1913 - Состоялся первый полет на Type X Charabanc пилотируемом Луи Ноэлем (Louis Noel). Самолёт оснащённый двигателем Austro-Daimler мощностью 90 л.с. поднял в воздух кроме пилота ещё двух пассажиров. Продолжая развивать идею лёгкого пассажирского самолёта инженер J.D. North разработал проект пятиместного самолёта, получившего обозначение Grahame-White Type X Charabanc. Этот самолёт напоминал увеличенный биплан Анри Фармана.
1918 - Родился Сергей Александрович Афанасьев — советский государственный деятель, министр общего машиностроения СССР (1965—1983), министр тяжёлого и транспортного машиностроения СССР (1983—1987), дважды Герой Социалистического Труда (14 февраля 1975, 29 августа 1978). Лауреат Ленинской премии(1973), Сталинской премии(1952) и Государственной премии СССР(1977).Главный научный консультант РКК “Энергия” имени С.П. Королева, один из организаторов ракетно-космической отрасли.Заслуженный машиностроитель СССР (29 июня 1988).
В 1965—1983 годах — министр общего машиностроения СССР. На этом пост ему пришлось организовывать работу «с нуля», объединяя под единым началом многие научно-исследовательские институты и конструкторские бюро (КБ), работающие над созданием ракетно-космической техники.
Министерство общего машиностроения сумело в короткие сроки внедрить последние разработки КБ и наладить производство по созданию лучших образцов межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет для подводных лодок (БРПЛ).
На боевое дежурство в шахтных и иных пусковых устройствах встали около 1000 МБР и 500 БРПЛ. При этом все приводные рычаги этого необъятного хозяйства были в министерстве.Министерство также обеспечивало создание орбитальных станций, в том числе станции Мир. Под его руководством находились КБ таких выдающихся конструкторов, как Бармин, Глушко и многие другие. Он также работал с Сергеем Королёвым и с Виктором Макеевым, генеральным конструктором морских стратегических ракет.
Скончался 13 мая 2001 года. Похоронен он в Москве, на Новодевичьем кладбище...
1926 - (по 2 сентября) на самолёте АНТ-3 под названием "Пролетарий" Михаил Михайлович Громов с бортмехаником Е.В.Радзевичем начал круговой перелёт по маршруту Москва - Берлин - Париж - Вена -Прага - Варшава - Москва протяжённостью 7150 км за 34 ч 15 мин лётного времени.
Лётные данные Як-6 позволяли получить из него неплохой лёгкий ночной бомбардировщик. Этот вариант назвали НББ (ночной ближний бомбардировщик). На внешней подвеске он мог нести пять бомб калибром по 100 кг (или две по 250 кг), оборудовался радиостанцией и радиокомпасом. На выхлопные патрубки двигателей устанавливались специальные коллекторы, чтобы огни на патрубках не слепили лётчика и не демаскировали самолёт в ночном небе.
1943 - (с 20 июня) в ГНИИ ВВС КА завершились Государственные испытания двухместного Су-6 М-71Ф (ведущий инженер А. В. Синельников, ведущий лётчик-испытатель Александр Иванович Кабанов, лётчик облёта лётчик-испытатель Пётр Михайлович Стефановский). Всего было выполнено 42 полёта с суммарным налётом 23 ч 10 мин. Су-6 М-71Ф блестяще прошёл государственные испытания. Это была действительно замечательная машина. По максимальным скоростям, скороподъёмности, маневренности, потолку, дальности, вооружению и бронированию двухместный "сухой" значительно превосходил стоящий на вооружении ВВС КА двухместный Ил-2 АМ-38Ф.
Кроме того, Су-6 обладал прекрасными характеристиками устойчивости и управляемости, был прост и приятен в пилотировании.
Однако наладить серийное производство мотора М-71Ф в трудных условиях военного времени было сложно и надо признать, никаких серьёзных усилий в этом направлении со стороны руководства НКАП не производилось. Собственно, бездействие наркомата и решило судьбу Су-6 М-71Ф. Серийно он не строился.
1944 - Начались испытания первого прототипа "Сандерленд" Mk.IV. Новый самолёт получил четыре "Геркулеса" XIX мощностью по 1700 л.с. с четырехлопастными винтами "Де Хэвилленд". Изменения в планере были минимальными - лишь увеличили длину фюзеляжа примерно на 1 м. Самолёт получил мощное оборонительное вооружение, включавшее пару 20-мм пушек "Испано" в верхней башне "Бристоль" В. 17, носовую башню "Фрэзер-Нэш" и кормовую "Гленн Мартин" - каждую с двумя 12,7-мм пулемётами; ещё два таких же пулемёта монтировались в боковых блистерах за крылом, а в носовой части неподвижно установили два 7,69-мм "Браунинга".
