1867 - Николаю Афанасьевичу Телешову выдан во Франции патент на проект ВС с пульсирующим двигателем. Это был один из первых в мире проектов реактивного самолёта.
Самолёт «Дельта» предназначался для перевозки пассажиров внутри закрытого фюзеляжа. Он представлял собой моноплан с высокорасположенным треугольным крылом и продолговатым, заострённым с носа, фюзеляжем круглого сечения, имевшим конструкцию, образованную диагональными силовыми элементами, проходящими непосредственно под обшивкой.
Обшивка фюзеляжа и крыла должна была быть полотняной. В хвостовой части фюзеляжа должен был располагаться двигатель. Проект «Дельта» был одним из первых проектов самолёта с воздушно-реактивным двигателем вообще.
1875 - Впервые в истории авиации Дмитрием Ивановичем Менделеевым выражена идея о создании стратостата с герметичным прибором для размещения в нем наблюдателя.
1901 - Бразилец Альберто Сантос-Дюмон (Alberto Santos Dumont) обогнул на своём 33-метровом дирижабле Эйфелеву башню, тем самым продемонстрировав управляемый полёт на аппарате легче воздуха, и завоевав первый приз в 100 000 франков. Общая длина дирижабля составляла 33 м, максимальный диаметр - 6 м, объём - 630 куб.м. Он был оснащён бензиновым двигателем с водяным охлаждением системы Боше - Сантос-Дюмона мощностью 20 л.с., который приводил в действие двухлопастный воздушный винт.
1908 - Первый полёт самолёта Antoinette IV, Эжен Вельферингер. Это был один из первых успешных монопланов. Скорость достигала 84 км/ч. Самолёт и его двигатель V8 были разработаны Леоном Левассором.
1912 - Образование ММПП «Салют» (берет начало от моторостроительного завода французского АО «Гном» Москва). В 1912 году в Москве создан первый в России серийный завод "Гном" (в дальнейшем Икар №2, завод 24 имени Фрунзе, 45 завод, ММПП "Салют") по производству авиационных моторов "Гном" французской конструкции для самолётов: "Москва", "Ньюпор-4", "Фарман-16", "Моран-ж". В феврале 1918 г. авиазавод “Гном и Рон” вступил в эксплуатацию под названием “Икар”. В 1923 году завод "Икар №2" выпустил первый мощный советский мотор М-5, конструкции КБ завода, для самолётов: И-1, И-2 (истребители); Р-1, Р-2 (разведчики), МР-1 (морской разведчик); ТБ-1 (бомбардировщик). В 1934 г. был построен самый большой в мире самолёт "Максим Горький" (АНТ-20). На самолёте устанавливались 8 двигателей АМ-34 завода 24 имени Фрунзе, конструктора двигателей Александра Александровича Микулина. Лётчики Михаил Михайлович Громов и И.Жуков на самолёте "Максим Горький" подняли рекордный груз 10 тонн и 15 тонн на высоту 5000 метров. В 1937 г. совершён беспосадочный перелёт В.П.Чкалова, Г.Ф.Байдукова, А.В.Белякова на самолёте АНТ-25 с мотором АМ-34 из Москвы через Северный полюс в Америку. Сегодня ФНПЦ ММПП "Салют" является одним из ведущих предприятий авиационной промышленности. Предприятие специализируется на производстве и обслуживании авиадвигателей для самолётов семейства Су, производстве отдельных деталей для самолётов Ан-74, Бе-200, Ту-334, а также для наземных газоперекачивающих установок.
1923 - СТО СССР утвердил трёхлетний план развития воздушных линий.
1928 - В США шесть военных парашютистов прыгают с разных самолётов над Брукс-Филд, штат Техас, и начинают стрельбу со сброшенного с парашютом пулемёта в течение трёх минут после ухода самолётов.
