На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 672 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей Цыбин
    В период с 1966 по 1969 годы я работал в группе САС ОКБ-1(ЦКБ ЭМ). За это время было проведено во Владимировке три ис...Этот день в авиац...
  • Семен Смолкин
    Не понял. Проясните, пожалуйстаЭтот день в авиац...
  • Александр Смирнов
    История Шиянова.Г. М. ЗЛ И?Этот день в авиац...

Этот день в авиации. 9 июля

Этот день в авиации. 9 июля

Этот день в авиации. 9 июля

1910 - В Атлантик-Сити, США Уолтер Брукинс достигает высоты 1882 м на биплане Райт и получил приз $ 5000 за подъем на милю.

Этот день в авиации. 9 июля

1916 - Русские морские летчики одержали победу над немцами в первом воздушном бою над Балтикой.

Этот день в авиации. 9 июля

1922 - В Пятигорске родился Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Б.В.Машковцев. 

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (22.08.1972), полковник (1961). С 1924-го жил в Нижнем Новгороде, где и получил среднее образование. В 1940-м окончил Горьковский аэроклуб.
В РККА - с августа 1940-го. В августе 1942-го окончил Энгельсскую военную авиашколу лётчиков. Прошёл переобучение в 3-м запасном авиаполку (Йошкар-Ола). С ноября 1942-го – лётчик 94-го БАП.С марта 1943-го – лётчик-испытатель Научно-испытательного института авиационного вооружения (Ногинск). Испытывал авиационные бомбы на бомбардировщиках Пе-2 и Ту-2.С июля 1944-го – лётчик-испытатель ГК НИИ ВВС (Управление испытаний авиавооружения, с мая 1949-го – Управление испытаний моторов и топлив). Занимался испытаниями авиавооружения и реактивных двигателей на реактивных истребителях Ме-262, Ла-15 и других.
С мая 1951 – лётчик-испытатель военной приёмки Новосибирского авиазавода. Испытывал серийные реактивные истребители МиГ-15 (1951-53), МиГ-15УТИ (1953-54), МиГ-17 (1952-53) и их модификации.
С ноября 1954-го – лётчик-испытатель военной приёмки Воронежского авиазавода. Испытывал серийные реактивные бомбардировщики Ил-28 и их модификации.
С июня 1955-го – лётчик-испытатель военной приёмки Новосибирского авиазавода. Испытывал серийные реактивные истребители МиГ-17Ф. С декабря 1955-го – лётчик-испытатель Новосибирского авиазавода. Испытывал серийные сверхзвуковые истребители МиГ-19 и их модификации.С октября 1957-го – лётчик-испытатель Казанского авиазавода. С 1964-го – старший лётчик-испытатель. 
Поднял в небо и провёл испытания головных сверхзвукового бомбёра Ту-22, дальнемагистральных Ил-62 и Ил-62М авиазавода.Испытывал серийные реактивные бомбардировщики Ту-16, Ту-22, Ту-22М, реактивные пассажирские самолёты Ту-104Б, Ту-110, Ил-62, Ил-62М и их модификации.Общий налет – 6191 час при 6367 полётах на 45 типах самолётов.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Борису Вячеславовичу Машковцеву Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1966 года присвоено звание Героя Советского Союза с врученем ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Погиб 23 ноября 1973 года при испытаниях сверхзвукового дальнего бомбардировщика Ту-22М2 с бортовым заводским номером 702 («701» / 7-я серия).

