1909 - Cостоялось учредительное собрание Киевского общества воздухоплавания (КОВ).
1912 - Впервые взлетел английский лёгкий многоцелевой самолёт, одноместный среднеплан Avro Type F. Структурно новый самолёт был похож на Avro 500,потому что использовались элементы конструкции самолёта. Изюминкой проекта была полностью закрытая кабина.
Это был первый в мире полёт самолёта с закрытой кабиной. Однако двигатель Viale значительно закрывал обзор лётчику и вскоре его заменили на снятый с учебного Type D. В сентябре 1913 года лётчик R. H. Barnwell разбил самолёт при посадке. Повреждения были настолько велики,что восстанавливать не стали...
1918 - В Москве на Ходынском поле состоялся общий военный парад войск Московского гарнизона с воздушным праздником, первый в истории Советской России всенародный смотр новой армии. Впервые над Красной площадью пролетел советский самолёт «Ньюпор-ХХI», участник Первой Мировой войны,фронтовой лётчик Иван Николаевич Виноградов.
1921 - Открыта почтово-пассажирская авиалиния Москва - Орел - Харьков (обслуживалась самолётами «Илья Муромец»). Это была первая попытка организовать регулярные линии в России. Но изношенность самолётов и плохо оборудованная наземная инфраструктура не позволяли регулярно выполнять полёты. Затем полёты происходили эпизодически, а 16 ноября линия была закрыта.
1922 - Открылась первая в Советской России международная авиалиния Москва - Кенигсберг (авиакомпания Дерулюфт - Deutsche Russian Luftverkehr). В мае 1926 года авиалиния продлена до Берлина.
1922 - Родился Виталий Иванович Попков — советский лётчик-ас, участник Великой Отечественной войны, командир звена 5-го гвардейского истребительного авиационного полка 207-й истребительной авиационной дивизии 3-го смешанного авиационного корпуса 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта, командир эскадрильи 5-го гвардейского истребительного авиационного полка 11-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 2-го гвардейского штурмового авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, дважды Герой Советского Союза (08.09.1943, 27.06.1945), генерал-лейтенант авиации (19.02.1968),Заслуженный военный лётчик СССР (08.07.1967). Почётный гражданин нескольких городов России, Украины и Дальнего Зарубежья.Всего же к 9 мая 1945 года выполнил 358 боевых вылетов, провёл 85 воздушных боёв, лично сбил (по подтверждённым данным) 40 немецких самолётов.При этом 1 вражеский самолёт сбил таранным ударом в воздушном бою 18 апреля 1945 года.За годы войны был дважды ранен, после одного из первых своих воздушных боёв ему пришлось совершать вынужденную посадку, а в бою 3 августа 1942 года был сбит и спасся на парашюте (при этом получив ещё и ожоги). Воевал на отечественных истребителях ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7. Участник Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве, шёл в 1-й шеренге Героев Советского Союза 1-го Украинского фронта.Скончался 6 февраля 2010 года на 88-м году жизни. Похоронен 10 февраля 2010 года на Новодевичьем кладбище в Москве...
1926 - Авиакомпания «Deutsche Luft Hansa» выполнила первый в мире ночной регулярный пассажирский рейс Берлин - Кенигсберг на самолёте Junkers G-24.
1927 - Авиакомпания Imperial Airways впервые в мире ввела на линии Лондон - Париж фирменное обслуживание. Линия даже получила собственное название - "Silver Wing". Самолёты AW.154 Argosy, летавшие между двумя европейскими столицами, переоборудовали с большими удобствами для пассажиров. Количество мест в салоне снизили с 20-ти до 12-ти. Пассажиров стали обслуживать стюарды, одетые в белую форму. Впервые в практике авиапутешествий они подавали своим клиентам горячее питание.
1929 - Самолёт АНТ-9 был выставлен на Красной Площади для обзора его демонстрантами.
1929 - Начался перелёт семи К-4 по маршруту Харьков-Ростов-Сочи-Минводы-Тбилиси - первый в СССР массовый перелёт пассажирских самолётов.
1931 - Создана База опытного строительства и эксплуатации дирижаблей в г. Долгопрудный.
