На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 707 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил Кузьмин
    Ан-2 был создан за полтора примерно года. Антонов вышел в правительство во своим проектом в марте 1946-го, а первый п...«Сталина на них н...
  • Евгений Алексеенко
    Вы говорите в точку,за 25 лет все разбазарили,почти ничего своего нет,одна перепродажа.......!«Сталина на них н...
  • Алексей Миля
    👍«Сталина на них н...

Летчики-испытатели. Туполевцы. Амирьянц Г А. Часть-036

Безусловно, среди туполевских летчиков много хороших людей. Миша Козлов — прекрасный был человек... Близкими по духу Борису Ивано­вичу были многие, пожалуй, прежде всего Елян, Козлов, Якимов, Ве­дерников... По-доброму относился к Борису Ивановичу Горюнов. Но со­брались и мелкотравчатые... Человек совершенно бескорыстный, тер­пимый, Борис Иванович все раздавал.

Он был учителем многих, был от­крыт многим и многим помогал стать профессионалами! Он не просто выпускал молодых летчиков, он с ними готовился самым тщательным образом. Он с ними часами сидел в кабине самолета, рассказывая о всех тонкостях, о всех секретах. Учеником Бориса Ивановича, и хорошим уче­ником, был Павлов. Матвеева Веремей рекомендовал поставить началь­ником летной службы, поддерживал Талалакина. Он вывозил и Солдатенкова, и Сергея Борисова. Он тянул и Шкатова, и Шаповала.
Фирсов облил всех с головы до ног, но Борис Иванович был ровен и в отношении к нему. Муж кидался на помощь всем, — продолжала Инна Андреевна. — Он был заступником многих. Когда наклепали что-то на Крупянского Эдгара Федоровича, мы оказались в санатории. И вот отту­да неоднократно Борис Иванович ездил в министерство — заступаться за Крупянского... А ночные разборки с Еляном?! Мы отдыхали в Под­московье. Борис позвонил на базу узнать, что там и как. Ему дежурный и говорит: “Приезжай скорее, началось собрание, сейчас будут колошма­тить Еляна!” Мы рванули с почты, с другого конца Московской области прилетели, и до 12 ночи муж участвовал в разборках, защищая Еляна. Вот так он кидался на помощь. Ребятам Заслуженного давали — он пер­вый атстаивал их в министерстве.
Вся жизнь в борьбе...»
Идеальная семейная пара (хоть это и была, на чей-то взгляд, парочка «дочка» и «отец») состояла из двух очень сильных и очень любивших друг друга людей. Притом хрупкая, но сильная Инна Андреевна, которая про­шла вместе с богатырем-мужем его многотрудный путь, была ему опорой и каменной стеной, за которой он мог при необходимости спрятаться. Кто-то из тех, кто знал Инну и Бориса Веремеев близко, бывал с ним в застолье, шутил: «Если рядом с ним бывала Инна Андреевна, ему было плохо. Если ее не было, ему было еще хуже...»
Ивану Моисеевичу Сухомлину посвящена небольшая книга его бое­вого товарища 3. А. Сорокина «Хозяин синих высот». На экземпляре этой книги, подаренном Б. И. Веремею, Сухомлин надписал: «Дорогой Боря! Я не виноват, что родился так рано. То, что не смогу сделать я, из-за своей старости и дряхлости духа, должен сделать ты, мой собрат по этой кра­сивой и трудной профессии. “Невольник” синих высот — Иван Сухо­млин. Октябрь 1968 г.»
Борису Ивановичу не раз предлагали быть начальником летной служ­бы. Но он занимался своим любимым делом — летал и испытывал. Власть ему, по наблюдениям многих, никогда не была желанной. Инна Андреев­на говорила: «Я лучше, чем Борис Иванович, разбиралась в людях. Он в людях видел только хорошее. Он никогда не стремился стать начальником летной службы. Короткое время он исполнял эту обязанность вслед за Еля­ном. Но все тянулись к нему и хотели общаться с ним. А общение — Вы знаете какое: приходят с бутылкой. Это была такая мука. Как он выдержи­вал эти бутылки и хождения, я просто не представляю. Жуковский — это страшный город в этом отношении. Борис Иванович не скажу что был рав­нодушен к этому делу. Не мог не выпивать. Он пытался избегать, где только мог. У нас постоянно кто-нибудь жил, особенно из жуковчан. Загуляются допоздна, надерутся — приходят к нам спать. Знали, что гут их приголу­бят. А сколько раз приходилось ночью, когда уже не ходят электрички, брать такси и ехать за мужем в Жуковский после всяких ЧП и других "торжеств”. Он терпеть не мог у кот-то оставаться. Мы друг друга любили...»