1924 - В.И. Бекаури (руководитель Остехбюро - занимался широким спектром задач, имевших отношение к новым видам вооружений) предложил ЦАГИ сделать предварительные расчеты по проекту самолета "для сбрасывания предмета весом 960 кг". К самой машине предъявлялся минимум требований: скорость не менее 165 км/ч и полная нагрузка в 2000 кг. Это давало конструкторам широчайшее поле для фантазии. Они могли делать что угодно и как угодно - заказчику важен был результат. В ЦАГИ непосредственным проектированием самолетов занималось подразделение под названием АГОС (аббревиатура от слов: авиация, гидроавиация, опытное строительство), которым руководил А.Н. Туполев. Общее руководство осуществлял А.Н. Туполев, носовой частью фюзеляжа занимался А.А. Архангельский, остальным фюзеляжем - А.И. Путилов, крылом - В.М. Петляков и В.Н. Беляев, оперением - Н.С. Некрасов. Винтомоторную группу разрабатывала группа во главе с И.И. Погосским, за шасси отвечал Н.И. Петров. Управление самолета проектировали А.А. Бойков и И.В. Четвериков. Туполевцы до этого торпедоносцев не строили, но за расчеты взялись. Уже в октябре заказчику представили предварительный проект самолета АНТ-4. Это был двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с гофрированной обшивкой.

Этот день в авиации. 9 июля

1924 - Первая перевозка живого быка на самолете авиакомпании КLM из Роттердама в Париж на самолете Fokker F.III.

Этот день в авиации. 9 июля

1931 - Первой среди женщин в России совершила прыжок с самолета Лидия Кулешова (Епишева)

Этот день в авиации. 9 июля

1932 - погиб летчик-испытатель П.И.Лозовский (на И-4)

1935 - Воспитанница аэроклуба г. Ростова-на-Дону К.А.Степанова совершила первый в мире ночной прыжок с высоты 700 метров

Этот день в авиации. 9 июля
1935
 - Начались испытания прототипа аргентинского легкого бомбардировщика Ае.М.В.1 и выявили массу недостатков и недоработок в конструкции машины. Радикальных изменений вносить не стали. Прежде всего установили новый, более мощный, мотор Wright SGR-1820-F3 "Cyclone", радиостанцию фирмы Telefunken и фотооборудование фирмы Nistri. В средней части фюзеляжа выкроили место для верхней стрелковой установки. В таком виде самолёт приняли к серийному производству под обозначением Ae.M.B.2. Легкие бомбардировщики Ae.M.B.2 стали первыми и единственными военными самолётами собственной конструкции, принятыми на вооружение аргентинскими ВВС в предвоенный период. 

Этот день в авиации. 9 июля
1941
 - Первый полет прототипа самолета Fieseler Fi.256 в Германии. Задуманный как чисто гражданский проект, самолёт Fi.256 должен был поступить на вооружение немецких ВВС, со временем заменив своего старшего собрата. Хотя Fi.256 и повторял компоновку "Шторха", это была совершенно новая машина, без какой-либо взаимозаменяемости узлов с предшественником. Самолет был более аэродинамически чистым, с автоматическим предкрылком и имел более просторную кабину с креслом пилота и двумя парами кресел пассажиров за ним.

Этот день в авиации. 9 июля

1943 - Самолет Ла-5 с мотором М-82ФН, турбокомпрессором ТК-3 и гермокабиной, поднялся в воздух с заводского аэродрома в Горьком.

ReidSigristR.S.13.jpg

1945 - Совершил первый полет английский самолет R.S.3 "Desford" дальнейшее развитие Reid & Sigrist R.S.1 . Reid & Sigrist R.S.1 - двухмоторный трехместный самолёт подготовки пилотов. Первый полет R.S.1 (регистрационный код G-AEOD) совершил в начале 1939 года, и уже в 1940 году был реквизирован RAF. До 1944 года он использовался для обеспечения связи между предприятиями на территории Великобритании.
Незадолго до окончания войны фирма Reid & Sigrist выпустила улучшенный самолёт, получивший обозначение R.S.3 "Desford". Сохранив конфигурацию предыдущей модели эта машина получила гражданский номер G-AGOS

Этот день в авиации. 9 июля

1946 - На базе Новосибирского филиала ЦАГИ создан СибНИА. Основные направления деятельности самолетостроение, аэродинамические, прочностные и ресурсные испытания; исследования и разработки в области авиационной техники и технологии

