Авиаторы и их друзья

80 535 подписчиков

Свежие комментарии

  • 65alekseysramblerru Леонтьев
    я в Талаги отлетал с 81-91г. аэровокзал до 85 или 86 потому, что сняли Ил-14 и поставили на постамент у левого крыла ...Этот день в авиац...
  • Андраник Киликян
    Спасибо за отличную подборку.Этот день в авиац...
  • Юрий Баканов
    Спасибо за отличную подборку.Этот день в авиац...

Этот день в авиации. 23 ноября

Этот день в авиации. 23 ноября

Этот день в авиации. 23 ноября

1892 - Родился Николай Михайлович Харламов — советский бригадный инженер, начальник Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) с января 1932 года по ноябрь 1937 года. Расстрелян 29 июля 1938 г. Место захоронения - Московская обл., Коммунарка. Реабилитирован Военной коллегией Верховного Суда СССР в апреле 1955 г...

Этот день в авиации. 23 ноября

1903 - Родился Александр Георгиевич Ивченко — советский инженер-конструктор, создатель авиационных турбовинтовых двигателей большого ресурса, основатель Запорожского машиностроительного КБ «Прогресс». Генеральный конструктор ОКБ. Доктор технических наук, академик АН УССР. Герой Социалистического Труда (1963), лауреат Сталинской премии (1948), Ленинской премии (1960).
Высшее техническое образование Александр Георгиевич Ивченко получил в Харьковском механико-машиностроительном институте, окончив факультет «двигателей внутреннего сгорания» в 1935 году.

После окончания института Ивченко работал инженером по сборке и испытанию авиационных двигателей на Запорожском заводе имени Баранова № 29 (теперь ОАО «Мотор Сич»). Затем был переведён в отдел главного конструктора, где занимался конструированием и совершенствованием авиационных поршневых двигателей вначале в качестве рядового конструктора, а затем начальника конструкторской бригады.

В 1938 году Александр Георгиевич был назначен ведущим конструктором по двигателю М-89 мощностью 1500 л.с. Двигатель устанавливался на самолёты главных конструкторов Сухого (Су-2) и Петлякова (Пе-2А). После запуска двигателя М-89 в серийное производство Александр Георгиевич был назначен заместителем начальника серийно-конструкторского бюро и в серийном производстве продолжал работы по усовершенствованию этого двигателя.
После эвакуации завода в Сибирь (Омск) Александр Георгиевич назначается начальником серийного конструкторского бюро завода № 29, а затем заместителем главного конструктора.

