1862 - Во время гражданеской войны в Восточной Вирджинии в США Тадеуш Собески Константин Лоу (англ. Thaddeus Sobieski Constantine Lowe)— американский воздухоплаватель, учёный и изобретатель, наблюдает движение вражеских войск из гондолы воздушного шара, заправленного водородом. Сообщение он передовал устно и по телеграфу.
1863 - Первый управляемый полёт на дирижабле "Аэрон-1" без двигателя. Дирижабль построил американский изобретатель Соломон Эндрюс. Дирижабль мог отрываться от земли, лететь против ветра и совершать плавную посадку. Это происходило за счёт перемещения кабины и наклона дирижабля вверх или вниз. Полёт совершался за счёт сброса балласта.
1894 - Родился Анатолий Аркадьевич Благонравов — советский учёный в области механики. Академик АН СССР (1943), дважды Герой Социалистического Труда (30.05.1964, 31.05.1974), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1940). Генерал-лейтенант артиллерии (24.12.1943). Лауреат Сталинской премии 2-й степени (1941) и Лауреат Ленинской премии (1960).
В 1916 году окончил 4 курса Петроградского политехнического института, в том же году ускоренный курс Михайловского артиллерийского училища, в 1924 году Высшую артиллерийскую школу комсостава и в 1929 году — Военно-техническую академию. С 1916 года на военной службе, с 1918 года — в Красной Армии. Участник Первой мировой войны и Гражданской войны в России. После окончания войны служил в артиллерийских частях. С 1929 года — на преподавательской работе в Военно-технической академии, с 1932 — в Артиллерийской академии имени Ф. Э. Дзержинского (преподаватель, начальник факультета стрелкового вооружения, и.о. начальника Академии, заместитель начальника Академии по научной работе). В 1946 году — заместитель министра высшего образования СССР. В 1946—1950 — президент, в 1950—1953 — вице-президент Академии артиллерийских наук. С 1953 — в отставке.С 1953 директор Института машиноведения АН СССР. В 1957—1963 академик-секретарь Отделения технических наук АН СССР. В конце 1940-х — начале 1950-х гг. вёл научно-организационную работу по исследованию верхних слоев атмосферы при помощи ракет; с 1963 председатель Комиссии по исследованию и использованию космического пространства АН СССР. В 1959 вице-президент Комитета по космическим исследованиям при Международном совете научных союзов (КОСПАР). Действительный член Международной академии астронавтики.Вошёл в Первоначальный состав Национального комитета СССР по теоретической и прикладной механике (1956)Являлся организатором и создателем научных Чтений памяти К. Э. Циолковского, которые начались в год смерти С. П. Королёва. Долгое время возглавлял чтения, при А. А. Благонравове чтения стали ежегодными. Анатолий Аркадьевич Благонравов скончался 4 февраля 1975 года. Похоронен он в Москве, на Новодевичьем кладбище (уч. № 6, ряд № 28, место № 3).
1907 - Родился Сэр Фрэнк Уиттл (англ. Sir Frank Whittle) — английский инженер-конструктор. Отец турбореактивного авиационного двигателя.