Этот день в авиации. 9 июля

1952 (по 8 сентября) - На аэродроме Зябровка в Белоруссии проходила испытания система буксировки истребителей МиГ-15бис за бомбардировщиками Ту-4. В январе 1952 года на заводе No.153 была построена войсковая серия из 5 истребителей МиГ-15бис оснащенных "гарпунами". Переоборудовано 5 самолетов-буксировщиков Ту-4 завода No.18 для проведения войсковых испытаний. Испытания проходили в 50-й Воздушной Армии Дальней Авиации. Система буксировки обеспечивала многократную сцепку и расцепку МиГ-15бис с Ту-4 и буксировку истребителей за бомбардировщиками с работающими и неработающими двигателями в составе отряда и эскадрильи "воздушных поездов" в установленных для самолетов Ту-4 боевых порядках как днем, так и ночью. Истребители, находясь на буксире, маневр бомбардировщиков не ограничивали.

Этот день в авиации. 9 июля

1954 - В США фирмой North American начаты работы по созданию экспериментального гиперзвукового ракетного Х-15 с характеристиками: длина - 15 м, размах крыльев - 6.5 м, сухая масса - 7 т, заправленного - 16.5 т. Силовая установка "XLR-99" тягой 27 т, продолжительность работы более 2 минут.

Этот день в авиации. 9 июля
1957
 - Поднялся в воздух опытный образец английского среднемагистрального пассажирского самолета ATL.90 Accountant. В качестве силовой установки был выбран турбовинтовой двигатель Rolls-Royce Dart. ATL.90 Accountant - среднемагистральный пассажирский самолет, разработанный английской фирмой Aviation Traders (Engineering) Ltd. Еще в пятидесятые годы некоторые компании изучали возможность замены самолета Douglas DC-3, но даже спустя четыре десятилетия у него нет достойного преемника. ATL.90 Accountant - двухмоторный, 28-местный легкий транспортный самолет, был храброй попыткой заполнить эту нишу. Храброй потому, что Aviation Traders не была компанией, производящей самолеты. В январе 1958 года компания Аirwork приобрела группу компаний Aviation Traders, но в ближайшей перспективе заказов не предвиделось, и от дальнейших работ по Accountant отказались. Единственный опытный экземпляр разбился в феврале 1960 года. 

Этот день в авиации. 9 июля
1957
 - Катастрофа самолета Бе-6 (539 омдраэ ТОФ, бухта Океанская). Погиб борттехник.

Этот день в авиации. 9 июля

1958 - Первый полет опытного истребителя-перехватчика П-1 ОКБ П.О.Сухого, Н.И.Коровушкин.

Этот день в авиации. 9 июля

1961 - В Тушино состоялся грандиозный воздушный парад, который длился почти 2 часа. Главный руководитель парада – Главный маршал авиации Вершинин К.А., командующий парадом – маршал авиации Руденко С.И.

На параде были показаны боевые сверхзвуковые самолёты, новый тип летательного аппарата - винтокрыл Ка-22. Первое и последнее появление на публике тяжёлого сверхзвукового бомбардировщика М-50. Пролёт реактивных летающих лодок и многое другое.

Этот день в авиации. 9 июля

1962 - Произведен космический термоядерный взрыв. Соединенные Штаты взорвали термоядерную боеголовку мощностью 1,45 кт над Тихим океаном. Баллистическая ракета PGM-17A Тор, стартовала с острова Джонстон и несла боеголовку W-49 взорванную в 30,6 км к юго-западу от острова Джонстон на высоте 399 км.

Этот день в авиации. 9 июля

1964 - Пилот Пэрк на А-12 днем совершил впечатляющий демонстрационный полет по маршруту протяженностью 10 000 миль (16 090 км) с дозаправкой в воздухе. Вечером - попытка побить рекорда высоты, Пэрк забрался на 95 000 футов (28 963 м), в то время как расчеты главного аэродинамика фирмы Локхид показывали принципиальную возможность достижения высоты в 126 000 футов (38 415 м). На обратном пути во время выполнения скоростной площадки самолет потерял управление, летчику удалось благополучно катапультироваться.

