1915 - В Петрограде, на дамбе Гутуевского острова, в присутствии Великого Князя Александра Михайловича, состоялся торжественный молебен по случаю открытия Офицерской школы Морской Авиации.
7 марта 1918 года школа из Петрограда была переведена в Нижний Новгород (приказ по Управлению морской авиации № 243). 8 июля 1918 года она была переименована в Нижнегородскую школу морской авиации.
22 октября 1919 года Нижнегородская школа морской авиации была переведена в Самару, а через месяц в Самару переехала и Петроградская ШМА. В июне 1920 года обе школы были объединены в Военно-морскую школу авиации им. Л. Д. Троцкого.
В марте 1922 года, на основании телеграммы начальника Главвоздухфлота № 297/с/1466 от 14.12.1921 года, Самарская школа была передислоцирована в Севастополь.
Летом 1931 года школа была переведена в г. Ейск. Началось обучение курсантов на колёсных самолётах. В штате школы были самолёты И-15, И-16, СБ, Р-1, МР-1, МБР-2, «Савойя».
В 1936 году школа стала именоваться Военной школой лётчиков морской и сухопутной авиации им. И. В. Сталина с подчинением начальнику Морских Сил, кроме бригады обучения сухопутных летнабов и эскадрильи слепого самолётовождения. В это время в составе школы имелась морская бригада, бомбардировочная бригада и не менее двух истребительных авиабригад.
В соответствии с Приказом НКО № 56 от 14.4.1937 школа была преобразована в Военно-морское авиационное училище им. И. В. Сталина.
За годы войны училище отправило на фронт 9 сформированных авиационных полков и 18 отдельных авиационных эскадрилий, было подготовлено 3320 (по другим данным, 3517) лётчиков. На базе училища было сформировано училище морских лётчиков, две авиационные и шесть нелётных частей. 24 июля 1943 года за достигнутые успехи и в честь 25-летия Указом Президиума Верховного Совета СССР училище было награждено орденом Ленина и стало именоваться Военно-морское ордена Ленина авиационное училище им. И. В. Сталина.
В 1945 году учебные авиационные эскадрильи были преобразованы в полки, а в Ейском училище произведена переспециализация — в нём стали готовить преимущественно лётчиков-истребителей.
В мае 1959 года училище получило статус высшего военного учебного заведения и стало именоваться Ейское ордена Ленина высшее военно-авиационное училище лётчиков им. И. В. Сталина (по 1961 год).
30 мая 1967 года училищу было присвоено имя лётчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза В. М. Комарова.
С 1 января 2005 года - Ейское высшее военное авиационное училище (военный институт) им. дважды Героя Советского Союза лётчика-космонавта В. М. Комарова.
1923 - Первый полет Cox-Klemin XS-1 с подводной лодки. Этот американский экспериментальный разведывательный биплан был первым самолетом, который был запущен с подводной лодки. Для экспериментов использовалась ПЛ S-1 ВМФ США водоизмещением 800 тонн, оборудованная для этих целей цилиндрическим ангаром диаметром 2,44 метра, размещенным за ограждением рубки.
1927 - В Германии H. Steindorff устанавливает новые рекорды скорости на 1000-км дистанции с полезной нагрузкой 1000 кг, а на 500-км и 1000 км с 2000 кг полезной нагрузки, - 214,8 км в час на Rohrbach-Roland, оснащенном тремя двигателями BMW.
1928 - Родился конструктор РЛС Виктор Константинович Гришин. Окончил среднюю школу и Харьковский политехнический институт, после чего в течение четырёх лет работал в Научно-исследовательском институте № 17 Министерства авиационной промышленности СССР. В 1955 году был переведён в филиал этого института в городе Жуковском Московской области. Участвовал в разработке советских бортовых радиолокационных станций для самолётов-истребителей, систем управления для зенитно-ракетных комплексов.
С 1962 года Гришин работал первым заместителем главного конструктора в КБ радиостроения, с 1970 года — заместителем генерального конструктора НПО «Фазотрон» и одновременно заместителем директора по научной работе НИИ радиостроения. В 1977 году Гришин занял должности директора и главного конструктора НИИ приборостроения в Москве, а в 1978 году — генерального директора и генерального конструктора НПО «Фазотрон», при этом продолжая оставаться во главе НИИ. Внёс большой вклад в развитие сотрудничества между НИИ радиостроения и НИИ приборостроения, входившими в руководимое им НПО. Руководил разработками передовых на тот момент систем управления вооружением для новейших советских истребителей различных моделей.
Закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1982 года за «большой вклад в разработку и испытания самолёта МиГ-31» Виктор Константинович Гришин был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».
Вскоре Гришин был освобождён от занимаемой должности за невыполнение правительственного задания по разработке новых систем вооружений и занял пост заместителя директора НИИ приборостроения. Провёл большую работу по усовершенствованию системы управления вооружением истребителя «Су-27» и его различных модификаций. В 1992—1998 годах параллельно с научной и конструкторской работой заведовал кафедрой филиала Московского авиационного института в городе Жуковский.
Умер 24 мая 2003 года.
1930 - На аэродроме "Раковице" в Кракове впервые поднялся в воздух первый экземпляр польского двухместного школьно-спортивного самолета Sido S-1 с двигателем Cirrus III. Студент горной академии в Кракове Йозеф Сидо в 1929-30 гг. спроектировал как самолет для аэроклуба. Конструктор построил три экземпляра своего самолета. Самолет получил обозначения SP-ACZ. S-1 должен был участвовать в Chailenge 1930, но в самом конкурсе не участвовал из-за дефекта двигателя.
1931 - Начался первый в мире беспосадочный полёт через Тихий океан. Кругосветный перелёт был совершён американскими пилотами Клайдом Пангборном и Хью Херндоном - из США в Японию на лёгком Bellanca J-300 Long Distance Special "Miss Veedol". Перелёт они благополучно завершили 15 октября.
1933 - Из Севастополя вылетел S.55 с экипажем Демченко - командир самолета, Конкин - второй пилот, Петров - штурман и Эренпрейс - бортмеханик. Дорога была длинной: Севастополь - Вольск - Казань - Свердловск - Тобольск - Новосибирск - Красноярск - Стрелка - Братск - Иркутск - Чита - Благовещенск - Хабаровск - Владивосток. Всего 10500 км, а если считать от Сесто-Календе в Италии - 15000 км. В начале августа "Савойя" благополучно прибыла во Владивосток, а 18 августа Демченко был награжден орденом Красной звезды. В конце сентября 1933 года он совершил рейс Владивосток - Петропавловск и обратно. Перелет занял четверо суток. Вслед за первым S.55 на Дальний Восток перегнали еще четыре машины. При этом самолет, командиром которого был Б.Л.Бухгольц, разбился на одном из промежуточных этапов. Шедшая на небольшой высоте летающая лодка вдруг клюнула носом и врезалась в землю. Причины катастрофы установить не удалось
1933 - Первый полет вертолета ЦАГИ-5ЭА, А.М.Черемухин
1934 - Три ТБ-ЗР отправились в Варшаву (ТБ-3 с моторами М-34Р в документах иногда именовали ТБ-ЗР, машины этой модификации выпускались заводом No.22 в 1934-1935 годах). Командирами самолетов были Байдуков, Мов и Леонов. 1 августа самолеты благополучно возвратились в Москву. Мнения об этой "миссии доброй воли", высказываемые в европейских газетах, были порой близки к паническим. Так, один из ведущих репортеров британского еженедельника "Индепендед" писал, "пока в Европе спорят о ценности теории Дуэ, красные уже ее фактически реализовали, продемонстрировав мощные четырехмоторные бомбардировщики существенно превосходящие британские машины аналогичного назначения", а корреспондент французской "Пти Паризьен" вообще истерически заявил, что "пятьсот русских бомбовозов могут раздавить Европу как тухлое яйцо..."
1934 - Воздушный шар "Эксплорер I", стартовал недалеко от Рапид-Сити, Южная Дакота, США, поднялся до высоты 18470 метров, где он лопнул, экипаж выпрыгнул с парашютом.
1935 - Первый полет бомбардировщика Боинг Модель 299 - прототип В-17 "летающая крепость", США, КК Лес Тауэр.
1939 - Организовано КБ-2 МАИ, позднее - Рыбинское конструкторское бюро моторостроения (РКБМ), с 1997 г. - в ОАО "НПО Сатурн"
1944 - Состоялся первый полет первого экземпляра DH 103, "Хорнет" ("Шершень"), под номером RR 915. Испытания провели Джеффри Де Хэвилленд - младший (сын владельца фирмы) и Джеффри Пайк, налетав за три месяца 50 с лишним часов. В полете по прямой прототип достиг скорости 780 км/ч. Практический потолок - 10 600 м, беспосадочная дальность - 4000 км. Испытания с подвеской двух баков по 908 л или двух бомб по 454 кг проводились на втором прототипе (RR 919).
