1862 - Императором Александром II утверждён проект создания ракетного завода в Николаеве, который был представлен учёным-артиллеристом Константином Ивановичем Константиновым. В 1867 году генерал-лейтенант Константинов будет назначен командиром завода и станет лично руководить его строительством, монтажом и наладкой оборудования.
Испытания первых выпущенных заводом ракет пройдут в 1871 году вскоре после смерти учёного. Разработками ракетных систем Константинова заинтересовались многие военные и учёные, в том числе, начиная с 1880 года, генерал-майор артиллерии Леонид Васильевич Чижевский.
1907 - Первый полёт летательного аппарата Cygnet I Александра Белла, изобретателя телефона. Cygnet I был просто гигантским планером-змеем. Его первый и единственный полёт состоялся 6 декабря 1907 года на острове Кейп-Бретон, Новая Шотландия. Первый Cygnet достиг высоты 168 футов (51 м). Но изобретатель не продумал моменты освобождения от буксира и приводнения. В результате Cygnet клюнул носом, неудачно приводнился и затонул. Пилот, к счастью, спасся. Это был первый зарегистрированный полёт воздушного аппарата тяжелее воздуха в Канаде.
1917 - Предприниматель Тикухэй Hакадзима и офицер-кораблестроитель ВМС Сэйбэй Каваниси на акционерной основе создали авиационный завод под названием «Японское самолётное производство». Это первая авиастроительная компания в Японии.
1933 - Родился Юрий Викторович Ивашечкин — советский авиаконструктор. Работал в НИИПДС. Разработал парашют Т-4. С января 1961 г. работал в ОКБ П. О. Сухого (с 1980 г. — главный конструктор). Участвовал в разработке Су-9, Су-15, Су-24, Су-25, Т-4. С ноября 1985 г. работал в ОКБ им. А. И. Микояна. В 2000 году стал первым главным конструктором ближнемагистрального пассажирского самолёта Сухой Суперджет 100.
1940 - Образована Радиотехническая эскадрилья ГВФ, на её базе в октябре 1947 года создано Рижское авиационное училище спецслужб гражданской авиации.
1940 - Основание Московского авиационного технологического института.
1941 - Первыми в ВВС гвардейскими авиаполками стали 29, 129, 155 и 526-й истребительные авиаполки (соответственно командиры — майоры Алексей Павлович Юдаков, Юрий Михайлович Беркаль, Алексей Филиппович Шпак, Пётр Максимович Метелкин), 215-й штурмовой (майор Леонид Давыдович Рейно) и 31-й бомбардировочный (подполковник Фёдор Иванович Добыш) авиаполки.
1944 - Постановлением ГКО ГУ ГВФ подчинено СНК СССР.
1944 - Первый полёт реактивного истребителя Эрнста Хейнкеля Не-162 «Salamander». Известный под названием «Фольксягер» самолёт He-162 был построен в течение 69 дней.
Заказ на разработку конструкции был сделан 29 сентября 1944г., а опытный образец, получивший обозначение Не-162А-1, уже 6 декабря 1944 г. совершил первый полёт. Самолёт He-162 был создан как истребитель-перехватчик и имел смешанную конструкцию, его силовая установка состояла из одного турбореактивного двигателя BMW ООЗА-1 с тягой 800 кг, установленного в гондоле над фюзеляжем позади кабины лётчика. Самолёт был вооружен двумя 30-мм пушками. При взлётном весе 2500 кг самолёт имел максимальную скорость 835 км/час на высоте 6000 м и 785 км/час у земли. Продолжительность полёта у земли на режиме максимальной тяги составляла 20 мин., а на высоте 11 000 м — 57 мин. Дальность полёта на высоте 11 000 м составляла 660 км. Скороподъёмность у земли была равна 21,4 м/сек. Самолёт имел следующие размеры: длину 9,1 м, размах крыла 7,25 м, площадь крыла 11,2 м2.
1951 - Первый полёт самолёта SAAB-210. Экспериментальный самолёт SAAB-210 был построен в рамках создания истребителя J-35 Draken с целью исследования на малых скоростях аэродинамических характеристик необычного треугольного крыла с двойной стреловидностью. Угол стреловидности у основания крыла составлял около 80 градусов, а приблизительно на полуразмахе он уменьшался до 57 градусов. Данную форму крыла называли «двойная дельта». Несмотря на небольшую мощность силовой установки, самолёт во время лётных испытаний развивал скорость более 640 км/час. Самолёт имел один турбореактивный двигатель Армстронг-Сиддли «Аддер» A.S.A.1 с тягой 480 кг.
