1900 - Родился ученый и конструктор РКТ М.К.Тихонравов
1913 - Завершились артиллерийские стрельбы на Дарницком полигоне, расположенном в 15 км от Киева. 11-й авиаотряд, приписанный к 7-й воздухоплавательной роте, летом 1913-го не только выполнял летные тренировки, но и опробовал методы корректировки артиллерийской стрельбы.
11-й авиаотряд, которым командовал П.Н.Нестеров, имел на тот момент три "Ньюпора-IV" и один "Фарман-IV". Так как радиостанций на самолетах еще не было, связь летчиков с артиллеристами осуществлялась с помощью письменных донесений. После выполнения залпа и наблюдения разрывов авианаблюдатель сбрасывал с самолета записку (карточку) в расположение батареи. По результатам полученных рекомендаций командир артиллеристов делал соответствующие поправки при стрельбе.
1914 - Родился летчик-испытатель В.Ф.Ковалев.
В 1937 г. окончил Батайскую лётную школу ГВФ. Работал пилотом (Восточно-Сибирское управление) и командиром звена учебной авиаэскадрильи Енисейского авиаотряда ГВФ. В армии с сентября 1942 г. Участник Великой Отечественной войны: в сентябре 1942-мае 1945 г. – командир корабля, командир отряда, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 101-го (с ноября 1944 - 31-го гвардейского) авиационного полка дальнего действия.
За время войны совершил 194 боевых вылета на самолёте Ли-2 для перевозки вооружения и грузов на передовую и к партизанам, на бомбардировку объектов в тылу врага. С августа 1946 г. – в запасе.В 1949 г. окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей. В 1947-1950 гг. - лётчик-испытатель НИИ-17 (ныне НПО «Взлёт»). Провёл испытания различных радиолокационных систем на Ли-2 и Ил-12.В 1950-1955 гг. - лётчик-испытатель ЛИИ МАП. Участвовал в работах по испытаниям навигационной аппаратуры на Ту-16 (1955), провёл ряд работ по тематике ЛИИ на самолётах Ил-28, Пе-8, Ту-2, вертолёте Ми-4.В 1955- 1962 гг. - лётчик-испытатель ОКБ А.Н. Туполева. Поднял в небо и провёл испытания Ту-16Р (август 1955), головного Ту-16 серийного завода №64 в Воронеже (1955), головного Ту-104 серийного завода №135 в Харькове (5 ноября 1955), Ту-98 (1956), Ту-107 (1958), Ту-22Б (1960). Провёл испытания по отработке крыльевой системы дозаправки в воздухе Ту-16 (1955), эксплуатационные испытания Ту-104 (1956), испытания Ту-104 на критических режимах (1958). В 1956 г. впервые в стране достиг на бомбардировщике скорости звука (Ту-98).Установил 22 мировых авиационных рекорда (из них 6 – вторым пилотом): 11 рекордов скорости, дальности и грузоподъёмности на Ту-104А (1957), 5 рекордов скорости на Ту-104Б (1959) и 6 рекордов на Ту-104Е (1960).Жил в городе Жуковский Московской области, в последние годы – в Москве. Работал в ОКБ А.Н. Туполева инженером. Умер 30 ноября 1972 г.
1923 - Родился главный маршал авиации Б.П.Бугаев.
Родился в семье учителя.
В 1941 — 1942 годах — курсант учебной авиационной эскадрильи.
В 1942 — 1943 годах — пилот-инструктор Актюбинской авиационной школы.
В 1943 — 1947 годах — пилот, командир звена 215-го авиаотряда. Во время Великой Отечественной войны выполнял задания Центрального штаба партизанского движения Украины.
В 1947 — 1948 годах обучался в лётном центре Гражданского воздушного флота и в школе высшей лётной подготовки.В 1948 — 1957 годах — командир воздушного судна, пилот-инструктор в аэропорту Внуково. С 1951 года прокладывал первые дальние трассы для «Аэрофлота» во многие страны, в том числе в Англию, США, Индию, Индонезию, на Кубу.
