На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Этот день в авиации. 2 июля

1859 - Первый в Америке дальний полёт на аэростате, Дж.С. Уайз, Дж.Ли Маунтэн, и О.А. Гейджер. Они пролетели 1800 км от Сент-Луиса до Хендерсона (штат Нью-Йорк).

Этот день в авиации. 2 июля

1900 - Первый полёт в Германии дирижабля Ф.Цеппелина LZ-1. LZ-1 - дирижабль с бензиновым двигателем мощностью 16 л.с. и длиной 128 метров.

Попытка преодолеть Боденское озеро в окрестностях Фридрихсхафена завершилась через 17 мин падением в воды озера из-за поломки руля высоты. Испытатели остались невредимы, но дирижабль в буквальном смысле испускает дух, получив несколько проколов. Находился в воздухе 17 минут с пятью пассажирами на борту. Аппарат плохо слушался управления и требовал доработки.
Граф будет продолжать свои эксперименты, пока 1 июля 1908 г. на модели LZ-4 сумеет продержаться в воздухе 12 ч, достигнув скорости 40 миль/час. В последующие годы дирижабли станут практическим средством перевозки грузов и пассажиров и совершат даже кругосветный перелёт. Существенным недостатком дирижаблей Цеппелина было то, что он наполнялся легковоспламеняемым водородом, что и стало причиной прекращения их эксплуатации в мае 1937 г. после возгорания и взрыва, повлекшего человеческие жертвы.

1908 - Родился Доминик Доминикович Севрук — советский конструктор, двигателист-ракетчик, доктор технических наук (1962), профессор. Главный конструктор тактического ракетного комплекса 2К5 Коршун.

В 1932 году успешно окончил Московский электромашиностроительный институт по специальности «инженер-электромашиностроитель», по 1933 год работал старшим инженером Авиаснаббазы Главного Управления авиационной промышленности в Москве. В 1933—1938 годы, в качестве руководителя электрофизической лаборатории Центрального Института авиационного моторостроения Народного Комиссариата Авиационной Промышленности СССР, занимался исследованиями рабочих процессов в авиамоторах.

15 июля 1938 года он был арестован и репрессирован. Отбывал наказание в колымском лагере, где из инженеров-заключённых была организована конструкторская группа во главе с Севруком. В конце 1940 года был переведён из системы «ГУЛаг» в ведение 4-го спецотдела НКВД, в феврале 1941 года прибыл в ОКБ-16 — ОКБ НКВД Казанского моторостроительного завода № 16 (с августа 1944 года — ОКБ-СД). Для продолжения исправительных работ был направлен в группу инженеров по разработке жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), возглавляемую В. П. Глушко.

Вплоть до конца 1946 года ОКБ занималось созданием самолётных ЖРД.

После окончания Великой Отечественной войны Д. Д. Севрук продолжал работать в области ракетного двигателестроения. Занимал должности Главного конструктора ОКБ № 3 НИИ-88 (1952—1958 гг.), заместителя Главного конструктора ОКБ-456 (1958—1962 гг.), заместителя Главного конструктора ОКБ «Заря» (1962—1965). Умер 14 сентября 1994 года.Похоронен в Московской области, г. Химки, на Новолужинском кладбище.

Этот день в авиации. 2 июля

1912 - Катастрофа дирижабля "Акрон". Полёт через Атлантику начался в Атлантик-Сити на рассвете, спустя 15 минут оболочка дирижабля разрушилась и он упал в океан. Экипаж из пятерых человек погиб.

Royal Danish Air Force wings.svg

1912 - Cоздан датский Авиакорпус (Hærens Flyvertropper) - предтеча Датских ВВС.

Schmitt_7.jpg

1914 - Лётчик Викторин Гаро (Victorin Garaix) на аэроплане Шмитта No.7 с тремя пассажирами установил рекорд продолжительности полёта 4 часа 3 минуты. Аэроплан Шмитта No.7 крупный биплан со 160-сильным двухрядным ротативным мотором "Гном" и механизмом, изменяющим угол установки крыльев относительно продольной оси фюзеляжа. Самолёт оказался вполне удачным.

Этот день в авиации. 2 июля

1916 - Родился немецкий ас Ганс-Ульрих Рудель.
По официальным данным люфтваффе, Рудель совершил 2530 боевых вылетов (наибольшее количество среди пилотов Второй мировой войны, во время которых Рудель уничтожил около 2000 единиц боевой техники, в том числе 519 танков (по другим данным 532 танка, 150 самоходных орудий, 4 бронепоезда, 800 автомашин, многочисленные, но не поддающиеся точному подсчёту мелкие плавательные средства типа плотов, моторных лодок и т. п., которые использовало командование РККА для переброски войск по воде, также участвовал в потоплении двух крейсеров, эсминца и линкора «Марат».

