26 сентября 1924 года в Москве прошли первые в СССР состязания летающих моделей, положившие начало развитию в стране авиамодельного спорта.
Впоследствии, авиамоделизм был довольно хорошо развит в СССР: издавались журналы, финансировались кружки авиамоделизма. Дети и взрослые строили модели собственными руками.
Проводились городские, областные, союзные и международные соревнования.
Ускорение в развитие отечественного авиамодельного спорта произошло после 1931 года, когда комсомол взял шефство над Военно-воздушным флотом.
Школу авиамоделизма прошли в разное время крупнейшие авиационные конструкторы. Александр Сергеевич Яковлев стал организатором первого школьного авиамодельного кружка в Москве. С авиамодельного кружка начали путь в авиастроении легендарные генеральные конструкторы: Павел Сухой и создатель знаменитого российского истребителя Су-27 Михаил Симонов. Увлекались построением планеров Олег Антонов, создатель ракетной техники Петр Грушин (генеральный конструктор зенитно-ракетного комплекса С-300), легендарный «главный конструктор» Сергей Королев, первый космонавт Юрий Гагарин и другие. И прежде, и сегодня большая авиация не мыслима без авиамодельного спорта.
С появлением поршневых бензиновых микродвигателей авиамодельный спорт поднялся на новую ступень. Модель М. Зюрина, снабжённая таким двигателем, на соревнованиях в 1938 году пролетела по прямой 21 км 957 м. Это был первый рекорд советского авиамоделиста, признанный Международной авиационной федерацией.
С 1949 года советские спортсмены стали принимать участие в международных соревнованиях, а с 1958 года - в чемпионатах мира.
В 1950 году известный конструктор авиамодельных двигателей В. Петухов применил на своей модели новый двигатель с воспламенением рабочей смеси от сжатия.
В это же время среди конструкторов «малой авиации» широкое развитие получили кордовые модели - модели, летающие, но кругу и удерживаемые кордовой прочной нитью (или тросом). Полеты моделей на корде стали зрелищнее, способствовали вовлечению в авиамоделизм большой армии школьников.
В 1951 году советскими спортсменами были установлены абсолютные мировые рекорды: модель В.И. Петухова летала 5 ч 10 мин, модель Г.П. Любушкина по прямой улетела на 356,794 км.
В 1953 году авиамодельный спорт включён в Единую всесоюзную спортивную классификацию.
С 1966 года в СССР начал издаваться ежемесячный популярный научно-технический журнал «Моделист-конструктор».
Соревнования по радиоуправляемым моделям самолётов, источником энергии в которых является аккумулятор, гальванические или солнечные батареи, стали проводиться с 1980-х годов. Мировые рекорды в этой категории моделей по продолжительности полёта - свыше 6 ч 15 мин, по дальности - 100 км.
К 1991 году в СССР насчитывалось свыше 1000 авиамоделистов, имеющих звание мастера спорта, около 300 мастеров спорта международного класса. В чемпионатах Европы и мира советские спортсмены добивались высоких результатов.
К январю 1991 года из 86 мировых рекордов, зарегистрированных Международной авиационной федерацией, советским спортсменам принадлежало 29.
Свежие комментарии