18 мая 1886 года (по старому стилю) поручиком А.М. Кованько (впоследствии генерал-лейтенант, первый начальник Учебного воздухоплавательного парка, много сделавший для развития отечественного воздухоплавания и авиации) с помощью любительской раздвижной камеры проведена первая фотосъемка (3 снимка) с воздушного шара в районе Санкт-Петербурга с высоты 900 м).
В XIX в. наибольшее предпочтение в развитии военного воздухоплавания отдавалось ведению воздушной разведки. В период австро-итало-французской войны 1859 г. впервые в мировой практике был проведен эксперимент по осуществлению фотографирования в военных целях наземных объектов с воздушного судна.
В победном для объединенных войск Франции и Сардинского королевства сражении у Сольферино 24.06.1859 г. парижский фотограф Ф. Турнашон впервые провел фотосъемку позиций австрийских частей с борта привязного аэростата. Тем самым было положено начало применению воздушной фотосъемки, как средства документальной разведки на войне. Вскоре это новшество прочно вошло в повседневную практику. Идея воздушной съемки у Ф. Турнашона возникла еще в середине 1850-х гг. В 1855 г. он взял привилегию на воздушную фотографию, указывая, что по воздушным фотоснимкам он сможет точно обозначить границы земельных участков и тем самым заменить землемерную съемку. Первый эксперимент был проведен в 1858 г. Фотограф сделал снимок (плохого качества) небольшой деревушки с привязного шара с высоты около 80 м. Позднее ему удалось усовершенствовать этот процесс. В том же году французский изобретатель Г.Ф. Турначе провел первую успешную аэросъемку г. Парижа (в мирных целях).
В России родоначальником воздушной фотосъемки стал начальник первой в русской армии кадровой команды воздухоплавателей поручик лейб-гвардии саперного батальона А.М. Кованько.
А.М. Кованько
Александр Матвеевич Кованько свой первый фотоснимок с воздуха сделал в мае 1886 года над стрелкой Васильевского острова.
«Поднявшись на привязном воздушном шаре на высоту 800 метров, впервые в России сфотографировал стрелку Васильевского острова – получились очень хорошие снимки», – отмечал в своем докладе историк авиации Иван Шатоба.
Щелчок фотоаппарата генерал-лейтенанта воздухоплавания положил начало развитию аэрофотосъемки в России.
Полученные навыки очень пригодились Кованько во время русско-японской войны. Первый Восточно-Сибирский воздухоплавательный батальон, сформированный по его предложению, занимался корректировкой артиллерийского огня, наблюдением за передвижением войск противника в ближних тылах и съемкой местности. «Лично Кованько под огнем артиллерии японцев снял план позиций японцев в районе Сандепу – Ламатуня в ширину на 30 верст и в глубину на 10-16 верст», – говорит Шатоба.
Имя основателя военного воздухоплавания в России Александра Матвеевича Кованько торжественно внесли в Золотую книгу Санкт-Петербурга.
Ранее, 03.02.1885 г., Военному министру генералу от инфантерии П.С. Ванновскому поступил доклад от товарища генерал-инспектора по инженерной части генерал-лейтенанта К.Я. Зверева о подготовке сформированной кадровой команды воздухоплавателей для участия в маневрах войск гвардии и об ассигновании средств на приобретение воздухоплавательного имущества. В частности, предлагалось приобрести по линии Военного ведомства портативный фотографический аппарат Д.П. Езучезского, российского ученого-физика и изобретателя стереофотоаппарата, с выделением 150 рублей.
18.05.1886 г., поднявшись на воздушном шаре (аэростате) с территории кадровой воздухоплавательной команды (Волково поле, г. Санкт-Петербург), поручик Кованько произвел на высоте 800 м первую опытную воздушную съемку российской столицы, второй снимок был сделан уже с высоты 1200 м. Фотографирование осуществлялось при наклонном положении оптической оси обыкновенного раздвижного фотоаппарата с простым моментальным затвором и форматом снимка 12х16 см. Третий снимок был произведен над Петропавловской крепостью с высоты 1350 м при приближенно отвесном положении оптической оси камеры.
