На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 672 подписчика

Свежие комментарии

Этот день в авиации. 30 апреля

Этот день в авиации. 30 апреля

Этот день в авиации. 30 апреля

1904 - Родился Николай Георгиевич Кастанаев — советский лётчик-испытатель.

 
Этот день в авиации. 30 апреля

1911 - В Петербурге открылась частная авиашкола Владимир Александрович Лебедева.

Этот день в авиации. 30 апреля

1916 - Акционерное общество "Русско-Балтийский завод" начало строительство большого автомобильного завода. К началу революции завод не был достроен, а после революции был национализирован и передан бронеуправлению РККА.

Стал постепенно развёртывать производство, и в 1922-м году выпустил пять легковых автомобилей.В 1923-1927 годах завод был в концессии у "Юнкерса". Когда концессия была аннулирована, стал советским авиазаводом № 22.В 1941-м завод был эвакуирован в Казань. Сейчас на этом месте располагается завод им. Михаила Васильевича Хруничева.

Этот день в авиации. 30 апреля

1919 - Первый полёт совершил лёгкий одноместный многоцелевой самолёт Avro 531 Baby, разработанный английской фирмой Avro (A.V.Roe and Co Ltd).

Этот день в авиации. 30 апреля

1928 - Пилотесса Леди Бейли приземлилась в Кейптауне, Южная Африка, на де Хэвиленд DH.60, завершив полёт в 8 000 миль (12875 километров) Её путешествие началось на аэродроме Кройдон в Лондоне 9 марта 1928 года.

Этот день в авиации. 30 апреля

1929 - На день раньше срока, опытная машина ПС-9(АНТ-9) была готова. По внешнему виду самолёт не уступал продукции именитых заграничных фирм. В салоне располагались плетёные камышовые кресла - этакий дачный интерьер. Их сделал один подмосковный заводик - получилось не хуже, чем у немцев. С вентиляцией поступили просто: все окна пассажирской кабины открывались, как в трамвае. Отопления на самолёте не было. 1 мая 1929 года опытный АНТ-9 уже стоял посреди Красной площади, демонстрируя новый успех советского самолётостроения. Теперь предстояло поднять машину в воздух. На Центральный аэродром самолёт перевозили ночью. Огромная телега, запряжённая битюгами, медленно двигалась к Ходынке, сопровождавшие шли по сторонам. Когда на подъезде к аэродрому процессия стала пересекать трамвайные пути, из утреннего тумана вдруг выскочил трамвай. Девушка-машинист не успела затормозить, и вагон врезался в самолёт. Удар консолью напрочь снёс крышу трамвая, крыло же практически не пострадало. Сообщившие об этом газеты захлебывались от восторга: вот какие прочные самолёты строит Туполев.

Этот день в авиации. 30 апреля

1929 - Состоялся первый полёт самолёта HP.39 Gugnunc. В 1929 году в США проводился конкурс Guggenheim Safe Aircraft Competition. Специально для этих соревнований компания Handley Page Ltd. разработала самолёт, имевший рабочее обозначение Guggenheim Competition Biplane. Одной из самых важных особенностей самолёта стала очень низкая скорость сваливания - всего 53 км/ч. После окончания строительства самолёт получил официальное обозначение HP.39 Gugnunc гражданский регистрационный номер G-AACN.

Этот день в авиации. 30 апреля

1930 - В ЦАГИ введён в действие гидроканал.

Этот день в авиации. 30 апреля

1933 - Первый полёт пассажирского самолёта Александра Ивановича Путилова «Сталь-3» из нержавеющей стали, лётчик-испытатель Яков Георгиевич Пауль. Самолёт "Сталь-З" серийно строился в количестве 80 экз., на нём были осуществлены новые конструкторские решения: установлен элерон-закрылок и особый капот с профилированной щелью для улучшения охлаждения двигателя. Эти самолёты эксплуатировались на линиях ГВФ и показал хорошую надёжность и простоту ремонта.

Этот день в авиации. 30 апреля

1935 - Дуглас DC-1 авиакомпании TWA побил собственный трансконтинентальный рекорд, пролетев из Бербанка, штат Калифорния, в Нью-йорк за 11 часов 5 минут.

Этот день в авиации. 30 апреля
1937
 - Облётан прототип санитарного самолёта (регистрационный номер SP+BFN) RWD-13. Летом того же года самолёт был принят на вооружение и получил цифровое обозначение типа:12. В первой половине 30-х годов польские ВВС стали испытывать недостаток лёгких санитарных самолётов: H-28S физически и морально устарели, а тяжёлые R-XVIb не были приспособлены для посадок на полевые площадки. Поэтому на переломе 1936/37 годов конструкторское бюро DWL разработало санитарный вариант RWD-13. Автором проекта стал инженер Бронислав Зураковски. С правой стороны фюзеляжа была сделана ниша, для того, чтобы туда могли поместиться носилки с раненым, а с левой - ниша для санитара.