Этот день в авиации. 9 июля

1967 - Воздушный парад в Домодедово посвященный 50-летию Октябрьской революции с наземной экспозицией. Продемонстрированы реактивные самолеты с изменяемой стреловидностью крыла, короткого и вертикального взлета и посадки ОКБ «МиГ» (МиГ-23, перехватчики Е-155П), П.О.Сухого (Су-17) и А.С.Яковлева (Як-36). Приняли участие в воздушном параде черноморские летчики: подполковник Жидецкий, майор Сердюков и капитаны Минаков и Пастернак на Бе-12. Первые три серийные машины Ан-22 «Антей» продемонстрировали во время воздушного парада посадочное десантирование военной техники. С-22И эффективно продемонстрировал в полете пилот Е.К.Кукушев. Зрители впервые увидели и смогли сравнить его на взлете с Су-7БКЛ с ускорителями.

Этот день в авиации. 9 июля

1973 - Катастрофа Ту-124В (СССР-45062) над Куйбышевской (ныне - Самарской) областью. Выполнялся рейс Куйбышев - Симферополь.
Вследствие отказа и разрушения одного из двигателей обломки двигателя пробили обшивку фюзеляжа, убив двух и ранив четверых пассажиров. Возникшая декомпрессия и гибель людей привели к панике среди пассажиров, которые побежали в переднюю часть салона, переместив центр тяжести вперёд и значительно усложнив пилотирование.
Стюардессам и сопровождающему милиционеру с трудом вновь удалось рассадить пассажиров по местам, после чего Ту-124 произвёл посадку в аэропорту Курумоч.
Причиной разрушения турбины двигателя был назван дефект при производстве.

Этот день в авиации. 9 июля

1976 - Первый полет транспортного самолета Ан-32 с ТВД АИ-20Д,  Экипаж в составе В.А. Ткаченко (командир) и Ю.В. Курлина (второй пилот), Г.Н. Гуменюка (штурман), М.М. Трошина (бортинженер), В.И. Яськова (бортрадист), A.M. Загуменного (ведущий инженер по летным испытаниям) выполнил на нем первый полет с заводского аэродрома Святошино.

Этот день в авиации. 9 июля

1981 - Погиб лётчик-испытатель Н.П. Белокопытов, подполковник. 
В полёте на Як-38 отказал прибор - гировертикаль, по которой и определяется кренение самолёта и выдаётся сигнал в систему автоматического катапультирования. При таком отказе необходимо отключить эту систему, но тогда вертикально садиться запрещается. Посадочная полоса аэродрома Кировское (Феодосия), откуда взлетел Як-38, ремонтировалась, и для посадки «по-самолётному» Белокопытов должен был уйти на соседний аэродром…
Был конец недели, и к лётчику приехали гости. Очевидно, торопясь домой, Белокопытов не доложил РП об отказе и пошёл на вертикальную посадку. Судьба распорядилась так, что именно при этой посадке отказал один подъёмный двигатель. Самолёт резко «клюнул» на нос, лётчик одной рукой попытался схватить держку катапультирования, но вместо этого потянул за «всплывший» из-за отрицательной перегрузки жгут проводов... Так и упал с самолётом, с зажатым в руке жгутом…

Этот день в авиации. 9 июля

1990 - Первый полёт первого серийного Ил-96-300; экипаж С.Г. Близнюка, ВАСО.

Этот день в авиации. 9 июля

2000 - На Як-52 погибли С.Березнев и Г.Карабасова.

