1754 - М.В.Ломоносов демонстрировал в Академии наук «аэродинамическую машину» - модель вертолета с двумя противоположно вращающимися винтами.
1804 - состоялся первый в России полет на аэростате с научными целями академика Я.Д.Захарова и фламандского ученого и воздухоплавателя Э.Робертсона.
1876 - родился один из первых русских летчиков С.
И.Уточкин.Один из первых русских авиаторов и лётчиков-испытателей; многосторонний и талантливый спортсмен - фехтовальщик, пловец, яхтсмен, боксер, футболист, вело-, мото- и автогонщик начала XX века. Велики заслуги Уточкина в популяризации авиации в России в 1910-1914 годы. Он совершил десятки демонстрационных полётов во многих городах Российской империи. Его полёты наблюдали будущие известные лётчики и авиаконструкторы: В. Я. Климов и С. В. Ильюшин, Н. Н. Поликарпов, А. А. Микулин и И. И. Сикорский, С. П. Королёв, П. О. Сухой, П. Н. Нестеров, и др.
1910 - Авиатор Чарльз Роллс стал первой жертвой авиакатастрофы в Британии. Известен как основатель легендарной фирмы Rolls-Royce вместе с техником Генри Ройсом. Под Борнмутом, на высоте всего 20 футов (6 м), самолёт Роллса "Райт-Флайер" развалился в воздухе.
1922 - родился Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР Степан Анастасович Микоян.
Вместе со своим другом Тимуром Фрунзе поступил в Качинскую военную авиационную школу пилотов в Крыму в августе 1940 года. Окончил его 3 сентября 1941 года в городе Красный Кут Саратовской области, куда эвакуировали училище.
В том же году он переучился на истребитель Як-1, и в декабре был направлен в истребительный авиаполк, оборонявший Москву.
16 января 1942 года Микоян был сбит по ошибке советским лётчиком М. А. Родионовым. Степану Анастасовичу удалось посадить горящую машину, после этого он попал в медсанбат с ожогом 3-й степени рук, лица и левой ноги и коленного сустава правой ноги.
Через полгода получил назначение под Сталинград, а затем на Северо-Западный фронт.
К октябрю 1942 года выполнил 14 боевых вылетов. Провёл 3 воздушных боя, в составе группы сбил 6 самолётов противника. В ноябре 1942 года капитан Микоян награждён орденом Красного Знамени за 14 боевых вылетов в декабре 1941 года — январе 1942 года, 3 воздушных боя и 6 сбитых самолётов противника в группе.
Член ВКП(б) с 1943 года.
В августе 1944 года командир звена 12-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии капитан Степан Микоян награждён орденом Красной Звезды за выполнение 7 вылетов на сопровождение особо важных вылетов и литерных поездов Новикова, Жукова, Воронова, Мерецкова, Попова.
В июне 1945 года Степан женился на Элеоноре Лозовской, дочери лётчика-испытателя Петра Ивановича Лозовского, погибшего в 1932 году.
С 1945 по 1951 год — слушатель инженерного факультета Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского. После окончания работал в Научно-испытательном институте ВВС.
В течение 23 лет испытывал боевые самолёты истребительных ОКБ Микояна, Сухого и Яковлева, получил звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР», 3 апреля 1975 года за проведение государственных испытаний МиГ-25 стал Героем Советского Союза.
Стал первым заместителем начальника НИИ ВВС. Он освоил 102 типа летательных аппаратов и налетал около 3,5 тысяч часов. С апреля 1978 года Степан Анастасович — заместитель главного конструктора московского НПО «Молния» по лётным испытаниям. В космическом полёте «Бурана» отвечал за управление кораблём на участке снижения и посадки.
Умер 24 марта 2017 года в Москве.
1929 - Первый полет гигантской летающей лодки Дорнье Do-X.