1931 - Приказом №55 по ВВС РККА в Иркутске основана 4-я военная школа авиационных техников (ВШАТ). За годы своего существования училище стало подлинной кузницей авиационных инженерно-технических кадров для Вооруженных сил страны. В стенах училища подготовлено свыше 65 тысяч авиационных специалистов. Среди выпускников четырнадцать Героев Советского Союза и один Герой Российской Федерации, 16 генералов, десятки докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов, руководители инженерно-авиационной службы ВВС. В период с 1980 года по настоящее время более 60 выпускников закончили обучение с золотой медалью, более 200 человек получили дипломы с отличием. За заслуги в подготовке офицерских кадров для Вооруженных сил и в связи с 30-летием Победы в Великой Отечественной войне 30 апреля 1975 года училище награждено орденом Красной Звезды.С 1975 года это военное учебное заведение готовит специалистов для ВВС с высшим инженерным образованием. В 1998 году ИВВАИУ переименовано в Иркутский военный авиационный инженерный институт (ИВАИИ), в котором стали готовить как инженеров, так и техников для ВВС. В 2004 году институт переименован в Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (военный институт). С таким названием в 2006 году институт и отметил свое 75-летие. В начале января 2009 года согласно распоряжению Правительства Российской Федерации 2008 года №1951-р Иркутское ВВАИУ было присоединено к Военному авиационному инженерному университету в Воронеже и фактически ликвидировано.
1932 - В Тушино начал работу планерный завод Осоавиахима.
1934 - Истребитель И-14бис участвовал в параде ВВС над Красной площадью в составе звена из истребителей И-14, И-15, И-16. Звено прошло на высоте 300 метров, потом каждый самолёт поодиночке пролетел на максимальной скорости, на высоте 150 метров с последующей "горкой".
1935 - "Максим Горький" АНТ-20 вновь пролетел над Красной площадью. Первый раз он пролетел над ней 19 июня 1934 года, на третий день после первого полёта.
1936 - В Комсомольске-на-Амуре собран первый серийный Р-6 (АНТ-7).
1938 - Тяжёлый дальний бомбардировщик АНТ-42 (ТБ-7, Пе-8 ) пролетел над Красной площадью (ещё раньше опытную АНТ-42 предлагали показать народу 18 августа 1937 года на Дне Авиации в Тушино, но тогда только-только начался первый этап совместных испытаний, и решили не рисковать).
1939 - Лётчик-испытатель Степан Павлович Супрун продемонстрировал на воздушном параде над Красной площадью И-180-2. В процессе испытаний И-180-2 показал скорость 540 км/ч. Самолёт был рекомендован к серийному производству с мотором М-88, который к тому времени прошёл госиспытания. Для отработки новой силовой установки решили построить третий опытный экземпляр - И-180-3(Е-З).
1940 - Образовано Сызранское ВВАУЛ. Ныне Филиал Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» в г. Сызрань — лётное училище в городе Сызрань Самарской области. С середины XX века являлся ведущим российским учебным заведением в сфере подготовки лётчиков на вертолёты военной авиации. По состоянию на 2019 год филиал выполняет теоретическую подготовку курсантов 1—5 курсов.
1940 - В первомайском воздушном параде принял участие опытный И-301, лётчик-испытатель Алексей Иванович Никашин. Отполированный "рояль" вишневого цвета (за превосходную внешнюю отделку И-301 "роялем" прозвали механики) эффектно продемонстрировал свои возможности. Заводские испытания закончили 12 апреля, и вскоре машину предъявили на государственные испытания, которые проводились в НИИ ВВС с 15 по 27 июня 1940 года.
1940 - Дальний бомбардировщик ДБ-ЛК конструктора Виктора Николаевича Беляева пролетел над Красной площадью. И видела вся страна и лично товарищ Сталин, какие необычные самолеты строят советские конструкторы. Двухфюзеляжный бомбардировщик, четыре члена экипажа которого размещались попарно в двух кабинах: в левом фюзеляже — летчик и стрелок, в правом — штурман и стрелок-радист.
Для такой ответственной акции на Ходынке полностью оснастили и опробовали новичка. Особист П.Обручев, отвечающий головой за мероприятие, перестарался, решив навести "лоск" - снять уродливый, на его взгляд, всасывающий патрубок с фильтром под капотом, который с неудовольствием могли заметить кремлевские руководители. В итоге на взлёте карбюратор забился песком и пылью. Пришлось прервать полёт, срочно заняться прочисткой карбюратора. Но, взлетев повторно, самолёт всё-таки успел пройти над Красной площадью. Правда, на трибуне мавзолея ни Сталина, ни Ворошилова уже не было...
1940 - Первый полёт Douglas SBD Dauntless. Это американский палубный пикирующий бомбардировщик-разведчик. В ВВС США получил обозначение A-24 «Бэнши» (англ. A-24 Banshee). Самолёт представлял собой свободнонесущий низкоплан, имевший цельнометаллическую конструкцию, за исключением полотняной обшивки рулевых поверхностей. Считается наиболее удачным палубным пикирующим бомбардировщиком американских ВМС в годы второй мировой войны. Именно эти самолёты атаковали японскую авианосную группу у атолла Мидуэй, нанеся урон, от которого Императорский флот так и не смог оправиться. Всего было выпущено 5936 самолёта «Dauntless» всех вариантов.