Окончил Лимингтонский колледж. В 1926 году поступил в училище Королевских ВВС Великобритании в Крануэлле. В 1928—1932 годах лётчик-испытатель истребительной авиации, флайт-лейтенант (капитан).16 января 1930 года Фрэнк Уиттл зарегистрировал первый в мире патент Великобритании № 347206 на работоспособный газотурбинный (турбореактивный) двигатель.В 1936 году Уиттл с компаньонами создал фирму «Пауэр джетс» (Power Jets Ltd.), на которой и были разработаны первые английские турбореактивные двигатели.Первый английский реактивный самолёт Gloster E.28/39 с двигателем Уиттла JETS W.1 (Whittle № 1) (Уиттл № 1) поднялся в небо 15 мая 1941 года, почти на два года позже первого немецкого реактивного самолёта Пабста фон Охайна.В 1944 году Уинстон Черчилль распорядился национализировать «Пауэр джетс». Конструкторская документация фирмы «Пауэр джетс» была передана фирмам «Роллс-Ройс», «Де Хэвилленд» и «Ровер». «Пауэр джетс» Уиттла преобразовали в Национальный газотурбинный исследовательский центр. Уиттл считал эти преобразования несправедливыми (хотя, видимо, это была вынужденная мера, так как небольшая фирма Уиттла уже не могла справиться со всеми проблемами нового, уже показавшего перспективы реактивного двигателестроения, требовавшими подключения к работам крупных двигателестроителей).В 1946 году награждён медалью Даниэля Гуггенхайма. В 1948 году Уиттл посвящён в рыцарское достоинство (сэр) королём Георгом VI.Несмотря на попытки британского правительства смягчить недовольство Уиттла присвоением ему различных званий и наград, в 1976 году Уиттл эмигрировал в США, где и получил полное признание своих заслуг перед мировой авиацией. С 1977 года — профессор Военно-морской академии США в Аннаполисе. Автор книги «Реактивное движение: история первопроходца» (Jet: The Story of a Pioneer, 1953).По мнению современников, основа успеха машины (двигателя) Уиттла определялась разработкой специальных материалов, способных выдерживать высокие температуры газа на входе в турбину, и большие центробежные усилия.После Второй мировой войны СССР приобрёл в Великобритании усовершенствованные фирмой «Роллс-Ройс» двигатели Уиттла средней мощности Derwent и высокой мощности Nene (читается «Нин»). Двигатели «Дервент» изготовляли в СССР на заводе № 500, а двигатели «Нин» — на заводе № 45. Двигатели соответственно получили советские названия РД-500 и РД-45. Двигатель «Нин» под названием ВК-1 (по имени конструктора, курировавшего английский мотор, Владимира Яковлевича Климова) стал наиболее массовым советским турбореактивным двигателем (около 20 000 экземпляров), устанавливался на истребителях МИГ-15 и МИГ-17.Умер 9 августа 1996 года в возрасте 89 лет.
1924 - ОДВФ передало ВВС 19 самолётов - эскадрилью им. В.И.Ленина.
1928 - Родился Георгий Тимофеевич Добровольский — Лётчик-космонавт СССР № 24, Герой Советского Союза (30 июня 1971 года-посмертно), подполковник ВВС.
Детство провёл на окраине Одессы, район Ближние Мельницы. Теперь это переулок Герцена, дом 5. 1944 — арестован оккупационными румынскими властями за хранение оружия, приговорён к 25 годам каторги. 19 марта 1944 года был выкуплен местными жителями у охранника тюрьмы. Поступил в Одесскую специальную школу ВВС № 14, которую окончил в 1946 году.1948 — поступил в Чугуевское военное училище.
1950 — начало службы в Военно-Воздушных силах СССР.1961 — без отрыва от службы окончил Военно-Воздушную Академию (ныне имени Ю. А. Гагарина).1963 — вступил в отряд космонавтов (Группа ВВС № 2), проходил подготовку по лунной программе.
6 — 29 июня 1971 года осуществил космический полёт в качестве командира космического корабля «Союз-11» и орбитальной космической станции «Салют-1» вместе с бортинженером Владиславом Николаевичем Волковым и инженером-исследователем Виктором Ивановичем Пацаевым. На борту станции экипаж провёл большой комплекс научных исследований. Полёт длился 23 дня 18 часов 21 минуту 43 секунды. Погиб вместе с другими членами экипажа космического корабля Союз-11 при возвращении на Землю из-за разгерметизации спускаемого аппарата.Урна с прахом замурована в Кремлёвской стене...
1931 - Из тяжёлых бомбардировщиков ТБ-3 Андрея Николаевича Туполева и разведчиков-штурмовиков Р-5 Николая Николаевича Поликарпова сформирован опытный авиаотряд - начало отечественной военно-транспортной авиации. День ВТА.
1933 - День Северного флота Военно-Морского флота России — ежегодный праздник, отмечаемый 1 июня в честь создания в этот день Севернаой морской флотилии. Менее чем через 4 года, а именно 11 мая 1937 года, Северная морская флотилия получила новое название – Северный флот.
