Китайские авианосцы вскоре потеснят ВМС США в Мировом океане. России остается тихо завидовать и пытаться учиться
Китайское издание South China Morning Post, оценивая результаты ходовых испытаний нового, второго по счету, отечественного авианосца, приходит к выводу, что местные кораблестроители уже преодолели период ученичества и вышли на самостоятельную и очень широкую дорогу.
Однако все-таки следует признать, что разработка их второго авианосца заняла промежуточное положение между ученичеством и самостоятельностью. Вот третий авианесущий корабль Китая, который уже строится, несомненно, будет уже чисто китайским.В публикации South China Morning Post новый авианосец, который пока еще не получил имени и обозначающийся как «Проект 001А», сравнивается в «Ляонином», принятым в состав ВМС НОАК в 2012 году.
«Ляонин» — это практически советский тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5 «Кречет». Практически такой же, как и «Адмирал Кузнецов». Этот корабль, получивший название «Варяг», в недостроенном состоянии в 90-е годы маялся на Украине на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. В 1998 году был продан Китаю за 20 млн. долларов якобы для переоборудования его в плавучий развлекательный центр. При этом покупателю Киев передал и всю документация на военный корабль. В результате несостоявшийся советский «Варяг» все же стал полноценным авианосцем. Но — «Ляонином».
При этом «Ляонин» в китайском флоте играет вспомогательную роль. Он используется как учебный авианосец, позволяющий китайским военным осваивать новые для них приемы эксплуатации как палубных самолетов, так и специфического оборудования авианесущего корабля.
Энергетическая установка «Ляонина», состав и вооружение самообороны, механика запуска и приема самолета, навигационное оборудование — все это не сильно отличается от того, что и сегодня применяется на российском «Адмирале Кузнецове». Вот разве что количество самолетов у «китайца» поменьше — всего 24. Это предопределено тем, что в качестве палубных истребителей используются тяжелые J-15, которые построены по образу и подобию российских Су-33. На «Кузнецове» же используется значительное количество более легких, а потому — и более компактных МиГ-29К. При этом вертолетная группа «Ляонина» довольно представительная — 6 вертолетов ДРЛО, 6 противолодочных и 2 поисково-спасательных винтокрылых машины.
Второй авианосец ВМС НОАК (Проект 001А) уже просторнее своего советского предшественника, но ненамного. Разница в полном водоизмещении порядка — 5 тыс. тонн. Длиннее стала взлетная палуба за счет сокращения размеров «острова» — палубной надстройки корабля. Получилось — «их» 315 метров против «наших» 304 метров.
Авиационную группу на нем удалось увеличить в полтора раза, доведя количество тех же самых истребителей J-15 до 36. Это вышло за счет расширения подпалубных ангаров для самолетов. Для чего китайские конструкторы либо отказались от некоторых систем, которые были сочтены избыточными, либо уменьшили размеры комплексов.
Но в полученных преимуществах нет ничего сверхестественного. Поскольку советские авианосцы проекта «Кречет» проектировались чуть ли ни полвека назад. За минувшее время во всем мире кораблестроительные технологии ушли далеко вперед.
На этом китайском авианосце используется современная РЛС с активной фазированной антенной решеткой. Для самообороны применяются ракеты собственной разработки — это направление военной техники в Китае развито прекрасно. Но, как ни странно, при этом боевой потенциал самообороны авианосца снижен по сравнению и с «Ляонином», и с «Адмиралом Кузнецовым». Есть ЗРК малой дальности HQ-10 и 11-ствольная зенитно-артиллерийская система. Для предотвращения атак подводных лодок используется реактивный бомбомет. Есть также комплекс радиоэлектронной борьбы. Ну, и, конечно, в случае необходимости, для отражения атак могут использоваться палубные истребители.
И это всё. И как бы нам ни казалось, что авианосец Проект 001А беззащитен при встрече с серьезным противником, но китайские морские стратеги считают иначе.