Однако испытания вскрыли недостаточную эффективность хвостового оперения, не "гармонировавшего" с существенно возросшей тягой двигателей. В результате, площадь киля увеличили на 20%. Эти и другие изменения сочли достаточными, для того чтобы, считать модифицированный "Сандерленд" новой машиной. Летающая лодка получила новый фирменный индекс - S.45 и название - "Сифорд" GR Mk.I.
Ка-10 - корабельный вертолёт. Морской авиации был необходим малогабаритный вертолёт, не требующий переделки корабельных палуб. Таким и стал Ка-10. В 50-е годы это был единственный в мире вертолёт, использовавшимся для связи между кораблями.
1952 - На аэродроме фирмы Авро вблизи Вудфорда состоялся первый полет прототипа "698" английского бомбардировщика средней дальности Avro Vulcan. Самолёт был оснащён четырьмя ТРД Роллс-Ройс "Эвон" R.A.3 (4x2950 кгс). Вскоре Королевские ВВС и присвоили ему наименование "Вулкан". После выполнения 32 испытательных полётов на самолёте установили новые двигатели Армстронг Сиддли "Сапфир" (Sa.6) с тягой по 3640 кгс, а также ряд других систем и оборудования.
1952 - (с 7 июля) завершились контрольные испытания Бе-6 первой серии (№ 2600103) в Таганроге на базе завода № 86 и в Поти на базе 1772-го ОРАП ВВС ЧФ. В экипаж вошли лётчики-испытатели НИИ-15 п-к Сухомлин Иван Моисеевич, п/п-к Лещенко Фёдор Семенович, м-ры П.Г.Тищенко и В.В.Курячий, штурман м-р П.В.Филькин, борттехник к-н Ю.А.Матюшков, оператор РЛС л-т Н.М.Ларин, бортрадист с-т К.С.Меринов. Кроме того, самолёт облётывали строевые лётчики 1772-го ОРАП. Заключение по этим испытаниям оказалось весьма жёстким: "Серийный гидросамолёт Бе-6 № 2600103 изготовления завода № 86 МАП из-за несоответствия опытному образцу по дальности и продолжительности полёта, неустранения ряда серьёзных недостатков, выявленных при Государственных испытаниях опытного образца, а также наличия большого количества дефектов, имевших место вследствие низкого качества производственного изготовления, контрольные испытания не выдержал".
1954 (с 30 апреля) - Завершились Государственные совместные испытания (ГСИ) в ГК НИИ ВВС первого опытного самолёта "М". Их главной задачей было исследование ЛТХ, а также устойчивости и управляемости самолёта. Большинство заявленных характеристик удалось подтвердить, в частности, была получена максимальная скорость 950 км/ч на высоте 6700 м и потолок 12300 м. Прежде чем начать полёты по их программе, самолёт был продемонстрирован на воздушном параде над Красной площадью в честь Первомая. Показ произвёл сильное впечатление на отечественную публику и зарубежных дипломатов. Вскоре в НАТО грозному самолёту присвоили обозначение Bison. В этот же период бомбардировщик получил официальное обозначение М-4.
1958 - Над Южной Атлантикой американскими ВВС осуществлён эксперимент “Аргус-2” - взрыв на высоте 294 километров ядерного устройства. К точке подрыва заряд был доставлен баллистической ракетой.
1960 - На государственные испытания был передан первый Як-30, а вскоре и второй. Всего в них участвовало четыре самолета.
1968 - Вышло постановление Совета Министров СССР N 670-241 на разработку нового беспилотного комплекса тактической разведки "Рейс" (ВР-3) и входящего в него беспилотного самолёта-разведчика "143" (Ту-143). Срок предъявления комплекса на испытания в Постановлении оговаривался: для варианта с оборудованием фоторазведки - 1970 годом, для варианта с оборудованием для телевизионной разведки и для варианта с оборудованием для радиационной разведки - 1972 годом.
В том же году начались заводские испытания бомбардировщика, продолжавшиеся до 1970 г. Позже было построено ещё несколько опытных Ту-22М-0, два из которых в феврале 1973 г. были переданы в Рязанский центр боевого применения дальней авиации, где на них началась подготовка строевых лётчиков. Отличительной особенностью первых Ту-22М являлось отсутствие (впервые на бомбардировщиках А.Н. Туполева) оборонительного вооружения; иместо пушечной установки в хвостовой части фюзеляжа размещался контейнер, вмещавший средства РЭП и тормозной парашют.