1935 - Первый полёт амфибии S-43. Самолёт мог перевозить 15 пассажиров. Максимальная скорость - 290 км/ч, крейсерская - 257 км/ч. В апреле 1936-го самолёт установил четыре мировых рекорда высоты (7620 м) по классу амфибий. 17 амфибий приобрели ВМС США, 16 - "Пан Америкен", 2 - СССР. Эти самолёты участвовали в поисках пропавшего экипажа Сигизмунда Александровича Леваневского.
1936 - Открылась первая в СССР трансконтинентальная авиалиния из Москвы во Владивосток. Это была одна из самых дальних линий в мире. Перелёты совершались с промежуточными посадками. Весь маршрут пассажиры преодолевали за 4 суток. Полеты осуществлялись с Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе, более известного как Ходынка. Впрочем, в том же 1936-м его закрыли на капитальную реконструкцию, в ходе которой предстояло соорудить бетонную взлетно-посадочную полосу. Пока шло строительство, гражданские авиарейсы отправлял и принимал аэропорт «Быково».
1937 - В США создана группа Cal Tech Rocket Research Project, ставшая предшественником Лаборатории реактивного движения.
1939 - Состоялся первый полёт прототипа гидросамолёта-разведчика, разработанного французской фирмой Bloch MB.480. Было построено два экземпляра и начата программа испытаний, которая не была закончена в связи с началом Второй Мировой войны.
1939 - Первый полёт немецкого FW-190V1. Истребителей фирмы "Фокке-Вульф" FW-190 было выпущено около 20 тысяч. Лётчик-испытатель фирмы Г. Зандер.
1940 - Французский дальний бомбардировщик MB.162-01 впервые поднялся в воздух, до когда немецкие войска приблизились к Виллакублэ. Самолёт окончательно собрали в Виллакублэ только весной 1940 года. MB. 162 имел цельнометаллическую конструкцию. Силовой набор крыла был типичен для фирмы "Блок": два лонжерона, связанные наклонными стержнями, образовывали работающую на кручение коробку; носок и законцовки являлись отъёмными. У задней кромки подвешивались щитки, приводимые в действие гидросистемой. Крыло делилось на четыре части и обшивалось листами "ведаля". Бензобаки размещались между главными лонжеронами. Максимальный запас горючего равнялся 6500 л, распределенных между восемью баками. Фюзеляж представлял из себя цельнометаллический монокок. Экипаж из пяти человек состоял из двух пилотов, штурмана-бомбардира, стрелка-радиста и верхнего стрелка. Основные стойки шасси убирались вперёд по полёту во внутренние мотогондолы и частично закрывались каждая двумя створками. Оборонительное вооружение было примечательно тем, что в его состав входила 20-мм пушка на механизированной верхней турели, такая же пушка плюс 7,5-мм пулемёт в нижней установке (тоже механизированной) и ещё один 7,5-мм пулемёт в самом носу у штурмана-бомбардира.
1942 - Совершил первый полёт опытный самолёт с заводским номером DZ434, на котором смонтировали форсированные, но невысотные моторы "Мерлин" 25 со взлётной мощностью по 1620 л.с. Эта машина, стала прототипом истребителя-бомбардировщика "Москито" FB.VI, в октябре её испытание успешно завершились. Внедрение модификации в серию задерживалось в связи с необходимостью разработки нового усиленного крыла (так называемого "базового" или "универсального") с узлами подвески дополнительных бензобаков, бомб и реактивных снарядов.Ранние серийные истребители-бомбардировщики FB.VI имели нормальную взлётную массу 9000 кг и оснащались моторами "Мерлин" 21, 23 или 25 (последних первое время не хватало). С боевой нагрузкой из четырёх 113-кг бомб (две в бомбоотсеке и две под крылом), боезапасом (по 150 снарядов на пушку и по 500 патронов на пулемёт) и с 1825 л топлива в баках самолёт мог пролететь 1950 км. У земли машина с двигателями "Мерлин" 25 летала с максимальной скоростью 541 км/ч, на высоте 1550 м развивала 577 км/ч, а на второй границе высотности (3960 м) - 608 км/ч. Постройкой "шестерок", помимо завода в Хатфилде, занимались фирмы "Стандарт Моторс" и "Эрспид". Всего было выпушено 2140 самолётов FB.VI.
