На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 692 подписчика

Свежие комментарии

  • Marseille Marseille
    Вроде как Як-3 ( ранний) Ерёменко в музее Задорожного.Этот день в авиац...
  • Сергей Плугарев
    Вот и новая дата в катастрофахЭтот день в авиац...
  • Алексей Леонтьев
    я не помню чтобы в Архангельске был 46484.Этот день в авиац...

Этот день в авиации. 5 февраля

Этот день в авиации. 5 февраля
Этот день в авиации. 5 февраля

1889 - Родился К.А. Калинин, советский авиаконструктор. Участник Первой мировой и гражданской войн. С 1923 г. занимался конструированием пассажирских и военных самолётов. В 1926 г. возглавил КБ в Харькове. Один из основателей Харьковского авиазавода. Разработал 20 типов самолётов: АК-1, К-1, -2, -3, -4, -5, -6, -7, -8, -9, -10, -12, -13, -14, -15 и др.


Характерной особенностью его самолётов была эллиптическая форма крыла и горизонтального оперения. Весной 1938 г. был арестован и расстрелян в 1940 году. Реабилитирован посмертно.

The Manurewa
1911
- Вивиан Уолш (Vivian ‘Vee’ Walsh) совершает первый в Новой Зеландии полет на практическом аэроплане. Полет проходил над ипподромом Папакура в Южном Окленде. Самолет представлял собой биплан Говарда-Райта, который был импортирован из Англии по частям и по окончании сборки назван Manurewa ("парящая птица") № 1.

Этот день в авиации. 5 февраля
1912 - На собрании членов Воздухоплавательного кружка Киевского политехнического института Сикорский публично высказывает идею о создании двухмоторного самолета.
Этот день в авиации. 5 февраля

1913 - Родился Андрей Александрович Дмитриевский (1913 — 1992 г.г.), учёный в области управления летательными аппаратами. С 1939 года работал в военной промышленности инженером, главным конструктором миномётного завода (в годы войны). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Д.т.н.(1961), профессор (1962).

Этот день в авиации. 5 февраля

1919 - Открыта первая в Европе регулярная пассажирская авиалиния. Немецкая компания DLR выполняла ежедневные полёты по маршруту Берлин — Лейпциг — Веймар на бипланах AEG J.II и LVG CV – первый полет из города в город протяженностью 193 километра длился всего 2 часа 18 минут. Пассажирам перед посадкой приходилось надевать летные комбинезоны, шлемы, очки и меховые унты, так как линию обслуживали бипланы с открытой кабиной. Именно DLR ввела в практику принятое сегодня авиакомпаниями всего мира правило размещать на корпусе самолета свой логотип. Это был взмывающий в небо журавль — нынешний фирменный знак авиакомпании «Люфтганза». Так было положено начало гражданским перевозкам людей и грузов по воздуху.

Этот день в авиации. 5 февраля

1922 - В Москве, на Нижней Масловке, была организована мастерская для нужд военно-воздушного флота, ставшая базой для организации завода № 33 по выпуску топливной аппаратуры для авиационных моторов. Впоследствии — Московское машиностроительное ПО "Знамя Революции" — ведущее предприятие агрегатостроения Министерства авиационной промышленности. Ныне — ОАО "Машиностроительное производственное объединение имени И.Румянцева".

Этот день в авиации. 5 февраля

1925 - Родился летчик-испытатель Е.К. Кукушев.

