1897 - Исследовательская экспедиция в Арктику на аэростате. Шведские учёные Н. Стринберг и К. Френкель (Швеция) во главе с Соломоном Августом Андре предприняли исследовательскую экспедицию в Арктику с целью достичь Северного полюса на аэростате «Орнен» («Орёл») со Шпицбергена. Андре оснастил аэростат объёмом 4531 м3 парусами. Общая площадь парусов на этом «корабле» составляла 78,5 м2. Они крепились к системе тросов и рулей, с помощью которых предполагалось вести аппарат в нужном направлении. Экспедиция окончилась трагично. По всей видимости, учёные не справились с управлением и не смогли противостоять воздушной стихии. Их останки были найдены только в 1930 году на острове Земля Франца-Иосифа.
1907 - Совершил свой первый полёт первый аэроплан со свободнонесущим крылом — летательный аппарат Луи Блерио тип VI «Стрекоза», оснащённый концевыми элеронами.
1911 - Окончание на Ходынском поле перелёта Петербург - Москва, победитель Александр Алексеевич Васильев преодолел на «Блерио-XI» 725 км за 24ч. 41мин. (9ч. 30мин. лётного времени)
1914 - Мировой рекорд продолжительности полёта на биплане «Альбатрос В-2» установил Р.Бем (Германия) - 24 час 12 мин
1914 - Состоялся знаменитый перелёт Петра Николаевича Нестерова из Москвы в С.-Петербург за 5 часов на "Моране" G.
1921 - Родился Георгий Артурович Баевский — советский лётчик-ас, генерал-майор авиации(1964), Герой Советского Союза(04.02.1944),Заслуженный военный лётчик СССР (1971),военный лётчик-испытатель 1 класса(1966), кандидат военных наук.
Отец - Баевский Артур Матвеевич (1892-1971), участник Гражданской войны, долгое время работал с Ф.Э.Дзержинским. Мать - Баевская Валентина Юльевна (1896-1967). Сразу после рождения Георгия семья Баевских переехала в Москву. В 30-е годы в течение нескольких лет ему довелось жить в Берлине, где отец работал в советском посольстве. Дом семьи находился вблизи аэродрома Темпельхоф. Еще обучаясь в 275-й московской средней школе, он окончил аэроклуб Дзержинского района, а затем и Серпуховскую военную авиационную школу летчиков. После выпуска в ноябре 1940 года его, младшего лейтенанта, оставили в школе летчиками-инструкторами. Весной 1943 года он попал на Юго-Западный фронт в уже прославленный 5-й гвардейский истребительный авиационный полк. Он входил в 17-ю воздушную армию (командующий - генерал В.А.Судец). В боях в Донбассе, а затем на Курской дуге участвовал в воздушных боях, сбил немецкий истребитель, а к исходу Курской битвы на его счету уже было 12 сбитых самолетов противника. Затем уже на Ла-5ФН прикрывал от ударов вражеской авиации переправы через Днепр. Радостно было сознавать, что «лавочники» по ряду показателей стали превосходить «мессершмитты» и постепенно завоевывали превосходство в воздухе. Сказалась здесь и смелая тактика советских летчиков. За первые несколько дней битвы за Днепр они сбили около 20 фашистских самолетов, в том числе управляемых асами, обрели уверенность в своих возможностях. В ходе наступательных боев на Украине в конце 1943 года такие качества проявили многие летчики, действуя в сложных метеорологических условиях. Однажды два гвардейца, ведущий - гвардии старший лейтенант Георгий Баевский и ведомый - гвардии лейтенант Петр Кальсин, отправились на свободную охоту. Линию фронта Ла-5ФН проскочили на большой скорости и взяли курс к немецкому аэродрому в районе Кривого Рога. По пути обнаружили и разгромили вражескую колонну тяжелых грузовиков и легковых машин. Обнаружив «раму», - а это корректировщик-разведчик «Фокке-Вульф-189», - Баевский атаковал его и сбил. Отстреливаясь, враг успел попасть в самолет Георгия, которому пришлось посадить горящую машину «на живот». Петр бросился спасать боевого друга, приземлившись на заснеженном поле рядом с фашистским аэродромом. Жестом показал Георгию: «В кабину!» Когда же в одноместном самолете оказалось двое, его центровка нарушилась. Касаясь земли, лопасти винта погнулись. Тогда обгоревший Баевский выскочил на поле и стал раскачивать машину. Видя, что со стороны аэродрома уже бегут немцы, влез в технический лючок, что в хвостовой части фюзеляжа. Упираясь ногами в пашню, пытался подтолкнуть самолет и помочь ему тронуться с места. Наконец на виду у фашистов машина поднялась в воздух, и вскоре летчики оказались на своем аэродроме. Об этом случае сообщалось в сводках Совинформбюро, писали в газетах и листовках. Командующий войсками 3-го Украинского фронта генерал армии Р.Я.Малиновский издал приказ «О героическом подвиге летчиков 5-го гвардейского истребительного авиаполка». Боевые друзья были награждены орденами Красного Знамени. Когда счет сбитых Баевским гитлеровских самолетов перевалил за 16, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