Большие работы были проведены Александром Георгиевичем по внедрению в серийное производство двигателя АШ-82ФН, устанавливавшегося на самолёты Генерального конструктора Лавочкина — Ла-5 и бомбардировщики Туполева — Ту-2.
5 мая 1945 года приказом Народного комиссариата авиационной промышленности СССР было образовано ОКБ № 478 (первоначальное наименование ОКБ «Прогресс»). Начальником ОКБ был назначен Александр Георгиевич Ивченко, а ядро коллектива составили специалисты Омского завода, работавшие до эвакуации в Запорожье. В 1946 году Александр Георгиевич Ивченко стал главным конструктором завода № 478, а в 1963 году — Генеральным конструктором Государственного союзного ОКБ № 478.
Опытно-конструкторское бюро при непосредственном участии и под руководством Ивченко за период с 1945 года по 1968 год спроектировало и внедрило в народное хозяйство страны авиационную технику самого высокого технического уровня:
Семейство поршневых самолётных двигателей: АИ-26, АИ-10, АИ-12, АИ-14Р для учебно-тренировочных, боевых самолётов и самолётов связи По-2, Як-12, Як-18, Як-20, Ан-14.Семейство поршневых и газотурбинных вертолётных и винтокрылых авиационных двигателей: АИ-4Г, АИ-26ГР, АИ-26В, АИ-14В, АИ-7, АИ-24В, ТВ-2ВК, которые устанавливались на вертолёты Б-5, Б-9, Б-10, Б-11, Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ка-26, Ми-1, Ми-3, Ми-7, Ми-8, Як-100 и Ка-22.Семейство пусковых авиационных двигателей: ТС-12Ф, АИ-2МК, АИ-8, АИ-9, которые применяются на самолётах Ан-8, Ан-10, Ан-22, Бе-12, Ил-18, Ту-95, Ту-114, Як-40 и вертолётах Ми-1, Ми-6, Ми-10 и др.Семейство мощных турбовинтовых газотурбинных авиационных двигателей большого ресурса: АИ-20К, АИ-20Д, АИ-20М, АИ-24 для пассажирских, транспортных и десантных самолётов Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ил-18 и гидросамолёта Бе-12.Первый в СССР двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25 для пассажирского Як-40.Семейство двигателей наземного назначения:двигатель АИ-2 для бензопилы «Дружба»,гоночные двигатели семейства «Сич» для водномоторного спорта,двигатель АИ-14РС для аэросаней «Север-2», Ка-30 и судна на воздушной подушке «Радуга»,газотурбинные приводы АИ-23С-1 и АИ-20С для судов на подводных крыльях «Тайфун» и «Буревестник», судна на воздушной подушке «Сормович»,пусковой двигатель АИ-8 для аэродромного пускового агрегата АПА-8, для запуска маршевых двигателей СПК «Сормович»,ГТП АИ-8П для генератора инертных газов ГИГ-4,ГТП АИ-23, АИ-23У, АИ-23СГ для буровых установок,ГТП АИ-21 для газотурбинных установок ГТУ-1000 передвижных электростанций 5Э41. Отечественные турбовинтовые самолёты с двигателями АИ-20, АИ-24 и турбореактивные с двигателем АИ-25 эксплуатируются во многих странах мира.
А.Г.Ивченко умер 1 июля 1968 года.Похоронен в Запорожье на Южном кладбище...

Этот день в авиации. 23 ноября

1920 - Дата основания ВВА им. Жуковского. Сначала это был Институт инженеров Красного Воздушного Флота. Позже его преобразовали в Военно-воздушную академию имени академика Жуковского. В разные годы здесь трудились ученики Жуковского (Борис Николаевич Юрьев, Владимир Петрович Ветчинкин, Виктор Сергеевич Кулебакин, Борис Сергеевич Стечкин, Николай Николаевич Бухгольц), учились будущие авиаконструкторы Сергей Владимирович Ильюшин, Артём Иванович  Микоян, Александр Сергеевич Яковлев, Виктор Фёдорович Болховитинов, а также лётчики-космонавты Юрий Алексеевич Гагарин, Валентина Владимировна Терешкова и многие другие. Здесь были сконструированы тяжёлый четырехмоторный бомбардировщик ДБ-А, реактивный истребитель БИ-1, пассажирские самолёты "Сталь-2" и "Сталь-3", стратостат "СССР-1". Ученики академии Иван Терентьевич Клейменов, Михаил Клавдиевич Тихонравов, Д. Бенцель и Андрей Григорьевич Костиков участвовали в создании реактивной системы залпового огня М-13 "Катюша".

1922 - Институт Инженеров Красного Воздушного флота преобразован в Академию Воздушного Флота имени проф. Николая Егоровича Жуковского.

Этот день в авиации. 23 ноября

1932 - Основана авиакомпания EgyptAir. Она была не только первой регулярной авиакомпанией в Египте, но стала и первой на Ближнем Востоке, начавшей летать на реактивных авиалайнерах.

