1908 - Первый полёт построенного в России управляемого аэростата "Учебный".
Дирижабль объёмом 1200 куб. м с двигателями в 16 л. с. был построен Воздухоплавательной школой под руководством и по проекту капитана Афанасия Ивановича Шабского; «Учебный» — первый российский военный дирижабль, сконструированный, построенный и испытанный в воздухе русскими воздухоплавателями без помощи иностранных специалистов.
Постройка аппарата была закончена в сентябре 1908 г. Оболочка его имела объём около 1200 м3 и была выполнена из двух змейковых аэростатов системы Парсеваля. Длина её составляла 40 м, а максимальный диаметр - 6,55 м. В деревянной гондоле был установлен двигатель мощностью 11,8 кВт, который приводил в движение два воздушных винта. Винты располагались по обе стороны гондолы в передней её части.
Дирижабль был сконструирован для подготовки будущей команды, конструируемого русского военного дирижабля «Кречет». Первый полёт состоялся 28 августа 1908 г. (ст.ст.) на Волковом поле. В 1909 году дирижабль «Учебный» был модернизирован. Объём оболочки увеличили до 1500 м3, установили более мощный двигатель (18,4 кВт), заменили винты, перестроили гондолу.Однако дальнейшие полёты больших успехов не принесли, и аппарат в конце года был демонтирован.
1923 - Родился Заслуженный летчик-испытатель CCCР Аркадий Павлович Богородский, полковник. Окончил Чугуевскую ВАШЛ. Провёл испытания Ла-250А (1959); Як-25 и Як-32 на штопор; испытания двигателя Р-9Ф-300 на Як-25М (1956); исследования потери путевой устойчивости СМ-50 на больших М (одним из первых в СССР); исследования по выполнению посадок беспилотных самолётов-мишеней при управлении ими с командного самолёта МиГ-15УТИ; испытания МиГ-25 на прочность; МиГ-23 на высший пилотаж на малой высоте; ряд других испытательных работ на самолётах-истребителях. Участвовал в испытаниях по заправке МиГ-19 от Ту-16 (1955); Як-24 (1955), Як-30 (1960). Погиб 20 апреля 1972 года на самолёте МиГ-21ПФ при выполнении испытательного полёта.Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен на Быковском кладбище в Жуковском...
1926 - Родился Валерий Иванович Головин — Мастер парашютного спорта СССР; Испытатель парашютной и космической техники Лётно-исследовательского института, Гвардии рядовой Воздушно-десантных войск запаса.
В армии с 1943 года (приписал себе один год), служил в воздушно-десантных войсках. Участник Великой Отечественной войны:С июня 1944-го по май 1945 года - боец ВДВ на Карельском и 3-й Украинском фронтах. После войны продолжал службу в Воздушно-десантных войсках.В 1950 году Гвардии рядовой Головин уволен в запас. В 1950 году работал укладчиком парашютов в Лётно-исследовательском институте. С сентября 1950 года - парашютист-испытатель ЛИИ.
Всего выполнил 36 испытательных катапультирований из самолётов Ил-28, МиГ-15ЛЛ,М-4, Ту-2ЛЛ, Ту-4ЛЛ, Ту-16, Як-25ЛЛ и 358 парашютных прыжков. Провёл испытания катапультного кресла космического корабля "Восток".
22 апреля 1963-го Головин трагически погиб. Похоронен Валерий Иванович Головин в городе Жуковский, Московской области, на Быковском Мемориальном кладбище...
1927 - Впервые поднялся в воздух польский самолёт WK-1. Выпускник гимназии Владислав Козловский (Władyslaw Kozłowski) прочитав несколько статей Корбела в книге "Jak zbudowac szybowiec i samolot sportowy?" в 1926 году спроектировал свой спортивный самолёт WK-1 "Jutrzenka".Проект был готов в начале 1926 года. Вскоре началось его строительство,в котором участвовал его брат Джерри, Антонович и Грзмилас. В начале 1927 года самолёт без двигателя был готов, двигатель из LOPP ждали еще год. 6-9 ноября 1927 года WK-1 "Jutrzenka" участвовал в l Krajowym Konkursie Awionetek, где налетал 38 минут. Это был успех конструктора-самоучки.
1932 - Открытие восьмого Всесоюзного слёта планеристов в Коктебеле.
В 1932 году VIII Всесоюзный планерный слёт привлек внимание всей авиационной общественности. На слёте присутствовали начальник Главного управления авиационной промышленности Пётр Ионович Баранов, начальник Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Николай Михайлович Харламов, знаменитый авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев и другие работники военной и гражданской авиации.