В глазах многих его товарищей Веремей был и остался истинным бо­гатырем. Для этого в нашем народе есть и известный критерий. В «Оде летчику от бога Борису Ивановичу Веремею» туполевского доморощен­ного поэта А. Г. Климова есть такие строки:
            Кто сказал, что Веремеев Пить водяру не умеет?
            Разве пить он не умеет,
            Коль с литровки не пьянеет?
«С 1974 года я занялась паранормальными явлениями, — рассказы­вала Инна Андреевна. — Я ведь могу лечить, могу кровь останавливать, читать мысли — до того, как они прозвучат у человека... У Бориса была такая могучая энергетика — я передать не могу! Потому ему самолеты подчинялись, что у него была такая мощная энергетика. Борис много читал по этой тематике (я ему давала разные материалы), но у него была своя логика, свое восприятие, свое возражение...»
Вадим Михайлович Разумихин рассказывал, как осенью 1996 он с
В.    И. Близнюком и другими товарищами поехал домой к Борису Ивано­вичу — поздравить его с 60-летием: «Привезли ему модель, сели за стол, сидим, и вдруг он начинает рассказывать про свою жену. Она — экстра­сенс! Она стала с нами устраивать такие интересные фокусы! Я не пове­рил поначалу: “Не может быть!” Но вскоре убедился в ее силе. И вдруг она говорит: “Борь! Расскажи, какая у тебя была история с полетом над Казбеком!” Он стал отнекиваться, и она сама рассказала о таком случае. Он с места своей службы перегонял какой-то истребитель. Где-то по до­роге над кавказскими горами у него вдруг заклинивается управление. Машина не слушается. И вдруг он видит — перед ним Казбек! И он прет прямо в него. Он со всей силы потянул ручку на себя, и вдруг, слава богу, управление «расклинилось», и он ушел от столкновения с горой, казав­шегося неминуемым. Выхолит из самолета — все страшно поражены: “Что с тобой?” У него кровь течет из ушей! Прошло какое-то время, он приезжает домой, жена его встречает: “Боря! Что с тобой было?” — “Ни­чего не было, все нормально!” — “Как не было? Я видела, что ты пада­ешь на Казбек! Я видела эту самую гору!” Совершенно уникальная жен­щина. У них была налажена эта телепатическая связь... Вот так часто она могла ему сказать: “С тобой что-то было!” Он боялся ее ужас как!..»
Автор при всей своей эмоциональности сдержан в восприятии не­обычайных способностей, приписываемых некоторым людям. Инна Ан­дреевна, перед которой я просто преклоняюсь за ее преданность памяти мужа, рассказывала мне историю о том, как она заплатила немалые деньги ОКБ Туполева известному среди верующих в парапсихологию людей не­коему Г. П. Грабовому. За эти самые деньги этот человек, не специалист в области летных испытаний, взялся предостеречь экипаж Ty-144JUI от проблем, которые его ожидали в первых испытательных полетах.
—      Вы слышали эту историю? Это ж полная ерунда?! — спросил я Ва­лентина Ивановича Близнюка, уверенный в том, что он-то видит всех «провидцев» насквозь.
Но он был вполне серьезен:
—      Я читал книжку Грабового, где приведено свидетельство Бориса Ивановича, подтверждающее способности Грабового. Грабовой прогно­зировал всякие возможные отказы на Ту-144ЛЛ, и Борис Иванович пись­менно подтвердил его прогноз...
—      Но здравый смысл подсказывает, что это ерунда, — упорствовал я в своей дремучести.
—      Нет, это не ерунда, — разъяснил мне конструктор. — Я, например, в это верю, как хотите! Грабовой — это какая-то уникальная личность...
