1879 - В городке Хоуторн, штат Айова, родился Клайд Вернон Цессна, американский авиаконструктор, основатель авиакомпании Цессна, прославившийся рядом своих изобретений (V-образное оперение хвоста и др.) и созданием простых и удобных небольших самолётов.
1902 - Родился Николай Семёнович Скрипко — советский военачальник, маршал авиации(19 августа 1944),командующий ВТА (1955-1969).
В гражданскую войну воевал рядовым в пехоте, затем младшим командиром в артиллерии на Дальнем Востоке, воевал против войск атамана Г.М. Семёнова, японских интервентов, войск белых правительств на Дальнем Востоке. Участвовал в штурме Спасска и во Владивостокской наступательной операции.
В 1923 году на военных учениях совершил вылет на самолёте в качестве наблюдателя, после чего решил перейти на службу в авиацию. В 1924 году добился такого перевода и направлен на учёбу в Ленинградскую военно-теоретическую авиационную школу. Окончил её в 1925 году и для освоения управления самолётом направлен в 1-ю военную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова (так тогда называлась знаменитая Качинская авиационная школа), окончил её в 1927 году. Служил младшим лётчиком в 36-й легкобомбардировочной авиационной эскадрилье 7-й авиационной бригады в Зиновьевске. С 1928 года — в Борисоглебскской 2-й авиационной школе лётчиков: инструктор, командир учебных звена, отряда и эскадрильи.
С 1934 года — начальник отдела по подготовке лётчиков авиационной школы в Оренбурге, затем командир созданной на базе этого отдела учебной авиационной бригады ВВС Приволжского военного округа.
В 1938 году окончил Высшую лётно-тактическую школу в Ленинграде и назначен командиром 13-го легкобомбардировочного авиационного полка в Среднеазиатском военном округе, затем переформированного в 34-й скоростной бомбардировочный авиационный полк. С января 1940 года был помощником командира и командиром 35-й авиационной бригады в Киевском военном округе. Летом 1940 года короткое время командовал 16-й смешанной авиационной дивизией в том же округе. С ноября 1940 года — командир 3-го авиационного корпуса дальней бомбардировочной авиации в составе ВВС Западного Особого военного округа, дислоцированного в Смоленске.
В Великой Отечественной войне — с первого дня. Корпус совершал боевые вылеты в поддержку войск Западного фронта, неся значительные потери из-за отсутствия истребительного сопровождения и применения устаревших типов бомбардировщиков. Однако и в этих условиях Скрипко удалось добиться значительных боевых результатов путём применения ряда новаторских боевых приёмов. Также он без согласования с высшим командованием отдал приказ об установке дополнительных бортовых пулемётов в задней нижней полусфере бомбардировщиков, а ввиду отсутствия штатных пулемётчиков — укомплектовал их офицерами и солдатами наземных и штабных подразделений. В результате резко снизились собственные потери, а также огнём из этих пулемётов было сбито за короткий срок свыше 20 истребителей противника, пытавшихся атаковать бомбардировщики со стороны незащищённых, как им казалось, секторов.
Полковник Скрипко был направлен на повышение и назначен командующим ВВС 5-й армии Юго-Западного фронта, затем заместитель командующего ВВС Юго-Западного фронта генерала Ф. А. Астахова. С марта 1942 года — заместитель командующего Авиацией дальнего действия генерала А. Е. Голованова. Занимал эту должность до декабря 1944 года, когда Авиация дальнего действия была переформирована в 18-ю воздушную армию, а сам Скрипко стал первым заместителем командующего 18-й воздушной армией.
За годы войны четырежды повышался в воинских званиях: от генерал-майора до маршала авиации.
В 1946 году 18-я воздушная армия была расформирована, маршал Скрипко назначен первым заместителем командующего Дальней авиацией. В 1950 году он окончил Высшие академические курсы при Высшей Военной академии имени К. Е. Ворошилова. С 1950 года — командующий Транспортно-десантной авиацией. В 1953 году — помощник командующего Воздушно-десантными войсками по транспортно-десантной авиации. С 1953 года — командующий Транспортно-десантной авиацией Воздушно-десантных войск.
Анализируя многочисленные проблемы в десантировании крупных воздушно-десантных соединений и возрастание роли последних в условиях современной войны, Скрипко пришёл к выводу о необходимости создания нового рода авиации и активно добивался рассмотрения поданных им соответствующих предложений. Руководство Министерства обороны СССР согласилось с его доводами, в 1955 году в СССР была создана Военно-транспортная авиация, а маршал авиации Скрипко стал её первым командующим. Возглавлял Военно-транспортную авиацию 14 лет, по существу, стал её родоначальником в современном виде. С августа 1969 года — военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.
Скончался 5 декабря 1987 года,похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы...
1937 - Первый полёт штурмовика Петра Дмитриевича Грушина «Тандем-МАИ» (другие названия машины: Ш-МАИ, МАИ-3, Ш-Тандем), выполненного по схеме моноплан-тандем; лётчик-испытатель 1-го класса Пётр Михайлович Стефановский.
1941 - В декабре в НПП "Аэросила" разработан и запущен в серию воздушный винт АВ-5 для Пе-2.
1941 – Первый полёт скоростного поплавкового разведчика Kawanishi E15K Shiun (“Фиолетовое облако”), названного союзниками “Norm”.
1945 - Исчезают пять самолётов-торпедоносцев в Бермудском треугольнике. Вылет 19 (Flight 19) – это был учебно-тренировочный полёт звена пяти торпедоносцев-бомбардировщиков Avenger, завершившийся потерей при невыясненных обстоятельствах всех пяти машин, а также отправленного на их поиски спасательного гидросамолета Martin PBM-5 Mariner. Это лётное происшествие считается одним из самых странных и необычных не только в истории авиации флота США, но и в истории всей мировой авиации. Данный инцидент часто упоминается в связи с феноменом «Бермудского треугольника».
В 1986 году недалеко от побережья Флориды, во время розыска обломков Шаттла «Челленджер» были обнаружены 5 самолётов «Эвенджер». В 1990 году авиационный археолог Джон Мюре, думая, что это звено 19, поднял со дна несколько обломков, но эксперты выяснили, что эти самолёты не относились к этому звену.
1947 - Первый полёт самолёта КВП Scottish Aviation Pioneer.
Несмотря на тот факт, что проектирование самолёта было инициировано военным командованием, самолёт помимо военной сферы активно использовался и в гражданской авиации, причём, отмечается, что наблюдалось это и как в коммерческой сфере, и как у частных владельцев, причём, по сей день самолёт также эксплуатируется, однако, речь скорее идёт лишь о 2-3 единицах.
Начало разработок данного воздушного судна было положено шотландскими инженерами-конструкторами в 1945 году, практически через несколько месяцев после окончания Второй Мировой войны. Сам процесс проектирования воздушного судна был связан с необходимостью эксплуатации небольших летательных аппаратов применяемых главным образом для перевозки небольших групп воинского контингента, для эвакуации военнослужащих с поля боя, а также для выполнения патрульных и наблюдательных полётов. За время разработки самолёта Scottish Aviation Pioneer, его конструкция неоднократно претерпевала изменения, однако, несмотря на этот факт, свой первый полёт летательный аппарат осуществил уже в 1947 году, хотя и был направлен на доработку, где находился ещё в течение трёх лет.
В конечном итоге самолёт Scottish Aviation Pioneer не смог оправдать всех ожиданий, ввиду чего его эксплуатация военными силами была весьма ограниченной, и в большей мере самолёт использовался в сфере гражданской авиации, где применялся как для перевозки людей, так и для транспортировки разнообразных грузов.
1948 - Первый полёт штурмовика-бомбардировщика Ил-20, лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки.
1949 - В составе Министерства машиностроения и приборостроения по Постановлению СМ СССР № 119450 для разработки пусковых установок и средств наземного обслуживания ракет образовано СКБ-203 (Открытое Акционерное общество “Научно-производственное предприятие “Старт”). В 1964 году СКБ-203 объединено с ЦКБ (п/я 241). В 1965 году при ликвидации совнархозов предприятие переведено в Министерство авиационной промышленности и в настоящее время находится в ведении Федерального агентства по промышленности «Минпромэнерго» Российской Федерации. В 1994 году в соответствии с “Государственной программой приватизации” предприятие преобразовано в акционерное общество открытого типа с закреплением 60% акций за государством и стало называться АООТ НПП “Старт”. В 1999 году редакция устава и наименование общества приведены в соответствии Федеральному закону “Об акционерных обществах № 208-ф№ от 26.12.95г. ”Наименование общества АООТ НПП “Старт” изменено на открытое акционерное общество “Научно-производственное предприятие “Старт” (ОАО НПП “Старт”). За эти годы НПП “Старт” работало в основном по заказам Минобороны, создало и передало в серийное производство свыше 300 образцов современной специальной техники. За заслуги в создании и освоении в серийном производстве новой спецтехники предприятие в 1984 году награждено орденом Трудового Красного Знамени. За создание и внедрение в производство новых образцов военной техники 16 работникам присуждена Государственная премия, а бывшему руководителю предприятия Александру Ивановичу Яскину(1954-1986гг.) – Ленинская премия, более 350 работников предприятия награждены различными Государственными наградами. Его работниками получено свыше 400 авторских свидетельств на изобретения и 13 патентов Российской Федерации.
1958 - Аэрофлот открыл регулярные пассажирские полёты в Египет. Первый рейс был выполнен по маршруту Москва – Тирана – Каир.
1959 - На серийном заводе собраны первые 5 серийных истребителей-бомбардировщиков Су-7Б.
1960 - На Базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) состоялся очередной испытательный полёт ракетного самолёта "Х-15" N 1. Аппарат пилотировал испытатель Роберт Эйткин Расуорт (Robert Aitken Rushworth). Достигнута максимальная высота 30785 м при скорости 6465 км/ч.
1961 – Макдоннелл F4H "Phantom II" ВМС США, пилотируемый Джорджем Эллисом, устанавливает новый мировой рекорд высоты установившегося полёта на высоте 20252 м (авиабаза Эдвардс).
1963 - Открыта регулярная авиалиния Москва - Карачи (Пакистан) на Ил-18.
1965 - Спускаемый аппарат советской автоматической межпланетной станции "Луна-8" достиг поверхности Луны. Мягкая посадка не удалась.
1980 - В Советском Союзе с космодрома Капустин Яр в сторону озера Балхаш с помощью РН "Космос-3М"/SL-8 (К-65М-РБ5) был проведён первый запуск по суборбитальной траектории первого экспериментального крылатого аппарата "Бор-4". Целью запуска было проверить работоспособность всего экспериментального ракетного комплекса, для дальнейших экспериментов по уточнению характеристик тепловых потоков при входе в атмосферу ЛА с несущим корпусом. После выполнения программы полёта аппарат совершил управляемый спуск в атмосфере. ЛА "Бор-4" представлял собой масштабную модель (1:2) космоплана, создаваемого по программе "Спираль". Масса ЛА на орбите с ТТДУ на спине - 1450 кг, после посадки - 795 кг, длина - 3.4 метра, максимальная ширина - 2.6 метра. Создавался "Бор-4 " в Лётно-исследовательском институте имени Громова, изготовление и сборка аппаратов проводилась на Тушинском машиностроительном заводе (ТМЗ). Испытания ЛА серии "Бор-4" проводились представителями ЛИИ с участием специалистов военного испытательного института, НПО "Молния" и других организаций под руководством Госкомиссии, возглавляемой первым заместителем начальника ГУКОС генерал-лейтенантом авиации Германом Степановичем Титовым.
1985 - Первый полёт серийного МиГ-29УБ на Нижегородском авиазаводе "Сокол".
1985 - Спущен на воду первый советский авианосец, расчитаный на приём классических самолётов (тяжёлый авианесущий крейсер ВМФ СССР «Тбилиси», позже - «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»).
1995 - Катастрофа Ту-134Б-3 (4K-65703) Нахичеванская автономная республика, окрестности г.Нахичевань, а/к «Азербайджан Хава Йоллары (АЗАЛ)», рейс: A-56.
Вскоре после взлёта из а/п Нахичевани произошёл отказ левого двигателя. Из-за скоротечного развития ситуации, неудовлетворительной эргономики кабины, а также выполнения помимо основных обязанностей функций контроля за высотой и скоростью, бортмеханик ошибочно выключил исправный правый двигатель. Когда ошибка была обнаружена, двигатель был уже остановлен.
Командир корабля принял решение о производстве посадки с неработающими двигателями вне аэродрома. Самолёт приземлился на вспаханное поле, но в процессе движения по земле столкнулся с бетонным основанием ЛЭП-500, разрушился и сгорел. Из 82 человек, находившихся на борту, погибло 52, экипаж-2(6), пассажиры 50(76).