1941 - Над Красной площадью в парадном строю пролетел полк Пе-2 (95-й полковника Серафима Александровича Пестова).
1942 - Состоялся первый полёт первого прототипа самолёта М.35 (под временным регистрационным номером U-0235). Первоначально пилот Джордж Майлз планировал назвать самолёт Dragonfly, но так как такое имя уже использовалось у самолёта de Havilland DH.90, было решено дать проекту имя Libellula. Это должен быть палубный истребитель с тандемным крылом, в серии не строился.
1942 - Начался серийный выпуск моторов М-105ПФ. По постановлению ГКО от 30 апреля 1942 года завод № 26 (г. Уфа) с 1 мая перешёл на выпуск моторов М-105ПФ, как начали называть серийные моторы с повышенным наддувом.
1947 - МиГ-9 и Як-15 показаны в полёте над Красной площадью.
1947 - В Москве состоялся первый публичный показ Ил-12. Внуковские лётчики провели свои самолёты в строю над Красной площадью во время воздушного парада. В июне начались регулярные полёты Ил-12 с пассажирами на борту по воздушным линиям Аэрофлота, и к концу года эти машины эксплуатировались многими территориальными управлениями ГВФ. За это время они налетали около 4000000 км и совершили более 5000 посадок, перевезя более 120 000 пассажиров с большой экономической эффективностью. Так, стоимость одного тонно-километра оказалась в два раза ниже, чем на Ли-2.
1947 - Первый пассажирский рейс в истории авиакомпании Singapore Airlines. Двухмоторный самолёт Airspeed Consul, вылетевший из Сингапура в Куала-Лумпур 1 мая 1947 года, мог вместить всего пять пассажиров.
1947 - Гарольд Браунлоу Морган "Микки" Мартин и Эдвард Барнс Сисмор на De Havilland Mosquito установили рекорд скорости - 6717 миль за 21 часов 31 мин со средней скоростью 279 mph (449 км/ч). Маршрут Лондон - Кейптаун.
1950 - Совершил полёт первый прототип (WE496) английского УТС H.P.R.2 Basic Trainer, оборудованный двигателем Armstrong Siddeley Cheetah XVIII мощностью 450 л.с.. H.P.R.2 Basic Trainer, занимались конструкторы отделения Handley Page Reading (бывшего ранее частью Miles Aircraft). В ходе испытаний самолёт подвергся небольшим конструктивным изменениям. Второй прототип в ходе испытаний получил сначала двигатель Alvis Leonides 502/4 мощностью 550 л.с., а затем он был заменён на Cheetah XVIII.
1950 - Бомбардировочный полк Московского округа, возглавляемый Героем Советского Союза подполковником Анатолием Андреевичем Анпиловым на Ил-28 практически в полном составе прошёл над Красной площадью, продемонстрировав миру новую машину Ильюшина. В НАТО её окрестили Beagle (гончая).
1952 - Бомбардировщик В-45 сбросил ядерную бомбу типа Мк 7 мощностью 19 Кт с высоты 5800 м на скорости 440 км/ч на полигон в Неваде.
1954 - Состоялся первый показ Ту-16 пролётом над Красной площадью девятки бомбардировщиков 203-го ТБАП(командир полка подполковник Иван Кузьмич Савин).
1960 - Американский разведывательный самолёт Lockhead U-2, пилотируемый Ф. Пауэрсом и летевший из Пешавара (Пакистан), сбит под Свердловском ракетой 1Д (B-750B) комплекса С-75. Вторым ракетным залпом того же дивизиона сбит МиГ-19, поднятый на перехват, пилот - Сергей Иванович Сафронов погиб.Похоронен Сергей Сафронов на Егошихинском кладбище в Перми...
1964 - Состоялся облёт нового экспериментального самолёта ВАС.221. Результаты проведенных исследований при малых, околозвуковых и сверхзвуковых скоростях полёта впоследствии были использованы в проекте самолёта Concorde.
1964 - Поднялся в воздух лёгкий многоцелевой самолёт РС-6/В Turbo-Porter (Разработчик: Pilatus, Швейцария). Самолёт оснащён турбовинтовым двигателем Pratt & Whitney Aircraft of Canada PT6A-6A мощностью на валу 550 л.с.
1965 - На самолёте Lockheed YF-12A 60-6936 установлены пять рекордов скорости: 3351,507 километра в час по прямой 15/25 км дистанции; 2644,22 километра в час на более чем 500 км дистанции; 2718,006 километров в час на 1000 км дистанции. В тот же день, на этом самолёте устанавливается мировой рекорд высоты: 24463 м.