—      В этом-го я ничуть не сомневаюсь. Он предсказал, что машину бу­дет уводить с полосы. Что ж тут удивительного, — не унимался я, — на машине четыре движка, достаточно разнесенных, и сколько лет машина не летала — возможна несимметрия в геометрии самолета и в тяге двига­телей. Грабовой предсказал также тряску на высоте 1500 м. И это неуди­вительно: тряска есть всегда, все дело в интенсивности... Грабовой гово­рит, что может воскрешать из мертвых. Ну это уж совсем... Церковные иерархи учат нас, что «в горнем мире нет болезни — и на земле соверша­ется исцеление безнадежно больных; там нет смерти — и здесь человек может быть воскрешен». Хорошо, но как поверить и понять, что высшие силы доверили свершать это чудо... Грабовому?
Валентин Иванович встал на защиту Грабового:
—     В его книге приведены факты, подтвержденные документально! Толстая книжка, и в ней половина — это подтвержденные свидетельства. Свидетельства академиков, в том числе — Бориса Ивановича. Честно говоря, я — верю!..
—     Вот меня и удивляет, что Борис Иванович подтверждает... — не сдавался я.
—     Насчет воскрешения у меня тоже есть сомнения, — на минуту зако­лебался Валентин Иванович. — Хотя черт его знает? Ничего мы не зна­ем! Может быть, есть что-то и такое!
Прошло несколько месяцев после этого разговора, и на Центральном телевидении показали фильм о том, что прямые ученики и последовате­ли шарлатана Г. П. Грабового не гнушались зарабатывать деньги обеща­ниями воскресить... погибших детей Беслана...
Сергей Георгиевич Борисов сказал мне, что разговоры об этой истории услышал уже после похорон Бориса Ивановича. Об обращении Пухова к «кудеснику» Борисов также слышал, но воспринимал это как насмешку.
В каком-то смысле, как я понимаю, вера Веремеев в чудеса говорила не столько об их наивности, сколько о чистоте и доверчивости. Что бы я ни думал обо всем этом, не перестаю удивляться широте интересов и мощности личности Бориса Ивановича. Для этого человека, могучего физически, цельного духовно, недостаточно было знать законы полета и земной жизни, такие люди стремятся понять и самое сложное — что «веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло ви­димое»... Я не знаю, кем надо было быть, чтобы не любить или по край­ней мере не уважать Бориса Ивановича во всех его проявлениях — и в самых возвышенных, и в приземленных.
Елян, знавший Веремея не только по столичной жизни, но и по мно­гочисленным долгим командировкам, говорил: «Борис очень рано вста­вал. Варил себе любимый гороховый суп со свиными шкварками. Этого ему хватало на целый день (ею штурман Слава Каньшин с утра ел только борщ). Это была классная пара. Веремей много шутил, и его неповтори­мый юмор было кому оценить.
Бываю, Борис мог заснуть вечером с сигаретой. Его любимая и бди­тельная собачка Дуська научилась подъедать дома его окурки после того, как однажды случился небольшой пожар. А во Владимировке, где «кон­троль» был ослаблен, после такого пожара чуть не погиб пожилой со­трудник, живший с ним рядом. Вины Бориса не было никакой, но доста­лось в первую очередь ему... Инна оберегала Борьку как могла...
Во Владимировке, где мы работали, у нас с Веремеем был такой слу­чай. Борька то ли забыл бритву дома, в Москве, то ли она у него слома­лась, но он на третий день оказался небритым. Я на аркане затянул ею в парикмахерскую, он упирался страшно: не хотел туда идти. После того как его побрили, я потянул его привести в порядок ногти рук. Почему-то они были у нас обоих после наших работ очень грязными. Пока он там сидел — с него сошло пота три ручья. За ним. за его лицом очень сильно­го человека, было в высшей степени интересно наблюдать. Это была физиономия кролика, попавшего в объятья удава. Я рассказал об этом своем открытии Борьки Инне — мы долго с ней смеялись...
Там же, во Владимировке, мы с Борисом пошли как-то попить пивка. А Борис очень любил молоко. Проходили мы через небольшой рыночек. Он берет пол-литровую баночку молока и спрашивает у хозяйки: “Ба­бушка, а у тебя хорошее молоко?” Он проглатывает: “Что-то нехорошее молоко!..” Открывает вторую банку, выпивает, а бабка с ужасом смотрит на него: ведь может не заплатить — раз плохое! С недовольным кислым лицом Борька выпил третью банку, а потом расплылся в улыбке и гово­рит: “Бабуля, хорошее у тебя молоко!” Мы расплатились и пошли даль­ше. Борька любил розыгрыши, шутки, он бьл очень остроумен и наблю­дателен. Он говорил редко, но метко...»