Немецкая пассажирская летающая лодка фирмы Dornier. Предназначалась для эксплуатации на дальних пассажирских авиалиниях. В ходе 40-минутного демонстрационного полёта этот самолет взлетел с Боденского озера с 169 пассажирами на борту. Этот рекорд остался непревзойдённым в первой половине XX века. Из-за невысоких лётных характеристик самолёт на линии не вышел - лишь совершил в 1930-1932 гг. несколько демонстрационных полётов в Африку, Северную и Южную Америку.
1931 - (с 10 апреля ) 1931 года,завершились Государственные испытания в НИИ ВВС дальнего истребителя Поликарпова и Григоровича ДИ-3. Выяснилось, что самолет не удовлетворяет тактико-техническим требованиям как по максимальным скоростям на всех высотах, так и по скороподъемности, и вообще практически по всем летным характеристикам уступает самолету Д-2. В управлении ДИ-3 оказался строгой машиной, не позволял полет с брошенной ручкой. Оборонительная турель ЦКБ была признана неудачной.
В итоге ДИ-3 не рекомендовали к массовому производству, однако посчитали возможным построить небольшую серию для тренировки и обучения. В конечном счете серийное производство так и не было налажено; известно лишь, что позже опытный ДИ-3 был оборудован застекленной кабиной и использовался как связной самолет.
1931 - Погиб летчик-испытатель С.Т.Рыбальчук. (С сентября 1929 – лётчик-испытатель НИИ ВВС. Поднял в небо и провёл испытания АНТ-8 (МДР-2) (30.01.1931). Провёл испытания гидросамолётов РОМ-1 (МДР-1) (1927-28), МР-3 (МР-5) (1929), МУ-2 (1929) и других).
Погиб 12 июля 1931 года в авиакатастрофе на АНТ-9. Должна была лететь комиссия во главе с заместителем начальника Штаба РККА В.К.Триандафилловым. Был сильный туман. По мнению М.М.Громова, Рыбальчук из самолюбия не отказался от полёта в таких условиях и в тумане зацепил деревья. Все погибли.
1933 - Погиб летчик-испытатель Б.Л.Бухгольц. Поднял в небо И-5 (29.04.1930), ТБ-5 (ЦКБ-восемь) (1.05.1931), АИР-2с (18.05.1931), МДР-3 (ЦКБ-11) (14.01.1932), МБР-2 (3.03.1932),. Принимал участие в испытаниях самолётов П-2 (1928 ?), ТШ-1 (1931), МДР-2 (АНТ-восемь) (1931), И-Z (1931), ДИ-4 (1932), МИ-3 (1933). Погиб при перегонке с Чёрного моря гидросамолёта «Савойя-55».
1935 - На параде в Тушино продемонстрирован пневматический (надувной) планер П.И. Гроховского на буксире за У-2;
[В середине 1930-х, незадолго до Второй мировой, Советский Союз активно искал средства для доставки десантников к точке назначения. Самолеты для этой цели были дороговаты, а вот планеры вполне подходили. Советские конструкторы откликнулись на призыв партии целым каскадом проектов, но всех удивил талантливый и эксцентричный инженер Павел Игнатьевич Гроховский, предложивший делать планеры… надувными.
Заказ на изготовление новинки принял ленинградский завод «Красный треугольник», где вскоре и был сконструирован «летающий матрац». Первые испытания прошли успешно: летчик-испытатель, пристегнувший «пневматические крылья» (как официально именовалось изделие), благополучно оторвался от кузова набирающего скорость грузовика и пролетел несколько десятков метров. Затем задание усложнили: грузовик буксировал планериста, как воздушного змея, – на привязи. Когда во время очередного теста при приземлении испытатель не удержался на ногах и упал на бок, то надутое крыло, самортизировав, мягко подняло комсомольца на ноги – тот не получил даже ушиба. «Безопасность на все сто!– засмеялся наблюдавший за своим детищем Гроховский. – Пожалуй, на нем можно будет летать даже без парашюта…»
От «летающего матраца» было решено перейти к полноценному планеру. Аппарат спроектировали в рекордные сроки и передали для постройки на ленинградский завод «Промтехника». Готовая модель отличалась простотой: она не имела даже элеронов и рулей – управление совершалось перекосом консолей крыла и хвостового оперения (наклоном корпуса пилота в ту или иную сторону– так же, как делали братья Райт на своем первом аэроплане). На этом планере в воздух поднимались и сам Гроховский, и целый ряд сотрудников бюро.12 июля 1935 года аппарат был официально продемонстрирован членам правительства на параде в Тушино. Газеты поспешили дать планеру весьма лестную оценку, однако дело дальше не пошло. Готовый планер был передан МАИ для изучения и тренировки, но почти сразу попал на склад. Гроховский был бы рад продолжать изучение столь перспективного направления, но получил отказ в финансировании. Официальное решение гласило: «Вы доказали, что подобные аппараты летать могут, но, несмотря на их транспортабельность на земле, в воздухе они непригодны для десантников из-за громоздкости и недостаточной прочности». Действительно, для десанта планер не годился, зато был бы незаменим для разведки, спецопераций или базирования на подводных лодках и кораблях.