С 1957 года командир отряда особого назначения гражданской авиации. Выполнял специальные полёты по заданию правительства. Принимал участие в освоении реактивной техники.
С 1961 по 1966 годы обучался в Высшем училище гражданской авиации (заочно).
С 1966 года — заместитель министра гражданской авиации, а с 1967 года первый заместитель министра.
С 19 мая 1970 года по 4 мая 1987 года — министр гражданской авиации СССР. Был личным пилотом Л. И. Брежнева, пользовался его особым расположением.
С мая 1987 года — Генеральный инспектор Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Умер 13 января 2007 года в Москве.
Главный маршал авиации (28 октября 1977), дважды Герой Социалистического Труда (1966, 1983).
После смерти в 1992 году А. И. Колдунова был последним носителем советского воинского звания Главный маршал (из всех родов войск).
1925 - Первый полет прототипа транспортного самолета Bleriot 155 разработанного французской фирмой Bleriot. Самолет был разработан на базе транспортного самолета Bleriot 135. Bleriot 155 представлял собой биплан оборудованный четырьмя двигателями Renault 8Fg мощностью 230 л.с. и способным перевозить до 17 пассажиров. Было построено два экземпляра самолета использовавшихся в авиакомпании Air Union на линии Париж-Лондон.
1927 - Неофициальный мировой рекорд высоты - 4950 м (2-я категория) , А.И.Жуков на самолете "Буревестник" С-4 В.П.Невдачина
1929 - Родился Главный конструктор Тушинского МКБ "Союз" Р.Ю.Нусберг
1930 - Дирижабль R100 совершает первый пассажирский полет из Англии в Канаду. Дирижабль долетел до Монреаля за 78 часов.
1930 - Из Пизы вылетела первая летающая лодка Dornier Do.J Wal, получившая название "Комсеверопуть-2". До Севастополя его вел итальянский экипаж. В августе прилетела и вторая машина. Из Севастополя уже советские пилоты повели ДВ по маршруту Севастополь - Таганрог - Самара - Архангельск - о. Колгуев. В феврале 1930 года руководство "Комсеверопути" заказало в Италии две машины с моторами BMW VI. С военного варианта самолета убрали турели, пилоны бомбодержателей, зашили люк задней стрелковой точки, усилили набор и утолщили обшивку в задней части лодки. Круглый люк в носовом отсеке оставили, но снабдили его козырьком для защиты от ветра и съемной крышкой. Предусмотрели аварийный слив горючего в воздухе и установку радиопеленгатора. Радиостанция теперь питалась не от ветрянки, а от привода компрессора. Заказ был выполнен заводом в Финале-Марина, машины получили номера 142 и 143. Приемкой самолетов в Италии занимались будущие командиры экипажей И. К. Иванов и А. Д. Алексеев (последний до этого был штурманом у Б. Г. Чухновского)
1937 - Первый полет прототипа четырнадцатиместного самолета для магистральных линий Lockheed Model 14 Super Electra. В воздух его поднял шеф-пилот фирмы Lockheed Маршал Хидл (Marshall Headle). Уже 15 ноября 1937 машина получила сертификат лётной годности № 657. К тому времени было развернуто серийное производство.
1939 - Постановление Комитета обороны о проектировании истребителя Горбунова, Лавочкина, Гудкова – зарождение ОКБ-301 С.А.Лавочкина. В 1940 году он совместно с М.И.Гудковым и В.П.Горбуновым представил на испытания истребитель ЛаГГ-1 (И-22), который после доработок был запущен в серию под наименованием ЛаГГ-3 (И-301). При их разработке Лавочкин впервые в СССР широко использовал новый особо прочный материал – дельта-древесину.
1939 - Постановление ГКО при СНК СССР об организации ОКБ П.О.Сухого и о внедрении в серийное производство на заводе N 135 в Харькове самолета ББ-1 с мотором М-87А. Здесь П.О.Сухой - главный конструктор нового ОКБ-135. В связи с успешным внедрением ББ-1 (Су-2) в серию, по просьбе Сухого весь коллектив ОКБ переводится в Подмосковье (Подлипки), где постановлением ГКО от 4 марта 1940 г. на базе КБ-29 организуется завод опытного самолетостроения с присвоением ему №289.Сухой назначается главным конструктором этого завода, КБ, а с ноября 1940 г. - его директором. 27 ноября 1949 года ОКБ Сухого было закрыто и влито в ОКБ А.Н.Туполева, а П.О.Сухой стал одним из его заместителей. ОКБ было восстановлено в 1953 году и получило новую базу. День образования ОКБ.