Я узнал, уже после смерти Бориса Ивановича, что ему довелось при­нять участие и в боевых действиях истребительной авиации за рубежом, но даже близкому человеку, каким для него был Ваганыч, Веремей не открылся. Елян говорил мне: «О том, что он воевал где-то, “выполняя интернациональный долг”, я и не знал...»
Преданным другом Бориса Ивановича, радистом, которого он лю­бил и уважал, был Сергей Сиранчук. Сережу за могучее сложение друзья звали Лосем.
Эдуард Ваганович не сдерживал своего возмущения, когда прочел в рукописи этой книги, что на Веремея пытаются бросить тень вины за трагедию, которая произошла с Сережей Сиранчуком на Кратовском озере. Ему рассказывали, как все случилось на самом деле. 18 августа, в День авиации, Сиранчук утром продал редиску со своего огорода в Ра­менском, и на вырученные деньги купили водку: Сиранчук, Руднев, Кань- шин и Веремей. Сидели на берегу Кратовского озера, гуляли. Сережа Сиранчук нырнул в озеро и не вынырнул — сердце! Здоровый парень. Здоровенный! Все они очумели. Сережа летал без ограничений по здоро­вью. У него были поразительно мощные легкие (как, кстати, и у Горяй­нова). Сережу нашли только на третий день. Никто, конечно, в этой смер­ти не виноват, тем более не виноват Веремей...
Совсем недавно отой трагедии мне рассказал (с существенными уточ­нениями) один из ее прямых участников Константин Александрович Щербаков. Только они расположились своей компанией на берегу Кра­товского озера, ребята еще не откупорили бутылки, как Веремей и Си­ранчук полезли в воду. Плавали они долго. Их товарищи уже отметили несколько раз День авиации. К берегу первым подплыл Борис. Между ним, выходившим уже на берег, и Сережей проплыла моторная лодка, которая ударила сильной волной в лицо Сиранчука. Как посчитали по­том, он, возможно, захлебнулся. Как только обнаружилось его отсутствие, все ребята стали нырять и искать его — все было безуспешно... Потом водолазы нашли его у самого берега...
Борис Иванович переживал эту потерю, пожалуй, тяжелей других, хотя абсолютно никакой личной вины за ним не было... Тем обиднее на­праслина, которая на него возводится недоброжелателями. Надо сказать, сам он всегда старался в неясных конфликтных ситуациях, в летных и бытовых осложнениях не только никого не винить, но и защищать тех, кому угрожает несправедливость.
О личности Бориса Ивановича Веремея мы много говорили с Вита­лием Даниловичем Баскаковым. После окончания испытательской ра­боты он всерьез увлекся исследованием природы человека. Пожалуй, никто из туполевцев не относился со столь глубоким уважением одно­временно к Веремею и Еляну.
—     Вот Веремей — это фигура! Может быть, даже выше Еляна, — убеж­ден Баскаков.
—     Кстати, единственный из летчиков, кто Эдуарда Вагановича безо­говорочно ставил очень высоко, — напомнил я летчику.
—     Потому что он мог его оценить. Вот эти два человека: Елян и Вере­мей — были на несколько голов выше всего коллектива. И, естественно, Веремей мог оценить Еляна. А больше никто не мог, кроме него...
—     Но нередко, когда два таких таланта пересекались, могла возник­нуть взаимная зависть...
—     Нет, нет. У Еляна был дух этого лидерства, и он мог с этим справ­ляться. У него была способность и потребность руководить. А у Веремея способность была, а потребности в этом не было, хотя по уровню он, возможно, был и выше Еляна. Веремею не нужно было руководство.
—     А в каком отношении Борис Иванович был выше Эдуарда Вагановича?
—     В широте охватывания ситуации, в глубине. Уровень его эволюции был выше, чем у Еляна, но он не мог быть проявлен в рамках летной службы. Они были узки дня широкой души Веремея. Ему была нужна более широкая аудитория. Поэтому он чаще других любил находиться в КБ, где рождались новые идеи и новые самолеты.