В июле во втором экспериментальном съемочном полете на воздушном шаре, принадлежавшем Императорскому Русскому техническому обществу, приняли участие воздухоплаватели поручик А.М. Кованько и Л.Н. Зверинцев. Последний осуществлял съемки, используя специальную фотокамеру, сконструированную и изготовленную руководителем фотографического VII (Воздухоплавательного) отдела Императорского Русского технического общества В.И. Срезнеевским.
Конструкция этого фотокамеры явилась шагом вперед в создании специальной аппаратуры для воздушной съемки. Она была снабжена компасом для ориентирования и отсчета азимута снимка; этой цели служили и две взаимно перпендикулярные линии, нанесенные на ее поверхности. Камера была отфокусирована на бесконечность, и объектив прочно закреплен в таком положении. В качестве кассет на одну пластинку форматом 24х24 см использовались специальные светонепроницаемые чехлы из прорезиненной ткани с белой наклейкой для записей карандашом условий съемки. Позднее именно этот аппарат стал предшественником камеры В.Ф. Потте, получившей широкую известность в первой четверти ХХ в.
В августе 1886 г. фотограф варшавского университета К. Брандль с борта привязного аэростата впервые сделал фотосъемку больших маневров войск в западных районах Российской империи.
В следующем году заведующий фотографическим павильоном Учебного кадрового воздухоплавательного парка поручик Д.Д. Беляев в свободном полете на высоте 900 – 1800 м вновь фотографировал Петербург, на этот раз при отвесном положении оптической оси обыкновенного фотоаппарата. Впервые аэрофотосъемку на пленке выполнил инженер-полковник запаса Н.А. Козлов.
Ранее, 04.07.1886 г., он подал прошение в Комиссию по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям под председательством генерал-майора М.М. Борескова «о разрешении испытывать на воздушных шарах военного ведомства его электро-автоматический аппарат для фотографирования» с получением положительного решения.
В 1887 г. в России появилась первая публикация о фотографировании с воздушных шаров, составленная Л.Н. Зверинцевым на основании опыта, накопленного им и его коллегами.
В отчетах деятельности Учебного кадрового воздухоплавательного парка (УКВП) за тот же год вопросам организации воздушных съемок было уделено особое внимание.
По докладу и. д. начальника Парка полковника И.И. Яснецкого в ходе подъемов аэростатов: «… испытывались различные камеры, объективы, затворы и кассеты при фотографировании с шара, а согласно полученных результатов построена камера, предназначенная для производства снимков с шара. Производились удачные опыты над ортохроматическим фотографированием; применить же его к снимкам с шара, за недостатком времени, еще не удалось».
Наряду с применением для фотографирования свободных аэростатов, в России делались попытки использовать привязные шары, причем последним отдавалось явное предпочтение, т.к. в свободном полете можно было фотографировать только случайные объекты, а с привязного шара – заранее намеченные объекты на местности.
Одновременно в штат Парка был включен специальный фотографический павильон, а в программу подготовки военных воздухоплавателей добавлена информация, имевшая теоретическое и практическое значение: «по фотографии, т.е. химическом действии света и использование им для получения изображений, о материальной части фотографии воздухоплавательного парка, о применении фотографии к воздухоплаванию и голубиной почте».
02.12.1887 г. инженер-полковник запаса Н.А. Козлов предложил руководству Комиссии по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям новый способ фотографирования местности с воздушного шара в темное время суток с помощью дистанционных светящихся гранат. Предварительные испытания были проведены на территории УКВП 17 ноября с положительным результатом.
Автор проекта предложил также способ «обчерчивания полученных фотографических изображений гектографическими чернилами», который он с успехом испытал 03.12.1887 г. в Парке и через 17 минут после снимка получил первый позитивный отпечаток.