1944 - Начались испытания тяжёлого истребителя сопровождения ТИС. К 5 июня ТИС (МА) был готов к проведению лётных испытаний, но разрешение заместителя наркома Александра Сергеевича Яковлева на первый вылет удалось получить только 13 июня. В тот же день лётчик-испытатель полковник Николай Фёдорович Гаврилов поднял машину в воздух.Самолёт потерпел аварию 29 июня 1944 г. - в конце пробега отказали тормоза. Ремонт продолжался целый месяц (с 30 июня по 30 июля), 14 августа лётные испытания возобновились в ЛИИ и продолжались до 16 сентября.
1945 - ВВС США подписали контракт с фирмой Northrop на переделку двух YB-35 под реактивные двигатели. По замыслу конструкторов, предполагалось вместо четырех поршневых установить восемь турбореактивных двигателей J33 (TG-180) фирмы Allison, разместив их двумя пакетами по четыре двигателя на каждом полукрыле. При этом, правда, пришлось пожертвовать двумя бомбоотсеками. Новой модификации присвоили сначала обозначение ХВ-35В, потом его изменили на ХВ-49, а в процессе постройки - на YB-49.
1947 - Состоялся первый полёт Ла-160 - первого советского истребителя со стреловидным крылом,лётчик-испытатель Иван Евграфович Фёдоров.
1948 - Введены в эксплуатацию самолёты CV-240. Convair Model 240 ConvairLiner - среднемагистральный пассажирский самолёт, разработанный американской фирмой Convair на базе самолёта Convair Model 110. CV-110 совершил первый полёт 8 июля 1946 года. Это был двухмоторный самолёт, оснащённый звёздообразными поршневыми двигателями R-2800-S1C3-G мощностью 2100 л. с. Он вмещал 30 пассажиров. Однако до его первого полёта компания American Airliners уже решила, что необходима большая пассажировместимость, что привело к разработке самолёта Convair Model 240, известного позднее как ConvairLiner. Опытных экземпляров как таковых построено не было. Все самолёты были завершены как серийные машины, и первый самолёт поднялся в воздух 16 марта 1947 года. В новом варианте от Model 110 остались силовая установка и общая конфигурация. Фюзеляж был удлинен на 1,12 м, что сделало возможным разместить в нём 40 пассажиров.Из общего числа построенных машин (176 для гражданских авиалиний) значительное количество использовалось как военные.
1948 - Первый полёт Cessna 170.Самолёт Cessna Model 170 является развитием Model 140 с новым двигателем и увеличенной кабиной, в которой возможно размещение четырёх человек. На прототипе стоял 6-цилиндровый поршневой двигатель Continental C-145 мощностью 145 л. с., который был заменён двигателем Lycoming O-340-A1A мощностью 170 л. с.Машина получилась удачной, и в результате Model 170 и её развитие Model 172 стали самыми массовыми самолётами фирмы "Cessna".На основе Cessna Model 170 было создано большое семейство модификаций. В 1948 году собрали 729 самолётов Model 170, после чего производство перешло на выпуск Model 170A с цельнометаллическим крылом измененной формы, одинарными подкосами крыла и форкилем большой площади. Обтекатели колёс основных опор шасси впервые появились на вновь построенных Model 170A, но затем их стали ставить на все самолёты семейства Model 170. Всего были построены 1536 самолётов 170A, а в 1952-1956 годах были собраны 2907 самолётов 170B. На 170B ставился двигатель C-145-2 (позже 0-300) с характерными щелевыми воздухозаборниками справа и слева от воздушного винта. Крыло 170B снабдили закрылками Фаулера.За девять лет серийного производства выпустили 5172 самолёта 170-й модели всех вариантов.
1950 - Родился Геннадий Михайлович Манаков — лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (1990), полковник (1990). Совершил 2 космических полёта на ОС "МИР" в 1990 (Союз ТМ-10) и 1993 (Союз ТМ-16) годах. Суммарный налёт в космических полётах составляет 309 суток 21 час 19 минут 36 секунд. Число выходов в открытый космос - 3. Продолжительность работ в открытом космосе - 12 часов 43 минуты. 20 декабря 1996 года был отчислен из отряда космонавтов по состоянию здоровья.Скончался 26 сентября 2019 года.Похоронен на Федеральном мемориальном кладбище в Мытищи.
