На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 673 подписчика

Свежие комментарии

АЛЕКСАНДР ИВЧЕНКО – СОЗДАТЕЛЬ МОТОРОВ ДЛЯ КРЫЛАТЫХ МАШИН

23 ноября родился выдающийся конструктор авиадвигателей, создатель КБ союзного значения и школы авиадвигателей Александр Ивченко.

Ивченко, Александр Георгиевич — Википедия

Долгие годы имя легендарного авиаконструктора нигде не упоминалось. Даже при выдвижении его в депутаты Верховного Совета УССР он значился  директором научно-исследовательской станции. Возглавляемое им предприятие относилось к оборонному ведомству. Присвоение авиаконструктору звания Героя Социалистического Труда также широко не освещалось. Лишь в 1968-м, после его смерти, мир узнал о гениальном конструкторе. Его наработки и школа воплотились в двигателях знаменитых «Анов», Ил-18, вертолетов Камова, Братухина, Миля, мощнейшего Ми-26, Ка-50 «Черная акула»…

Он родился на запорожской земле, в городе Большой Токмак. Начал работу на заводе «Фукс и Клайнер», стал по примеру отца литейщиком. В Харьковский институт Александр Ивченко поступит только в 1930-м, и по окончании его жизнь будет отдана небу.

Первая конструкторская победа с участием Александра Георгиевича относится к довоенному времени. Специалисты запорожского моторостроительного завода успешно провели модификацию двигателя М-88, что позволило значительно повысить его моторесурс. Двигатели запустили в серийное производство.

В августе 1941-го моторы М-88 прошли боевое крещение в самолетах, совершивших отважную «вылазку» с бомбардировкой Берлина. Немцы считали, что для советской авиации Германия недосягаема, поэтому вначале списали бомбардировку на англичан.

С началом войны завод был эвакуирован в Омск. Под руководством заместителя главного конструктора Ивченко было произведено 27 тысяч двигателей для военной авиации. А с окончанием войны и возвращением завода в Запорожье было организовано опытно-конструкторское бюро (главный конструктор – А. Ивченко). Проектировщики двигателей и завод (нынешний «Мотор Сич») осваивали производство моторов для мирной авиации.

Александр Ивченко был руководителем, который смотрел в будущее. Его школа авиационных двигателей, куда вошли специалисты-профессионалы, на десятилетия обеспечила ведущие позиции страны в развитии авиационной техники. КБ разработало различные типы поршневых и – в результате новых конструкторских решений – газотурбинных авиационных двигателей для отечественных «крыльев». Моторы, созданные для первых советских вертолётов, достойно соперничали с американскими аналогами.

Позже КБ приступило к созданию реактивных двигателей.

Специалисты отмечают, что в конструкторских решениях А.Г. Ивченко всегда стремился к простоте. Двигатели, разработанные для транспортных, пассажирских и десантных самолетов, отличались повышенным моторесурсом, одним из лучших в мире. Впервые в СССР был создан  двухконтурный турбореактивный двигатель (установлен на  Як-40).

В 1948 Александр Ивченко вместе со своими заместителями получил Сталинскую премию за разработку двигателей для вертолетов АИ-26. За эти деньги его семья начала строить дом в заводском поселке. До этого они жили в квартире без мебели, спать конструктору и его детям приходилось на соломе. Позже в составе авторского коллектива авиаконструкторов А. Ивченко был награжден Ленинской премией.


С Олегом Константиновичем Антоновым

Плодотворным было сотрудничество Ивченко с Антоновым, которое называли «союзом крылышек и лопаток». Для самолетов марки «Ан» был разработан двигатель нового типа АИ-20. Он обладал наибольшим межремонтным ресурсом (8 тыс. часов) и назначенным (22 тыс. часов).