28 февраля 1945 года под Берлином шесть Ла-5ФН, ведомые гвардии капитаном Г.Баевским, в воздушном бою сбили семь истребителей FW-190. За этот подвиг офицера наградили полководческим орденом Александра Невского. Последний его фронтовой вылет - на помощь восставшей Праге - состоялся 8 мая 1945 года. А 24 июня 1945 года участвовал в параде Победы в составе сводного полка 1-го Украинского фронта.
В 1945 году поступил в Военно-воздушную инженерную академию имени проф. Н. Е. Жуковского. Во время учебы освоил реактивные истребители Як-17 и МиГ-9. С 1951 - старший летчик-испытатель 2 управления (испытаний самолетных двигателей) НИИ ВВС. В 1952 обнаружилось, что его бабушка была французской подданной, и Баевский был переведен летчиком-инструктором в Южно-Уральск, а позднее - в Московский военный округ. Здесь он командовал 910-м бап, служил старшим летчиком инспектором Липецкого центра летной и технической подготовки руководящего состава. Вместе с трижды Героем Советского Союза И.Н.Кожедубом Георгий Баевский организовал переучивание летчиков на новую технику. После окончания Военной академии Генерального штаба Г.А.Баевский становится заместителем начальника НИИ ВВС по летной части (1963-1970). Он лично проводит облет и испытание 77 типов самолетов и вертолетов, таких, как МиГ-23, МиГ-25, Су-15, Су-17, Ту-16, Ту-95 и др. В феврале 1970 – октябре 1973 – заместитель командующего ВВС Московского военного округа по боевой подготовке и военно-учебным заведениям. Организовал переучивание первых строевых полков ВВС на МиГ-23 ( 32-й ГвИАП ) и МиГ-25Р ( 47-й ОРАП ). В марте-апреле 1971 года находился в загранкомандировке в Египте в качестве командира 63-го отдельного авиационного отряда, созданного для выполнения советскими лётчиками разведывательных полётов на сверхзвуковых разведчиках МиГ-25Р над территорией Израиля. В 1973-1985 – заместитель начальника кафедры тактики и истории военного искусства Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского. Здесь он целиком посвящает себя научной и учебной работе. Стал заместителем начальника кафедры. Он увлеченно трудится над теорией создания орбитальных самолетов и их применения в боевых операциях. По этой же теме в 1978 г. защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата военных наук в Академии Генерального штаба. С августа 1985 года – в запасе. Продолжал работать доцентом на кафедре тактики и истории военного искусства в Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского. Являясь председателем Совета ветеранов 5-го гвардейского истребительного авиаполка, Георгий Артурович многое сделал для сбора сведений о боевых действиях полка, прошедшего славный путь от Москвы до Берлина и сбившего 739 вражеских самолетов. Родному полку, воспитавшему 21 Героя Советского Союза, Г.А.Баевский посвятил свою книгу «С авиацией через ХХ век», изданную в 2001 г. Жил в Москве. Скончался 6 мая 2005 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
1933 - Первый полёт восьмиместного пассажирского транспортного самолёта Dewoitine D.332. D.332 Emeraude - транспортный самолёт, разработанный французской компанией Dewoitine. Цельнометаллический свободнонесущий низкоплан Dewoitine D.332 был восьмиместным пассажирским транспортным самолётом Основные стойки его шасси снабжались обтекателями типа штанина, а однокилевое вертикальное оперение имело подкосы и типичные для самолётов Dewoitine очертания. Командир корабля и второй пилот располагались бок о бок в кабине оборудованной впереди передней кромки крыла, а радист размещался сразу за ними. Комфортабельная пассажирская кабина была просторной, хорошо обогреваемой и проветриваемой, пассажирские кресла могли раскладываться для удобства во время ночных перелётов. Тяга создавалась тремя звездообразными двигателями Wright Cyclone, построенными по лицензии компанией Hispano-Suiza. Этот новый самолёт, названный Еmeraude, совершил несколько впечатляющих демонстрационных полётов в различные европейские столицы.