Зачем авианосец, который предназначен, в первую очередь, для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным целям, нагружать дополнительными функциями? Ведь для их реализации потребуется жертвовать площадями и объемами авианесущего корабля. Однако авианосец защищать должны прежде всего корабли его охранения. А вот они-то и способны эффективно бороться с авиационными налетами, ракетными и торпедными атаками, с подводными лодками — со всем, что угрожает безопасности авианосца.
У Китая нынче вполне достаточно ресурсов для формирования мощных авианосных ударных групп, в которых в качестве кораблей охранения могут использоваться эсминцы проектов 052C и 052D. Таковых в ВМС Китая построено уже 16. И еще 13 в настоящее время — строят, побивая всяческие рекорды по темпам производства на верфях. От закладки до спуска на воду каждого достаточно крупного и сложного в техническом отношении ударного эсминца проходит всего от одного до двух лет. Кстати, на полный цикл от закладки второго авианосца до спуска его на воду прошли просто фантастические для сегодняшней России три с половиной года.
Также необходимо сказать, что на Проект 001А установили котлы на жидком топливе и паровые турбины собственной разработки и производства.
Этот авианосец продолжает проходить испытания, в процессе которых выполняются доводочные работы. Ожидается, что он будет полностью боеготов через год-два.
А тем временем на верфях Даляна уже строится третий авианосец — Проект 002А. Это уже полностью китайская разработка. В проектировании будущего корабля принимало участие 522 китайских компании. Причем, подавляющее большинство из них — 441 — являются гражданскими, а не оборонными фирмами. Что свидетельствует о широком освоении авианосных технологий всей промышленностью страны.
Силовая установка на Проекте 002А останется прежней, паротурбинной. Но вместо взлетного трамплина появится катапульта. Пекин, как правило, не слишком распространяется об особенностях создаваемого вооружения. Когда новинка уже готова и испытана, то «мировая общественность» ставится перед фактом. Поэтому относительно катапульты существуют две версии: либо она паровая, либо электромагнитная. Но в любом случае это позволит увеличить взлетный вес палубных самолетов, брать им на борт больше вооружения и топлива. Катапульт будет две.
Предположительно Проект 002А будет спущен на воду в 2021 году. Он будет иметь водоизмещение порядка 85 тыс. тонн.
Однако Китай на этом останавливаться не намерен. Уже запланировано строительство авианосца Проект 003А, который может стать достойным ответом американским кораблестроителям. Данных по этому кораблю совсем немного. Но известно, что в нем в качестве силовой установки установят ядерный реактор. А водоизмещение приблизится к 100 тыс. тонн.
По различным данным, Китай намеревается иметь в составе ВМС в середине 2020-х годов от четырех до шести авианосцев. Четыре будут точно. До шести их количество может дорасти к концу следующего десятилетия. Из этого следуют два вывода.
Во-первых, вскоре американцам придется сильно потесниться не только в восточных морях, но и на Тихом океане.
Во-вторых, российские корабелы медленно, но верно утрачивают технологии строительства авианосцев. Собственно, уже даже не строительства, а ремонта. Ремонт нашего единственного авианосца начался в Мурманске в 2017 году на 82-м судоремонтном заводе. В процессе ремонта утонул плавучий док ПД-50. Лишь он, да находящийся на Дальнем Востоке ПД-41, способны вместить «Адмирала Кузнецова».
У российского корабля серьезные повреждения корпуса в результате падения на палубу строительного крана. Винты сняты, в связи с чем его необходимо доковать. Однако — негде. Было принято решение удлинить сухой док на 35-м судоремонтном заводе. Но и на удлинение требуется больше года.
«Кузнецов» давно и без особой надежды стоит у стенки. Ждет. Однако начальство заявляет, что на ранее намеченные сроки ремонта и модернизации это никак не повлияет. Свежо предание…
Владимир Тучков
Свежие комментарии