1999 - Катастрофа самолёта Ил-114Т, аэропорт Домодедово (Москва). Во время руления сильный порыв ветра отклонил руль направления в крайнее положение до упора. Руль заклинило в этом положении. При выруливании экипаж обратил внимание на странное движение самолёта и бортинженер предложил возвратиться на стоянку, однако КВС принял решение взлетать. В процессе разбега для выдерживания направления приходилось использовать подтормаживание колесами правой основной стойки шасси. Самолёт сильно тянуло влево, он сошёл на боковую полосу безопасности. После отрыва, пролетев 400м, самолёт столкнулся с ограждением аэропорта, разрушился и сгорел. Погибло 5 из 7 членов экипажа. Два человека были госпитализированы.
2000 - Выдан сертификат типа Ту-334 и Бе-200.
2001 - Старт МТКК Endeavour STS-108 для доставки на МКС 4-й основной экспедиции с экипажем в составе: Юрий Иванович Онуфриенко, К.Уолза и Д.Берша (США), командир шаттла Доминик Гори. Цель экспедиции - продолжение сборки Международной космической станции.
2003 - Первый запуск вспомогательного ГТД АИ-450МС для Ан-148.
2003 - Первый в истории человечества полёт на воздушном шаре под землей был зарегистрирован в городе Соледар Донецкой области. Уникальное событие произошло на глубине 300 метров в подземной соляной выработке предприятия "Артёмсоль". Это место больше всего подходило для подземного полёта на воздушном шаре с газовой горелкой, т.к. о полёте в выработках угольных шахт речи быть не могло - они взрывоопасны. Подняться на 25-метровую высоту воздухоплавателю не составило труда. Однако в связи с отсутствием в гигантской подземной выработке ветра намеченное расстояние - 150 метров - шар преодолел на буксире.
2011 - «Вояджер-1» (запуск 5.09.1977) удалился на 119 а.е. (17,8 млрд км) от Солнца и достиг так называемого «региона стагнации» - последнего рубежа, отделяющего аппарат от межзвездного пространства. Этот регион характеризуется удвоением напряжённости магнитного поля, что объясняется уплотнением вещества солнечного ветра, который останавливается и даже разворачивается назад давлением межзвёздной среды. Количество высокоэнергетических электронов, проникающих из межзвёздного пространства, к этому времени повысилось примерно в 100 раз относительно показателей 2010 года. В апреле 2010 года "Вояджер 1" покинул гелиосферу - область космического пространства, в которой скорость солнечного ветра отлична от нуля. Тогда, чтобы убедиться, что ветер действительно успокоился, учёные несколько раз поворачивали аппарат.
2014 - Старт ракеты-носителя Delta IV Heavy с космическим кораблем Orion в беспилотном варианте. Он совершил два витка и через 4 часа 24 минут после старта корабль успешно приводнился в Тихом океане.
«Орион», MPCV (Multi-Purpose Crew Vehicle - многоцелевой пилотируемый корабль) - американский многоцелевой частично многоразовый транспортный космический корабль, разрабатываемый компаниями «Локхид Мартин» и «Airbus Defence and Space» для доставки людей и грузов на Международную космическую станцию (МКС) и для полётов к Луне, а также к Марсу в дальнейшем). В околоземных полётах «Орион» должен прийти на смену космическим челнокам «Спейс шаттл», завершившим полёты в 2011 году. Первый пилотируемый полёт с экипажем из двух астронавтов планировался на 2014 год, в 2016 году предполагалось, что первый пилотируемый полёт «Ориона» состоится не ранее 2021 года. Официально начало строительства корабля объявлено в январе 2018 года. Диаметр корабля «Орион» — 5,3 метра, масса — около 25 тонн, объём свободной части кабины корабля около 9 м³.
2017 - В ЛИИ им. М.М. Громова совершил первый полёт новейший российский истребитель пятого поколения Т-50 с двигателем 2-го этапа («изделие 30»), пилотирвал Сергей Леонидович Богдан.
2020 - Капсула с образцами грунта (5,4 грамма), взятого японским космическим зондом "Хаябуса-2" ("Сокол-2", запуск 3.12.2014, забор грунта 11 июля 2019 года) с поверхности отдаленного астероида (162173) Рюгу, приземлилась на территории запретной зоны Вумера на юге Австралии. Сам зонд, имея достаточный запас топлива, будет использован в новой миссии по исследованию поверхности астероида 1998 KY26 диаметром около 30 метров, который движется по орбите между Землей и Марсом. Планируется, что в июле 2031 года "Хаябуса-2" совершит посадку на его поверхность и займётся изучением грунта.
Свежие комментарии