1951 - Начались заводские испытания опытного фронтового истребителя МиГ-17 СИ-01. СИ-01 ("изделие 45") - четвёртый прототип, эталон для серии. Изготовлен в мае 1951 года на заводе №21 в Горьком.
1951 - British European Airways открывает вертолётные рейсы между Лондоном и Бирмингемом. На линии летали два вертолёта Sikorsky S-51.
1951 - Подписан приказ министра вооружений СССР Д.Ф.Устинова об организации на заводе в Днепропетровске (Украина) производства баллистических ракет Р-1 (завод получил название – «Государственный союзный завод № 586»). Сейчас это Днепровский машиностроительный завод (ДМЗ).
1953 - Командование авиации ВМС, руководствуясь Постановлением Совета Министров СССР № 1138-470 от 29 апреля 1953 года, выдало ОКБ Андрея Николаевича Туполева тактико-технические требования к пикирующему бомбардировщику-торпедоносцу "91" с одним ТВД ТВ-2М. Согласно этим документам самолёт "91" предназначался для бомбометания с пикирования по кораблям, военно-морским базам и береговым сооружениям; торпедометания по боевым кораблям и транспортам; как дополнительная задача: штурмовые действия по кораблям, транспортам, высадочным средствам и живой силе десанта, а также бомбометание с горизонтального полёта. Самолёт "91" должен был выполнять взлёты и посадки днём и ночью и в сложных метеоусловиях с грунтовых аэродромов и аэродромов с ограниченными взлётными полосами. Выполнение боевых задач по нанесению торпедных и бомбовых ударов, а также штурмовых действий должно было осуществляться как одиночными самолётами, так и в составе группы в условиях сильного противодействия зенитной артиллерии противника.
1954 - Американский многоцелевой вертолёт S-59 впервые поднялся в воздух, а уже 26 августа он побил мировой рекорд скорости, установленный незадолго до этого вертолётом Пясецкого PV-22. Он развил скорость 250 км/ч. Через два месяца "59-й", забравшись на высоту 7470 м, лишил своего конкурента и абсолютного рекорда высоты для вертолётов. Испытания S-59 дали богатый материал, послуживший основой для разработки американских вертолётных газотурбинных двигателей, создания вертолётов нового, второго поколения. Опробованный на новом вертолёте двигатель "Артуста-II" послужил прообразом новых двигателей Шидловского. Оснащение французских вертолётов такими двигателями позволило им завоевать прочное положение на мировом рынке. Несмотря на ряд блестящих достижений, в серию S-59 не пошёл. Он так и остался опытным. Мечтам Сикорского и Шидловского не суждено было сбыться. Военные потребовали оснастить S-59 двигателями американского производства. Но подобных в то время просто не было. Та же причина помешала и получить гражданский сертификат лётной годности.
1955 - Утверждён эскизный проект Ми-6. Этот тяжёлый многоцелевой вертолёт - первый в мире серийного производства, оснащённый двумя турбовальными двигателями со свободной турбиной. Его компоновочная схема признана классической. Ми-6 - самый грузоподъёмный по тем временам. Первый полёт состоялся уже в июне 1957-го. ГСИ проходили в 1959 - 1963 годах. Строился с 1959 года на Ростовском вертолётном заводе и Московском №23 как в военном, так и в гражданском вариантах, в том числе и на экспорт.
1956 - В ходе испытаний одного из серийных самолётов "Виктор" В.Мк.1, лётчик-испытатель фирмы Хэндли Пейдж Д.Аламо в пологом пикировании достиг скорости звука (в кабине самолёта отсутствовал указатель числа М, однако наземные наблюдатели зафиксировали грохот ударной волны).
1956 - В Китае в провинции Синьзян начато строительство китайского ракетного полигона Цзюцюань (Jiuquan) впоследствии ставшего космодромом.