1970 - Совершил полёт первый экземпляр (регистрации N111AS, заводской номер 0001) модель-101 "Мини-Гуппи", самолёты были оснащены турбовинтовыми двигателями Эллисон 501D-22C по 4912 л.с. каждый. В отличие от Модели-377MG, Модель 101 имела откидывающуюся влево носовую часть по типу "Супер-Гуппи".
1974 - Катастрофа Ан-12Б Красноярского УГА при взлёте с ледового аэродрома полярной станции СП-22. Взлетая с укороченной дистанции из-за образовавшейся трещины, самолёт наткнулся на торос и упал. Из всех 16 человек, находившихся на борту, погиб штурман, которого выкинуло из кабины.
1978 - Во время полёта самолёта Ил-18 рейсом Ашхабад–Минеральные Воды некто Скубенко предупредил запиской экипаж об изменении курса и посадке самолёта в Тегеране, угрожая при этом пистолетом и гранатой. Вторым пилотом Аманязовым Скубенко был застрелен, и самолёт посажен в аэропорту г.Ашхабад.
1980 - В режиме планера был облётан сверхлёгкий (вес пустого 108 кг) учебный самолёт А-6 "Белый", а 20 июня — с двигателем «Вихрь-25 Аэро» конструкции Василия Семёновича Мирошника.
1982 - Бомбардировщик ВВС Англии Avro Vulcan (XM607), базирующийся на острове Вознесения, атакует аэродром в Порт-Стэнли на острове Ист-Фолкленд. Это первый удар операции Black Buck, серия из пяти очень дальних миссий для нанесения удара по аргентинским позициям на Фолклендских (Мальвинских) островах. Каждая миссия требовала 16-часового полёта туда и обратно протяжённостью почти 8000 морских миль (15 000 км). Это были самые длинные бомбардировочные полёты в мировой истории до войны в Персидском заливе 1991 года.
1987 - Первый полёт пассажирского самолёта для авиалиний малой протяжённости British Aerospace ВАe 146-300 с удлиненным фюзеляжем.
1989 - Катастрофа самолёта Ан-2Р (СССР-70225). КВС А. В. Пугачёв, второй пилот В. Г. Сальков.
С борта самолёта разбрасывались листовки во время празднования 1 мая. Сделав первый проход над площадью, где проходила демонстрация, экипаж, по-видимому, решил, что из-за сильного ветра листовки снесло в сторону, и на втором заходе пилот снизился ниже минимально безопасной высоты. Во время разворота с избыточным креном на низкой высоте в условиях порывистого ветра самолёт задел верхушки деревьев, упал на землю в п.Сеченово Горьковской области и загорелся. Оба пилота и три пассажира на борту погибли. При падении был повреждён и полностью сгорел деревянный торговый ларёк. Сопутствующий фактор - в крови пилотов был обнаружен алкоголь.
1990 - Совершил первый полёт первый опытный экземпляр лёгкого многоцелевого пятиместного вертолёта McDonnell Douglas MD 520N. Предназначен для гражданского применения. Построено более 70 вертолётов, гражданских и военных, эксплуатирующихся в 24 странах.
1998 - На аэродроме Курск-Восточный расформирован 472 ИАП, последний полк на МиГ-23П.
2009 - Катастрофа самолёта Ан-2, КВС Безденежных В.,2 пилот - Рошевский, техник - Бянкин С.
Экипаж выполнял перегон после планового ремонта из Красноярска в аэропорт Маган (Якутск). На заключительном этапе маршрута после вылета из Ленска КВС запросил аварийную посадку из-за резко ухудшившихся погодных условий на аэродром РОСТО Покровск в селе Ой (Немюгюнцы), который предназначен только для дневных полётов. При выполнении посадки на неосвещённую ВПП в сильном снегопаде самолёт зацепился крылом за линию электропередач, загорелся и столкнулся с землёй на территории Хангаласского улуса Якутии в 70 км от Якутска. 3 человека погибли.
2013 - США провели успешные испытания ракеты Boeing X-51А Waverider над Тихим океаном. Она была запущена с борта самолёта B-52, вылетевшего с авиабазы «Эдвардс», и достигла высоты 18200 метров, где развила скорость соответствующую числу Маха 5,1. Полёт продолжался в течение шести минут, за которые ракета пролетела расстояние в 426 километров. Этот испытательный полёт оказался наиболее продолжительным и успешным из всех проведённых. X-51А - это разрабатываемая в США гиперзвуковая крылатая ракета. Разработка ведётся в рамках концепции «быстрого глобального удара», основная цель — сократить подлётное время высокоточных крылатых ракет. Согласно проекту, X-51A должна развивать максимальную скорость около 6—7 М (6500—7500 км/ч).
Свежие комментарии