Этот день в авиации. 2 июля

1919 - Состоялся первый перелёт через Атлантический океан на дирижабле R-34 (Великобритания). ВС под руководством капитана Дж.Х. Скотта с экипажем из 30 человек впервые перелетело через Атлантику в обоих направлениях. 2 - 6 июля - из Шотландии в Нью-Йорк, а 10 - 13 июля - в обратном направлении.

Этот день в авиации. 2 июля

1926 - Завершились государственные испытания ТБ-1 (АНТ-4), всего налетали 42 часа. Доводка мотоустановки и управления позволила достигнуть максимальной скорости 196,5 км/ч., потолок поднялся, скороподъёмность улучшилась. Отметили хорошую управляемость, лёгкость взлёта и посадки. Машина продемонстрировала отличную устойчивость, пилот мог ненадолго бросить управление даже при выполнении разворота. На высоте 400 - 500 м самолёт спокойно летел на одном моторе без снижения.

 1929 —  Первый полёт учебно-тренировочного самолёта CASA III.

Начав с лицензионного производства, компания Construcciones Aeronáuticas SA (CASA) в 1929 году приступила к работе над первым самостоятельным проектом — CASA III. Изначально, самолёт задумывался как лёгкий бомбардировщик, но в процессе разработки его переквалифицировали в учебно-тренировочный.

CASA III представлял собой двухместный высокоплан с крылом типа «парасоль» и неубирающимся шасси. С двигателем de Havilland Gipsy I (95 л.с.) CASA III развивал скорость до 200 км/ч. Дальность полёта до 1000 км с дополнительным топливным баком.

Было выпущено 9 самолётов CASA III. Все они были оснащены разными двигателями (!). Самолёты использовались в лётной школе испанских ВМС в Польенсе. Во время Гражданской войны в Испании вошли в состав ВВС республиканцев. К 1939 году ни один CASA III не уцелел.

Этот день в авиации. 2 июля

1937 - Известная пилотесса Амелия Эрхарт пропала во время кругосветного перелёта над Тихим океаном. При попытке совершить кругосветный полёт на двухмоторном лёгком транспортно-пассажирском Lockheed Model 10 Electra, который был финансирован Университетом Пердью, Эрхарт пропала без вести в центральной части Тихого океана в районе острова Хауленд.

Этот день в авиации. 2 июля

1938 - Перелёт на МП-1 ( МБР-2) Севастополь - Архангельск, Полина Денисовна Осипенко, Марина Михайловна Раскова, Вера Фёдоровна Ломако. Женские мировые рекорды дальности по прямой - 2241,501 км и по ломаной - 2371,090 км для гидросамолётов.

1938 - (старт 30 июня) Heinkel He-116R "Rostock", немецкий четырехдвигательный дальний почтовый самолёт, устанавливает рекорд дальности, - 9 942 км (6178 миль) со средней скоростью 214 км/ч после 48 часов 18 мин полёта. Он был оснащён четырьмя стартовыми ускорителями. Двигатели - "Хирт" HМ-508С, взлётной мощностью 270 л.с. 

Этот день в авиации. 2 июля

1939 - Лётчик НИИ ГВФ Б. Бородин на самолёте САМ-5-2бис с двигателем МГ-31 в 300 л.с. взял новую рекордную высоту в классе самолётов 1-й категории - 8760 метров.

Этот день в авиации. 2 июля

1941 - Родился Родился Юрий Михайлович Журавлёв — советский и российский военачальник, военный инженер. Начальник космодрома Плесецк. Генерал-лейтенант (1994), доктор технических наук (1998), кандидат военных наук, член-корреспондент Российской инженерной академии.Умер в 2014 году, похоронен на Серафимовском кладбище города Санкт-Петербурга.

1941 - Начало работы московского аэропорта Внуково.

Этот день в авиации. 2 июля

1944 - Стартовав с аэродрома Синкинга японский опытный дальний самолёт Tachikawa Ki-77 установил мировой рекорд дальности полёта по замкнутому маршруту. Был выбран треугольник Синкинг-Пейченггу-Харбин над городами Маньчжурии протяжённостью 865 км. Первый опытный самолёт, тот самый, что первоначально готовился для перелёта в Hью-Йорк, преодолел за 57 часов 12 минут 19 кругов всего 16 435 км, что позволило японцам установить новое, правда неофициальное, мировое достижение в дальности полёта.

