На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 673 подписчика

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за хорошую подборку.Этот день в авиац...
  • Юрий Баканов
    24.04.1942г. погиб командующий авиацией ЧФ Остряков в городе Севастополе.Этот день в авиац...
  • Сергей Цыбин
    В период с 1966 по 1969 годы я работал в группе САС ОКБ-1(ЦКБ ЭМ). За это время было проведено во Владимировке три ис...Этот день в авиац...

Между небом и огнем: что привело к авиакатастрофе в Шереметьево


Приостановят ли эксплуатацию лайнеров Sukhoi Superjet 100

Эксплуатация самолетов Sukhoi Superjet 100 может быть приостановлена, если выяснится, что причиной катастрофы лайнера «Аэрофлота» в Шереметьево стала техническая неисправность. Такую возможность рассматривают в Минтрансе и Росавиации, рассказали «Известиям» источники в авиаотрасли. В Росавиации считают, что сначала нужно выяснить причины произошедшего. На борту сгоревшего лайнера находились 78 человек. По данным следствия, на вечер воскресенья сообщалось о 41 погибшем и 37 выживших. Среди неофициальных версий катастрофы — неисправность электрооборудования, а также возможное попадание в самолет молнии, рассказали источники «Известий».

Жесткая посадка

Названа предварительная причина возвращения самолета SSJ-100 в Шереметьево
 

Как сообщили в пресс-службе Шереметьево, в воскресенье в 18:02 мск рейс SU-1492 «Аэрофлота» вылетел по маршруту Москва–Мурманск. На борту воздушного судна находились 73 пассажира и пять членов экипажа. После взлета пилоты подали сигнал бедствия и приняли решение вернуться в Шереметьево. В 18:30 лайнер совершил жесткую посадку, после чего произошло возгорание, сообщили в пресс-службе Шереметьево.

Как рассказал «Известиям» один из очевидцев, сразу после аварийной посадки от горящего самолета повалил черный дым.

–– Я думал, это какое-то шоу –– не сразу понял, что самолет, –– отметил он.

Сотрудница аэропорта Шереметьево, которая была очевидцем произошедшего, рассказала «Известиям» другую версию событий. По ее словам, самолет сел не с первого раза.

— Он опять взлетел, чтобы сбросить топливо (и не загореться). Когда он вторично взлетал, его траектория пересеклась с самолетом авиакомпании «Северный ветер», поэтому Superjet «Аэрофлота» в воздух взмыл почти вертикально, –– вспоминает она.

По словам сотрудницы аэропорта, «самолет жестко сел и ударился шасси о землю, оно пробило топливный отсек».

Фото: REUTERS/The Investigative Committee of Russia
Пассажиры засняли момент начала пожара в самолете Sukhoi Superjet 100
 

По данным пресс-службы Шереметьево, в 18:32 на место происшествия прибыли аварийно-спасательная бригада, медицинские экипажи. Эвакуация людей заняла 55 секунд при нормативе в 90, сказали в «Аэрофлоте».

— Хотелось бы поблагодарить стюардесс. Только благодаря им я остался жив. Из отсеков, где было темно, где был газ и самая высокая температура, они вытаскивали людей и помогали им спуститься, — рассказал один пассажиров сгоревшего лайнера Дмитрий Хлебушкин.

Для пассажиров рейса SU-1492 и их родственников создан отдельный штаб в терминале В. Там работают психологи МЧС и медики.

По последним данным Следственного комитета РФ, из 78 находившихся на борту 37 выжили, 41 человек погиб.

Часть пострадавших госпитализировали Национальный медицинский исследовательский центр хирургии им. А.В. Вишневского Минздрава России, рассказал «Известиям» директор центра академик РАН Амиран Ревишвили. Все они находятся в ожоговом центре в тяжелом состоянии. Что-то более определенное можно будет сказать к шести-семи часам утра, уточнил врач.

РЕН ТВ опубликовал эксклюзивные кадры с загоревшимся в Шереметьево самолетом
 

Среди пострадавших — мэр Североморска (закрытый город в Мурманской области) Владимир Евменько. Он отравился угарным газом.

По данным ГУ МЧС Подмосковья, возгорание самолета было ликвидировано в 18:48. Аэропорт Шереметьево продолжил работу в ограниченном режиме с одной взлетно-посадочной полосой. Как сообщили в пресс-службе Домодедово, воздушная гавань задействовала дополнительные ресурсы для приема рейсов.

Президент Владимир Путин выразил соболезнования всем, кто потерял родных и близких в результате авиапроисшествия. Глава государства дал поручения по проведению максимально тщательного расследования происшествия и оказанию необходимой помощи пострадавшим.

 

По распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева в Шереметьево создана государственная комиссия по расследованию обстоятельств трагедии, которую возглавил министр транспорта Евгений Дитрих.

«Мы осознанно пошли на большое количество инноваций»
Глава ОАК Юрий Слюсарь — о модернизации классики авиации и сверхзвуковом пассажирском самолете

Московское межрегиональное следственное управление на транспорте СК России возбудило уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»).

Основные версии

Как рассказали «Известиям» источники в авиаотрасли, эксплуатация самолетов Sukhoi Superjet 100 может быть приостановлена, если выяснится, что причиной возгорания самолета была неисправность лайнера. Однако в Росавиации «Известиям» заявили, что говорить о приостановке эксплуатации пока рано, так как нужно понять причины произошедшего.

маршрут

Единственный европейский эксплуатант может отказаться от российских SSJ-100
 

По неофициальным данным, рассматривается несколько версий происшествия. Среди них — удар молнии в двигатель самолета и техническая неисправность.

–– Молния не могла стать причиной катастрофы, –– пояснил «Известиям» заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник. –– Вероятнее всего, произошел отказ двигателя или его возгорание. А после отказа всей электроники пилоты не смогли посадить самолет: садились с большим весом и экипаж оказался не готов к такой ситуации.

При этом аварийный сброс топлива, по словам Юрия Сытника, у данного типа лайнера не предусмотрен. Причиной катастрофы могла стать техническая неисправность, в том числе связанная с двигателем SSJ-100, добавил эксперт.

Источник «Известий» в авиаотрасли сообщил, что произошел отказ бортовых электросистем самолета.

Фото: РЕН ТВ

— При заходе на посадку сбой не дал полностью выпустить механизацию крыла, — отметил он. — Из-за этого была превышена посадочная скорость. Самолет «скозлил». Подскочил над ВПП. При последующем ударе о полосу подломились стойки, произошла деформация двигателей и начался пожар.

Правительство выделило 9,8 млрд рублей на приобретение самолетов Superjet 100
 

Однако, по мнению летчика-испытателя Олега Смирнова, электрический разряд молнии всё же мог стать причиной катастрофы SSJ-100 в Шереметьево. По его данным, об этом сообщал капитан воздушного судна, и метеусловия это подтверждают. Разряд молнии, по словам эксперта, прежде всего, выводит из строя электронику и радио.

— Далее по всем правилам самолет должен выработать определенное количество топлива, поскольку шасси лайнера не рассчитано на посадочный вес с полными баками горючего. В данном случае из-за отказа электроники, видимо, пилотам пришлось нарушить это правило и экстренно сажать самолет, — добавил Олег Смирнов.

Сделать окончательные выводы о причинах катастрофы комиссия по расследованию ЧП сможет только после расшифровки черных ящиков и опроса экипажа. Ей нужно будет установить причины, по которым самолет вернулся в Шереметьево и загорелся после приземления.

 

Самолет трудной судьбы

Sukhoi Superjet 100 — первый постсоветский гражданский лайнер российской разработки, предназначенный для перевозки 98 пассажиров на расстояния до 4600 км. Его поставки начались в 2011 году, с этого момента было выпущено порядка 180 воздушных судов этого типа. В создании самолета активно участвовали иностранные компании и поставщики компонентов. Крупнейшим партнером стала французская группа Safran — самолет комплектуется двигателями SaM146, которые выпускает российско-французское СП.

 

Заказчиками и эксплуатантами SSJ-100 являются в основном отечественные авиакомпании, самый крупный из которых — «Аэрофлот». Продвижение самолета на зарубежные рынки идет с трудом. В ноябре 2018 года бельгийская компания Brussels Airlines заявила, что хочет отказаться от российских самолетов из-за постоянных поломок. А в начале нынешнего года об этом же сообщила ирландская CityJet.

Эксперты связывают проблемы SSJ-100 с отсутствием развитой сети сервисных центров, а также с выявленными неполадками в системах кондиционирования и управления воздушным судном. В частности, только в 2012 году на этот тип лайнера в «Аэрофлоте» пришлось порядка 40% всех инцидентов, связанных с отказом авиатехники. В отчете компании, касавшемся авиабезопасности, речь также шла о сбоях выпуска шасси. Осенью 2018-го сообщалось о проблемах в «горячей части» двигателей SaM146.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Частные поломки SSJ-100 и долгая поставка запчастей приводят к тому, что самолет слишком много времени проводит на земле, проигрывая иностранным конкурентам. Так, в 2017 году средний налет SSJ-100 составил 3,3 часа в сутки против порядка 10 часов у Airbus 320/321 и Boeing 737.

