н. С. Черняков).
В 1956 году присвоено служебное звание — Генеральный конструктор по самолётостроению.
С 1944 года Лавочкин — генерал-майор инженерно-технической службы, с 1958 года — член-корреспондент АН СССР. Дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1956).
Умер от последствий острой сердечной недостаточности на полигоне Сары-Шаган 9 июня 1960 года при испытании системы ПВО «Даль». Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 1), рядом находятся могилы жены — филолога Розы Герцевны Лавочкиной (1903—1994), сына Александра (1938—1967) и дочери Аллы (1930—2001).
1912 - Русский авиатор Всеволод Михайлович Абрамович на самолёте "Райт-Абрамович" установил мировой рекорд продолжительности полёта с четырьмя пассажирами, продержавшись в воздухе 45 минут 57 секунд.
1924 - В результате технического дефекта при попытке выполнить парящий полёт на планере “Комсомолец” АВФ-11 погиб морской лётчик Пётр Николаевич Клементьев - конструктор и пилот планера АВФ-11 "Комсомолец". Во время двадцать третьего парящего полёта 11 сентября 1924 года он взлетел с вершины Узун-Сырт при ветре скоростью 8-10 м/с. Полёт длился 2 минуты 18 секунд. Силовой каркас планера «Комсомолец» треснул, сложились оба крыла. Лётчик разбился при падении с высоты 500 метров.Погибшему было двадцать восемь лет. Тело планериста из Коктебеля доставили в Москву и похоронили на Новодевичьем кладбище. Плато Узун-Сырт стало именоваться горой Клементьева...
1926 - Первый полёт Vickers Type 123. Не выиграв конкурс на закупку истребителей Британскими ВВС в 1928 году, был так же безуспешно предложен ВВС ВМС.
1930 - Поднят в воздух первый опытный самолёт Fairey Seal (S1325). Опытный образец был создан на базе самолёта Fairey IIIF Mk IIIB и первоначально имел обозначение Fairey IIIF Mk VI. Он же, но уже в поплавковом варианте взлетел через два года - 29 сентября 1932 года. Он в основном был схож с самолётами Gordon и отличался тем, что его экипаж состоял из трёх человек и на самолёте имелось оборудование для морских операций. Оно включало в себя установку поплавкового или колёсного шасси (последнее имело хвостовое колесо и тормоза на основных колёсах), оснащение самолёта тормозным крюком, приспособлением для катапультирования, плавучими мешками и тросовым механизмом. Это позволяло использовать самолёт с авианосцев и военных кораблей, пригодных к запуску морских самолётов с катапульты.
1933 - В Гавре первый раз поднялась в воздух французская летающая лодка-дальний разведчик Вr.521 Bizerte. Она ведёт свою родословную от английской Шорт S.8 "Калькутта" (1931 г.), лицензию на которую компания "Бреге" получила от "Шорт бразерс" в 1931 году. Опытный образец этого самолёта, Вr.521-01, строился в соответствии с требованиями задания французского флота на летающую лодку, предназначенную для дальней разведки в море, выданного в 1932 году. На нём стояли три звёздообразных мотора Гном-Рон 14Kdrs по 825 л.с.
1935 - Родился Герман Степанович Титов — советский космонавт, первый человек, совершивший длительный космический полёт (более суток), второй советский космонавт, второй человек в мире, совершивший орбитальный космический полёт. Самый молодой человек в истории, совершивший орбитальный космический полёт. Герой Советского Союза (9 августа 1961 года). Дублёр Юрия Гагарина; доктор военных наук, доцент.
В июле 1953 года Г. С. Титов был призван на службу в армию. В 1955 году окончил 9-ю военную авиационную школу лётчиков (Кустанай), а в 1957 году — Сталинградское военное авиационное училище лётчиков им. Краснознамённого сталинградского пролетариата (Новосибирск), после чего служил в строевых частях ВВС в Ленинградском военном округе (26-й гвардейский авиаполк, машины Су-7, аэродромы Гатчина, Сиверский (Ордынка)).
С 1960 года — в отряде космонавтов. В апреле 1961 года был дублёром Юрия Гагарина при подготовке к первому в мире полёту в космос. В августе 1961 г. совершил суточный орбитальный полёт на космическом корабле «Восток-2».