1929 - Родился Михаил Петрович Симонов — советский и российский авиаконструктор, генеральный конструктор ОКБ Сухого с 1983; работая в ОКБ, принимал участие в создании бомбардировщика Су-24, штурмовика Су-25, руководил постройкой спортивных самолётов марки «Су», но более всего известен как один из главных конструкторов истребителя Су-27 и некоторых его модификаций. Герой Российской Федерации(25 сентября 1999 года).Лауреат Ленинской премии (1976),Государственная премия Российской Федерации в области дизайна 1996 года (29 мая 1997 года),Государственная премия Российской Федерации в области дизайна 2002 года (5 июня 2003 года)— за дизайнерскую и эргономическую разработку семейства самолетов Су-27,СУ-26, СУ-29, СУ-31 и их модификаций.Доктор технических наук, профессор Московского авиационного института, действительный член Международной и Российской инженерных академий, Российской академии авиации и воздухоплавания.Был ближе всех к созданию сверхзвукового бизнес-самолета. Скончался 4 марта 2011 года вследствие тяжёлой болезни[9]. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве...
1932 – Первый полет Mitsubishi 3MT5. Это двухмоторный биплан который должен был работать с японских авианосцев, но оказались непригодны и одиннадцать построенных самолётов использовались как наземные учебно-тренировочные.
1936 - Мировой рекорд дальности - 568,871 км на поплавковом АИР-6 ОКБ «Як» - "гидро" (1 категория); Я.В. Письменный и В.П. Кузнецов. Первый официальный мировой рекорд лёгких самолётов СССР.
1940 - Образовано ОАО "Гидроагрегат". Строящийся в городе Павлово Нижегородской области завод по производству металлоизделий бытового назначения был передан авиационной промышленности. В годы войны завод освоил выпуск воздушных винтов для боевых самолётов конструкторов Ильюшина, Лавочкина, Петлякова, Яковлева. При директоре Степане Ивановиче Кадышеве, возглавлявшем завод с 1945 г. по 1956 г., изготавливались новые надёжные винты В-4 и В-3Б, были освоены первые гидроусилители для самолётов типа МИГ-17, МИГ-19. Созданные гидроусилители (бустер БУ-1) выпускались более четверти века и считались лучшими в мире. За разработку и освоение первых бустеров Гл.конструктору Н.Н.Петрову, его заместителям Н.Д.Денискину, Ф.Ф.Куприянову, директору С.И.Кадышеву в 1950 году была присуждена Сталинская премия. ОАО “Гидроагрегат”, бывший ПМЗ имени С.И.Кадышева, сегодня выпускает гидравлические агрегаты, распределительные устройства и приводы систем управления самолётов, вертолётов.
1940 - Единственный бомбардировочный авианалёт на государство Бахрейн, которое в то время контролировалось Британской империей. Целью Королевских итальянских ВВС (Regia Aeronautica) было уничтожение нефтедобывающих районов Бахрейна. Единственная в истории Второй мировой войны военная операция с прямым участием одной из стран «Оси» (Италии), произошедшая в Персидском заливе.
Четыре итальянских бомбардировщика Savoia-Marchetti SM.82s атаковали американский нефтеперерабатывающий завод в Бахрейне, кроме того бомбардировщики нанесли удар по близ расположенному городу Дахран в Саудовской Аравии, но, причинив там лишь незначительные повреждения, (существует версия что удар по Дахрану был нанесён по ошибке).
Чтобы нанести удар по контролируемым Британией нефтеперерабатывающим заводам в городе Манама в Персидском заливе, итальянские бомбардировщики совершили перелёт c греческого острова Родос длинной в 4200 км (2610 миль), длившийся 15 часов при скорости 270 км/ч, что, возможно, было рекордом для такой бомбардировочной миссии. Каждый самолёт нес 1500 кг бомб. Итог операции оказался более-менее успешным, застигнув цель врасплох итальянские бомбардировщики без проблем перелетели в Итальянскую Эритрею, где приземлились на аэродроме в Зуле.
Во время рейда было сброшено 132 авиабомбы каждая весом в 15 килограмм и серьёзно повреждено два нефтеперерабатывающих завода.
Налёт на Бахрейн оказался полной неожиданностью для британцев. Никто не мог предположить, что итальянские бомбардировщики смогут долететь так далеко. Одной из самых крайних точек бомбардировочных авианалётов итальянцев до этого момента была лишь подмандатная Британии Палестина, тогда как Бахрейн находился на расстоянии более 1600 километров от этого места.