—     Мне кажется, что Борис Иванович был на удивление чистым чело­веком; грязь к таким не прилипает...
—     По-моему, это не было главным в нем. Это море интеллекта, море способностей, которые он, в обшем-то, не реализовал в этом воплоще­нии души. И летно-испытательная стихия — это не для него. Он мог ре­ализовать себя, к примеру, в должности президента страны...
—     Даже так?! Ну а Баскаков в этой должности как? Глядится?
—     Когда я говорю о возможности реализации той или иной должно­сти, я имею в виду масштабы, а не специфику'. Каждый должен заниматься
тем делом, в котором он представляет собой ценность для общества. Я не потянул бы эту должность прежде всего энергетически. Кроме того, она и в информационном смысле требует определенного уровня специальных знаний и опыта, которою у меня нет... Если говорить обо мне, то я потерял очень много энергии на то, чтобы создать свое видение реальности, что было очень нелегким делом как по масштабу поставленных перед собой задач, так и по глубине проникновения в истину. Взамен затраченной энер­гии я наработал интеллектуальный багаж, багаж знаний, который поти­хонечку перетекает в мое подсознание. Вот когда он перетечет в подсозна­ние и обновленное подсознание начнет строить мою жизнь, вот тогда че­рез несколько лет посмотрим, что будет. А сейчас у меня огромный багаж знаний, но он пока еще не участвует в формировании моей жизни.
—      А Веремей успел созреть?..
—      В принципе каждый человек занимает ту ступень, которой он дос­тоин комплексным уровнем своего внутреннею содержания. Когда я го­ворю, что человек мог бы... я имею в виду, что он это мог бы реализовать частью своей души, а в реальности каждый из нас занимает ту ступень, которая отражает уровень проявлений всех частей души. Одна небольшая часть души человека может держать его на очень низком уровне, в то время как если бы этой части у нею в душе не было, то он мог бы претендовать на очень высокий уровень. В Борисе Ива­новиче был заложен огромный потен­циал возможностей, который он не реализовал. Вею душе были заложе­ны удивительные потребности об­щаться с разнообразными людьми. Его периодически тянуло общаться с самыми низкими слоями населения, с теми же бомжами, которые вполне
В Ле Бурже    могли принимать его за своего, пото­му что с ними он свободно разговари­вал на их языке и    мог руководить ими, как настоящий пахан. Это было удивительно, так как и на совещаниях самого высокого интеллектуаль­ного уровня он мог дать высокопрофессиональную исчерпывающую оценку сложной ситуации. Кроме того, он обладал удивительным чув­ством юмора. Из всех, кого я знаю, это был единственный человек, кото­рый мог выругаться матом при женщинах, и женщины это принимали за нормальное поведение. Они всегда смеялись вместе с мужчинами над его шутками, потому что веремеевский юмор — это было то, что могло зарядить хорошим настроением на очень продолжительное время. Мет­кие веремеевские «афоризмы-шутки» поселялись в подсознании на годы (если не на всю жизнь) и, время от времени всплывая в сознании, всегда поднимали настроение. Однажды, когда я только пришел на туполев- скую фирму, Веремей выполнял со мной полет в качестве инструктора. Надо было произвести посадку на заводском аэродроме в Казани, где за­ход с прямой при отсутствии опыта был сопряжен с определенной долей риска. Я спросил его: «Борис Иванович, может, я все-таки зайду с пря­мой?» Он ответил тут же: «Лучше зайди-ка по коробочке, а то потом всю жизнь будешь заходить с прямой — но только сидя на правом кресле!» Даже в самых простых и серьезных его советах могла присутствовать доля шутки. Как-то он заметил, что я на сложных режимах полета излишне сосредотачиваю свое внимание на приборах. Тогда он, улыбаясь, под­сказа;! мне: «Виталя, ты все-таки иногда выглядывай из “кабинета”, по­скольку там снаружи могут летать посторонние объекты!» Веремей, бе­зусловно, — человек больших возможностей и разных талантов, которые в основном остатись в нем нераскрытыми». (К слову сказать, Борис Ива­нович не любил слово «летать» применительно к своей профессии. Он говорил: «Летают мухи и... чемоданы в “Аэрофлоте”! А мы работаем!» Сегодня это вспоминают совсем молодые испытатели...)
С мыслью Баскакова о том, что таланты Бориса Ивановича остались большей частью нереализованными, согласна и Инна Андреевна Вере­мей. Думаю, что это не так. Свидетельство тому не только то, какой след он оставил в авиации, в машинах Ту-22М, Ту-144, Ту-160. Может быть, еще более яркое свидетельство — тот неповторимый, светлый след, ко­торый он оставил в памяти тех, кто его знат. Среди них — и люди выдаю­щиеся... Продолжая разговор с В. Д. Баскаковым, я заметил: «Борис Ива­нович был совершенно своеобразным человеком. Зимой вставал в четы­ре утра, чтобы пораньше поплавать в бассейне и потом первой электрич­кой ехать на работу в Жуковский. В летнее время и до глубокой осени прежде, чем попасть на летное поле, купался в Кратовском озере...
—      Это все не основное...
—      Понимаю, но это впечатляет, этого не было ни у кого...
—      Я бы отметил прежде всего его большой аналитический ум. Он, кстати, был моим учителем. Как и Лешинский. Они научили меня ана­литически мыслить. Широко смотреть на ситуацию.
—      Это касаюсь не только летной работы? — спросил я Баскакова.
—      Да, это было шире. Они научили меня правильно видеть ситуацию, а это очень важно не только для профессии, а и для всей жизни. Лешинский также научил меня не бояться брать на себя ответственность за при­нимаемые решения и не зависеть при этом ни от каких других мнений. А для того чтобы выйти на этот уровень, мне пришлось много работать над повышением своего уровня компетенции и поверить в себя. Пове­рить. в частности, в то, что, когда оцениваешь ситуацию, основываясь только на реальных фактах, брать на себя ответственность совсем не страшно. У Бориса Ивановича Веремея я научился быть не просто лет­чиком, — продолжал Баскаков, — а частью процесса, в котором участву­ет много людей, идей и решений. Глядя на него, я научился разрушать непомерно раздутые идеалы и самому создавать при необходимости но­вые. Веремею ничего не стоило одной-двумя фразами показать слабость иных идеалов, которым коллектив, зацикливаясь на узком секторе про­блемы, поклонялся многие годы. При этом он тут же мог предложить новую альтернативу. Веремей всегда видел ситуацию шире, чем ее видел весь коллектив. Так же, впрочем, как и Елян».
Мало кто, подобно Баскакову, не восхищался Веремеем. Кто-то гово­рил мне о нем как о высшем профессионале, кто-то — как о богатыре, способном идеально пилотировать машину в любом состоянии и после застолий, которыми так богата жизнь испытателей. Кто-то вновь и вновь вспоминал бесподобный юмор Веремея, а кто-то — широту интересов, доброту, надежность, ум... Мало кто соединил в себе одном столько доб­рых качеств. Когда рукопись этой книги прочла Инна Андреевна, она более всего воспротивилась неправде о том, что муж мог садиться в само­лет «никакой». Если кто-то и наблюдал подобное, что маловероятно при его подходе к профессии, то это был очередной розыгрыш, на который он был вполне способен.
Похожую на легенду историю рассказывал (и неоднократно) В. М. Ра­зумихин: «Вася Борисов не брал в рот спиртного, а Боря Веремей как раз наоборот — любил это дело. Я однажды попал в Николаев, учебный центр моряков-летчиков. Должен был состояться показательный полет, и ин­структором должен был быть Борис Иванович. Мы ждем. Подъезжает машина. Борис Иванович выходит... У меня шары на лоб полезли! Они, оказывается, ночь где-то “гудели”. Веремей пошатывается так, что его ведут пол ручки. Дальше было совершенно потрясающее. Чем ближе к самолету, тем его поступь становилась тверже. Он залезает в кабину, при­стегивается. Закрывается. Проходит полет. Сели, заруливают. Пристав­ляют лесенку, открывают люк. Он встает, вылезает и падает на руки. Сила воли — потрясающая. Он мог не спать два дня... Я летчика расспрашивал потом, и он рассказывал, что командовал Веремей в полете совершенно ясно и четко! Я не знаю, откуда это.»
Эту историю Вадим Михайлович рассказывал в кабинете главного конструктора Ту-160 Валентина Ивановича Близнюка. Он слушал, улы­баясь: «Это здоровые ребята!» «После полета им обязательно разрядка нужна», — добавил Ю. Н. Попов... Присутствовавший при этом военный штурман А. А. Брусницын, летавший в экипажах туполевцев, рассказы­вал, что все было в меру: «После полета мы могли принять по стакану коньячку. У Бориса Ивановича в комнате отдыха в холодильнике всегда был коньяк. А потом еще, если было время и настроение, могли зайти и в пивную. Теплые были времена... В бане любили попариться в восстано­вительном центре...»
Размышляя над наблюдениями Виталия Даниловича, я обратил вни­мание на то, что они весьма близки к взглядам его учителя. Однажды весной 1989 гола в связи с работами по Ту-160 я встречался на туполев- ской испытательной базе с ее ведущим аэродинамиком Петром Михай­ловичем Лещинским. После основного разговора я спросил этого мно­гоопытною человека: «Кого из туполевских летчиков интереснее всего (и полезнее) было бы послушать на традиционных встречах в ЦАГИ с летчиками-испытателями?» Он ответил: «Во-первых. Борисова. Он был ведущим по “45-й”, летал также на “22-й” и “144-й”. Любит и может рассказывать. Во-вторых, Ведерникова, он самый старый из летающих летчиков — главный сейчас по “95-й” и “142”, но летал и на “144-й”. В-трстьих, главного по “семидесятке” — Веремея. Сухомлина. И, конеч­но, Еляна. Он работает сейчас у Микояна, но бывает здесь, на базе, и заходит к нам. Хороший летчик...»
—      А что такое хороший летчик?
—      Хороший — тот, кто знает, как надо поступать в необычной, чрез­вычайной обстановке. И, во-вторых, это тот, кто делает то, что надо в самой обычной работе. Я не помню, чтобы Елян привозил не то, что надо. Огонь и воды он прошел успешно, а вот с медными трубами спра­вился не вполне. Но уверен, что послушать его будет интересно. Кстати, очень советую пригласить Верникова, хоть это и не туполевский летчик...
Попасть в число почитаемых Лешинским — это честь немалая...
(Мне довелось знать Якова Ильича как замечательного летчика и че­ловека. Но и у великих возможны обиднейшие ошибки. М. В. Ульянов рассказывал: «С Верниковым я встретился один раз в жизни, и было это в такой ситуации. Я сидел во Владимировке — был старшим по “22-й”
машине. Из Москвы, из ЛИИ, летело к нам начальство наТу-124: замес­титель министра А. А. Кобзарев и Д. С. Марков. Я должен был встретить Маркова и доложить ему ситуацию. Самолет зашел на посадку. Раз по­шел на второй круг, два, три! Наконец, с четвертого захода сели! Притом сели с сильным “козлом”. Кобзарев по выходе из кабины сказал что-то “нехорошее” командиру самолета Верникову. И Марков сказал мне: “У них что-то неладное с самолетом. Когда заходили на посадку, машина падала на крыло — еле сели. Разберись!” Руководство уехало, я остался с техническим составом на самолете. Экипаж сообщил, что у них что-то с топливом. Довольно скоро мы выяснили, что в одном крыле топливные баки полны, а в другом — пустые. По ходу изучения возможных причин мы поняли, что они пытались устранить небольшую валежку некоторой выработкой топлива из одного из крыльев. Включили эту выработку — и забыли об этом. На большой скорости летчик этого не почувствовал. А когда зашли на посадку, на малой скорости, когда эффективность эле­ронов упала, машина стада заваливаться на крыло... Разбирались мы без Верникова. Вечером он приехал на аэродром, и я рассказал ему: “Явная ошибка”. Он помрачнел: “Ну, иди, докладывай!” Я ему ответил: “Это не моя специальность. Я вам рассказал, а вы действуйте, как знаете! Не хочу ни вас подставлять, ни самому светиться...” Это была наша единствен­ная встреча. Он был уже на излете. И был крайне неуверен и в своих дей­ствиях, и в рассуждениях. Маркову я сказал, что неправильно работала система выработки топлива...» Эго к слову.)