Пассажирский Ан-10 с двигателями АИ-20

Большинство «Анов» летало именно на двигателях Ивченко.  Академик Б.Е. Патон писал: «Выход на воздушные трассы каждой совместно созданной крылатой машины знаменовал новое серьёзное достижение науки и техники. Они смело шли на применение новых технологий, материалов и этим открывали новые перспективы в авиастроении ... Все свои конструкторские и технологические решения они принимали с учетом реальных потребностей народного хозяйства страны».


Регламентные работы с двигателем АИ-20 на самолете Ил-18

Но не авиацией единой. В КБ работала программа с целью адаптации авиационных технологий к наземным агрегатам. Вначале запорожцы запустили выпуск известной бензопилы «Дружба» на двигателе Ивченко. Также «движки» были модифицированы для службы в нефтяной, газовой промышленности, тушении пожаров и других отраслях.

Трансформированные двигатели АИ-20 нашли применение в образцах нового поколения речного и морского флота — скоростных судах на подводных крыльях, воздушной подушке, широко известном газотурбоходе «Тайфун». Несколько лет европейские рекорды в водных видах спорта принадлежали скутерам на двигателях Ивченко!

Газотурбоход "Тайфун"

Ведущего авиаконструктора отличала удивительная скромность. В благодарность за то, что специалисты «Прогресса» доводили до ума двигатель «Запорожца», директор автозавода решил подарить на юбилей Ивченко малолитражку. Однако конструктор сказал, что не может бесплатно принять такой подарок, а оплачивать ему нечем. Он также долго отказывался от предложенного холодильника, дефицита по тем временам, говорил, что «другим нужнее, а мы можем хранить продукты в подвале…».

Будучи очень простым в общении, А.Г. Ивченко любил юмор. Известен случай, когда Хрущёв после летных испытаний  предложил тост за Ивченко … «бракодела» (у авиаконструктора было пять детей, и все – девочки). Но Ивченко в долгу не остался. Как-то на осмотре  пассажирского лайнера Ан-10 Никита Сергеевич заметил: «Говорили, что самолет некрасивый, пузатый. Но мне нравится!» Специалисты насторожились, не зная, как это воспринимать. Тогда Ивченко ответил насчет пуза: «У нас, как у моряков: все, что выше колен, считается грудью!» Шутка пришлась по душе генсеку, так что с согласия Хрущёва выделили средства для  строительства многоквартирного дома для моторостроителей.

Семью Александр создал рано. Ему было 18, его жене — 17. Молодые супруги тянулись к знаниям, оба стали студентами институтов. Кстати, если бы не жена, карьера авиаконструктора Ивченко могла бы не состояться. По окончании учебы партия направила его поднимать сельское хозяйство в Одесскую область. Тогда жена Ивченко попала на прием к секретарю ЦК Украины Постышеву и убедила партийца, что ее муж должен строить моторы.

Помимо конструирования двигателей Александр Георгиевич был заядлым рыбаком. Он даже писал в журналы заметки о повадках рыб под псевдонимом Олесь Вудкарь. Рыбной ловлей он «заразил» и супругу, организовывал выезды с коллегами на природу, позже в тех живописных местах по его инициативе построили базу отдыха.

Середина 50-х ознаменовалась решением Хрущёва сократить авиацию. Отличные новые самолёты стали резать на металлолом. КБ и многие  авиазаводы оказались «лишними». Генеральные конструкторы были вызваны в министерство для ознакомления с тем, как им нужно сократиться и «ужаться». После Яковлева, Камова, Туполева в солидный кабинет пошел Ивченко. Вскоре из-за двери послышались крики, отборный мат. Трудно было поверить, что человек с доброжелательными глазами, спрятанными за толстыми стеклами очков, может так «греметь», но это было так.

Ивченко вышел из кабинета примерно через полчаса в расстегнутой рубашке, с кровью на лице. Выяснилось, что запорожское КБ решили полностью закрыть. Руководитель выступал в защиту своих спецов столь яростно, что у него носом пошла кровь. Он сумел оставить костяк кадров, а через несколько лет в стране вновь заговорили о развитии авиации, и специалисты оказались востребованы.

Август 1960-го стал «черным» для авиаконструктора. Произошла катастрофа Ил-18, причиной которой стали сбои в работе двигателей и вспыхнувший пожар. Ивченко очень тяжело переживал случившееся. Коллектив КБ, заводы-изготовители привлекли к большой проверке всех двигателей, находившихся в эксплуатации. Чтобы отвести вину от нового директора КБ, своего преемника, Александр Георгиевич взял всю ответственность на себя. За месяц его больше двадцати раз вызывали на ковёр в Москву. И хотя позже выяснилось, что крушение лайнера произошло не из-за конструкторской ошибки в двигателе, а по причине производственного брака, здоровье создателя моторов было серьезно подорвано. У Ивченко случился инсульт, а через три года его не стало.

С 1993 года запорожское КБ носит название «Прогресс-Ивченко». Созданным двигателям вновь присвоен фирменный индекс по инициалам легендарного конструктора — АИ. А 2003-й (год столетия мировой авиации) был также объявлен годом академика Ивченко.

Опытно-конструкторское бюро при непосредственном участии и под руководством Ивченко за период с 1945 года по 1968 год спроектировало и внедрило в народное хозяйство страны авиационную технику самого высокого технического уровня:

  1.  Семейство поршневых самолетных двигателей АИ-26, АИ-10, АИ-12, АИ-14Р для учебно-тренировочных, боевых самолетов и самолетов связи По-2, Як-12, Як-18, Як-20, Ан-14.

  2.  Семейство поршневых и газотурбинных вертолетных и винтокрылых авиационных двигателей: АИ-4Г, АИ-26ГР, АИ-26В, АИ-14В, АИ-7, АИ-24В, ТВ-2ВК, которые устанавливались на вертолеты Б-5, Б-9, Б-10, Б-11, Ка-10, Ка-15, Ка-18, Ка-26, Ми-1, Ми-3, Ми-7, Ми-8, Як-100 и Ка-22.

  3.  Семейство пусковых авиационных двигателей: ТС-12Ф, АИ-2МК, АИ-8, АИ-9, которые применяются на самолетах Ан-8, Ан-10, Ан-22, Бе-12, Ил-18, Ту-95, Ту-114, Як-40 и вертолетах Ми-1, Ми-6, Ми-10 и др.

  4.  Семейство мощных турбовинтовых газотурбинных авиационных двигателей большого ресурса: АИ-20К, АИ-20Д, АИ-20М, АИ-24 для пассажирских, транспортных и десантных самолетов Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-24, Ил-18 и гидросамолета Бе-12.

  5.  Первый в СССР двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25 для пассажирского Як-40.

  6.  Семейство двигателей наземного назначения:

  • двигатель АИ-2 для бензопилы «Дружба»,
  • гоночные двигатели семейства “Січ” для водномоторного спорта,
  • двигатель АИ-14РС для аэросаней “Север-2”, Ка-30 и судна на воздушной подушке “Радуга”,
  • газотурбинные приводы АИ-23С-1 и АИ-20С для судов на подводных крыльях «Тайфун» и «Буревестник», судна на воздушной подушке «Сормович»,
  • пусковой двигатель АИ-8 для аэродромного пускового агрегата АПА-8, для запуска маршевых двигателей СПК «Сормович»,
  • ГТП АИ-8П для генератора инертных газов ГИГ-4,
  • ГТП АИ-23, АИ-23У, АИ-23СГ для буровых установок,
  • ГТП АИ-21 для газотурбинных установок ГТУ-1000 передвижных электростанций 5Э41

Отечественные турбовинтовые самолеты с двигателями АИ-20, АИ-24 и турбореактивные с двигателем АИ-25 эксплуатируются во многих странах мира...

София Каноник

Картина дня

наверх