С 6 по 7 августа 1961 года Герман Титов выполнял космический полёт продолжительностью 1 сутки 1 час, сделав 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. В полёте имел позывной «Орёл». Спускаемый аппарат приземлился вблизи города Красный Кут (Саратовская область). На момент полёта Герману Титову было 25 лет и 330 дней, поэтому он является самым молодым из всех космонавтов, побывавших в космосе.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1961 года за успешное осуществление космического полёта и проявленные при этом мужество и героизм майору Герману Степановичу Титову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В 1968 году Титов окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. Дипломную работу по теме САС проекта одноместного воздушно-космического ЛА, разработанного группой слушателей-космонавтов, он защитил на отличную оценку 17 февраля — в один день с Гагариным.
11 июля 1968 года стал старшим инструктором-космонавтом и взял на себя командование вторым отрядом космонавтов. 21 марта 1969 года возглавил 4-й отдел Центра подготовки космонавтов, готовившего пилотов для авиакосмической системы «Спираль».
В 1972 году окончил ещё один вуз — Военную академию Генерального штаба ВС СССР имени К. Е. Ворошилова.
С 1972 по 1973 годы был заместителем начальника Центра по управлению космическими аппаратами военного назначения Управления начальника космических средств (УНКС) Министерства обороны СССР, с 1973 по 1979 год — заместителем, а с 1979 по 1991 год — первым заместителем начальника УНКС МО СССР по опытно-конструкторским и научно-исследовательским работам. Являлся председателем нескольких государственных комиссий по испытаниям ракетно-космических систем. Был активным идеологом создания морских кораблей измерительного комплекса, принял большое личное участие в разработке корабля проекта 1914 «Маршал Неделин».
31 января 1980 года защитил диссертацию в Военной академии Генерального штаба ВС СССР имени К. Е. Ворошилова и получил учёную степень кандидата военных наук. Позднее защитил докторскую диссертацию.
В октябре 1991 года генерал-полковник авиации Герман Степанович Титов вышел в запас.
С 1992 по 1993 год — президент Международного научно-технического центра по космонавтике и электронике «Космофлот», с 1993 по 1995 год — заместитель председателя совета Российского центра конверсии аэрокосмического комплекса, а с 1999 года — президент Федерации космонавтики России. Жил в Москве. Скончался 20 сентября 2000 года от сердечного приступа. Церемония прощания состоялась 25 сентября 2000 года в культурном центре Центральный дом вооружённых сил России имени Фрунзе, похороны прошли на Новодевичьем кладбище в Москве...
1936 - Немецкий патрульный самолёт-разведчик Do.18d D-ARUN "Зефир" совершил полёт из Хорта (Азорские острова) в Hью-Йорк. Этот самолёт вместе с Do.18d "Аеолус" участвовал в испытаниях над северной Атлантикой.
1942 - Опытный лётчик-испытатель Эрик Браун доказал, что посадка и взлёт с маленькой палубы конвойного авианосца палубного истребителя Supermarine Seafire Mk.I не составляtт особой проблемы. Совершив первую посадку на "Байтер", он обнаружил, что тросы аэрофинишера не натянуты: команда обедала и прибытия нового самолёта никто не ожидал. Правда, при второй посадке палубная команда перетянула трос, и посадочный крюк оторвался. Браун, не растерявшись, направил самолёт к надстройке авианосца и скапотировал за несколько десятков сантиметров от неё. "Сифайр" мягко "притерся" к надстройке, отделавшись лишь незначительными повреждениями.
1943 - Родился Заслуженный лётчик-испытатель СССР Баскаков Виталий Данилович.
1944 - 38 "Ланкастеров" I и III из 617-й и 9-й эскадрилий, с увеличенными бомбоотсеками, содержащими "Тэллбой", 2 транспортных "Либерейтора" и один разведчик "Москито" вылетели из Англии на аэродром Ягодник под Архангельском для подготовки налёта (совместная операция "Параван") на германский линкор "Тирпиц", стоящий на якоре в Альтен-Фьорде в Норвегии.
Линкор ранее был несколько раз повреждён, но продолжал оставаться потенциальной опасностью на пути северных конвоев из Англии в Советский Союз. Соединение, собранное из самолётов 617-й и 9-й бомбардировочных эскадрилий королевских ВВС, было укомплектовано "Ланкастерами" модификаций 1 (с моторами Роллс-Ройс "Мерлин" 24) и для подвески сверхтяжёлых бомб весом 12000 фунтов (5450 кг). Внешне они отличались от стандартных углубленным "пузатым" бомбоотсеком и отсутствием верхней турели FN50.