До декабря 1944 г. обучался в Одесской военной школе пилотов (Фрунзе), затем — в Ташкентской школе стрелков-бомбардиров (Чирчик). В 1949 окончил Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков, до 1951 г. был в нём лётчиком-инструктором.
В 1953 г. окончил Школу лётчиков-испытателей. С августа 1953 г. служил лётчиком-испытателем, заместителем начальника Лётно-испытательной станции по лётной службе авиационного завода (Комсомольск-на-Амуре), испытывал серийные МиГ-17, Су-7 и их модификации.
С октября 1959 по декабрь 1970 г. — лётчик-испытатель, заместитель начальника лётно-испытательного комплекса по лётной службе Московского машиностроительного завода им. П. О. Сухого. Поднял в небо и провёл испытания Су-9У (25.1.1961), Су-15/3 (2.10.1963), Су-7У (25.10.1965), Су-15УТ (26.8.1968), головного Су-17 Комсомольского-на-Амуре авиазавода (1.7.1969); участвовал в испытаниях Су-24.
В июле 1967 г. на авиационном параде в Домодедове продемонстрировал взлёт и посадку Су-17 с изменением стреловидности крыла при различных манёврах, серию фигур высшего пилотажа, полёт на малой и большой скоростях.
20 января 1969 г. в полёте на Су-15УТ после «обжатия» самолёта по перегрузке на посадке не вышли основные опоры шасси. Е. Кукушев применил «чкаловский» набор фигур пилотажа с созданием перегрузок, и только после пятой попытки стойки выпустились. Причиной происшествия стало несоблюдение при постройке машины зазоров между щитками шасси и обшивкой крыла, что дало о себе знать только после полёта на перегрузку.
С марта 1972 — в запасе. Работал в ОКБ имени П. О. Сухого заместителем начальника лётной службы, с 1980 г. — инженером-конструктором. Жил в Москве.

Этот день в авиации. 5 февраля

1926 - Родился летчик-испытатель В.А. Нефедов.

В 1944 году окончил Сасовскую военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков. В 1944-1946 годах обучался в Черниговском военном авиационном училище лётчиков, в 1949 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. До 1951 года был в нём лётчиком-инструктором. С 1951 - в запасе. В 1953 году окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1953-1958 годах обучался на вечернем отделении Жуковского филиала Московского авиационного института. С мая 1953 года – на лётно-испытательной работе в ОКБ А.И.Микояна. Поднял в небо и провёл испытания МиГ-19П (СМ-7) (28.08.1954), Е-5 (МиГ-21) (9.12.1955), МиГ-19СУ (СМ-50) (30.11.1956), Е-6 (МиГ-21Ф) (20.05.1958). Провёл испытания: вооружения МиГ-17Ф (СФ-3), по отработке заправки МиГ-19 от Ту-16. Участвовал в испытаниях МиГ-15 (САМ), МиГ-15УТИ (СТ-7), МиГ-17Р (СР-2), МиГ-17П (СП-6), МиГ-17ПФ (СП-7), МиГ-17ПФ (СП-10), МиГ-17 (СДК-7), МиГ-17 (СИ-10), Е-2, Е-4, МиГ-19С (СМ-9/3). Участвовал в испытаниях самолётов-истребителей МиГ-17, МиГ-19 и их модификаций, опытных самолётов Е-2 и Е-4. За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1957 года майору Нефёдову Владимиру Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Погиб 28 мая 1958 года в испытательном полёте на опытном Е-6 (МиГ-21Ф). Это произошло во время выполнения седьмого полета на Е-6/1. На высоте 18 км при скорости М=2 произошел помпаж воздухозаборника. Снизив скорость, Нефедов попытался запустить двигатель, но перегретый пусковой бачок забил топливопровод парами бензина. От предложения руководителя полетов покинуть самолет летчик отказался. Точно рассчитав посадку, Нефедов вышел на аэродром, выровнял самолет над посадочной полосой. Но когда оставалось всего около 2 м высоты, самолет ударился передней стойкой шасси о полосу и перевернулся. Около 200 м перевернувшийся истребитель скреб по бетону. Сломался киль. От трения машина загорелась, сошла на грунт. У Нефедова была обожжена спина, разорваны мышцы правой руки, поломаны ребра, проткнуто легкое, поврежден позвоночник. Но он был в сознании и все время задавал один и тот же вопрос: - Я буду летать? Ночью Нефедов умер в госпитале. В ходе расследования было установлено, что при посадке произошел отказ гидросистемы из-за падения давления вследствие выхода из строя двигателя. Управление же стабилизатором было гидравлическим. Резервная электрическая система управления включилась автоматически, однако в этом случае она не обеспечила необходимой скорости перекладки стабилизатора. Поэтому на самолете Е-6/2 гидравлическая система была дублирована аварийным насосом, а электрическая система исключена.
Жил в городе Жуковский Московской области

Этот день в авиации. 5 февраля

1927 - Родился Заслуженный летчик-испытатель CCCР М.П. Киржаев.