Этот день в авиации. 23 ноября

1934 - Первый полёт  Bloch MB.210. MB.210 наиболее примечателен тем, что представляет собой переходную стадию в французском подходе к конструированию средних бомбардировщиков. Он стоит посередине между угловатыми подкосными монопланами с верхним расположением крыла и неубирающимся шасси и более поздними изящными свободнонесущими монопланами, с нижним расположением крыла и уборкой шасси в полёте.Этот день в авиации. 23 ноября

1935 - Родился Владислав Николаевич Волков — советский лётчик-космонавт СССР № 20, дважды Герой Советского Союза (второй раз звание присвоено посмертно). Погиб при разгерметизации спускаемого аппарата во время посадки корабля «Союз-11».

С 1959 г. работал в ОКБ-1 (КБ Королёва), участвовал в создании многих образцов космической техники, в том числе космических кораблей Восток и Восход. В 1966 г. зачислен в отряд космонавтов (Группа гражданских специалистов № 2). В 1969 году совершил свой первый полёт в качестве бортинженера корабля «Союз-7» (12—17 октября). Полёт продолжался 4 суток 22 часа 40 минут 23 секунды.
В 1971 году совершил полёт в качестве бортинженера космического корабля Союз-11 и орбитальной космической станции Салют-1. Полёт продолжался 23 дня 18 часов 21 минуту 43 секунды. При спуске произошла разгерметизация спускаемого аппарата Союз-11, экипаж в составе Георгия Тимофеевича Добровольского, Владислава Николаевича Волкова и Виктора Ивановича Пацаева погиб.Тело было кремировано. Урна с прахом была помещена 3 июля в Кремлёвской стене (Некрополь у стен Кремля).

Этот день в авиации. 23 ноября

1935 - Американский исследователь Линкольн Эллсуорт и его пилот Герберт Холлик-Кенион впервые пролетает на самолёте через всю Антарктиду, от моря Уэдделла до моря Росса.Самолёт Northrop Gamma "Полярная звезда" стартует с острова Данди, расположенного у северной оконечности Антарктического полуострова в трансантарктический полёт. Его ведет опытный канадский пилот - X. Кеньон, организатор перелёта Л. Элсуэрт исполняет обязанности штурмана.
Самолёт летит от побережья моря Уэдделла к морю Росса, совершая первый трансконтинентальный полёт. Обширное пространство Западной Антарктиды между 80 и 120° з. д., над которым пролетает "Полярная звезда", Л. Элсуэрт называет именем своего отца Джеймса Элсуэрта, горный хребет, чернеющий внизу среди бескрайней ледяной пустыни этой Земли,- хребтом Сентинел (Часовой), а высокогорное плато, на котором была совершена первая посадка самолёта,- плато Холлик-Кеньон. Имя этого лётчика носит и полуостров в восточной части Антарктического полуострова, открытый во время полёта.

Этот день в авиации. 23 ноября

1942 - Первый полёт V-173 фирмы Vought - экспериментального истребителя вертикального взлёта и посадки.

Этот день в авиации. 23 ноября

1949 - XC-99 - прототип грузового самолёта на базе строившегося В-36 фирмы Convair, совершил первый полёт, командир экипажа Рассел Роджерс.

Этот день в авиации. 23 ноября

1959 - Средемагистральный пассажирский самолёт Boeing 720 совершил первый полёт. Внешне очень похожий на вариант 707-120, он сохранил такой же размах крыла и оперения, был изменен профиль, увеличена стреловидность и улучшена механизация задней кромки крыла в корневой части. В отношении конструкции и веса проект был полностью новым.

Этот день в авиации. 23 ноября

1962 - Самолёт ИЛ-18Д венгерской компании Malev Airlines разбивается при выведении на посадку в Париже, Ле Бурже. Все 21 человек на борту погибают.