В 1971 г. на Казанском авиационном заводе началась постройка малой серии бомбардировщиков Ту-22М-1. В отличие от опытных Ту-22М-0, новые машины вновь обрели (по настоянию военных) оборонительное вооружение, состоящее из двух пушек ГШ-23.
Государственные испытания Ту-22М-1 завершились лишь в 1975 г., но уже в 1971 г., не дожидаясь их окончания, началось крупносерийное производство бомбардировщика Ту-22М-2, оснащённого ТРДДФ НК-22 (дальнейшее развитие НК-144-22) с тягой 22 000 кгс. В ходе испытаний бомбардировщик развил скорость 1800 км/ч и показал дальность 5100 км. В 1976 г. этот самолёт был официально принят на вооружение.
На базе ТРДДФ НК-22 в ОКБ Н.Кузнецова был разработан новый, более мощный и экономичный трехвальный двигатель с электронной системой управления НК-25 (25 000 кгс). В 1974 г. новый ТРДДФ установили на специально переоборудованный Ту-22М-2, получивший новое обозначение – Ту-22М-2Е. Под этот двигатель в 1977 г. была создана следующая модификация бомбардировщика – Ту-22М-3. Самолёт имел новый, «ковшовый» воздухозаборник с горизонтальным клином, что обеспечило двигателю более «комфортные» условия работы. Аэродинамика самолёта была улучшена за счёт придания удлинённой на 0,8 м носовой части фюзеляжа более острых обводов. Кроме того, исчез «аппендикс» штанги топливоприемника системы дозаправки топливом в воздухе, демонтированной на всех Ту-22М в соответствии с протоколом договора ОСВ-2. Первый полет Ту-22М-3 состоялся 20 июня 1977 г., а в 1983 г. самолёт был принят на вооружение ВВС.
1978 - Экипаж самолёта Ту-134 польской авиакомпании LOT выполнял рейс по маршруту Гданьск (Польша) – Берлин/Шёнефельд (Германская Демократическая Республика). На борту находилось 62 пассажира и 7 членов экипажа.
Самолёт был угнан двумя людьми – мужчиной и женщиной, гражданами ГДР, с целью посадки в аэропорту Западного Берлина Темпельхоф. Угонщик угрожал игрушечным стартовым пистолетом. В Западном Берлине убежища попросили не только угонщик, угонщица и её сын, но и ещё 6 граждан ГДР из числа пассажиров. Над угонщиками состоялся суд под эгидой американского права, максимальный срок не превысил времени нахождения в тюрьме в ожидании процесса, то есть, после суда угонщик, которому было предъявлено большее количество обвинений, был отпущен на свободу.
1982 - Летчик-испытатель Northrop Рассел Дж. Скотт совершил первый полет прототипа F-5G Tigershark N4416T (с/н Northrop GG.1001) на военно-воздушной базе Эдвардс, Калифорния. Во время 40-минутного полета Tigershark, который два месяца спустя будет переименован в F-20A, достиг высоты 40 000 футов и скорости 1,04 Маха.
Его разработка началась в 1975 году как дальнейшее развитие истребителя Northrop F-5E Tiger II, оснащенного новым двигателем, который значительно улучшил общие характеристики, и современным комплексом авионики, включая мощный и гибкий радар. По сравнению с F-5E, F-20 был намного быстрее, получил дальность полета "воздух-воздух" за пределами видимости и имел полный набор режимов "воздух-земля", способных использовать большинство видов оружия США. Благодаря этим улучшенным возможностям F-20 стал конкурентоспособным с современными истребителями, такими как General Dynamics F-16 Fighting Falcon, но был намного дешевле в покупке и эксплуатации.
Большая часть разработок F-20 проводилась в рамках проекта Министерства обороны США (МО) под названием "FX". FX стремилась разработать истребители, которые были бы способны сражаться с новейшими советскими самолетами, но без учета чувствительных фронтовых технологий, используемых собственными самолетами ВВС США. FX был продуктом военной экспортной политики администрации Картера, которая была направлена на обеспечение иностранных государств высококачественным оборудованием без риска попадания передовых технологий США в советские руки. Компания Northrop возлагала большие надежды на F-20 на международном рынке, но изменения в политике после избрания Рональда Рейгана привели к тому, что F-20 пришлось конкурировать за продажи с такими самолетами, как F-16, новейший истребитель ВВС США. Программа разработки была прекращена в 1986 году после того, как были построены три прототипа и частично завершен четвертый
1983 - Ту-134А Казанского авиапредприятия потерпел катастрофу в районе аэродрома Алма-Ата, при заходе на посадку ночью в простых метеоусловиях.