1955 - В воздух поднялся роторный летательный аппарат B-8 "Gyro-Copter" конструкции Игоря Васильевича Бенсена. Этот автожир явился усовершенствованием созданного годом раньше безтягового "Gyro-Glider", который можно было буксировать за автомобилем. Он поднимался в воздух, когда скорость автомобиля достигала 40 км/ч, если же такова была скорость ветра, аппарат взлетал сам, подобно воздушному змею. "Гирокоптер" же был оснащён двигателем, собирался из набора деталей, поставляемого фирмой за 995$, двигатель стоил ещё от 495$ до 1195$, на сборку уходило около 40 человеко-часов. В воздухе он вёл себя уверенно, не срывался в штопор и мог совершать мягкую посадку на авторотации даже при отключении двигателя. Он также мог самостоятельно перемещаться по дороге, как автомобиль, для этого было достаточно всего лишь сложить и закрепить несущий винт. При движении по дороге была достигнута скорость 55 км/ч.
1956 - Лётчик-испытатель Николай Иванович Коровушкин на самолёте МиГ-19СВ достиг высоты 20740 м.
1957 - В США предпринята первая попытка запуска собственного искусственного спутника Земли «Vanguard-1». На 2-й секунде полёта произошла авария носителя, и он рухнул в непосредственной близости от стартового комплекса и взорвался.
1957 - Первый полёт американского турбовинтового пассажирского самолёта Lockheed L-188 Electra. Фирма Lockheed полагала, что меньшие расход топлива и эксплуатационные затраты позволят получить преимущество перед реактивными лайнерами на средних и ближних магистралях. Однако L-188 не повторил успеха C-130. В 1959 г. последовали несколько катастроф. Причиной были конструктивные дефекты.
Компания осуществила дорогую программу по модификации, в результате чего подвеска двигателей, конструкция крыла, гондолы были усилены, а также были заменены некоторые места обшивки крыла более толстым материалом. Каждый из оставшихся 145 самолётов, построенных к тому времени, был модифицирован за счет Lockheed на заводе, модификация каждого самолёта занимала 20 дней, все изменения были учтены в последующих самолётах. Однако потеря репутации была серьёзной, общественность потеряла доверие к этим самолётам. Это понизило возможности применения L-188 до использования только самыми мелкими авиакомпаниями. Производство самолётов закончилось в 1961 году после того, как были построены 170 самолётов. Потери для Lockheed были оценены в $57 миллионов, не считая дополнительные $55 миллионов по результатам судебных процессов. Хотя L-188 продолжали использовать в течение 1970-х и 1980-х годов для пассажирских перевозок, большинство самолётов в настоящее время используются как грузовые суда.
1958 - В США с космодрома Cape Canaveral в сторону Луны ракетой-носителем "Юнона-2" запущена автоматическая межпланетная станция "Pioneer-3". Последняя ступень ракеты-носителя не смогла сообщить аппарату необходимую скорость и, удалившись на 102 тысячи километров от земной поверхности, станция возвратилась к Земле и затонула в водах Атлантического океана.
1959 - В США коммандер Л.Флинт достиг на втором опытном прототипе впоследствии прославленного Фантома - YF4H-1 (короткое время именовался Skyburner) рекордной высоты 30041 м.
1960 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся очередной двенадцатый испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15" N 2. Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Альберт Скотт Кроссфилд (Albert Scott Crossfield). Достигнута максимальная высота 16268 м при скорости 3027 км/ч.
1965 - Советская АМС «Луна-8» достигла поверхности Луны. Планировавшуюся мягкую посадку совершить не удалось из-за того, что станция не смогла погасить скорость.
1966 - Первый полет китайского беспилотника-мишени Shenyang BA-5. Получен путем переделки выводимых из эксплуатации МиГ-15бис ВВС Китая. Аппаратура наведения и управления была установлена в кабине вместо катапультного кресла, BА-5 использовался для обучения лётчиков-истребителей и расчётов зенитных ракет.
1969 - C полигона Капустин Яр осуществлён первый запуск беспилотного гиперзвукового (до 4000 м/с) ЛА «Бор-2» ЛИИ (руководитель Владимир Фёдорович Уткин). Это модель в масштабе 1:3 многоразового КК создаваемого в рамках программы "Спираль".