До июля 1945 обучался в Энгельсском ВАУЛ. В 1945 окончил 8-ю ВАШПОЛ (г.Пугачёв), в 1949 - Качинское ВАУЛ. В 1949-1950 - лётчик-инструктор Качинского ВАУЛ. В 1950-1954 - лётчик-инструктор 52-го ВАУЛ (с.Возжаевка Приморского края); обучал корейцев. В 1954-1955 - лётчик-инструктор Армавирского ВАУЛ. В 1956 окончил Школу лётчиков-испытателей. С августа 1956 по май 1976 - лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. Провёл ряд испытательных работ на Ту-16ЛЛ и Ту-110 по испытанию опытных двигателей; на МиГ-19 и Як-25 по испытанию систем вооружения, управления и приборного оборудования. Провёл испытания Як-25 с К-75 и К-7Л (1956-1958), Як-40 на больших углах атаки. Участвовал в испытательных полётах на режимы невесомости на Ту-16ЛЛ и Ту-104ЛЛ. С сентября 1976 - в запасе. С 1976 работал руководителем полётов в ШЛИ. Жил в городе Жуковский Московской области. Умер 1 июня 1979 года.

Sierva_c4.jpg
1935
 - поднялся в воздух в городе Ханворс легкий автожир C.1(4) (Cierva) со звездообразным двигателем Pobjoy Niagara

Этот день в авиации. 5 февраля

1937 - Первый полет штурмовика П.Д.Грушина «Тандем-МАИ» (МАИ-3), выполненного по схеме моноплан-тандем.

Этот день в авиации. 5 февраля

1938 - Катастрофа дирижабля ЦАГИ «СССР В-6». Дирижбль выполнял полёт по спасению экспедиции СП-1 исследователя Папанина и 3-х его помощников с дрейфующей льдины. На борту находились большие запасы бензина, свыше 5 тонн, продукты, одежда и пиротехнические средства для поиска лагеря папанинцев в условиях полярной ночи. Полёт проходил на высоте 450 – 500 м в СМУ. Экипаж пользовался картами выпуска 1906г, которые были крайне неточными. Считая, что летят над болотом, высоту не увеличивали. В разрывах облаков заметили гору, в связи с большой инертностью летательного аппарата избежать столкновения с ней не удалось. Дирижабль загорелся и взорвался в районе Кандалакши, Кольский полуостров. Все, кто находился в кабине, 13 человек, погибли. Спаслись только шестеро аэронавтов, находившиеся в мотогондолах и в хвосте дирижабля.


1942 -
Завершились совместные заводские и государственные испытания эталонного самолета Як-7Б М-105ПА (самолет N14-13) начавшиеся 28 января 1942 года на аэродроме новосибирского завода N153. В отчете по госиспытаниям Як-7Б отмечалось, что по сравнению с самолетом Як-1, хорошо зарекомендовавшим себя на фронте, самолет Як-7Б в конструктивном отношении является более совершенным и перспективным. Основные недостатки Як-7Б: 1. Тяжел, что затрудняет быстрый набор скорости. 2. Имеет большое сопротивление за счет водяного и масляного радиаторов. 3. Не имеет обзор назад. 4. Плохой целлулоид в фонаре, что затрудняет наблюдение и не дает возможности летать с закрытым колпаком. 5. Двигатель (особенно не форсированный) не соответствует по своей мощности массе самолета. 6. При стрельбе приходится снимать руку с сектора газа и переносить на гашетки, что ухудшает управление самолетом, а также сбивает точность прицела. 7. Длины пробега и разбега самолета велики, что требует хороших "площадок" по длине.

h8k2.jpg
1942
- Принята на вооружение летающая лодка разведчик Kawanishi
H8K под обозначением Н8К1 тип 2 модель 11, конструктор доктор Шидзуо Кикухара