Этот день в авиации. 30 апреля

1939 - Первый полёт гидросамолёта МБР-7 ОКБ Георгия Михайловича Бериева,лётчик-испытатель Николай Петрович Котяков.

sspit-i.jpg
1940
 - Джэффри Куилл поднял в воздух рекордный самолёт Supermarine Speed Spitfire (Скоростной Спитфайр), Разработчик: Supermarine, Великобритания. Машина имела взлётный вес 2495 кг и новый четырёхлопастный деревянный винт диаметром 3,05 м (на 20,3 см меньше, чем на серийном "Спитфайре"). Это было сделано для того, чтобы скорость на законцовках лопастей не приближалась к сверхзвуковой, поскольку подобный режим ещё не был достаточно изучен. Поверхность самолёта тщательно отполировали, доработали зализы и заменили неубираемое хвостовое колесо на обтекаемый костыль. Фонарь получил новое вытянутое остекление с меньшим аэродинамическим сопротивлением. Размах крыла уменьшился до 10,26 м, а законцовки выполнили более закругленными.

Этот день в авиации. 30 апреля
1942
 - Поднялся в воздух первый из трёх опытных построенных одноместных истребителей Fiat G.55 Centauro (Разработчик Джузеппе Габриэлли: Fiat, Италия). Представлял собой цельнометаллический низкоплан и имел полностью убирающееся шасси и приподнятую кабину пилота, обеспечившую ему отличный обзор. Первая серия имела импортные моторы DB605A, вторая - лицензионные RA.1050RC.58. Самолёты, собранные в Турине после раскола Италии, также оснащались DB605A.

Nord2100Norazur.jpg
1947
 - Совершил первый полёт французский опытный транспортный самолёт Nord 2100 Norazur. Nord 2100 Norazur - средний транспортный самолёт, разработанный французской фирмой Société Nationale de Constructions Aéronautiques du Nord (SNCAN). Спроектирован для ВВС Франции. Он был оснащён двумя двигателями Potez 8D-03 мощностью 425 л.с., оборудованных толкающими винтами. За первым вариантом последовал Nord N.2101 Norazur с двигателями Beard 6D-07 мощностью 390 л.с. Последним вариантом стал самолёт Nord N.2102 Norazur с двигателями Argus 12S мощностью 465 л.с.

Этот день в авиации. 30 апреля

1949 - На Саратовском авиазаводе №292 выпущен первый серийный истребитель Ла-15.

Этот день в авиации. 30 апреля
1949
 - В НИИ ВВС закончились (начались 28 декабря 1948 года) Государственные испытания учебно-тренировочного истребителя УТИ Р-63, изготовленного на 321 АРБ (Разработчик: Веll, ЦНЭБ ВВС, СССР). Оценивалась система аварийного сброса фонаря передней кабины и возможности покидания, в случае необходимости, самолёта его экипажем. Всего было выполнено 11 полётов. Вывод - положительный. Ведущими инженерами по испытаниям были инженер-полковник Анатолий Иванович Грызлов и инженер-подполковник Емельян Яковлевич Матицын. Лётчик-испытатель - известный лётчик Владимир Ефремович Голофастов. Прыжки совершались выдающимся парашютистом подполковником Василием Григорьевичем Романюком.

Этот день в авиации. 30 апреля
1950
 - Поднялся в воздух французский одноместный штурмовик Sud-Est SE.2410 Grognard. SE.2410 Grognard - штурмовик, разработанный французской фирмой Sud-Est (SNCASE). Первым из экспериментальных самолётов компании SNCASE можно считать самолёт Sud-Est SE.2410 Grognard - одноместный штурмовик-моноплан, оснащённый двумя турбореактивными двигателями, установленными в хвостовой части фюзеляжа. В аэродинамической трубе прошла испытания 58-процентная масштабная модель этого самолёта. Удовлетворительные результаты испытаний стали сигналом к началу производства. Самолёт SE.2410 Grognard I представлял собой среднеплан со стреловидными крылом и хвостовым оперением. Его силовая установка включала два турбореактивных двигателя Rolls-Royce Nene 102.