В январе следующего года Н.А. Козлов подготовил докладную записку на имя Военного министра по вопросам воздушного фотографирования с приложением соответствующего акта комиссии УКВП под председательством инженера В. Бекона, при участии поручика Д.Д. Беляева, технолога Л.Н. Зверинцева и академиста-архитектора А. Малаховского. По мнению членов комиссии, «по способу т. Козлова возможно получить фотографические снимки местности в копиях, в желаемом масштабе. Результаты опытов показали: а) что, не считая времени фотографические съемки, возможно получить … 150 штук неувеличенных копий снимков и б) увеличенных же копий в то же время 300 экземпляров отпечатков».
В 1891 г. в России были изданы «Наставления для пользования воздухоплавательным компасом и фотограмметрическим прибором инженера-полковника Н.А. Козлова».
С последующим развитием военного воздухоплавания в России неуклонно возрастала и степень востребованности в воздушной фотографии (в интересах военной разведки). Одновременно шло техническое совершенствование фотоаппаратуры. В 1898 г. русский изобретатель Р.Ю. Тилле сконструировал первый в мире специальный многокамерный автоматический аппарат для воздушной фотографии – «панорамограф». Этот аппарат состоял из семи фотоаппаратов, которые одновременно производили съемку большой площади. Одновременно с применением воздушных шаров (привязных и свободнодвижущихся) в 1890-е гг. получили широкое распространение змейковые аэростаты (воздушные змеи). С их появлением началось активное развитие фотосъемки в автоматизированном режиме.
При помощи ручной лебедки на принятую высоту (обычно от 200 м до 2 км) запускался большой змей с прикрепленным к нему (или к его лееру) фотоаппаратом. В иных случаях аппарат при помощи специальной парусной тележки досылался по лееру к змею позднее. После автоматического спуска затвора змей притягивался к земле или опускалась по лееру парусная тележка.
Особую популярность в России имели беспилотные змеи коробчатой формы, обладавшие наибольшей подъемной силой и устойчивостью. Один из первых эксперименты со змейковыми аэростатами в 1895 г. начал проводить поручик Варшавской крепостной артиллерии С.А. Ульянин. Позднее он разработал фотоаппарат собственной конструкции. В начале 1910 г. Ульянин выступил с докладом на заседании подсекции при XII съезде естествоиспытателей и врачей в г. Москве на тему: «Воздушный змей для подъема людей и автоматической фотографии». Им была разработана система фотографирования с высоты до 200 м для военных целей и топографической съемки (с проявлением пластинки в походной лаборатории около 20 минут).
В дальнейшем отечественные разработки в области воздушного фотографирования прошли успешную апробацию в боевой обстановке в ходе Русско-японской 1904 – 1905 гг. и Первой мировой войн и показали свою важность в военном деле.
Воздухоплавательный Парк. Обер-офицер (парадная форма), под № рядовые: № 1 (в рубахе) № 2 (в парадной форме) № 3 (в обыкновенной форме) воздухоплавательного парка, 1890 год, на заднем плане воздушный шар «Стерхъ»
Подъем воздушного шара «Сокол». Санкт-Петербург.1885 г.
В декабре 1884 года в России при Главном Инженерном Управлении под председательством заведующего Гальванической (впоследствии — Электротехнической) частью генерал-майора М.М.Борескова была создана «Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям». Секретарем-делопроизводителем её был назначен поручик А.М.Кованько, ранее окончивший Николаевское инженерное училище.
По заключению этой комиссии в феврале 1885 года была сформирована Воздухоплавательная команда — первое в русской армии регулярное подразделение такого рода — под началом поручика А.М.Кованько. Команда состояла из двух унтер-офицеров и 20 рядовых. Военно-воздухоплавательную команду расквартировали к югу от Волковой Деревни, на Волковом поле, в старых казармах испытального артиллерийского полигона.
6 октября 1885 года был совершён первый успешный перелёт из Волкова в Новгород на французском воздушном шаре. Экипаж состоял из 3 человек под командованием поручика Александра Кованько, основателя и главы авиационной команды. Отсюда впервые поднялись в воздух 2 воздушных шара «Орёл» и «Сокол».
Свежие комментарии