1935 - Первый полёт самолёта АИР-10 Александра Сергеевича Яковлева, прототипа УТ-2 (лётчик-испытатель Юлиан Иванович Пионтковский). Построено 7323 самолёта, в т.ч. за 1941-1945 годы – 4955.
1938 - Установлен мировой рекорд скорости 610 км/час на Bf-109D с форсированным DB 601.
Успех Bf 109 и теперь международная известность профессора Вилли Мессершмитта позволили совету директоров "Байерише флюгцойгверке" сыграть на этом - Мессершмитт был довольно быстро избран председателем правления и управляющим директором, а 11 июля 1938 г его именем была названа и компания, став "Мессершмитт А.Г.". Все патенты и авторские права, полученные "Мессершмитт Г.м.б.Х." за последние два года стали собственностью новой компании.
1939 – Первый полёт норвежского учебно-тренировочного гидросамолёта Marinens Flyvebaatfabrikk M.F.12. До вторжения Германии в Норвегию в 1940 году был построен только единственный прототип.
1940 - Совершил первый полёт истребитель ИП-21 конструкции Михаила Михайловича Пашинина, лётчик-испытатель Фокин Павел Ульянович.
1941 - Совершил первый полёт самолёт Miles M.28, созданный под руководством конструктора Уитни Стрэйта, он предназначался для подготовки пилотов и обеспечения связи. Работу над первым прототипом M.28 Mk.I (U-0232) начали в 1939 году Он оснащался двигателем de Havilland Gipsy Major I (130 л.с.), двухместной кабиной, убираемым шасси и раздвоенным двухкилевым оперением. Это самолёт не нашел поддержки ни у военных, ни у гражданских специалистов и использовался на фирме Miles до 1942 года.
1946 - Погиб лётчик-испытатель Алексей Николаевич Гринчик (на МиГ-9).
На аэродром ЛИИ приехали министр авиационной промышленности Михаил Васильевич Хруничев, главком ВВС главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин и другие высокопоставленные представители МАП и ВВС. Для показа были подготовлены два первенца отечественного реактивного самолётостроения - И-300 и Як-15, а также трофейный немецкий истребитель Не-162. Первым в воздух взлетел Не-162, пилотируемый лётчиком-испытателем Георгием Михайловичем Шияновым. Выполнив на нём несколько кругов над аэродромом, он прошёл по прямой и произвёл посадку.
Вторым вылетел Як-15, пилотируемый лётчиком-испытателем Михаилом Ивановичем Ивановым. При выполнении последним крутых виражей, А.Н.Гринчик, наблюдая за полётом, сказал, что тоже может делать такие виражи не хуже, чем на Як-15. Однако ведущий инженер А.Т.Карев напомнил ему, что машина на таких режимах еще не испытывалась. А.Н.Гринчик ответил, что он прекрасно это понимает и поэтому можно не беспокоиться.