1960 - Разведывательный ERB-47H Stratojet 38-й стратегической разведывательной эскадрильи ВВС США сбит советским перехватчиком МиГ-19 (лётчик Василий Поляков) над Баренцевым морем. Из состава экипажа 4 человека погибли, ещё 2 были спасены советской стороной и освобождены в 1961 году.
1960 - Выполнен первый международный рейс из аэропорта Шереметьево по маршруту Москва - Шенефельд на самолёте Ил-18 Внуковского авиаотряда. Располагая самолётами Ту-104, Ил-14 и Ил-18, «Аэрофлот» выполнял из Шереметьева рейсы в 23 зарубежных государства. За первый год работы аэропорт обслужил 50 тысяч пассажиров и 3 тысячи тонн почты и грузов. Инициатором строительства международного аэропорта в Москве выступил глава СССР Никита Хрущев. По свидетельствам современников, он был настолько поражён размахом аэропорта Хитроу в Лондоне, что прилетев обратно в СССР и выйдя из самолёта на вновь построенном Шереметьевском военном аэродроме, оглядел пустырь и сказал: «Пора бы и у нас построить такой аэропорт». Его слова были восприняты как руководство к действию, и постановлением правительства страны на базе бывшего военного аэродрома Шереметьевского был организован аэропорт Шереметьево.
1961 - Первый полёт опытного четырёхмоторного транспортного самолёта укороченного взлёта и посадки Breguet Br.941-01. Четырёхмоторный транспортный самолёт укороченного взлёта и посадки Br.941, мог использоваться в гражданских и военных целях. Самолёт использовал метод отклонения спутной струи винта для создания дополнительной подъёмной силы. Четыре двигателя были установлены в гондолах далеко впереди передней кромки крыла так, что спутная струя от их винтов обдувала без отрыва всё крыло и выпущенные двухщелевые закрылки, установленные по его размаху. Так как вся задняя кромка крыла оказалась занятой закрылками и места для элеронов не осталось, для поперечного управления самолётом использовались интерцепторы, установленные по четыре на верхней поверхности каждой консоли крыла.
1962 - На базе ВВС США "Эдвардс" (шт. Калифорния, США) состоялся очередной 23-й полёт ракетного самолёта "Х-15" № 2. Аппарат пилотировал лётчик-испытатель Роберт Майкл Уайт (Robert Michael White). В ходе полёта была достигнута максимальная скорость 5913 км/час при высоте подъёма 40420 м.
1964 - Американская лётчица Джеки Кокран устанавливает рекорд скорости на F-104G "Starfighter" - 2097,27 километров в час на 100-километровой базе.
1967 - Первый беспосадочный трансатлантической полёт на двух вертолётах, Sikorsky HH-3E "Jolly Green Giants" из Нью-Йорка в Париж.
1970 - Запуск КК "Союз-9", Командир: Андриян Григорьевич Николаев (2-й космический полёт),бортинженер: Виталий Иванович Севастьянов (1-й космический полёт).
На космическом корабле Союз-9 (регистрационный номер 1970-041A / 04407), совершён полёт, который положил начало отработке в космосе средств, необходимых для продолжительных полётов без создания на борту КК искусственной гравитации. Полёт длительностью в 17,8 суток — на то время абсолютный рекорд продолжительности полёта в космос. Рекорд продолжительности автономного полёта (без стыковки с орбитальной станцией) не побит и по сей день — максимальная длительность полёта КК «Space Shuttle» составила на 66 минут меньше. Программа полёта выполнена успешно.В ходе полёта, среди других экспериментов, выполнялась программа по имитации перехвата космического аппарата вероятного противника.Посадка корабля 19 июня 1970 года.
1971 - Создание Московского института инженеров гражданской авиации (МИИГА) ныне МГТУ ГА.
1971 - Предсерийный Ту-144 № 01-1 (бортовой № 77101), строительство которого завершилось в начале 1971 года, совершил первый полёт. По программе заводских испытаний машина выполнила 231 полёт, продолжительностью 338 часов, из них 55 часов самолёт летал на сверхзвуке. На этой машине отрабатывались комплексные вопросы вопросы взаимодействия силовой установки и самолёта на различных режимах полёта.