С 6 часов утра 12 сентября английские самолёты начали садиться на аэродромы Архангельского узла. По различным причинам 10 бомбардировщиков совершили вынужденные посадки в Онеге, Беломорске, Кегострове, Молотове (Северодвинске) и просто в тундре. Одна машина села в столь неудобном месте, что пришлось сбросить парашютиста-проводника, который вывел экипаж к реке, где ждала летающая лодка МБР-2. 7 самолётов были повреждены, один из них наши и английские специалисты отремонтировали.15 сентября 27 "Ланкастеров" (включая отремонтированный) отбомбились по "Тирпицу".
1944 - В Дании (несмотря на немецкую оккупацию) состоялся первый полёт нового санитарного самолёта, и именно этот самолёт стал самым массовым в послевоенные годы. Конструкция фюзеляжа SAI KZ.III состояла стальных труб, крыло изготовлялось из дерева, обшивка большей частью была фанерной. Прототип был оборудован двигателем de Havilland Gipsy Minor мощностью 90 л.с., а серийные машины - Blackburn Cirrus Minor.В общем итоге выпущено 64 самолёта, один из них находится в подземном аэродроме в Гётеборге.
1945 - (с 28 августа) В ЛИИ НКАП закончился первый этап лётных испытаний самолёта МиГ-8 "Утка", на которых главным образом изучали устойчивость и управляемость самолёта. Первый вылет на самолёте МиГ-8 "Утка" выполнил 13 августа 1945 года летчик-испытатель Александр Иванович Жуков. Ведущим инженером по испытаниям назначили Е.Ф.Нащеныша, полёты выполняли лётчики-испытатели Александр Иванович Жуков (ОКБ-155) и Алексей Николаевич Гринчик (ЛИИ).
1946 - Состоялся первый полёт американского многоцелевого истребителя FJ-1 Fury с заводским номером 39053. Истребитель поднял в воздух лётчик-испытатель фирмы Уоллес Лиен. Полёт завершился успешно, и в тот же день истребитель перегнали в морской испытательный центр ВМС, размещавшийся на базе Патаксент Ривер, где начались интенсивные лётные испытания.
1953 - Приказ МАП "О создании фронтового истребителя с треугольным крылом конструкции т. Микояна", на основании постановлением Совета министров СССР от 9 сентября 1953 года (в этот же день вышло постановление о создании ТРД AM-11) в котором, в частности, говорилось:
"В целях дальнейшего повышения лётно-технических данных и освоения новой схемы истребителей Совет министров Союза ССР Постановлением от 9 сентября 1953 года:
1. Обязал МАП (т. Дементьева) и главного конструктора т. Микояна спроектировать и построить одноместный фронтовой истребитель с треугольным крылом, с одним турбореактивным двигателем AM-11 конструкции т. Микулина тягой 5000 кгс с дожиганием...". Приказ и Постановление положили начало самолётам семейства "Е"
Во время выполнения 40 полёта истребитель Е-8/1 потерпел аварию и разбился в 60 км. юго-восточнее аэродрома ЛИИ. Двигатель истребителя разрушился на высоте 10 000 метров при скорости, которая соответствовала М=1,7. Осмотр обломков разбившейся машины показал, что причиной катастрофы стало разрушение диска 6-й ступени компрессора. Осколок данной ступени пробил корпус авиадвигателя и повредил топливный бак и обе гидросистемы, что привело к потере управления машиной и пожару. После этого осколок ударил по правому элерону, разрушив его и пустив самолёт в спиральное падение. Лётчик-испытатель Георгий Константинович Мосолов смог катапультироваться из перевернутого истребителя на высоте около 8 километров, повредив при этом ногу и руку. В момент приземления он был ещё больше травмирован. Лётчик был найден лишь через 2,5 часа после аварии и в тяжелом состоянии госпитализирован. Врачам с трудом удалось спасти лётчику-испытателю жизнь.Встать на ноги Мосолов смог только через год, но вернуться на лётную работу после выздоровления ему не позволили полученные тяжелейшие травмы...
1970 - Пилот самолёта греческих ВВС C-47 с целью побега перелетел в советское воздушное пространство в районе Севастополя. Пилот советского Су-15 ком. звена 62 иап капитан И.Н.Копосов, направленный встретить воздушного гостя, осуществил в воздухе манёвр, сигнализирующий грекам «следуй за мной». C-47 последовал за Су-15 и приземлился на авиабазе Бельбек. Как вскоре выяснилось, греческий пилот, капитан Михалис Маниатакис угнал самолёт с авиабазы Ханья на острове Крит, чтобы бежать из контролируемой хунтой Греции. Маниатакис получил политическое убежище в СССР, впоследствии вернулся в Грецию.
1970 - Совершил первый полёт прототип Trislander английского лёгкого многоцелевого самолёта BN-2A Mk.III, изготовленый путём переделки второго прототипа Islander.