Этот день в авиации. 2 июля

1945 - Начались лётные испытания экспериментального истребителя "120Р". В связи с установкой ускорителя РД-1ХЗ на самолёте полностью заменили хвостовую часть фюзеляжа и вертикальное оперение, аккумулятор из района хвостового люка переместили на лафет, место центрального бензобака занял бак с азотной кислотой, маслобак с уменьшенным на 5 кг запасом масла убрали с лафета, где разместились керосиновый бак и воздушный баллон, и поставили на редуктор мотора.

Этот день в авиации. 2 июля

1948 - Первый полёт летающей лодки Бе-6 с ПД АШ-73, это был опытный второй экземпляр, "дублёр", собранный из задела по второму экземпляру ЛЛ-143, (первый ЛЛ-143 полетел 6 сентября 1945 года) и доработанный по результатам испытаний, лётчик-испытатель Цепилов Михаил Васильевич.

Этот день в авиации. 2 июля

1951 - Шеф-пилот ОКБ Владимир Константинович Коккинак выполнил на Ил-10М первый полёт. К 28 августа Ил-10М успешно прошел программу заводских испытаний, и 31 августа модифицированный штурмовик поступил в ГК НИИ ВВС для производства контрольных государственных испытаний.

Этот день в авиации. 2 июля

1957 - Первый полёт цельнометаллического планера А-11 Олега Константиновича Антонова.

Этот день в авиации. 2 июля

1958 - Принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 726-346 «О начале работ по созданию баллистической ракеты Р-14, модернизированного варианта баллистической ракеты Р-7А и развертывании работ по созданию баллистических ракет в ОКБ-52».

1959 - Первый полёт многоцелевого американского вертолёта Kaman SH-2 Seasprite на заводском аэродроме фирмы "Каман" в Блумфелде, шт. Коннектикут.
Особенностью вертолёта было управление шагом лопастей с помощью сервозакрылков. Обычно угол установки лопастей к потоку (шаг) меняется с помощью тяг, которые и поворачивают лопасть. Каман ещё на "Хаски" применил аэродинамический метод изменения шага. Поворачивалась не вся лопасть, а только закрылок; сама же лопасть поворачивалась в результате перераспределения аэродинамических сил. В конструкции лопастей широко использовался стеклопластик. Оснащён ГТД фирмы "Дженерал Электрик" T58-GE-6 взлётной мощностью 1250 л. с.
В годы вьетнамской войны вертолёты широко использовались для спасения сбитых лётчиков вблизи побережья Северного Вьетнама.
Серийно UH-2A выпускались с 1960-го по 1965 год, всего было построено 88 вертолётов. В 1963 г. начался выпуск модифицированного "Си Спрайта" UH-2B с модернизированной электроникой, позволяющей пилотировать вертолёт по приборам вне видимости поверхности. Было построено 102 UH-2B, серийное производство также завершилось в 1965 г.

Этот день в авиации. 2 июля

1960 - Первый полёт первого отечественного реактивного учебного самолёта Як-30, лётчик-испытатель Валентин Григорьевич Мухин.

1967 - Лётчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин совершил первый полёт на опытном самолёте короткого взлёта и посадки Т6-1

Этот день в авиации. 2 июля
1970
 - Катастрофа самолёта Ту-22Р, КК м-р Билевский Э.Р.
После выполнения посадки ночью в ПМУ на повышенной скорости 338-350 км/ч, лётчик выпустил тормозной парашют и начал торможение. При роспуске один купол парашюта оборвался, второй погасился при обрыве первого. Торможение от основной системы результатов не дало. Самолёт выкатился за пределы ВПП на 800м. Во время пробега по грунту, на самолёте сломалась передняя нога шасси и разрушилась носовая часть фюзеляжа. Штурман корабля, заместитель командира аэ по политической части майор Федотов А.К. погиб, лётчик и оператор невредимы.
Причиной катастрофы является ошибка лётчика в технике пилотирования.
Посадка была произведена с двигателями, работающими на повышенных оборотах, что при скорости посадки 338-350 км/ч привело к обрыву тормозного парашюта, возникновению большой вертикальной перегрузки и отказу основной системы торможения, в результате обрыва тормозных тяг. 
Катастрофе способствовал конструктивно-производственный недостаток шасси самолёта, приводящий к подтормаживанию дисковых тормозов колёс при посадках со сносом и галопированию тележек шасси при грубых посадках.