1933 - Поднялся в воздух окончательный вариант самолёта конструктора Анри Минье "Летающая блоха" (Pou du ciel) HM-14 Pou du ciel. В начале 30-х годов Анри Минье начал разработку своего детища. Основные его концепции были описаны в так называемой "формуле Минье". Первый прототипом самолета стал HM-11 с 25-сильным двигателем. Он был закончен в 1932 году, в этом же году взлетел его модернизированный вариант HM-12. А в начале следующего года появился прототип - HM-13.
Вскоре во многих странах Европы, особенно во Франции, СССР, Германии, Италии, Скандинавии и Великобритании, десятки авиалюбителей начали строительство собственных самолётов. Но после ряда катастроф во Франции был наложен запрет на постройку и эксплуатацию "Блохи". Вторая мировая война привела к полному прекращению любительского авиастроения, плодами которого могли бы стать сотни машин.
1933 - Первый полёт самолёта-дублёра АНТ-25 с двигателем М-34Р, оснащённого редуктором, лётчик-испытатель Михаил Михайлович Громов.
1933 - Честертон, Индиана, США. Boeing-247 а/к United Air Lines разбился и сгорел, выполняя рейс из Кливленд в Чикаго. Все 7 человек на борту погибают.Самолёт выполнял трансконтинентальный рейс из Ньюарка в Окленд. На борту, помимо трёх членов экипажа, находилось ещё четыре пассажира. Боинг уже приземлялся в Кливленде и летел до следующей остановки в Чикаго, но взорвался в пути. Произошла детонация взрывного устройства, заложенного в багажный отсек; во взрывном устройстве использовался нитроглицерин. Возможно, устройство было оснащено часовым механизмом. Первый доказанный террористический акт в истории коммерческой авиации.
1933 - Родился Евгений Васильевич Хрунов — лётчик-космонавт СССР № 15, полковник ВВС, Герой Советского Союза (1969).
15 января 1969 года вместе с Борисом Волыновым и Алексеем Елисеевым он отправился на орбиту на корабле Союз-5. На следующий день впервые в истории космонавтики была произведена стыковка двух кораблей на орбите. После стыковки кораблей Союз-4 и Союз-5 Евгений Хрунов и Алексей Елисеев надели скафандры и вышли в открытый космос; спустя 37 минут на корабле Союз-4 их встретил Владимир Шаталов. За это время они провели ряд экспериментов и фотографирование станции. Хрунов был вторым среди советских космонавтов, побывавших в открытом космосе. В шутку друзья назвали его первым космическим почтальоном. Он доставил с Земли корреспонденцию Владимиру Шаталову, командиру Союза-4, который стартовал на сутки ранее экипажа Союза-5. До сих пор этот переход из корабля в корабль через открытый космос остаётся единственным.17 января космонавты возвратились на Землю. Евгений Хрунов проработал в космосе 1 сутки 23 часа 46 минут.
Скончался 19 мая 2000 года от сердечного приступа. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище...
1934 - Начало рекордного по дальности и продолжительности полёта экипажа Михаила Михайловича Громова на АНТ-25 с АМ-34 по замкнутому маршруту 12411 км за 75 час. 2 мин.
1938 - Во время показательного воздушного боя потерпел катастрофу самолёт И-95 (Kawasaki Ki-10), пилотируемый лётчиком-испытателем военинженером 2 ранга Михаилом Павловичем Вахрушевым (один практически целый истребитель, совершивший вынужденную посадку, был захвачен китайцами и отправлен в СССР). При выходе из воздушного боя с самолетом И-15, который пилотировал Алексей Георгиевич Кубышкин, на высоте 300-500 метров "японец" сделал управляемый переворот и, не выйдя из крена, перешел в крутую правую спираль с креном около 20 градусов. В этом положении самолёт ударился об землю, разбился, и Вахрушев погиб. Изучение обломков привело к выводу, что катастрофа могла произойти или вследствие увлечения лётчика процессом боя (невнимательно следил за высотой), или в результате частичного разрушения машины в воздухе. Настоящую причину установить не удалось...
1939 - На вооружение частей ВНОС принята аппаратура обнаружения самолётов "Ревень" ( РУС-1).