После посадки Як-15, А.Н.Гринчик вылетел на И-300 (Ф-1) в свой двадцатый полет. Самолёт легко оторвался от земли, набрал высоту около 3000-3500 м, затем снизился до 450-500 м и над аэродромом начал выполнять различные маневры. При выполнении крутых виражей на машине чувствовалась значительная перегрузка, так как при наблюдении с земли было ясно видно, что в это время с концов крыла сходили четкие инверсионные жгуты. После этого лётчик перевёл самолёт на снижение и со стороны Кратово решил на высоте 100-150 м пролететь над аэродромом с большой скоростью. При подходе к началу аэродрома самолёт вдруг вздрогнул. В этот момент от него отделились два предмета и он, переворачиваясь через правое крыло, перешёл в обратное пикирование и на краю аэродрома врезался в землю и взорвался. Лётчик-испытатель А.Н.Гринчик погиб. Общий налёт первого экземпляра И-300 к моменту катастрофы составил 6 час 23 мин. В присутствии главного маршала авиации К.А.Вершинина в начале аэродрома около взлётно-посадочной полосы были подобраны оторвавшиеся в воздухе съёмная лобовая часть крыла с переходным зализом на фюзеляж и концевая часть левого элерона. Расследование катастрофы показало следующее. Съёмная часть переднего носка крыла (лобовик) с переходным зализом на фюзеляж были предусмотрены для обеспечения во время эксплуатации подхода к тягам управления элеронами, а также для доступа в фюзеляж через имеющийся в этом районе люк. Для обеспечения лёгкосъёмности крепление лобовика осуществлялось к переднему лонжерону крыла стяжным болтом и к ушку, закрепленному на фюзеляже, специальным штырем. При этом тяги управления элеронами проходили над стяжными болтами. При проведении статических испытаний прочность крепления съёмных лобовиков не вызвала сомнений. Однако при проведении статиспытаний не была учтена деформация крыла при перегрузках в полёте в сочетании со встречным скоростным напором. В результате во время полёта большие перегрузки, возникшие при выполнении крутых виражей, привели к деформации крыльев со значительным прогибом консолей крыла вверх. Вместе с этим и под воздействием скоростного напора, штырь крепления лобовика левого крыла к фюзеляжу вышел из зацепления и лобовик начал деформироваться кверху, изгибая стяжной болт вокруг тяги управления левого элерона. В момент пролёта самолёта на малой высоте с большой скоростью лобовик левого крыла сильно задрался к верху и стяжным болтом перерезал тягу левого элерона, а когда болт лопнул, лобовик сорвался с крыла. Самолёт стал неуправляемым, а от большой перегрузки начали разрушаться элероны, рули высоты и направления. Таким образом, главной причиной катастрофы явилось неудачное крепление съёмных лобовиков крыла. В связи с этим на других машинах крепление лобовиков изменили, их стали фиксировать винтами по всему периметру разъёма.
Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
1951 - Вышло Постановление Совета Министров СССР № 2396—1137, и соответствующий Приказ Министерства авиационной промышленности № 654, согласно которым ОКБ А. Н. Туполева поручалось начать проектирование нового скоростного дальнего бомбардировщика, получившего наименование Ту-95.
1952 - Первый полёт французского двухместного одномоторного учебно-тренировочного моноплана Farman F-500 «Monitor» I. Это был двухместный свободнонесущий низкоплан смешенной конструкции, оснащённый двигателем Renault 4Po-05 (или Renault 4Pei) мощностью 140 л.с. (100 кВт), с двумя тандемными кабинами, которые были закрыты общим фонарем. Единственный экземпляр самолёта, получивший гражданский регистрационный номер F-WFOF, впервые поднялся в воздух 11 июля 1952 года.