1939 - Постановление ГКО при СНК СССР № 258 "0 создании нового опытного скоростного штурмовика в 1939 году", которое обязывало НКАП в лице главного конструктора Кочеригина и директора завода № 1 П. А. Воронина закончить доводку и испытания двухместного скоростного штурмовика с мотором М-88 и предъявить его на государственные испытания в июле 1939 года - первый экземпляр повторно, и в августе - второй экземпляр. В развитие концепции создания легкого самолета-штурмовика на базе самолета разведчика ОКБ С.А. Кочеригина в период 1938-39 гг. на основе скоростного разведчика Р-9 М-85 (СР М-85) построило два двухместных легких штурмовика с неубирающимися шасси в обтекателях - Ш-1 (ЛБШ) с мотором М-88 и Ш-2 с мотором М-87А.
1941 - Первый ночной таран в Великой Отечественной войне, П.В.Еремеев на МиГ-3 сбил бомбардировщик Ju-88
1944 - Прототип F7F-2 палубного истребителя Grumman F7F-2 Tigercat впервые поднялся в воздух. Флоту США потребовались ночные истребители, и по его заказу Грумман переделал третий серийный F7F-1 (№ 80261). Главными отличиями "двойки" F7F-2 от своего предшественника стала установка радара AN/APS-6 в носовой части фюзеляжа, для чего потребовалось демонтировать оттуда 12,7 мм пулеметы (хотя "посадочные места" под них сохранили) и установка второй кабины для оператора РЛС. Ее разместили непосредственно за кабиной пилота, для чего пришлось уменьшить объем фюзеляжного топливного бака. Всего было заказано 66 машин (№№ 80294-358).
1947 - На моторном заводе № 478 (ныне ОАО "Мотор Сич") завершены гоиспытания вертолетного двигателя АИ-26ГР
1949 - Впервые взлетел легкий многоцелевой самолет NC.860, разработанный французской фирмой Societe Nationale de Construction Aeronautiques du Centre (SNCAC). Самолет был построен в единственном экземпляре.
1950 - С ракетного полигона на мысе Канаверал (шт. Флорида, США) осуществлен пуск баллистической ракеты «Bumper-7». Первый ракетный запуск с мыса Канаверал. Ракета достигла высоты 304 км.
1951 - Запуск первой ракеты Р-1Б (В-1Б) с животными на борту, - собаками Дезиком и Лисой. Сильная вибрация вывела из строя барореле — специальный прибор, обеспечивающий вывод парашюта на определённой высоте. Парашют не раскрылся и, головная часть ракеты на огромной скорости врезалась в землю. Дезик и Лиса погибли, став первыми жертвами космической программы. Гибель собак вызвала серьёзные переживания исследователей, в частности С. П. Королёва. После этого случая было принято решение разрабатывать систему аварийного катапультирования пассажиров из ракеты при возникновении аварийной ситуации.
1953 - Разведывательный RB-50G Superfortress (343-я стратегическая разведывательная эскадрилья ВВС США), выполняя вылет с авиабазы Ёкота, Япония, сбит советскими МиГ-17 (лётчики Александр Рыбаков и Юрий Яблонский) в районе острова Аскольда над Японским морем.
Хвостовой стрелок в ходе перехвата безуспешно вёл огонь по советским истребителям. Из 17 членов экипажа выжил один, второй пилот л-т Д.Роуг, подобранный американским кораблём.
Высказывалось предположение, что перехват и уничтожение RB-50 были ответом на сбитый ВВС США наш военный транспортник в воздушном пространстве Китая 27 июля того же года.
1954 – Первый полет Morane-Saulnier MS.760 Paris.