1939 - В НИИ ВВС приступили к изучению трофейного самолёта И-97 (Nakajima Ki-27). Самолёт И-97 прибыл со значительными повреждениями отсутствовал руль высоты, были сломаны хвостовая и моторная части фюзеляжа, в конструкции и в агрегатах винтомоторной группы насчитывалось большое количество пулевых пробоин. Машину восстановили на опытном заводе института, частично покрасили и подготовили к лётным испытаниям. Пришлось отремонтировать мотораму, хвостовую часть фюзеляжа, бензо- и маслобаки, стабилизатор, изготовить новый руль высоты, детали шасси и многое другое.
1944 - В СССР по ленд-лизу поступил 5000-й американский самолёт, улетевшей в СССР по северному маршруту, им стал истребитель Р-63А-9. К концу 1944 года "Кингкобр" по трассе шло больше, чем Р-39. От Красноярска на советско-германский фронт бомбардировщики, поступавшие по ленд-лизу, отправлялись своим ходом (лётом), а истребители - на железнодорожных платформах.
1944 - Впервые поднялся в воздух американский двухмоторный грузовой самолёт с высокорасположенным крылом ХС-82. Внутри просторного фюзеляжа размещалась кабина экипажа для пяти человек и салон/грузовой отсек большой вместимости со створками в задней части. Створки могли быть полностью сброшены для парашютного десантирования тяжёлых грузов. Салон/грузовой отсек вмещал 78 человек при срочной эвакуации или 42 полностью экипированных десантника. Сила тяги самолёта обеспечивалась двумя установленными в гондолах на крыльях 18-цилиндровыми звездообразными двигателями Pratt & Whitney R-2800-34 Double Wasp мощностью 2100 л.с. Продолжения этих гондол представляли собой хвостовые балки, к которым крепились два киля с рулями поворота и стабилизатор с рулем высоты. ВВС США первоначально заключили контракт на 100 самолётов С-82А Packet.
1949 - Создано ОКБ-373, ныне Центральное КБ Автоматики (ЦКБА), Омск, Иван Васильевич Кудрявцев.
1949 - Совершил первый полёт опытный самолёт Nord 2500 Noratlas спроектированный для ВВС Франции. Он был оснащён двумя звездообразными двигателями Gnome-Rhone 14R мощностью 1625 л.с., построенными компанией SNECMA. Nord 2500 Noratlas - средний транспортный самолёт, разработанный французской фирмой Nord Aviation (теперь Aerospatiale). Исключительно удачный транспортный самолёт, созданный по двухбалочной схеме. Сильно напоминал американский С-82 "Пэкит", имел хвостовой грузовой люк со створками, которые можно было снимать для парашютного десантирования личного состава и техники.
1951 - Звание Героя Советского Союза получили за победы в Корее 8 лётчиков, позднее - ещё 14. Во время войны в Корее (1950 - 1953) произошли первые воздушные бои между реактивными истребителями в истории авиации. По своему размаху и интенсивности эти воздушные бои являлись наиболее значимыми после Второй мировой войны. Результатом стало появление достаточно большого числа асов - лётчиков, имевших на своём личном счету пять и более воздушных побед. За время войны статус асов получили пилоты США, СССР, Северной Кореи и Китая. Ни один из пилотов ВВС Великобритании, Австралии и Южно-Африканского Союза, участвовавших в боевых действиях на стороне ООН, не одержал более трёх побед.
Николай Васильевич Сутягин (22) и Евгений Георгиевич Пепеляев (23) - самые результативные реактивные асы в истории авиации.
1953 - (с 16 июля) успешно завершились контрольные испытания серийного самолёта Бе-6 № 3600403 выпуска 1953 года. Усилия промышленности по улучшению качества своей работы не прошли даром. Ведущим инженером на этих испытаниях был М. С. Суханов, летчиком - В. В. Курячий, штурманом - П. В. Филькин. В бригаду вошли инженеры-испытатели Д. И. Саблин, Н. И. Романов и другие. Хотя в акте по испытаниям было отмечено, что качество производственного изготовления самолёта улучшилось и что Бе-6 № 3600403 может быть эталоном для серии, но машина все ещё не полностью соответствовала требованиям.
1954 - Состоялся первый полёт прототипа французского учебно-тренировочного самолёта Nord 3200, построенного французской фирмой Nord Aviation.
1956 - Разведывательный самолёт RB-50G «Суперфортресс» (ВВС США) потерян над Японским морем. Все 16 членов экипажа погибли. Официально считается, что причиной потери стал тайфун «Эмма», однако существуют предположения о том, что в действительности самолёт был сбит советским истребителем.