1955 - Состоялась первая передача топлива в воздухе с участием самолёта М-4 №0205, который оснастили расходным баком с насосным агрегатом, опытным комплексным агрегатом заправки (КАЗ) и другим необходимым оборудованием. Система дозаправки "Конус" для бомбардировщика М-4 была создана ОКБ-918 Семёна Михайловича Алексеева. Машина №0104 получила штангу дозаправки. Она прошла неудачно, т.к. после перекачки 400 л топлива в замке появилась течь, а при расцепке конус оборвался. В дальнейшем произошло немало различных нештатных ситуаций, однако система постепенно доводилась, и испытателям удалось выполнить 30 парных полётов, в ходе которых перекачать 120 т топлива. Заводские испытания системы проходили трудно. В начале роль танкера выполнял самолет "М", поэтому передача топлива не предполагалась. Однако и сухой контакт оказался непростой задачей. Первыми его попытались осуществить опытные лётчики-испытатели Марк Лазаревич Галлай, Фёдор Фёдорович Опадчий, Николай Алексеевич Степанов. При сближении возмущения от носовой части фюзеляжа заставляли конус колебаться, и попасть в него не удавалось. А вот молодой лётчик-испытатель Николай Иосифович Горяйнов нашёл подход к решению проблемы. Отработав методику на Ил-28ЛЛ, он выполнил первую "сухую дозаправку" на М-4. После предварительного сближения он некоторое время шёл на одной скорости с танкером, затем плавно подвел нос самолёта к конусу и "выстрелил". Во втором полёте Горяйнов выполнил сразу десять контактирований.
1957 - США закрыли программу создания крылатой ракеты “Navaho”, как бесперспективную.
1960 - Умер после тяжёлой болезни Александр Васильевич Сарыгин — советский лётчик-испытатель, полковник ВВС СССР. Герой Советского Союза (1957), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959).Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 8).
1961 - Первый полёт первого серийного самолёта "Лайтнинг" F.Mk.2 (XN723), пилот Джимми Делл. Первые "Лайтнинг" F.Mk.1А собирались практически полностью вручную. Ни одна из панелей обшивки не была взаимозаменяема, так что можно только представить "счастье" техников самолётов. Требовалось получить как можно быстрее нормальный самолёт (в смысле его обслуживания). В процессе дальнейших уточнений появилось так много отличий от "Лайтнинга" F.Mk.1А, что "Лайтнинг" F.Mk.2 внешне отличался от предшественника отсутствием канала воздухозаборника резервного генератора постоянного тока, расположенного на гаргроте. "Лайтнинг" F.Mk.2 оснастили неполным комплектом запросчика OR946, РСБН "TAКАН", системой суфлирования жидкого кислорода, ввели управление разворота колеса передней стойки шасси. Двигатель "Авон" 201 получил новое сопло с кольцевой форсажной камерой, вместо четырехточечной, использовавшейся ранее.
1967 - Экипаж Б.С. Егорова выполнил перелёт на Ил-62 по маршруту Мурманск - Северный полюс - Новая Земля - Свердловск – Москва.
1967 - В Шереметьево образована отдельная Служба бортпроводников. Первые три отряда новой службы – 180 человек – начали работу на международных рейсах, которые обслуживали Ил-18, Ту-104 и Ту-114. Одной из самых известных стюардесс являлась Татьяна Виноградова – легендарная девушка с плаката. Это она призывала «Летать самолётами Аэрофлота!»
1969 - Первый полёт шведского учебно-тренировочного самолёта Saab MFI-15 Safari (он же MFI-17 Supporter).
Используя свой опыт в разработке лёгких самолётов MFI-9 и MFI-10 Vipan компания Malmö Flygindustri в 1968 году начала работу над новым проектом — MFI-15 Safari. Участие в проекте принимала и компания Saab. Это должен был быть многоцелевой учебный самолёт с возможностью использования как военными, так в гражданской авиации.
MFI-15 представлял собой 2/3-местный высокоплан с неубираемым шасси и Т-образным хвостовым оперением. Оснащался двигателем Lycoming IO-360 (200 л.с.) Крейсерская скорость — 208 км/ч, топлива хватало на 5 часов 10 минут полёта. Мог перевозить до 300 кг груза на внешней подвеске.