По данным из открытых источников, сегодня Superjet используют «Аэрофлот» –– получены 50 единиц из 150 заказанных, «Ямал» (эксплуатируются 15 единиц из 25 заказанных), «Газпром авиа» (в эксплуатации 10 самолетов); «Азимут» (эксплуатируются восемь единиц), «ИрАэро» (эксплуатируются восемь самолетов); «Якутия» (в эксплуатации пять штук); «РусДжет» (один самолет), ФГБУ «Специальный летный отряд «Россия»» (два самолета), МЧС России (два самолета из восьми заказанных).

Как сообщил «Известиям» президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс, семьям погибших положены компенсации по 2,025 млн рублей, пострадавшим –– до 2 млн рублей в зависимости от полученных повреждений. Выплаты должна осуществить компания, страховавшая этот рейс, уточнил он.

стат

Ранее сообщалось, что страховые компании «Альфастрахование» и «Согаз» застрахуют воздушный парк авиакомпании «Аэрофлот» и трех ее «дочек» — «Победы», «России» и «Авроры» — на общую сумму $11,3 млрд. Авиапарк компаний составляют самолеты Airbus, Boeing, Bombardier, Sukhoi SuperJet. По программе авиакаско, как сообщалось, будет защищено 252 самолета на общую сумму $11,3 млрд.

В ГСС сообщили, что самолет с заводским номером 95135 произведен в августе 2017 года. Техническое обслуживание прошел в начале апреля 2019-го. После жесткой посадки лайнер выгорел полностью.

========

К авиакатастрофе в Шереметьево мог привести комплекс причин, включая технические особенности SSJ-100 и ошибки пилотирования. Об этом в беседе с «Лентой.ру» рассказал заслуженный пилот России, член комиссии при президенте России по вопросам развития авиации Юрий Сытник. По его мнению, попавшая в самолет молния спровоцировала трагедию, но не могла стать ее причиной.

— Ежегодно более ста самолетов подвергаются ударам молнии, но, однако, все долетают до места назначения, — говорит эксперт. — Как правило, из-за молнии ничего не происходит: хорошие самолеты способны их выдержать. Единственное, при ударе молнии сгорает локатор (если он был включен) и первый комплект радиостанций. Второй комплект экипаж должен был выключить при грозе, чтобы не остаться без связи в случае поломки первого. Но в случае с SSJ-100 при ударе молнии вышла из строя программа обеспечения полета, автопилоты, система захода на посадку и радиосвязь. Фактически ребята остались ни с чем — вернее, с тем дерьмом, которое называется Superjet.

Другая проблема — в экипаже, который нужно было тренировать и учить садиться с большим весом, с малым, в тумане, на скользкую полосу, на полосу, покрытую осадками, и многим-многим другим маневрам... Но такая учеба дорого стоит, поэтому летчиков сейчас обучают на тренажере, а этого недостаточно. Ведь на тренажере не та ситуация — не стрессовая. Во времена, когда я тренировал летчиков, я выключал двигатель самолета или срывал его в штопор, я видел, как у самых опытных белели пальцы, и они кричали: «Михалыч! Михалыч! Михалыч!».

А я им отвечал: «Давай-давай, терпи! Когда меня не будет, ты должен сам сделать лучше, чем я. И я должен тебя этому научить». А чтобы такая учеба была, я должен заказать аэродром, самолет, пригласить летчиков-испытателей и летчиков-инструкторов и заплатить им, сжечь несколько десятков тонн топлива... Господин Нерадько [руководитель Росавиации Александр Нерадько] посчитал, что все это дорого, и такие тренировки не нужны. Ведь летают же за рубежом — а учатся там на тренажерах. Только вот они падают, когда случаются стрессовые ситуации.

А у нас в случае с катастрофой в Шереметьево пилоты SSJ-100 так ударили самолет о взлетно-посадочную полосу, что тот три раза подпрыгнул и отлетели шасси. Потом он зацепил полосу, вспыхнул и загорелся — в результате погибли ни в чем не повинные люди. Они погибли за свои собственные деньги, которые накопили, чтобы слетать в Мурманск!