1953 - Пассажирский лайнер Lockheed Super Constellation авиакомпании TWA завершает первый регулярный, безостановочный трансконтинентальный рейс в США из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк за восемь часов.
1954 - После ряда катастроф самолёта D.H.106 Comet отозван сертификат лётной годности, а расследование причин произошедших аварий показало, что проблемы, скорее всего, были вызваны усталостью металла.
1954-й год был один из самых тяжёлых в истории корпорации ВОАС и фирмы Де Хевилленд Эркрафт: заказы на новые самолёты аннулировали, "Кометы"1 сняли с линий, а "Кометы"1А и "Кометы"2 по результатам испытаний подверглись дорогостоящим доработкам. Листы обшивки заменили более прочными, при этом изменили конструкцию стыков, все отверстия в обшивке тщательно обработали с целью повышения их усталостной прочности, прямоугольные рамы иллюминаторов стали округлыми. Продольные оси сопел двигателей расположили веерообразно, чтобы выходящие горячие газы не воздействовали на хвостовую часть фюзеляжа и не вызывали ее вибрации. Доработки "Комет" финансировались правительством Великобритании, оно же закупило для королевских ВВС полтора десятка завершённых, но не проданных "Комет"2, эксплуатировавшихся под обозначением С.МК.2 (транспортный) и Т.МК.2 (учебный). Полёты доработанных "Комет" с пассажирами возобновились осенью 1958 года.
1964 - Крушение самолёта Ил-18 советских ВВС при заходе на посадку в аэропорту Белграда (Югославия), в результате которого погибла советская военная делегация, летевшая на празднование 20-летия освобождения Белграда от немецких оккупантов. В результате того, что самолёт находился слишком низко и в стороне от глиссады, при заходе на посадку в аэропорт города Белграда он столкнулся с горой Авала в 180 метрах от её вершины и взорвался. В результате катастрофы погибли 18 человек (по другим данным 33), в том числе 7 членов делегации и 16 членов экипажа (на памятной доске перечислены 11). Среди погибших - Сергей Семёнович Бирюзов, — Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза, начальник Генерального штаба Вооружённых Сил СССР — первый заместитель Министра Обороны СССР.
1964 – Первый полёт Agusta A.101. Под руководством главного конструктора фирмы Филиппо Запатты команда инженеров в Касина Коста разработала весьма передовую для своего времени 16-местную машину. В то время как большинство вертолётов того периода средней дальности оснащалось поршневыми двигателями, "Agusta" выбрала реактивную силовую установку в виде трех турбовальных двигателей.
Вертолёт оснащался тремя двигателями Bristol Siddeley Gnome Н.1200 мощностью 1250 л.с. (932 кВ) каждый и пятилопастным несущим винтом с единой трансмиссией. Слева на киле размещался шестилопастной хвостовой винт, а справа - большой стабилизатор. А 101G имел вместительную кабину со сдвижными дверями и большую заднюю рампу (аппарель) для автомобилей и иных крупногабаритных грузов. Типичная кабина вмещала 35 человек и 349 кг багажа (или же весовой эквивалент личного состава) или груз весом 6500 кг.
В санитарном варианте вертолёт брал на борт 18 носилок и до пяти медицинских работников. А 101G также мог использоваться как летающий кран с грузом до 5000 кг на внешней подвеске.
Прототип А 101G (серийный номер ММ 80358) изначально имел четырёхстоечное шасси, которое позже было заменено на трёхстоечное путём удаления передней пары стоек и их заменой на одну со сдвоенными колёсами. Вслед за первым построили еще два прототипа с более мощными двигателями Gnome Н.1400 по 1400л.с. (1044 кВ) каждый и увеличенной длиной фюзеляжа. Все три прототипа недолго эксплуатировались итальянскими ВВС, в основном на базе Практика ди Маре.
1967 - Космический аппарат Mariner-5 пролетел около Венеры на расстоянии 4000 км.
1986 - Катастрофа Ту-134АК мозамбикских ВВС в Драконовых горах (в горах Лебомбо) на территории ЮАР. Из 44 человек на борту погибли 34, в том числе президент Мозамбика Самора Машел, а также ряд чиновников...
Более распространена версия о диверсии южноафриканских спецслужб, которые таким образом решили устранить Машела. Для этого в горах был установлен небольшой радиомаяк, передающий ложные сигналы, сбившие экипаж с толку. Такие радиомаяки на тот момент уже выпускались и могли перевозиться на автоприцепе. Также местные жители рассказывали о загадочной военной палатке, в 150 метрах от которой самолёт врезался в гору. После катастрофы эта палатка исчезла.
1988 - Cамолёт Boeing 737-2A8 индийской авиакомпании Indian Airlines (VT-EAH) выполнял рейс по маршруту Бомбей – Ахмедабад (Индия). На борту находилось 129 пассажиров и 6 членов экипажа. При выполнении захода на посадку из-за ошибки экипажа самолёт столкнулся с деревьями, упал на поле и загорелся. Погибли 127 пассажиров и 6 членов экипажа.
2004 - В Бразилии впервые в мире сертифицирован самолёт, использующий в качестве горючего этиловый спирт - серийный сельскохозяйственный самолёт Нейва «Ипанема».
2004 - Экипаж самолёта Fokker F-27 Friendship 100 индийской авиакомпании Vayudoot (VT-DMC) выполнял рейс по маршруту Силчар – Гувахати (Индия). На борту находились 31 пассажир и 3 члена экипажа. При выполнении захода на посадку из-за ошибки экипажа самолёт столкнулся со склоном холма и загорелся. Все погибли.
2009 - Пилотажная группа «Первый полёт» основана региональной общественной организацией «Федерация самолётного спорта города Москвы». Авиапарк пилотажной группы состоит из 10 самолётов Як-52, Як-54, Як-18Т, Су-31МХ, Piper PA-23−250, Sportstar. В составе группы — действующие абсолютные чемпионы России, Европы и мира по высшему пилотажу.
2013 - Неудачей завершились испытания прототипа пилотируемого космического корабля Dream Chaser, разрабатываемого специалистами компании Sierra Nevada Corporation. Аппарат был поднят на высоту около 4 км вертолетом Sikorsky S-64 а затем в 18:10 UTC (22:10 мск) отправлен в свободный полёт. Сам полёт прошёл успешно, а вот при приземлении на территории аэродрома Мохаве в штате Калифорния Dream Chaser получил повреждения.
2016 - В 11:05 мск с космодрома Байконур успешно стартовала ракета-носитель «Союз-ФГ» с транспортным пилотируемым кораблем «Союз МС-02». На борту ТПК «Союз МС-02» – космонавты Роскосмоса: командир корабля Сергей Николаевич Рыжиков и бортинженер Андрей Иванович Борисенко, а также бортинженер ТПК, и командир экспедиции МКС-50 астронавт NASA Роберт Шейн Кимбро (англ. Robert Shane Kimbrough).
2017 - В аэропорту Тулузы, Франция впервые поднялся в воздух самолёт А330neo - прототип новейшей модификации самолёта А330 производства компании Airbus. Экипаж самолёта: пилоты-испытатели Тьерри Бурже и Томас Вильгельм, инженер лётных испытаний Алан Порше, а также ассистенты по контролю за системами Жан-Пьер Котте, Эмилиано Рекуена Эстебан и Герт Вундерлихт.
Одним из основных отличий нового самолёта от классической версии А330 является установка новых двигателей Rolls-Royce Trent 7000, которые снижают расход топлива на 14 %, эксплуатационные расходы на 8 %, количество выбросов в воздух не менее чем на 10 % и уменьшают уровень шума по сравнению с классическими моделями серии А330.
Помимо современных двигателей, данное семейство получило улучшенную аэродинамическую компоновку и новый дизайн пассажирского салона. Пассажировместимость в стандартной двух-классной компоновке A330-800neo и A330-900neo составляет 257 и 287 мест соответственно.
Свежие комментарии