1937 - Начало рекордного по дальности перелета Москва - Сан-Джасинто (США) на АНТ-25 с АМ-34 экипажа М.М.Громова, А.Б.Юмашева и С.А.Данилина. Экипаж приземлится через 62 часа 17 минут в Сан-Джасинто на границе с Мексикой, устанавливая новый мировой рекорд дальности полета по прямой линии пролетев 11148 км, который продержится 9 лет. Экипаж мог бы продолжать полет и дальше, но не было соглашения на пересечение американо-мексиканской границы. Громов, Юмашев и Данилин станут первыми нашими соотечественниками, которых Международная авиационная федерация (ФАИ) удостоит одной из своих высших наград - медали А. де Лаво.
1940 - Полет Ер-2 на максимальную дальность, при этом самолет с взлетной массой 12000 кг (масса горючего 3300 кг, масса бомб 1000 кг) пролетел 2040 км.
1940 - Комитет Обороны при Совете Народных Комиссаров СССР принял постановление, определившее создание первых отечественных самолетов с реактивными двигателями. В постановлении, в частности, предусматривалось решение вопросов "о применении реактивных двигателей большой мощности для сверхскоростных стратосферных полетов"
1942 - В ночь на 12 июля экипаж 44 бап в составе: командир звена капитан С.М.Алешин, стрелок-бомбардир лейтенант В.А.Гончарук, стрелок-радист ст. сержант Н.А.Бобров, выполнял боевое задание по уничтожению артиллерийской батареи в районе железнодорожной станции Лемболово (Всеволожский район Ленинградской области). Самолет был подбит зенитной артиллерией противника. Летчик направил горящий самолет на артиллерийские орудия врага.10.02.43 г. всем членам экипажа присвоено звание Герой Советского Союза посмертно.
1944 - На вооружение ВВС Великобритании поступили реактивные истребители Глостер «Метеор». В этом же году реактивные истребители применила в боевых действиях также Германия (Мессершмитт Ме 163В и Ме 262).
1944 - Первый полет опытного дальнего бомбардировщика Б2 (Ту-2Д), А.Д. Перелет
1949 - Летчик Wiktor Pelke совершил первый полет на прототипе польского серийного УТС Junak-2. Испытания в полете и на земле показали необходимость внести ряд изменений и поправок. Новая машина, по сравнению с Junak-1, оснащалась более мощным двигателем М-11ФР (160 л.с.), винтом LWD-J4, закрылками под крылом. Кроме того, у Junak-2 были новые обтекатели колеса, был заменен фиксированной хвостовой костыль на подвижный, изменили колеса с тормозами, фонарь кабины был заменен на новый, с более жестким переплетом, установили переговорное устройство, улучшенный механизм выдвижения закрылков и т.д. Кроме того, были удалены мелкие дефекты и недостатки. Однако, после этой работы, масса пустого самолета увеличилось на 13 кг. Измененный в CSS самолет назвали Junak-2bis. Прототип был испытан 17 мая 1950 года в аэропорту Okecie пилотом Antoniego Szymanskiego. Три дня спустя - 20 мая 1950 года, во время пикирования, возникла сильная вибрация (флаттер), которая привела к разрушению элеронов. Пилот Antoni Szymanski посадил машину на землю, лишь незначительно повредив его при посадке. Прототип быстро отремонтировали и внесли изменения в проект. После ремонта были завершены заводские испытания, и Junak-2bis в его окончательной форме стал стандартной версией для серии, за который восстановили имя Junak-2 (без бис).
