1901 - Родился учёный в области динамики полёта, конструктор в области самолётостроения Владимир Сергеевич Пышнов. Pазработал самолёты ВВА-1, «Стриж». Исследовал теорию штопора, устойчивости и манёвренности самолёта. Профессор, генерал-лейтенант, инженер, заслуженный деятель науки и техники PСФСP, преподавал в ВВИА им. Жуковского, автор многих научных трудов и учебников по аэродинамике.1913 - Родился лётчик-истребитель А. И. Покрышкин (в Новониколаевске — ныне Новосибирск), трижды Герой Советского Союза. |
1918 - Основаны ВВС Финляндии. В марте 1918 года шведский граф Крейви фон Розен перегнал в Финляндию Morane-Saulnier Type D, который стал первым самолетом новых ВВС. На самолет была нанесена голубая свастика на белом круге, которая вскоре стала опознавательным знаком "хакаристи". Однако окончательная организация ВВС произошла только в 1919 году с помощью Франции и Великобритании.
1918 - «Летающая бомба Сперри» запущена в свой первый удачный полёт. С разогнавшегося автомобиля «Marmon» бомба была запущена в свой первый удачный полёт. В ходе этого испытания, снаряд стабильно пролетел 910 метров, став первым беспилотным аппаратом совершившим управляемый полёт.
«Летающая бомба Сперри» (Sperry Flying Bomb) была довольно крупным цельнодеревянным бипланом, с решетчатым хвостом и тянущим двухлопастным пропеллером. В движение её приводил поршневой двигатель Curtiss OX-5, мощностью в 100 лошадиных сил. При размахе крыла около 7,6 метра и массе 680 килограммов, «бомба» могла лететь со скоростью до 145 км/ч на расстояние до 80 километров. Предназначалась для запуска с военных кораблей по площадным береговым объектам (портам и прибрежным городам) на дистанции до 80 км.
В корпусе «летающей бомбы» должен был размещаться заряд взрывчатого вещества массой около 450 кг (1000 фунтов). Управление бомбой осуществлялось с помощью двух механических гироскопов: один стабилизировал бомбу в полёте (по крену), другой удерживал её на заданном курсе. Для регулировки высоты полёта, бомба была оснащена барометрическим альтиметром, предварительно выставляемым (до запуска) на определённое фиксированное значение. Финансирование проекта ВМС США продолжалось до 1922 года, но неспособность автоматики тогдашнего времени обеспечить полностью стабильный полет привела к тому, что в итоге проект был закрыт.
1921 - Сформирована авиагруппа из 33 самолётов и 4 аэростатов для подавления Кронштадского восстания. Потом группа действовала против антоновского мятежа и в борьбе с басмачами.
1931 - Рут Роулэнд Николс на самолете Lockheed Vega 5a установила рекорд высоты, зарегистрированный FAI - 8761 метр, в аэропорту Джерси-Сити.
1931 - Родился Крыжановский Владимир Иванович Заслуженный лётчик-испытатель СССР (14 августа 1975), майор.
В 1954 окончил Армавирское ВАУЛ, оставлен в нём лётчиком-инструктором. С 1959 - в запасе. В 1960 окончил Школу лётчиков-испытателей. С декабря 1960 по январь 1980 - на лётно-испытательной работе в ЛИИ. В 1969-1971 был лётчиком-инструктором в ШЛИ. Провёл большой объём испытательных работ на Су-11, Ту-144, Ту-154 по тематике института; испытания по доводке двигателей на МиГ-19, МиГ-21, Су-7, Су-9, Су-11; участвовал в испытательных полётах на режимы невесомости на Ту-104ЛЛ. В 1980-1984 - лётчик-испытатель Быковского авиаремонтного завода. В 1985-1988 - руководитель полётов на аэродроме в Байконуре. В 1988-1993 - лётчик-инструктор транспортного отряда ЭМЗ имени В.М.Мясищева. Умер 9 января 2010 года.
1932 - C экипажем из трех человек (пилот де Вернёй-Пьюразу [baron Charles de Verneuilh-Puyrazeau], штурман Макс Деве [Max Dévé] и механик Эмиль Мунш [Emile Munch]) самолет Couzinet 33 (F-ALMV) с 6 марта по 5 апреля совершил первый перелет по маршруту Франция - Новая Каледония. Они преодолели 24 000 километров за 18 дней. При посадке в Нумеа самолёт разбился. Лёгкий транспортный Couzinet 33 Biarritz одним из самых известных самолётов Рене Кузина. Это был небольшой четырехместный деревянный низкоплан с неубирающимися шасси и оснащенный тремя двигателями de Havilland Gipsy III мощностью 120 л.с.
1935 - Первый полет легкого разведывательно-бомбардировочного двухместного самолета ANF Les Mureaux 115R.2. Этот самолет, оснащенный двигателем Hispano-Suiza 12Ycrs с 20-мм пушкой HS-9 в ступице винта, был выбран французскими ВВС для оснащения тактических подразделений разведки и наблюдения.
1937 - Родилась лётчик-космонавт Валентина Владимировна Терешкова, Герой Советского Союза, первая женщина в мире, совершившая полёт в космическое пространство, на КК «Восток-6» (1963).
1938 - Лётчик-бомбардировщик Н.Г.Серебряков на СБ (АНТ-40) в составе возглавляемой им группы недалеко от Валенсии добил и утопил крейсер водоизмещением 10 тысяч тонн, подбитый республиканскими кораблями и возвращающийся на базу.
1942 - Постановления и распоряжения Государственного Комитета Обороны
№ 1396 Постановление. Об отмене постановления ГКО о постановке производства самолета 103 на заводе № 22 в Казани.
№ 1397 Постановление. О сохранении производства моторов М-88 на заводе № 29 в Омске.
№ 1399 Постановление. О выделении самолетостроительным и моторостроительным заводам НКАП 17 транспортных самолетов ПС-84.
№ 1400 Постановление. О премировании инженерно-технических работников и рабочих завода № 30. за каждый самолет Ил-2, выпущенный сверх плана.
№ 1401 Постановление. О ремонте самолетов ДБ-3 и ДБ-3Ф.
1943 - На Калининском фронте силами планерно-десантных подразделений 3-й воздушной армии (генерал-майор М.М. Громов) началась операция по снабжению партизан оружием, боеприпасами и материальными средствами. За 12 суток было совершено 96 боевых вылетов. Ночами переброшено во вражеский тыл 50 т боеприпасов, 150 бойцов-подрывников, 106 человек руководящего состава, спецоборудование, 5 типографий и 16 радиостанций.
1944 - Очередной массированный налёт американской авиации на Берлин. Его отражали истребители 25 групп и ряда отдельных истребительных подразделений. Было сбито не менее 69 тяжелых бомбардировщиков ценой гибели 36 лётчиков люфтваффе, еще 27 пилотов получили ранения. Американская авиация начинает бомбить Берлин в дневное время.
1946 - Министр авиапромышленности В.М.Хруничев подписал приказ о назначении О.К. Антонова главным конструктором, образовании ОКБ при заводе № 153 и создании одномоторного грузового самолета. В приказе №94, в частности, говорилось: "Гл. конструктору ОКБ завода №153 тов. Антонову спроектировать и построить одномоторный грузовой самолет с мотором АШ-62ИР со следующими данными: макс. скорость на высоте 1750 м -270 км/ч; крейсерская скорость на высоте 1750 м - 205 км/ч; дальность с макс. запасом горючего и коммерч. грузом 1000 кг -1300 км; дальность с коммерч. грузом 2000 кг - 900 км; практический потолок - 7500 м; посадочная скорость - 70 км/ч; длина разбега - 65 м; нормальная коммерческая нагрузка -1000 кг (максимальная -2000 кг); экипаж - 2 человека. Самолет построить в двух экземплярах и предъявить на Госиспытания к 15 декабря 1946 г.”
1951 - Первый полёт экспериментального самолёта CM.88-R Gemeaux (разработчик: Fouga, Франция). Компания Fouga в целях создания летающего стенда для двигателей Turbomecaа решила объединить два фюзеляжа СМ.8R-9.8 в центральной части центропланом, а в задней части - внутренними консолями V-образного стабилизатора.
1953 - Родился Вотинцев Игорь Викторович Герой РФ, Заслуженный летчик-испытатель РФ, начальник летной службы ОКБ «Сухой».
В 1974 году окончил Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков. Служил в строевых частях ВВС. С 1979 года старший лейтенант И.В.Вотинцев – в запасе. В 1980 году окончил Школу лётчиков-испытателей. С 1980 года – на лётно-испытательной работе в ОКБ имени П.О.Сухого (с 1997 года – начальник лётной службы ОКБ). Поднял в небо и провёл испытания истребителя-бомбардировщика Су-34 (в 1993 году), первого отечественного самолёта с обратной стреловидностью крыла Су-47 «Беркут» (в 1997 году), грузо-пассажирского самолёта С-80 (в 2001 году). Участвовал в испытаниях боевых самолётов Су-17, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-35 и их модификаций.