Этот день в авиации. 2 июля
1971
 - Во время показательных выступлений перед "высокой комиссией" произошла катастрофа вертолёта Ми-24.

В последний день работы т.н. "макетной" комиссии вертолёт проходил испытания, на предмет выявления неисправностей. Однако, при выполнении показательного полета, командир экипажа - лётчик испытатель ОКБ М.Л. Миля Марат Антонович Материальный увлёкся выполнением сложных фигур, при выводе из пикирования машина столкнулась с наземными сооружениями. 

Погибли: Марат Антонович Материальный, командир вертолёта, лётчик-испытатель ОКБ М.Л. Миля,
Борис Васильевич Смыслов, инженер-испытатель ОКБ М.Л. Миля,
Владимир Александрович Тарабухин, механик-испытатель ОКБ М.Л. Миля.

Экипах похоронен на Введенском кладбище Москвы.

Этот день в авиации. 2 июля

1975 - Начало регулярных полётов в Люксембург. Первый рейс выполнил Ту-154 по маршруту Москва — Люксембург.

Этот день в авиации. 2 июля
1980
 - С компанией "Аэроспасьяль" (ныне входит в состав концерна "Еврокоптер") подписано лицензионное соглашение с Харбинской авиастроительной корпорацией (НАМС) о сборке 50 вертолётов из французских деталей и подготовке их производства в КНР. Прототипом Z-9 был выбран французский многоцелевой вертолёт AS 365N "Дофин" (Dauphin II).

Этот день в авиации. 2 июля
1986
 - Катастрофа самолёта Ту-134А (СССР-65120) под Сыктывкаром.

Самолёт выполнял рейс 2306 по маршруту Воркута — Сыктывкар — Москва. Пилотировал его экипаж из 75 лётного отряда. Экипаж: командир воздушного судна (КВС) — Владимир Фёдорович Дубровский, второй пилот — Дмитрий Денисович Кулешов, штурман — Александр Яковлевич Дмитриев, бортмеханик — Садырбек Иманалиевич Шамырканов, бортпроводники Е. Е. Казаков и В. В. Кучаева. В салоне работали бортпроводники Е. Е. Казаков и В. В. Кучаева.
В аэропорту Воркуты весь багаж был загружен в заднее багажное отделение, при этом его досмотр не осуществлялся, что допускалось инструкциями. Ту-134 без происшествий долетел от Воркуты до Сыктывкара. Далее на борт сели ещё 5 пассажиров, в том числе и два гражданина Болгарии (работали лесорубами). Всего на борту теперь находились 86 пассажиров: 67 взрослых и 19 детей. В 09:55 МСК авиалайнер вылетел из Сыктывкара и начал набор высоты. Через 12 мин после взлета в наборе заданного эшелона на высоте 5600 м в кабине экипажа сработала сигнализация «Дым в заднем багажнике». Еще через 4 мин, находясь на высоте 6700 м на удалении 140 км от аэропорта Сыктывкар, экипаж доложил диспетчеру службы движения о возврате на аэродром Сыктывкар из-за пожара в заднем багажнике и приступил к экстренному снижению. Через 7 мин после этого экипаж сообщил об интенсивном задымлении пассажирского салона и о намерении выполнить вынужденную посадку на лес, где в это время высота нижней кромки облачности составляла порядка 200 м, видимость при дожде – 6 км. Еще через 9мин при посадке на лесной массив примерно в 75 км от Сыктывкара в районе н.п.Копса, Коми АССР, самолет разрушился и полностью сгорел.

Однозначно причина возникновения пожара в заднем багажном отделении не установлена. Возможной причиной могло быть возгорание запрещенных к перевозке самовоспламеняющегося вещества или жидкости в багаже пассажиров с последующим проникновением горящей жидкости в подпольное пространство или возгорание пропитанной горючей жидкостью изоляции электропроводов в подпольной части заднего багажного отделения. Погибло 54 из 92 человек, находившихся на борту.