Экипаж нарушил схему захода и самолёт столкнулся со склоном горы Долан, разрушился и сгорел. При снижении над горным хребтом в течение 23 секунд работала сигнализация опасного сближения с землёй, однако КВС не установил двигателям взлётный режим и не перевёл самолёт в набор высоты…
Погибли все 90 человек, находившихся на борту - 83 пассажира и 7 членов экипажа.
1983 - С космодрома Cape Canaveral по программе STS-8 осуществлён запуск космического корабля “Challenger №3” с астронавтами Ричардом Трули (Richard Truly), Уильямом Торнтоном (William Thornton), Даниэлем Бранденстейном (Daniel Brandenstein), Дэйлом Гарднером (Dale Gardner) и Гийоном Блуфордом (Guion Bluford) на борту. Основной задачей являлось выведение на орбиту индийского спутника связи.
1984 - Лётчик-испытатель Виктор Георгиевич Пугачёв совершил первую посадку опытного истребителя Су-27 (Т10-25) на аэрофинишер с зацепом.
1984 - С космодрома Cape Canaveral по программе STS 41-D осуществлён запуск космического корабля “Discovery №1” с астронавтами Майклом Коатсом (Michael Coats), Генри Хартсфайлдом (Henry Hartsfield), Стивеном Наулеем (Steven Hawley), Ричардом Муллейном (Richard Mullane), Чарльзом Уолкером (Charles Walker) и Джудит Резник (Judith Resnik) на борту. Основной задачей полёта было выведение на орбиту нескольких спутников связи. В этот же день выведен спутник "SBS-4" ["SBS-D"]. Затем выведены "Leasat-2" и "Telsat-3C. Проведено испытание крупногабаритной развёртываемой панели СБ длиной 31 метр
Bell D-292 использовал двигатели Avco Lycoming, трансмиссию, двухлопастный главный и хвостовые винты, хвостовая балка, вертикальное оперение и пилон несущего винта от Bell 222. В новом планере вместо металла использовались композитные материалы для большей прочности, снижения веса и снижения затрат на производство и техническое обслуживание.
В конце 1980-х компания Bell стала испытывать проблемы с финансированием и в результате испытания прекратили в 1988 году. Победителем была признана компания Sikorsky, но и их дальнейшее развитие проекта (LHX он же RAH-66A) в серию не пошёл.
1986 - На чемпионате мира по высшему пилотажу сборная команда СССР, выступавшая на самолётах Су-26М, заняла 1 место, выиграв Кубок Мира.
1988 - Совершил первый полет первый китайский самолёт А-5М переоборудованный из серийного истребителя-бомбардировщика Q-5-II, путём установки на истребитель-бомбардировщик Q-5-II итальянской фирмой "Алениа" навигационно-прицельной системы, созданной для итало-бразильского истребителя-бомбардировщика АМХ.
2006 - Первая полностью автоматическая заправка в полёте, самолёт-заправщик Боинг 707-300 и истребитель Боинг F/A-18D, США (для будущих боевых БЛА). Агентство передовых оборонных исследований США DARPA и НАСА продемонстрировали в действии систему автоматической дозаправки в воздухе. Система, разработанная компанией Sierra Nevada Corporation (SNC), позволяет автоматически с филигранной точностью выполнять весь комплекс операций, необходимых для осуществления надёжной и безопасной дозаправки самолёта в воздухе – в частности, при захвате приёмного конуса топливопровода и в процессе самой дозаправки. В основе системы, открывающей новые перспективы перед беспилотной авиацией – технология дифференциальной GPS.
2014 - Экипаж самолёта Ан-12 украинской авиакомпании Ukraine Air Alliance (UR-DWF) выполнял транспортный рейс по маршруту Таманрассет (Алжир) – Бамако (Мали). На борту 7 членов экипажа. В 2 часа 40 минут — спустя три минуты после взлёта — самолёт Ан-12БК упал в горной местности — на удалении пятнадцати километров от аэропорта Таманрассет. Причиной крушения, по предварительным данным, стала техническая остановка двигателей воздушного судна. На месте крушения самолёта Ан-12БК были обнаружены тела всех членов экипажа — в авиационной катастрофе никто не выжил.
Свежие комментарии