Этот день в авиации. 30 апреля
1953
 - Катастрофа самолёта Ил-12П (СССР-Л1777) Аэрофлота близ Казани. (Рейс Москва-Казань-Новосибирск, 5 членов экипажа, 18 пассажиров)). Авиалайнер заходил на посадку, когда при пролёте над Волгой на высоте 300 м неожиданно отказали оба двигателя. С учётом сложившейся ситуации, экипаж выполнил аварийную посадку на реку, но в ходе эвакуации погиб один пассажир.
Как установила комиссия, тот удар, который стал причиной происшествия, был вызван столкновением самолёта со стаей уток. Одна утка врезалась в кабину пилотов, но удар пришёлся чуть выше фонаря, а потому остекление не пострадало, хотя деформировало стрингер. Ещё одну утку обнаружили в левом двигателе между цилиндров. Также были глубокие вмятины на обшивке. Кроме того, заднюю крышку щитка переключателей изогнуло так, что замкнуло контакторы переключателей магнето, а рычажок аварийного выключателя магнето от удара опустился в положение «выключено», при этом оборвало контровую проволоку, что в итоге привело к тому, что в обоих двигателях выключилось зажигание. Зажигание выключилось почти мгновенно, а топливная смесь ещё поступала в цилиндры, но теперь не могла там воспламениться из-за отсутствия искры, а потому её воспламенение происходило только в выхлопных патрубках. Эти языки пламени экипаж с пассажирами и приняли по ошибке за пожар. Хотя воздушные винты крутились в режиме авторотации, но частота вращения приводимых ими генераторов была недостаточной для поддержания необходимого напряжения в бортовой электросети. Это низкое напряжение и было причиной того, что не сработала система флюгирования воздушных винтов. Аккумуляторы же также не могли выдать достаточное напряжение, так как полёт выполнялся ночью при включенном ночном оборудовании, командной радиостанции и освещении пассажирского салона.

Этот день в авиации. 30 апреля

1954 - Начато серийное производство ТВД НК-12 на Куйбышевском моторном заводе.

Этот день в авиации. 30 апреля
1956
 - Начались поставки серийных французских многоцелевых ударных истребителей SO.4050 Vautour IIA и завершились к февралю 1958 года. Истребители поставлялись с октября 1956 до 1960 года, а бомбардировщики - с июля 1957 до июля 1959 года. Все самолёты, как прототипы, так и серийные, строили на заводе SNCASO в Сен-Назере (1 марта 1957 года SNCASO объединилась с фирмой SNCASE, образовав концерн "Сюд-Авиасьон"). Средние темпы выпуска были невелики и составляли примерно один самолёт за 10 дней.

Этот день в авиации. 30 апреля
1957
 - По окончании лётно-конструкторских испытаний первые три дальних топливозаправщика C/KC-135 поступили в войска. До 1965 года, когда семейство Boeing C/KC-135 "Stratolifter"/"Stratotanker"сняли с производства, было выпущено 732 заправщика плюс 88 самолётов различных спецвариантов; впрочем, о выпуске последних можно говорить лишь условно, поскольку многие из них были переделанными заправщиками. Последний КС-135А (борт 64-14840) был поставлен заказчику 12 января 1965 года. С/КС-135 оказался весьма универсальной машиной.

Этот день в авиации. 30 апреля

1958 - Первый полёт Blackburn Buccaneer. Это британский двухместный палубный штурмовик. Состоял на вооружении Королевских ВВС и ВМС Великобритании в 1962—1993 годах. Поставлялся на экспорт в ЮАР.Самолёт предназначался для действий с малых высот и должен был иметь вместительный грузоотсек для размещения «спецбоеприпаса», обычных свободнопадающих бомб или морских мин. В качестве приоритетных целей для новой машины назывались важные объекты в приморских районах СССР, береговая инфраструктура советского флота, а также новейшие советские артиллерийские крейсера типа «Свердлов», появление которых весьма встревожило английских моряков.
Особенностью проекта Blackburn NA.39 стала мощная система управления пограничным слоем, в сочетании с крыльевой механизацией значительно улучшающая взлётно-посадочные характеристики и позволяющая самолётам базироваться не только на тяжёлых кораблях типа «Арк Ройал», но и на более лёгких авианосцах типа «Сентаур» (усовершенствованный проект «Колосус», четыре корабля этого типа, заложенные в 1944-45 гг). Штурмовик было решено оснастить двумя двигателями Havilland Gyron Junior DGJ.1 (2 х 3170 кгс).

Этот день в авиации. 30 апреля
1962
 - Третий опытный образец Х-15А, пилотируемый Джозефом Уолкером, достиг высоты 77 720 м.

