На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Авиаторы и их друзья

80 672 подписчика

Свежие комментарии

Этот день в авиации. 16 декабря

Этот день в авиации. 16 декабря

1894 - Образовано ГП "Самарский завод "Прогресс". В этот день в Москве был основан велосипедный завод "Дукс". Предприятие производило велосипеды, автомобили и аэросани. В 1910-е годы завод переориентировался на выпуск авиационной техники - аэропланов и дирижаблей. В 1920-е годы бывшая велосипедная фабрика получила название Авиационный завод № 1.

В 1941 г., в связи с наступлением немцев, завод был эвакуирован из Москвы и развернут в Куйбышеве. В войну предприятие выпускало штурмовики "Ил-2", а в мирное время - новые истребители "МиГ-9", реактивные истребители "МиГ-15", самолеты "Ил-28" и бомбардировщики "Ту-16".
Когда в 1957 г. была успешно продемонстрирована новая ракета "Р-7", авиационный завод № 1 и завод двигателей № 24 были выбраны для серийного производства новых ракет. 8-10 месяцев завод модернизировался, а персонал обучался в ОКБ-1 и заводе № 88 в Москве. 17 февраля 1959 г. первая собранная на заводе ракета "Р-7" была успешно запущена с космодрома Байконур. Позже заводом изготавливались ракеты и космические аппараты, разработанные ОКБ-1 и его куйбышевским филиалом - ЦСКБ. С созданием министерства общего машиностроения в 1965 г. завод № 1 был подчинен з-му отделу министерства и получил название "Прогресс".

С ликвидацией министерства общего машиностроения в 1991 г. "Прогресс" временно вошёл в ассоциацию Корат. После распада СССР завод зарегестрировался у российских властей. В 1994 г. "Прогресс" был передан в структуру Российского Космического Агентства (РКА). В декабре 1994 г. была отпразднована 100-я годовщина создания завода. 12 апреля 1996 г. указом Б.Н. Ельцина с объединением завода "Прогресс" и ЦСКБ возник ГНПРКЦ (Государственный Научно-Производственный Ракетно-Космический Центр) "ЦСКБ-"Прогресс".

1903 - Родился лётчик-испытатель Александр Петрович Чернавский.

1906 - Родился учёный в области аэродинамики самолётов, проектирования и строительства аэродинамических труб Анатолий Петрович Ерёменко. Скончался в Киеве 13 июля 1970 года...

Этот день в авиации. 16 декабря

1910 - На Втором Воздухоплавательном салоне в Париже состоялся первый полёт самолёта с реактивной тягой (конструктор Анри Коанда) – биплан "Turbine Aeroplane" («турбинный аэроплан»). Это не был чисто реактивный самолёт - его компрессор приводился во вращение обычным поршневым двигателем Clerget. Самолёт Коанда не смог перетянуть забор. Никто не пострадал, но это был первый и последний полёт.

Этот день в авиации. 16 декабря

1911 - На третьем Парижском Воздухоплавательном салоне демонстрируется первый цельнометаллический аэроплан – моноплан «Тюбавион» (Tubeavion), построенный французами Понше и Примаром. Были построены две машины этого типа.

Этот день в авиации. 16 декабря

1929 - Первый полёт британского жесткого дирижабля R100. Проектную группу возглавлял Барнс Уоллис, позже известный своим изобретением прыгающей бомбы.

Этот день в авиации. 16 декабря

1940 - Образованы училища гражданской авиации: Бугурусланское, Краснокутское и Сасовское лётные, Егорьевское авиационно-техническое.

Этот день в авиации. 16 декабря

1942 - Лётчик-испытатель Пётр Михайлович Стефановский на истребителе И-185 Николая Николаевича Поликарпова с мотором М-71 в 1700 л.с. достиг скорости 680 км/час.

Этот день в авиации. 16 декабря

1944 - Очередные немецкие ракеты "A-4" (Фау-2) ,выпущенные по Антверпену, угодили одна в Twee Netenstraat другая в переполненный городской кинотеатр "Rex". В результате было убито 74, ранено 79 человек, полностью разрушено 24 и сильно пострадало 65 домов. По другим данным было убито 294 и ранено 194 человека, пострадало 567 человек, и 11 домов было, уничтожено включая кинотеатр. Наибольшие потери за все время боевого применения БР "А-4".