***

— Потерпевший крушение SSJ-100 выдержал удар молнии, но оказался на ручном управлении, — продолжает Юрий Сытник. — Представьте: автоматика выскочила, связи нет, системы захода на посадку не работают... Одним словом, все перегорело, потому что сгорел один предохранитель. Самолет обесточился. И пилоты, не приученные к ручному управлению, не видели ни скорости, ни положения самолета: они визуально зашли, но не смогли сесть — не хватило навыков.

На мой взгляд, здесь присутствует ошибка, хотя все боятся об этом сказать. Она состоит в том, что пилот подошел на большой вертикальной скорости, не выровнял самолет над полосой и ударился. SSJ-100 начал «козлить» [прогрессирующий козел — авиационный термин, обозначающий отделение самолета от взлетно-посадочной полосы после касания шасси при посадке], и «козлил» до тех пор, пока у самолета не отвалились шасси и он не загорелся. Вот все действия пилотов. До посадки на взлетно-посадочную полосу им можно ставить оценку «четыре», а за действия на самой полосе — кол.

Вины диспетчера здесь нет. Какая может быть вина, если у них нет связи? Диспетчер вызывает, а экипаж не отвечает — раздолбаи просто не выключили запасной комплект радиостанций, и он сгорел. Скорее всего, руководитель полетов дал команду аварийным службам, что самолет идет на вынужденную посадку. И где они? По аварийному расписанию должны были стоять у полосы, но что-то на снимках, которые публиковали СМИ, я не видел, чтобы там стояли машины скорой помощи, пожарные или МЧС.

А ведь в такой ситуации экстренные службы должны работать как швейцарский механизм на дорогих часах. Машины должны быть готовы, краны открыты, запенить все надо, как только самолет приземлился. Они должны рядом с ним лететь и его обливать, а не через две минуты. Когда 15 тонн керосина загораются от трения, там уже нечего делать. Но сейчас они докажут и вам, и мне, и комиссии, что все делали правильно и действовали профессионально. Может, кто-то еще и медали получит.

***

— У SSJ-100 есть целый ряд проблем, — объясняет собеседник «Ленты.ру». — У него слабый фюзеляж, негодные шасси, ненадежная авионика, недостаточная надежность российско-французских двигателей. Эти самолеты не могут вылетать свои положенные шесть тысяч часов, у них постоянно что-то ломается, что-то сыпется. Самолет сырой, не доведенный, над ним нужно еще работать. До авиакатастрофы в Шереметьево с SSJ-100 уже случались инциденты, причем не только в России.

Например, их сажали без шасси в Шотландии. Был случай, когда самолет наехал на бруствер [насыпь] в Якутске, и там тоже отлетело шасси. Много таких случаев. Если поинтересуетесь в компаниях, которые эксплуатируют SSJ-100, то окажется, что из десяти самолетов летают шесть, а четыре «донора» используются на запчасти. При этом надо отметить, что SSJ-100 состоит на 85 процентов из импортных комплектующих — и это о многом говорит.

Еще ходит много разговоров о действиях бортпроводников SSJ-100, который сгорел в Шереметьево. Если один из них погиб, значит, он пытался что-то сделать, он был вместе с другими пассажирами. Но если сами пассажиры закрыли проход, пока доставали свои сумки и чемоданы, и не забыли про телефоны, а делали селфи на выходе из самолета, это говорит об одном: они просто идиоты. Горят их соотечественники, а они снимают!

Экипаж SSJ-100 должен был проявить мастерство и хладнокровие. Да, можно говорить, что в самолете был дым, но сажают и в дыму, есть альтернативные приборы и скорости... Ведь самолет не горел в воздухе, он загорелся от трения о полосу, когда шасси поотлетали. Когда железо соприкасается с асфальтом, с бетоном, летят искры, льется керосин, все это вспыхивает, и горящий клубок железа летит дальше по полосе со скоростью 200 километров в час.

А двигатели на этом самолете работали во время пожара — никто не удосужился их выключить перед посадкой. Как можно оценивать экипаж, если он даже двигатели не выключил? Конечно, там все рассчитано на секунды, но ты сидишь в самолете, тебя готовят к этому, ты командир корабля... Вместо того чтобы максимально обезопасить самолет, выключить двигатели, генераторы и перекрыть систему питания воздуха, пилоты просто открыли форточки и убежали.

Материал подготовили Ирина Цырулева, Анна Ивушкина, Александр Волобуев, Дмитрий Гринкевич, Елена Лория, Алексей Рамм

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх