
1911 – родился И.М. Сухомлин, лётчик-испытатель ОКБ А.Н. Туполева, Герой Советского Союза (26.04.1971). В 1937-1943 гг. – на лётно-испытательной работе в Научно-испытательном институте морской авиации (г. Севастополь, с 1942 г. – г. Астрахань). Провёл государственные испытания гидросамолётов Че-2, МБР-7, АНТ-44, Бе-4, МДР-7 и др.
Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941-июле 1942 гг. – лётчик 80-й отдельной аэ ВВС Черноморского флота, летал на бомбардировщике АНТ-44. Неоднократно бомбил военные объекты в Румынии, совершил рейсы в осаждённый Севастополь для перевозки военных грузов и эвакуации раненых. С февраля 1943 г. – помощник командира 2-го гв. иап Северного флота по лётной подготовке и воздушному бою. Совершил несколько боевых вылетов на истребителях Р-39 «Аэрокобра» и Як-1, участвовал в воздушных боях. В сентябре 1945 г. вернулся на лётно-испытательную работу в Научно-испытательный институт морской авиации (г. Рига, с 1948 г. – г. Феодосия). 30.05.1952 г. поднял в небо и впоследствии провёл испытания первой реактивной летающей лодки Р-1. Провёл государственные испытания гидросамолётов Бе-6, Бе-6М, торпедоносца Ту-2Т, реактивного торпедоносца Ту-14Т и др. самолётов. В 1954-1973 гг. – на лётно-испытательной работе в ОКБ А.Н. Туполева. В январе 1962 г. поднял в небо и провёл испытания военного самолёта Ту-126. Испытывал бомбардировщик Ту-95, пассажирский самолёт Ту-114 и их модификации. Принимал участие в испытаниях реактивного бомбардировщика Ту-16, реактивного пассажирского самолёта Ту-104, военно-транспортного самолёта Ту-116 и др. Установил 42 мировых авиационных рекорда (из них 5 – вторым пилотом): в 1940 г. – 6 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте-амфибии АНТ-44; в 1957-1962 гг. – 36 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Ту-114. Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1960), Заслуженный мастер спорта (1960), полковник (1951). Награждён 3 орденами Ленина (1936, 1955, 1971), 3 орденами Красного Знамени (1943, 1949, 1966), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (1945, 1985), 2 орденами Красной Звезды (1944, 1957), медалями.
1919 г. – родился И.А. Авеков, военный лётчик-истребитель, Герой Советского Союза (24.08.1943, посмертно), выпускник ХВВАУЛ (1939 г.). В годы войны – командир авиационной аэ 519-го иап 20-й А Западного фронта, капитан. В Красной Армии с 1937 г. В 1939 г. окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков-наблюдателей, а в 1940 г. – Одесскую военную авиационную школу пилотов. С июня 1941 г. в действующей армии. Сражался на Юго-Западном, Западном, и Центральном фронтах. Активный участник обороны городов-героев Москвы и Тулы. К марту 1942 г. совершил 178 боевых вылетов, из них 45 на штурмовку войск и аэродромов противника. В воздушных боях сбил лично 15 и в группе 6 вражеских самолётов, один таранил, 23 уничтожил штурмовыми действиями на аэродромах. Отважный лётчик-истребитель капитан Авеков И.А. погиб в результате катастрофы 17.04.1943 г. Похоронен в братской могиле городского кладбища города Данкова Липецкой области в числе семидесяти шести павших воинов.
1920 – родился Н.М. Скоморохов, дважды Герой Советского Союза (23.02.1945 и 18.08.1945) Маршал авиации. В годы войны – командир аэ 31-го иап 295-й иад 9-го смешанного АК 17-й ВА (3-й Украинский фронт), капитан. В декабре 1940 г. добровольно ушёл в Красную Армию. В марте 1942 г. окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов. Начал воевать в декабре 1942 г. простым лётчиком с аэродрома Адлер. В январе 1943 г. одержал первую победу над врагом. Воевал в составе 5-й и 17-й ВА на Закавказском, Северо-Кавказском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Принимал, участие в обороне и освобождении Кавказа, освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, разгроме врага на территории Австрии. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4895) присвоено за 483 боевых вылета, во время которых он сбил лично 25 и в составе группы 8 самолётов противника и штурмовыми действиями уничтожил: 3 самолёта противника, 13 повозок с боеприпасами, 1 склад с горючим, 9 железнодорожных вагонов. Второй медали «Золотая Звезда» (№ 6913) майор Скоморохов Н.М. удостоен за 520 боевых вылетов и 35 лично сбитых самолётов противника. Всего во время Великой Отечественной войны Н.М. Скоморохов совершил 605 боевых вылетов, провёл более 130 воздушных боев, сбил лично 46 фашистских самолётов и 8 самолётов в группе, а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника. Невероятно, но сам Скоморохов ни разу не был ранен, его самолёт не горел, не был сбит, за всю войну не получил ни одной пробоины. В послевоенные годы окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе и Военную академию Генерального штаба. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Служил командиром иад, 1-м заместителем командира и командиром ИАК, командующим 17 ВА. В 1973-1988 гг. – начальник ВВА им. Ю.А. Гагарина, в 1988-1992 гг. – военным инспектором-советником группы генеральных инспекторов Министерства обороны. Трагически погиб в автомобильной катастрофе 14.10.1994 г. На высоких должностях отличался категоричностью и безапелляционностью суждений, не терпел подчинённых, имевших отличное от его мнения, за что его откровенно недолюбливали.