Martin_AM-1_NATC_in_flight.jpg

1945 - Первый полёт серийного палубного штурмовика Martin AM-1 Mauler.

Этот день в авиации. 16 декабря

1947 - Создано СКБ №385, сейчас Государственный ракетный центр “Конструкторское бюро имени академика Виктора Петровича Макеева”. В г. Златоуст при заводе № 66 было создано Специальное конструкторское бюро по ракетам дальнего действия с лабораториями и опытным цехом. С 1948 г. оно называлось Специальное конструкторское бюро № 385 (СКБ-385), с 1966 г. - Конструкторское бюро машиностроения (КБМ), а в 1993 г. преобразовано в Государственный ракетный центр (ГРЦ)"КБ имени академика В.П.Макеева". В 1959 г. предприятие перебазировалось в город Миасс. До 1956 г. предприятие занималось освоением производства ракет разработки ОКБ-1, возглавляемого Сергеем Павловичем Королёвым, а затем начало самостоятельную разработку морского ракетного комплекса Д-2 с БРПЛ Р-13. В последующие годы были сданы на вооружение Военно-Морского Флота три поколения ракетных комплексов, семь базовых ракет и двенадцать модификаций - основа морских стратегических ядерных сил России. Разработан единственный в мире противокорабельный ракетный комплекс с БРПЛ. Конструкторское бюро в 1962 г. сдало на вооружение Сухопутных войск оперативно-тактический комплекс с ракетой Р-17, известной под кодовым наименованием "Скад". В 1986 г. сдана на вооружение жидкостная ракета РСМ-54, имеющая наивысшее энергомассовое совершенство среди всех стратегических ракет. В ракете впервые в мире была реализована радиокоррекция по навигационным спутникам Земли. В ГРЦ создаются ракеты-носители для запуска спасаемых летательных аппаратов, для проведения экспериментов в условиях микрогравитации ("Волна"); космические аппараты для запуска на околоземные орбиты с подводных лодок и с наземного стартового комплекса ("Штиль", "Штиль-2") и др. В ракетном комплексе третьего поколения Д-9Р с ракетой РСМ-50 впервые в мире для морских ракет применена разделяющаяся головная часть при межконтинентальной дальности стрельбы. Создана твердотопливная трёхступенчатая ракета РСМ-52 (Р-39) с межконтинентальной дальностью стрельбы.

Этот день в авиации. 16 декабря
1952
 - Катастрофа самолёта Ту-2 570 мрап, КК ст. л-т Грушичев В.Е. Экипаж погиб...

Этот день в авиации. 16 декабря

1953 - Впервые взлетел прототип одноместного штурмовика получившего обозначение SO.4050 Vautour IIA Первоначально он имел двигатели "Атар" 101С, а впоследствии - "Атар" 101D тягой по 2825 кг. Именно этот самолёт первым среди "вотуров" получил пушечное вооружение.

Этот день в авиации. 16 декабря

1953 - Первый полёт французского двухместного вертолёта SO-1221 "Джинн". Взлётный вес вертолёта составлял 630 кг, вес пустого вертолёта - 340 кг, крейсерская скорость - 95 км/ч.

Этот день в авиации. 16 декабря

1957 - Первый полёт прототипа десантно-транспортного самолёта «Т» № 7900101 (Ан-12) с ТВД АИ-20 в Иркутске. В состав экипажа входили Герой Советского Союза Яков Ильич Верников (командир, лётчик-испытатель ЛИИ), Георгий Иванович Лысенко (второй пилот, переведён в ОКБ из НИИ ГВФ), штурман-испытатель Павел Иванович Уваров, И.М.Морозов (бортиженер), М.Г.Юров (бортрадист), В.Г.Жилкин (бортстрелок). Полёт закончился через 9 минут из-за вибраций, но всё-таки именно он был первым полётом Ан-12. Десантно-транспортный самолёт Ан-12 разработан в ОКБ Олега Константиновича Антонова параллельно с пассажирским самолётом Ан-10 на базе военно-транспортного самолёта Ан-8. Самолёт предназначен для перевозки людей и грузов на расстояния до 6000 км. Модификации: Ан-12, Ан-12А, Ан-12БК, Ан-12П, Ан-12АП, Ан-12БП - транспортные самолёты. Ан-12БК-ППС - самолёты радиоэлектронной борьбы. Ан-12БП "Циклон" - самолёт-метеолаборатория. Ан-12 представляет собой свободнонесущий, цельнометаллический высокоплан с прямым крылом, на котором расположены четыре турбовинтовых двигателя с четырёхлопастными винтами. Шасси самолёта обладает высокой проходимостью, что позволяет ему взлетать с грунтовых аэродромов. Погрузка крупногабаритной техники осуществляется через грузовой люк с рампой в задней части фюзеляжа. Грузовая кабина негерметична, снабжена системой индивидуальной подачи кислорода. В ней можно разместить 95 человек или 90 раненых. Пилотажно-навигационное оборудование включает курсовую систему, автопилот, аппаратуру радиотехнической системы ближней навигации, радиотехническую систему слепой посадки, автоматический радиокомпас, радиовысотомер, систему межсамолётной навигации. В состав обзорно-прицельного оборудования входит радиолокационная станция панорамного обзора, радиотехническая система прицеливания по маякам, оптический прицел, радиолокационный ответчик. Радиосвязь обеспечивается КВ, УКВ радиостанциями, самолётным переговорным устройством, аварийной радиостанцией. На военных модификациях Ан-12 для прикрытия задней полусферы в кормовой кабине установлены 2 пушки НР-23 калибра 23 мм. Под крыльями имеются узлы внешней подвески для размещения осветительных бомб. Самолёт был принят на вооружение многих стран мира. Модификация Ан-12 выпускается в Китае под обозначением Y-8.

do31-1.jpg

1957 - Транспортный СВВП Dornier Do.31 впервые совершил переход от вертикального взлёта к горизонтальному полёту.

Этот день в авиации. 16 декабря

1958 - Первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Thor» (США).

Этот день в авиации. 16 декабря

1960 - С ракетного полигона на лётно-испытательной базе ГНИКИ ВВС (в/ч 15650) во Владимировке осуществлён 6-й и последний испытательный пуск межконтинентальной крылатой ракеты "Буря" (В-350) серийный №10-05. В целом полёт прошёл успешно, ракета преодолела расстояние 6425 км. Полёт был проведён уже после принятия решения о закрытии программы.

Этот день в авиации. 16 декабря

1960 - Самолёт Douglas DC-8-11 американской авиакомпании United Air Lines (N8013U) выполнял рейс по маршруту Чикаго/О’Хара – Нью-Йорк/Айдлуайлд (США). На борту находилось 77 пассажиров и 7 членов экипажа. Одновременно с этим экипаж самолёта Lockheed L-1049 Super Constellation американской авиакомпании Trans World Airlines – TWA (регистрационные знаки N6907C) выполнял рейс по маршруту Коламбус – Нью-Йорк/Ла-Гвардия (США). На борту находилось 39 пассажиров и 5 членов экипажа.

Самолёт Super Constellation вылетел из Коламбуса в 09:00, через 11 минут самолёт DC-8 вылетел из Чикаго. При выполнении захода на посадку в 10:33 в районе базы армейской авиации Миллер самолёты столкнулись на высоте около 5000 футов. Super Constellation разломился на три части, загорелся и упал. DC-8 пролетел еще 13,5 км и упал на жилую зону Бруклина. Погибли все находившиеся в двух самолётах и 5 человек на земле.
Было установлено, что экипаж DC-8 не выполнил диспетчерское указание о том, что ПОД Престон следовало пройти не выше 5000 футов, и если экипаж не успевал снизиться до этой высоты, то над Престоном следовало встать в зону ожидания и продолжить снижение. Экипаж сообщил, что подходит к Престону, хотя на самом деле он этот ПОД уже прошёл.