Это четырехместная модификация самолета MS.755 Fleuret, который в начале 1950-х годов был отвергнут ВВС Франции в качестве учебно-тренировочной реактивной машины. Компания Morane-Saulnier, в 1963 году вошедшая в состав корпорации Potez, продолжила разработку моноплана с многоместной кабиной и низкорасположенным крылом. В июле 1954 года первый прототип новой машины приступил к полетам. Новый самолет был заказан ВВС и морской авиацией Франции, им также заинтересовались и другие страны, включая Аргентину и Бразилию.
В 1961 году в производство пошла следующая модель MS.760B Paris II, оборудованная более мощными двигателями и кессонными топливными баками в передней части крыла. У нее также был более вместительный грузовым отсеком.
К моменту прекращения производства (1964 г.) было изготовлено 165 машин MS.760 Paris. Они использовались в качестве самолетов связи в воздушных силах ВМФ Франции и в Аргентине. На модификации для ВВС Аргентины установлены 2 7.62-мм пулемета в носовом отсеке и подвески для двух 50-кг бом или 4 90-мм НУР.
1959 - Мировой рекорд высоты полета с грузом 2 т - 20174 м, В.П.Смирнов на Як-25РВ
1959 - Установлен первый "Jetway" в Соединенных Штатах в международном аэропорту в Сан-Франциско, штат Калифорния. Предназначен для защиты пассажиров от непогоды, когда они поднимаются на борт, или покидают самолет
1963 - Экипаж во главе с заслуженным летчиком-испытателем Героем Советского Союза Александром Даниловичем Калиной совершил на Ту-134 (СССР-45075) первый полет (первоначально названный Ту-124А, он был переименован в феврале 1963 года в Ту-134). Вторым пилотом был летчик-испытатель Горюнов Евгений Александрович. Это был первый прототип Ту-134, с двумя двигателями Д-20П-125 (после завершения испытаний установлены Д-30) и "новым" горизонтальным оперением. Принимал участие в лётных испытаниях, которые завершились 6 ноября 1964 года.Был установлен как памятник около ПТУ №164 им. Туполева, метро Новогиреево, Москва.
1964 - На прототипе VJ-101СХ-1 (подъемно-маршевые двигатели без форсажных камер) немецкого экспериментального самолета с ВВП EWR-Sud VJ-101 была достигнута сверхзвуковая скорость (М = 1,04).
1964 - На базе ВВС США "Эдвардс" (штат Калифорния, США) осуществлен очередной тридцатый первый испытательный полет ракетного самолета "Х-15" N 1. Аппарат пилотировал летчик Джо Энгл (Joe Engle). В полете достигнута максимальная скорость 5250 километров в час при максимальной высоте подъема 23774 метра
1967 - Пожар на американском авианосце «Форрестол» (USS Forrestal - CV-59). Начался он после самопроизвольного пуска неуправляемой ракеты «Зуни» под действием случайного броска напряжения в цепях одного из стоявших на палубе McDonnell Douglas F-4 Phantom II. Самолёт готовился к нанесению удара по территории Вьетнама. В результате инцидента погибло 134 и ранен 161 человек. Материальный ущерб составил $75 млн., не считая стоимости сгоревших самолётов. Многие из них были сброшены за борт во избежание возгорания и взрывов. Из военно-морского регистра был вычеркнут 21 самолёт. По иным данным, пожар начался из-за неудачного приземления одного из самолётов, а потеряно было 26 машин.
1968 - Катастрофа пассажирского самолёта Let L-200D Morava (CCCP-02110) Аэрофлота в Светлоярском районе Волгоградской области в 50 километрах от Волгограда, при этом погибли 5 человек.