1960 - В Советском Союзе с полигона Владимировка (Астраханская область) был осуществлен 17-й пуск межконтинентальной крылатой ракеты "Буря" №10-04. Ракета пролетела 1500 км. Полет прошел аварийно из-за больших углов атаки диффузора полета и прекратился через 26 минут.
1961 - Принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 420-1741 о начале работ по созданию космического комплекса морской разведки (спутники типа "УС-А" и ракета-носитель типа "УР-200").
1961 - Первый полет совершил стратегический бомбардировщик самой совершенной и последней модификации B-52 - B-52H, который отличался новыми турбореактивными двигателями TF33 с увеличенной тягой при значительно меньшем расходе топлива и усиленной конструкцией планера, что позволило самолёту летать продолжительное время на малых высотах, также был укорочен киль. Вместо счетверенных хвостовых пулемётов установлена шестиствольная пушка M61A1 Vulcan калибра 20 мм с вращающимся блоком стволов (боезапас 1200 снарядов), дистанционно управляемая с помощью РЛС AN/AGS-15 или телекамеры. Последний самолёт серии B-52 был построен в июне 1962 года. Это модификация до сих пор состоит на вооружении ВВС США.
1963 - Родился Дейнеко Юрий Михайлович, заместитель командира 121-го гвардейского Севастопольского Краснознаменного тяжелого бомбардировочного авиационного полка 22-й гвардейской Донбасской Краснознаменной тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии 37-й воздушной армии Верховного Главнокомандования, Герой России, подполковник. При облете Ту-160 "Михаил Громов" после замены одной из силовых установок в районе аэродрома базирования подполковник авиации Юрий Дейнеко выполнял функции командира корабля. Во время полета произошло разрушение ряда конструкций самолета, вызвавших пожар на борту. Всего в течение 12 секунд лавинообразное развитие критической ситуации привело к взрыву самолета. Правильно оценив ситуацию, за этот промежуток времени Дейнеко успел отвернуть падающий самолет от находящегося под самолетом крупнейшего в Европе газохранилища…
1964 - Первый полёт высотного разведчика Е-155Р-1 (в серии МиГ-25Р); А.В.Федотов. Двигатели Р-15Б-300 производства ММЗ (ныне ММПП) "Салют".
1965 - Вертолет Сикорский SH-3A "Си Кинг" совершает первый беспосадочный полет вертолета с западного на восточное побережье США. Взлетев с палубы авианосца "Хорнет" в Сан-Франциско (штат Калифорния), SH-3A пролетает 3405 км и опускается на палубу авианосца "Франклин Делано Рузвельт" в Джексонвилле (штат Флорида). Вертолет пилотировал Дж.Р.Уиллифорд.
1967 - Катастрофа самолёта Ан-12Б, аэропорт Салехард.Самолет перегонялся на свой аэродром после выполнения заказных полетов с временной базы. Торопясь быстрее вернуться домой, экипаж не выполнил требования РЛЭ и контрольной карты: не выпустил закрылки. Самолёт вошел в срывной режим и столкнулся с землёй сразу после взлёта на территории аэродрома. 5 человек погибло.
1970 - В соответствии с распоряжением Министра авиационной промышленности СССР от 6 марта 1970 года коллектив ОКБ Ильюшина приступил к созданию гражданской модификации самолета Ил-76Т. Это были практически такие же самолеты Ил-76, которые поставлялись ВТА, но без вооружения.
В мае 1973 года была проведена Макетная комиссия МГА по рассмотрению материалов по самолету, предназначенного для эксплуатации в МГА. Возглавлял эту комиссию заместитель министра гражданской авиации Аксенов.
В мае 1975 года первый серийный самолет прошел пробную эксплуатацию в тюменском регионе, перевозя различные грузы из Тюмени в Сургут, Надым и Нижневартовск.
1971 - Первый полёт первого серийного лёгкого многоцелевого самолёта BN-2A Mk III Trislander (разработчик: Britten-Norman, Великобритания).