Этот день в авиации. 16 декабря
1965
 - С космодрома Байконур, стартовый комплекс № 67, был осуществлён первый пуск орбитальной ракеты "Р-36-Орб"/SS-9 Mod 3/Scarp по программе отработки "глобальных ракет". Головная часть перелетела цель на Камчатке на 27 километров из-за ненормальной работы системы стабилизации по каналу рысканья. Начало ЛКИ нового вида оружия способного поражать любые наземные объекты из космоса. Из-за аварии ракеты-носителя пуск закончился неудачей.

Этот день в авиации. 16 декабря

1965 - В США с космодрома Cape Canaveral с помощью РН "Дельта-Е" (Delta) был осуществлён запуск КА "Pioneer 6" для сбора информации на геоцентрической орбите о солнечном ветре, космических лучах и магнитном поле Солнца. В 2000 году аппарат ещё отвечал на сигналы с Земли. Пионер-6, Пионер-7, Пионер-8, Пионер-9 — однотипные аппараты НАСА серии «Пионер», запущенные в 1965—1969 на околосолнечную орбиту с целью изучения Солнца и межпланетного пространства. Они стали одними из самых долгоживущих космических аппаратов, некоторые из которых проработали свыше 30 лет.

Этот день в авиации. 16 декабря

1966 - Катастрофа Ан-8 Узбекская ССР, близ Чирчика, Министерство обороны СССР, ВВС войск ПВО, 23 отаэ (Чирчик).

При заходе на посадку ночью в условиях плохой видимости столкнулся с землей с выпущенными шасси с недолётом до ВПП и загорелся. Самолёт перевозил груз боеприпасов. Выжил бортмеханик, получивший ожоги. Погибли 6 человек экипажа...

Этот день в авиации. 16 декабря

1970 - На Международной конференции по воздушному праву в Гааге разработана и подписана представителями 50 государств конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов. Вступила в силу 14 октября 1971 года.

Этот день в авиации. 16 декабря

1973 - Авиационная катастрофа в Волоколамском районе Московской области СССР самолёта Ту-124В авиакомпании Аэрофлот, выполнявшем рейс 2022 (Вильнюс — Москва), в результате которой погиб 51 человек...

В 18:10 по московскому времени Ту-124 вылетел из Вильнюсского аэропорта и после занятия эшелона 7800 метров в 18:44 самолёт пролетел Витебск, в 18:56 — ОПРС Белый, а в 19:03 — траверз Вязьмы.
...в 19:10:51 в РДП Внуково, а также в ВРДП Вязьма диспетчеры услышали передачу с рейса 2022 по УКВ связи. Поначалу были слышны неясные разговоры в кабине, после чего наконец в 19:11:08 экипаж доложил: вошёл в резкое пикирование, не могу вытянуть. При этом на заднем фоне были слышны сирена и неоднократное: тяни, тяни, ещё тяни. Самолёт вошёл в самопроизвольное пике и начал резко снижаться с вертикальной скоростью 20 м/с, разогнавшись до 680 км/ч. Экипаж был обучен данной ситуации и сразу понял, что произошёл отказ триммера, о чём доложил диспетчерам. Пилоты выровняли самолёт, но тот затем снова перешёл в ещё более крутое пике, на сей раз уже снижаясь с вертикальной скоростью около 80 м/с и разогнавшись до 880 км/ч. Пилоты начали с силой тянуть штурвалы на себя, пока не выровняли авиалайнер на высоте около 2000 метров, а затем начали набор высоты, о чём в 19:11:47 доложили на землю. Однако вскоре на скорости 370 км/ч Ту-124 перешёл в крутой штопор и, разгоняясь, вновь устремился вниз.
Передачи сообщений от экипажа прекратились в 19:12:39, а через полминуты в 19:13:10 Ту-124 на скорости около 900 км/ч под углом более 80°, то есть почти вертикально, летя по курсу 60°, врезался в поле в 480 метрах к востоку от деревни Карачарово Волоколамского района Московской области. В результате сильного удара самолёт был полностью уничтожен, разбросав обломки по площади 140 на 190 метров и образовав на месте падения воронку глубиной 15 метров. Все 5 членов экипажа и 46 пассажиров на борту самолёта погибли. Из-за высокой скорости при ударе, тела большинства погибших было невозможно опознать.
Комиссия установила, что катастрофа произошла вследствие отклонения триммера руля высоты в пикирующее положение до предела. Произошло это из-за подачи ложного сигнала в его электрическую цепь управления. Хотя экипаж и был обучен методике пилотирования при отказе триммера, воспользоваться механизмом управления триммера он не мог. После первого пикирования самолёта, экипаж сумел выровнять его. Однако во втором пикировании Ту-124 также ещё вошёл в крен 50—60°, который экипаж, после второго выравнивания, не заметил из-за временного отказа приборов (вследствие высоких перегрузок) и из-за полёта в темноте. При снижении скорости до 370 км/ч, на крыльях произошёл срыв потока и самолёт вошёл в штопор, из которого экипаж вывести самолёт не успел.
Также комиссия отметила высокое мужество и самообладание экипажа, который действовал энергично и грамотно, параллельно докладывая о ситуации на землю.