Экипажу предстояло отработать элементы показательного выступления, которое должно было состояться в Липецке 18 августа, перед Днем Воздушного флота. Тренировочный полет 38-летних Сергея Березнева и Галины Карабасовой продолжался всего 12 минут. На тринадцатой минуте их спортивный Як - 52 рухнул на землю и загорелся. С небольшого аэродрома в поселке Грязи легкий Як - 52 поднялся в небо в 12.27. В 12.40 радиосвязь с самолетом внезапно прервалась. Почуяв неладное, в Липецке тут же решили направить на разведку еще один самолет. Через 40 минут группа поиска обнаружила в 150 метрах от деревни Гаршино Усманского района дымящуюся груду металла - это было все, что осталось от "борта N00304". Деревенские жители, первыми оказавшиеся возле упавшего самолета, рассказали авиаторам и сотрудникам милиции, что пытались сделать для спасения летчиков все, что было в их силах. Однако сильное пламя, охватившее машину, не давало возможности подобраться к кабине. Хотя сельчане и потушили пожар довольно быстро - им потребовалось на это около пяти минут, - оба летчика к тому моменту уже были мертвы.
В качестве вероятной причиной катастрофы называют сваливание Як - 52 в штопор во время выполнения фигур пилотажа.

Этот день в авиации. 9 июля

2002 - Решение Правительства Москвы о застройке Ходынского поля (Центральный аэродром имени М.В.Фрунзе)

Этот день в авиации. 9 июля

2006 - При посадке самолет Airbus А310-324 авиакомпании «Сибирь», совершавший рейс SBI778 по маршруту Москва — Иркутск, не сумел остановиться на ВПП, выкатился за её пределы и врезался в расположенный неподалеку гаражный комплекс. Полевое расследование показало, что самолёт был сброшен с полосы левым двигателем, внезапно перешедшим во взлётный режим в момент включения реверса правого двигателя. Из 203 человек, находившихся на борту, в результате катастрофы погибло 125 человека.

В результате столкновения фюзеляж самолёта разрушился, в салоне возник пожар. Всего на борту было 203 человека, включая 10 членов экипажа и трёх пассажиров, попавших в салон без регистрации. Большинство были гражданами России, в том числе группа детей, направлявшихся на отдых в Прибайкалье. Кроме россиян на борту было три гражданина Белоруссии, три - Китая и по два - из Молдавии, Польши, Германии и Южной Кореи. Около 60-ти пострадавших было госпитализировано, причём некоторые с серьёзными травмами.
По заключению повторной комплексной лётно-технической судебной экспертизы, непосредственной причиной катастрофы стало «столкновение самолёта с наземным препятствием вследствие увеличения режима прямой тяги левого двигателя, происшедшего в результате непроизвольных ошибочных действий экипажа воздушного судна».

Но это официальное заключение. А на самом деле:

Реверсивное устройство на левом двигателе было неисправно, и деактивировано ещё в Москве до вылета. (В советское время категорически нельзя было бы выпустить в рейс самолёт с неисправным реверсом, а при капитализме - ничего так... Есть же MEL долбаный...)
Впрочем, пока ничего особо страшного не было, длина ВПП в Иркутске позволяла им сесть и без реверса. Экипаж, разумеется, об отключенном реверсе знал, но в полёте забыл. И на пробеге включили реверс - по привычке. И само собой - РУДы вперёд. Но на правом-то створки захлопнулись, а на левом - нет. И получилось, что правый движок тормозит самолёт с тягой тонны в четыре, а левый - разгоняет с силой тонн этак в двадцать пять. Вдобавок, перед этим дождь прошёл, полоса мокрая. А разнотяг у двигателей дикий, развернуло самолёт, и с полосы выбросило. И бежали они по грунту вдоль ВПП, пока на пути бетонный забор не случился. Экипаж до самого конца так и не вспомнил о технической особенности, и не понял, что происходит. Аварийная ситуация развивалась целых 79 секунд, огромное время, вполне можно было успеть выключить двигатели вообще и затормозить колёсами...

Этот день в авиации. 9 июля

2014 - произведен первый успешный запуск новейшей ракеты-носителя лёгкого класса «Ангара-1.2ПП»

Картина дня

наверх