В декабре 2019 года в Польском музее авиации в Кракове состоялась презентация вертолета WSK SM-2, восстановленного компанией Feniks Reco, - одного из немногих вертолетов такого типа, сохранившихся в современном мире.
Ремонт вертолета, который был в плохом состоянии в силу возраста, включая двигатель, кабину пилота, главную трансмиссию и лакокрасочные покрытия, начался осенью прошлого года.
Характер повреждения потребовал полной разборки вертолета, и в число работ входили, в частности, ремонт лопастей ротора, силового агрегата, обивки и приборной панели в кабине пилота, обработка поверхностей химическим методом. Вертолет был очищен снаружи и изнутри от поврежденных и окисленных лакокрасочных покрытий, коррозия была остановлена путем удаления его источников с использованием химических препаратов, применена новая окраска, а также произведена реконструкция и добавление элементов остекления кабины. Результатом работы стал отреставрированный первый прототип вертолета СМ-2, находящегося в музейной коллекции.WSK SM-2 был создан как далеко идущее усовершенствование вертолета SM-1, то есть лицензионной версии советского Ми-1, производимого в 1956 году на заводе коммуникационного оборудования в Свиднике под Люблином. После начала производства вертолетов SM-1, которые, согласно российским источникам, были изготовлены в количестве 1597 экземпляров, и большинство из них было поставлено в СССР, команда польских конструкторов во главе с англ. Ежи Тырча в 1957-59 начала проектировать улучшенную версию годах под названием SM-2. Из-за большой избыточной мощности двигателя SM-1 он мог перевозить больше пассажиров или грузов, чем его прототип. Поэтому команда польских конструкторов разработала совершенно новый фюзеляж с большой, удобной кабиной, которая могла вместить 5 человек вместе с пилотом. В салоне также можно было разместить носилки с пациентом, загруженные через переднюю часть фюзеляжа. Широкие раздвижные двери по обеим сторонам фюзеляжа облегчают вход и выход и спасательные операции с воздуха с помощью специальной лебедки. Более богатое остекление кабины обеспечило пилоту отличную видимость. При конструировании СМ-2 от советского Ми-1 использовалась силовая установка вместе с ротором, частично переработанной задней балкой с рулевым винтом и шасси.
К сожалению, во время первоначальной эксплуатации СМ-2 было отмечено снижение характеристик вертолета. После проведения дополнительных испытаний выяснилось, что причиной было снижение мощности двигателя, вызванное ошибкой конструкции, заключавшейся в расположении воздухозаборника к карбюратору таким образом, что он всасывал горячий воздух из системы охлаждения.
Всего было выпущено 85 экземпляров SM-2, некоторые из которых были экспортированы в тогдашнюю Чехословакию. 80 штук СМ-2 были приобретены для польской военной авиации, некоторые из которых впоследствии использовались в гражданской санитарной авиации. Последний СМ-2 был выведен из эксплуатации в Польше в 1979 году. Хотя их карьера была короче, чем у первоначального СМ-1, однако, благодаря проектированию СМ-2 в послевоенной Польше, была возрождена авиационная техническая мысль, подавлявшаяся со стороны восточного соседа, которая продолжила прекрасные традиции межвоенного периода. Эти мероприятия имели большое значение для польской авиационной промышленности в эпоху зависимости от Советского Союза, который навязывал странам Восточной Европы не только идеологию, но и свою продукцию.
Проведение реконструкции стало возможным благодаря гранту Министерства культуры и национального наследия и проводилась под патронатом Агентства по авиационной безопасности. В будущем должны быть отремонтированы два других польских вертолета из коллекции Польского музея авиации: SM-1 и BŻ-1 GIL. Компания Feniks Reco, занимающаяся ремонтом вертолета SM-2, была основана в 2017 году группой опытных реставраторов исторических самолетов. Ранее, в 2014–2017 годах, еще будучи сотрудниками завода по ремонту авиационного оборудования им. Антони Новака, они выполняли ремонтные работы для Польского музея авиации: Як-11, Як-17W, Як-23, LWD Zuch-2 и LWD Żuraw. В 2017-2018 годах, уже в составе компании Feniks Reco, они провели комплексное техническое обслуживание самолета MD-12F.
Свежие комментарии