1933 – испытания высотного скафандра Ч-З конструкции Е.Е.Чертовского, С.М. Коробов на ТБ-3.

1939 – успешный полёт первой в мире отечественной двухступенчатой ракеты с ПВРД на второй ступени, ПВРД И.А. Меркулова.

1942 – перелёт правительственной делегации В.М.Молотова через линию фронта в Англию и США и обратно на бомбардировщике Пе-8, экипаж Э.К. Пусэпа (19 мая -13 июня).

1944 – Первый полёт совершил тяжёлый истребитель Ил-1, АМ-42; лётчик-испытатель В.К. Коккинаки. По своим скоростным характеристикам в диапазоне высот от земли и до 4000 м бронированный Ил-1 значительно превосходил широко применявшийся в люфтваффе FW-190A-4 и практически не уступал массовому истребителю врага лёгкому Bf-109G-2. Однако благодаря возросшей мощи советской истребительной авиации, завоевавшей стратегическое господство в воздухе, к середине 1944-го необходимость в боевом самолёте такого типа уже отпала, поэтому на госиспытания Ил-1 передан не был.

1947 – начались испытания истребителя Ла-11, лётчик-испытатель А.В. Давыдов.

1947 – Первый полет стратегического бомбардировщика Ту-4, экипаж Н.С.Рыбко, Казанский авиазавод.

1949 - В США амфибия “Marshall Mars” берет на борт рекордного 301 пассажира.

1959 - Первый полет Boeing 707-436 Intercontinental. Это удлиненная модификация 707-120, но с двигателями Rolls-Royce Conway 508. Вместимость - 189 пассажиров, дальность увеличилась на 1600 миль и стал возможен трансатлантический перелет без промежуточной посадки. Это был первый из 15 заказанных British Overseas Airways Corporation лайнеров.

1971 – старт АМС «Марс-2», доставившей на Марс вымпел с гербом СССР.
1977 – приказ МО СССР о формировании Центральной инспекции безопасности полётов ВС СССР, маршал авиации И.И. Пстыго. С 1992 г. – Служба безопасности полётов авиации ВС РФ. С 2005 г. начальник С.Д. Байнетов.
1978 - Авиационная катастрофа, произошедшая в пятницу 19 мая 1978 года близ посёлка Максатиха, когда самолёт Ту-154Б Аэрофлота при выполнении пассажирского рейса по маршруту Баку — Ленинград был вынужден совершить посадку вне аэродрома по причине выключения двигателей, произошедшего вследствие ошибок экипажа.
Пилот первого класса Анатолий Фёдоров совершал свой первый полёт в качестве командира корабля. На высоте 10000 метров отключились сразу 3 двигателя. Командиру воздушного судна удалось, планируя в течение 15 минут, посадить самолёт на картофельное поле в деревне Хмелевая, не долетев до военного аэродрома Дорохово. От удара об телеграфный столб разрушилась правая плоскость крыла, фюзеляж разломился пополам. Возник пожар, в результате которого самолёт полностью сгорел.
Погибли 4 из 127 пассажиров, находившихся на борту самолёта: ребёнок, которого зажало между креслами, его мать, пытавшаяся спасти ребёнка, а также два пассажира, которые, не пристегнувшись ремнями и встав со своих мест при экстренной посадке, пренебрегли техникой безопасности.
Расследование показало, что бортинженер-инструктор для проверки внимательности бортинженера-стажёра отключил автомат перекачки топлива в расходный бак, и сам забыл об этом, а стажёр этого не заметил.

2000 – запуск МТКК «Атлантис» (США), в составе экипажа – Ю.В. Усачёв.

2003 – первый полёт суборбитального ракетоплана «Спейс Шип Уан» на подвеске самолёта-носителя «Уайт Найт», фирма Скейлд Композите (США).

2008 – Первый полет Сухой "Суперджет-100", А.Н.Яблонцев, Л.В.Чикунов, КнАПО.

2009 – Первый полет серийного УБС нового поколения Як-130, НАЗ "Сокол".
Свежие комментарии