1944 - С аэродрома Брандис под Лейпцигом для атаки в районе Мерзербурга американских бомбардировщиков из 8-й воздушной армии в воздух поднялись 7 истребителей люфтваффе "Me-163B" из состава 1/JG400, из-за большой скорости перехватчиков и малого запаса топлива для повторной атаки ни одного бомбардировщика сбить не удалось. Первое в истории авиации боевое применение самолета с ракетным двигателем.
1950 - Выполнен первый регулярный рейс на авиалайнере с ГТД авиакомпанией British European Airway's (BEA) на Vickers V.630 “Viscount”.
1951 - (по 24 августа) 1951 года, в ГК НИИ ВВС начались Госиспытания системы «Бурлаки», они завершились положительными результатами. Система буксировки показала надежную сцепку и расцепку самолетов в воздухе как днем так и ночью, и была признана новой перспективной работой, представляющей интерес для ВВС, как одно из возможных решений задачи сопровождения бомбардировщиков. Было рекомендовано оборудовать 5 серийных истребителей МиГ-15бис и 5 бомбардировщиков Ту-4 системой буксировки для отработки тактического применения и системы наведения.
В январе 1952 года на заводе No.153 была построена войсковая серия из 5 истребителей МиГ-15бис оснащенных "гарпунами". Переоборудовано 5 самолетов-буксировщиков Ту-4 завода No.18 для проведения войсковых испытаний. Испытания проходили в 50-й Воздушной Армии Дальней Авиации с 9 июля по 8 сентября 1952 года на аэродроме Зябровка.
Система буксировки обеспечивала многократную сцепку и расцепку МиГ-15бис с Ту-4 и буксировку истребителей за бомбардировщиками с работающими и неработающими двигателями в составе отряда и эскадрильи "воздушных поездов" в установленных для самолетов Ту-4 боевых порядках как днем, так и ночью. Истребители, находясь на буксире, маневр бомбардировщиков не ограничивали.
В составе отряда и эскадрильи "воздушных поездов" возможно производить горизонтальный полет, набор высоты, снижение со скоростью до 7 м/с и развороты с креном до 10-15 град. Ввиду того, что Ту-4 являлся устаревшим бомбардировщиком, было рекомендовано отработать систему буксировки на самолетах Ту-16 и Ту-95. В развитие системы буксировки ОКБ-115 разработало систему дозаправки истребителя МиГ-15бис от бомбардировщика Ту-4 при автосцепке.
1962 - Катастрофа Ан-10 (СССР-11186) Украинского УГА под Гаграми. Рейс Львов - Симферополь - Сочи. Экипаж получил разрешение снижаться до 1500 м, но самолет продолжил снижение в облаках и столкнулся с горой на высоте 600 м (на уровне нижней кромки облаков) близ Адлера, Краснодарский край. 81 человек погиб.
Диспетчерская служба аэропорта самовольно, без согласования с авиационными властями, изменила принятую для аэропорта Сочи (Адлер) систему сближения, не уведомив об этом заходившие на посадку борта. Экипаж Ан-10 не имел достаточных навыков полетов в горных районах.
1964 - В США с космодрома на мысе Канаверал был осуществлен запуск РН "Атлас-Д Аджена-В" которая вывела в космос американскую лунную станцию "Ranger-7", с целью жесткой посадки на Луну. За 15 минут до столкновения с Луной была включена видеокамера, успевшая передать на Землю 4000 снимков. Первый успешный пуск «Ranger».
1966 - На Базе ВВС США «Эдвардс» (шт. Калифорния, США) осуществлен очередной 65-й испытательный полет ракетного самолета «Х-15» № 1. Аппарат пилотировал летчик Джон МакКэй (John McKay). Достигнута высота 73700 м при скорости 5957 км/ч.
1970 - Родился Р.В. Кондратьев, летчик-испытатель.
Заслуженный летчик-испытатель РФ. Родился 28 июля 1970 года в городе Ейск Краснодарского края.
С1993 по 1998 год - старший летчик 279 КИАП, г.Североморск-3, самолеты Су-25, СУ-25УТГ, СузЗЗ- В полку проходил подготовку и выполнял полеты на ТАКР «Адмирал Кузнецов». В1995-1996 годах принимал участие в первой боевой службе ТАКР «Адмирал Кузнецов».