Этот день в авиации. 30 апреля

1962 - Первый, "официальный", полёт разведывательного самолёта Lockheed А-12 состоялся в присутствии представителей заказчика. Полёт продолжался 59 минут, лётчик-испытателЬ Lockheed Corporation Лу Шальк забрался на высоту 9 000 м и достиг скорости 550 км/ч. В послеполётном отчете лётчик отметил удовлетворительную устойчивость и управляемость аэроплана. Но по сути, это был третий полёт.
Первый полёт проходил 26 апреля 1962 г. в обстановке максимально возможной секретности. Сразу же как только Шальк оторвал "Архангела" от земли, начались колебания по каналу тангажа. "Смотреть на это со стороны было ужасно", - вспоминал Джонсон. Налицо - неустойчивость и склонность самолёта к автоколебаниям. По выражению Шалька, самолёт "барахтался в небе", А-12 раскачивался по всем трём осям так, что лётчик уже не чаял благополучно приземлиться. Тем не менее, Шальк посадил самолёт, благо Грум-Лойк представляет собой высохшее озеро, на котором можно осуществлять прерванный взлёт без особых проблем. В этом полёте система повышения устойчивости не работала, а сам полёт представлял собой скорее скоростную рулежку с кратковременным отрывом машины от земли. Полноценный полёт состоялся 26 апреля, он продолжался 35 минут. Работающая система SOS исключила автоколебания по всем каналам управления. "Прекрасный взлёт, прекрасная посадка", - отметил Джонсон. Второй полёт выполнялся с убранным шасси.

Этот день в авиации. 30 апреля

1965 - Самолёт Су-15 был принят на вооружение в составе комплекса перехвата Су-15-98, включавшего самолёт-носитель Су-15 (Т-58), систему вооружения с радиолокационной станцией РП-15 («Орел-Д-58») и ракетами Р-98 в двух вариантах: с полуактивной радиолокационной ГСН и пассивной тепловой ГСН, а также наземную часть – систему наведения типа «Воздух-1М». Таким образом, Су-15 стал третьим, после Су-9 и Су-11 серийным перехватчиком ОКБ, принятым на вооружение в составе комплекса перехвата.

Этот день в авиации. 30 апреля
1965
 - Согласно Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР №356-126, ОКБ Александра Сергеевича Яковлева приступило к разработке самолёта, а 21 октября 1966 года лётчик-испытатель Арсений Леонидович Колосов впервые поднял Як-40 в воздух.

Этот день в авиации. 30 апреля

1969 - Первый полёт турбовинтового Ан-14М (бортовой СССР-1968), лётчик-испытатель Владимир Иванович Терский. Ан-14 - лёгкий двухмоторный самолёт с подкосным удлиненным крылом. Большой люк в задней части самолёта давал возможность пассажирам быстро и удобно войти в салон. Лётные данные самолёта заметно изменились. Так, максимальная скорость, по сравнению с Ан-14А, возросла почти в два раза, и во столько же ухудшились взлётно-посадочные характеристики. От везделёта не осталось и следа, хотя он по-прежнему мог эксплуатироваться с неподготовленных площадок. В ходе лётных испытаний Ан-14М подвергся некоторым доработкам. В частности, на стабилизаторе установили перевёрнутый дефлектор, выполняющий роль предкрылка на крыле, изменили форму и площадь килевых шайб, впоследствии перешедших на Ан-28, и многое другое. Вслед за ним, судя по бортовому номеру СССР-19681, построили ещё (а может, доработали первый) один Ан-14М, но с более мощными ТВД-850. На нём расширили хвостовой люк, а кресла сделали складывающимися, что позволяло за 2-3 минуты превращать машину из пассажирской в грузовую. В 1973-м машину опробовали в воздухе, а год спустя экспонировали (в штабном основном варианте) на ВДНХ СССР в Москве. Отверстия в ее боковых окнах предназначались для стрельбы из личного оружия. В десантном варианте допускалась перевозка до 10 парашютистов или 12 солдат в полной экипировке. Ан-14М был построен в одном экземпляре.

Этот день в авиации. 30 апреля
1977
 - Катастрофа вертолёта Ми-4А.Экипаж выполнял полёт по маршруту Тенкели - Крайний - Ванькина Губа и в назначенное время не вышел на связь. Поиски службой движения аэропорта Батагай были начаты только 8 мая по запросу заказчика. 10 мая вертолёт был обнаружен разрушенным и сгоревшим в 135 км от места взлёта севернее п.Тенкели в районе п.Батагай, Якутская АССР. Все находившиеся на борту погибли.Комиссия предположила, что во время полёта на высоте 150–200м на борту возник пожар. Экипаж приступил к экстренному снижению. При посадке на озеро, во избежание лобового удара о берег, экипаж проявил поспешность и начал отворот на малой высоте с креном до 40°. Вертолёт задел лопастями лед озера и разрушился. Вероятной причиной пожара явилось курение пассажиров в грузовой кабине, что определено по множеству окурков и спичек.