1976 - Катастрофа Ту-154 под Малабо. Авиалайнер Ту-154А ( CCCP-8510) авиакомпании «Аэрофлот» выполнял межконтинентальный рейс SU-418 по маршруту Луанда — Малабо — Нджамена — Триполи — Москва, но при заходе на посадку в Малабо врезался в гору около аэропорта Малабоruen на острове Масиас-Нгема-Бийого (Экваториальная Гвинея). Погибли все находившиеся на его борту 45 человек — 35 пассажиров и 10 членов экипажа. Комиссия не смогла установить причину столкновения, предположив, что отказал радиолокатор.
1981 - Первый полёт опытного английского ближнемагистрального пассажирского самолёта Short 360. Сначала на опытном самолёте стояли ТВД PT6A-45R, которые потом заменили на двигатели PT6A-65R мощностью по 1295 л.с. Сертификация самолёта была завершена в сентябре 1982 г., а в конце ноября был поставлен первый самолёт. Самолёт оснащён обычным комплексом авионики с электромеханическими средствами индикации. Установлены 2 ТВД Pratt & Whitney Canada PT6A-67R (мощностью 1420 л.с., диаметр пятилопастных воздушных винтов - 2,82 м.). Выпускался серийно в 1982-1991 гг. Было поставлено 165, в эксплуатации находится около 105 самолётов.
1982 - Поднялся в воздух первый B-377 Guppy (0003), построенный компанией "Уньон де Транспорт Аэрьенз" (УТА) на своем заводе близ Парижа, он был зарегистрирован на время испытаний как F-WDSG (первая буква W отведена для прототипов гражданских самолётов, а так же серийных машин, проходящих заводские испытания перед поставкой заказчику), а позже он был перерегистрирован в F-BDSG.
1982 - На заводе Комсомольске-на-Амуре был облётан первый серийный Су-27, в первый полёт эту машину поднимал лётчик-испытатель ОКБ Александр Николаевич Исаков.
1984 - Скончался от рака лёгких Архип Михайлович Люлька (23.3.1908 г.р.) — советский учёный, конструктор, специалист в области авиационных двигателей. Академик АН СССР (1968), руководитель ОКБ «Сатурн»(1957). Герой Социалистического Труда (1957). Лауреат Ленинской(1976) и двух Сталинских премий(1948,1951).Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).
1985 - Начало эксплуатации самолёта Ту-154М. Первый пассажирский рейс новый авиалайнер выполнил по маршруту Москва (Внуково) — Надым. По качеству и количеству изменений конструкции и систем управления этот самолёт, в отличие от ранних модификаций Ту-154, действительно можно было считать новым. Ту-154М оказался на 30% экономичнее в эксплуатации, чем предыдущие модификации. Новый авиалайнер брал на борт 164 пассажира и перевозил их на расстояние до пяти тысяч км.
1987 - Самолёт-топливозаправщик Ил-78 принят на вооружение ВВС СССР.
1993 - Планер Discus B установил рекорд дальности полёта, свободная дистанция через три поворотные пункта: 1394,04 км , пилот Thomas L. KNAUFF (USA), Julian, PA (USA) - Bedford, PA (USA).
1995 - Совершил первый полёт первый прототип Falcon 900EX. В течение полёта, который продолжался один час и 45 минут, пилоты Guy Mitaux-Maurouard и Jean-Louis Dumas подняли самолёт на высоту 41000 футов при скорости 0.82М.