В 2000 году окончил Школу Летчиков-Испытателей ЛИИ им. Громова.
С января 1998 года работает летчиком-испытателем ОАО «ОКБ Сухого». Участвует в испытаниях различных модификаций самолетов Су-25, Су-24, Су-27, Су-34, Су-35, палубного самолета Су-2уКУБ, всех модификаций Су-зоМК. В составе экипажа с командиром В.Г.Пугачевым выполнили первую посадку на корабль самолета Су-2уКУБ. Выполнил первые подъемы самолетов СУ-24М2 и СУ-30МК2. За время работы в ОКБ Сухого находился в служебных командировках, связанных с показом авиационной техники и обучением летного состава в КНР, ОАЭ, Венесуэле, Алжире, Индонезии. Инструктор по всем видам боевой подготовки, включая сверхманевренность и дозаправку в воздухе днем и ночью. Участник показательных полетов авиасалонов МАКС, Дубай.
1970 - Погиб лётчик-испытатель 3-го класса, лейтенант запаса, почётный мастер спорта СССР В.С. Константинов - при выполнении полёта на МиГ-21И (экспериментальный самолёт-аналог Ту-144). Первый экземпляр МиГ-21И/1 потерпел катастрофу. В тот день Константинов, выполнив задание, снизился над аэродромом до малой высоты, сделал пару переворотов на горке, затем лёг на "спину", видимо, хотел пройти над ВПП или выполнить набор высоты, но резковато дал ручку от себя.
1971 - На Казанском авиационном заводе начались летные испытания первого Ту-22М1 с НК-144-22. Самолет испытывал экипаж летчика-испытателя Б.И.Веремея. Одновременно, еще до окончания испытаний, решают начать с 1971 года его серийный выпуск. До конца 1972 года в Казани построили девять самолетов типа Ту-22М1.
1973 - В США с космодрома Cape Canaveral по программе работ с орбитальной станцией «Skylab» запущен космический корабль «Apollo» с астронавтами Аланом Бином (Alan Bean), Оуэном Гэрриотом (Owen Garriot) и Джеком Лусмой (Jack Lousma) на борту. Второй пилотируемый полёт на первую американскую космическую станцию «Скайлэб». Длительность полёта 59 суток 1 час 9 мин. Посадка корабля 25 сентября 1973 года.
1976 - Первый полет корабельного вертолета Ка-29 с ТВлД ТВ3- 117ВМА, Е.И.Ларюшин
1976 - Капитан Элдон У. Джордж и майор Джордж Т. Морган-мл. на стратегическом высотном разведчике Lockhead SR-71A пролетели по 25-километровому маршруту на базе ВВС США со скоростью 3529,56 км/ч.
1976 - Самолет Су-15ТМ был предъявлен для проведения госиспытаний при базировании на грунтовых ВПП.
1976 - Экипаж самолета Ил-18В чехословацкой авиакомпании CSA Ceskoslovenské Aerolinie (OK-NAB) выполнял рейс по маршруту Прага – Братислава (Чехословакия). На борту находилось 73 пассажира и 6 членов экипажа.
При выполнении захода по ИЛС самолет снижался со скоростью 22 м/сек, а скорость менялась в пределах от 435 до 225 км/час. Закрылки были выпущены сразу полностью, без промежуточных положений. После пересечения высоты 1000 метров экипаж включил реверс двигателей 2 и 3. При этом двигатель № 3 отказал, а экипаж ошибочно зафлюгировал двигатель № 4. На высоте 50 метров над порогом ВПП экипаж решил уйти на второй круг, на высоте 40 метров двигатель № 4 удалось перезапустить, однако правый крен увеличивался.
Экипаж потерял управление, самолет упал в озеро. Четверо пассажиров выжили, но один позднее скончался в больнице.
1990 - (по 15 сентября) 1990 года,начался трансконтинентальный перелет шести Як-18Т вместе с одним Ан-2 по маршруту Москва-Сиэттл-Москва. Необычное воздушное ревю организовали ФЛА, Фонд авиационной безопасности СССР и ЦК ДОСААФ, а идея родилась в голове вице-президента ФЛА Николая Громцева. Большая часть перелета проходила над тайгой, где полет на небольших самолетах сам по себе достаточно сложен, а летом из-за дыма бушующих внизу пожаров ориентироваться на местности становилось совсем трудно. Еще треть пути под крыльями самолетов проплывали горы, а дорога на американский континент лежала через Берингов пролив, где к общим трудностям полета через океан добавились обычные для этих мест проблемы с погодой.