1969 - Экипаж самолёта Ан-12ПЛ Аэрофлота (Полярная авиация), CCCP-11381, выполнял рейс по маршруту Сыктывкар – Хатанга (СССР). На борту находилось 2 пассажира и 6 членов экипажа. Из-а сильного обледенения самолет упал, не долетев 13 километров до ВПП в Хатанге. Все погибли...
Исследованиями разрушенных деталей самолёта в лабораторных условиях, а также длительными повторными эксплуатационными испытаниями, проведенными в ГосНИИ ГА, было установлено, что при лётном происшествии имело место сваливание самолёта в процессе четвёртого разворота или при выходе из разворота. Наиболее вероятными причинами сваливания могли быть: наличие льда на крыле при выполнении четвёртого разворота с неотклонёнными закрылками на скорости полёта 280-300 км/ч при угле крена до 30°. 22.01.1971 г и 31.01.1971 г при аналогичных обстоятельствах произошли ещё две катастрофы самолётов Ан-12 (№11000 и №12996). В обоих случаях комиссиям удалось установить, что причинами катастрофы явилось сваливание самолётов после окончания стандартного разворота в результате отложения льда на носке профиля крыла.
1971 - Катастрофа Ан-12БК, Украинская ССР, близ Мелитополя, Министерство обороны СССР, ВВС, 25 втап (Мелитополь)
Экипаж Шураева выполнял полёт в боевом порядке "поток" 12-м с интервалом в 1 минуту. Экипаж Панарина, следовавший 14-м, из-за невыдерживания заданного маршрута обогнал два находившихся впереди самолёта и вышел впереди 12-го. Экипаж Шураева опознал визуально самолёт Панарина и, решив, что он отстал, самовольно снизился до 400 м и увеличил скорость, чтобы занять своё место в боевом порядке. В результате этого обогнал своего ведущего и вышел вперёд на 6-8 км, а затем набрал высоту 1 200 м. После сообщения РП о том, что он обогнал своего ведущего, уменьшил скорость до 310 км/ч. Оказавшись сзади и несколько ниже ведущего, самолёт Шураева попал в спутную струю, энергично накренился и перешёл на снижение. Попытки удержать самолёт оказались безуспешными, и он в перевернутом положении столкнулся с землёй. Плохая организация и руководство полётами, плохая подготовка, низкая подготовка и недисциплинированность экипажей. Погибло: экипаж - 6.
1980 - Вышел Приказ МО СССР от 06.12.1980 г. "О принятии на вооружение самолёта Ту-142М".
1981 - Самолёт H-6D (противокорабельный вариант Ту-16, КНР) произвёл первый испытательный пуск ракет.
1986 - Катастрофа Ми-6 (CCCP-21860), Тюменская область, ЯНАО, близ Тарко-Сале, Дальневосточное УГА, 2-й Хабаровский ОАО.
При взлёте потоком воздуха был поднят снежный вихрь. В условиях ухудшившейся видимости экипаж потерял пространственную ориентировку и контроль за направлением полёта. Вертолёт столкнулся с препятствием, упал на левый борт и разрушился. Второй пилот погиб, бортрадист и 7 пассажиров получили ранения, остальные члены экипажа и пассажиры не пострадали. Катастрофа произошла в 14:20 мск.
1988 - Завершена программа испытаний 1 экземпляра самолёта X-29A (после 242-го вылета).
1989 - Запуск модуля «Квант-2» для ОКК «Мир».
1991 - Постановление об образовании Межгосударственного авиационного комитета (МАК) - уполномоченный межгосударственный орган регулирования отношений в области авиации и использования воздушного пространства. Является правопреемником Госавианадзора СССР, Госаэронавигации и частично Министерства гражданской авиации СССР. В 1992 г. зарегистрирован Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) как международная неправительственная организация. Объединяет 12 государств бывшего СССР. Статус наблюдателей имеют Латвийская Республика и Эстонская Республика. Председателем МАК назначена доктор технических наук Татьяна Григорьевна Анодина.
1991 - Cостоялся первый полёт турбовинтового авиалайнера для местных и региональных линий Dornier Do.328. Он оказался коммерчески успешным. В настоящее время эксплуатируется многими авиакомпаниями. Первоначально производился компанией Dornier Luftfahrt GmbH, которая в 1996 году была поглощена Fairchild Aircraft. Новая авиастроительная компания Fairchild-Dornier производила самолёты семейства 328 в Оберпфаффенхофене, Германия. В 1998 возник его вариант с реактивными двигателями.