Этот день в авиации. 23 ноября
1972 - На ММПП "Салют" начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф.
Этот день в авиации. 23 ноября
1972
 - Четвертый и последний пуск ракеты Н-1. Изделие № 7Л с беспилотным лунным орбитальным кораблём ЛОК (11Ф93) и макетом лунного посадочного корабля ЛК (11Ф94) комплекса Л3.
Перед испытанием ракета претерпела значительные изменения, направленные на устранение выявленных недостатков и увеличение массы выводимого полезного груза. Управление полётом осуществляла бортовая ЭВМ по командам гироплатформы (главный конструктор Н. А. Пилюгин). В состав двигательных установок были введены рулевые двигатели. Была установлена фреоновая противопожарная система, создающая в полёте вокруг двигателей защитную газовую среду. Измерительные системы были доукомплектованы вновь созданной малогабаритной радиотелеметрической аппаратурой. Всего на этой ракете было установлено более 13 тысяч датчиков.
Ракета пролетела без замечаний 106,93 секунды до высоты 40 км. За 7 секунд до расчётного времени разделения первой и второй ступеней при плановом снижении тяги путём отключения шести центральных двигателей произошло практически мгновенное, со взрывом, разрушение насоса окислителя двигателя № 4. Взрыв повредил соседние двигатели и саму ступень. Затем последовал пожар и разрушение первой ступени. Теоретически, энергоресурсов ракеты было достаточно, чтобы, при условии досрочного отделения первой ступени, обеспечить нужные параметры выведения за счёт работы верхних ступеней. Однако система управления не предусматривала такой возможности...

После вновь проведённых больших работ по доведению носителя очередной пуск носителя Н1Ф (изделие № 8Л) со штатными беспилотным лунным орбитальным кораблём 7К-ЛОК (11Ф93) и лунным посадочным кораблем Т2К-ЛК (11Ф94) комплекса Л3 намечался на август 1974 года, когда в автоматическом режиме должна была быть выполнена вся программа полёта к Луне и обратно.
Назначенный вместо В. П. Мишина в мае 1974 года генеральным конструктором советской космической программы и руководителем НПО «Энергия» академик В. П. Глушко не стал отстаивать развитие пилотируемой лунной программы и её носитель Н1, и своим приказом, с молчаливого согласия Политбюро и Министерства общего машиностроения, прекратил все работы сначала по программе, а затем и по носителю. Два уже изготовленных экземпляра и ещё два задела носителей Н1Ф были уничтожены, а 150 изготовленных двигателей НК-33 и НК-43 (высотный аналог НК-33) в КБ Кузнецова удалось сохранить до конца XX века, когда часть из них, а также лицензия на производство, были проданы американской компании «Аэроджет» и планировались к использованию в разрабатываемых ракетах-носителях.

Этот день в авиации. 23 ноября

1973 - Катастрофа Ту-22М2 - при аварийной посадке на запасной аэродром Энгельс.
Погибли второй пилот, Герой Советского Союза Борис Вячеславович Машковцев, заслуженный летчик-испытатель СССР и штурман-навигатор Валерий Мещеряков. Спаслись командир экипажа Гарри Константинович Сасин и штурман-оператор Алексей Старостин, которым удалось катапультироваться. То был крайний полёт Машковцева - перед отпуском, оказавшийся последним. Погибли при испытаниях Ту-22М2 с бортовым заводским номером 702 («701»/7-я серия). "Семьсот вторая", только что выпущенная с серийного завода, проходила заводские лётные испытания.

Этот день в авиации. 23 ноября

1973 - Первый полёт тайваньского учебно-тренировочного самолёта AIDC T-CH-1. Разработка двухместного учебно-тренировочного самолёта AIDC T-CH-1 Chung Tsing, внешне очень похожего на North American Т-28, была развернута в начале 1970-х годов по заданию ВВС Тайваня. Прототип самолёта Т-СН-1 впервые поднялся в воздух 23 ноября 1973. Это был первый из созданных на Тайване самолётов, который запустили в серийное производство. Всего за период с 1976 по 1981 год было построено 50 учебных машин.

Этот день в авиации. 23 ноября

1979 - Завершены Государственные совместные испытания самолёта Су-24М (Этап "А").