Этот день в авиации. 30 апреля
1980 - 
Поднялся в воздух опытный экземпляр административного самолёта Falcon 200 (Разработчик: Dassault, Франция). Улучшенный вариант, оснащённый двумя двигателями Garrett ATF3-6A-4C 2360 кг статической тяги плюс большее количество топлива на борту, дальность до 4 500 км. 

1981 - Завершена отработка уникальных высокоточных рулевых гидроприводов большой мощности для поворотных камер ЖРД РН «Энергия» с цифровой СУ (участники: КБ «Арсенал», РКК «Энергия»).

Этот день в авиации. 30 апреля

1982 - Первый из рейдов «Чёрный олень» - британский дальний бомбардировщик Avro Vulcan сбросил бомбы на аэродром Порт-Стэнли (Фолкленские острова).

Этот день в авиации. 30 апреля
1985
 - Состоялся первый полёт самолёта Harrier GR.5 (модернизированный фирмой Макдоннелл-Дуглас американский вариант Харриера AV-8 с английским двигателем "Пегас" увеличенной тягой) , на вооружение он был передан в июле 1987 года. Машины с обозначением Harrier GR.5, строившиеся для Великобритании, оснащались двигателем Pegasus 105 с тягой 9615 кгс.

Этот день в авиации. 30 апреля

1986 - Первый полёт Promavia Jet Squalus. В начале 80-х гг. ВВС США инициировали программу Next Generation Trainer (NGT) по созданию реактивного учебно-тренировочного самолёта, предназначенного для замены самолёта Cessna T-37 Tweet, параллельно с этим были озвучены и исследования рынка, предполагавшие увеличение спроса на учебно-боевые самолёты. Исходя из этого, в 1984-м году группой бельгийских промышленников и финансистов была образована авиастроительная фирма Promavia S.A. Главным конструктором новообразованной фирмы стал итальянец - Стелио Фрати, ранее создавший учебно-тренировочный самолёт SIAI-Marchetti SF.260. Прототип учебно-тренировочного самолёта F.1300 Jet Squalus был построен к 1986-му году. Самолёт был двухместным, с рядным расположением экипажа, оснащался двигателем Garrett TFE109-1 с тягой в 600 кгс. Развивал максимальную скорость в 510 км/ч (крейсерская - 480), имел практический потолок 11 200 метров и перегоночную дальность полёта в 1850 км. До своей ликвидации, в 1995 году компания Promavia продала оба построенных прототипа и лицензию на производство канадской компании Alberta Aerospace, в результате чего самолёт получил новое имея - Phoenix FanJet. В Канаде первый прототип получил двигатель Williams-Rolls FJ44-1A и был зарегистрирован как N112SQ. В дальнейшем планировалось выпускать самолёты в двухместном варианте (SigmaJet) и четырёхместном (MagnaJet). Однако в 2001 году финансирование программы было прекращено и весь проект заморожен.

Этот день в авиации. 30 апреля

1987 - Мировой рекорд грузоподъёмности (15256 кг) и высоты на Ан-74 с ТРДД Д-36, Заслуженный лётчик-испытатель СССР Владимир Андреевич Ткаченко.

Этот день в авиации. 30 апреля

1997 - Начало заводских лётных испытаний ночного боевого вертолёта Ми-28Н. Первый полёт прототипа состоялся в 1982 году. Машина оснащена двигателями ТВЗ-117. Вертолёт предназначен для уничтожения воздушных и наземных целей, ночной атаки и огневой поддержки пехоты.

Этот день в авиации. 30 апреля

2004 - Первый полёт реактивного учебно-боевого самолёта Як-130УБС, выбранного ВВС России, Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации Роман Петрович Таскаев, Нижегородский авиазавод «Сокол».

Этот день в авиации. 30 апреля

2015 - В Китае совершил первый полёт новейший боевой самолёт J-11D ("Цзянь-11-Ди"). J-11D является результатом применения технологий истребителя-бомбардировщика J-16 ("Цзянь-16") на базе планера J-11B ("Цзянь-11-Би", копия Су-27)"Новая модификация оснащена бортовой радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой, а также системой дозаправки в воздухе.

Картина дня

наверх