Самолёт выполнял пассажирский рейс 795 из Волгограда в Элисту, а пилотировал его Спиридонов В. М. В 13:06 рейс 795 с 4 пассажирами и пилотом на борту вылетел из аэропорта Гумрак и после набора высоты занял заданный эшелон 900 метров. Среди пассажиров находился заместитель Председателя Совета Министров Калмыцкой АССР Тамбовцев В. И., который летел вместе с женой. Погодные условия в это время были хорошие — отдельные облака, ветер 90° 9-13 м/с, видимость 20 километров. В 13:30 пилот Спиридонов доложил прохождение поворотного пункта Солодники, на что получил разрешение подниматься до эшелона 1500 метров. Но через 5 минут в 13:35 с самолёта доложили, что отказал правый двигатель, а правый воздушный винт никак не флюгируется. Диспетчер спросил о дальнейших действиях, на что Спиридонов передал, что будет возвращаться в Волгоград. В 13:40 диспетчер сказал, что по маршруту полёта есть запасной аэродром, но в 13:43 пилот передал, что он следует на высоте 180 метров и подбирает площадку для посадки. В 13:46 пилот Спиридонов сообщил о районе, где он подобрал площадку, после чего связь прекратилась.
Выбрав площадку неподалёку от села Большие Чапурники и в 50 километрах от аэропорта Гумрак, Спиридонов начал выполнять заход на очень малой высоте, с убранными шасси, а также с выключенным зажиганием левого двигателя. Но когда была достигнута высота выравнивания, пилот увидел, что площадка расположена на склоне, который сильно возвышается как раз по направлению посадочного курса. Боясь врезаться в этот уклон, пилот потянул штурвал «на себя», тем самым подняв нос самолёта. Однако от этого манёвра авиалайнер потерял скорость, перейдя в режим сваливания, после чего опустил нос и с высоты 5-6 метров врезался в землю, в результате чего разрушился.
Отказ двигателя был вызван разрушением переднего стопорного кольца поршневого пальца четвёртого цилиндра, что в свою очередь привело к образованию алюминиевой стружки, которая закупорила сетки входного фильтра, из-за чего произошло падение давления масла. Само стопорное кольцо разрушилось из-за дефекта, допущенного на производстве в Чехословакии. Почему отказала система флюгирования правого воздушного винта следователи установить не смогли. Ещё одним фактором, приведшим к катастрофе, стала ошибка пилота, который достаточно поздно принял решение о вынужденной посадке и поиске подходящей площадки, а во время выполнения захода на посадку допустил падение скорости, приведшее к сваливанию самолёта.
1970 - Открыты регулярные полёты на Ил-62 по маршрутам Шереметьево – Амстердам - Нью-Йорк, Шереметьево – Париж - Монреаль - Нью-Йорк, Шереметьево – Ленинград – Амстердам - Нью-Йорк. Но эти рейсы просуществовали недолго и вскоре были закрыты.
1972 - Запуск на околоземную орбиту ДОС «Салют» (типа 17К) не состоялся
из-за аварии 2-й ступени РН «Протон-К» (на 162-й секунде полета).
1973 - Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР А.В. Федотов на экспериментальном Е-266 поднялся на рекордную высоту 36240 метров.
1974 - Ракета-носитель «Протон-К» вывела на геостационарную орбиту (ГСО) первый отечественный спутник. Это был экспериментальный космический аппарат «Молния-1С». Успешный запуск ракеты-носителя «Протон-К» и вывод космического аппарата «Молния-1С» ознаменовал начало освоения геостационарной орбиты в нашей стране. Выход на геостационарную орбиту стал возможным, прежде всего, благодаря созданию трехступенчатого варианта ракеты-носителя «Протон» (за которой позже закрепилось название «Протон-К»). При этом в составе РН «Протон-К» использовался созданный в середине 1974 года разгонный блок ДМ с собственной системой управления.
1980 - На заводе в г. Комсомольске-на-Амуре впервые поднят в воздух самолет Су-17М4: летчик-испытатель Г.Н. Шаповал облетал второй опытный самолет.
1985 - Первый полет Kawasaki XT-4. Это прототип японского дозвукового учебно-тренировочного самолёта, разработанного компанией «Кавасаки» для Воздушных сил самообороны Японии. Новый самолёт предназначался для замены Lockheed T-33A и Fuji T-1.
Поставки в Воздушные силы Японии начались в 1988 году. На T-4 летает японская пилотажная группа Blue Impulse.
1985 - Восьмой старт космического челнока "Челленджер" (STS-51F), девятнадцатый космический полёт «Спейс шаттла», также известный как «Спейслэб-2». Целью полёта было проведение научных исследований в лабораторных модулях, установленных в грузовом отсеке шаттла. Миссия стартовала из Космического центра Кеннеди в штате Флорида. Во время запуска произошёл отказ датчиков главных двигателей шаттла (SSME), один из трёх главных двигателей SSME отказал через 345 секунд после старта. Второй двигатель почти отключился из-за неправильной работы датчика температуры, показания которого были проигнорированы только благодаря быстрой реакции специалиста по управлению полётомДженни М. Ховард, которая посчитала, что датчики температуры неисправны, и отключила их. Корабль благополучно вышел на околоземную орбиту, которая оказалась немного ниже запланированной. Экипаж: Чарльз Фуллертон (командир), Рой Бриджес, Энтони Ингленд, Карл Хенайз, Стори Масгрейв, Лорен Эктон и Джон-Дэвид Бартоу. Посадка 6 августа на авиабазе Эдвардс.
1996 - Совершил первый полет опытный многоцелевой вертолет, разработанный японской фирмой Mitsubishi - MH2000. В июле 1997 года вертолет сертифицирован в бюро гражданской авиации Японии. Предполагалось в течение десяти лет произвести около 100 машин, в основном для использования внутри Японии. Первый серийный MH2000A был передан японской компании "Excel Air Service" 1 октября 2000 года, к сентябрю 2004 года удалось продать только пять машин, и "Mitsubishi" закрыла программу. Эксплуатация вертолетов на сегодняшний день полностью прекращена, однако, часть воздушных судов сохранилась.
1998 - На территории летно-испытательной станции фирмы "Камов" состоялась презентация нового многоцелевого вертолета Ка-60.
1999 - Американский межпланетный зонд «Deep Space-1» (24.12.1998г) совершил пролет на расстоянии 15 километров от астероида 9969 Braille. Это самое близкое сближение КА с малой планетой.
2000 - Запуск с морской плавучей платформы (Тихий океан) по международному проекту «Морской старт» РН «Зенит-3СЛ» (с РБ «ДМ-СЛ») с ИСЗ PanAmSat 9 (США). Участники проекта — РФ, Украина, США, Норвегия.
2007 - Катастрофа Ан-12 авиакомпании "Атран" возле аэропорта "Домодедово" из-за сваливания на взлете, вызванного почти одновременным отказом двух правых двигателей вследствие попадания в них птиц. Все семь членов экипажа погибли.
2009 - В США на крупнейшем в мире частном авиашоу EAA Adventure 2009 (на площадке аэродрома Виттмана, г. Ошкош, штат Висконсин) состоялся первый публичный полет самолета-носителя White Knight Two ("Белый рыцарь 2"), предназначенного для вывода в космос туристических космических кораблей. В управлении воздушным судном, которое носит имя "Ева" (Eve), принял участие лично основатель компании Ричард Брэнсон. Новый публичный полет стал уже 17-м в серии испытаний. Во время одного из них "Белый рыцарь" поднялся на высоту 16,5 километров. Не все испытания, однако, завершились так же успешно, как и прошедшая публичная демонстрация: во время посадки после одного из полетов самолет немного повредил хвост. Повреждения оказались незначительными, и аппарат очень скоро вернулся в строй.
2021 - Многоцелевой модуль «Наука» (запуск 21.07.2021г) после восьмисуточной программы сближения со станцией, причалил и состыковался со служебным модулем «Звезда» МКС. Эта стыковка стала первой с 2010 года, когда к станции пристыковали малый исследовательский модуль № 1 «Рассвет».
В 16:45 UTC (19:45 ДМВ) произошло нештатное включение двигателей ориентации модуля "Наука", тремя часами ранее пристыкованного к Международной космической станции, из-за кратковременного сбоя программного обеспечения. Двигатели выключить не удалось и они проработали 45 минут до окончания топлива. Ориентация станция изменилась. Для парирования возмущения сначала включили двигатели модуля «Звезда», а после и грузового корабля «Прогресс МС-17», пристыкованного к модулю «Поиск». Контроль над МКС восстановлен.
Свежие комментарии