Этот день в авиации. 16 декабря

1976 - Авиационная катастрофа в Запорожской области самолёта Як-40 (СССР-87638) авиакомпании Аэрофлот, в результате которой погибли 5 человек.

Тренировочный полёт, в ходе которого нужно было выполнить имитацию увода стабилизатора в наборе высоты после взлёта. Предположительно, на скорости полёта 240 км/ч экипаж ошибочно выпустил шасси вместо закрылков, полный выпуск которых зафиксирован при скорости 215 км/ч. Дальнейший полет происходил с уменьшением скорости ниже значения, заданного для выполнения данного упражнения. Вероятно, экипаж поздно заметил падение скорости.На скорости полёта 175 км/ч экипаж дал РУД на увеличение режима до взлётного с целью увеличения скорости для занятия исходного положения. В связи с тем, что приёмистость двигателей от малого газа до взлётного режима составляет 10-12 сек., торможение продолжалось. На скорости 162-164 км/ч произошёл срыв самолёта с резким увеличением крена, тангажа и энергичным разворотом самолёта влево с последующим переходом в штопор.В момент срыва элероны и руль поворота находились в крайнем правом положении, руль высоты полностью взят на кабрирование. Это позволяет предположить, что экипаж пытался вывести самолёт из создавшегося положения. Самолёт с незначительным углом тангажа с левым вращением в горизонтальной плоскости и с вертикальной скоростью до 60 м/с столкнулся с землей и разрушился.

Этот день в авиации. 16 декабря

1977 - Завершены заводские лётные испытания самолёта Су-17М3 со стрельбой в задней полусфере.

Этот день в авиации. 16 декабря
1978
- Была основана Федерация дельтапланерного спорта СССР. В 1981 году близ города Кызыл состоялся 1-й чемпионат СССР. В 1992 году в Алма-Ате прошёл чемпионат СНГ по дельтапланерному спорту. В современной России ежегодно проводится открытый чемпионат по дельтапланерному спорту.

Космический корабль Союз Т
1979
 - Первый полёт корабля «Союз-Т» в автоматическом режиме. Стыковка с орбитальной станцией «Салют-6», полёт комплекса «Салют-6» - «Союз-Т» в течение 100 суток, посадка 26 марта 1980 года. Пролетевший в тот день Союз Т был не первым таким кораблём, а уже шестым. Он просто стал первым известным под своим собственным именем. Первые пять кораблей (также автоматических) запускались как Космосы -670, -772, -869 (эти три ещё не совсем Союзы Т, а как промежуточный тип 7К-С), а также Космосы -1001 и -1074 (эти уже вполне себе Союзы Т , а именно - тип 7К-СТ).