1957 - Началась история новосибирского аэропорта «Толмачево». В этот день был выполнен первый пассажирский рейс на самолете Ту-104 по маршруту Новосибирск – Москва.
1957 - В Советском Союзе с полигона Тюра-Там (с 1961 г. космодром Байконур) запущена третья межконтинентальная баллистическая ракета Р-7. Ракета потеряла устойчивость на 33 секунде полета.
1961 - В окрестностях Касабланки потерпел катастрофу Ил-18В компании ČSA, в результате чего погибли 72 человека.
Точная причина катастрофы не была установлена. Были предположения об отказах навигационных приборов, резком манёвре с целью уклонения от другого самолёта, сбое в электропитании, однако все они не удовлетворили комиссию. Наиболее вероятной выглядит версия, что экипаж попытался снизиться ниже уровня облаков, но в условиях ухудшающейся погоды снижение было слишком быстрым, что с учётом низкой высоты облачности привело к тому, что после выхода из облаков экипаж не успел выровнять самолёт.
1963 - (с 17 сентября 1962 года), в районе подмосковного аэродрома Чкаловская завершились совместные Госиспытания (участвовали представители ОКБ и ВВС) транспортного самолета Ан-24Т. Их выполнял экипаж ГК НИИ ВВС во главе с подп-ком В.С.Елисеевым при участии ведущего инженера м-ра В.А.Анисимова, который потом долгие годы занимался в институте грузовыми самолетами этого семейства. В своем заключении военные испытатели указали, что Ан-24Т практически соответствует требованиям ВВС и пригоден для принятия на вооружение. Однако первый заместитель командующего ВТА Герой Советского Союза генерал-л-т И.А.Тараненко высказал другое мнение. Он считал, что "Ан-24Т не соответствует задачам, возлагаемым на легкие ВТС в современных условиях... по следующим причинам: не обеспечивается парашютное десантирование мелких грузов и техники; нет достаточной перегоночной дальности (1890 км) и мал практический радиус десантирований (180-225 км на высотах 1000 и 6000 м, соответственно); бортовой люк не позволяет грузить в самолет и транспортировать по воздуху легкую боевую технику в пределах грузоподъемности и габаритов грузовой кабины". Еще одним недостатком машины был фанерный пол, который при перемещении по нему грузов быстро приходил в негодность.
Для устранения этих замечаний ОКБ Антонова предложило оборудовать Ан-24Т десантным люком в низу хвостовой части фюзеляжа, увеличить полезную нагрузку до 5000 кг, установить дополнительные топливные баки, позволяющие повысить перегоночную дальность до 2900 км.
1966 - На Базе ВВС США "Эдвардс" состоялся очередной шестьдесят четвертый испытательный полет ракетного самолета "Х-15" N 1. Аппарат пилотировал летчик Уильям Найт. В полете достигнута максимальная скорость 5876 километров в час при максимальной высоте подъема 39620 метров.
1966 - На Базе ВВС Эдвардс был проведен 1-й испытательный полет воздушно-космического ЛА с несущим корпусом "М-2/F-2" созданного фирмой "Нортроп" (Northrop). Аппарат, сброшенный на высоте 13 700 метров с нижней части крыла самолёта-носителя "Boeing B-52" пилотировал Милтон О.Томпсон. Максимальная скорость при планирующем снижении составила 727 км/ч. Посадка произведена на скорости 320 км/ч. Силовая установка KF ЖРД "XLR-11" тягой 2700 кгс.