yp59a.jpg
1944
- В Мюроке провели сравнительные полеты реактивного "Аэрокомета" YP-59A Airacomet и серийных поршневых истребителей Р-47Д "Тандерболт" ("Thunderbolt") и P-38J "Лайтнинг" ("Lightning"). Реактивный первенец вчистую проигрывал своим поршневым конкурентам по всем параметрам - маневренности, дальности, надежности и даже скорости. Поэтому доклад командованию ВВС содержал неутешительный отзыв. В нем говорилось, что YP-59A не представляет интереса в качестве боевого истребителя. Правда, тут же отмечалось, что "Аэрокомет" является отличным самолетом для испытания различных реактивных двигателей и оборудования, легок в пилотировании и может служить эффективной учебной машиной при переходе на реактивную технику. К тому же два двигателя делают его более надежным по сравнению с одномоторными реактивными самолетами. Летные испытания в Мюроке не прекращались. К концу февраля 1944 г. три ХР-59А и шесть YР-59А налетали в общей сложности 242,5 часа без серьезных происшествий. Первая авария произошла в июне 1944-го, когда во время пикирования на YP-59A от перегрузки выпали и разрушились стойки шасси. Летчику Джеку Вуламсу пришлось посадить машину на фюзеляж. В конце года все тому же Вуламсу уже пришлось бросить самолет и воспользоваться парашютом, когда при пикировании разрушилось хвостовое оперение.
В марте 1944 г. был подписан контракт на выпуск ста Р-59А. Поставки первых серийных Р-59А начались осенью 1944 г., но на конвейере "Аэрокомет" продержался недолго. Военные все больше разочаровывались в новом реактивном истребителе, на который когда-то возлагали большие надежды, и 10 октября серийный выпуск прекратили, построив 39 самолетов.Поскольку на фирме остался большой задел запчастей и почти готовых фюзеляжей, их не стали уничтожать, а собрали еще ряд машин. Общее количество серийных Р-59 достигло пятидесяти, из них двадцать составлял вариант Р-59А.


1955
 - С ракетного полигона "Капустин Яр" (Астраханская область) осуществлен второй высотный пуск ракеты Р-1Е - модификация Р-1 по программе Академии Наук СССР. Пуск закончился аварией. Находившиеся на борту собаки Лиса и Бульба погибли. Собаки испытали перегрузку 5.7g.

1960 - Вышло постановление СМ СССР № 138-48, прекращавшее работы по крылатым ракетам «121» и «130» (ОКБ А.Н.Туполева), «Буря» (ОКБ С.А.Лавочкина) и «Буран» (ОКБ В.М.Мясищева).

Этот день в авиации. 5 февраля

1960 - Совершил первый полет польский УБС TS-11 Iskra с бортовым номером 02, с аэродрома Окэчье, под управлением летчика-испытателя А.Абрамовича.


1962
 - Постановлением СМ СССР была задана разработка высотного сверхзвукового самолета оперативной разведки Е-155Р (тем же ПСМ, в соответствии с которым велось создание перехватчика Е-155П, и Е-155Р рассматривался как его модификация). Основные конструктивные отличия разведчика от перехватчика заключались в перекомпоновке носовой части фюзеляжа, в которой вместо бортовой РЛС устанавливалось разведывательное оборудование, и установке на законцовках крыла несбрасываемых топливных баков общей емкостью 1200 л с вертикальными "ластами", служившими для повышения путевой и снижения поперечной устойчивости. Основой разведывательного оборудования МиГ-25Р (Е-155Р; изд.02; «FoxBat-B») должны были стать аэрофотоаппараты АФА-70 (АФА-70М), АФА-72, АФА А-Е/10 и НАФА-75 в нескольких вариантах комплектации, устанавливаемые на съемных люках носовой части фюзеляжа, а также станция общей радиотехнической разведки (РТР) "Ромб-4А" (или "Ромб-4Б"). В дальнейшем предусматривалось применение и другой аппаратуры. Для самолета была создана система автоматизированного управления САУ-155Р. По сравнению с перехватчиком, разведчик планировалось оснастить комплексной навигационной цифровой системой "Пеленг", в состав которой впервые включалась система инерциальной навигации с цифровой ЭВМ и коррекцией от доплеровского измерителя скорости и угла сноса (ДИСС). Для индивидуальной защиты самолета-разведчика в состав его оборудования была введена встроенная станция активных помех "Сирень-1Ф" ("Сирень-2Ф", "Сирень-3Ф" в сменной комплектации)

Этот день в авиации. 5 февраля

1962 - Вертолет Sikorsky HSS-2 “Sea King” военно-морского флота Соединенных Штатов устанавливает мировой рекорд скорости 339 км/ч

Этот день в авиации. 5 февраля

1963 - Cчитается датой создания аэропорта "Архангельск" (Талаги)
Зимой 1963 года в районе деревни Талаги, на месте заболоченного редколесья, военные строители закончили укладку бетонных плит взлетной полосы с искусственным покрытием, на которую 5 февраля впервые приземлился самолет ИЛ-18. Это был первый технический рейс по маршруту Ленинград-Москва-Архангельск. Руководили перелетом летчик первого класса, Герой Советского Союза В.Ф.Башкиров и начальник Северного территориального управления ГВФ СССР Н.Г. Порфиров. 25 февраля 1963 года начались ежедневные полеты в Москву и Ленинград. 5 ноября 1964 года вступил в строй аэровокзал. С 1966 года начали летать АН-24. В 1969 году в авиапарк прибыл первый ЯК-40, вертолеты МИ-6 и МИ-8. 7 марта 1974 года на трассу встал ТУ-134А.