На галечных полосах маленьких аэродромов России побили лопасти так, что некоторые из них пришлось заменить. Но основная трудность состояла все-таки не в этом. Чтобы вообще куда-либо лететь, в первую очередь, необходим авиационный бензин. А его-то найти удавалось не всегда - в двух случаях пришлось заправляться даже обычным автомобильным и после контрольных проверок продолжать полет.
Около 32000 километров в общей сложности преодолели экипажи В.Меркалова, Э.Жолудя, О.Лякишева, А.Ашмарина, В.Ефремова во главе с руководителем полета Ю.Новиковым.
1992 - Постановлением Правительства «О мерах по организации международных воздушных сообщений РФ» создано АО «Аэрофлот - российские международные авиалинии» (с 2000 года – «Аэрофлот – российские авиалинии»).
1999 - На ударном Су-32 установлены рекорды высоты в классе C-1 с нагрузкой 5000 кг - 14727 м и максимальный груз, поднятый на высоту 2000 м - 5130 кг; И.В. Вотинцев и А.И. Гайворонский
1999 - Cамолет АИ (А-50И) - детище ТАНТК им. Г.М. Бериева с одной стороны и израильской компанией Israel Aircraft Industries - совершил первый полет с заводского аэродрома в Таганроге. Экипаж в составе командира корабля Г.Г. Калюжного, второго пилота К.В. Бабича, штурмана-испытателя Ю.Н. Герасимова, бортинженера-испытателя В.А. Чебанова и ведущего инженера-оператора Б.Г. Дикуна дал высокую оценку машине, не сделав никаких замечаний по работе материальной части самолета в полете. В ходе летных испытаний было выполнено 15 испытательных полетов и 7 учебно-тренировочных. Проведенные испытания подтвердили выполнение всех заданных заказчиком требований и 26 октября 1999 года самолет АИ (получивший гражданскую регистрацию RA-78740, которая позже была изменена на 4X-AGI) был перегнан в Израиль для проведения дальнейших работ по установке и испытаниям радиоэлектронного комплекса.
2002 - Экипаж Ил-86 Пулковского авиапредприятия выполнял рейс по перегонке пустого самолёта из Москвы/Шереметьево в Санкт-Петербург/Пулково. На борту находились 16 членов экипажа. Сразу же после взлёта управление ВС было потеряно, самолёт упал в лесистой местности сразу же за забором, окружающим аэродром, и загорелся. По результатам расследования было установлено, что через 2 секунды после взлёта стабилизатор самопроизвольно переложился в крайнее нижнее положение (-12 градусов). Через 6 секунд капитан пытался вернуть управляемость, полностью отклонив штурвал от себя, но безуспешно. Это авиационное происшествие было и остается самым тяжёлым по количеству погибших на самолёте данного типа. Из шестнадцати человек в живых осталось только двое.
2003 - Первый полёт лёгкого многоцелевого AdamJet A700, разработанного фирмой Adam Aircraft Industries.
2010 - Катастрофа A321 под Исламабадом в предгорьях Гималаев. Авиалайнер Airbus A321-231 авиакомпании Airblue выполнял внутренний рейс ED202 по маршруту Карачи—Исламабад, но при подлёте к пункту назначения врезался в гору в 15 километрах от аэропорта Исламабада. Погибли все находившиеся на его борту 152 человека — 146 пассажиров и 6 членов экипажа. Экипаж неправильно выполнял процедуры захода на посадку в аэропорту в Исламабаде в сложных погодных условиях и игнорировал команды диспетчера полетов.
Это крупнейшая авиакатастрофа в истории Пакистана и первая катастрофа в истории самолёта Airbus A321.
2017 - В России в 15:41:12 UTC (18:41:12 ДМВ) с ПУ №5 площадки №1 космодрома Байконур в Казахстане стартовыми командами ГК "Роскосмос: осуществлен пуск ракеты-носителя "Союз-ФГ" (11А511У-ФГ) с пилотируемым космическим кораблем "Союз МС-05" [№ 736, ISS-51S]. Экипаж в составе РЯЗАНСКИЙ Сергей Николаевич (командир, 2-й полёт), Рэндольф Брезник (BRESNIK Randolph James, США, 2-й полёт) и Паоло Несполи (NESPOLI Paolo Angelo, Италия, 3-й полёт) и через 6 часов состыковался с МКС. Возврат на землю 14 декабря 2017 года.
Свежие комментарии