1967 - Первый полет Ка-25ПС, пилот В.Н. Евдокимов. Вертолет Ка-25ПС предназначен для поисково-спасательных работ на море, поиска приводнившихся космических кораблей и наведения на них судов. Ка-25ПС оборудован дополнительными осветительными средствами для ночных операций, специальной приводной радиоаппаратурой для вывода вертолета на аварийные радиостанции. Бортовой комплекс является модификацией комплекса вертолета Ка-25ПЛ.
На вертолете в санитарно-спасательном варианте в грузовой кабине устанавливается медицинское снаряжение (двое носилок, сиденье медработника, кислородное и другое оборудование), лебедка со стрелой (грузоподъемностью 250 килограмм), тросом длиной 40 м и сиденьем для подъема на борт спасаемых.
Вертолет строился серийно в Улан-Удэ в 1971 - 1972 годах.
1971 - погиб летчик-испытатель В.В.Подхалюзин в ходе полета на МиГ-21. Он выполнял маневрирование на предельных углах атаки у земли при подготовке к показу на авиасалоне в Ле-Бурже. Всеобщий любимец, жгучий брюнет с открытой, располагающей улыбкой, даже не катапультировался и упал в самолете на окраине аэродрома.
В 1954 окончил Армавирское ВВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС. С 1961 - в запасе. В 1962 окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1966 - Киевский институт инженеров ГА. С августа 1962 - на лётно-испытательной работе в ЛИИ. Провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях по тематике института: испытания двигателей на МиГ-25 и МиГ-23; испытания самолёта на прочность в условиях сильной турбулентности в горной местности с целью подготовки данных для определения расчёта прочности самолёта Ту-144; провёл исследования возможности полёта истребителя в условиях грозовой деятельности.
1980 - Совершил первый полет опытный образец самолета-заправщика KC-10 Extender. В 1977 году специалисты ВВС США провели сравнительный анализ гражданских широкофюзеляжных самолетов Boeing 747 и McDonnell Douglas DC-10 с целью определения, который из них лучше подходит для создания на его базе самолета для дозаправки в воздухе самолетов стратегической, тактической и вспомогательной авиации США, а также перебросок войск, грузов и военной техники. В результате исследований по программе АТСА (Advanced Tanker/Cargo Aircraft) было установлено, что конструкция DC-10-30СF обеспечивает лучшие возможности для создания такого самолета. Фирме McDonnell Douglas был выдан соответствующий контракт на разработку и производство 60 самолетов-заправщиков, получивших обозначение KC-10 Extender.
1984 - Умер Рафаил Иванович Капрэлян, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР. Участвовал в испытаниях Ту-4 (1947-1948); провёл испытания опытных винтов на Ту-4;испытания радиолокационного оборудования на В-25; испытания системы антиобледенения на Ту-4; испытания радиолокационного оборудования для слепой посадки и ряд других испытательных работ на тяжёлых самолётах. Поднял в небо и провёл испытания Ми-6 (1957), Ми-10 (1960); участвовал в испытаниях Ми-2, Ми-4, Ми-8, Ми-10К. Установил 8 мировых авиационных рекордов (из них 1 -вторым пилотом): в 1956 - 2 рекорда: скорости и грузоподъёмности на Ми-4; в 1957 - 2 рекорда грузоподъёмности на Ми-6; в 1959 - 1 рекорд грузоподъёмности на Ми-6; в 1962 - 3 рекорда грузоподъёмности на Ми-6
1985 - Экипаж в составе А.В.Ткаченко (командир), С.А.Горбик (помощник командира), В.А.Петренко (бортинженер-испытатель) и И.И.Радауцан (инженер-экспериментатор) поднял самолет ДРЛО Ан-71 в воздух с ВПП Киевского авиазавода
1988 - запущена автоматическая межпланетная станция «Фобос-2» для проведения исследований Марса и его спутника Фобоса, Солнца и межпланетного пространства.
1990 - Последний серийный самолет F-117A был поставлен заказчику. Всего было построено 59 серийных экземпляров (хвостовые номера 785-843).
