На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 688 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за интересную информацию.Этот день в авиац...
  • Юрий Слитинский
    Автор высказал золотую фразу: "Мы проиграли не по технике, а по организации". Да, да и ещё раз - Да! Там где влезают ...Ту-214 и МС-21 по...
  • Валерий Николаевич
    При Сталине назначения на высокие и очень ответственные посты в авиации (и не только там) происходили с его ведома. А...Ту-214 и МС-21 по...

Как выглядит сейчас некогда самый северный и секретный аэродром подскока стратегической авиации СССР

Когда слышишь слово Тикси - первое, с чем ассоциируется это слово - форпост стратегической авиации Советского Союза. И только потом уже с труднодоступным и затерянным на берегах моря Лаптевых небольшой арктический поселок.

Вся история Тикси полностью связана с освоением Северного морского пути советской арктики и с военными.

Во время Великой Отечественной войны в Тикси формировались арктические конвои для проводки судов в западном секторе советской Арктики.

После начала Холодной войны в Тикси уже полноценно пришли военные. Были расквартированы экипажи и технический персонал для обслуживания самолетов, а уже с начала 1960-х годов базировались эскадрилья межконтинентальных стратегических бомбардировщиков Ту-95МС из состава Оперативной группы в Арктике (ОГА) 61-й Воздушной армии СССР. Кроме бомбардировщиков в Тикси были и транспортные Ан-12 и вертолеты для обслуживания отдаленных баз и пограничных застав вдоль арктического побережья.

Помимо авиаторов в Тикси базировались подразделения ОСНАЗ ГРУ ГШ, которые занимались радиоперехватом и разведкой, связисты, пограничники и "стройбат".

Вот и получилось, что Тикси это не один, а целая группа поселков. Помимо гражданского поселка существовал и военный городок Тикси-3 в котором и проживали военные.

Не говоря уже о том, что Тикси активно использовался для задач освоения Арктики и являлся важной точкой арктических перелетов с Чукотки и Якутии в Москву.

Современный аэропорт Тикси начал строиться в 1956 с бетонной полосой 2500х30м. Современное же здание аэровокзала появилось только в 1968 году.

И с конца 1980-х годов и до середины 1990-х годов военные строители занимались полной реконструкцией ВПП аэродрома Тикси. По некоторым данным аэропорт Тикси должен был быть запасным аэродромом для многоразовых управляемых космических кораблей "Буран". После окончания работ полосу удлинили до 3000x60м.

Сейчас в это уже сложно поверить, но первые арктические пассажирские рейсы по маршруту Москва - Тикси, Тикси - Анадырь на турбовинтовых Ил-18 начали выполняться в далеком 1961 году.

К началу 1970-з годов Тиксинская эскадрилья насчитывала самолеты ЛИ-2 и АН-2, вертолеты МИ-4. Местные авиаторы активно выполняли рейсы сан авиации, разведку ледовой обстановки, местные рейсы и обслуживание многочисленных полярных станций. К началу девяностых из Тикси в Московское Внуково уже летали на лайнерах Ту-154 только представьте себе.

Распад СССР и "лихие" суровые девяностые годы не обошли и этот арктический форпост. Если к началу 1990-х в Тикси проживало свыше 11 тысяч человек, то через десять лет население сократилось вдвое.

Рейсы в Москву на Ту-154 ушли в небытие и остались только еженедельные перелеты в Якутск местными "Полярными Авиалиниями" на стремительно стареющих и дряхлеющих Ан-24 и Ан-26.

Еще один удар Тикси получил в 2012 году, когда отсюда ушла дальняя авиация. Казалось, что это окончательно добьет поселок и он медленно вымрет так же как и Диксон - столица советской Арктики, в котором за 20 лет население сократилось в 20 раз с 5 тысяч до 250 человек. Тогда же был закрыт и аэропорт для приема всех типов судов, а связь с большой землей осуществлялась вертолетами Ми-8.

Но в 2013 году Министерство обороны РФ после вернуло в Тикси и авиационную комендатуру и технический персонал для обеспечения полетов военной и гражданской авиации и аэропорт вновь открыли для полетов.

В последующие несколько лет было реконструировано здание аэровокзала, заменено навигационное оборудование, проведена реконструкция ВПП.

Сейчас аэропорт Тикси является аэродромом совместного базирования военной и гражданской авиации.

В Тикси - 3 вновь возвращаются военные и постепенно наращивают свое присутствие. Строится арктическая база ПВО, строятся новые дома для военнослужащих и что-то меняется к лучшему.

Оказавшись в Тикси я не мог упустить такой шанс и не заглянуть в аэропорт.

Из-за небольшого забора было хорошо видно, что на стоянках стоят армейские вертолеты Ми-26 и Ми-8, которые летают отсюда на заставы и арктические военные базы.

Где-то вдалеке разгружается военно-транспортный Ан-12, а рядом стоит отслуживший свое и списанный Ан-12АП с закрашенным бортовым номером.
Внутри аэропорта Тикси оказалось тихо и безлюдно. Сегодня рейсов в Якутск не предвидится. Но внутри это настоящий аэровокзал, как и других региональных аэропортах.

Есть большой зал ожидания, калибратор для ручной клади, стойка регистрации, сканер для предполетного досмотра и даже накопитель.

В дальней части вокзала даже обнаружился туалет и комната матери и ребенка, вот так - то.

И буфет. Куда же без буфета со звучным названием "Полет". В буфете можно купить упаковку сока, булочку, шоколадный батончик и жвачку. Всё по цене "крыла от сбитого Боинга".

Шутка, хотя цены в Тикси не для слабонервных.

Вот таким я застал аэропорт Тикси весной 2021 года, добравшись сюда на автомобиле вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

Дальше была экскурсия по полузаброшенному городку военных летчиков дальней авиации Тикси-3, но это уже другая история


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх