На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 708 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Баканов
    Спасибо за отличную подборкуЭтот день в авиац...
  • sergey sava
    Все-таки, не "as", а "ace" - именно так пишется в оригинале слово "туз", изображение которого рисовали асы Первой мир...Этот день в авиац...
  • oleg perow
    Автор! На иллюстрации к статье о патенте Базарова ТРД - турбореактивный двигатель, а в тексте упомянут ТВД - турбовин...Этот день в авиац...

ШТУРМОВИКИ XXI ВЕКА: «ВОЗДУШНЫЙ ТРАКТОР» ИЛИ «ЛЕТАЮЩИЙ ТАНК»?


Что круче — обычный кукурузник с новейшими ракетами или старый, но испытанный штурмовик? Какой самолёт лучше подходит для поддержки сухопутных войск в XXI веке?

Сейчас все увлечены пятым поколением, боевыми беспилотниками, гиперзвуком и лазерами. Но это всё скорее красивый фасад современной авиации. А тем временем классические штурмовики родом из 70-х годов прошлого века просто делают свою работу и в изменениях особо не нуждаются.

Или нет?

США прекратили разработку штурмовиков в 80-е, в СССР они продержались подольше: попытки глубокой модернизации Су-25 продолжались до середины 90-х

Наследие холодной войны 

И правда — и в США, и в РФ штурмовики неожиданно оказались чуть ли не самым консервативным классом. Прошли годы, многое поменялось, а вот А-10 и Су-25 всё неизменны. Но оттого ли, что они хороши? Оба самолёта — детища холодной войны, когда денег особо не жалели, и на непосредственную поддержку войск можно было потратиться. В то время ПВО была сильно другой, ЗРК плохо работали по малым высотам, а «Шилка» считалась по-настоящему грозной зениткой. В таких условиях достаточно дорогой бронированный штурмовик смысл имел. Но эти времена прошли.

Современная противовоздушная оборона с лёгкостью изничтожит даже самую бронированную машину. Единственный шанс — подавить эту ПВО заранее, а это задача или для самолётов «стелс», или для специализированных охотников на ПВО, главная защита которых — РЭБ. Кроме того, современный истребитель может покидать бомбы и ракеты ничуть не хуже, а то и лучше любого штурмовика. Остаётся только поддержка войск в локальных конфликтах. А там и А-10, и Су-25 избыточны. Для существующих задач вполне хватит винтового, достаточно дешёвого ударного самолёта, который принято именовать COIN (Counter-insurgency aircraft).


Наиболее яркий представитель класса COIN сегодня — это, конечно же, А-29 Super Tucano

Действительно, летит лёгкий кукурузник и шарашит недругов управляемыми бомбами и ракетами. Причём с высоты нескольких километров — то есть его не достанет даже ПЗРК, не то что пулемёты времён Вьетнама и Афганистана. Примеры — «цессны» AC-208B в Ираке с парой «хеллфайеров» или «воздушный трактор» AT-802U. На них можно поставить станцию наведения управляемого оружия — и в бой!

Запуск ракеты «Хеллфайер» с AC-208B

Но есть некоторые функции, с которыми такому противопартизанскому штурмовику справиться трудно. Например, подавление снайперов. Тут либо бомбы с воздушным подрывом — либо пушка. И пушку сейчас нередко применяют даже супернавороченные F-35 — ибо есть ситуации, когда нужно уничтожить цели точно и как можно быстрее. Для таких задач используют и те же Су-35 в Сирии. Плюс немаловажный и удивительный фактор. Цена. Если посмотреть недавние контракты на поставку, продажная стоимость современного «антипартизанского» штурмовика — выше двадцати миллионов долларов. А то и ближе к тридцати миллионам! Благодаря причудам ценообразования за такие деньги вполне можно купить «настоящий» бронированный штурмовик класса Су-25, причём модифицированный.


В конце 80-х в США существовали планы заменить А-10 штурмовиками из F-16.

Был на такое решение и спрос у зарубежных покупателей. Но крах СССР помешал этому плану

Как раз благодаря небольшой скорости и высочайшей манёвренности у винтового штурмовика куда больше шансов поразить цель — как бомбой, так и пушкой. Вообще, на самолёт можно хоть поворотную турель поставить, скорость это позволит. Цена — это интересный вопрос. Конечно, методом утряски и урезания «лишнего» можно достичь достаточно небольшой стоимости. Но цена самолёта — это не только цена самой «тушки». Если посчитать хороший аэродром, который нужен традиционному штурмовику, обучение экипажа, обслуживание — сумма будет несравнима. Более того — противопартизанский самолёт может даже нести прибыль. Ни А-10, ни Су-25 особого успеха на конкурентном рынке вооружений не сыскали. Другое дело COIN — многие страны третьего мира готовы их закупать, им такие самолёты самое то.

Изначально и А-10 должен был быть винтовым.

Но пришли парни из ВВС и всё опошлили

Практика локальных войн

Так у нас винтовой штурмовик или «воздушный трактор»? Если первое — то это уже получается турбовинтовой «Супер Тукано». Его отдачей пушки не разнесёт. Да и скорость выше раза в полтора, чем у «трактора». И ценник на него соответствующий. А вот на усиленно рекламируемый противопартизанский «трактор» AT-802U — увы, пушка не лезет пока никак. Да и с продажами у него не очень.


«Воздушный трактор»

А новые Су-25 активно закупает тот же Ирак — как у нас, так и у Ирана. А-10 всё списывают, но никак не спишут. Традиционный штурмовик/ганшип всё же быстрее винтового коллеги, если нужно срочно помочь попавшим в беду. А броня позволяет, например, пробивать облачность и оказывать поддержку своим войскам на низкой высоте. Да и случайное попадание с земли не собьёт. Юрий Кужелев Даже турбовинтовой штурмовик специального дизайна будет дешевле своего реактивного коллеги времён холодной войны. Понятно, что крайность уровня «а мы с Як-52 штурмовать будем» также имеет множество проблем. Специализированный винтовой штурмовик решает почти все задачи сегодняшней войны. И даже с бронёй и прицельной системой он всё равно выгоднее дорогого в обслуживании реактивного коллеги.


Ещё один вариант получить дешёвый штурмовик — сделать его из учебного самолёта, как в проекте Textron AirLand Scorpion

Если мы говорим про развитые или даже передовые страны, у винтовых штурмовиков возникает конкурент в виде вертолётов: набор вооружения, живучесть и способность взлетать с неподготовленных аэродромов — как бы не выше, чем у самолётов. А с появлением винтокрылов, которые активно разрабатывают, и скорость с дальностью становятся очень даже ничего. И где же тогда ниша для винтового штурмовика? В то время как у современного реактивного ударного самолёта ниша остаётся — он живучее своих многоцелевых коллег, он быстрее винтокрылого коллеги и тащит больше добра.

А если вспомнить о новых ракетах для вертолётов, то и сближаться с противником, чтобы утюжить его с «пистолетной» дистанции, больше не надо. Например, с Ка-52 в Сирии успешно поражали цели на дальности до восьми километров. А недавно на Ми-28НМ испытали «изделие 305» — новую ракету с дальностью до 25 км. Якобы в Сирии тоже. Об «апачах» в Ираке и говорить нечего — их и так знают. 

Кто будет нести огонь с неба в XXI веке? Время покажет.

Евгений Белаш / Юрий Кужелев

Ссылка на первоисточник
наверх