1956 - (с 20 августа) завершились испытания мотопланера МАК-15МП проводимые по программе, утверждённой ЦК ДОСААФ. Ведущий лётчик-испытатель МАК-15МП А. А. Чеботарёв. Во время испытаний проверялись лётные данные мотопланера на буксире за самолётом, определялись устойчивость и управляемость в свободном полёте с работающим мотором и с неработающим.
Мотопланер взлетал с выключенным двигателем на буксире за самолётом Як-12М на скорости 55-60 км/ч. Как на буксире, так и в свободном полёте аппарат не имел пилотажных особенностей. Взлётно-посадочные данные мотопланера с неработающим мотором практически не отличались от аналогичных данных планера МАК-15.
С работающим двигателем на взлёте и на посадке мотопланер имел хорошую устойчивость и управляемость. Максимальная скороподъёмность 0,8-1 м/с на скорости 70 км/ч. Максимальная высота полёта с работающим мотором 2250 м. Двигатель в полёте запускался довольно легко.Максимальное аэродинамическое качество мотопланера 16,7, нагрузка на крыло 24,2 кг/кв.м. Масса пустого мотопланера 205 кг, взлётная масса 305 кг. 11 сентября 1956 года был подписан акт о результатах лётных испытаний мотопланера.
1956 - Испытан первый из трёх опытных самолётов YF-107A (F-100B).
Когда оказалось, что принятый на вооружение в 1953-1954 гг. самолёт F-100 не удовлетворяет новым требованиям ВВС США по скорости и грузоподъёмности, фирма предприняла попытку его модификации. В результате была разработана модификация F-100B, которая существенно отличалась от своего прототипа как внешним видом, так и используемой силовой установкой. Позднее эта модификация получила обозначение YF-107A. Два опытных образца серии "В" передали исследовательскому центру NACA, а третий - музею в Дейтроне.
1957 - Лётчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин поднял в воздух первый серийный образец истребителя-перехватчика Су-9, разработанный в ОКБ П. О. Сухого. Испытания опытного самолёта Т-3 (прототипа) начались в мае 1956 г. летчиком Владимиром Николаевичем Махалиным. На этом самолёте лётчиками-испытателями В. С. Ильюшиным и Анатолием Андреевичем Козновым установлены мировые рекорды скорости (2337 км/ч) и высоты (29 км).
1960 - Первый пуск БР Р-11ФМ с подводной лодки Б-67 из подводного положения.
1964 - Состоялся полёт серийного вертолёта Ми-10 ,Заслуженный лётчик-испытатель СССР Рафаил Иванович Капрэлян.
1971 - Первый полёт Bell 309 King Cobra. Это экспериментальный всепогодный ударный вертолёт, разработанный компанией Bell Helicopter на базе Bell AH-1 Cobra.
1985 - Взлетел первый С-5В Galaxy и поступил на авиабазу Altus в январе 1986 года. Последний 50-й C-5B сошёл со сборочной линии компании Lockheed весной 1989 года. "Слабость крыла" С-5А послужила поводом для разработки новой несущей поверхности, для чего в 1974 году конгресс США утвердил соответствующие ассигнования. Самолёт оснастили ею лишь в 1980 году. Спустя три года, 28 февраля первый Galaxy с усиленным крылом передали военным и приступили к доработке находившихся в строю машин. После этого интенсивность эксплуатации С-5А возросла.
В ходе этой программы на самолётах двигатели TF39-GE-1AJ (тягой по 18.600 кгс) заменили новыми TF39-GE-1C (тягой 19 500 кгс). Одновременно обновили радиоэлектронное оборудование. В частности, установили метео-БРЛС с цветным дисплеем компании Bendix, инерционную навигационную систему Delco, и более совершенную систему регистрации параметров полёта MADAR II. В итоге грузоподъёмность С-5А возросла на 9 т, а запас горючего - на 6 т. В течение пяти лет, начиная с 1982 года, промышленность США доработала 77 С-5А, находившихся в эксплуатации. Последнюю машину с усиленным крылом передали военным в феврале 1983 года.
1988 - Начались Государственные совместные испытания самолёта Су-25Т (Т-8М).
1997 - Произведён и поставлен 2500-й самолёт Cessna Citation. Поставки Cessna Citation начались в августе 1996 года с передачи первого самолёта (номер 003) легенде гольфа Арнольду Палмеру. В феврале 1997 года группе разработчиков Citation X была присуждена награда Национальной Воздухоплавательной Ассоциации как первому коммерческому самолёту в истории США, достигнувшему крейсерской скорости 0,92 М".
Свежие комментарии