Трёхдвигательный самолёт имел увеличенную грузоподъемность, более длинный фюзеляж, усиленное шасси с новыми основными стойками с колесами большего размера и новыми шинами. Были внедрены и другие усовершенствования. Носовая часть фюзеляжа была удлинена на 2,29 м, а хвостовая часть фюзеляжа - подверглась усилению. Несмотря на то, что большинство специалистов высказывалось за установку третьего двигателя в носовой части, в конечном итоге он был установлен на средней линии фюзеляжа, на вертикальном стабилизаторе, который подвергся перепроектированию. Самолет был рассчитан на одного-двух членов экипажа и 17 пассажиров, причем схема установки кресел "от борта до борта" была сохранена, но количество дверей было увеличено до пяти (две по левому борту и три - по правому).
1976 - Катастрофа самолёта Ил-18Е авиакомпании «Аэрофлот», (CCCP-75408), выполнявшего рейс по маршруту Москва — Ереван. Во время полета по маршруту отказали все энергосистемы самолёта. Экипаж не смог справиться с управлением обесточенного самолёта, в результате чего тот разбился. Погибли все 111 человек, находившиеся на борту — крупнейшая катастрофа Ил-18.
Через 55 минут после взлёта, на высоте 8 000 метров, во время полёта у самолёта произошла потеря электропитания. Это привело к обесточиванию и выходу из строя курсовой системы, обоих авиагоризонтов и автопилота. Экипаж был дезориентирован. После нескольких манёвров с кренением самолет потерял управление и под углом 35º рухнул на заснеженное поле в 200 м от села Верхняя Хава Воронежской области. Полет проходил ночью над облаками, что делало невозможным обнаружить горизонт визуально. При подготовке к взлету экипаж нарушил схему включения авиагоризонтов. После отказа части приборов экипаж не использовал возможность пилотирования машины по другим приборам.
1981 - Состоялся первый полёт Ил-76МД.
Ил-76МД - самолёт автономной эксплуатации. В течение двух месяцев он способен выполнять задачи вдали от родного аэродрома и обслуживается только силами экипажа. Силовая установка, все системы, оборудование и вооружение полностью сохранены, и лишь в конструкцию планера введены конструктивные изменения, связанные с увеличением ресурса и взлётной массы. При эксплуатации с бетонированных ВПП первого класса взлётная масса самолета возросла со 170 до 190 т в основном за счет заправляемого топлива и незначительно - за счет увеличения массы конструкции. Это позволило повысить дальность полета самолёта Ил-76МД с максимальной транспортной нагрузкой на 40%. Тележка шасси, в отличие от Ил-76М, расположена не вдоль, а поперек, что повышает взлётно-посадочные характеристики при использовании грунтовых аэродромов. Для предотвращения попадания грязи ниша шасси во время взлёта и посадки закрыта. На Ил-76МД применены уникальные трёхщелевые закрылки. Ил-76МД оборудован специальными средствами десантирования людей и техники, выброса грузов. Основные системы самолёта многократно резервированы.
1984 - Начались испытания дальнемагистрального пассажирского самолёта Boeing 767-200ER (Extended Range - увеличенная дальность полета) (разработчик: Boeing, США). Могут устанавливаться двигатели - ТРДД Pratt & Whitney JT9D-7R4E (22680 кгс), PW4052 (23590 кгс) или PW4056 (25740 кгс), General Electric CF6-80A2 (22680 кгс) или CF6-80C2-84F (26260 кгс), Rolls-Royce RB211-524G (26300 кгс). На самолёте используется цифровой комплекс авионики EFIS производства американской фирмы "Рокуэлл-Коллинз", имеющий шесть цветных многофункциональных дисплеев.
1986 - Автоматическая межпланетная станция «Вега-1», полёт которой осуществлялся в рамках международного проекта «Венера — комета Галлея», выполнила программу исследований кометы Галлея.
1987 - Катастрофа самолёта Ан-26 Таджикского УГА близ Алма-Аты. Экипаж не сделал предусмотренный правый разворот к точке четвертого разворота и проследовал с прежним курсом. Диспетчер не убедился в выполнении команды. Когда самолет отклонился от воздушной трассы, он на 2 минуты вышел из зоны диспетчерского контроля. Диспетчер обнаружил уклонение от схемы и дал указание на отворот вправо, но ответа не последовало. Радиосвязь в горном районе была неустойчивой. В горизонтальном полете самолёт столкнулся с горой на высоте 2370м в 22м от ее вершины в 56км от аэропорта Алма-Ата. 9 человек погибли.