Когда летчики стали летать за границу, надо было сдавать экзамены по английскому языку. Веремей прежде изучал только немецкий язык и не знал по-английски ни слова. Пройдя специализированные двухме­сячные курсы, летчик сдал экзамены на «отлично»: он, как мало кто дру­гой, умел вгрызаться в то дело, которое было для него важным.
Вадим Михайлович Разумихин вспоминал о том, как КБ Туполева несколько лет назад, когда Борис Иванович уже не летал, занимаюсь аэрокосмической темой «Штиль». Эта разработка, которой руководил главный конструктор Ватентин Иванович Близнюк, была в каком-то смысле продолжением более известной темы «Бурлак». Ракета но теме «Бурлак» еще только разрабатывалась, а по теме «Штиль» планирова­лось использовать готовое изделие -- большую ракету с подводной лод­ки. Тема очень интересная, и некоторые туполевцы и сейчас считают, что именно за ней — большое будущее. По проекту, самолет Ту-160 дол­жен был разгоняться на форсаже всех четырех двигателей, потом на боль­шой высоте ракета, подвешенная под фюзеляжем «160-й», отделялась бы и запускалась. «Мы моделировали движение самолета и ракеты, — рассказывал Разумихин. — Было такое опасение, что у самолета и ракеты могут пересечься траектории. Надо было самолету как-то уходить от стол­кновения, но как? Спросили об этом Бориса Ивановича: “Что ты пред­ложишь?” Он, с ходу вникнув в эту ситуацию, сказал: “Надо немедлен­но, тут же валить самолет в крен и уходить как можно дальше!” Радиус-то огромный на такой скорости. Поэтому уйти в сторону очень сложно. Мы моделировали этот маневр после этого полгода, и мы были ему очень благодарны. Оказалось, что только таким образом и можно было надеж­но решить проблему. Его летное чутье было поразительным. Он чувство­вал и понимал самолет, как мало кто другой...»
Этот рассказ дополнил Валентин Иванович Близнюк: «Борис Ива­нович приходил к нам, когда его от летной работы уже отстранили. Там были какие-то интриги, хотя ему, конечно, можно было еще летать, он готов был! По работы на базе было уже мало: конкуренция! Кому-то он мешал. “Семидесятка” не летала...»
О том же говорила мне инженер Майя Исааковна Лейтес: «Борис Иванович Веремей — это моя сердечная боль. Ведь его выкинули из лет­ных испытаний, с работы, когда он вполне мог работать. Насту пила ужас­ная пора... С Борисом Ивановичем мы проработали два года на стенде машины Ту-160. То, что первый вылет его экипажа на опытной машине был выполнен безупречно, — следствие плодотворной работы на этом стенде. Наши стендовые испытания были тихим ужасом: то одно не ра­ботает, то другое... Другие летчики в таких ситуациях говорили обычно: “Когда у тебя начнет получаться, когда наладится — тогда и позовешь!” Борис Иванович и в будни, и в выходные, приходя на стенд, терпеливо ждал. Никакой обиды, никакого раздражения! Он готов был ждать сколь­ко угодно — лишь бы “полетать” хотя бы полчасика. Многое ломалось, многое отказывало на нашем стенде, но многое удалось сделать и довес­ти. Машина Ту-160 была необычной, насыщенной — соответственно стенд был не только весьма сложным, но и исключительно полезным. Во многом благодаря долготерпению Веремея, его уважению к нашей рабо­те и участию в ней стенд был доведен. Летные испытания самолета, за­мечательно проведенные Борисом Ивановичем, показали, что он пре­красно чувствовал машину. Каждое задание он прорабатывал с чрезвы­чайной тщательностью. Готовился он к полетам с такой же ответствен­ностью, как и к разборам полетов. История “семидесятки” — это исто­рия Веремея, он по ней сделал очень много...»
Сама его жизнь была испытанием. Из его группы в Школе летчиков- испытателей живым остался один человек — Владимир Гаврилович Гордиенко. Остальные либо погибли, либо умерли — относительно молоды­ми. Через испытания и потери Бориса Ивановича прошла и Инна Андре­евна. «К этому невозможно было привыкнуть, — делилась она. — Каждый день что-то ждать. Я боялась телефонных звонков, особенно ночных...»

наверх