1991 - Начались испытания F-18 HARV, оснащенного системой ОВТ, продемонстрировавшие существенное повышение маневренности на средних углах атаки и возможность управления и устойчивого полета истребителя на больших углах вплоть до 70°, в т.ч. эффективного управления по крену на углах атаки до 65° (ранее оно было возможно только на углах до 35°). Самолет F-18 HARV (High Alpha Research Vehicle - аппарат для исследования больших углов атаки), построенный в 1987 году на базе шестого предсерийного истребителя F-18 с двигателями F404-GE-400. Вначале он был укомплектован только экспериментальной системой дистанционного управления и до 1989 года выполнил 101 полет по первому этапу испытаний, в ходе которых достигал углов атаки до 55°. Затем машину дооборудовали тремя специальными створками (дефлекторными панелями) из содержащего хром и сталь высокотемпературного никелевого сплава, расположенными за соплами двигателей, которые позволяли производить отклонение вектора тяги как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостиВ дальнейшем самолет дополнительно оснастили специальными подвижными управляющими поверхностями в носовой части фюзеляжа для управления в боковом канале. С ними в июле 1995 - сентябре 1996 годов он прошел заключительный третий этап испытаний, на которых оценивалось влияние УВТ и дополнительных поверхностей на управляемость самолета по тангажу, крену и рысканью на больших углах атаки. Всего на F-18 HARV выполнили 385 полетов, последний из них состоялся 6 сентября 1996 года.
1996 - Катастрофа самолёта МиГ-31, аэродром Комсомольский-2, КК м-р Емельянов И.В. и ШК командир АЭ п/п-к Супрунов П.Н. при заходе на посадку с имитацией отказа одного двигателя.
2000 - С российского 5-го Государственного испытательного космодрома “Байконур” (Казахстан) в рамках продолжения сборки Международной космической станции (Альфа - МКС) был осуществлен запуск РН "Протон-К"/SL-13, которая вывела на околоземную орбиту модуль "Звезда" (изделие 17КСМ №12801) - 3-й блок МКС. Модуль имеет внешнее строение схожее с базовым блоком (ББ) станции "Мир". На "Звезде" установлены 4 стыковочных узла, расчетная длительность функционирования на орбите 15 лет. Модуль способен обеспечивать жизнедеятельность 6-ти человек. На борту модуля помимо различного оборудования находились два новых скафандра "Орлан-М" №12 (№1280012) и №23 (№1280023) для работы за бортом станции. 23-й и 24-й отечественный скафандр для ВКД отправленный в космос.
2001 - В США с космодрома на мысе Канаверал был осуществлен 24-й запуск в космос американского МТКК "Атлантис" (Atlantis), миссия STS-104, с пятью астронавтами на борту. Программа полета предусматривала доставку на МКС американской шлюзовой камеры "Quest", созданной специалистами компании Boeing Company. Вес очередного модуля МКС 6064 кг. Десятая стыковка шаттла с МКС.
2002 - В 00:58 UTC (04:58 мск) с борта российской атомной подводной лодки К-44 «Рязань», находившейся в подводном положении в акватории Баренцева моря, осуществлен пуск по суборбитальной траектории ракеты-носителя «Волна» (на базе баллистической ракеты морского базирования РСМ-50) с космическим аппаратом «Демонстратор-2» на борту. Целью запуска являлась отработка новой технологии доставки на Землю грузов с космической орбиты. 146-килограммовый аппарат был изготовлен специалистами НПО имени С.А.Лавочкина и оснащен надувным тормозным устройством. Космический аппарат должен был достигнуть заданного района на полигоне Кура» на Камчатке. Однако «Демонстратор-2» не найден. Это уже третье неудачное испытание системы IRDT ((Inflatable Reentry Descent Technology)). Первый раз его запустили в феврале 2000 года и не смогли затем найти ни надувное устройство, ни разгонный блок «Фрегат», который он должен был затормозить. Второй раз IRDT испытывали в июле 2001 года совместно с «солнечным парусом». Тогда и «паруса не раскрылись», и тормоз не затормозил. В общем тоже аппарат потеряли.
Сегодня свой профессиональный праздник отмечают бортпроводники гражданской авиации.
Свежие комментарии