Этот день в авиации. 16 декабря

1981 - Первый успешный наземный пуск универсальной стратегической крылатой ракеты ЗМ-25 “Метеорит”. Ракета создавалась по Постановлению СМ СССР от 9.12.1976 г. о разработке стратегической крылатой ракеты 3М-25 "Метеорит" (П-750) в ЦКБМ. Это был возврат к идее создания КР после того, как конце 50-х гг. СССР и США отказались от разработки таких ракет в пользу МБР. Предполагалось создать КР в морском, воздушном и наземном вариантах, запускаемых с атомных подводных лодок, стратегических бомбардировщиков типа Ту-95 и Ту-160 и наземных пусковых установок соответственно. Ракета рассматривалась как принципиально новый класс стратегического ударного вооружения, позволявшего наносить удары по объектам противника без входа в зону его противодействия. Разработчик – НПО Машиностроения, главный конструктор – Владимир Николаевич Челомей.

Истребитель EF-2000 Typhoon

1983 - Начальники штабов ВВС Великобритании, ФРГ, Италии и Франции подписали соглашение об основных требованиях к «единому» лёгкому истребителю FEFA (Future European Fighter Aircraft), позднее EFA.

Этот день в авиации. 16 декабря

1994 - Первый полёт транспортного самолёта Ан-70 с ТВВД Д-27, лётчик-испытатель 1-го класса Сергей Васильевич Максимов.

Этот день в авиации. 16 декабря

1997 - Учредительная конференция Ассоциации деловой авиации (АДА), Москва.

Этот день в авиации. 16 декабря

1998 - Началась операция "Лиса в Пустыне" - показательная "порка" Саддама Хуссейна силами американских и английских ВВС и ВМС.

Этот день в авиации. 16 декабря
2003 - Первый испытательный полёт пассажирского самолёта ERJ-145 - первого самолёта, совместно произведенного КНР и Бразилией в Харбине.
2020 - В Китае в 17:59 UTC возвращаемый аппарат станции "Чанъэ-5" (запуск 23.11.2020) с образцами лунного грунта совершил успешную посадку в автономном районе Внутренняя Монголия. Поисковые команды оперативно обнаружили место посадки и эвакуировали аппарат с образцами с места приземления. Запасы топлива на борту служебного модуля китайской лунной миссии «Чанъэ-5» позволили продлить его научную программу, сейчас аппарат летит к первой точке Лагранжа в системе Солнце – Земля.

2020 - Перспективный региональный пассажирский турбовинтовой самолёт Ил-114-300 совершил первый полёт. Согласно сообщению госкорпорации «Ростех», лётные испытания самолёта состоялись в подмосковном Жуковском и были признаны успешными.
Самолёт пилотировал экипаж в составе шеф-пилота ПАО «Ил», Заслуженного лётчика-испытателя РФ, Героя России Николая Дмитриевича Куимова и Заслуженного лётчика-испытателя РФ Дмитрия Александровича Комарова, бортового инженера-испытателя 1-го класса Олега Грязева. В полёте лётчики-испытатели проверили работу двигателей Ил-114-300, управляемость и устойчивость самолёта и функционирование его бортовых систем. Ил-114-300 представляет собой глубокую модернизацию уже существующего и эксплуатируемого с 2001 года пассажирского самолёта Ил-114. Модернизация предполагает установку на летательный аппарат двух турбовинтовых двигателей ТВ7-117СТ с малошумными воздушными винтами, а также новых вспомогательной силовой установки и цифрового пилотажно-навигационного комплекса.

Офшорный вертолёт Ми-171А3 совершил первый полёт

2021 - Офшорный вертолёт Ми-171А3 совершил первый полёт. Машина предназначена для выполнения офшорных операций и обслуживания морских буровых платформ. Первый полёт в режиме висения длился 15 минут. Он прошёл штатно, все системы продемонстрировали стабильную работу. В ходе полёта экипаж в составе Заслуженного лётчика-испытателя Российской Федерации Героя России Александра Михайловича Климова и Заслуженного лётчика-испытателя РФ кавалера ордена Мужества Владимира Николаевича Кутанина выполнил серию коротких вертикальных манёвров, а также развороты и перемещение вертолёта во все стороны на различных скоростях...

Картина дня

наверх