Этот день в авиации. 2 июля
1993
 - Первый полёт опытного самолёта NF-16D MATV. Опытный самолёт NF-16D MATV ( Multi Axis Thrust Vectoring - всеракурсное управление вектором тяги), изначально получивший обозначение VISTA/F-16, был оснащён соплом AVEN (Axisymmetric Vectoring Exhaust Nozzle - всеракурсное осесимметричное сопло) для изучения лётных характеристик при сочетании управления вектором тяги и больших углов атаки.
Несмотря на то, что двухместный F-16 с верхним дополнительным отсеком для авионики уже был готов к использованию, VISTA/F-16 оказался более доступным и в результате был принят для испытаний. Его бортовые компьютеры управления устойчивостью были сняты для достижения массы, наиболее характерной для стандартного F-16.В имитациях воздушных боёв F-16D MATV противостоял условным противникам - самолётам модификации Block 32 F-16C/D. С управлением вектором тяги он достигал стабилизированного угла атаки 86° и даже 115° при маневре "кобра". 

2008 - Катастрофа вертолёта Ми-8Т RA-22599.Рейс 9405 компании ЮТэйр.
Экипаж выполнял транспортно-связной полёт по маршруту Ноябрьск - посадочная площадка разведочной скважины №774 Воргенского месторождения с целью доставки вахты. На борту вертолёта находились три члена экипажа, 13 пассажиров заказчика и 200 кг груза. 

Катастрофа вертолёта Ми-8Т явилась следствием грубого приземления вертолёта на посадочную площадку с большой вертикальной и непогашенной горизонтальной скоростью, что привело к смещению главного редуктора вертолёта со штатного места, разрыву кинематической связи: главный редуктор - двигатели, приведшему к раскрутке роторов свободных турбин двигателей до их разрушения и возникновению интенсивного пожара в отсеках двигателей и внутри грузопассажирского салона вертолёта. Грубое приземление вертолёта явилось следствием одного из следующих факторов или их сочетания:
возможное изменение направления и силы ветра непосредственно над посадочной площадкой по отношению к направлению и силе ветра, указываемых ветроуказателем;
- возможное превышение посадочной массы вертолёта для данных условий посадки;
- возможная ошибка в действиях экипажа при выполнении посадки, выразившаяся в позднем и энергичном увеличении общего шага НВ, что привело к уменьшению частоты вращения винта ниже минимально допустимой и резкой просадке вертолёта;
- возможный отказ одного из двигателей с частичной потерей мощности при выполнении посадки вертолёта.
Фактором, усугубившими тяжесть последствия авиационного происшествия, является отсутствие защиты грузопассажирского салона вертолёта Ми-8 от нелокализованных разрушений свободных турбин двигателей, что привело к мгновенному распространению пожара из двигательных отсеков в грузопассажирский салон и гибели пассажиров.9 человек погибло. 7 человек выжили.Вертолёт сгорел.

Этот день в авиации. 2 июля

2013 - После старта РН «Протон-М» с разгонным блоком ДМ-03 произошла авария и падение РКН на 32й секунде полёта на территории космодрома приблизительно в 2,5 км от стартового комплекса. В этот момент в ракете находилось около 600 тонн компонентов топлива, большая часть которых сгорела при взрыве. Жертв и разрушений нет. Ущерб от аварии оценивается в 4,4 млрд рублей, так как этот пуск не был застрахован.
После аварии была создана аварийная комиссия под руководством заместителя главы Федерального космического агентства Александра Лопатина. Комиссия пришла к выводу, что причиной аварии РН «Протон-М» стала неправильная установка датчиков угловых скоростей по каналу рыскания при сборке ракеты в ноябре 2011 года. Три датчика из шести были перевёрнуты на 180 градусов, что привело к получению системой управления ракеты некорректных данных о её ориентации. Так как датчики технологически сложно установить неправильно, их закрепили с применением силы, после того как не смогли установить в соответствии с инструкцией. Комиссия установила также, что при проведении пуска РКН формирование сигнала «Контакт подъёма» произошло до фактического схода РКН с опор пускового устройства, на 0,4 с раньше расчётного времени. Тем не менее, это не стало причиной аварии.

2019 - На стартовом комплексе SLC-46 базы ВВС на мысе Канаверал (Cape Canaveral AFS) проведено успешное испытание системы аварийного спасения корабля «Орион». Во время испытания, начавшегося в 11:00 UTC, ускоритель на базе твердотопливного двигателя SR-118 (конверсионная первая степень МБР Peacekeeper), поднял корабль «Орион» на высоту около 9,4 км. Через 50 сек. после старта при скорости 1,3 Маха были задействованы двигатели системы аварийного спасения, развившие тягу 400000 фунтов, которые увели корабль от носителя. Во время испытания не использовалась парашютная система, поэтому ускоритель, командный модуль и блок системы аварийного спасения разбились при падении в воды Атлантического океана в нескольких километрах от места старта.

Картина дня

наверх