1993 - Первый полёт Bombardier (Canadair) CL-415.
CL-415 унаследовал проверенный планер амфибии CL-215, хотя в конструкцию самолёта внесли ряд изменений, самым важным из которых стала установка двух турбовинтовых двигателей Pratt & Whitney Canada PW123AF, гондолы которых разместили над крылом, чтобы поднять выше ось вращения новых четырехлопастных винтов Hamilton Standard. К другим заметным внешним отличиям относятся небольшие винглеты на концах крыла, установленные для повышения поперечной устойчивости. С целью компенсации потери путевой устойчивости из-за перемещения вверх двигателей, доработали хвостовое оперение. Также была увеличена мощность приводов поверхностей управления, установлена система централизованной заправки топливом под давлением, приборное оборудование выполнено по принципу "стеклянной кабины", заменена электросистема, установлен кондиционер кабины. Конструкция планера усилена с целью увеличения максимальной взлётной массы, установлены четыре бака для воды или противопожарной смеси суммарной ёмкостью 6140 л. В стандартном варианте амфибия CL-415 предназначена для тушения пожаров, а также перевозки грузов и пассажиров.
1996 - Презентация боевого вертолёта Ка-52 «Аллигатор» с ТВлД ТВЗ-117ВМА. Ка-52 — всепогодный боевой вертолёт. В отличие от Ка-50 фюзеляж имеет расширенную носовую часть и двухместную кабину экипажа, в которой места пилотов расположены рядом друг с другом. Пилоны с держателями для ракет расположены по бокам фюзеляжа. Общая масса средств поражения составляет 2000 кг. На вертолёте имеются два двигателя мощностью 4400 л.с. Кабина вертолёта бронирована. Бортовое электронное оборудование позволяет осуществлять пилотирование, навигацию, решение боевых задач круглосуточно в любое время года.
1996 - Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 7 декабря Международным днём гражданской авиации (International Civil Aviation Day) и настоятельно призвала правительства, а также соответствующие национальные, региональные, международные и межправительственные организации, предпринять соответствующие шаги для его празднования.
1997 –В Иркутске грузовой самолёт «Руслан» из‑за последовательного отказа трёх из четырёх двигателей упал на жилые дома микрорайона Авиастроителей и полностью разрушился, погибли 72 человека. Для расследования причин катастрофы была создана специальная комиссия. Запись переговоров экипажа не сохранилась — оба бортовых самописца оказались в центре пожара и были сильно повреждены. Причиной отказа сразу трёх двигателей официально была признана чрезмерная перегрузка самолёта.
Бывший начальник службы безопасности полётов ВВС РФ (с 1993 по 2002 год), член комиссии по расследованию авиапроисшествий с воздушными судами генерал-майор авиации Борис Туманов в интервью газете «Московский комсомолец» сообщил, что причиной катастрофы стал отказ трёх двигателей в результате помпажа.
В 2009 году Генеральный конструктор ЗМКБ «Прогресс» (являющегося разработчиком авиадвигателей для Ан-124) Фёдор Михайлович Муравченко выступил со своей собственной версией причин катастрофы. На основе проделанных на предприятии исследований и опытов и собственных теоретических выкладок он пришёл к выводу, что к катастрофической ситуации привело повышенное (превышающее нормативное) содержание воды в авиационном топливе (керосине) и как следствие — льдообразование и забивание топливных фильтров, что вызвало помпаж двигателей.
2004 - На вооружение стратегической авиации России впервые поступила неядерная крылатая ракета большой дальности Х-555, предназначенная для нанесения «точечных» ударов. Командование рассчитывает использовать их в локальных конфликтах и антитеррористических операциях. Аналогичными ракетами располагают только военно-воздушные силы США.
2020 - В США в 16:17:08 UTC с площадки LC-39A Космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал (шт. Флорида, США) стартовыми командами компании SpaceX при поддержке боевых расчётов 45-го Космического крыла Космических сил США осуществлён пуск ракеты-носителя "Falcon-9 FT" v1.2b5 (F9-101) с грузовым кораблём "Dragon CRS-21". Стыковка с МКС 7 декабря 2020 года. Это первый полёт модифицированного корабля снабжения МКС "Dragon-2". Использовавшаяся в четвёртый раз 1-я ступень носителя В1058 совершила посадку на морскую платформу ‘Of Course I Still Love You’, находившуюся в акватории Атлантического океана.
Свежие комментарии