1998 - Катастрофа Ми-8Т (RA-22927) а/к ЦАПЭР 'Полюс' в Антарктиде. В 07 часов 17 минут (UTC) в Антарктиде (А = 353°, S = 85 км от станции Новолазаревская), на удалении 870 м от научно-экспедиционного судна "Академик Федоров", ночью, в простых метеоусловиях (облачность верхняя слоисто-кучевая 3 балла, видимость 20 км) потерпел катастрофу вертолёт Ми-8Т №22927, принадлежащий ООО "Аэроком" и эксплуатируемый а/к "Центр авиапарашютных экспедиционных работ Полюс" Западно-Сибирского РУ ФАС России. На борту ВС находилось 1700 кг груза и шесть пассажиров - работников станции. Выполнялся полёт с целью доставки груза и пассажиров с НЭС "Академик Фёдоров" на антарктическую станцию Новолазаревская. После взлёта с борта корабля и разворота на курс следования вертолёт столкнулся передней стойкой шасси с ледовой поверхностью материка на расстоянии около 150 м от края ледового барьера, продвинулся вверх на уклон с крутизной 5-7° и полностью разрушился. В результате катастрофы погибли три члена экипажа и два пассажира. Остальные пассажиры тяжело травмированы. Причиной катастрофы явился самопроизвольный переход ВС на пикирование на малой высоте из-за отказа автопилота АП-34Б по каналу тангажа и крена.Интенсивная разбалансировка вертолёта, в сочетании с дефицитом располагаемой высоты полёта и характером рельефа местности, не позволили экипажу предотвратить столкновение вертолёта с ледовой поверхностью. Наличие отрицательного вертикального сдвига ветра могло оказать влияние на скороподъёмность вертолёта и угол набора высоты.
2001 - Были сформированы Космические войска как род войск. До этого момента обеспечение безопасности страны в космической сфере было возложено на Войска ракетно-космической обороны и Военно-космические силы, входившие в состав Ракетных войск стратегического назначения.
2002 - Совершил первый полёт прототип учебно-боевого самолёта L-159B (зав. номер 6073). Этот вариант "Элки" получил наиболее богатый в своем семействе комплекс бортового и специального оборудования. По желанию заказчика на него могла устанавливаться стандартная НАТОвская система дозаправки в воздухе типа "штанга-конус". В создании машины довольно активно участвовала корпорация Boeing, которая на тот момент владела 35% акций "Аэро Водоходов" и вложившая 15 млн. USD в разработку программного обеспечения для бортовых компьютеров самолёта. Уже в июле самолёт дебютировал на авиасалоне Farnborough-2002, где демонстрировался на стоянке. Позже эта машина была неизменным участником многих авиасалонов - от Ле Бурже и Дубай в 2003 году до "крайнего" в Фарнборо в 2006 году. Во второй половине 2002 года ВВС Чехии подписали заказ на два L-159B, а позже аппетиты выросли до 8 самолётов. "Бэшка" активно предлагалась Польше, Словакии, Индии и ряду стран "третьего мира", но безрезультатно. Ввиду нехватки средств серийное производство L-159B так и не началось.
2009 - Крупнейшая в истории «Air France» авиакатастрофа - над Атлантическим океаном. Airbus A330, выполнявший рейс из Рио-де-Жанейро в Париж, упал в воды Атлантики. Через три с половиной часа после вылета пилоты сообщили о турбулентности, а затем бортовой компьютер самолёта передал несколько сервисных сообщений, после чего связь с самолётом была потеряна. На борту находилось 228 человек (в том числе 12 членов экипажа). Это крупнейшая авиакатастрофа в истории Air France и крупнейшая катастрофа пассажирского самолёта с 2001 года. Со дна Атлантики за время поисковой операции были подняты 104 тела. Останки 50 человек были обнаружены на поверхности океана непосредственно после падения самолёта. Таким образом всего найдено 154 погибших. Причинами катастрофы стали нарушение в работе техники и ошибки экипажа. Такой вывод содержится в докладе судебных экспертов.
2012 - Беспилотный летательный аппарат на водородном топливе Phantom Eye производства Boeing совершил свой первый полёт с авиабазы Эдвардс ВВС США. Самолёт поднялся на высоту 1243 метра и пробыл в воздухе 28 минут. БПЛА Phantom Eye имеет размах крыльев 45,72 метра и является первым в своем роде аппаратом, работающим на топливе из сжиженного водорода. БПЛА считается полностью безопасным для окружающей среды: продуктом работы его двигателей является обычная вода. Phantom Eye предназначен для полётов на больших высотах и способен поднимать полезную нагрузку массой свыше 200 килограммов. Ранее сообщалось, что беспилотник может подниматься на высоту до 19,8 километра и развивать скорость до 278 километров в час. Корпус аппарата планировалось выполнить по технологии малой заметности.
Свежие комментарии