1990 - При перелете с авиабазы Бил на аэродром Смитсоновского музея экипаж SR-71 - подполковники Эдвард Ял-динг и Джозеф Вид установили 5 рекордов, 4 из которых зафиксировали официально, в том числе - 3 мировых рекорда скорости полета: самолет преодолел расстояние 3702 км между Лос-Анжелосом и Вашингтоном за 1ч 4 мин 5 с со скоростью 3466 км/ ч., 501 км между Сент-Луисом и Цинцинатти за 8 мин. 20 с со скоростью 3609 км/ч и 1517 км между Канзас-Сити и Вашингтоном за 25 мин 55 с со скоростью 3511 км
1997 - Первый полёт первого серийного среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-204-120 №64027, ОКБ Туполева. Это модификация Ту-204-100 с английскими двигателями Роллс-Ройс RB.211-535E4. Сертифицирован в соответствии с НЛГС-3, ведутся работы по сертификации в соответствии с нормами JAR 25. В пилотажно-навигационном комплексе используется западная авионика (первоначально вариант с западной авионикой обозначался Ту-204-122). Интерьер пассажирского салона выполнен по западным нормам. Первым самолетом, переделанным под английские двигатели стал серийный Ту-204 №64006, самолет совершил первый полет с новыми двигателями в 1992 году. Серийное производство освоено на "Авиастаре".
1998 - Первый полет БПЛА Bell Eagle Eye. Это многоцелевой БПЛА с ВВП, разработанный американской фирмой Bell совместно с компанией Scaled Composites. Опытный образец Bell Eagle Eye (БПЛА с поворотными двигательными гондолами) был разработан, чтобы проверить и усовершенствовать основные полетные и рабочие характеристики опытного двигателя с поворотными гондолами с потенциалом для будущих разработок БПЛА с вертикальным взлётом и посадкой. Аппарат требовал некоторых совершенствований, что привело к росту стоимости дрона, и не удовлетворяло непосредственных заказчиков, в связи с чем, проект в скором времени был отменён.
2001 - На аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском командованию МО РФ были продемонстрированы модернизированные самолеты Су-27УБМ бортовой № 20 и Су-30КН бортовой № 302, которые к этому времени прошли этап летных испытаний, включая вылеты на применение вооружения. Показанный командованию МО РФ Су-27УБМ стал первым модернизированным строевым истребителем. Его доработка из серийного Су-27УБ заняла всего месяц. При этом на самолет было установлено около 50 новых приборов и устройств, что привело к увеличению веса БРЭО всего на 30кг. Су-30КН более дешёвый, усовершенствованный вариант истребителя Му-30МК.
2003 - Первый полет конвертоплана AgustaWestland AW609 в Арлингтоне, штат Техас, под управлением летчиков-испытателей Роя Хопкинса и Дуэйна Уильямса. Он является революционным аппаратом, ибо он впервые предназначен для коммерческого применения, главным образом, перевозки деловых пассажиров.
С технической точки зрения ВА609 представляет собой довольно сложную конструкцию, вобравшую в себя ряд самых современных технологических достижений. К числу его особенностей, помимо системы поворота двигателей, можно отнести широкое применение композиционных материалов, в частности, герметичный стеклопластиковый фюзеляж с алюминиевыми силовыми элементами, обогреваемые углепластиковые лопасти, электродистанционную систему управления, "стеклянную кабину" комплексом оборудования "Коллинз", которое обеспечивает всепогодное применение аппарата. В целом конструкция выполнена в соответствии с концепцией безопасной повреждаемости и, как утверждается, соответствует нормам летной годности самолетов и вертолетов транспортной категории. Однако испытания и сертификация аппарата не завершены до сих пор.
2018 - На российской военной авиабазе Хмеймим в Сирии, потерпел крушение российский военно-транспортный самолёт Ан-26. На борту военно-транспортного самолёт Ан-26 находилось 39 человек, включая 6 членов экипажа и 33 пассажира, которые в результате крушения воздушного судна погибли. В момент крушения Ан-26 вблизи авиабазы Хмеймим, наблюдался сильный порывистый ветер, который мог стать одним из обстоятельств произошедшей трагедии.
7 марта исламистская группировка «Джейш аль-Ислам» взяла ответственность на себя за сбитый самолёт, но подтверждений этому не найдено. По другим сведениям, самолёт был изготовлен в 1980 году, и причиной катастрофы могла стать его изношенность.
Свежие комментарии