Этот день в авиации. 23 ноября

1979 - Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолётов, терпящих бедствие, «Коспас-Сапсат». Cospas-Sarsat - международная спутниковая поисково-спасательная система, разработанная для оповещения о бедствии и местоположении персональных радиобуев и радиобуев, установленных на судах и самолётах в случае аварийных ситуаций.

Этот день в авиации. 23 ноября

1979 - Катастрофа Ил-76 близ Витебска.

Экипаж 339 втап выполнял тренировочный полёт по большой коробочке ночью в СМУ (облачность 10 баллов высотой 150 м, видимость - 2 км).На прямой после четвертого разворота и довыпуска закрылков на 43°, на удалении 12 км до ВПП, при нейтральном положении элеронов началось самопроизвольное интенсивное (до 65°) кренение и разворот самолёта влево со снижением со средней вертикальной скоростью до 25-27 м/с и с углом тангажа от -23° до +4° (в момент касания о землю). Через 1 сек после начала кренения КК начал парирование крена полным отклонением элеронов и руля направления вправо на угол более 11° с одновременным отклонением руля высоты вверх и последующей дачей команды на уборку закрылков, что привело к уменьшению крена до 36,5° и изменению угла тангажа. По мере уменьшения крена КК кратковременно (в течение 1 сек) отклонил элероны в положение, близкое к нейтральному, что снова привело к увеличению крена, которое КК парировал полным отклонением элеронов и руля направления, уменьшив крен до 33-35°. Самолёт развернулся на 180°, потерял высоту и с креном 33°-35° левой плоскостью задел за землю, полностью разрушился и сгорел.Катастрофа произошла в поле близ дер. Горяне Витебского р-на. Экипаж погиб...

Катастрофа произошла из-за конструктивно-производственного недостатка - разрушения трансмиссии левого закрылка - обрыв вала из-за разрушения вилки ведущей шестерни левого углового редуктора, в результате чего левый закрылок под воздействием аэродинамических сил убрался до 10°. Это, при полностью выпущенном (43º) правом закрылке, создало большой кренящий момент влево. В создавшейся аварийной ситуации экипаж действовал правильно. Для вывода самолёта из сложного положения не хватило запаса высоты.

23 ноября 1983 года - по инициативе министра обороны СССР Д.Устинова было принято решение о создании ...
1983
 - По инициативе министра обороны СССР Дмитрия Фёдоровича Устинова было принято решение о создании в кратчайшие сроки ПГРК передового базирования «Скорость».Развертывание этого комплекса в составе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) на территориях Чехословакии и ГДР обеспечивало в случае необходимости возможность молниеносного (в течение считанных минут) уничтожения БРСД «Першинг-2», КРНБ, других важнейших военных объектов НАТО.Комплекс «Скорость» был, несомненно, лебединой песней Дмитрия Фёдоровича. Даже само условное наименование — «Скорость» — придумал он, хотя Александру Давидовичу Надирадзе, директору Московского института теплотехники, главному конструктору ракеты и комплекса оно поначалу не очень нравилось.

Безусловно, развертывание ПГРК «Скорость» позволило бы склонить чашу весов ядерного противостояния в Европе в пользу СССР, так как пребывание пусковых установок (ПУ) американских ракет средней дальности на территориях военных баз под постоянной угрозой молниеносного уничтожения потеряло бы всякий смысл. А вот к несению боевого дежурства в полевых условиях в течение длительного времени эти ПУ были приспособлены недостаточно хорошо, гораздо хуже, чем пусковые установки ПГРК «Скорость».
В 1984 г. на Чукотку в район Анадыря и специального подземного сооружения «Портал» была заранее передислоцирована 99-я мотострелковая дивизия под предлогом защиты стратегических аэродромов в Анадыре, однако её истинное предназначение было иным.
99-я дивизия должна была обеспечить прикрытие, охрану и, в случае необходимости, оборону подразделений ПГРК «Пионер», экстренную передислокацию которых на Чукотку воздушным и морским транспортом планировалось осуществить одновременно с развертыванием в ГДР и Чехословакии ПГРК «Скорость».
В феврале 1984 г. умер Юрий Владимирович Андропов. Тем не менее пришедший на его место Константин Устинович Черненко по крайней мере не мешал событиям развиваться дальше. В декабре 1984 г., когда работы по созданию ПГРК «Скорость» были в разгаре и велись бешеными темпами, скончался Д.Устинов. Как показали дальнейшие события, эта потеря после кончины Ю.Андропова была невосполнимой.
7 марта 1987 года указом Горбачёва дальнейшая разработка ракеты была прекращена. К этому времени на ВМЗ успели собрать 10 ракет. «Колосс с глиняной головой»

Этот день в авиации. 23 ноября

1989 - В США с космодрома Cape Canaveral по программе STS-33 осуществлён запуск корабля многоразового использования "Discovery №9" с астронавтами Джоном Блэйхом (John Blaha), Мэнди Картером (Manlay Carter), Фредериком Грегори (Frederick Gregory), Кэтрин Торнтон (Kathryn Thornton) и Стори Максгрэйвом (Story Musgrave) на борту. Полёт по программе Министерства обороны США. С борта МТКК "Discovery" осуществлён запуск американского спутника "USA-048" ["Magnum-4"] для радиоперехвата.

Этот день в авиации. 23 ноября

1996 - Экипаж самолёта Boeing 767-260ER эфиопской авиакомпании Ethiopian Airlines (ET-AIZ) выполнял рейс по маршруту Аддис-Абеба (Эфиопия) – Найроби (Кения). На борту находилось 163 пассажира и 12 членов экипажа.

Через 20 минут после взлёта самолёт был захвачен тремя мужчинами. Они проникли в кабину экипажа, выкинули из неё второго пилота, взяли огнетушитель и пожарный топор и потребовали у капитана, чтобы он летел в Австралию. Капитан объяснил, что для такого полёта не хватит топлива и потребовал произвести посадку в Момбасе (Кения). Угонщики не согласились с капитаном, заявив, что в бортовом журнале написано, что самолёт может находиться в воздухе до 11 часов. Один из угонщиков потребовал следовать в океан и не снижаться ниже эшелона полёта 390.
Капитан показывал угонщикам на показания топлива и говорил, что нужно выполнять посадку, но те не прислушивались к нему, а пили виски. При пролёте Коморских островов загорелась индикация малого остатка топлива. Пока угонщики совещались, капитан обратился к пассажирам с предупреждением о неминуемой аварийной посадке. Сначала правый, а затем левый двигатель, остановились.
При посадке на воду самолёт разломился на четыре части. Погибли 119 пассажиров и 6 членов экипажа.

Этот день в авиации. 23 ноября

2012 - Китайский палубный истребитель J-15 впервые совершил посадку на авианосец "Ляонин". Два самолёта (бортовые №№ 552, 553) успешно выполнили не только посадку, но и взлёт. По заявлению заместителя командующего ВМС НОАК вице-адмирала Чжан Юни, в ходе испытательных полётов были также отработаны навыки посадок в сложных погодных условиях.

Этот день в авиации. 23 ноября
2018 - Первый образец перспективного десантного вертолёта Ми-38Т, изготовленный Казанским вертолётным заводом по заказу минобороны РФ, совершил первый полёт. Его подняли в воздух в ходе вертолётного форума-2018.

Этот день в авиации. 23 ноября

2020 - В Китае в 20:30:20 UTC с площадки LC-101 космодрома Вэньчан осуществлён пуск ракеты-носителя "Чанчжэн-5"/YZ-2 Y5 с лунным зондом "Чанъэ-5". Главной целью миссии является доставка на Землю образцов лунного грунта...

Картина дня

наверх