Потребность в новом самолёте повышенной вместимости (минимум на 50%) привела компанию "Britten-Norman" к решению создать новую модификацию своего популярного самолёта. Впрочем, за счёт простого удлинения фюзеляжа решить задачу не представлялось возможным, а потому в 1970 году появился уже трёхдвигательный Britten-Norman BN-2A Mk III Trislander, который по сравнению со своим предшественником, Islander, имел увеличенную грузоподъёмность, более длинный фюзеляж, усиленное шасси с новыми основными стойками с колёсами большего размера и новыми шинами. Были внедрены и другие усовершенствования. Носовая часть фюзеляжа была удлинена на 2,29 м, а хвостовая часть фюзеляжа - подверглась усилению. Несмотря на то, что большинство специалистов высказывалось за установку третьего двигателя в носовой части, в конечном итоге он был установлен на средней линии фюзеляжа, на вертикальном стабилизаторе, который подвергся перепроектированию. Самолёт был рассчитан на одного-двух членов экипажа и 17 пассажиров, причём схема установки кресел "от борта до борта" была сохранена, но количество дверей было увеличено до пяти (две по левому борту и три - по правому).
1974 - Совершил первый полёт многоцелевой вертолёт, разработанный американской фирмой Bell Helicopter - Bell 206L LongRanger. Bell 206L - развитие вертолёта Jet Ranger II с удлиненным фюзеляжем, увеличенным диаметром несущего винта до 11.28м и ГТД Allison 250-С20В мощностью 313кВт. Серийно производился с 1975 года в США и по лицензии в Италии.
1984 - Выпущен последний самолёт 727-200F Advanced с увеличенным взлётным весом, повышенной дальностью полёта и усовершенствованным бортовым оборудованием. Он стал последней модификацией самолёта модели 727. Boeing 727-200 Advanced - среднемагистральный пассажирский самолёт, разработанный американской фирмой Boeing. C целью дальнейшего совершенствования самолётов семейства 727 фирма Boeing в 1972 горду представила авиакомпаниям усовершенствованную модификацию 727-200 Advanced. По своим размерам этот самолёт был полностью идентичен варианту 727-200, но имел существенно доработанную конструкцию и улучшенное оборудование. Основными отличиями от предшествующей модификации являются: усиленная конструкция планера (позволившая увеличить взлётную массу), использование более мощных ТРДД с шумоглушащими системами и реверсом тяги, дополнительный топливный бак в центроплане крыла, система автоматического торможения и система предупреждения об опасной близости земли. На самолётах с двигателями JT8D-17R установлена автоматическая система увеличения взлётной тяги до 7900 кгс. В 1981 году для авиакомпании "Федерал Экспресс" (в настоящее время - "ФедЭкс") был разработан грузовой самолёт 727-200F Advanced, способный перевозить груз массой до 28,6 кг. От пассажирского он отличается большей высотой (10,36 м) и увеличенным объёмом кабины (193,2м3). В эксплуатацию самолёт поступил в 1983 году. Всего было построено 15 самолётов.
«Неправильный ремонт, проводимый Continental Express, и неспособность персонала придерживаться соответствующих процедур обеспечения и контроля качества для противообледенительных накладок горизонтального стабилизатора привели к внезапной потере в полёте части левой передней кромки горизонтального стабилизатора, опусканию носа самолёта и разрушению его в воздухе из-за перегрузок. Основным виновником аварии считается руководство Continental Express, отказавшееся от соблюдения утверждённых процедур обслуживания, и федеральное управление гражданской авиации, не проверявшее должное исполнение процедур и не обнаружившее нарушений»
1996 - Из сборочного цеха выкачен первый лётный экземпляр Бе-200. Специалисты ТАНТК (во главе с главным конструктором Бе-200 Александром Васильевичем Явкиным) и ИАПО готовили самолёт к первому полёту круглосуточно, в три смены.
Запущен 7 ноября 1996 года с космодрома на мысе Канаверал с помощью ракеты-носителя «Дельта-2». В ходе полёта КА преодолел 750 млн км за 300 дней и 11 сентября 1997 достиг Марса. До марта 1999 аппарат совершал орбитальные манёвры, чтобы в итоге оказаться на круговой полярной орбите высотой 378 километров, удобной для проведения картографирования поверхности Марса.
31 января 2001 аппарат завершил основную миссию, но поскольку он всё ещё оставался работоспособным, для него была предложена расширенная миссия. НАСА рассчитывало, что «Марс Глобал Сервейор» проработает как минимум до декабря 2006 г.
Свежие комментарии