1963
- Началась постановка на боевое дежурство первого ракетного полка (г. Нижний Тагил), вооружённого БРК с МБР Р-16 (8К64), а 15 июля этого же года этот комплекс был принят на вооружение РВСН.

Этот день в авиации. 5 февраля

1971 - третья команда американцев на космическом корабле Apollo 14 высаживается на Луну. Экипаж: командир Алан Шепард, пилот командного модуля Стюарт Руса, пилот лунного модуля Эдгар Митчелл.

Этот день в авиации. 5 февраля

1972 - Первый полет совершил опытный самолет ДРЛО Boeing E-3A.

Этот день в авиации. 5 февраля

1972 - Авиакомпания «Люфтганза» начала выполнять регулярные полеты по маршруту Франкфурт — Москва.

Этот день в авиации. 5 февраля

1972 - Первый полет прототипа самолёта AWACS, созданного фирмой «Боинг» на базе планера грузового самолёта Боинг-707-320, получившего обозначение EC-137D.

Картинки по запросу "предсерийный истребитель-бомбардировщик Tornado""
1977
- Вышел на лётные испытания первый предсерийный истребитель-бомбардировщик Tornado (компания Panavia, International).

Этот день в авиации. 5 февраля

1978 - Первый полет E-3C Sentry. Е-3 может одновременно следить за 400 самолетами. Благодаря усовершенствованной системе идентификации ⌠свой-чужой, ⌠Сэнтри способен распознавать самолеты противника. В случае обнаружения последних ⌠Сэнтри информирует пилота о том, где находится противник и по какому маршруту следует двигаться для его перехвата. ⌠Сэнтри может находиться в полете на высокой скорости в течение 11 часов. Продолжительность полета Е-3 может достигать нескольких дней при использовании дозаправки в воздухе.

1982 - Катастрофа самолета Ту-16К, аэродром Тарту, КК ст. л-т Лаврентьев В.В.
СМУ, в процессе разбега на взлете с максимальной взлётной массой взлётный угол 8° был создан на малой скорости с последующим его увеличением до 11°. Самолёт коснулся ВПП хвостовой пятой и оторвался на малой скорости с креном, в результате чего самолёт коснулся земли законцовкой правого крыла. Вследствие этого произошло заклинивание элеронов и невозможность уборки крена. Самолет с увеличением крена, продолжая касание о землю, уклонился от полосы вправо, через 400м после отрыва ударился носовой частью о землю, разрушился и сгорел. Экипаж передней кабины, 4 человека, погиб, КОУ и ВСР выжили.


1987
 - В СССР был запущен космический корабль "Союз ТМ-2", на его борту были летчики-космонавты Юрий Романенко и Александр Лавейкин. Это вторая экспедиция на орбитальную станцию «Мир». Романенко пробыл в космосе 326 суток, 11 часов, 37 минут, 59 секунд, у Лавейкина проявилась сердечная недостаточность, вынудившая его вернуться на Землю раньше намеченного срока.

58L.jpg

1998 - Проведено первое летное испытание гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя 58л в диапазоне скоростей полета 3-6,5 М.Двигатель разработан «КБ химической автоматики» совместно с «Центральным институтом авиационного моторостроения им.П.И.Баранова».

Этот день в авиации. 5 февраля

2002 - С борта самолета-носителя L-1011 «Stargazer», взлетевшего с полосы RW13 Станции ВВС США «Мыс Канаверал», стартовыми командами компании Orbital Science Corporation осуществлен пуск ракеты-носителя «Pegasus-XL», которая вывела на околоземную орбиту американский астрономический спутник «HESSI» («High Energy Spectroscopic Imager»).

Картина дня

наверх