Выпустили 462 единицы MFI-15 (в том числе и в военной версии MFI-17 Supporter). Самолёты использовались для обучения, доставки гуманитарных грузов, в качестве лёгких штурмовиков и т.д. На сегодня остаются на вооружении ВВС Дании, Норвегии и Пакистана.
1974 - Катастрофа самолёта Ан-26, КК Е.К.Кулагин, Остафьево, транспортный полк ВВС. В этот день Кулагин в качестве инструктора на самолёте Ан-26 выполнял полёты по программе подготовки правых лётчиков на аэродроме Дягилево днём в ПМУ. В одном из полётов было принято решение произвести заход и посадку с одним выключенным двигателем. После того, как борттехник выключил двигатель и зафлюгировал винт, выключение было продублировано пожарным краном, но закрыли кран работающего двигателя. Высота была 400 м, РУ-19 работал. Пытались запустить один из двигателей, но не хватило высоты. После столкновения с землёй самолёт разрушился, а кабина оказалась в реке на глубине 6 метров. Все пять членов экипажа погибли. Остался один бортмеханик - он по распоряжению командира понёс плановую таблицу к РП на КДП.
1977 - Состоялся первый полёт экспериментального самолёта с турбореактивным двухконтурным двигателем Ball-Bartoe JW-1 Jetwing после испытаний в аэродинамической трубе большого диаметра. По компоновке JW-1 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий среднеплан. Основное убирающееся шасси дополнялось хвостовым колесом, движущую силу создавал ТРДД Pratt & Whitney Canada JT15D-1. Исследовалось стреловидное крыло, имевшее прорезь на верхней поверхности, проходившую примерно на 70% размаха, благодаря которой поджатый воздух, отбираемый от вентиляторной ступени двигателя, мог распределяться по крылу. Непосредственно у каждой щели располагалась аэродинамическая поверхность с узкой хордой, известная как "усилитель", для управления воздушным потоком на крыле.
В течение 1978 года Jetwing выполнил множество экспериментальных полётов.
1979 - На территорию северной Австралии упали фрагменты первой американской, 77 тонной орбитальная станция "Skylab". Большинство обломков упало в Индийский океан, часть упала в море в 160 км от г.Балладонии. За время активной эксплуатации станции на ней побывало три экипажа.
1991 - Из-за отказа системы дистанционного управления был потерян один из первых серийных Су-27К - Т-10К-8. Пилотировавший его Тимур Автандилович Апакидзе благополучно катапультировался.
1997 - Состоялась передача ВВС Индии первой партии многофункциональных истребителей Су-30МКИ.
2002 - Совершил первый полёт лёгкий многоцелевой самолёт A500, разработанный американской фирмой Adam Aircraft Industries.
2003 - FAA выдала Бе-103 сертификат типа №A55CE.
2011 - Посадка на Обь - катастрофа Ан-24РВ, выполнявшего регулярный пассажирский рейс а/к Ангара из томского Богашёво в Сургут.
На высоте 6000 м возникли проблемы с левым двигателем. Экипаж приступил к снижению и, по согласованию с диспетчером, принял решение произвести посадку на аэродроме Нижневартовск. При снижении возник пожар левого двигателя. Экипаж произвёл вынужденную посадку на песчаную косу вблизи берега Оби в 25 километрах к юго-западу от Стрежевого на севере Томской области, в 63 км от Нижневартовска.
Погибли 7 человек, 30 получили ранения, четверо – тяжёлые. Всего на борту находились 33 пассажира и 4 члена экипажа.
В ходе проверки выяснилось, что самолёт не должен был и быть допущен к полёту... Два виновных должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
2013 - Fмериканский межпланетный зонд New Horizons (запуск 19.01.2006г), находящийся а настоящее время между орбитами Юпитера и Сатурна, впервые в истории запечатлел крупнейший спутник Плутона – Харон. Всего было сделано шесть снимков.
Свежие комментарии